17 лет строго креативного режима. Территория Матфака

Кира Витальева

Автобиографические воспоминания о большом жизненном этапе, который полностью был наполнен работой со студентами, и результатах этого периода абсолютного творчества – художественных и методических.

Оглавление

Амнистия была возможна

2000—2001 учебный год

Любой студент Матфака должен знать меру, норму и предел.

Анекдот + ИВК

События

Посвящение в студенты. Первая шоу-тусовка «Сам себе Матфак!». КВН (достаточно неплохо, мне помнится). Вузовский конкурс «Мисс ПГПУ» — Ольга Таганова (111 группа). СКТВ—2001 «Начало» (призы за лучшую организацию концерта и музыкальное оформление, итог — середина «турнирной таблицы»). Последний звонок.

***

Первый год моей жизни в деканате Ирина Сергеевна мне существенно помогала. Однако объём работы был значительным, и потребность во втором заместителе возникла с необходимостью. Конечно, Ирина Сергеевна задала мне вопрос о том, на какой функционал мы ищем человека. Я должна была выбрать — заниматься учебной или внеучебной работой.

Организация как тип деятельности мне всегда удавалась. У меня не было проблем с составлением расписания или решением иных вопросов в рамках учебной работы факультета. Но, однажды узнав вкус неформального общения со студентами, ощутив себя в круговороте студенческого творчества, от этого невозможно отказаться добровольно.

Думала я недолго. Полминуты. И моя дальнейшая судьба была предрешена. О принятом решении я не пожалела ни разу.

Спустя где-то лет восемь мне был задан вопрос:

— А что ты будешь делать, когда тебе надоест развлекаться? (Внеучебная работа в глазах «серьёзных преподавателей» была недостойной внимания тратой времени.)

Я зависла с ответом, потому что тогда искренне не понимала, как это может надоесть? Спустя ещё восемь лет я осознала — это не лечится. Уйти с должности замдекана по ВР можно. Но совершенно по другим причинам: дать дорогу молодым (я об этом мечтаю!), под влиянием внешних жизненных обстоятельств, ещё каких-нибудь. Но надоесть эта работа не может. Это как альпинизм: лучше гор могут быть только горы…

Не раз — в порыве эмоций или от усталости — я говорила себе или окружающим:

— Всё, хватит! Это последняя весна (последний год, последняя декада, последняя олимпиада…).

Но заканчивался август, и в моём планинге появлялись записи: вставить олимпиаду в расписание, найти разработку марафона, назначить собрание по весне и т. д.

А сознание и подсознание в редком единомыслии продуцировали фантазии для воплощения в грядущем учебном году. И тогда думовцы или деканат вздрагивали от моих слов:

— Слушайте, у меня тут появилась идея!..

Из жизни

В ходе проведения первой шоу-тусовки «Сам себе Матфак!», первокурсникам было дано задание — нестандартно расшифровать аббревиатуру «ПГПУ». 111 группа сделала это гениально: Помоги, Господи, Паше учиться.

Не помогло, — энергии просьбы хватило ровно на два года…

Из лекции на математическом факультете:

— Строим график функции. С чего начнём?

— С осей координат…

Сочинение на заданную тему

Швец, жнец и на дуде игрец

Когда я в 1984 году поступала на Матфак, из 175 первокурсников мальчиков было пять. Очевидно, что традиция беречь мужской контингент восходит к последней трети двадцатого века. Мальчишек было мало. Их забирали в армию. Некоторые из них потом не возобновляли обучение, поэтому заканчивало Матфак их ещё меньше.

Как видно, девушек было в 35 раз больше юношей. На мой взгляд, это не просто «в разы» или «на порядок» больше, а просто «в разы порядков». Может быть, поэтому мужская инициатива «растворялась» в общей массе жизни факультета. Во всяком случае, ни одного студента сильной половины человечества в стройотряде «Молодость» не было.

В конце прошлого века ситуация слегка изменилась. Во-первых, снизился план приёма. Уже в 1988 году вместо семи групп набирали шесть, в 1993-м — пять, а в 1999-м — четыре группы. (В 2004 году принимали уже три группы: две на бакалавриат и одну специалистов. В 2006 год — по одной, а с 2011-го — вообще одну. Затем началось снижение контингента с двадцати человек до пятнадцати. Но это к делу уже не относится, хотя…)

Во-вторых, в девяностых мальчишки стали как-то больше привечать наш факультет. Итог — количество ребят повысилось и в абсолютных цифрах, и в относительных (на «женскую душу населения»). Они составили элиту факультета, если не по уровню интеллекта, то уж по креативности — однозначно. Меня тогда волновали другие проблемы, к внеучебной работе я отношения не имела. Ну, или имела, но самое отдалённое. В основном по просьбе Марины Рюриковны Игошевой (сейчас Карпиной), которая на тот момент была негласным (или гласным? что-то не помню уже) организатором студенческой жизни на факультете. Именно тогда (не помню для чего, возможно для КВНа) я переделала слова двух песенок: «Чёрный кот» и «Я готов целовать песок…», посвятив первую мужчинам Матфака, а вторую самому Матфаку, но от мужского лица.

Посвящается мужчинам Матфака

Жил да был в универе Матфак.

На Матфаке команда ребят.

Хоть не много, но милых, простых,

Умных и, в основном, холостых.

Говорят: их лучше нет.

И в лицо их знает целый факультет.

И не строят высший свет,

Но хранят мужской свой суверенитет.

На Матфаке весь год суета:

КВН, Посвящение, «весна».

Сотни крупных и мелких забот.

И без них ни одна не пройдёт.

Говорят: без них конец.

Потому как парень на Матфаке спец.

Режиссёр, актёр, певец.

Словом швец и жнец, и на дуде игрец.

Знаем: каждый из вас лишь студент.

Вы не проситесь на комплимент,

Но заметим без лишних прикрас

Фраза: «меньше, да лучше» — про вас!!!

Пусть вас малое число.

На Матфак вас нам на счастье занесло.

И мы скажем всем назло:

На Матфаке с мужиками повезло!

зима 1989—1990, доработано в феврале 2000

Посвящается Матфаку

Мне бы жизнь свою как киноплёнку

Прокрутить на десять лет назад.

Чтоб я снова стал простым ребёнком,

Как до поступления на Матфак.

Я спешу на пробежку в сад.

Рядом в ногу пылит автобус.

Я готов целовать асфальт,

На котором стоит наш корпус.

Часто общежитскими ночами

Думая, что я опять влюблён,

Не пойму, а чьими же очами

В эту ночь я снова опьянён?

По общаге мечусь как зверь.

И откуда берётся сила?

Я готов целовать ту дверь,

Из которой ты выходила.

Мне бы стать бы самым сильным в мире

Восхищенье девушек ловить.

Но опять совет с Матфака: «Милый!

Не целуйся, слышишь, без любви!»

Не отвергнуть совет как факт.

Я под ним подписался сразу:

Я готов целовать Матфак

Всех подряд можно не по разу!

зима 1989—1990, доработано в марте 2000

Марина Рюриковна работала в то время преподавателем кафедры математического анализа, была незамужней и активной, благодаря чему факультет на вузовских мероприятиях выглядел весьма и весьма прилично. Было это ещё до создания Думы. Тогда же, в конце двадцатого века, замечательный наш студент Дима Залазаев переделал хит группы Статус-кво «Ты сейчас солдат» (или «теперь ты в армии»? ). Позже я текст модернизировала и осовременила. Добавила новые и переставила написанные Митей куплеты так, чтобы подходило под оригинальный минус, который в нынешнее время появилась возможность скачать из интернета (что я и сделала).

YOU ARE STUDENT NOW

Опять утро в сером году.

Я в универ иду

Средь сотен сонных людей —

You are student now.

В аудиториях стулья скрипят,

На них студенты сидят,

Учиться не хотят…

You are student now.

И голос лектора напомнит о том,

Что факультет

Заменит нам дом —

You are student now.

Но вот полдень — пора на обед.

Я спешу в буфет,

А там полный привет!

You are student now…

Но вот звонок на пару звенит…

Но вот звонок на пару звенит,

Полгруппы в классе нет:

Она в буфете стоит.

You are student now!

And you are wont

Sleeping the night,

Tomorrow credit test

Stand up and fight!

You are student now!

Конец недели — праздник души.

Хочу в кино пойти,

Но на какие шиши?

You are student now.

И ты поймёшь: назад пути нет.

И ты полюбишь

этот факультет!

You are student now!

You are a students now.

You are a students now…

Вот такая песенка получилась. Я частенько пела её на посвящениях. Очень уж она мне нравится. Да и петь я люблю, а когда ещё можно на сцене постоять, как не на посвящении?

Так вот о мальчишках.

Мужской креативный потенциал был настолько самобытным, что в первый год «моей эпохи» я была им ошеломлена. И раньше-то — в конце девяностых — игры в КВН мужским составом нашего факультета приводили меня в благодушное состояние. А тут я просто жила рядом с этим. Не знаю, как это сказать по-другому. Мальчишки пели и танцевали, сочиняли шутки, придумывали миниатюры…

В сентябре 1999-го к Посвящению усилиями пятикурсника Андрея Старикова и Паши Суханова (он в тот момент был в статусе «уже-ещё не студент») была создана легендарная миниатюра «Барабанщики». Она оказалась настолько оригинальным номером, что продолжительное время, пока на факультете мальчишек было много, мы этих «барабанщиков» делали на каждое Посвящение. Да и на других концертах. А также эта музыкальная миниатюра получила диплом не только вузовского фестиваля СКТВ, но и областного!

Достаточно успешно ребята в том же году сыграли и в КВН. Выйдя после зимних каникул, начали продуцировать идеи к студвесне…

Может быть поэтому к 23 февраля 2000 года я организовала поздравления мальчишкам факультета «Сны Матфака в зимнюю ночь…». Концепция была самая банальная: девочки каждой академической группы готовили своим мальчикам сюрприз. А я просто придумала под каждое поздравление канву и «название сна». Этот сценарий потом переделывался и на «Последний звонок», и на «Посвящение». Он оказался достаточно универсальным. Именно к этому празднику я написала стишки и монолог.

О ребятах с Матфака

Всё познаётся лишь в сравнении,

Всё относительно везде.

И на Матфаке население

Мужское было в меньшинстве.

Примерно три на сотню с лишним.

Но годы шли. И посчитать

Решили нынче мы мальчишек.

Теперь их шестьдесят аж пять!

Пусть большинством они не стали,

Ведь не об этом будет сказ.

То в Политехе было б мало,

А на Матфаке — в самый раз.

А так как их по жизни мало,

Их любят, балуют, хранят.

И потому они бывают,

Порой вреднее чертенят.

Но обаятельны, как дьявол,

Умны, хитры как сатана.

Причём лишь тем, кто на Матфаке,

Столь личность сильная дана.

Но скажем прямо без уловок

(Хоть может мы им не чета):

«Быть только чёртом без чертовок,

Не стоило бы ни черта»10.

Они прекрасно понимают,

Без нас им просто никуда.

И на восьмое марта дарят,

Концерты, танцы и себя.

Мечта Матфака

(посвящается лучшим мужчинам — с Матфака)

Каждая маленькая девочка мечтает о большой любви…

А потом девочка вырастает и начинает понимать, что рассчитывать, кроме как на себя саму, ей в этой жизни ни на кого не приходится.

И поступает на Матфак!

Жизнь на втором этаже четвёртого учебного корпуса ПГПУ начинается в тот момент, когда на него входят учебный год и студенты Матфака!

Стряхнув оцепенение первых суетных дней сентября, девочка распахивает глаза, оглядывается, расправляет плечи, и снова начинает мечтать о большой любви. С Матфака!

Кто ОН, герой её грёз?

Прежде всего, — студент. Обязательно с Матфака. Желательно с курса постарше, но и первокурсник подойдёт. Был бы только ростом повыше. Или учился получше.

Или вообще, просто был бы.

Цвет глаз — произвольный.

Шевелюра — от кудрявых локонов до стрижки: «волосы не мысли — отрастают быстро!».

Характер — от твёрдого с замашками диктатора до безалаберного прогульщика практики по геометрии. Чтобы если не учился, так хоть в баскетбол играл!

Розовая мечта — чтобы пел и играл на гитаре! Золотая — танцующий!!

Не поёт? Пусть рисует!!! Не поёт, не рисует? Но говорить-то он может? Ну, хоть теорему Пифагора? И то ладно.

А впрочем, мужчина на Матфаке — спец! Режиссёр, актёр певец. Словом швец и жнец, и на дуде игрец!

Попробуй-ка, найди где-нибудь лучше!

Этот монолог в том же 2000 году я позже прочитала на весне, а затем многократно читала опять же на Посвящениях и других концертах (если, конечно подходило по концепции!). Он более чем характеризует отношение студенток к мальчишкам, обучающимся на Матфаке. Ну и моё, конечно.

Текст был написан фактически «с натуры». В тех характеристиках, которые прочитываются в монологе, знающие люди вполне угадывали конкретные личности. Например, про баскетбол. В то время коллективное «боление» за командные спортивные игры было на факультете традицией. Так Стас Ташлыков и Макс Рахимов были неизменными игроками нашей баскетбольной команды, они же были «безалаберными прогульщиками практики по геометрии»; Вова Реутов — «характер твёрдый с замашками диктатора»; мальчишки младших курсов были с длинными волосами, а старшаки стриглись просто крайне коротко. И так далее…

По поводу «золотая мечта — танцующий». Учился (и доучился, кстати, до диплома, даже двух!) у нас на факультете Гриша Скачков. Он танцевал (может быть и сейчас танцует) бальные танцы. Это было божественно! И если прилежности к обучению ему можно было бы добавить, то на сцене он был царь и бог. Считается, что в паре украшением должна быть партнёрша, так вот для нас украшением всегда был партнёр, то бишь Гриша.

К слову о мужских танцах. И Макс, и Стас неплохо исполняли те танчики, которые ставились у нас на факультете, тоже, естественно самими мальчишками. Иногда с участием некоторых девочек. В первую «мою» весну парни танцевали хип-хоп под песню, название которой переводилось как «им нравится это». Вот команда исполнителей: Андрей Стариков, Паша Накипов, Макс Рахимов, Стас Ташлыков, Лёша Томилов и… (барабанная дробь!) — Валера Мазанов.

Про Андрея я рассказывала в предыдущей главе: о нём, как о выпускнике, была моя статья в вузовской газете «Учитель». Поэтому теперь буду говорить уже о других.

Пашка Накипов был незаменимым помощником во всех делах от учебных до всяких других. Он был прилежен, вежлив, обаятелен (надеюсь, таким же и остался). Всегда готовил доску к занятию, никогда не отказывал в помощи при подготовке скетчей в играх КВН или номеров к студвесне. Жалею я только об одном, что поработать как заместитель декана с Пашей и Андреем я смогла только год. Они были уже на пятом курсе.

Макс Рахимов — умный, безалаберный, спортивный и обладающий чувством юмора. На тот момент второкурсник, он впоследствии закончил бакалавриат и специалитет. (Кстати, обе выпускные работы писал под моим руководством; возможно, поэтому и закончил.) Он играл в факультетской команде КВН, защищал спортивную честь факультета, танцевал… Одним словом, был полноправным членом клана думовцев.

Стас Ташлыков (одногруппник Макса) тоже был далеко не дурак. Но поскольку также был ярким представителем студенческой Думы, не смог одолеть «ловушки второго года». В то время на втором курсе изучались две дисциплины, косившие ряды матфаковцев, — программирование и физика. Позже эти предметы развели по разным годам обучения, и всем стало легче. Но на тот момент они были камнем преткновения не для одного студента математического факультета, а тем более активиста. И если Максим как-то выкарабкался, то Стаса эта ситуация здорово подкосила. Одним словом он бросил вуз. Стас довольно убедительно актёрствовал в КВНовских играх, танцевал, генерировал идеи и шутки. Жалко, что перестал учиться.

Ещё одним ярким второкурсником, входящим в состав студенческой Думы, был Вова Реутов. Он был старше своих однокашников, поэтому, наверное, серьёзнее. У него опять же была проблема с физкультурой, но на «идеологической» почве. Хорошо, что общими усилиями нам удалось преодолеть это недоразумение. Он пел, придумывал шутки, озвучивал их на сцене, играл в миниатюрах на студвесне. А ещё у него был микрофон «Лидсингер» (портативный караоке)! Мы даже с этим микрофоном номер делали на одной из вёсен. Вова получил наш диплом бакалавра и уехал в московскую магистратуру.

К парням, уже учившимся на тот момент, органично присоединились те, кто поступил на первый курс: Анатолий Девяткин, Валерий Мазанов, Андрей Волегов. И если Толя вовремя закончил вуз, то известный многим «горячий Finn» — Валера вообще решил не доучиваться. Справедливости ради надо сказать, что такое же решение каждый в своё время приняли Паша Суханов, Федя Шардаков, Денис Златин, Игорь Молотилов, Саша Кутуев, Антон Тетерин. Стас Лавров решил стать звукорежиссёром, а Стас Щербинин после нашего первого курса ушёл в «кулёк» учиться на артиста. Не стал возвращаться на факультет после армии Сашка Дунаев. Ну что ж…

Так вот — Валера. Он играл в КВН, выступал на двух вёснах (был ведущим, танцевал, читал монолог) и на первом курсе от факультета участвовал в конкурсе «Мистер ПГПУ». Видимо понял, что умеет говорить, в том числе в интерактивном формате, и ушёл на радио.

Толя Девяткин помимо ума обладал отличным чувством юмора, поэтому на вёснах вместе с Вовой Реутовым представлял юмористические миниатюры, а также играл в нашей команде КВН.

Дима Журавлёв (год поступления 2000-й) долгое время раскрывался, но зато уже на третьем курсе так раскрылся, что закрыть его было сложно. Первые Димины шутки были столь неожиданны, что вызывали непосредственный восторг. Дима занимал «драматическую нишу». Он читал стихи и монологи, играл в миниатюрах. Защитив две выпускные работы (бакалавриат и специалитет) под моим руководством, Дима закончил факультет и уехал в деревню работать учителем математики.

Саша Зобов на весне выступал только раз, на своём первом курсе — читал монолог. Зато Сашка играл в футбол!

Лёша Подкопаев был умным. Он и сейчас умный. И, начиная со второго курса, эффектно исполнял свою роль в «барабанщиках». А в весне «Шкаф» играл Домового.

Артур Лаут — маленький мужчина с большой душой. Арчи был невысокого роста, но его обаяние и индивидуальность зашкаливали за все пределы. Он имел своё мнение, обворожительно улыбался, отлично пел и играл на гитаре «непопсовые» песни (помните — «розовая мечта»? ). На первом курсе Арчи был участником вузовского конкурса «Мистер ПГПУ», четыре курса пел на вёснах. Голос у Артура изумительный! Первым в истории факультета выступил с электрогитарой. Кстати, тема студвесны—2003 была придумана Артуром.

Наступил 2002 год, и на факультет пришли Айнур Аптуков, Дмитрий Калинин, Иван Нагибин, Алексей Северухин, Максим Шуклин.

Айнур — отличник, участник многих танцевальных номеров, а главное! — инициатор чтения стихов на татарском языке. Последний факт неоднократно позволял факультету брать дипломы в номинации «Репертуарная политика».

Воплощение «Розовой мечты» — «чтобы пел и играл на гитаре» — получило продолжение в лице Димы и Вани. Они пели дуэтом, органично дополняя друг друга. И здорово играли на гитарах, опять же филигранно сводя в единое целое свои музыкальные партии. Первое выступление мальчишек на концерте «Шкаф» не было отмечено жюри, зато все следующие вёсны ребята брали дипломы в вокальных номинациях. Первыми они не были, но зато они были вторыми после номеров факультета музыки. Согласитесь, это о многом говорит. Я с огромным удовольствием пела с ними, за что благодарна им безмерно. Наше трио также стабильно завоёвывало вторые места. У Ивана я к тому же была руководителем выпускной работы.

Лёша Северухин танцевал, активно участвовал в организации факультетских мероприятий, уехал в Питер не доучившись.

Макс Шуклин — отзывчивый, безотказный, хозяйственный. В первые годы вынужден был танцевать, хотя и не сопротивлялся. Был звукорежиссёром на вёснах, неизменным участником организации всех наших мероприятий.

Следующая плеяда героев — Александр Рожнёв, Станислав Лавров, Станислав Онохов, Фёдор Шардаков. Каждый из них внёс свою лепту в возрождение мужской творческой инициативы. Стас Лавров музыкален (что подтверждает его дальнейший выбор образования), обладает чувством слова (его монологи можно прочитать в этой книге), пытался танцевать (выбора у него не было). Был активным думовцем. К сожалению, в конце первого курса со Стасом случилась весьма неприятная сложная травма, и цепь последующих событий привела к тому, что он ушёл с факультета. Но связи с нами не терял, а в 2011 году стал руководителем нашего весеннего проекта «Давным-давно», в котором почти всю музыку написал сам.

Стоун (Стас Онохов) благополучно закончил наш бакалавриат, играл во всех факультетских музыкальных группах («Тинувиэль», «В—103», «СТСС»), объединялся в дуэты с разными исполнителями. Тоже пробовал танцевать под напором обстоятельств (то есть Ольги) и необходимости.

Излишне говорить, что все мальчишки были в самом центре внеучебных событий. В том числе и Грек (Саня Рожнёв). Ударник групп «Тинувиэль» и «В—103», безотказный помощник, весельчак. Сашка закончил факультет чуть позже, чем был должен. Но ведь закончил же!

Чего не скажешь о Фродо. Шардаков-младший (старший брат Степан учился на историческом) подхватил от Пашки Суханова эстафету КВНовского творчества на Матфаке. Федька талантлив: писал и читал рэп (может быть и сейчас это делает), танцевал брейк (и другие стили, если было надо), силён в ведении мероприятий любого формата, креативил по-чёрному в хорошем смысле. Был председателем Думы. Ввёл в традиции факультета проведение для первокурсников сначала танцевального конкурса «Стартинэйджер» («стартин»), а годом позднее выездного верёвочного курса («верёвка»). А главное — реализовывал мои сумасшедшие задумки на раз.

2004 год подарил Матфаку Алексея Кабелицкого, Сергея Цаплина, Дениса Златина и Стаса Щербинина.

Денис учился — именно учился! — год. После чего чудом продержался курса до четвёртого. Но я благодарна ему за то, что он поддержал танцевальное движение до появления Юльки Шабаховой. Денис много сделал в этом направлении. От постановок для Первого шанса до долгоживущих композиций, которые мы танцуем до сих пор. Кроме того, в дело КВНа вклад Дениса неоспорим.

Стасямба (Щербус) прожил на факультете год. Потом ушёл и поступил в институт культуры. Но нас не бросил. И в КВНах играл, и на вёснах выступал, помогал, как мог. Моё огромное спасибо Стасу за костюмы для весны «Из России с любовью!».

То, что Серёжа играет на трубе, я узнала как-то неожиданно и случайно. Но это не помешало нам использовать эту его способность на полную катушку. В тот год это просто спасло меня, когда я придумывала финал студвесны. Серёжка поёт, играет на акустике и бас-гитаре. Он талантливый программист, жизнерадостный и остроумный волосатик. Как-то, то ли на спор, то ли как зарок, он сбрил свою знаменитую бороду. Но вот с короткой стрижкой мы Серёгу не видели и, наверное, не увидим.

Был 2006 год, когда на гала-концерте нашего вуза Лёша Кабелицкий пел, играл на гитаре, танцевал и участвовал в номере оригинального жанра. Вот такой вот универсал. А ещё он классно говорил. В смысле читал тексты. Монологи в его исполнении вызывали непередаваемые эмоции. На него и его голос я обратила внимание на Посвящении—2004. Тогда ещё не было стартина, и творческие задания «новобранцы» демонстрировали на концерте. Я стояла за кулисами во время выступления 111 группы и видела, как тряслись руки первокурсника, державшие бумажку с текстом. При этом его голос не то что не дрожал, а завораживал. Первую награду Лёша получил уже на первом курсе за чтение монолога «Мама» (второе место). Насколько Лёха был талантлив в творчестве, настолько был безрассудно безалаберен к своему образованию. Но Матфак всё-таки закончил. Потом вдруг (а может и не вдруг?) увлёкся фотографированием. Сейчас востребованный креативный фотограф.

В 2005 году Алексей Кабелицкий, Сергей Цаплин, Стас Щербинин, Стас Лавров, Стас Онохов образовали группу «Тинувиэль», которая впоследствии переродилась в группу «В-103». В 2006-м к ним присоединился Саня Рожнёв (ударные), и, каждый в своё время, Вася Калугин (гитара) и Алексей Терёхин (гитара). Первое название (в переводе с эльфийского! — «соловей») родилось, я думаю, из сплава юношеской романтики и моды на Толкиена. Второе — на основе матфаковского остроумия и здоровой — взрослой — иронии.

Как сейчас помню, Лёша Кабелицкий выпросил на очередной Школе Лидера у ректора деньги на барабанную установку. Барабаны купили, и хранились они в радиорубке. Три раза в неделю парни таскали установку и аппаратуру из актового зала в аудиторию В—103. Это помещение стало настоящим спасением, потому что было большим и спокойно вмещало огромное вокально-инструментальное хозяйство; в нём было необходимое количество розеток и выдерживающая большое напряжение проводка; ну и оно было свободно в нужное время. Когда я пришла на их очередную репетицию уточнить начертание «эльфийской птички» для программки, они объявили новое название — группа «В—103».

На волне эйфории от проведённой нами вузовской Школы Лидера Лёша, Федя и Стоун 15 декабря 2007 года организовали первый вузовский «Encounter» — «Марш будущих учителей».

Сформировавшаяся к 2005 году энергетическая атмосфера мужского творчества позволила притягивать к внеучебной работе ребят, которые возможно даже не планировали этим заниматься. Сейчас мы уже не представляем, как бы обходились в танцевальных номерах без Тимура Шаймарданова и Ромы Скороходова, а ведь они (по их личному признанию) даже не подозревали, что обладают такими способностями. Но, — слава Ольге Тагановой! — они растанцевались. Благодаря чему, во-первых, многие номера «остались в веках». А, во-вторых, в традиции наших выступлений вошли «мужские» танцы. То есть в номере были только мальчишки. Первый опыт в 2004 году — номер «Почему бы нет?», в просторечии «Чемоданы» (четыре исполнителя) — всем понравился. И зрителям, и самим выступающим. Поэтому зарубка в сознании осталась и зрела.

К моменту поступления на факультет Игоря Молотилова Рома и Тимур были уже серьёзно в танцевальной теме, поэтому просто на ура в 2007-м возник, реализовался и получил высокие оценки номер «Работники сцены: инструкция по применению».

Тимур позже стал председателем Думы, «переселил» факультетскую «верёвку» на другую точку дислокации, закончил факультет, активно помогал нам при организации и проведении выезда «Территория Матфака».

Роман писал под моим руководством выпускную работу, благополучно закончил вуз и ушёл во взрослую жизнь.

Игорёк Молотилов, к сожалению, не доучился. Но во внеучебной жизни факультета активно участвовал и пока числился студентом, и уже утратив этот статус. Достаточно вспомнить ЗТО «Кружок» (студвесна—2010). Обладающий совершенным чувством юмора, Игорь «опоздал» к расцвету эпохи матфаковского КВНа. Поэтому весь его креатив выплёскивался на весне. Он «замечтательно» двигался, пел, декламировал и продуцировал идеи.

Владислав Отегов, во-первых, с первого курса танцевал. Они с Игорем участвовали в танцевальном номере на Первом шансе, позже Влад танцевал, где только можно и всё, что было можно. С «Авантюрой» (о ней речь в других главах), в «Быдес» и других номерах факультетских выступлений. Я руководила его первой курсовой, а потом (с 2009 года я не работала на кафедре) курировала выпускную работу.

Булычев Максим, помимо спортивных успехов, баловал факультет чтением стихов и монологов. В 2007-м получил первое место за исполнение стихотворения Ю. Левитанского «Как изобразить весну». Всегда поддерживал наши «верёвки», приезжал, не смотря на сломанную ногу или «завтрашнее ответственное мероприятие», на котором ему надо было бы быть с утра и в костюме. И мы помним его копчёную рыбку.

Алексей Терёхин поначалу как-то скромно реагировал на общественную жизнь. Но однажды попробовав, остановиться уже не мог. Как и многие он сначала подхватывал чужую инициативу, а на последних своих курсах проявлял свою. Жалею вот о чём: не дала я ему выступить на Первом шансе. У Лёхи потрясающий голос, но «репертуар» на момент его первого курса был не очень. И я как-то не смогла подобрать ему песню, чтобы и нравилась ему, и под голос ложилась, и чтобы уровню вуза соответствовала. Прости, Леша! Позднее оказалось, что Леша играет на электрогитаре. Впрочем, на акустике тоже играет. Я имею в виду, что не просто тренькает (как я, например), а действительно отлично владеет тем и другим инструментом. Красиво поёт. И даже сочиняет. В 2009 году Алексей стал лауреатом за свою вокально-инструментальную композицию «Рыцарь дорог». А каким он был пиратом на «верёвке—2009»!

Паша Плотников учился долго. Сначала на дневном, потом на заочном. Зато руки и ноги у него росли из того места, какого надо. Танцевал, готовил и крепил декорации, возил на своей «газели» нас и наши шмотки, когда мы ездили на «верёвки».

В 2007-м на факультет поступило много мальчиков. Благодаря этому я на Первом шансе смогла реализовать свою задумку, родившуюся у меня в мае этого же года на выступлении нашего знаменитого коллектива «Бойцовский клуб» балета Евгения Панфилова. Шестнадцать мальчишек-первокурсников взорвали актовый зал четвёртого учебного корпуса.

Тимур Бикбулатов во время своей студенческой жизни на вёснах не выступал, но зато поднял (вместе с однокурсницами) уровень интеллектуальных игр. Он не только участвовал в вузовских турнирах, но и принимал участие в разработке такого рода игр по заказу деканата (или для иной потребности). Ни до, ни после Матфак на вузовских интеллектуальных играх не светился.

Дмитрий Варчак танцевал. В одном из выездов на вузовском слёте «Таёжный герой» он в паре с Дашкой Бурдиной выиграл конкурс бальных танцев. В 2012 году читал на весне монолог. По собственной инициативе.

С первого курса помощник во всех наших мероприятиях Саша Кутуев факультет так и не закончил. Видимо интересы поменялись. Или мотивация.

А вот Саня Коннов закончил, хоть и с «отсрочкой» в год.

Оба Сашки, как и те, о ком речь чуть ниже, активно участвовали в факультетских «верёвках», да и во всех других составляющих программы адаптации пекусов. И — конечно! — студвёснах.

Артём Емельянов и Станислав Ушков.

Они разные, но, поступив в один год на Матфак, они работали, как правило, вместе. Так они создали дуэт «Два УЕ», который в 2009-м стал лауреатом за рэп-композицию «Твори время». Позже оба были в группе «СТСС». В 2008‒2009 мальчишки входили в танцевальный коллектив «Быдес», вместе с Денисом, Ромой, Тимуром, Владом и Димой Варчаком.

Артём и Стас участвовали и в нашумевшем номере на Первом шансе, и — внимание! — были активными создателями музыкального спектакля «Давным-давно» (студвесна 2011). Именно в этой студвесне (я о ней расскажу в другой главе) активность студентов Матфака зашкаливала.

Саша Коннов, Артём и Стас были членами ЗТО «Кружок».

Артём рулил при подготовке «верёвки—2012».

Василий Калугин участвовал в студвёснах «не рьяно». Зато Вася ездил на олимпиады по математике.

Саша Гребенев поступил к нам в 2008-м, отучился год, ушёл в армию, вернулся и продолжил обучение. Какое это счастье! Это понимали все, кто видел, как он танцует хип-хоп.

Ещё один Александр — Дунаев. Высоченный симпатичный, хорошо читал монологи. На Первом шансе завоевал диплом за рассказ «Голова» (М. Веллер). Читал он его и на весне. Читал самозабвенно, с выражениями, оттенками, непринуждёнными жестами… Словом, как положено! Жаль, что после армии не вернулся к нам.

Андрей Андреевич Кауров — наш феномен и парадокс.

Он поступил к нам достаточно взрослым, но выглядел как обычный первокурсник. И даже выступал на Первом шансе в миниатюре «Завтрак» (композиция группы «Дискотека Авария», постановка Юлии Шабаховой). Участвовал в весне «Оранжевое настроение». Завоёвывал призовые места в математических олимпиадах (краевых и Всероссийских). И при этом никогда (!) не получал стипендии из-за долгов по учебным дисциплинам, в том числе и математическим.

Игорь Антипин, как и все мальчики-первокурсники, участвовал в миниатюре «Завтрак», в «оранжевой» весне, а потом до конца пятого курса защищал спортивную честь факультета.

Антон Тетерин активист чистой воды. И не доучился он по этой же причине. Не смог правильно расставить приоритеты и выплыть в зону безопасности. Антошка очень умный, это отмечали все преподаватели. Но видимо ему было скучно просто учиться, а время распределить не смог. Тем не менее, Антон хорошо декламировал, неплохо играл и был отличным помощникам во всех делах.

На верёвочном курсе 2011 года первокурсник Денис Третьяков решительно высказался с отрицательной оценкой того мероприятия. Это не помешало ему все оставшиеся четыре года ездить на них в качестве помощника-организатора. Достоинства Дениса раскрывались постепенно, как златая цепь, которую вытягивают из ларца. Сначала мы ценили в нём брутальность, используя её во благо на «верёвке» или других, требующих мужской руки (или ноги) дел. Потом неожиданно выяснилось, что Денис занимался бальными танцами! И в 2015-м мы включили в один из номеров подтанцовку с его участием. А ещё Денис подсадил меня на компьютерную игрушку «2048». Сам же он играл в неё виртуозно.

Алёша Олехов, Данил Арманьшин и Клим Шмыков поступили в 2012 году. Данил участвовал в двух вёснах — на первом и втором курсах, чем, без сомнения, облегчил наше положение. Лёша играл на гитаре, аккомпанируя сначала Климу, на следующий год — Тане Дюковой.

Клим поёт. Нет, не так. Клим ПОЁТ! Модуляции его голоса позволяют делать номера от, грубо говоря, попсы до почти классики. У Клима инженерное мышление, он способен воплотить многие идеи оформления сцены или реквизита номера. А кроме того, Клим настоящий хозяин того пространства, где он обитает. Так и на Матфаке он постоянно обихаживает наше хозяйство. Мы с Климом были костровыми на трёх последних верёвках. Он занимался дровами, я — едой. На втором и третьем своих курсах Клим был организатором верёвок. И даже, если он не участвовал непосредственно в деле, на подготовительном этапе его помощь была колоссальной.

Герои следующего поколения — Вадик Садохин и Рома Гайнутдинов. Группа, в которой они учатся, очень энергична. Мальчишкам ничего не остаётся, как тоже действовать. Каждый стал незаменимым на своём персональном месте. Они растут год от года. В том смысле, что взрослея, обрастают многочисленными знаниями, в том числе, жизненных ситуаций, опытом и первоначальной мужской мудростью. Парни многое умеют, и главное — готовы предложить свои умения окружающим.

Годом позже участником и помощникам во внеучебных делах стал Лёша Михалев. Я верю, что Вадик, Рома, Лёша и другие мальчишки, которые влились в факультетский коллектив, минуя наш первый курс (переводом из других вузов), а также поступившие за последние два года, обеспечат необходимый уровень мужской поддержки факультету. Пусть так и будет…

А вот теперь — о Паше.

Суханов Павел поступил на Матфак в 1996 году. Успешно отучился первый курс и перешёл на второй. Стал председателем студенческой Думы Матфака.

Внеучебные дела затянули в свой водоворот, и пришлось Паше остаться на второй год на втором курсе. Но творчество опять перевесило в мотивации жизнедеятельности, и он был отчислен. Тем не менее, Паша сохранял связи с факультетскими, а точнее — думовскими — друзьями. Помогал, чем мог.

Пытался Паша перепоступить, в 1999 году подавал заявление на вновь образовавшийся инэк (не прошёл). Зато придумал нам «барабанщиков». И весь этот учебный год нет-нет, да светился у нас. Мы и восьмое марта в общаге вместе с ним праздновали. Как мы в тот раз в «мафию» играли!..

Летом 2000-го поступил снова на Матфак. И, так как Андрей Стариков в тот год выпустился, с очевидной необходимостью Пашка снова стал председателем Думы. Продержался до третьего курса. А дальше возраст дал о себе знать. Его внутренний творческий потенциал звал на вершину мира, а скромный факультетский уровень уже не мог удовлетворить потребность Паши в реализации собственной креативности.

Паша пел. Красиво, полнокровно. Паша танцевал. Красиво, эффектно. При постановке танцевального номера «Деревенская цивилизация» (по-нашему «Вологда») Паша предложил оригинальную проходку, которую позже Ольга Таганова использовала в миниатюре «Рота, подъём!». Паша самозабвенно занимался КВНом. Он продуцировал новые шутки, конструировал миниатюры, правдоподобно играл. Как игрок КВН он был весьма талантлив. Но ещё лучше Паша читал монологи. Он и сам признавал, что это — его. У меня сохранился диплом областного фестиваля СКТВ—1999 за монолог, который Паша читал на вузовской весне. А на свою «первую весну второго сезона» (2001) он придумал дизайн программки. Павел Владимирович Суханов — легендарная личность среди учившихся на рубеже веков. Какое счастье, что его интересы и интересы Матфака совпали хотя бы на эти шесть (1996—1999 и 2000—2002) лет.

После этого Паша долгое время сотрудничал со студклубом, выступал в гала-концертах, играл в вузовской команде КВН «Путёвка в жизнь». Помогал моим ребятам придумывать КВНовские выступления. И, наверное, продолжал бы помогать, если бы в 2003 году я его не обидела. Почему все бабы считают, что лучше знают, как мужикам жить? Вот и я не избежала этой ошибки. Прости меня, Паша! А хочешь, я напишу про тебя книгу?..

Читая то, что написано о мальчишках, может сложиться впечатление, что я их ценю только потому, что они пели, играли, танцевали, читали, придумывали, делали… Одним словом, «пахали» на факультет.

Нет, не только.

Я их ценю за их отношение к факультету. И просто потому, что они все в целом хорошие люди.

Спасибо, ребята, за то, что в разное время долго ли коротко, но вы учились на Матфаке!

Мои творения

В этот период мною

— написано стихотворение «Посвящение»;

— созданы фонограммы с помощью вузовского синтезатора (вариации в разных жанрах для танцевальной миниатюры «Каравай», инструментал для финального номера), вообще с этого года я начала создавать пусть и примитивные (а иногда совсем не примитивные!) композиции: минусы для песен, мелодии для фона и т.п.;

— сочинён (прямо нотами на нотном стане!) музыкальный фрагмент для скрипки, аккордеона и фортепиано для инструментальной миниатюры «Happy birthday из ничего»;

— придуман сценарий к студвесне и опять дописано стихотворение, которое легло в основу финала концерта.

Ну и так, по мелочи — фрагменты шуток и диалогов к играм КВН.

(припев финала концерта, на мотив «Go West»)

Вперёд нас зовёт звезда,

Туда, где живёт мечта,

Туда, где душа поёт,

Туда, где весна цветёт.

Мы жить будем сотни лет,

Пока не погаснет свет

Звезды той, что нам с тобой

Была создана судьбой!

СКТВ

«Начало»

Сценарий концерта

Она: Всё с чего-то начинается: рассказ с буквы, соната с ноты…

Он: Порядок с хаоса, Вселенная со звёздной пыли…

Она: Новый год с секунды, новоселье с гвоздя…

Он: День с утра…

Она: Весна с зимы

Он: Дружба с улыбки…

Она: А любовь?

Он: Я думаю, чтобы полюбить, надо узнать друг друга.

Она: А чтобы узнать друг друга, надо познакомиться.

Он: Ну, так мы уже знакомы?

Она: Что ты понимаешь под знакомством? Знакомиться можно по-разному.

Он: Главное встретиться.

Она: Где?

Он: Например, в кафе.

Она: Или просто на улице.

Он: Ты так думаешь?

Она: А ты как думаешь?

(блок номеров)

Она: Начало реки — исток…

Он: Звезды — взрыв…

Она: Государства — крепость…

Он: Дождя — капля…

Она: А жизнь?

Он: День рождения.

Она: Ты думаешь, именно в день рождения начинается жизнь?

Он: А ты как думаешь?

(блок номеров)

Она: Замечательный день — День рождения!

Он: Сначала тебе каждый год поют «Каравай».

Она: Потом тебе каждый год поют…

Он: А потом тебе уже ничего не поют.

Она: Сам пой — не маленький!

Он: Было бы о чём.

Она: У кого есть о чём, тот давно поёт.

(блок номеров)

Он: Зачем человек в этот мир приходит?

Она: Что бы многое уметь.

Он: А ты много умеешь?

Она: В детстве я мячиком играла, ленточки умела в косички заплетать…

Он: А я любил колёсики катать и булавки в мишень бросать.

Она: Булавки, колёсики…

Он: Мячики, ленточки…

Она: Мы стали взрослыми, ты не заметил?

Он: Виноват: мяч, лента…

Она: Булава, колесо…

Он: Да не колесо, а обруч.

Она: Ты так думаешь?

Он: А ты как думаешь?

(блок номеров)

Она: Как говорил классик: есть любовь, а есть любовь… Какие они разные.

Он: Я помню двух. Одна, кажется, была брюнеткой, а другая — в парике…

Она: Да нет. Я говорю о том, что любовь бывает разная.

Он: В смысле к маме, Родине…

Она: В смысле взаимная и неразделённая.

Он: Так я и говорю: к маме и Родине…

Она: Страстная и платоническая…

Он: К футболу и автомобилю…

Она: Ты так думаешь?

Он: А ты как думаешь?

Она: Я думаю, что любовь бывает разная…

(блок номеров)

Она: Всё-таки жизнь — это хорошо!

Он: Нет. Это просто здорово!

Она: Есть настроение — гуляй, веселись. Нет настроения…

Он: Просто гуляй.

Она: Душа поёт, ноги в пляс идут…

Он: Сердце стучит, лёгкие дышат, голова думает… иногда.

Она: Чувства играют… Вот ты знаешь, какими бывают чувства?!

Он: Конечно: чувство локтя, чувство ритма, чувство юмора, чувство долга, чувство, что очень долго, шестое чувство…

Она: Семь пятниц на неделе.

Он: Ты так думаешь?

Она: Что я думаю — не важно. Важно, что сейчас будет.

(блок номеров)

Она: Всё с чего-то начинается: рассказ с буквы, соната с ноты…

Он: Это уже было…

Она: А студвесна начинается со студентов.

Он: Ты так думаешь?

Она: Я в этом уверена!

Программа концерта

1.«Пролог»: стихотворение В. Татаринова, исполняет П. Суханов (111)

2. Танец «Начало» (FC KAHUNA «Bright morning white»): исполняют студентки I курса математического факультета; постановка исполнителей.

3.«С небес на землю»: стихотворение. В. Высоцкого «О знаках Зодиака», читают Н. Полина и А. Зобов.

4.«Звёздная страна»: муз. М. Таривердиева, сл. Н. Добронравова, исполняет А. Мансурова (131).

5. Миниатюра «Знакомство»: по рассказу К. Ремизовой «Соседи», исполняют Я. Обухова (121) и А. Девяткин (121); идея и постановка ИВК.

6. Танец «Встреча»: исполняют И. Малькова (122), А. Орлова (153), Е. Сементина (123), О. Тихомирова (132), В. Мазанов (121), М. Рахимов (131), С. Ташлыков (131), П. Суханов (111); постановка исполнителей.

7. Монолог «Как всё начиналось»: по рассказу К. Ремизовой «Там, только там», исполняет А. Зобов (112), постановка ИВК.

8. Песня «Родильные дома»: муз. и сл. О. Митяева, исполняют Н. Каменщикова (131) и ИВК.

9. М.Ю.Лермонтов «Ребёнка милого рожденье…»: исполняет Г. Скрипченко (111).

10. Танцевальная миниатюра «Каравай, каравай, кого любишь, — выбирай»: автор идеи ИВК, исполняют Ю. Бобылкина (111), Ю. Власова (114), Т. Исаева (112), Ю. Штейникова (114), Г. Скачков (142); постановка исполнителей; аранжировка темы и фонограмма Н. Каменщиковой и ИВК.

11. Инструментальная миниатюра «Happy birthday из ничего»: автор идеи и музыкальной вариации темы ИВК, исполняют Ю. Васильева (111), Д. Лучникова (111), Е. Селезнёва (111); постановка исполнителей.

12. Песня «Воспоминание о прожитом накануне дня рождения»: муз. и сл. ИВК, исполняет автор.

13. Гимнастический этюд «Синтез» (подборка темы Chemical brothers): исполняют Е. Кучукова (112), И. Малькова (122), постановка исполнителей.

14. Миниатюра «Не судьба»: по рассказу В. Капианидзе «Мудрое решение», исполняют В. Мазанов (121) и Н. Сюзёва (111); постановка исполнителей.

15. Танец «Деревенская цивилизация» (DJ Smash «Вологда» remix): исполняют И. Малькова (122), Е. Сементина (123), О. Тихомирова (132), В. Мазанов (121), М. Рахимов (131), П. Суханов (111); постановка О. Тихомировой и Е. Сементиной.

16. Стихотворение «Посвящение»: ИВК, исполняет автор.

17. Танец «Любовь» (румба): исполняют О. Ильина и Г. Скачков (142); постановка исполнителей.

18. Монолог «Планы и итоги»: автор текста ИВК по мотивам рассказа А. Инина «А годы летят…», читает Е. Пучнина (121).

19.«Начало финала»: народная песня «Ой, при лужке», обработка и фонограмма Н. Каменщикова и ИВК, постановка А. Тихоновой и Н. Каменщиковой, исполняет весь цвет Матфака.

20. Финал «Начала» (Pet shop boys «Go west»): куплет на стихи Д. Голубкова, припев — фольклор Матфака.

Результаты

Диплом за лучшее музыкальное оформление концерта и лучшую организацию концерта. Диплом за постановку и исполнение танца «Деревенская цивилизация».

Диплом областного фестиваля СКТВ студентам математического факультета ПГПУ за танец «Деревенская цивилизация».

Из газеты «Учитель»

Сентябрь, 2000

Замечательный День Рождения

(Публикация была про юбилей Думы, но поскольку я всё уже описала в предыдущей главе, не вижу необходимости приводить здесь эту статью.)

Декабрь, 2000

В этом году мне посчастливилось участвовать в работе жюри игр КВН высшей лиги нашего вуза. Не скрою, волновалась: первый раз и сразу же судить «зубров». <…>11

ИВК

Апрель, 2001

«… Тема „Начало“ у математиков внятно и разнообразно протянута во всём сценарии. И это единственный факультет, у которого тема гордости и любви к своему вузу прозвучала в „Посвящении“…»

Л.М.Пучкова, член жюри

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 17 лет строго креативного режима. Территория Матфака предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

10

Эти две строки я беззастенчиво украла из «Фауста» в переводе Пастернака.

11

Статья так себе. Не знаю, зачем она была нужна, скорее для того, чтобы «забить эфир». Однако в ней я покритиковала ведущую за невнятное объявление команд и внесла предложение позиционировать команды не по принадлежности к факультету, а по названию. Это потом воплотилось в жизнь. Хотя это случилось бы и без моего предложения, потому как было веянием времени.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я