#Нейроскачок

Кирилл Владимирович Прищенко, 2019

Нейроскачок – это понятие, обозначающее выход за пределы того психически возможного, к которому мы привыкли. То, к чему мы привыкаем в течение жизни, будучи в своих мыслях, эмоциях и поведении становится своеобразными рельсами. Рельсы – это прочные нейронные связи, которые мы создаём, повторяя раз за разом паттерны (шаблоны) своего мышления. И мы почти не имеем возможности свернуть направо или налево с них. Но эта книга поможет иначе посмотреть на мир, кардинально переворачивая представления о многих знакомых вещах, расширяя привычные психические, а затем и другие возможности. Эта книга – глубокое погружение в НЛП и его возможности. Ведь главное, что дает нейролингвистическое программирование, это возможность увидеть привычный мир совершенно по-новому и получать от этого пользу и удовольствие.

Оглавление

Глава 5. ТОТЕ — модель ментальных стратегий и достижения всех возможных целей

Эта модель была разработана группой психологов (Миллер, Галантер, Прибрам). ТОТЕ обозначает Test (Тест), Operation (Операция), Test (Тест), Exit (Выход). Согласно этой модели, все поведенческие процессы вращаются вокруг фиксированной цели и различных способов ее достижения.

С помощью этой модели можно описывать достижение малых и больших целей, как работают различные мыслительные стратегии человека, например, стратегия принятия решения, обучения и т. д.

Модель ТОТЕ закодирована у нас на бессознательном уровне. По ней работают все наши психологические, биохимические, поведенческие процессы, а также способности. Острота наших способностей зависит от точности этой бессознательной модели относительно той или иной способности. Способности же — это мостики, которые ведут к достижению цели. Другими словами, при наличии тех или иных способностей мы быстрее придём к цели. И сами же способности формируются по модели ТОТЕ на бессознательном уровне. Получается матрица ТОТЕ. Достижение цели зависит от качества способностей, а качество способностей — от верности и качества ТОТЕ этой способности. Далее мы будем проходить ТОТЕ способностей, коррекцию ошибок и так далее. Это и есть «магия» успеха нейро-программирования. Всё гениальное должно быть простым, но не проще простого.

Ещё, понимание модели ТОТЕ даёт нам видение разницы между текущим состоянием и желаемым.

Видя эту разницу, мы действуем, чтобы достичь нашего результата, то есть, сократить до нуля промежуток между текущим состоянием и желаемым состоянием, какого бы ТОТЕ это не касалось. Это желаемое состояние может быть чем-то, в отношении чего мы замотивированы, или чем-то неопределенным, лучшим, чем неприятное текущее состояние, если мы говорим о психологических состояниях. Если перенестись в область способностей, то получается, идеальная способность, это сокращённая разница между текущим состоянием этой способности и желаемым состоянием — то, до чего я хочу развить её после тренировки (шагов/операций). Цель — Т1 критериально должна быть равна результату — Т2. Понятия «цель» и «результат» отличаются тем, что цель — это сенсорное описание того, что вы хотите получить-план в голове, а результат, это то, что вы получили в реальности, осуществив шаги к цели. Где цель, всегда — это Т1, а результат — это как бы Т2, и Е — выход из цели, если цель равна результату после операций.

Механизм ТОТЕ.

T1 — цель — это сенсорно описанный (образы, звуки, чувства) желаемый результат в нашей голове.

O — операции — шаги в реальности до цели.

T2 — это сравнение — достигли ли мы описанный ранее критериально результат в пункте Т1 после какого-то количества шагов или нет. В этом пункте мы получаем обратную связь.

E — это выход из цели. Он происходит, если сенсорные критерии Т1 совпадают с наблюдаемыми воочию критериями Т2, которые мы должны были получить после операций-шагов к цели. На этом моменте стратегия достижения конкретной цели заканчивается.

И начинается следующий процесс ТОТЕ, но уже относительно другой цели. Но, если получилось так, что после произведённых шагов до цели, сенсорные критерии Т1 не удовлетворены, а это проверяется при помощи пункта Т2 — сравнение критериев Т1 с тем, что получили после операций-шагов, тогда мы или меняем цель, или меняем способ её достижения. И делаем столько повторений, чтобы Т1 был равен Т2. Другими словами то, что мы в самом начале описали сенсорными критериями, как желаемый результат, должно совпасть с тем, что мы получили в реальности после шагов к этому результату. Так вот, например, понятие «незавершённый гештальт», которое вы, наверное, уже слышали, это незавершённый ТОТЕ. ТОТ, то есть ТОТЕ без Е — выхода. Вы даже можете почувствовать незавершённый ТОТЕ на практике прямо сейчас. Вспомните, например, незавершённое чувство интереса, когда вам кто-то что-то рассказывает и прерывается на самом интересном месте. Поймали это состояние? Реклама в сериалах начинается на самом интересном месте сюжета сериала и так далее. В момент незавершённого ТОТЕ человек впадает в микротранс. Мозг продолжает пытаться завершить ТОТЕ. Кстати, большинство психологических проблем — это незавершённые ТОТЕ в нашем мышлении. А если таких незавершённых ТОТЕ (проблем) много, то человек пребывает в сильном трансе проблемы. Это снижает его жизненную энергию и эффективность в целом. Он как бы начинает тормозить. Поэтому процессор стоит разгрузить психотерапией по завершению многочисленных ТОТЕ.

ТОТЕ поведенческих реакций-автоматизмы.

У каждой вашей поведенческой или эмоциональной реакции и способности есть свой ТОТЕ, любая поведенческая, когнитивная реакция, это микро-ТОТЕ. И что-то должно запускать эти реакции, эти микро-ТОТЕ. Механизм запуска реакции или способности в НЛП мы называем «триггером» (от английского — спусковой крючок). Например, какой-то крик может запустить стратегию спастись «бей или беги». Звуки крика — это сенсорный критерий и триггер для мозга, который запускает в нас определенную стратегию, определенный ТОТЕ, которому мы уже научились ранее. В НЛП не существует, скажем так, психологических проблем — существуют способности или разные ТОТЕ: мы можем научиться бояться; мы можем научиться панической атаке; мы можем научиться достигать целей; мы можем научиться быть уверенными — разницы нет, с точки зрения процессов мышления это все способности функционирующие по модели ТОТЕ.

Биологические естественные программы ТОТЕ и их нарушения.

Физиологические потребности — физиологические ТОТЕ, это программы, которые работают автоматически. Они обусловлены генетикой. Например: пересохло в горле, это что? Это одновременно триггер и одновременно сенсорный (кинестетический) критерий (Т1), который нам сообщает: «надо сделать шаги (О) по направлению к воде и попить», чтобы Т1 был равен Т2. А всегда ли в этот момент человек идёт к воде? Вот тут включаются ценности, убеждения и другие автоматизмы сознания, которым человек научился ранее. Или может быть он идёт не к воде, а к кока-коле или энергетическому напитку? Что организм сообщил? Пересохло, утолить жажду! Но человек не слышит организм (часто по причине отсутствия какой-то информации или по причине наличия ложной информации) и берет, например, пьет кофе или энергетический напиток, или ту же кока-колу (там тоже кофеин есть). А кофеин что делает? Он ещё больше иссушает организм. И вот тут уже идет подлог-нарушение естественного ТОТЕ. Критерий сенсорный на что был? На утоление жажды. А я его ещё больше истощил кофеином. Получается, я не успешен в своём ТОТЕ по удовлетворению естественных потребностей организма. Вот такая у меня «успешная» стратегия достижения простейшей цели.

Смотрите, что дальше происходит по ТОТЕ при его сбое:

T1 — жажда, O — неверные шаги, T2 — организм пытается сравнить автоматически Т1 с Т2.

В краткосрочной перспективе я сбиваю эту жажду — ее как бы нет, но с течением времени она снова появляется, но уже сильнее. В этом случае настоящего выхода нет — на микроуровне мы получаем иллюзию равенства Т1 с Т2 и ложный Exit. Но на макроуровне проблема осталась. Этот системный паттерн называется — лечение симптомов. То же самое происходит, когда мы пьём таблетки от мигрени, но мигрень, например, была вызвана обильным и долгосрочным подавлением эмоций гнева. В этих случаях мы глухи к обратной связи организма, потому что не в контакте со своим телом (и опять же, у нас или нет верной информации о том, как на самом деле помочь себе или есть ложная). И нам только остаётся, что убирать симптом. Но система в целом — организм проигрывает. Т1 должен совпасть с Т2. И помните, не все действия (О) ведут к результату. Это мы наглядно наблюдали выше.

Истина определяется результатом!

Сенсорные критерии, которые ведут к желаемому результату, и есть истина. Ничего другого не существует, т. е. нет правильного или неправильно. Всё познаётся в сравнении и с приходом обратной связи. Истина определяется результатом. Результат же, верными критериями Т1. А надстройка «правильного» или «неправильного» в виде убеждений или моральных ценностей может мешать естественному ходу вашей жизни и естественному удовлетворению ваших потребностей (об этом писал Зигмунд Фрейд). И тогда мы говорим, что: «это должно быть так», «а вот это вот так». Дело в том, что такие оценки могут вас очень далеко завести от самого себя, потому что вы просто не почувствовали эти критерии, а взяли внешние, социальные — не ваши — чужие. Кто-то ловко запрограммировал нас на «правильное» или «не правильное». Отсюда рождаются внутриличностные конфликты между ИД и Суперэго (ИД и Суперэго понятия из теории личности Зигмунда Фрейда) — неврозы. Поэтому надо тренировать осознанность и контакт с собой!

Еще один очень важный момент, где может быть сбой ТОТЕ: когда человек не слушает обратную связь. Второй момент — человек может слишком сильно прислушиваться к обратной связи и много интерпретировать, добавляя к критериям вымышленного.

ТОТЕ в деталях.

Т1 — Цель и критерии.

В пункте Т1 мы ставим цель, определяем её конкретные критерии + сенсорные критерии достигнутой цели — что вы услышите, почувствуете и увидите, когда достигнете цель. Опишите желаемый результат сенсорно. Определите, какая мотивация у вас для достижения этой цели. Обычно это несколько важных для вас ценностей. То есть, ответьте на вопрос: каким ценностям удовлетворяет цель? Далее, мы будем делать письменное упражнение, где сложим всю модель ТОТЕ практически. А пока я расскажу о каждом её шаге в деталях. Потому что от понимания этой модели зависит успех человека в целом. В том числе и психическое здоровье.

О — Шаги к цели.

Количество шагов до цели должно быть вами просчитано и известно, хотя бы примерно. И, чаще всего, каждый шаг к цели — это микро-ТОТЕ по отношению к макро-ТОТЕ. Т. е. каждый шаг к цели можно разложить с точки зрения критериев-шагов до цели. Вы делаете шаг — открывается новый шаг-микро-ТОТЕ, новый микро-ТОТЕ подчиняется макро-ТОТЕ в целом. У этого шага тоже есть свои сенсорные критерии. И только тогда я могу получить обратную связь: я делаю шаг — достигаю сенсорный критерий, сообщающий, что я делаю шаг в правильном направлении к цели. Необходимо наладить свою систему достижения целей таким способом, чтобы, слышать обратную связь.

Если шаги очень большие — разбейте их на подшаги, если шагов слишком много — подумайте, как их укоротить, если это возможно. Это очень важное правило для достижения успеха вообще в целом. Уметь видеть в большой цели три макрошага, максимум до 5, это и есть стратегическое мышление. Если вы не видите 3–5 шагов, то у вас, возможно, преобладает процессное мышление, потому что вы не видите путь глобально. 5 конкретных макрошагов, которые я могу разделить на подшаги, тогда получается путь-система — матрица ТОТЕ. Пока я эти шаги не доделаю — к следующему макрошагу я не приступаю, потому что он будет позже, и это значит, что я не отвлекаюсь на что-то другое, это значит, что я сфокусирован, я экономлю ресурсы и время.

Т2 — Обратная связь.

Здесь мы должны быть чуткими к обратной связи и помнить, что у Exit те же самые критерии, что и у входа (Т1). И наша задача на этом шаге постоянно сравнивать критерии Т1 с тем, что вы получили после исполнения шагов к цели. Вы не можете выйти из цели, пока вы не поставили верные с точки зрения желаемого результата критерии входа (Т1). Например, если вы не знаете в своей системе ценностей, когда заканчивать отношения, то у вас не закончатся никогда ни одни отношения. И тогда, например, человек может встречаться с несколькими партнерами одновременно и ни с кем конкретно. Или, если вас в отношениях оскорбляют. Вопрос: а как вы попали в такие отношения? Ответ: вы не знали критериально, чего именно вы хотели (в Т1). Были сбиты критерии входа. И, возможно, будет сложность выйти даже из очевидно разрушающих вас отношений.

Е — Выход из цели.

Обязательно нужно понимать, когда выходить из цели. Из цели мы выходим, когда критерии желаемого результата в Т1, после совершения операций совпадают с критериями того, что мы получили в реальности. Например, если вернуться к отношениям, то это будет выглядеть так: в Т1 человек хочет, чтобы к нему относились уважительно. Он чётко понимает сенсорные критерии уважения и любви, это: нет повышенного голоса (аудиальный критерий), нет оскорблений (логический критерий), нет рукоприкладства (кинестетический критерий), но есть поглаживания (кинестетический критерий), нежный голос с комплиментами (аудиальный критерий) в его адрес и так далее. Он говорит себе ещё один важный критерий: хорошие отношения, это когда: 80 % времени есть любовь (как он сам себе её определил) и максимум 20 % времени может быть что-то из того, что может не нравиться кроме, например, рукоприкладства. И теперь смотрите, что получается, когда человек знает, чего он не хочет и чего он хочет, и сталкивается с тем, что есть рукоприкладство (хотя совсем и немного), есть частые крики, упрёки и претензии в его адрес и всё это «нехорошее» происходит 50 % времени. Он принимает решение выйти из отношений — Exit. Это его система выхода из отношений. Эти критерии помогут принять решение. А вот если критериев того, что я хочу и не хочу нет, то тогда я остаюсь в отношениях, которые меня разрушают. Тоже самое и со всеми нашими другими целями.

Наш внутренний ТОТЕ постоянно обучается, но обучается лишь только в тот момент, когда получает обратную связь и когда имеет критерии, на основании которых он будет обучаться и получать обратную связь, если нет критериев, не может быть обратной связи и, следовательно, нечему будет обучаться.

Практическое применение. ТОТЕ для развития навыка. Учиться и обучать эффективно!

Закрепим весь ТОТЕ через описание того, как можно научиться или научить другого, чему-либо по этой модели или смоделировать способность. А для того, чтобы отточить мастерство в имеющейся уже способности, нам необходимо сначала смоделировать по ТОТЕ эту способность и посмотреть, что можно улучшить. При шлифовке навыка мы всегда улучшаем свои сенсорные операции — внутренние образы, звуки, чувства — последовательность их использования и исключение лишних процессов.

Например, у вас есть цель научиться влиять на людей. Тогда, для более эффективного обучения нам необходимо осознать процесс того, как этот навык приобретётся нами. Для этого нам необходимо пройтись по всем шагам ТОТЕ и сделать небольшой план процесса — модель желаемого навыка.

Т1 — из чего состоит влияние?

Из каких конкретных, сенсорных критериев? Записываем необходимые критерии: переубеждать, производить впечатление и быть харизматичным. Но эти 3 критерия пока не сенсорные. Их мы разбиваем на сенсорные подкритерии иначе цель не точна. 1. Переубеждать — визуально видеть, что собеседник кивает на наше возражение, соглашаясь. Также мы можем откалибровать, что сначала он в замешательстве и так далее. 2. Производить впечатление — мы видим, что собеседник испытывает восхищение, слышим, как он нас хвалит (какими словами) и так далее. 3. Харизма — мы видим расширенные глаза собеседника, когда он нас слушает, видим его кивки, видим, что собеседник доверяет вам и готов следовать вашим идеям. Это условные примеры критериев, вы же можете ставить свои.

О — а как этого всего достичь?

Какие нужно сделать шаги, чтобы люди вокруг меня так себя вели и их поведение сообщало бы нам, что у нас появился навык влиять? Тут мы делаем план обучения. 1 — шаг: прочитать информацию о влиянии. 2 — шаг: найти и посмотреть на ролевой образец влияния, того человека, который это делает в совершенстве. 3 — шаг: соединить теоретическую информацию с наглядной в системе практических упражнений. 4 — шаг: тренироваться практически. Тут не лишним будет вспомнить 4 блока усвоения навыка. Бессознательная некомпетентность и так далее, о которых я писал в начале книги. Помните, освоение и тренировка навыка подчиняется этим 4 м пунктам, где Exit, это зона «Бессознательная компетентность».

Т2 — получил ли я навык?

Для ответа на этот вопрос нам необходимо обратиться к сенсорным критериям из Т1 и сравнить их с тем, что мы уже имеем после обучения. Если критерии из Т1 совпадают с тем, что мы уже имеем после шагов-обучения и практики, то мы выходим из цели — Exit. А если нет, то добавляем в шаги — О ещё и другие действия, которые помогут навыку появиться и делаем это до тех пор, пока Т1 не станет равным результату желаемого навыка — Т2.

Вот так мы можем учиться и учить других системно, логично достигать тех или иных целей и тренировать способности. Конечно, это укороченный пример, но моя задача передать вам принцип, по которому вы сможете становиться эффективней. Можно ли делать коучинг навыка при помощи этой модели, можно ли по ней построить тренинг или мастер-класс? Конечно же, да! Почему? Потому, что ТОТЕ — это естественная модель функционирования психических процессов мозга-тела-мышления и разума в целом. Понаблюдайте за собой, за тем, как вы учитесь, и вы убедитесь в этом сами.

Как применить ТОТЕ для НЛП консультирования и избавления людей от проблем?!

Мы говорили ранее, что любая способность человека со знаком «+» или со знаком «-» организована в психике по ТОТЕ. Соответственно, когда человек садится перед вами на консультацию или коучинг и говорит вам: «я боюсь летать на самолетах — у меня фобия, но мне надо лететь и т. д.». Мы знаем, что это — ТОТЕ фобии. А это значит, что должен быть триггер, который запускает этот «навык». Мы знаем, что любая стратегия, любой навык, любая способность запускается каким-то триггером. Давайте разделим эти две вещи, условно, и скажем, что триггер может быть внешним, а может быть внутренним, где внешний триггер по типу условного рефлекса всегда связан с внутренним триггером (каким-то образом, звуком и чувством, которые есть ваш прошлый опыт или то, что вы сконструировали). Внешний триггер — это реальный вид самолета или аэропорта, у кого как. Допустим, человек ранее уже увидел аэропорт и запомнил его и тем самым, внешний триггер стал внутренним. Но и внешний тоже будет работать — запускать внутренний и потом шаги — ТОТЕ фобии.

Человеку достаточно представить этот образ (внутренний триггер) или приехать к аэропорту, и он запускает ТОТЕ фобии-какие-то внутренние шаги — О, которые есть другие образы, звуки и чувства, связанные со страхом, паникой, что мы и называем стратегией фобии. Exit — ом будет первоначальный триггер, который запускает стратегию фобии. Стратегия свершилась, она работает — человек боится. Если вы знаете что такая способность это всего лишь определенный ТОТЕ, который состоит из сенсорных систем (помните пресуппозицию успешность человека зависит от последовательности использования репрезентативных систем, сенсорных систем вижу, слышу, чувствую) то вы можете её детально смоделировать и разрушить на каком-то этапе ТОТЕ или весь ТОТЕ фобии в целом.

Что делать, как помочь человеку избавиться от фобии?

Теперь нужно просто спросить его, чтобы смоделировать ТОТЕ фобии: «научи меня, как ты это делаешь, как ты боишься, что мне нужно сделать с точки зрения того, чтобы я мог представить, услышать, почувствовать внутри себя, чтобы допустим, испытывать фобию, как и ты»? Смоделировать весь ТОТЕ фобии по конкретным сенсорным шагам задавая эти вопросы до тех пор, пока у вас не появится чёткая графическая модель ТОТЕ этой фобии.

Пример вопросов по ТОТЕ для моделирования фобии:

Т1 — что запускает твою фобию? Какой триггер? Как ты внутри себя начинаешь бояться, в какой именно момент? Что ты видишь (какой образ) внутри себя, когда начинаешь бояться? Что ты слышишь и чувствуешь в этот момент? Что ты говоришь себе? Так, мы поймаем триггер запускающий фобический ТОТЕ.

О — как ты начинаешь бояться? Что происходит дальше в твоём мышлении с точки зрения образов, звуков и чувств в теле, когда ты уже начал бояться? Тут мы расставляем последовательность сенсорных, внутренних шагов фобии. Что зачем следует. Чаще всего человек видит внутри себя как бы фильм, который вызывает чувство страха. Можно зарисовать это в схему.

Например, человек говорит в ответ на все наши вопросы Т1 и О: я подъезжаю к аэропорту и вижу его (внешний триггер — Т1) и следом внутри мышления, на внутреннем визуальном экране я вижу картинку того, как самолёт терпит крушение (внутренний триггер Т1). Затем начинается фильм (внутренний фобический фильм — О), как я лечу в самолёте, чувствую в теле, как его начинает шатать, потряхивать, вижу, как стюардесса бегает по кабине, далее самолёт снижается, всё ниже и ниже и я говорю себе громко: мы умрём! Далее, я вижу, как самолёт падает и разбивается (Т1>Т2>Е). Вот вам и вся фобия.

Работа с фобией:

мы можем изменить визуальный (кинестетически-чувственный и аудиальный) образ триггера и самого фобического фильма технологиями НЛП — «Быстрое лечение фобий», «Коллапс якорей», «Кинотеатр», «Редактирование субмодальных характеристик», которые я опишу позже. Сейчас же нам нужно лишь понять механизм этой фобии, того, как организованы все психологические проблемы на тонком ментальном уровне. Если не понять этот процесс, то и менять будет нечего — вы просто не поймаете стратегию проблемы. К слову сказать, все проблемы психики, равно, как и способности закодированы в мозгу по описанному выше ТОТЕ. Это означает, что теперь вы получили ключ к мышлению человека и можете творить изменения. Всё остальное, это дело конкретных техник и инструментов, с которыми вы познакомитесь в этой книге. Но без понимания этого механизма все техники мертвы, ибо вы не будете знать, когда и что применять.

Заметки о деталях, которые делают НЛП рабочим инструментом:

ВАЖНО-процесс мышления работает по типу условного рефлекса!

Мышление человека всегда устроено так, что то, что мы испытываем внутри, на какую-то ситуацию снаружи, лишь только условно связано (условный рефлекс: внешний триггер запускает внутренний и затем чувство или стратегию внутри нас) с тем, что происходит снаружи. Например, когда якобы вас кто-то раздражает, на самом же деле внутри вас (на внутреннем ментальном экране) сначала на долю секунды срабатывает карта — всплывает образ, звук или чувство из прошлого опыта (внутренний, сенсорный триггер) по аналогии связанного с этой текущей ситуацией. Следовательно, вы чувствуете раздражение не потому, что человек снаружи делает что-то не так, а потому что у вас есть внутренний триггер (карта) из прошлого, который и является настоящим источником раздражения. Помните прессупозицию «Карта не территория»? Если бы это было не так, то вся психотерапия была бы бесполезна. Ибо вы лишь можете изменить своё восприятие ситуации, если не можете изменить саму ситуацию. Но ключ — триггер — ваш прошлый опыт (в виде образов, звуков и чувств) всегда внутри вас, и он определяет текущую реальность и восприятие каждого момента вашей жизни. Всё дело в том, с чем (с каким внутренними триггерами) вы бессознательно связали то, что вы видите снаружи. Нам кажется это неправдой лишь только потому, что внутренние триггеры (образы, звуки и чувства) всплывают в нашем мышлении настолько быстро, что мы не можем их осознать и уловить, и поэтому нам кажется, что мы переживаем саму внешнюю ситуацию-реальность. Но на самом же деле мы переживаем нашу внутреннюю карту из прошлого.

Зная эту особенность, функционирования психики мы становимся настоящими «магами» управления своими состояниями и решения проблем других людей.

Как сделать так, чтобы ваше влияние реально влияло или, его величество «Манипулятивный конструкт».

С годами практики в области НЛП консультирования я пришёл к модели тонкого и проникновенного воздействия, которую назвал «Манипулятивный конструкт». Эта модель помогает нам встроить необходимые знания в мышление человека, при помощи которых мы далее можем делать изменения в его психике. МК — Манипулятивный конструкт — это точки-фильтры (фреймы, знания), которым мы обучаем человека для разговора с ним на одном языке (это не просто подстройка, а уже встройка своей операционной системы в сознание человека). И только тогда его бессознательное впустит вас и даст совершить изменения. Это виртуальный манипулятор, встраеваемый в мышление клиента, рычаг управления, джойстик. А если совсем просто, то это — обучение клиента его же собственному мышлению и тому, что вы будете делать с ним.

Встраивание «Манипулятивного конструкта» осуществляется так: вы обучаете человека фреймам-знаниям, в пределах которых вы будете оперировать, манипулировать сознанием человека. Как бы сейчас это страшно не звучало мы все с вами это делаем. Ибо вся психотерапия — это переобучение. Вы же не знали о существовании ТОТЕ сегодня, о пресуппозициях, вы не знали о существовании триггеров и репрезентативных систем (внутренних образов, звуков и чувств). Так вот, ваши новые знания, суть фильтры, которые вы себе встроили, читая эту книгу. Эти знания есть часть «Манипулятивного конструкта», в пределах которого мы будем оперировать, манипулировать внутри вашего мышления.

Вы скажете, но так это же действительно всё есть — триггеры и так далее! И когда вы это произнесли и поверили в эту информацию, которую прочли, то с этого момента конструкт встроен. Но дело в том, что вот так работает мышление — оно узнаёт что-то новое и начинает этими фильтрами оперировать. А тот, кто встроил конструкт, может управлять этими операциями в вашей голове. Встраивая «Манипулятивный конструкт», я обучаю человека тому, что у него уже находится в «голове», тогда ему проще поверить и принять — встроить себе МК. Мне надо ему рассказать, что мышление состоит из репрезентативных систем — визуальной, аудиальной, кинестетической, все они связаны единым клеем, это наш внутренний аудиальный диалог и условные рефлексы. Это я рассказываю клиенту. Я посвящаю этому 20–30 минут. Он принимает эту метафору, условно говоря, и как только я вижу, что она принята, «Манипулятивный конструкт» готов к работе в мышлении клиента, и он «мой» на время произведения трансформации.

Теперь мы уже оперируем — играем на моем поле в его мышлении. И если вы научитесь это делать, то вы «маг» и «чародей» для своих клиентов. Идея состоит в том, чтобы человек принял ваш «Манипулятивный конструкт» до начала трансформации и согласился бы с тем, что его фобия состоит из образов, звуков и чувств, что она внутри, а не снаружи, что она вызывается триггерами, что это всего лишь результат какого-то количества повторений одной и той же ментальной стратегии ТОТЕ. Он принял правила игры во благо своего исцеления. И теперь он лучше понимает себя, значит повысилась осознанность. И будет легко поддаваться предлагаемым технологиям для лечения его фобии, например.

Как проще встроить МК? Предлагаемый вами МК должен быть созвучен интуитивным знаниям клиента о функционировании его психики. Или предлагаемый вами МК может быть подвержен сиюминутной проверке. Когда клиент сразу может проверить и поверить.

Применяя любые технологии НЛП, мы сначала обучаем клиента — встраиваем «Манипулятивный конструкт». А вот теперь самое главное! Поняв то, что происходит у него в голове, клиент сможет сам себе помогать. А это значит, что он станет более автономным и не будет зависеть от нас. Получается, что мы манипулируем во имя последующей психически-личностной свободы клиента. Ведь он же теперь знает своё мышление, и мы теперь для него уже не «маги». Он сам себе «маг». Вот так я работаю. Это мой принцип — не ставить клиента в зависимость от себя и своей помощи, манипулируя им.

Домашние задания:

1. Распишите свою цель на примере той способности, которую вы хотите приобрести по ТОТЕ и создайте план её получения.

2. Попробуйте создать план обучения способности по ТОТЕ для другого человека.

3. Смоделируйте по модели ТОТЕ своё негативное переживание — то, как оно устроено внутри по модели. Подумайте, что вы можете с ним сделать?

4. Попробуйте встроить кому-нибудь небольшой «Манипулятивный конструкт» и пооперируйте немного на основании его. Например, переубедите кого-то в чём-то на основании того, что вы встроите.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я