Практика интегральной жизни

Кен Уилбер, 2008

Тысячи лет почти во всех частях света люди прибегали к практикам для изменения своей жизни и достижения в ней равновесия от магических ритуалов древних шаманов до созерцательной науки мистических традиций и новейших научных достижений в области здоровья, питания и физических упражнений. Мы всегда искали способ прикоснуться к ещё более глубокой истине, достичь гармонии и благополучия, реализовать свой глубинный потенциал. Практика интегральной жизни – это способ организации множества практик (как формировавшихся на протяжении многих веков, так и появившихся на передовой изучения психологии, сознания и других лидирующих областей) при помощи подходящей для жизни в XXI веке модели. Авторы вместе с небольшой группой других исследователей разрабатывали ПИЖ на протяжении более чем тридцати лет, исследуя наиболее важные ключевые аспекты, способствующие человеческому развитию. Мы с гордостью представляем результаты в этой книге. Всё, что необходимо вам для начала, это желание попробовать продолжить величайший эксперимент в вашей собственной жизни.

Оглавление

1. Зачем практиковать?

Практика интегральной жизни начинается с того же, с чего начинается любая другая практика, — с вдохновения и огромного желания расти, чтобы стать тем, кем мы можем стать.

Иногда мы начинаем практиковать, когда нас затронуло, раскрыло, потрясло или даже пробудило что-то или кто-то по-настоящему истинное. Иногда решение начать практику исходит из трагических жизненных уроков — сильного страдания, бессмысленности или боли.

Иногда это может быть вдохновляющий пример жизни человека, не знающего компромиссов, или книга, взорвавшая ваше сознание новым пониманием, или необычное присутствие мудреца или святого. Возможно, это смерть друга или возлюбленной. Или, быть может, вы испытали прозрение в отношении своей обыденной жизни, осознав, что она соткана из ваших же собственных игр.

Каким-то образом вы наталкиваетесь на более свободное и ясное, более подлинное, любящее и истинное существование — и вы хотите жить также.

Подобным образом люди находили вдохновение на протяжении тысячелетий. Особо «ужаленные» становились монахами и монахинями, шаманами или йогинами, посвящая свою жизнь мистическому духовному пути. Другие шли иной дорогой и становились самураями или мастерами боевых искусств, отдавая всего себя напряжённой трансформирующей дисциплине. Серьёзно, в традиционном духе, не так ли?

Но это необязательно должно быть так. Несмотря на то что в традициях много мудрости и красоты, практика невероятно живая по своей природе. Она постоянно заново открывает саму себя. Она разрушает все границы. Нет какого-то одного единственно верного способа практики, и уж тем более практика не ограничивается только тем, что о ней говорится в традициях. Хотя, конечно, любая традиция значительно оживляется духом практики.

Говоря по правде, традиции всегда зависели от инноваций и импровизаций. И вот мы продолжаем традицию… разрушения традиций, в то же время припадая к источнику глубокой мудрости прошлого. Почему? Потому что мир постоянно меняется. Мы сами постоянно меняемся. Эволюционирует человеческая жизнь — и практика следует за ней. Персонализированная практика интегральной жизни соткана из множества слоёв и измерений. Она настолько глубока, насколько глубоки вы сами, и сделана гибкой, чтобы соответствовать вашей уникальной жизни. Она может пройти — и так оно и будет — через бессчётное количество циклов и изменений. Но суть ПИЖ проста, она заключает в себе смысл подлинной практики в каждом контексте, древнем или современном: быть истинной, реальной и целостной, чтобы пробуждать ваше бытие во всех направлениях и измерениях.

Практика интегральной жизни позволяет жить по-настоящему. Ваша жизнь становится такой реальной, какой, возможно, никогда не была прежде. Или она поднимает её реальность на ещё более высокий, более интегрированный уровень. ПИЖ выражает ваше стремление быть настолько осознанным, насколько это возможно — сейчас, сейчас и сейчас, — и постоянно повышать эту осознанность.

Она также основана на глубочайшей заботе — заботе о самих себе, об окружающих и о таинственном мироздании. Эта забота вдохновляет нас на то, чтобы сделать что-то значимое, давать больше, выбраться из помойки узкого и раздробленного мировоззрения, усилить свободу, любовь, открытость и глубину в нас самих, в окружающих и в этом прекрасном и ужасном мире.

А с другой стороны, практика — это то, что есть (это личный выбор и настоящий стиль жизни), и не о чём тут особо много болтать…

Вот ещё несколько возможных причин для того, чтобы заняться ПИЖ:

● Принять кризисы, боль, страдания и проработать их.

● Стать лучше на всех уровнях, во всех областях.

● Жить целостно, достичь совершенства.

● Превзойти себя.

● Пробудиться!

● Понять всё или постичь смысл всего.

● Жить в соответствии со своими самыми высокими идеалами.

● Стать более живым и творческим.

● Найти глубинную жизненную цель и жить в соответствии с ней.

● Любить других и заботиться о них более полно.

● Внести наибольший вклад.

● Взаимодействовать с жизнью, вселенной, Духом.

● Принять участие в эволюции сознания.

● Потому что вы любите Тайну (или Бога).

● Без особых причин — вас просто тянет это делать.

Многие приходят к ПИЖ после того, как какие-либо другие практики в определённый момент больше не кажутся целостными и включающими. ПИЖ даёт возможность взять от них самое лучшее:

● Возможно, вы совершенствовали своё тело, занимаясь физическими упражнениями или соревновательными видами спорта.

● Или вы могли дисциплинировать свой ум и эмоции для того, чтобы быть невероятно успешным в бизнесе.

● Возможно, вы практиковали йогу или медитацию; быть может, на протяжении десятилетий.

● Может быть, вы посвятили много времени глубокому психологическому исследованию, сталкиваясь со своей тенью и глубоко погружаясь в свою психику.

● Возможно, ваша практика исходила из глубочайшей преданности Богу, возлюбленному учителю или проводнику.

● Может быть, ваш интерес к ПИЖ исходит из учёбы, интуитивных озарений или жажды познания.

Некоторые радикальные учителя и учения указывают на ограничения, скрытые в глубине наших побуждений к практике. Большинство из нас приступают к практике как «духовные материалисты», преследуя личную выгоду посредством духовных поисков, желая улучшить или наполнить ощущение отдельного «я». Это просто более изощрённая форма эгоцентризма. Но наше стремление к действию исключительно исходя из эгоцентричной мотивации обычно ослабляется и растворяется по мере достижения более высоких стадий зрелости. Основной парадокс заключается в поиске. Каждый начинает свой путь как ищущий, и в то же время ищущий должен перерасти ощущение, что он что-то потерял и, таким образом, перестать искать — для того чтобы путь был закончен. Так что наша мотивация также естественно развивается.

Однако все эти мотивы необязательно неверны. Нам не нужно дожидаться, пока они станут идеально чистыми. Люди находят бессчётное множество причин для практики — и любая мотивация достойна… и частична. Прелесть этой практики в том, что она изменяет нас таким образом, что мы перерастаем наши начальные намерения и продолжаем двигаться вперёд! Наша мотивация для практики эволюционирует по мере нашего взросления. Каждый из наших мотивов даёт что-то нашему пути, даже если в итоге мы оставляем их позади.

В конечном счёте все наши мотивации и намерения сходятся в настоящем моменте. Какова наша практика прямо сейчас?

Не существует единственного лучшего или правильного варианта практики, но есть большое количество более или менее оптимальных путей. ПИЖ отбрасывает лишнее и выделяет основное, так что вы легко и за короткий срок можете найти практику, которая будет эффективна для вас.

Итак, начнём?

О практиках, представленных в этой книге

В этой книге представлены переживательные[3] практики. Они направлены на то, чтобы помочь вам перейти от теории к действиям. Некоторые из них явно «интегральные» и разработаны специально для ПИЖ — мы называем их золотыми практиками. Некоторые взяты из разных источников и адаптированы под интегральный контекст. Некоторые золотые практики также представлены в концентрированной форме 1-минутного модуля. Вы можете применить один из них в любое время и таким образом почти без усилий включить практику в свою повседневную жизнь — без промедлений!

Когда мы говорим «переживательные», мы понимаем это очень широко. Как минимум речь идёт о телесном, ментальном и духовном опыте. Когда вы видите золотые практики или 1-минутный модуль, попытайтесь открыться любому опыту, который они могут вам принести: телесному, умственному, духовному или их сочетаниям.

1-минутный модуль
Какова ваша глубинная мотивация?

Важно осознавать, что именно практика значит для вас. Вот один из вариантов выявления вашей мотивации. Вы можете попробовать прямо сейчас, но на самом деле лучше всего повторять эту практику постоянно, в начале каждой сессии практик — и это займёт у вас меньше минуты!

Положите обе руки на область сердца и несколько раз глубоко вздохните. Почувствуйте, что происходит в вашем уме, сердце и животе. Теперь с полным вниманием прочувствуйте свою глубинную мотивацию — зачем вы собираетесь практиковать? Чего вы по-настоящему желаете? Что находится за пределами того, что вас «притягивает» и «подталкивает»? Что возникает в поле вашего самосознавания?

Возможно, вы ищете что-то выдающееся; или вам просто любопытно, что может произойти; или вы можете почувствовать что-то, что даже не сможете точно описать. Ощутите свою самую глубокую мотивацию в настоящий момент и сознавайте её.

Наконец, почувствуйте или осознайте свидетеля вашего опыта — свидетеля, который, будучи частью вашего сознавания, просто наблюдает за содержанием вашего опыта. Кто же переживает этот и любой другой опыт? Что же есть то, что осознаёт ваши мотивации и, как следствие, ими не является?

Некоторое время спокойно дышите и сознавайте это…

Затем отпустите это и двигайтесь дальше.

Примечания

3

3

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я