Миры Демиургов. Книга 2. Сказки разных Миров

Кирилл Лищер, 2022

Вторая книга о Мирах Демиургов будет о приключениях и путешествиях.Здесь будут анонсированные в первой книге детские сказки, в том числе Сказка про Лиса.Тут будет уже не только Первый Мир, но и другие Миры, сотворённые Демиургами.Ну и, конечно, новые Истории…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миры Демиургов. Книга 2. Сказки разных Миров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 4. Сказки о Путешественниках

Сказка о Походе

« — Мама, а зачем люди ходят в походы? Там трудно, грязно, холодно…

— Ну вот ты в первый раз сходил в поход. Тебе понравилось?

— Нет!

— Почему?

— Устал!

— Больше не пойдёшь?

— Почему? Пойду!

— Вот ты сам и ответил на свой вопрос»©

Разговор мамы с сыном после его первого похода

Путешествие, исследование, впитывание новых ощущений…

Вот что такое поход!

А для кого-то это рыбалка, охота, посиделки у костра…

Кто-то ходит в походы за впечатлениями, кто-то за новыми знакомствами, кому-то просто не сидится дома.

А есть и адреналиновые наркоманы, которым, если поход, то обязательно с головокружительными восхождениями, головоломным речным слаломом, если уж с выживанием, то обязательно чтобы «в одних трусах в зимнюю тундру».

Но зачем люди идут в поход? Зачем, вообще, это нужно?

***

Первый поход, который помню я…

Мне 8 лет. Я закончил 1 класс. Ну просто пошёл в школу с 7 лет…

И вот в летние каникулы родители взяли отпуск, в прокате палатку со спальными мешками и мы пошли в поход.

Понятно, что для меня это была куча новых впечатлений.

Весь маршрут составил огромное расстояние — 8 километров, причём это туда и обратно.

Но, по понятным причинам, это был для меня прямо поход-поход.

Доехали на электричке, дошли до места, поставили палатку.

На этом месте прожили 3 или 4 дня (этого уже, понятно, не помню), а потом обратно.

Для профессионального туриста это, конечно, не поход, а так — пикник…

Но для первоклассника, да ещё в первый раз — всем приключениям приключение. Даже, наверно, так — Приключение!!!

***

Представляю, как выглядела наше туристическая группа на маршруте…

Мы с мамой с рюкзаками… Ну, то есть у мамы-то рюкзак, а у меня так — рюкзачок…

И папа. С тележкой на которой пристёгнут… Чемодан…

Да-да, чемодан.

Дело в том, что папа просто не мог носить рюкзаки. Не по каким-то медицинским причинам, а просто не мог. Никак. Ну вот не его это было. А вот с чемоданом — пожалуйста!

Именно поэтому тележка и чемодан.

Кстати с тех пор я предпочитаю рюкзаки или сумки, которые можно повесить на спину.

А чемоданы или портфели — только если дресс-код.

***

Чего только в этом походе не было.

Первая в жизни ночёвка в палатке в спальном мешке…

И первая в жизни каша, приготовленная на костре.

И папина война с примусом, в которой примус победил и из-за этого, собственно, каша была приготовлена на костре.

Кстати, когда, само собой уже позже, прочёл «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома, был просто потрясён описанием борьбы с примусом и её сходством с тем, что происходило у нас. Папа тогда тоже вспомнил об этой книге.

И радиальный выход (этот термин узнал много позже) вдоль судоходного канала по которому ходили баржи и пассажирские теплоходы. Некоторые ещё колёсные (на дворе был 1977 год).

Кстати, учитывая год, сами понимаете, какое было снаряжение…

Та самая брезентовая палатка, которая 7 кило, и это пока сухая, а то и все 12…

И спальники на ватине… вполне себе тёплые, но вот объём и вес… Вес особенно когда… Правильно — намокнет!!!

Никаких ковриков-карематов!!! Надувной матрас — наше всё!

Первые вечерние ощущения от усталых ног. Нет, я всегда любил ходить и всегда мог ходить долго. Как-то так приучили. Но в первый раз я прошёл такое расстояние с настоящим рюкзаком… В котором, думаю, было килограммов 7-8, поскольку только мои вещи и совсем немного общественных. Но я-то был ещё мелким…

Несколько отвлекшись скажу, что мой старший сын впервые пошёл в поход в 3,5 года и рюкзак у него весил, думаю, килограмма 1,5-2. Зато поход был сразу водный и сразу 2 категории…

***

Не знаю, почему я заболел туризмом.

Может быть из-за этого похода.

Но следующий у меня произошёл только года через 2 и был однодневным. С классом. Тот самый пикник…

Потом лет в 11 был уже 3-дневный. Шлюпочно-пеший. Серьёзный. Потом нам, всем участникам, даже дали значки «Юный турист СССР».

Но зато в 16 лет я уже пошёл с одногруппниками из училища, в котором учился, в настоящий поход. Но с одной ночёвкой.

Через год в ещё один. Парную автономку с приятелем…

И вот, в 18 лет, я повёл в поход свою первую группу. Всего 3 человека (+я). Но зато сам. От разработки маршрута, подбора и поиска снаряжения, разработки раскладки до собственно организации и проведения самого похода и подведения впоследствии его итогов. Само-собой пешком. Пока ещё только пешком.

И понеслось…

***

Но первый, действительно серьёзный, поход произошёл у меня только в 25… Водный, категорийный и сразу на каяке.

И тут уже я не смог уйти с воды.

Заморочился на днях с тем, чтобы подсчитать общий километраж своих водных походов…

Получилось почти 3000 км… Треть расстояния от Москвы до Владивостока на вёслах… Или 7% длины экватора.

Начинал, как уже написал, на каяке, ненадолго пересел на байдарку, потом на катамаран. Поскольку вожу детские группы — как-то нехорошо, когда руководитель сам себе режиссёр.

Вот как-то так…

***

Почему написал, что не знаю, отчего заболел туризмом?

В одном из походов в группе был 17-летний парень, которому всё, вроде, нравилось…

Но, когда уже под конец маршрута, обсуждали, что кому понравилось конкретно, а что нет, он сказал замечательную фразу:

–Всё было отлично, всё классно, но не моё. Я лучше с папой на машине на рыбалку или на пикник.

Нет, он совершенно не был лентяем или неженкой. И прекрасно влился в группу. Но, действительно, это было не его.

Та же ситуация с разными видами туризма.

Одном нравится водный, другому горный, третьему пеший.

Кто-то тащится от спелеотуризма, кто-то от парусного, кому-то подавай вело или конный…

А есть ещё городской, автомобильный, мото-, курортный и т.д. и т.п…

Но на каждого угодить не всегда удаётся. Кому-то арбуз, а кому-то свиной хрящик, как говорится…

Скажем так: туризм штука заразная, но у многих на него иммунитет.

***

Вот такая получилась сказка о Походе…

Сказка, как бы, вообще.

А при чём здесь Демиурги, спросите вы?

Как же!

Ведь этот мир, мир Похода, Природы вокруг меня, тех, с кем я нахожусь в Походе и делю радости и трудности — это и есть тот Мир, который я создаю для себя. Мир моей Игры.

А если быть точным — то один из моих Миров.

Сказка о Приключении

«Любое приключение

есть результат плохой подготовки»

Руальд Амундсен

Приключение…

Классная вещь, которая вызывает бурю эмоций и накал страстей.

Что же это такое?

Обычно так называют какое-то захватывающее происшествие, внезапное событие, какой-то случай в жизни, а, возможно, цепочка неожиданных событий и случаев.

Тут тебе и подвиги, и путешествия, достижения чьей-то жизни, свершения, к которым стремился (а, иногда, и нет).

А если вспомнить героев книг о приключениях? В большинстве своём они смелые, сильные, не могут сидеть на месте, пытаются что-то изменить в своём Мире и для себя и, что очень важно, для других.

Практически все они показывают пример, ведут за собой, вдохновляют на свершения и подвиги!

Само понятие «Приключение» в каком только смысле не используют. Это и самый главный момент, центральное событие в литературных произведениях. А ещё в тех, что передаются изустно, от человека человеку.

А какой самый лучший (во всяком случае, на мой взгляд, точно) способ заинтересовать учеников предметом? Создай условия, чтобы каждый урок был приключением. Каждая новая тема — ярким событием.

Причём я имею в виду не только традиционное школьное образование. Любые обучающие занятия, будь то спорт, развлечения, туризм, да что угодно.

А сколько существует приключенческих жанров! Тут тебе и фильмы, и компьютерные игры, и целый литературный жанр, и система организованного массового времяпрепровождения (всяческие квесты и т.п.).

Чаще всего можно выделить четыре основных стиля человеческих приключений.

Приключения для тела.

Обычно они заканчиваются невозможностью дальнейшего участия… По состоянию здоровья, полной потере интереса или… ну, или смертью участника…

Сюда можно отнести участие в различных боевиках, путешествиях, силовых и координационных соревнованиях… Ну, можно сказать, что участие в Жизнь, которая постоянно добавляет тебе адреналина за счёт твоих мышечных усилий.

Приключения в Чувствах.

Эти Приключения можно проживать и переживать, даже не выходя из дома и из своей зоны комфорта. Телесно не выходя. Это если вы переживаете личные эмоции, читаете захватывающую литературы, смотрите представления и спектакли. Кроме того это и коллективные переживания эмоций. Например, при коллективном просмотре какого-то зрелища.

Кстати, сюда можно отнести и некоторую религиозную деятельность.

Приключения ума.

Представьте себе, что вы решаете какую-то интересную задачу. Или анализируете информацию, чтобы сделать потом вывод на основе полученных данных. Участвуете в кабинетном детективном квесте. Просто изучаете новый для себя предмет.

Всё это, при определённых условиях, тоже захватывающее Приключение.

Приключения духа.

Ну, вот тут, практически, сплошная философия и религия.

Многие считают этот вид Приключений вообще не Приключениями, а, как бы сказать-то?.. Ну, в общем, чем-то, но не Приключением.

Хотя здесь и провидение, и попытки предсказания, и погружение в тайны перерождения и реинкарнации.

Если говорить относительно коротко, то сюда можно отнести практически все духовные практики, которые только есть.

А их сейчас ну просто завались!

***

Каждому из нас Приключения в жизни просто необходимы!

Да-да, просто необходимы!

Безусловно, каждому свои.

Кому-то в собственной голове, а кому-то чтобы не только эмоции пощекотать, но и риск ощутить.

Как не странно в разное время разная мода на Приключения. В смысле на разную их форму.

Когда-то для того, чтобы пощекотать нервы, нужно было поучаствовать в дуэли, реально рискнуть жизнью. Чаще всего это было вызвано попыткой, пусть часто и надуманной, защитить свою или чью-то чужую Честь…

Само-собой это тоже не для всех. В то же время для кого-то Приключением было посещение казни какого-нибудь несчастного. Просто вызвать у себя эмоции зрелищем мучения какого-то несчастного и, что греха таить, порадоваться, что казнят не тебя…

Чуть раньше (и немного позже) самым мощным и востребованным Приключением было участие в умозрительных опытах и философских беседах. Приключение, чтобы доказать уровень своего интеллекта и ораторского искусства…

Потом стали популярны книжные Приключения. Те, которые переживаются при прочтении книг.

Причём, само собой, у каждого читателя книги для переживания Приключений были свои…

Кому-то про пиратов, кому-то про войну, кому-то про путешественников, а кому-то и любовные романы. Сидишь, читаешь, переживаешь, а опасности при этом, по существу, никакой. Как удобно!

Хотя именно этот вид Приключений-переживаний, как и философские беседы, замечательно формировали (и формируют) интеллект и многие другие замечательные качества. Главное не потеряться в книжном мире и не потерять связь с реальностью.

Потом снова вернули себе популярность Приключения, основанные на деятельности. Прыжки с парашютом, катание на горных лыжах, дайвинг, другие экстремальные виды спорта…

Но большинство из них были нужны только для того, чтобы просто доказать что-то себе самому или продемонстрировать свою крутизну окружающим…

А потом появились и совсем странные любители Приключений. Всё, что могло вызвать у них действительно сильные эмоции, находилось внутри компьютера.

Да-да, те самые компьютерные игры.

И те, кто по-настоящему подсаживались на них, с огромным трудом могли возвращаться в реальность и адекватно воспринимать окружающий мир.

Именно поэтому вот эти Приключения, возможно, не смотря на свои почти настоящие переживания, могут с самой большой вероятностью выйти своим участникам боком…

***

Но, как мы сказали в самом начале Сказки, Приключение — это, всё-таки, что-то более-менее внезапное. Скажем так — мало запланированное.

Поэтому большинство Людей, которым повезло пережить настоящие Приключения, попадают в них хоть и относительно ожидаемо, но, всё же, достаточно неожиданно.

Одно дело пойти в Поход и проходить пороги, которые заранее известны и изучены. И другое — оказаться на реке, которая из-за дождей поднялась (или обмелела из-за засухи), пороги на которой достаточно сильно изменили конфигурацию и не соответствуют тому, что путешественники от них ожидали…

Или на месте запланированной стоянки оказалось, что кто-то тут уже разместился…

Хорошо, когда другая группа… А если, например, медведь? А ещё веселее — медведица с медвежатами?..

***

Поэтому получается, что настоящее Приключение — это то, чего если и ожидаешь, то не представляешь во всех подробностях, то, что даёт те самые Эмоции и адреналин, которые каждый из нас, так или иначе, ждёт.

Конечно, каждому они нужны в разном количестве, но нужны каждому.

Не так давно большинство детей и подростков ухитрялись охватить чуть ли не весь спектр возможностей получения удовольствия от приключений.

Тут и Походы, и занятия в различных объединениях (спортивных, познавательных, прикладных), и чтение книг (причём эта самая приключенческая литература поглощалась в огромных количествах)…

Пожалуй, только Приключения души были менее популярны. Но, опять же, не у всех…

Ведь эти переживания необходимы для развития Человека и его культурного и морального самоопределения.

Не представляю, как многие наши современники, вообще, могут прожить без Приключений. И чего это для них стоит, что они теряют…

***

Демиургам очень нравился сам принцип необходимости Приключения в Жизни Людей.

Пожалуй, всё существование конкретного Человека и было, своего рода Приключением. Приключением длиной в его Жизнь.

И несравнимое по продолжительности и событиям Приключение Демиургов потрясало их до глубины Сознания.

Сказка о Путешествии

Мир — это книга,

и те, кто не путешествуют,

читали только одну ее страницу

Cвятой Августин

При чём тут Путешествие?

Уже вроде про Поход поговорили…

А вот, оказывается, что Поход — это только совсем небольшой кусочек от Приключения.

Если изначально само по себе понятие Путешествие подразумевало просто некое довольно продолжительное перемещение с одного места на другое (то есть не просто выйти из дома до огорода, а несколько подальше), то, со временем, это понятие постепенно превратилось в определение перемещения имеющего, скорее, научные цели…

***

Всё дело в том, что, отправляясь в Путешествие, Человек, как минимум, хотел узнать что-то о тех местах, которые ещё не видел.

Поход же, как не крути, это посещение мест уже посещённых кем-то. И, скорее всего, в спортивных или познавательных целях.

Конечно, не стоит забывать про Экспедиции, но это уж точно не Походы, а Путешествия.

Но вернёмся к истории Путешествий как вида деятельности Людей.

***

Если брать только наш с вами Мир, то Путешествия начались тогда же, когда Люди хоть немного стали себя осознавать.

Как сказано выше, сначала Путешествия были нужны для изучения окружающего мира на предмет его пригодности для проживания племени: наличия охотничьих угодий и возможностей для собирательства, возможного места для жилища, безопасности от хищников и природных явлений.

Потом появились Путешествия с целью не просто изучить территории, а, возможно, оттяпать их или их часть у кого-то другого… В последствии эти процессы стали называть военными Походами, но, само собой, со спортивными и познавательными интересами там было не очень…

Но вот наступило время, когда Людям стало интересно не просто отхватить чей-то кусочек территории, а узнать: а чего это там, вдалеке, за горами-реками-лесами-морями-океанами есть интересненького.

Так стали постепенно налаживаться торговые связи между народами, которые до этого даже не подозревали о существовании друг друга.

Потом появились Путешественники, которые стали посещать какие-то важные, с точки зрения веры и традиций, места. И многие из них составляли и оставляли последователям результаты своего Паломничества (так назвали такие Путешествия).

Появились рукописные, записанные словами, легенды (инструкции) об особенностях конкретных маршрутов Паломников.

А ещё на географических картах стали появляться всё новые и новые земли, о которых раньше тоже никто не подозревал.

Да и географические карты, в основном, появились, чтобы не держать обилие всей этой информации обо всём обилии открытых земель в голове.

И белых пятен на картах становилось всё меньше и меньше…

***

Эти Путешествия продолжались не одно столетие…

Но не только же торговлей и религиозными обрядами заниматься… Те же белые пятна надо было как-то ликвидировать…

Оказалось, что некоторых Людей интересовало не только то, где какая земля есть, но и то, кто на ней живёт, какой там рельеф, что скрывается под этим рельефом в недрах, какие животные/птицы/рыбы там обитают, какая растительность преобладает.

А были и более сложные вопросы, которые многих из них интересовали: например, как всё вновь найденное, можно использовать для блага других.

И эти-то Путешествия, со временем, и стали называться Экспедициями.

***

И если изначально в Путешествия, в основном, отправлялись подвижники, то теперь, с появлением понятия Экспедиция, появились даже профессии, напрямую связанные с постоянными Экспедициями.

Так появились: Геологи, которые изучали недра; Археологи, которых интересовала история; Натуралисты, которые занимались, в основном, живой Природой. Про Учёных мы уже говорили в прошлой Книге.

А потом пошло-поехало.

Появились Картографы, а потом и Топографы. А тут и Геодезисты подоспели. Ведь всем, кто отправлялся в путь, надо было как-то понимать, куда они, вообще, отправляются? Кто карты-то составит без них? И как все остальные будут искать куда идти и где чего искать.

Первые, которые Картографы, просто зарисовывали с натуры или составляли по чужим описаниям Карты, а вторые, ну, само собой, Топографы, уже осуществляли точное соответствие размеров на Карте и на местности всех-всех объектов. А Геодезисты, в свою очередь, обеспечивали Топографов точными измерениями.

Возникли Маркшейдеры, которые очень напоминали Топографов, но исхитрялись осуществлять съёмку не только поверхности земли, а полостей и объёмов в её глубине. И не только в земле, но и где угодно. Можно сказать — где попало там и исхитрялись. Надо же было не только поверхность земли отразить. Вдруг там под ней тоже чего-то интересное и полезное есть?

Как оказалось — действительно есть. И много чего! Вот и пришлось придумывать, как это тоже описывать.

И это только те, чья работа, непосредственно, связана с исследованием чужих и далёких пространств, а также их описанием.

Но ведь и этих профессионалов нужно как-то доставить до места исследования.

А тут уже и водители, и пилоты, и моряки. Которые, само собой, редко работают по одиночке. Гораздо чаще экипажем.

Ведь времена вёсельных лодок и повозок с одним кучером довольно быстро прошли. И появилось много чего, на чём можно было перемещаться от точки, как говориться, А до точки Б.

***

«Да мы же тоже Путешественники!» — оценили Демиурги Людское изобретение — «Да и вся наша Игра — одно большое Путешествие от Мира к Миру!»

Буря Эмоций снова вскружила Чувства Творцов.

Сказка о Чайнике

Чайник тоже может©

Жил был один Чайник.

Не тот, который кухонный, а тот, который новичок.

И он не был Чайником с самого рождения.

Человек, как Человек. Родился, подрос…

Короче говоря, жил себе и жил.

Пока…

Пока его не позвали в Поход. Первый Поход в его жизни.

И он согласился.

Почему?

Потому что его позвали друзья. Потому что он давно хотел попробовать как это. Потому что слышал много рассказов о том, как это здорово.

Но в этот момент, когда он согласился, он ещё не знал, что стал Чайником…

***

Но всё выяснилось уже в первые минуты Похода.

Когда выяснилось, что под спинкой его рюкзака лежат консервы и, как бы это помягче, несколько мешают нести этот самый рюкзак.

А ведь ему очень подробно объясняли, как укладывается рюкзак…

И вот с этого всё и началось.

Потом сбились ноги в ботинках. Потому что, как выяснилось, надо было выбирать ботинки в размер и туристические, а не те, которые понравились и модные.

Потом выяснилось, что синтетическое бельё на маршруте не особо приятно к телу. Даже если это спортивное бельё.

И вот так, постепенно, начинали накапливаться несоответствия и несуразности в его подготовке и мыслях о Походе.

***

Понятно, что, когда кто-то начинает чем-то заниматься первый раз, у него почти никогда не получается всё и сразу.

Поэтому наш Чайник не расстраивался в ответ на смешки товарищей.

Да и смешки были не злобные. Если кто-то и усмехался, то он сразу же предлагал помощь.

Да и сам Чайник, получая какое-то задание, если не знал, как правильно его выполнить, без стеснения обращался за помощью или консультацией.

По моему мнению самая лучшая обстановка в группе во время Похода или Путешествия формируется именно тогда, когда подтрунивания не несут в себе злобы или попытки обидеть и каждый всегда готов прийти на помощь товарищу.

Вот и наш Чайник держался. Он, действительно, очень хотел в Поход и пошёл в него сознательно.

Он по-настоящему хотел стать Туристом!

А ещё ему нравилась группа — в ней ему было по-настоящему комфортно.

***

Кстати говоря, дать новичку какое-то задание (естественно не самое головоломное и трудоёмкое сразу) — это очень хороший способ проверить качества вашего нового товарища.

Если кто-то раз за разом делает что-то не правильно, то, скорее всего, он просто стесняется обратиться за помощью. И тут нужно просто ему объяснить ему, что спрашивать и пытаться научиться — не стыдно.

Бывает более тяжёлый вариант. Когда ваш товарищ просто сидит и ждёт, может что-то само по себе получится или кто-то другой придёт и сделает. Этот вариант посложнее — нужно объяснить и то, что нужно спрашивать и то, что за тебя никто и ничего делать не будет.

Ну и третий вариант. самый запущенный. Когда клиент не только делает неправильно раз за разом, и доказывает окружающим, что именно он прав, а все вокруг ничего не понимают.

К великому сожалению последний случай чаще всего неизлечим. Пришлось с таким сталкиваться и все методы, которые только пытались использовать, давали результат очень редко и, обычно в тех случаях, когда клиент ещё достаточно мал…

***

Дни в Походе шли за днями.

Можно много чего рассказать сейчас о том, что произошло в этом Походе с нашим Чайником. Но лучше мы это сделаем потом постепенно и в разных местах дальнейшего повествования.

Самое важное сказать о том, что же с Чайником произошло в целом!

Наш Чайник возмужал и всё реже и реже его косяки вызывали усмешки друзей.

Просто потому, что этих самых косяков становилось всё меньше и меньше.

Так наш Чайник постепенно начал превращаться из несколько испуганного и смущённого Чайника в уверенного в себе и умудрённого опытом Туриста.

И, кстати говоря, этот процесс (в смысле превращение из Чайника в Туриста) занимает у разных Людей разное время. У кого-то один Поход, у кого-то целый сезон, у кого-то не один год. Ну, а кто-то так и остаётся Чайником навсегда…

И это совсем не плохо!

Ведь мы же уже говорили о том, что все Люди разные!

Сказка про Туриста

Хорошие туристы

дома не валяются

Автор неизвестен

А что же становится с Чайником, когда он становится Туристом. Не только же название меняется…

Ну стал он более знающим, наработал кое-какой опыт, оброс каким-то снаряжением…

А какие в нём-то самом произошли изменения.

Дело в том, что Туристы — они бывают разные. Даже очень-очень разные…

***

Мы уже говорили, что Приключения и Путешествия нужны Людям с разными целями…

Давайте попробуем разобраться.

Первый вид Туристов — это Любители спокойного отдыха. Им бы просто отдохнуть от повседневной суеты, поменьше народу вокруг, побольше солнышка, песочка… Пляжа одним словом…

Этот вид туризма ещё называют курортным.

Второй вид — Любители удовольствий. Эти товарищи очень любят разнообразные удовольствия. Любые, какие только можно представить.

Следом идут Любители активного отдыха, они представляют собой как раз классического Туриста, для которого самое главное — природа и активный способ перемещения.

Похожие на предыдущих Любители спортивного отдыха, тоже классическая иллюстрация представления о Туристе. Но тут самое главное — спорт. То есть достижение чего-то. Мест, статусов, медалей, грамот.

Очередные представители семейства Туристов — это Отдыхающие с целью познания и изучения. Представители городского и экскурсионного Туризма. Обожают копить знания и эмоции, путешествуя по самым разным уголкам нашей планеты.

Ну и наконец Любители приключений. Любители рисковать и лезть туда, куда вряд ли кто-то в здравом уме и твёрдой памяти полезет. Неисследованные пещеры, непокорённые горы, непройденные реки — их ареал обитания.

Конечно все эти группы довольно условны и, скорее, так можно разделить их только во время очередного Похода, Экспедиции или экскурсионной поездки.

***

Но есть и ещё одна классификация туристов…

Она, вроде как, юмористическая, но несёт в себе очень много того, что полностью соответствует реальному положению вещей.

Итак:

Вояка. Камуфлирован от макушки до пят. Имеет кучу армейских (или околоармейских) гаджетов и прибамбасов. Часто склонен к поеданию странной еды, которую поймал или собрал в процессе Похода… Часто является Выживальцем (об этом позже).

Физкультурник. Вне зависимости от своего возраста постоянно пытается проверить на что способен. Присутствует маниакальное желание записывать подробности маршрута. Ходит только в категорийные Походы (это которые имеют проверенную и утверждённую сложность от первой (самой простой) до шестой (самой, соответственно, сложной)) ибо это круто. Да и Походы, по сути, нужны ему только для самоутверждения. Обычно обвешан самым модным и дорогостоящим снаряжением.

Фотограф-маньяк. Понятно, что фотографирует всё, везде и непрерывно. Постоянно отстаёт и задерживает группу из-за поисков ракурсов. Зато, если такой есть в группе, то всегда будут (возможно, даже приличные) фотографии из Похода.

Пляжник (он же Матрасник). Поход для него—это возможность поваляться на матрасе (на край — на пенке) у костра или мангали и порассказывать занимательные истории о своих прошлых (причём сложнейших) Походах. Как ни странно, обычно обладает очень продвинутой снарягой, которой не пользуется, причём часто потому, что не очень-то и умеет…

Блондинка. Обычно сама не очень понимает, как оказалась в Походе. Ну, например, потому, что её никто не предупредил до конца, что это будет. Рюкзак обычно не носит, потому что разложила его содержимое по чужим рюкзакам. Ну, если только помаду себе оставляет.

Первопроходец. Обычно взрослый мужик, которые постоянно лезет куда-то. Но не куда покруче, а туда, где интереснее. Причём изучает досконально, описывает и запечатлевает подробнейшим образом. Чаще всего по профессии геолог, биолог или картограф. Кстати очень полезен тем, кто потом окажется в этом районе.

Чайник. О нём мы уже говорили, но если кратко, то:

Ходит в Походы за приключениями, встречами с природой или потому, что туда ходят значимые для него Люди. Часто упорно и досконально готовит снаряжение (поэтому туда может попасть пробковый шлем или топор/пила/нож/ложка в одном флаконе). К сожалению, часто теряет интерес уже в начале или в первой половине маршрута. Там же, кстати, раскидывает по кустам и товарищам наиболее странные предметы из своего снаряжения. После первого Похода клятвенно божится туда больше не ходить, но потом, обычно, становится, со временем конечно, настоящим Туристом.

Опытный (он же Корифей). Чаще всего руководитель или зам руководителя группы. Безусловно, далеко не мальчик. Может ходить ещё со снаряжением, которое старше большинства членов группу. Причём часть этого снаряжения обычно самодельная. Порвёт на маршруте любого Физкультурника, а про Чайника, да и любого новичка. вообще, и говорить нечего. Часто незаменимые атрибуты борода и свитер. Причём не зависимо от времени года, климата и температуры.

Альпинист. Это просто самый-самый крутой Физкультурник из тех, которых вы знаете. Фирменная снаряга, аргументировано крутейшие маршруты и, к сожалению, часто неоправданно задранный нос. Но про нос — это, теперь уже к счастью, не про всех.

***

Есть, кстати, ещё одна характеристика, которая поможет отличить профессионального туриста от любителя…

Это вес его снаряжения.

Причём не только рюкзака, но и всего того, что на нём навешано/накручено.

Для пешего туризма эти характеристики составят для профессионала меньше 10 килограмм, для опытного Туриста — примерно 15 килограмм, для достаточно опытного новичка где-то до 15 кило, а вот у Чайника вес может быть неограничен…

Я сталкивался с 14 летним товарищем, который в 4-дневный поход пытался упереть 53 кило… Вы же помните про пробковый шлем?

И, кстати… Не допёр… И сам и не дали мудрые Люди!

***

Вот такие они, Туристы, разные.

И вот такие они бродят по свету, собирают впечатления и потом, не все, правда, делятся ими с другими Людьми.

Сказка про Ориентиры и Ориентирование

Почему журавли всегда летят клином и один всегда впереди остальных?

—У него карта

Народное творчество

На компасе север один, да вот дороги к нему разные.

Людмила Щерблюк

Какие же разные бывают Ориентиры!

Мы сейчас не про те, которые называются Жизненными, а про те, которые помогают определиться в пространстве — где ты, куда тебе деваться, да и стоит ли куда-то деваться.

На самом деле разбираться в этих самых ориентирах очень важно. Просто потому, что нужно представлять, на что и как можно опираться при попытках найти дорогу в пространстве, а на что не стоит.

***

Что такое, вообще, Ориентирование?

Это такое умение, которое помогает понять, где ты находишься и куда тебе нужно двигаться дальше. Чаще всего это делают с помощью Карты и Компаса. Но иногда и с помощью каких-то Ориентиров, которые мы встречаем в своём Путешествии.

Само собой, чаще всего, мы используем все эти способы одновременно в различных комбинациях.

Кто бы чего не говорил, но умение Ориентироваться в пространстве — одно из самых важных!

И не столь важно, умеете вы ориентироваться по Карте, по Компасу, по небесным светилам, просто по тому, что видите вокруг себя (конечно, в идеале, освоить все эти способы)…

Безусловно, любой из этих навыков поможет вам в выборе дальнейшего пути движения.

Кроме того этот навык и, тем более, сам процесс Ориентирования, очень занимательный, интересный и познавательный процесс.

Найти то место, где вы находитесь на Карте, определить направление на стороны горизонта с помощью солнца, луны, звёзд или просто деревьев, камней и ручьёв — это действительно очень интересно. А ведь и Карту нужно как-то сориентировать…

***

Но, чтобы Ориентироваться, нужно обязательно понимать, как, с помощью чего это делать… Вообще понимать—что же такое эти самые Ориентиры.

А Ориентиры, о какой бы области нашей жизнедеятельности мы не говорили, бывают очень и очень разные.

В принципе любой высокий или просто хорошо заметный издалека объект может быть замечательным Ориентиром. Будь то вершина горы, отдельный высокий столб или башня, колокольня или ветряная мельница.

Одна из причин сооружения указателей на высоких столбах именно в том, чтобы их было видно издалека.

Бывают ориентиры точечные, линейные и площадные.

И самая главная путаница заключается в том, что нужно разбираться в них всех и уметь видеть и определять их в пространстве.

Короче говоря, чёрт ногу сломит, если не сможет разобраться во всех премудростях определения своего местоположения.

И потеряется…

***

И вот сами Ориентиры всегда были не согласны с тем, что они все равнозначны по важности. Каждый из них доказывал, что именно он больше всех помогает найти себя в пространстве Человеку.

Точечные (это те, которые на картах выглядят как точки) доказывали, что именно они помогают найти себя в пространстве.

То есть, оказавшись у такого ориентира (будь то высокое дерево, одинокий дом, колодец), если, конечно, он указан на карте или существует в памяти Человека, сразу понятно, где точно ты находишься.

На это очень аргументировано им возражали Площадные (на Карте они выглядят как пятна или области одного цвета или вида) доказывали, что, учитывая их глобальность, определив себя, согласно такого Ориентира, сразу ясно, где ты находишься.

И нечего Точечным выпячивать свою индивидуальность. Их ещё попробуй найти посреди леса где-нибудь!

Действительно, трудно оказавшись на поле, возле озера или посреди площади в городе, не понять, что ты на большом объекте и сразу попытаться найти его на Карте.

Правда часто возникали затруднения, если ты оказался последи леса или заросшего парка… Тут без других ориентиров было не обойтись.

А вот Линейные Ориентиры (это которые выглядят как линия на Карте — дороги/тропочки, реки/ручьи, берега озёр, прудов и морей, опушки лесов, садов, парков) спорили очень вдумчиво. Вроде как они и не возражали по поводу важности Точечных и Площадных. Но аргументированно утверждали, что граница каждого Площадного Ориентира — это линия, а значит Линейный Ориентир. И значит, что Площадных без Линейных просто не бывает. А Точечным указывали на то, что знать, где находишься — это не то же самое, что знать куда идти.

На всю эту сумятицу с усмешкой смотрели сверху Небесные Светила, которые, вроде как были Точечными Ориентирами, но служили Путешественникам, в первую очередь, как раз для определения направлений.

***

А чего было спорить?

Путник, который хотел куда-то попасть, старался использовать все знакомые ему Ориентиры.

Светила Небесные для определения времени и направлений.

Опушки леса, берега рек и озёр, дороги — для того, чтобы понять куда идти.

Поля, леса, озёра — чтобы знать где, в каких местах находишься и где искать направление пути дальнейшего.

Колодцы, вершины горные, замки-крепости одинокие — чтобы понять где же ты сейчас, точно, находишься.

Да и сами Люди скоро сообразили, что можно самим Ориентиры приспосабливать, чтобы сразу несколько функций они выполняли.

Так и появились камни с надписями, да стрелки-указатели. Тут тебе и Точечный Ориентир и указатель направления сразу.

Сказка про Компас

Место для корабля без компаса —

дно моря.

Фетхуллах Гюлен

Как часто мы слышим: Зачем, вообще, нужна эта коробочка? К чему её таскают с собой?

Согласитесь, что довольно редко. Всем же известно, что Компас—это то, что поможет не потеряться в незнакомом месте.

И как же ошибаются большинство из тех, кто так думает и упорно кладёт себе в карман этот прибор, толком не представляя, как его использовать…

Большинство из нас, кроме непробиваемых оптимистов и самоуверенных товарищей, прекрасно понимает, что для пользования незнакомым прибором нужно хотя бы приблизительно представлять, как он работает и какой алгоритм его использования.

Но с Компасом, почему-то, совсем другая история получается.

Большинство Людей знают, что стрелка Компаса указывает на направление Север-Юг и считают, что этого вполне достаточно.

Но, как выясняется, совсем не достаточно…

Каждый второй школьник скажет вам, что, чтобы не заблудится, когда собираешь грибы или идёшь в лес просто на прогулку, необходимо взять с собой компас.

Но что же происходит дальше?

***

Представьте себе, что вы оказались в незнакомом лесу, где-то в его середине. Ну не знаете вы, куда дальше идти. Вот гуляли, гуляли и догулялись. Так, понимаете, получилось…

Но вдруг, о счастье, вы вспоминаете, что в кармане (или в рюкзаке) у вас лежит пресловутый компас.

Или даже не лежит, но вы были любознательным ребёнком и знаете, как можно сделать компас самостоятельно. И у вас даже есть для этого с собой скрепка или булавка и на шее шерстяной шарф…

И вот у вас на ладони уже лежит этот самый вожделенный предмет.

И вы, о радость, даже умеете с ним обращаться. То есть поместить в правильном месте (а не возле массивной металлической пряжки ремня), и можете сориентировать его…

***

Кстати, на моей памяти была ситуация, когда во время краеведческих соревнований одна из команд нашла идеально ровную площадку для компаса при съёмке азимутов. Площадка была размером чуть больше компаса, на уровне груди — просто мечта… Если бы не одно, но…

Это была стальная вершинка одного из металлических столбиков ограждения пешеходного мостика.

Съёмка, как бы, не удалась…

***

Итак, вы определились с использованием компаса, вы определили стороны горизонта и…

А что же дальше?

Дело в том, что, если вы не знаете, в каком направлении вам нужно идти, то и знания направлений на стороны горизонта вам не поможет. То есть, так или иначе, вы должны представлять, как выглядит местность на карте или в реальности.

Зная направления на Север, вы же не попрётесь сразу туда, просто потому, что вы теперь знаете это направление.

Компас окажет вам помощь только в том, чтобы не отклониться от намеченного маршрута. То есть не уклониться от Азимута движения.

Но для этого тоже необходимо знать, как этот самый Азимут измеряется…

Вот такая штука.

***

Кстати, те, кто более ленив, часто используют Электронный Компас.

Само собой, считать его показания несколько проще, углы Азимутов он показывает тебе сам — ничего вычислять и искать не надо.

Создан он был, безусловно, не для лентяев, а для тех, кому, по роду деятельности, необходимо вычислять эти данные часто и много. Просто, чтобы сэкономить время.

Но, как и обычным Магнитным Компасом, им, всё равно, нужно уметь пользоваться.

Как сказано выше, просто знать направления на стороны горизонта, ещё недостаточно.

Да и, как у любого электронного прибора, со временем у него, так сказать, садятся батарейки.

Вот такая вот загогулина…

***

А ещё есть, пожалуй, самый частый и популярный вопрос про этот прибор: как, всё же, правильно Ко̀мпас и Компа̀с.

По мне это достаточно просто: это разные приборы.

У одного подвижная стрелка, а у другого весь лимб (та часть, которая с делениями), а стрелки, вообще, нет. Только лимб у Компа̀са называется картушка и двигается она не в одной плоскости, а во всех.

Именно поэтому Компа̀сы используются, в первую очередь, на флоте и в авиации (до того, конечно, как появились Электронные Ко̀мпасы).

Собственно, вот и вся разница. Принцип один, но приборы, всё же, разные.

Сказка про Карту

До чего люди любят карты и планы! А почему?

Да потому, что там, на картах и планах,

можно потрогать север, юг, восток и запад рукой.

Рэй Брэдбери, из книги «Машина до Килиманджаро»

Как не потеряться в пространстве?

Как понять где, вообще, находишься?

Но самый важный из вопросов про Ориентирование в пространстве с помощью Карты и Компаса, на самом деле. — как этой бумагой и этой коробочкой пользоваться. Да-да, именно на этом и погорают обычно новички.

По сути, Карта — это одно из самых основных средств Ориентирования.

Да, она в умелых руках является надёжным помощником не только в поисках своего пути, но и в его предварительном изучении и планировании. Именно с её помощью можно и узнать где вы находитесь, и спланировать свой маршрут, а потом и следовать ему.

Размеры Карт, конечно, могут быть самыми разными, но вряд ли кому-то захочется создавать Карту в формате один к одному… Хотя… Позже мы поговорим о Чертежах…

И опять мы с вами начнём с классификации… Куда же без неё.

Карты можно разделить на несколько разных видов.

***

Самой-самой основной среди всех Карт является, пожалуй, Физическая Карта. Просто потому, что она передаёт то, как выглядит поверхность земли, но на более маленьком пространстве. Да-да, мы про тот самый его величество Масштаб!

Масштаб — это то, сколько реального пространства влезает на пространство Карты. Чем больше влезло, тем мельче Масштаб. Чем меньше — тем Масштаб крупнее.

Ну, а те Карты, которые ни туда, ни сюда, ни мелкомасштабные, ни крупномасштабные — называются среднемасштабными.

Кроме рельефа на Физической Карте изображают водные источники, населённые пункты, дороги…

***

Именно на основе Физической Карты создаются Карты Общегеографические — имеющие разный Масштаб, более мелкий, средний или более крупный, и Тематические — Политические, Геологические, Гидрологические, Почвенные, Карты Автомобилистов и многие другие.

***

И начинается наше путешествие по обилию Карт с Топографической Карты.

Это та же Физическая Карта, но с более крупным Масштабом и, соответственно, более подробным изображением рельефа местности.

Умея читать Топографическую Карту можно очень точно спланировать свой путь, предусмотреть множество препятствий, которые придётся преодолевать в намеченном пути…

Само-собой чем крупнее был Масштаб, тем подробнее, как мы уже говорили, была Карта.

***

А эта Карта была, можно сказать, лицом пространства. Ну, то есть на её поверхности были нанесены все объекты, которые существовали на местности, изображённой на ней.

Это потому, что Карта, о которой идёт речь, была крупномасштабной. На каждом её кусочке помещалось, вроде, совсем немного реального пространства.

Но зато там можно было найти самые маленькие ямки и пенёчки, которые были на местности.

Карта была очень горда. Ведь она была не только подробной, но и очень востребованной.

Ведь только она могла привести Туриста, который держал её в руках, к цели его путешествия.

Он мог находить самые малюсенькие ориентиры на местности и, соответственно, от них мог ориентироваться в пространстве и не терять свой путь, куда бы он там не направлялся…

А Турист был не простой. Он был в беговом трико, с малюсеньким рюкзаком, но зато на его поясе висела бухта верёвки, какие-то железяки, а на голове была каска…

Он был не совсем Турист. Он был Спортсмен-ориентировщик. И карта, соответственно, называлась Картой Ориентировщика.

Не всякий сможет пользоваться такой картой.

Вроде и передаёт она то же пространство, которое Топографическая Карта, просто ещё подробнее. Но нет! Тут были другие способы отображения информации, поэтому с непривычки и возникают проблемы…

Если на Топографической Карте, например, растительность, обозначалась зелёным цветом разной интенсивности в зависимости от густоты и высоты этой самой растительности, то на Карте Ориентировщика поляна была жёлтой, а растительность была зелёной, но одного оттенка. А проходимость зарослей определялась густотой штриховки.

Но зато на каждом сантиметре этой Карты можно было найти то, что в реальности занимало всего на всего от 50 до 200 метров.

Топографическая-то Карта могла предложить, в самом лучшем случае, 500 метров. А чаще гораздо больше.

И обычные Туристы пользуются Картами-Километровками, а чаще вообще Двухкилометровками.

Так что точнее Карты Ориентировщика вы не найдёте.

Но и в большой поход её не взять — изображено-то подробно, но уж больно маленький участок реальности влезает на каждый лист.

Придётся тащить с собой целый том Картографических Листов.

***

Отдельно располагается Карта Автолюбителя.

Просто потому, что подробно тут изображено только то, до чего можно добраться на автомобиле.

Скажем так — Карта узкоспециальной направленности.

Но зато всё, что есть вдоль дорог здесь отмечено максимально подробно.

Тут тебе и где поесть, и где чего-нибудь купить.

Ну и где чего отремонтировать при необходимости, конечно.

***

В целом все Карты, так или иначе, просто необходимы в различных профессиях и занятиях Людей. И, вроде как, этого было бы достаточно…

Но Путешественникам и Картографам было мало Карт и Компаса.

Они ещё придумали всякие Планы, Кроки, Схемы, Легенды.

И вот тут путаница началась ещё большая.

Учиться же надо пользоваться всем этим…

***

Давайте поподробнее.

Что такое План Местности?

Что-то у него есть от Карты Ориентировщика. Это крупномасштабное изображение какого-то пространства, но он не показывает рельефа.

Зато на нём есть условные знаки, которые определяют направления.

Всё, что есть на Плане, изображается в виде сверху. Обязательно есть все названия того, что изображено.

Но при этом отмечаются только крупные, и их форма и очертания точно передаются в Масштабе.

Естественно, что и территория на Плане помещается довольно небольшая.

А ещё на Плане указывают высоту отмеченных объектов.

Для Походов делают Топографические Планы, которые привязывают к Карте. Для этого даже проводится Топографическая Съёмка.

А для того, чтобы ориентироваться в каких-то помещениях или на пространствах делают Контурные Планы, которые нет надобности привязывать к географическим координатам.

А зачем же эти самые Планы придумали-то?

Понятно, что в первую очередь они нужны, чтобы Ориентироваться в пространстве.

Но, кроме того, Планы создают для того, чтобы сделать в помещениях какие-то коммуникации, определить правильную конфигурацию какого-то участка земли (ну и строений на нём), спланировать строительство на этом (или каком-то другом) участке… И много где ещё.

***

Но есть ещё Кроки — это когда зарисовывают какую-то территорию на глаз, с помощью Глазомерной Съёмки. И отображают на этой зарисовке только самые-самые необходимые объекты.

Очень часто Кроки делают, имея пред глазами Карту.

Собственно, на Кроках размещаются только Ориентиры, которые необходимы при движении по Маршруту, для которого Кроки, собственно, и составляются.

То, что не помещается на изображение или не может быть изображено рисунком, но нуждается в пояснениях, пишется текстом на полях или на обратной стороне Кроков. Этот текст называется Легенда Маршрута (но об этом позже).

Обычно при составлении Кроки на лист переносят основную нитку будущего Маршрута, а потом «наращивают» на неё необходимые Ориентиры и информацию.

Что стараются обязательно поместить на Кроки? Естественно то, что крайне необходимо при движении по Маршруту.

Это всяческие переправы, будь то броды, мосты или какие-нибудь паромы, те места, куда лучше не соваться, Ориентиры, которые помогут не сбиться с пути.

Иногда Кроки дополняют прямо во время движения по Маршруту.

Чаще всего это делают тогда, когда изначальные Кроки чем-то не совпадают с реалиями Маршрута.

Само собой, Кроки — это чисто практическая штука, которая необходима на конкретном Маршруте.

И, кстати, не все Туристы смогут пользоваться чужими Кроки. И не только из-за почерка, но из-за того, что каждый из нас видит Мир по-разному…

***

Вот мы и добрались до Схемы Местности.

А это что за Чуда Юда и с чем её едят?

Схемой—это такая штука, которую делают, как и Кроки, по Карте или прямо с натуры, здесь и сейчас.

Если по Карте, то, обычно, сохраняют Масштаб, если с натуры, то задают свой.

Обычно Схема строится по квадратам (есть такая штука—Сетка Гаусса или Проекция Гаусса-Крюгера), каждый из которых зарисовывается по отдельности.

У Схемы, прежде всего, есть точка, с которой и производится глазомерная съёмка.

И то, что вы с этой точки видите, изображается максимально приближённо к своему реальному виду. Или конкретным знаком, который закреплён за этим объектом.

Очень важно, чтобы то, что есть сейчас в пространстве, было очень точно нанесено на Схему.

Само-собой к прилетевшему на полянку щеглу это не относится (если вы, конечно, не орнитолог и не пришли на поляну специально, чтобы задокументировать места, где предпочитают присаживаться щеглы).

А ещё на Схемах бывают Поля Невидимости — это то чего вы не можете наблюдать с той точки, на которой стоите.

***

Ну и, наконец, та самая Легенда.

Это самое простое и самое сложное, что только может быть.

Дело в том, что Легенда — это словесное описание маршрута. Причём оно должно быть таким, чтобы, просто имея в руках этот текст, Пешеход (само собой, если он умеет читать и понимает, что читает, на языке Легенды) мог без особых затруднений добраться до конечной точки описанного Маршрута.

Но, вспомним, что все Люди разные и видят Мир по-своему.

Поэтому при работе с чужой Легендой иногда возникают непонятки и неприятности…

Чтобы этого не произошло Легенда должна быть максимально подробной.

Всё, вплоть до ширины дороги, того, из какого грунта она состоит, состояние дорожного (или тропинистого, если есть такое слово) покрытия, не только вообще, но и в зависимости от погоды и времени года, где есть водопой или место, гдн можно добыть еды или переночевать… И так далее, и так далее, и так далее…

А ещё в Легенда целесообразно указывать, сколько времени займёт тот или иной отрезок пути.

Здесь особенно часто бывают казусы, когда, например, в водных Маршрутах, не указано судно, на котором двигается Турист. Потому как Каяк, Рафт, Байдарка и Катамаран обладают совершенно разными ходовыми качествами.

Да и скорость на реке и, например, на озере. Всегда отличается (обычно в сторону реки).

Поэтому обычно логичнее указывать не время, которое понадобится на прохождения отрезка пути, а километраж.

Ну, пожалуй, за исключением часто натыканных препятствий и ориентиров.

***

Как вы сами видите, есть много способов изображения и описания земной поверхности (а ещё и недр земных и глубин морских).

Каждая из них, на самом деле, очень важна и удобна в своё время.

И бывалые Путешественники стараются овладеть и способами чтения того, что попадает им в руки, и способами создания того, что в руки не попадает, или попадает ненадолго и надо возвращать…

Сказка про Чертеж

Все нужно проектировать сверху вниз,

за исключением фундамента,

с которого нужно начинать.

Алан Перлис

Карты, Планы, Схемы… Всё это хорошо…

Но вот Чертёж… Это отдельная штука…

Это такая штука, в которой рисуют контурное изображение какого-либо изделия, которое нужно, чтобы его, это изделие, сделать.

Кстати говоря, Схема и План, по сути, тоже виды Чертежей. Или наоборот — с помощью Чертежей создают Схемы и Планы.

Вроде всё просто и достаточно понятно. Взял, точно измерил размеры-расстояния, да и начертил то, что нужно, с учётом изменения Масштаба.

А вот и нет.

Есть чертежи, которые делают, в отличие от Карт, один к одному.

А есть, которые изображают то, что необходимо показать, больше, чем этот предмет есть на самом деле.

***

Представьте себе, что Конструктор создаёт наручные или карманные часы.

Понятно, что для Курантов на башню, чертёж будет в уменьшенном Масштабе.

А с маленьким механизмом как быть?

Не то, что не разберёшь на Чертеже как выглядит деталь, но как изобразить Чертёж такой маленькой детали, как какое-нибудь колёсико или подшипник.

Да и целиком такие часы не начертишь — читаться не будут…

Вот и стали делать Чертёж в обратном Масштабе. То есть изображение было больше, чем начерченный предмет.

И вовремя, кстати, это придумали.

Потому что скоро стали появляться всё более и более мелкие механизмы, устройства, электросхемы…

***

А зачем нужен Чертёж один к одному?

Ну, понятно, если деталь размером, например, пятьдесят на пятьдесят сантиметров.

Но есть Чертежи устройств и объектов гораздо больше…

Например, Чертежи Масштабом один к одному используются в… самолёто — и кораблестроении.

Представляете продольный разрез даже не самолёта, а его двигателя?

Размеры таких Чертежей могут быть высотой в несколько метров, а длиной в несколько десятков тех самых метров.

Про корабли, вообще, говорить нечего — эти Чертежи уде в десятки метров высотой и в сотни длиной.

Возникает вопрос: зачем такие огромные Чертежи?

А для того, чтобы изготовленные детали сразу прикладывать к ним и проверять точность их изготовления.

Потому что то, что будет изготовлено по этим чертежам недостаточно точно, в «лучшем» случае утонет, а в худшем — свалится с небес на землю. И в первом и во втором случае жертвы, практически, неизбежны.

Вот и делают Чертежи такого большого размера.

Кстати их чертят не на бумаге, а сразу на стене ангара, в котором ведётся подгонка деталей и сборка окончательного судна (не важно, плавающего или летающего).

***

Теперь вы понимаете, почему рассказ о Чертежах стоит отдельно от рассказа о Картах, Планах и Схемах?

Но следует помнить ещё одну вещь. На мой взгляд — очень важную.

Раньше в школе преподавали Черчение как обязательный предмет. Просто потому, что все рабочие, инженерные и конструкторские профессии имели большую ценность.

Потом этот предмет вывели из образовательных планов. Заменили странной Технологией. На занятиях которой, честно говоря, очень мало кто из учителей даёт хотя бы основы Черчения.

Так вот! У большинства тех, кто не изучал Черчение хотя бы в общих чертах, возникают достаточно большие проблемы с пространственным мышлением.

Доходит до смешного: некоторые не могут сразу заполнить поле в игре тетрис…

А уж грамотно и плотно упаковать багаж на багажную полку в поезде или в багажный люк в автобусе — это, вообще, невыполнимая задача!

***

Всё, что придумано для изображения реальных предметов или пространств на листе — придумано для нашего с вами удобства, безопасности и, как не странно, развития.

Хочется надеяться, что скоро с пространственным мышлением будет всё не так грустно, как сейчас во многих местах…

Сказка о Снаряжении

Туристам, как никаким другим спортсменам,

важно умение собраться

Снаряжение…

Именно так называется всё то, что Туристы и Путешественники прут с собой и на себе.

Много чего туда входит. Причём многое, что входит, не посвящённый человек даже не поймет, — а зачем…

Но, на самом деле, списки снаряжения формировались очень долго. Годами, десятилетиями и даже столетиями…

Множество сделано попыток, чтобы хоть как-то систематизировать этот процесс—подбор и комплектование снаряжения для путешествия…

***

Одна из наиболее популярных систем выглядит так.

Дом.

Сон.

Еда (она же КЛМН)

Кухня.

Костёр.

Одежда.

Обувь.

Лагерь.

Маршрут.

Транспорт.

Аптека.

Ремнабор.

Продукты.

Средства и документы.

А ведь оно ещё бывает Личное и Общественное…

Давайте попробуем разобраться что и зачем берётся в Поход, а чего брать не стоит обсудим в следующей главе…

***

Для начала раскидаем, что из перечисленного относится к личному, а что к общественному.

Само-собой некоторые пункты будут повторяться и там и там, поскольку есть несколько взглядов на Снаряжение: Взгляд Туриста и Взгляд Группы.

Итак, начнём с того, что относится к Личному Снаряжению.

***

Личное Снаряжение (то, что необходимо каждому Туристу в пути): Дом, Сон, Еда (она же КЛМН), Кухня, Костёр, Одежда, Обувь, Лагерь, Маршрут, Транспорт, Аптека, Ремнабор, Продукты, Средства и документы.

Дом Туриста, само собой, это Палатка. Это Личное снаряжение если она маленькая. Ну, или Турист очень здоровый, и тащит для себя, Любимого, здоровую Палатку. Но тащит сам! Поскольку МОЁ!!!

Сон — это Коврик, который вместо матраса и Спальник, который вместо одеяла. Ну, это совсем уж Личное Снаряжение.

Еда (КЛМН) — это то, с помощью чего едят, принимают пищу, хавают и так далее. Если коротко — Кружка, Ложка, Миска, Нож. Вилку, обычно, с собой не берут. Поскольку всё можно есть Ложкой.

Отдельная песня — это Нож у Новичка в Походе. Часто это Боуи, Нож Рэмбо или ещё какой-то Меч Кладенец. Не сразу удаётся объяснить, что функциональный нож не очень велик, не особо ему нужны всякие серейторы и пилы. Обычно оптимум представляет собой небольшой нескладной нож и небольшой же складничок. И этого вполне достаточно. Иногда берут нож-мультитул (карманный набор инструментов в одном флаконе, швейцарский нож Викторинокс — яркий тому представитель), но он, скорее, в Ремнабор.

Кухня — обычно только в Общественном Снаряжении. Но есть Туристы-Одиночки. И у них есть Котелок (иногда ещё и Сковородка), Поварёшка (или просто большая Ложка для готовки), а ещё, но не у всех, Газовая Горелка с Запасными Баллонами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миры Демиургов. Книга 2. Сказки разных Миров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я