#Нейроскачок

Кирилл Владимирович Прищенко, 2019

Нейроскачок – это понятие, обозначающее выход за пределы того психически возможного, к которому мы привыкли. То, к чему мы привыкаем в течение жизни, будучи в своих мыслях, эмоциях и поведении становится своеобразными рельсами. Рельсы – это прочные нейронные связи, которые мы создаём, повторяя раз за разом паттерны (шаблоны) своего мышления. И мы почти не имеем возможности свернуть направо или налево с них. Но эта книга поможет иначе посмотреть на мир, кардинально переворачивая представления о многих знакомых вещах, расширяя привычные психические, а затем и другие возможности. Эта книга – глубокое погружение в НЛП и его возможности. Ведь главное, что дает нейролингвистическое программирование, это возможность увидеть привычный мир совершенно по-новому и получать от этого пользу и удовольствие.

Оглавление

Глава 6. Система постановки целей, которые обязательно будутд остигнуты. Фокус на самом важном!

Эта глава будет полностью практической. Вам необходимо запастись бумагой и взять ручку. В этой главе мы воплотим модель ТОТЕ в жизнь, но на примере достижения целей. А пока, просто помните о ней.

Как вы уже знаете из прошлой главы, чтобы отправиться в путь, нам необходимо понять, с чего мы именно стартуем — наше нынешнее состояние относительно цели. И поэтому мы начнём с работы над замечательным упражнением для диагностики одновременно вашего нынешнего состояния и будущего материала для истинных целей. Да, именно истинных целей. Потому что, в результате этого длинного, но полезного упражнения для закрепления критериально-целевого мышления, и повышения вашей личной эффективности вы ещё и сфокусируетесь на самом важном в вашей жизни. А второстепенное придёт само или просто отвалится. Это тоже принцип успешности — фокус на важном, а второстепенное придёт само, пока вы будете идти к самому ценному для вас! И так, вы готовы отправляться в путь к вашим самым сокровенным целям?!

Диагностика текущего состояния и поиска материала для целей, модель: «Крест».

С чего же начать достижение? Очень часто, многие люди приступают к реализации какой-либо идеи, ничего не планируя. А ведь планирование включает в себя такой важный этап, как определение своего настоящего положения относительно цели. Именно этот этап определяет, какие ресурсы вам понадобятся для достижения цели и способны ли вы вообще достичь ее.

Начало упражнения:

Возьмите, пожалуйста, чистый лист бумаги, а лучше заведите для этого отдельную тетрадь, чтобы вся информация находилась в одном месте, под рукой. Возьмите ручку, разделите лист бумаги на 4 сектора (нарисуйте крест) и пронумеруйте их. 1 — верхний левый, 2 — нижний левый, 3 — верхний правый, 4 — нижний правый.

Что это за сектора и чем мы сейчас будем заниматься? Это уникальная система диагностики вашего нынешнего состояния относительно вашей мотивации, ваших целей и желаний. Сейчас мы будем подробно разбирать каждый сектор, а вы сразу же можете их заполнять.

И так, сектор № 1. Он называется «Хочу и имею».

Здесь вы пишите то, что вы планировали в жизни, добились этого, т. е. те достижения, которые вы уже от жизни получили. Ну, например, у вас была цель купить машину. Вы ее купили. У вас была цель получить высшее образование. Вы окончили университет, получили диплом. У вас была цель создать семью и сейчас вы счастливая мать или отец семейства. Все это серьезные цели, которых вы уже добились.

Зачем нам это надо? Здесь вы видите, чего вы уже достигли. Вы это каким-то образом сделали, и сделали это сами. И вот что особенно важно. Как вы это сделали? Что вы использовали? Какие психические ресурсы? Какие материальные ресурсы вам пришлось затратить, чтобы получить то, что вы уже имеете сейчас?

Пожалуйста, записывайте все это в первом пункте. Впоследствии, это описание ваших ресурсов и того, как вы достигли того, что вы уже имеете пригодится нам в достижении уже других поставленных целей. Это как бы такой своеобразный мотор. Ваши стратегии, ваши способности, ваша успешность. Вы уже успешны. Вы же уже много чего достигли в вашей жизни. А этот пункт, это модель того, как вы это сделали.

Дело в том, что некоторые люди не пользуются своей системой достижения, они напрочь забывают о том, что у них есть для этого готовая стратегия. Я же предлагаю вам описать Вашу личную схему достижения. И все это нужно уместить в зоне № 1 «Хочу и имею».

Переходим в сектор № 2. Он называется «Не хочу, но имею».

Здесь нужно описать проблемы, которые у вас есть. Допустим, вы можете не хотеть иметь какие-либо вредные привычки, но имеете их. Вы можете не хотеть иметь чувства злости, нетерпения, раздражительности, но все же имеете. Все эти проблемы являются своеобразной преградой на пути к цели.

В секторе № 2 перечислите, пожалуйста, все проблемы, которые существуют в вашей жизни. Эмоциональные, физические, финансовые, проблемы в отношениях с людьми. Проблемы могут быть из разных сфер вашей жизни. Чем больше вы напишите в этом секторе проблем, тем легче вам будет достигать ваши цели в дальнейшем. Как именно это будет работать, вы увидите чуть позже, а сейчас просто составляйте список проблем.

Далее, в секторе № 3 «Хочу, но не имею»

запишите свои мечты и цели, которые хотели бы осуществить. Например, я хочу иметь свой собственный отдельный дом, или машину, или же личностно развиваться, «прокачивать» в себе какие-либо навыки. Эти мечты должны быть обязательно сформулированы в позитивном ключе. Чем больше вы напишете здесь целей, тем лучше. Пишите любые, даже самые абсурдные мечты. Не бойтесь написать 20 или даже 30 целей. На самом деле серьезных и действительно стоящих останется 3–4, ну максимум 5. Остальное все отсеется само собой.

Еще хочу сказать такую вещь. Третий сектор обладает магической мотивацией «К»! Что это такое? Существует 2 вида мотивации. Мотивация «От», т. е. я ухожу от каких-то проблем и мотивация «К», я стремлюсь к чему-либо. «К» позитивна, это всегда стремление, к чему-то светлому, новому, разжигающему желание и страсть. В этом и заключается «магия».

Переходим к сектору № 4 и он уже как раз связан с мотивацией «От».

Запишите название: «Не хочу и не имею». Это те вещи, которые Вы никогда и ни в коем случае не допустите в вашей жизни. Ну, допустим: заболеть раком легких, ожиреть, стать бедным, предать друзей и т. д. Если вы не хотите заболеть раком легких, то соответственно вы и не курите. И так далее.

Как это связано с мотивацией «От»? Очень просто! Я ухожу от болезней и стремлюсь к здоровому образу жизни. Т. е. я ухожу от какой-то проблемы, прикладывая при этом усилие, и иду к цели. И, что самое интересное, другой мотивации у человека просто нет. Он всегда движется От, каких-то проблем и К цели.

Здесь так же надо понимать, что у человека есть множество менее значительных целей, а есть основная, ведущая цель. И если эта цель основана на мотивации «От», то мышление такого человека будет негативным, потому что он постоянно бежит От, чего-то, но не идёт К чему-то.

Очень важно научиться преобразовывать мотивацию «От» в мотивацию «К». «А зачем это мне нужно?» — спросите Вы. Ну, посудите сами, включите свою логику. Человек, который стремится к чему-либо, ясно видит перед собой радужные перспективы, всегда знает, чего он хочет, всегда знает, что является для него приоритетным на данный момент, всегда знает, как ему поступить и какие действия предпринять.

Тот же, кто бежит от проблем, стремиться спрятаться, отсидеться в стороне, переждать худшие времена. И когда ему все же удается это сделать, то он вдруг понимает, что не знает, что делать и куда двигаться дальше. Перед ним вдруг образовывается вакуум, который с удовольствием заполнят совершенно не нужные люди и не нужные дела или чужие цели.

Но не подумайте, что нужно безжалостно искоренять мотивацию «От». В идеале должны работать обе, но лучшей путеводной звездой будет мотивация «К».

Продолжайте заполнять сектор № 4. Записывайте то, чего не желаете иметь ни при каких обстоятельствах и самое главное, что вы для этого делаете. Сектор № 4 — это зона вашей безопасности, которая уводит вас от проблем и направляет к целям. В качестве подсказки я зарисую квадрат, поделенный на 4 сектора с кратким описанием того, что там должно быть:

Далее, переведите проблемы из столбца номер 2 (не хочу, но имею) в зону номер 3 (хочу, но не имею) при помощи переформулировки проблемы в позитивную цель. Например, проблема: не хочу иметь бедность, мы переводим в цель: хочу больше зарабатывать (тут можно расписать критерии этой цели — Т1). У вас в столбике номер 3 получится 10 или более целей, вместе с теми, которые вы записали туда ранее. Этой третий столбец и есть материал для последующей постановки и фильтрации целей. А остальные столбцы, это информация, которая вас может поддержать.

Принципы и критерии фильтрация целей по важности. Фокус на главном.

И так, чтобы вы поняли свои истинные глубинные цели и сфокусировались бы на главном в жизни, нам нужно понимать критерии этих истинных целей. Какие они могут быть эти критерии? Во-первых, наши внешние цели, это всегда проявление каких-то внутренних ценностей. Это означает, что самые важные цели для нас будут соответствовать нашим самым важным ценностям. Во-вторых, главнейшие цели чаще всего долгосрочны. 1-2-3-5-7-10 лет. В-третьих, эти цели должны включать в себя цели поменьше. Макро-ТОТЕ, имеющие много микро-ТОТЕ. А если мы не строим свою стратегию жизни по этим принципам, то часто получается так, что мы отвлекаемся на второстепенное, так и не делая самого главного в своей жизни. Именно поэтому мы и будем делать далее — фильтровать, но на полубессознательном уровне. А для того, чтобы понять свои ценности, давайте о них поговорим.

Ценности.

Что такое ценности? Это то, что для вас важно и необходимо. Они производны от наших базовых потребностей, о которых вы можете узнать из работ А. Маслоу. Ценности человека являются ядром его личности. На основании их человек делает любой выбор и принимает все решения.

Существует два вида ценностей. Это «Инструментальные» и «Терминальные». Инструментальные ценности, это инструменты для достижения более высоких состояний-ценностей, Терминальных. Терминальные ценности — это ценности-состояния, или сущностные состояния (терминальные, значит последние, высшие). Их мы будем называть условно, истинными.

Например, порядочность, честность, ответственность — это Инструментальные ценности, они сами по себе не важны, они нужны ради достижения чего-то более высокого — Терминальных ценностей. Поэтому их и называют Инструментальные. Суть — инструменты, но не конечный пункт. Как можно проверить Инструментальная или Терминальная ценность — низшая или высшая. Спросите себя: честность для чего она нужна? Ответ: ради отношения с другими людьми. Тогда ценность «Отношения с другими людьми», эт0 — Терминальная ценность. Она сформулирована следующим способом: быть частью большего, чем я сам, именно поэтому мы попадаем в группы, дружим, создаём семьи и т. д. Человеческое существо запрограммировано на расширение, т. е. он должен или размножаться, расширяться личностно, как-то и так далее. Можно расширяться либо через какую-то компанию, через большую семью, через вступление в какое-то общество, например. Это и есть быть частью чего-то большего, чем я сам. Вот для этого на самом деле нужны честность и порядочность, а сами по себе они не нужны. То есть, без более высоких уровней они пусты.

Ловушки Инструментальных ценностей и подмена бытия.

Допустим, такая вещь, как чистота, человек любит и ценит чистоту. Чистота ради чистоты нужна? Нет. Когда происходит ценностный сбой-ловушка? Когда у человека в голове именно так, что ценность «чистота» не привязана ни к чему выше, она не служит ничему выше, когда все должно лежать на своих местах, все должно быть ровно просто так. Почему должно лежать ровно? Потому что должно лежать ровно. Должно потому, что должно. Например, перфекционизм, это феномен зацикленности на инструментальной ценности, связанной с порядком и чистотой. Это правило ради правил, зацикленность на какой-то одной инструментальной ценности и есть ловушка бытия. Она уводит нас от истины реализации Терминальных жизненных ценностей. Тем самым человек получает подмену существования. Потому, что он фокусируется на промежуточном внешнем шаге, но не на том, для чего этот шаг необходим. Это образует зависимость и пустоту внутри. У каждого человека есть свои ловушки бытия. Например, кто-то поймался на лесть, кто-то на похвалу и внимание, кто-то на материальный успех и так далее.

Ещё пример: образованность. Образованность тоже является Инструментальной ценностью, так вот когда образование ради образования, то человек всю жизнь учится и ничего не делает. Он просто поднимает самооценку подменяя драйв жизни, заключающийся в реальных действиях на теоретические знания о жизни.

Должен быть баланс и связка Инструментальных ценностей с Терминальными. А когда Инструментальная ценность ради самой себя — это дисбаланс, это зависимость, это ловушка. Как мы можем исправить это в жизни? Через вопрос «зачем»? Задавая несколько раз подряд вопрос «зачем» к Инструментальной ценности, мы подвязываем эту ценность к более высокой структуре ценностей (и можем выявить настоящие Терминальные ценности), строим мостик бытия.

Как определить Терминальные ценности? Они нужны сами по себе, и они нужны не ради чего-то. Например, любовь — она нужна сама по себе — так ведь? Вот, например, если любовь условная — то это Инструментальная любовь, т. е. я люблю за что-то (ты мне — я тебе). Терминальные ценности: здоровье, счастливая семья, творчество, служение, развитие личности, активная жизнь, эти вещи человеку нужны сами по себе, то есть они ни зачем. Они просто нужны и всё.

Примеры ценностей.

Инструментальные ценности: Честность, Опрятность, Точность, Ответственность, Деньги, Знания, Дипломы, Воспитанность, Порядочность, Порядок, Высокие запросы, Исполнительность, Жизнерадостность, Независимость, Непримиримость, Образованность, Рационализм, Твёрдая воля, Терпимость, Широта взглядов, Чуткость, Эффективность в делах, Признание Заботливость и так далее.

Терминальные ценности: Материальное благополучие, Здоровье, Счастливая семья, Творчество, Служение, Развитие личности, Активная жизнь, Гармония, Целостность, Свобода, Интересная работа, Красота природы и искусства, Любовь, Дружба, Развлечения, Принятие, Быть частью целого и так далее.

Это, конечно же, не все ценности. И у вас они могут немного отличаться в названиях — трактовке. Можете дописать свои ценности в эти списки.

Эти знания о ценностях и сами ценности, как примеры нужны нам, чтобы научиться правильным ориентирам в жизни и продолжить упражнение по фильтрации целей.

Таблица фильтрации истинных целей:

Заполнение таблицы.

1. В первый столбик этой таблицы надо записать Терминальные ценности, которые лежат ближе вашей душе. Впишите 10 штук в первый столбец на выбор из списка выше (или добавьте свои). Как понять какая ценность важнее? Спросите себя, что для меня важнее — запишите методом исключения.

2. Во второй столбик запишите 10 целей из третьего столбика Креста (хочу, но не имею) записанные ранее (т. е. из 20 получившихся нужно выбрать 10 тех, которые важнее).

3. Теперь берёте одну цель и считаете скольким ценностям она удовлетворяет/реализует при её достижении и в третий столбик записываете цифру.

4. Теперь берёте первую по списку цель и соотнесите ее с другими целями, — сколько одна цель удовлетворяет/реализует при её достижении других целей (т. е. помогает ли одна цель в реализации другой/других, желательна прямая зависимость), и запишите цифру в 4-ый столбик.

5. И в конце сосчитайте сумму баллов напротив каждой цели. Самое больше количество баллов, это самые ценные цели — она большему количеству ценностей удовлетворяет и больше целей поглощает, соответственно другие ценности нет смысла достигать.

Заметки к результату таблицы.

У вас должно получиться 3–4 цели, которые набрали максимальное количество баллов. Возможно такое, что сейчас, своим сознательным взглядом вы не согласны с этими целями. Но ваше бессознательное определило так. Так как ценности находятся именно в бессознательном и эти цели удовлетворяют ваши глубинные ценности. А если вы подтвердили результат таблицы и согласны с таким порядком вещей, это значит, что вы подтвердили свой верный, выбранный ранее путь.

Если же результат для вас совсем неожиданный, вы можете пройти таблицу заново. Такое упражнение стоит делать пару раз в год. И будет получаться небольшое изменение или подтверждение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я