Такой простой вопрос: «Кто я?» И столько сказано об этом, столько написано. Современный человек боится себя. Ему проще быть фантомом, созданным социальными рекомендациями «каким ты должен быть». Тотальное одиночество, как следствие. Не экзистенциальное, но, бытовое. Человек после себя боится еще и свое окружение. А начав бояться, обвиняет именно его, свое окружение, во всех своих же грехах (что для современного человека есть, «некомфортное существование»). Такой человек с удовольствием становится жертвой. Козлом отпущения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики бесед со Сторителлером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие автора к книге «Беседы со Сторителлером»
Вместо эпиграфа:
"…Я потом прочитал еще книжку Чарльза Миллса «Социологическое воображение» (очень известный американский социолог, один из немногих у нас переводившихся, написал книжку об американской элите). Когда я уже методикой научной работы заинтересовался, то не мог мимо нее пройти. Там есть целая глава. Приложение к книге. Называется «Об интеллектуальной работе». Где, в частности, разворачивается подход, для человека, работающего в общественных науках с информацией, с людьми. Личный опыт, личные впечатления и личный журнал, есть основные рабочие инструменты. И сам подход Бродского, что именно его жизнь, есть вещь важная, это была позиция не эгоцентричная, а функциональная. Я живу СВОЕЙ жизнью. Самоценность МОЕЙ Истории…"
Из «Бесед со сторителлером».
То, что вы прочтете, если наберетесь смелости, о вас… о нас… о каждом из нас…
Вы будите читать про боль. Свою и мою. Но… «боль не дает заснуть от усталости кобыле при родах» (это из какой-то научной передачи), поэтому просыпайтесь.
Такой простой вопрос: «Кто я?»
И столько сказано об этом, столько написано. Современный человек боится себя. Ему проще быть фантомом, созданным социальными рекомендациями «каким ты должен быть».
Тотальное одиночество, как следствие. Не экзистенциальное, но, бытовое. Человек после себя боится еще и свое окружение.
А начав бояться, обвиняет именно его, свое окружение, во всех своих же грехах (что для современного человека есть, «некомфортное существование»). Такой человек с удовольствием становится жертвой. Козлом отпущения.
«…Фраза «Мне не очень приятно об этом говорить».
Что это? Это: «Мне страшно тебе об этом говорить…Я не знаю, как ты на это отреагируешь… Я боюсь, что ты хуже будешь ко мне относиться…» Все…»
Я не скажу, что это книга о том, как победить страх. Для этого нужно непосредственное общение. Но, подготовится к такому общению, с помощью этой книги, можно и нужно.
Уж коли есть такая возможность…
Беседы со Сторителлером
Что это такое?
Вы — рассказываете о себе. Я — создаю вам уютную атмосферу для этого, задавая вопросы и слушая с искренним интересом.
Я стану для вас СОБЕСЕДНИКОМ…
А еще я буду записывать ваш рассказ на диктофон, после чего, предоставлю текст нашей беседы. Дальше и начнется самое интересное.
Прочитав этот текст, вы, во-первых, проверите, насколько интересно рассказываете о себе чужому человеку. НЕ «делаете презентацию», а, именно, ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЯ собеседнику.
Во-вторых, насколько хорошо вы ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЯ…
То есть, сильно ли тот, каким вы себя представляете, отличается от того, каким вы действительно являетесь (из моей практики: разница обнаруживается, практически, всегда).
В-третьих, полученный материал может стать, как основой любого вашего интервью, так и началом книги о вас и о том, чем вы занимаетесь.
А, главное, готовьтесь к чудесам…
С вами они начнут происходить…
Но, если быть до конца честным, вы просто начнете замечать то, на что раньше не обращали внимания.
Знаки и ВОЗМОЖНОСТИ…
Свою ИСТОРИЮ можно создавать уже сегодня, просто беседуя со Сторителлером…
Представление своих историй — главная часть «работы над собой».
Страх, как ресурс
То, что вы прочитаете ниже (если, конечно, у вас возникнет такое желание,"в чем я лично сомневаюсь", отрывок расшифровки одной из практик «Беседы со Сторителлером». Помещаю его здесь, потому, что в нем объясняются основные принципы, задачи и сложности этих практик.
Тому, кто решит всерьез «разобраться с собой», будет полезно с этим ознакомиться.
Данный отрывок собран из кусков, и, тем не менее, логика определенная в нем присутствует…
«…У тебя главная задача разговориться. Я, конечно, буду тебе помогать. Но, первым делом, у ТЕБЯ должно возникнуть страстное желание мне что-то о себе рассказать. Поначалу, вообще не важно, о чем ты будешь рассказывать. Потом, из того, что будет выходить, мы за ниточки будем выдергивать что-то важное…
…………………………………………………………………………………………….
Интереснее всего в такой беседе рассказы о том, как человек относится к своему окружению. Как он вступает в диалоги. Как он относиться к тем или иным реакциям и действиям своего окружения. И это больше про него рассказывает, чем факты биографии…
……………………………………………………………………………………………..
Почему я себя не стесняюсь коучем называть? Приходиться вытаскивать моменты, которые не случайно очень глубоко запрятаны. Они не очень приятны, они болезненны, в какой-то мере. Если это будет все время на поверхности, как зубная боль, можно с ума сойти. Неслучайно организм как-то это забивает чем-то другим, повседневным. И даже если не исправлять, эта ситуация как-то затихает, но никуда не девается. И продолжает оставаться болью.
Всплывающие истории, подтверждают, что была или есть проблема. Это истории про то, что ты что-то боялась и делала, или боялась и не делала. Твоя собственная история тебе подсказывает: «Это так…» А не просто, кто-то ставит диагноз.
Именно поэтому, эти истории и вытащить сложно, они болезненны. Я не случайно на семинарах показываю, что такие истории вытаскиваются откуда-то из низа живота, там, где наше физическое и ментальное нутро. Чтобы выйти, в виде звука, им нужно пройти путь со многими зажимами. Прежде всего, в голове.
Моя работа, это ментальное поглаживание, массаж. Что помогает расслабить эти зажимы. А в человеке есть желание освободиться от этих историй. Вынуть их наружу и рассказать их. Но, если у человека есть хоть мизерная причина от нее не освобождаться, то он, скорее, решит для себя, что и пусть она там дальше находиться. Так спокойнее. Потому что работать не надо над собой. Пусть уж будет так, как есть…
Болит, но зато делать ничего не надо. В этом проблема.
Многие же хотят таблетки, из-за того, что она позволяет ничего не делать самому. Но, easy come easy go…
Легко приходит, легко уходит. Мало того, уходит с побочными эффектами. Как алкоголь или наркотики. Тебе на короткое время стало легче…
А потом бах!…и похмелье,…и стало хуже, чем было.
А именно работа над собой… Никакая другая!.. самая важная и эффективная работа. Причина всех наших успехов и возможностей. Когда мы разбираемся в себе. Понимаем, что есть какие-то болезненные вещи, и есть ресурсосодержащие. И те, и другие нужно вытаскивать. Тут и помогает коуч или сторителлер, который в большей степени «профессиональный слушатель». «Повивальная бабка ваших историй». Он понимает, как тяжело это вытаскивать.
Когда человек говорит: «Я об этом не хотел бы…»
Понятно почему. Нам всем хочется быть «людьми с обложки»…
Сейчас у меня выходит статья в международном научном журнале. Статья о сторителлинге, как инструменте работы с виктимностью детей (от слова victim — жертва). Ребенок… Человек… чувствует себя жертвой, когда не может признаться в том, что с ним что-то произошло, что окружение не очень приветствует, или, в прямую осуждает. Когда произошло какое-то насилие над ребенком, он прежде всего понимает, что с ним произошло что-то «грязное», «не достойное»…
Как об этом сказать окружению, прежде всего родителям? И замкнутость, а впоследствии тотальное одиночество (которое и приводит зачастую к самоубийству), происходит из-за отсутствия традиции делиться с окружением не только «историями успеха» (будь они не ладны), но и болью…
Причем у ребенка (да и у взрослого) ситуация, когда ему больше стыдно не ЗА СЕБЯ, а ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ.
Тогда и появляется это «состояние жертвы»…
Но такое же «состояние жертвы» появляется не только после экстремального насилия. Любая проблема, любая ситуация, не одобряемая социумом (как правило по умолчанию), приводит к такой же виктимности, замкнутости, одиночеству…
И отсутствие традиции рассказывать свои истории окружению, про свои беды, эту виктимность только усиливает.
Как у нас относятся к «клубам анонимных алкоголиков»? В лучшем случае со смехом…
Но, если именно рассказывание своих «не приятных историй» приводит к тому, что человек, пусть на время, побеждает эту ужасную не излечимую болезнь, значит какая-та сила в этом «рассказывании» (сторителлинге) есть…
Так вот мое глубокое убеждение закрытость возникает от отсутствия желания работать над собой и быть открытым. Нам легче вагоны разгружать, продавая золото, чем побеседовать с человеком рассказав ему о себе…
Коуч, как и сторителлер, это человек с палкой, который заставляет тебя делать твою работу над собой. Ничего другого! Разными методами, но, заставляет работать над собой. Вспоминать. Признаваться в этом. И далее со всеми…
Надо это осознать и идти на это. Фраза «Мне не очень приятно об этом говорить».
Что это? Это: «Мне страшно тебе об этом говорить…Я не знаю, как ты на это отреагируешь… Я боюсь, что ты хуже будешь ко мне относиться…» Все…
Но, если ты чего-то боишься, надо на это идти. Именно там… Страх, это вообще очень интересный механизм. Его демонизируют и дистанцируются от него. Но, на самом деле, он очень ресурсосодержащий. Если правильно с ним обращаться.
Если страх возникает, это значит, что организм реагируют на какие-то не привычные или болезненные вещи. Но, как правило, в них есть ресурсы и возможности. За редким исключением.
Мне одна девушка рассказывала историю…
В детстве она мечтала стать космонавтом, читала много фантастики и мечтала быть, как «Отроки во вселенной» (был такой фильм в нашем детстве).
А еще она рисовала много, и, как-то нарисовала светящегося красного инопланетянина…
Повесила себе на стенку над кроватью и…
Тут я ей помогаю: «боялась его с удовольствием…»
Она говорит: «Да…»
Космонавт это тот, кто собирается полететь куда-то в неизведанное. Куда-то, где, как правило, никто до этого не был. И там страшно, потому что мы про «то место» ничего не знаем. Какие там «инопланетяне» живут? Но… так интересно там. Ведь там все новое…
Новое вызывает страх, потому что нет никакой информации о нем. Но, только новое открывает возможности быть вне конкурентной борьбы.
Страх это естественное чувство человека. Аларм такой. Красная лампочка. «На это нужно обратить особое внимание!» Не бежать этого, а обратить ОСОБОЕ внимание. Это нельзя пускать на самотек.
При этом… сложность начинания рассказывания в том, что хочется вспомнить что-то выдающееся. А это так не работает. Такие выдающиеся истории опять же забиты и завалены. И пока мы просто не начнем что-то говорить, то есть, в принципе, говорить о себе…
Иногда это может быть поток мысли. Ты начинаешь вроде болтать ни о чем. Казалось бы, глупостью занимаешься. И вдруг, именно через проговаривание, и в этом есть магическое свойство языка, мы свою память возбуждаем, и она начинает выдавать какие-то яркие вспышки. Искрить. И это тоже работа над собой. Почему сторителлинг — длительная трудная работа над собой. Я десять лет с этим работаю, а впереди поле не паханное.
Зацепись за эпизод. Начни. «У меня была игрушка. А ее мне мама подарила. А у мамы платье было. Она его в магазине купила на площади. А на этой площади… О!!!..»
И вспоминаешь, какую-то историю интересную, которая у тебя произошла на площади.
Вот так это работает. Одно зацепляется за другое и вытаскивает что-то важное…
С одной стороны коуч или сторителлер должен помогать эти воспоминания инициировать. Но, необходима помощь со стороны рассказывающего. Чем быстрее заработает в автоматическом режиме речевой аппарат, тем быстрее мы доходим до интересных историй.
То, о чем я говорю на семинарах. Рассказчик и слушающий его должны образовать единую систему со-зависимую, но, и со-дополняющую друг друга. И от рассказчика требуется это преодоление.
И тогда происходят открытия. Мы по-новому открываем себя, свое окружения и наши отношения с ним. Эти открытия не всегда, правда, бывают приятные. Но не надо «посыпать голову пеплом». Надо задуматься.
Это реальности нашей коммуникации с нашим окружением… Мы всегда считаем себя близкими к «белым и пушистым». Мы уверены, что тоже видит и наше окружение…
А у них восприятие иное, иногда и из-за наличия определенных коммуникационных штампов. Но это повод задуматься…
Как мы себя транслируем окружению. Что-то из нас выходит, что люди воспринимают иначе, чем об этом думаем мы. Нам всем приятнее принимать то, что нам понятно. Не понятное, для нас или «дурацкое» или «неадекватное». Возникает шум и общение прерывается, или идет не так, как хотелось бы. Но, это реальность, с которой надо работать…
Осознание есть результат работы над собой. Собирается информация через ее описание. И анализ…
Чем больше подключения к окружению, тем больше такой информации…
Тем меньше шумов…»
Как ответить на вопрос «кто я такой?»
То, что вы прочитаете ниже (если, конечно, у вас возникнет такое желание,"в чем я лично сомневаюсь", еще один отрывок расшифровки одной из практик «Беседы со Сторителлером». Помещаю его здесь, потому, что в нем объясняется, как ответить на вопрос «кто я такой?», что такое истории «кто я такой?»
Рассматривается Архетип «Истории преодоления»…
Ответ на вопрос «Кто я?», как правило, не слово. И уж тем более не какие-то наши статусы и должности. Это набор историй, в которых мы вели себя естественным образом, но главное, нам приходилось в этих ситуациях что-то преодолевать.
Ты на прошлой беседе рассказала две замечательные истории. Первая про бабушку, с которой ты стояла в очереди к врачу. Когда она предложила: «давайте не будем ссориться, поступим по-честному, поэтому первыми идем мы…»
У тебя в этой истории, какое преодоление было? Ты считала, что все споры решаются приведением правильных аргументов. А здесь бабушка говорила какие-то не аргументированные, не логичные данной ситуации, слова, и они подействовали. То есть, влиять можно не рациональными доводами, а чем-то еще. Это преодоление родило в тебе состояние, которое ты и передала мне, когда рассказывала эту историю. И подача твоя сильно отличалась от того, как ты до этого рассказывала мне о себе. До этого твой рассказ был похож на не очень интересную лекцию. Даже не столько не интересную, но, создавалось впечатление, что то, о чем ты рассказываешь, для тебя не очень важно.
Тогда как в истории про бабушку я просто почувствовал, что тебя это взволновало. Для тебя это было открытие, поразившее тебя. Поэтому ты и рассказывала так, что я «проснулся», включился и сопереживал тебе.
И вторая история, еще более показательная, как ты сама разобралась с пирамидой Дилтца и применила ее со своим клиентом. Преодолела совет твоего коуча, мол «пирамиду применять пока рано».
Если дать тебе сейчас послушать запись твоего рассказа, это настолько отличалось от всей нашей беседы. По подаче, по вовлечению меня в твою историю. Я начал сам тебе какие-то вопросы задавать, мы начали обсуждать эту ситуацию. Пошло взаимодействие рассказчика и его аудитории. Я начал тебе сопереживать…
Вот такие истории и надо вспоминать, когда хочешь себе ответить на вопрос «кто я такой?» А вспоминаются они именно через те состояния, которые возникают во время преодоления. Почему важен эмоциональный интеллект? Через эмоции легче вспоминаются не только то, что с тобой происходило, но пробуждается и генетическая память и родовая. Чем развитее эмоциональное поле у человека, тем больше и глубже он может вспомнить.
— Я как обычно преодолеваю? Я быстренько сканирую, могу ли я это сделать. Если я понимаю, что не могу, смотрю, есть ли рядом человек, который поможет сделать. Если его нет, это означает, что ресурсов нет. И тут я начинаю искать. Комбинировать, что можно сделать. И если я не останавливаюсь, я нахожу ответ. Бывает. Что бросаю.
Ты говоришь о технической стороне вопроса. Почему ты бросаешь, потому что тебе, по большому счету, не очень это важно. А речь идет о вещах, которые очень важны и которые, просто, бросить нельзя. Ты их либо достигла и у тебя одно состояние, либо не достигла, но тоже получила определенное состояние. Как правило, это касается каких-то близких отношений. С родителями, с друзьями, с любовниками, с близкими коллегами.
И еще… Люди, как правило, начинают вспоминать факты. Поэтому возникают проблемы. Информацию тяжелее вспомнить, чем эмоции. Информация вся забита другой каждодневной информацией, а энергия, она циркулирует. Энергию проще вытащить, а с нею и факты, с этой энергией (состоянием) связанные.
Можно рассказывать, как ты каждый день кладешь по кирпичу, пока у тебя не появляется дом. А можно рассказать, как ты пришел на пустое место, на котором через какое-то время возник дом. Факты одни, восприятие разное. Во втором случае возникает преодоление. Возникает состояние.
Инструменты коммуникации, это хорошо. Против них не поспоришь. Но, главное, что включает правильный механизм работы с клиентом, «искренний интерес к нему». А искренний интерес может сам собой возникнуть, но, его можно инициировать. Когда аудитория не очень приятная. Когда ты осознаешь то, что любая аудитория, это отражение твоего внутреннего мира. То есть, если перед тобой не приятная тебе аудитория, значит у тебя внутри… вот так… есть проблемы. У кого все внутри нормально, тот сидит и медитирует в Тибете.
В любых людях интересно разбираться. Потому что в них можно найти какие-то ключи к себе. Избегать аудиторию, все равно, что избегать предлагаемых обстоятельств. Все равно, что избегать работать в офисе.
……………………………………………………………………..
— Я вот думаю, как мне ответить на вопрос «кто я?», «зачем я здесь?»…
— Еще раз… Вопрос «кто я?» это любая история, где ты чего-то преодолела.
Архетип истории преодоления, это распятие. Иисус лежит в Гефсиманском саду, понимает уже, что с ним должно произойти. Но, в Тайной вечере он, понимая ЭТО, до конца не принимал ЭТО. А когда он остался один в ночном саду, он это принял: «Да минует нас чаша сия, но пусть ТВОЯ воля будет выше нашей…»
Конечно, как человеку, ему не хочется висеть на кресте. Но, он признает, что божья воля важнее. Он становится готов.
И его крик: «Отец, почему ты меня оставил?…» Это из него последние человеческие страхи выходят. Это не было разочарованием в Отце.
Прошло три дня, он воскрес, и родилась новая религия.
Он понял, что есть воля божья, и он ее принял.
— А его воля, где была?
— Его воля была, «принять» или «не принять». С ним произошло бы все, то же самое. Но, если я принял, я действую по божьей воле. Мой Путь — пойти на Крест, чтобы что-то изменилось в людях. Необходимо пройти через страдания, но ПЛОХО не будет. И осознанные страдания, это уже благодать…
Или я не принял: «Ну, какой крест?!? Я жить хочу! Ребята, нет!» А меня все равно распинают. Я начинаю Бога проклинать, как это бывает…
«Я это не заслужил…» Потому что у меня есть «какая-то СВОЯ воля». Я сам чего-то стою. И, вдруг, меня на крест, под солнце палящее.
Я «не принимаю», хотя происходит все, то же самое.
Но, в первом случае, я воскресну через три дня, и родится религия (красивая и правильная История). Во втором случае, я превращаюсь в тлен…
— А чего он сам хотел?
— Он прошел по всем трем коммуникативным уровням. Сначала, он саморазвивался («чего изволите»). Путешествовал. Крестился. В процессе этого саморазвития, он начал достигать определенного мастерства («посмотрите, как я хорош»). Тогда он начал людей исцелять. Проповедовать. И люди чудеса от него принимают, а в суть вникать не хотят. «Вылечил кого-то — молодец!» А то, что любить нужно друг друга, и тогда, может быть, и лечение не понадобится, люди не хотят принимать. «Давай, лечи… а про любовь, не надо!»
Почему он и ушел в пустыню. Там сидел. Думал. Дьявол его искушал. И там в нем стало рождаться осознание третьего коммуникативного уровня («мы вместе»). Я для них, а они для меня. Когда он один остался, он понимает, что «ТАМ, где люди, там Я. Мне ТУДА надо, хотя, они все и «не очень достойные»… Но это так. Я должен принимать то, что меня окружает…»
Он вернулся, до конца не осознавая свой Путь. Но, постепенно, к этому пришел. Тайная вечеря и Гефсиманский сад. И там уже наступило осознание полное. Хотя… «да минует нас чаша сия…», то есть по-человечески, он боится этого. На кресте-то никому висеть не хочется. «Но пусть ТВОЯ ВОЛЯ будет выше нашей…» Я ПРИНИМАЮ…
«Принимаю то, что именно эти люди, которых я лечил, будут кричать: «Распни!»…
Я готов к этому. Готов показать им ЛЮБОВЬ в действии. Любовь это и есть «принятие чужого, с чем ты можешь быть не согласен»…»
Это похоже на «родительскую любовь». Каким бы ни был ребенок, я его принимаю.
И «управленческая любовь», тоже, в этом принятии чужих смыслов.
Давай-ка посмотрим, как эти смыслы можно интегрировать в наши цели.
Принятие чужой воли.
Принятие божьей воли…
Вот история преодоления…
История достижения третьего коммуникационного уровня.
В результате народ добровольно принимает то, что Иисус, поначалу, навязывал им своими проповедями и лечением. Необходимо было повисеть на кресте…
И люди начали ходить в церковь, исполнять ритуалы, приносить жертвы. Пытаются любить друг друга.
Почему в «Кодексе Сторителлера» есть пункт: «уважай текст». То есть все, что тебя окружает — важно. Во всем есть для тебя смысл. И это такой шаг к Любви. К принятию чужих смыслов. К «Мы вместе». Я говорил, что на уровне «посмотрите, как я хорош», коммуникация происходит только при непосредственном контакте. А уровень «мы вместе». Коммуникация продолжает сохраняться и без непосредственного контакта. Лучший пример отношения «родитель — ребенок». Дети где-то там. Я знаю, что ни сегодня, ни завтра их не увижу. Но, продолжаю о них думать. Идет процесс взаимодействия с ними. Я выстраиваю свою жизненную стратегию относительно них. Я веду с ними диалог. И через этот диалог во мне что-то открывается. Я питаюсь энергией наших отношений. И они питаются.
………………………………………………….
Проблема у всех одна. При том, что мы все такие крутые… Много знаем… Но, рассказать о себе, рассказать свою историю мы не можем. Но так, как ты рассказываешь историю (физически, устно) так же, ты представляешь себя во всех сферах своей деятельности. Бизнес, личная жизнь, бытовые отношения, образование и культура.
Это все одно и то же.
Ты сейчас ощущаешь определенный ступор. Про себя — тяжело. «Дай, я вверну какую-нибудь концепцию. Или расскажу о чем-то, что меня вообще не касается».
Это, пожалуйста. Это, сколько угодно! Это, нас не остановишь!!!
А в любых отношениях есть только ты или твой фантом. Но, с обратной стороны, та же проблема, как правило. В результате общаетесь не вы, а ваши фантомы, созданные определенными социальными полями. От вас в этом общении нет НИЧЕГО.
Соответственно, каким будет результат такого общения, предсказать невозможно. И зависит этот результат не от вас…
Вы не контролируете исход сделки, встречи.
Ты можешь, как угодно хорошо подготовиться, с точки зрения знаний и информации, но если у вас нет прямого общения… ты ему СВОЮ ИСТОРИЮ (какая бы она неоднозначная ни была), он тебе СВОЮ… любые переговоры бессмысленны.
В этом проблема…
Проявить смелость, начать рассказывать о себе.
Но, ты не начнешь рассказывать красиво и правильно, если, сначала, не разберешься, а «кто ты такой есть?»
И именно, через проговаривание, через устный рассказ, ты наилучшим образом понимаешь, как работают все три уровня коммуникации. Почему именно устное рассказывание историй и есть не единственный, и не первый, но, очень важный элемент Сторителлинга.
Когда ты физически встал и рассказываешь свою историю своей аудитории или такому сторителлеру, как я, который тебя, во-первых, слушает, во-вторых, помогает из тебя эти истории доставать.
Настраиваться на чужие состояния
То, что вы прочитаете ниже (если, конечно, у вас возникнет такое желание,"в чем я лично сомневаюсь", еще один отрывок расшифровки одной из практик «Беседы со Сторителлером».
«…А вырасти можно только с движением. И эти движения нужно искать. А чтобы их найти, нужно учиться общаться, и, в первую очередь, настраиваться на других. Научиться присоединяться к чужому состоянию
……………………………………………………………………….
Чем развитей становишься, тем больше тебя привлекает мейнстрим, а не экзотика. Ты начинаешь читать не апокрифы, а канонический вариант святого текста. Они самые интересные. Именно они управляют. И именно тут ты начинаешь видеть кайф в инструкциях. «Простые радости, это главное развлечение сложных натур» (Оскар Уайльд).
И понимаешь, что самое увлекательное чтиво, это «Конституция». А совсем не криминальная хроника в данном государстве. Или «Боевой устав пожарной службы». Именно пожарной. Потому что люди занимаются боевой работой. По-честному рискуют жизнью. Жизнь положить на тушение пожаров… это надо характер иметь… И определенное желание «мир спасать». Причем каждый день.
— И устав-то пишет прошедший стадию «бойца» «дипломат»…
Меня поразило определение: «Воин — единственная профессия, имеющая в своих функциональных обязанностях необходимость умереть самому». И «дипломат» отдает себе в этом отчет.
Он абсолютно понимает. Поскольку он оперирует расчетами, что стрелковый взвод в бою живет 9 минут. Он может этого не видеть, но он об этом знает. И он знает, что это 30 конкретных людей.
………………………….
— И если ты не следишь, за уровнем культуры, окружающего тебя пространства, рано или поздно это пространство тебя выбьет с привычного места.
И тут можно вспомнить значение слова «Культура». Искусственное, выращенное, отобранное. То, что еще подразумевает искусность и искушенность. И управляется она… через чувство вкуса. Через стиль. Через моду. Мода не культурный термин, а математический. Мода, это усредненный показатель. Или то, что я назвал «мейнстримом». То есть, основное течение. Именно его и интересно изучать. А не экзотику.
Людям со сбитыми целями при начале предпринимательства кажется: «Я сейчас какую-нибудь хрень креативную забабахую… то есть, не похожую ни на что…»
«Не похожее ни на что», не нужно никому.
Начни думать о профессионализме, а не о том, что тебя кто-то угнетает в большой организации.
Не поняв принцип организации, что это именно принцип углубление разделения труда. Каждую отдельную вещь, ты делаешь качественно. По шаблону. Не рушить шаблоны надо. Не рушить ритуалы надо. А качественно их улучшать и культивировать. Разбивать на еще более мелкие детали. Это приводит к возникновению новых профессий и занятий. Именно это дает кризис образования.
Надо больше думать о меньшем, но, иметь представление обо всей картине. Иначе потеряешь смысл жизни. Иначе приобретешь местечковое сознание.
Мысль глобальна, действия локальны…»
Кто общается вместо нас? (трудности практик «Беседы со Сторителлером»)
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики бесед со Сторителлером предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других