Староверы Псковского Поозерья. Опочецкий и Великолукский уезды. Изд. 2-е, дополненное

Кирилл Кожурин

В книге рассказывается о наиболее значительных старообрядческих духовных центрах Псковского Поозерья в XVIII – XX вв., расположенных на территории Опочецкого и Великолукского уездов Псковской губернии. Автор вводит в научный оборот уникальный архивный материал, до сих пор невостребованный учеными.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Староверы Псковского Поозерья. Опочецкий и Великолукский уезды. Изд. 2-е, дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***
* * *

Согласно ведомостям, присланным в Псковское губернское правление опочецким городничим Александером 5 октября 1811 года, в Опочке в это время проживало 26 старообрядцев мужского пола и 29 — женского. Львиную долю городских староверов составляли представители уже известной нам купеческой фамилии Песьяцких. Сведения по Опочецкому уезду были отосланы только 1 января 1812 года после длительной переписки. Всего в уезде проживало 240 староверов мужского пола и 238 — женского в следующих деревнях: Максимово (вотчина генеральской дочери девицы Дарьи Голенищевой-Кутузовой), Ковреново (экономического ведомства), Губиши и Остропяты (велейской удельной конторы), Лопатино, Соснивицы, Михалинка, бывший пригород Заволочье, Амельцыно (помещика капитана Злобина), Турушино, Сутолока, Заход, Каршино, Шарково, Лунино, Хахулино (велейской удельной вотчины), Марфино, Сидорово, Меховое, Ужлово, Олидово и др.

"Имянной список раскольников состоящих на лицо в Опоческом уезде к 1-му генваря 1825 году"(ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 650. Л. 222)

Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Мефодий (Пишнячевский)

По ведомостям 1824 года в Опочецком уезде (кроме самого уездного города) проживало 252 старообрядца мужского пола и 255 — женского. В ведомостях 1825 года содержится не только поименный список всех староверов Опочецкого уезда (406 душ мужского и 378 — женского пола), но и в отдельной графе дано подробное описание их примет44. В самой Опочке в этом году проживало 6 староверов купеческого сословия и 24 — мещанского. На 1826 год количество староверов в уезде увеличилось, причем распределялись они следующим образом: мещане — 4 м.п. и 4 ж.п., экономические и удельные крестьяне — 319 м.п. и 337 ж.п., помещичьи крестьяне — 126 м.п. и 108 ж. п. В городе Опочке проживало в 1826 году 13 староверов мужского пола и 11 — женского.

Главным духовным центром староверов Опочецкого уезда была моленная в деревне Марфино, построенная, как уже говорилось выше, с разрешения губернского начальства в 1822 году, в царствование императора Александра I. Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Мефодий 15 февраля 1827 года сообщал псковскому гражданскому губернатору «по секрету»: «…деревни же Марфина крестьянин Феодор Максимов с прочими вышенаписанных деревень крестьянами45, разсевая по всюду слух, будтобы их раскольническая вера есть самая христианская, для лучшей удобности к прельщению, выстроили в упомянутой своей деревне Марфине особенный небольшой деревянный дом, покрытый тесом, на крыше коего сделал подобно церковной главу, открасил зеленою краскою, поставил крест и назвал моленною, в коей как носится слух, поставлено в иконостасе несколько древних вновь поновленных образов, куда собираются и отправляют Богослужение, при коей повешена доска, в которую когда приходит время к Богослужению, бьют так, что звук относится версты на две»46. Архиепископ Мефодий требовал Марфинскую моленную немедля разобрать и впредь строить не дозволять.

В результате архиерейского доноса губернатору было учинено следствие, а Федор Максимов арестован и препровожден в Псков. Об этом сообщал опочецкий земский исправник уже 20 марта 1827 года. На допросе Федор Максимов сообщил, что ему 64 года, «веру содержит старообрядческую под названием халическая (по-видимому, имелась в виду „кафолическая“. — К. К.), был на исповеди по своему обряду в нынешнем 1827 году»47. В деревне Марфино имеется старообрядческое кладбище, а в моленной «производит службы» наставник, вызываемый из Полоцка, — мещанин или купец. Всего к местной старообрядческой общине принадлежит 560 душ крестьян Удельного ведомства.

Сохранилось описание моленной в деревне Марфино: «Изба 4 на 2,5 сажени с сенями, крытая тесом. Наверху глава типа церковной с деревянным крестом покрашена зеленою краскою, а крест — белой. В избе 2 окна. У крыльца доска, привязанная к крыше и при ней 2 деревянных молотка. Половина дома внутри перегорожена стеной, крашеной красной краской (с правой стороны молились мужчины, а с левой — женщины. — К. К.). В прихожей по лавке с каждой стороны. В комнате 3 аналоя, боковые крытые белой бумажной материей, а центральный зеленым сукном. В комнате находятся: медный крест в деревянном ставце и образа:

Пророка Ильи

Господа Вседержителя

Благовещения

Трех Святителей

Усекновения главы Предтечевой

Распятие Иисуса Христа

Пресвятой Богородицы

Николая чудотворца

Архангелов Михаила и Гавриила

Спасителя Иисуса Христа

Пресвятой Троицы

Все иконы на досках новые. Створцы медные с ликом Спасителя, Богородицы и Крестителя. Рождество Богородицы в медном окладе, Козьмы и Демиана на большой кипарисовой доске.

Книги:

1. Соборник.

2. Учительное евангелие.

3. Пролог Мартовский»48.

Как следует из более позднего дела 1840 года, Марфинская моленная в 1827 году не была уничтожена, но лишь разобрана, а затем вновь выстроена.

Еще одним духовным центром опочецких староверов была моленная в деревне Цыпкино. 5 ноября 1835 года вышел указ Святейшего Синода за №12228 «О воспрещении жилые домы обращать в публичные раскольнические молельни и устроять в часовнях престолы». Во исполнение этого указа были разосланы циркуляры, и по справкам, предоставленным велейскому благочинному Василию Ульянову священниками Опочецкого уезда, оказалось:

«1-е. Села Матюшкина Николаевския церкви священник Стефан Горностаев и дьякон Павел Щекин… донесли, что вблизи их прихода бывшей вотчины удельной, а ныне казеннаго ведомства государственных имуществ деревни Марфина у крестьянина Терентья Федорова, по срытии земскою полицеею молельни в 1827-м году, после опять построенной на том же месте молельни, без всякаго на то воспрещения со стороны Земскаго Суда, внутри имеется на половине молельни перегородка из перил выкрашена красною краскою и на оной дека для продажи свеч. За перилами устроены лавки по обоим сторонам до окон, окон — два. На стене за окнами расположены иконы в два пояса писанные на дсках во всю стену на полках, подобно так как бывает обыкновенно в часовнях, пред окнами поставлены с белаго воска свечи, всех 21, посреде пред иконами две небольшия сколии для чтения, покрытые желтым полуситцем, а престола нет.

2-е. Пригорода Краснаго Архангельския церкви… репортом днес мне, что в приходе его бывшей удельной вотчины, а ныне государственных имуществ в деревне Цыпкине или Жеголях тож у крестьянина Василья Парфенова молельня есть, но что в ней, какое расположение икон и внутри распоряжения, по недопущению его Парфенова для осмотра, не имеет ближайшаго сведения. И 3-е. Ильинскаго погоста с Городища священнослужители… репортом донесли мне, что бывшей удельной вотчины, а ныне государственных имуществ деревни Олидова или Сафонова тож крестьянин Косма Михайлов отписавшийся в раскол от Святой церкви в 1804 году, по объявлению соседей его и окольных жителей занимается исправлением треб ему непринадлежащих, как то: крещением, исповедью и погребением умерших; в избе у него Михайлова как слух носится стоит в большем углу небольшой столик, на котором два деревянных подсвещника со свечами, пред столиком стоит налой и на оном лежит книжка подобная поминанью или самое поминанье и четки сложенные крестообразно, но по двукратном местнаго священника Гавриила Вознесенскаго в дом его приходе, единственно взойти и осмотреть его крестьянина избу, удерживаем был хозяевым семейства онаго с объявлением «не старика дома и изба его заперта им Михайловым»…»49.

Был проведен дополнительный осмотр вышеозначенных моленных, на основании которого 23 ноября 1836 года епископ Псковский Нафанаил отправил в Синод очередной «репорт». В «репорте», основанном на сведениях опочецкого благочинного Василия Ульянова, в частности, говорилось: «…что Опочецкаго ж Уезда ведомства Псковской Конторы Государственных Имуществ, у Крестьян-раскольников, в Приходах, Села Матюшкина, в самом близком разстоянии от онаго, деревни Марфина Терентья Федорова и Пригорода Краснаго деревни Цыпкина у Василья Парфенова, выстроены раскольническия молельни. У Федорова, по срытии Земскою Полициею в 1827 году прежней, вторично на том же месте другая; а у Парфенова со всем в недавнем времени вновь. В первой из них производится свечная продажа и посреди пред иконою двунадесятых Праздников имеется соединенный из двух столиков престол под двумя одеждами — холщевою и ситцевою. Богослужение в сих молельнях, а равно и требы у Раскольников, наезжает исправлять Полоцкой Губернии Резицкаго (!) Уезда из селения Гривишки, Динабургский мещанин Иван Краснобаев»50. (В другом документе говорилось о том, что «за отбытием сего (т. е. Ивана Никитича Краснобаева. — К. К.) в случаях нетерпимых, — поручено крестить, похоронять, и проччия исправлять требы деревни Олидова старику крестьянину Косме Михайлову, который требующия скораго исполнения совершает без остоновки»51. )

Это дело получило продолжение. В донесении Псковского гражданского губернатора министру внутренних дел от 23 сентября 1839 года сообщалось: «…Раскольническая Моленная в деревне Марфине по изысканию оказалась устроена до 1827 года, в сем же году за публичное Богослужение по распоряжению Губернскаго начальства была совершенно разобрана, и в последствии на том же месте поставлена вновь без позволения начальства; а потому по решению Опочецкаго Уезднаго Суда находящемуся ныне на ревизии в Псковской Уголовной Палате — должна быть уничтожена. Строение названное в донесении Священноцерковнослужителей также Моленной в деревне Ципкине приказывал я осмотреть нынешней весной Земскому Исправнику при Депутате с Духовной стороны и оказалось оно совершенно пустым без дверей и окон неимеющее признаку жилаго строения; а потому на счет ея предоставил я сделать заключение также судебному месту куда передал и акт осмотра составленный следователями производившими о сем изыскание»52

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Староверы Псковского Поозерья. Опочецкий и Великолукский уезды. Изд. 2-е, дополненное предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

44

ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 650. Л. 222—258 об. — Ведомости о старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект, находящихся в Псковской губернии.

45

Имеются в виду следующие деревни: Лукино (6 дворов старообрядцев), Морозово (2 двора), Хахулино (1 двор), Сидорово (3 двора) и Марфино (2 двора). Всего около 80 душ мужского пола.

46

ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 840. — Дело об уничтожении вновь построенной старообрядской моленной в деревне Марфиной Опочецкого уезда.

47

Там же. Л. 12.

48

ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 1640. Л. 18. — Дело об увещевании крестьян-раскольников Фому Феклистова и Савву Иванова.

49

ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5813. Л. 181—181 об. — Дело об устройстве молитвенных домов раскольниками Опочецкого уезда, о совращении некоторыми раскольническими наставниками православных.

50

РГИА. Ф. 796. Оп. 109 (1828). Д. 815. Л. 29. — О распространении Невельского уезда свободным хлебопашцем Бровцевым по Новоржевскому уезду раскола.

51

ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5813. Л. 182 об. — Дело об устройстве молитвенных домов раскольниками Опочецкого уезда, о совращении некоторыми раскольническими наставниками православных.

52

РГИА. Ф. 1284. Оп. 196 (1835). Д. 126. Л. 83 об. — По Высочайшему повелению о раскольниках Опочецкаго уезда и Вязовскаго приказа и их часовнях. Здесь же о наставнике Бровцыне, комисаре Кузнецове и о моленной в деревне Глетковой.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я