Восточное исповедание христианской веры

Кирилл Лукарис, 1629

Произведение константинопольского патриарха К. Лукариса, впервые выходящее на русском языке, в сжатой форме отражает наиболее существенные взгляды этого выдающегося церковного деятеля и христианского мыслителя XVII века по основным вопросам христианской веры. Книга адресована религиоведам, историкам, студентам, всем, кого интересуют проблемы христианства.

Оглавление

Из серии: Христианские мыслители

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Восточное исповедание христианской веры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Западу не обойтись без Востока

Предложение написать вводную статью к изданию восточного «Исповедания веры» Кирилла Лукариса было принято мной с большой готовностью. Я преподаю греческий и латинский языки древнехристианского периода в Реформатском теологическом университете (Нидерланды) вот уже почти тридцать лет, последние десять из которых в должности профессора.

Все эти годы объектом моих исследований была восточная церковь. Вместе со студентами мы переводили и обсуждали интереснейшие тексты таких греческих апологетов, как Игнатий и Поликарп, а также великих отцов церкви Афанасия и Каппадокийцев. Со временем все явственней приходило осознание того, сколь многим западная церковь обязана церкви восточной. Так, например, абсолютно невозможно сформировать представление о западной теологии без изучения восточной патристики. Для тех, кто отдает себе в этом отчет, год 1054-й навсегда войдет в историю церкви как роковой. «Великая схизма», несомненно, является самым прискорбным событием для католической церкви и прежде всего потому, что за прошедшие века разрыв этот вырос до размеров непроходимой пропасти. В 1439 г. во Флоренции была предпринята попытка перекинуть мост через эту пропасть. Однако с тех пор прошли века, и ни на Западе, ни на Востоке никто так больше и не пытался наладить отношения друг с другом. Следует отметить, что в нашем веке римско-католическая церковь активизировала усилия, направленные на объединение с восточной церковью. Этого, однако, нельзя сказать о реформатских церквах. Собственно говоря, мы, то есть реформатская и православная церкви, не знаем друг друга и вследствие этого слишком мало смогли почерпнуть из исторического опыта наших церквей, слишком немногому научиться. Это особенно заметно при сравнительном изучении истории западной и восточной церквей. Действительно, как часто на Западе разгорались настоящие сражения за то, чтобы освободить церковь от суеверий и направить ее, заблудшую, на путь, указанный Писанием и древней церковью. Сколь обильны и благодатны были результаты трудов таких реформаторов, как Лютер и Кальвин. На Востоке же едва ли можно было обнаружить хотя бы какие-нибудь следы их деятельности. Ведь из-за разверзшейся между нами пропасти нереальной становилась сама мысль поделиться добытыми сокровищами с нашими братьями на Востоке. В то же время нам на Западе так недоставало критики с их стороны.

Узенький мостик

Если после всего сказанного неожиданно обнаружится, что однажды в истории через эту глубокую пропасть кем-то все же был перекинут узенький мостик, такое открытие может взволновать кого угодно. Так и меня много лет назад чрезвычайно увлекла жизнь и деятельность Вселенского патриарха Кирилла Лукариса (1572–1638). В те годы, когда у нас в Нидерландах велась восьмидесятилетняя война с Испанией и римско-католической церковью (1568–1648), он также боролся с последней. Это был выдающийся ученый и благочестивый христианин, который, благодаря своим связям со сторонниками Реформации на Западе, все больше убеждался в том, что, прежде всего из-за дурного влияния Запада, церковь его, которую он так любил, отклонилась от учения Библии, постоянно провозглашавшегося на Вселенских соборах. Это был религиозный деятель, испробовавший все средства для реформирования восточной, или греческой церкви, ни в коей мере, однако, не превращая ее при этом ни в кальвинистскую, ни в какую-либо иную западную церковь. Именно в опубликованном мной «Исповедании…» и обнаруживается самостоятельность его позиции в отношении к братьям на Западе, которым он был многим обязан.

Я уже говорил о своей привязанности к восточной церкви. Следует отметить, что очарованию Востока поддались и другие мои университетские коллеги. Так, в 1979 г. один из них, Й. Кампхейс, перейдя с кафедры церковной истории на кафедру догматики, начал свою новую деятельность речью о «церковном консенсусе как догматическом факторе». Он, в частности, говорил о работах православного богослова Алексея Степановича Хомякова (1804–1860), который, опираясь на Никейский символ веры, развивал мысль о «православной кафоличности». Для обозначения ее он использовал термин «соборность». Русский богослов поставил перед западными церквами основополагающие вопросы, на которые мой коллега и хотел дать ответ в своей речи.

Несколькими годами позже, в 1984 г., Й. Кампхейс отметил двадцатипятилетний юбилей своей профессорской деятельности. В посвященном ему сборнике был опубликован и мой материал, где вновь говорилось о восточной церкви. На этот раз речь шла не о светском богослове XIX века Хомякове, а о крупнейшем теологе XVII века, деятеле церкви Кирилле Лукарисе. За четыре года до этого в речи, посвященной ежегодному празднику нашего университета[1], я уже обращался к его деятельности. В этот раз я решил основательней подойти к данному вопросу и дать возможность высказаться самому Кириллу. Я перевел на нидерландский язык неизвестное в нашей стране «Исповедание…», указав также на серьезные искажения, с которыми оно дошло до нас. При этом я старался показать, насколько выгоднее отличается оригинал этого произведения от того текста, который обычно приводится в разного рода пособиях.

Благодарное приношение

С тех пор прошло 15 лет. В этот период связи между реформатскими церквами Нидерландов и нашими братьями, членами реформатской церкви на Украине, окрепли. Когда же в ходе диалога оказалось, что у этой общины возникла потребность в кратком изложении христианской веры, стало очевидно, что нашим братьям следовало бы предложить не западный Символ веры, а Исповедание, которое вышло из их среды. Поскольку же для них более важным является Никейский, а не возникший на Западе Апостольский символ веры, было бы прекрасно, если бы они приняли не Нидерландское, а Восточное исповедание. В знак благодарности за все, чему научился у восточных церквей, я охотно принял участие в подготовке русского перевода «Исповедания…» Кирилла. И вот теперь я рад представить моим братьям на Востоке точное изложение того, что много веков назад один из их братьев написал как свое личное Исповедание веры.

Прочитайте же это «Исповедание…» со вниманием. Сравните его с Писанием и с учением древней церкви. И не соглашайтесь с ним там, где оно расходится с тем, чему учит вас Слово Божие.

Окажите нам, вашим братьям на Западе, помощь своей критикой, чтобы мы вместе могли идти путем веры. И вместе, всем миром, могли увидеть, сколь велика любовь Христова.

Оглавление

Из серии: Христианские мыслители

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Восточное исповедание христианской веры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Эта речь под названием «Кальвин в Новом Риме» опубликована в еженедельнике «Реформация»: Calvijn in het Nieuwe Rome // De Reformatie 55 (1979–1980), 755–762.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я