История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала

Кирилл Максаков, 2021

Пожалуй, нет на нашей планете ни одной культуры, в которой не использовались маски. Об этом свидетельствуют древние наскальные рисунки, изображающие охотников в масках животных. У разных народов маска сначала являлась одним из важнейших атрибутов ритуальных священнодействий, в которых играла сакральную роль, затем маски перекочевали в театры… Постепенно из обрядов и театральной жизни маски перешли в реальную, став обязательным атрибутом карнавалов и костюмированных балов. Но помимо масок украшающих и устрашающих, существует огромное количество профессиональных масок, имеющих специфические свойства: хирургическая – защищающая чистоту операционного поля, кислородная – подающая воздух больным и ныряльщикам, спортивные маски, сохраняющие лица от повреждений. И даже противогаз, надеваемый при химической атаке, тоже маска! Каждая дама знакома с масками косметическими, а печальные посмертные маски сохраняют для потомков лица ушедших людей… Сегодня, когда весь мир вынужден носить маски, история этого атрибута особенно актуальна и интересна. Приятного чтения! В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Каждый гений носит маску.

Ницше

За масками гоняюсь по пятам,

Но ни одну не попрошу открыться, —

Что, если маски сброшены, а там —

Все те же полумаски-полулица?

В. Высоцкий

Маска, которую люди носят в обществе, всегда интереснее, чем лицо скрывающееся за ней.

О. Уайльд

Предисловие

Маска всегда скажет нам больше, чем само лицо.

Оскар Уайльд

Маска (в русский язык пришло из французского masque) — предмет или накладка на лицо. Считается, что первоначально слово «маска» происходит от латинского masca — «призрак» и от арабского maskharah — «человек на маскараде», «шут».

В многочисленных ритуалах народов нашей планеты маски надевали, чтобы изменить свою сущность, судьбу, уничтожить зло или хотя бы припугнуть его, а иногда — использовать в своих интересах… Пожалуй, нет на нашей планете ни одной культуры, в которой маски не использовались бы в том или ином качестве. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с каменного века до настоящего времени древние наскальные рисунки, изображающие охотников в масках животных, совершающих ритуал привлечения удачи.

Согласно верованиям многих племён, человек в маске реально переставал быть самим собой на время обряда: он впускал в себя представителей мира духов!

Маски с древнейших времен используются в ритуалах, связанных с разными этапами жизни человека. Обычай надевать маску во время охоты появился уже в VII–VI тыс. до н. э.; маска должна была помочь охотнику, «перевоплощавшемуся» в хищника, выйти победителем в схватке со зверем и не разгневать духов природы. Танцами с участием масок, изображавших тотемных животных, сопровождались сельскохозяйственные праздники — посев, сбор урожая.

В культурах различных народов маска сперва являлась одним из важнейших атрибутов ритуальных священнодействий, магических ритуалов и играла в них сакральную роль. Ритуальные маски считаются одним из символов разнообразных культов племен аборигенов. Таких традиций придерживаются многочисленные племена Африки, Центральной Америки, Океании, Полинезии, Австралии.

Во время проведения различных ритуалов маска становилась воплощением божественного (светлого) или демонического (темного) начала. Характерной особенностью ритуальных масок является их жизненный срок. Некоторые из них бережно хранятся в святилищах долгие годы и десятилетия и передаются из поколения в поколение. А некоторые изготавливаются каждый раз для определенных священнодействий. Считается, что во время ритуала злые духи вселяются в эту временную маску, после чего шаман убивает злых духов, уничтожая маску, в которую те вселились.

Маска также помогала сохранить и передать потомкам образ предков — наглядное воспоминание о человеке. В процессе многих археологических раскопок были найдены посмертные маски — накладки на лица с характерными чертами внешности их владельцев. Одной из наиболее известных считается золотая маска Тутанхамона, которая хранится в Каирском национальном музее Египта.

В 1952 году во время раскопок Храма Надписей в разрушенном городе майя Паленке (современная Мексика) была обнаружена Маска смерти из жадеита (находится в Антропологическом музее Мехико). Она лежала в темной камере гробницы более тысячи лет, покрывая человеческий череп. Надписи на стенах указывали на то, что найденные останки принадлежали правителю майя Киничу Джанаабу Пакалу, известному сегодня как Пакал Великий.

Основной смысл маски в том, что она скрывает лицо, «защищает» его от потусторонних опасностей и вместе с тем представляет другое лицо, способное внушить страх окружающим.

Однако «защищающее» значение маска может иметь не только в переносном, духовном смысле, а и в буквальном, физическом: на войне маски употреблялись чаще всего в соединении со шлемом (так называемая личина — глухое забрало шлема, изображающее человеческое лицо). При этом очень часто защитным военным маскам придавался устрашающий вид, чтобы они в то же время и пугали неприятеля.

Опытные самураи надевали личины с изображениями юнцов, которые кажутся лёгкой добычей; те, кто шли в бой впервые, наоборот, украшали свою личину седыми усами и яростным оскалом, намекая, что с ними лучше не связываться.

По всей Европе в маски облачались чиновники инквизиционных трибуналов, карбонарии и члены тайных обществ из вполне понятных побуждений; равным образом и палач при исполнении своих обязанностей иногда скрывал лицо под маской…

В отдельных частях Африки и на некоторых Меланезийских островах масками пользовались при отправлении правосудия.

Из обрядов и ритуалов маски перекочевали в театр. Учёные предполагают, что их использовали во время публичных праздников жители Древнего Египта и Индии, однако точных сведений об этом не сохранилось.

Уже для самых древних традиций сохранение формы-образа в виде маски подразумевало продолжение существования человека в потустороннем мире, его духовное преображение.

Кстати, фата современной невесты — это один из отголосков давних забытых ритуалов. Ведь в древности считалось, что девушка, выходя замуж и покидая свой род, как бы умирает для всех родных и близких, поэтому ей покрывали лицо, как покойнице. Сейчас прозрачная белая вуаль не вызывает таких мрачных ассоциаций, но изначальное её значение было именно таковым.

Наряду с ними были широко распространены маски исторические — они изображали черты известных личностей (умерших и живых) и служили главным образом для трагедий и комедий из современного быта.

Сатирические маски надевались при воспроизведении мифологических чудищ, циклопов, сатиров, фавнов и т. д. Кроме того, известны ещё маски оркестрические — они использовались танцовщиками.

Маски постепенно из ритуальных обрядов и из театральной жизни перешли в реальную, став обязательным атрибутом карнавалов, маскарадов, костюмированных балов.

Ещё одна маска изначально была создана вовсе не для веселья — это Medico della Peste (доктор Чумы); костюм выполнял защитную функцию для докторов, посещающих пациентов во время эпидемий. В длинный нос маски, напоминающий клюв, набивали ароматические травы и прочие вещества, способные защитить врача от заражения страшной болезнью. Глаза прикрывались круглыми очками, наряд дополнялся плащом из вощёной материи и палкой, которой врач обследовал больных (чтобы не касаться их руками). Этот персонаж со временем изменился до неузнаваемости и постепенно превратился в потешную фигуру, охотно веселящую прохожих, направо и налево давая шуточные консультации и раздавая рецепты снадобий.

Маски используются и до сих пор. Например, театральный, цирковой грим тоже можно считать своего рода маской, под которой актер скрывает свое лицо, перевоплощается в человека, роль которого исполняет на сцене.

Большое распространение в западных странах сегодня получили различные карнавалы, карнавальные шествия, в которых обязательно есть участники в масках.

Маски применяются и в некоторых современных религиях в определенных обрядах. Например, при погребении усопших, для того чтобы «помочь» душе как можно быстрее пройти свой последний путь в загробный мир, воспрепятствовать злым духам завладеть делом усопшего.

Маски изготавливают из различных материалов: гипс, дерево, металл, кожа, ткань, папье-маше и многих других. К тому же маски отличаются разнообразием декора: перья, разноцветные краски и многое другое. Это делает ее необыкновенной, придавая при этом индивидуальность образу.

Человек-паук, Супермен, Бэтмен и другие герои комиксов носят маски для того, чтобы скрыть своё лицо, ведь в свободное от подвигов время они ведут жизнь обычных людей. Поэтому маска стала непременным атрибутом любого супергероя!

Сегодня маска воспринимается исключительно как декоративная, красивая, а если повезет, то и дизайнерская эксклюзивная вещь, декоративный элемент, призванный украсить и дополнить яркий образ, а также подчеркнуть индивидуальность на праздниках, карнавалах, маскарадах.

Психологи говорят, что, надевая маски, человек становится другим. Он может попробовать любой вариант самореализации, который ему не свойственен в обычной жизни. Мы чувствуем меньше ответственности за свои действия. Как результат, можем больше себе позволить.

Играющий человек охотно меняет маски, демонстрируя окружающим не самого себя, а те жизненные роли, которые он хотел бы сыграть. Поэтому маскарадная маска может быть разнообразной в своем исполнении и служить незаменимым аксессуаром веселого праздника. Под маской всегда легче веселиться и совершать безумные поступки, на которые не каждый отважится в обычной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я