Чужие истории. Рецензии 2018/2019

Катерина Козицына

В 2018 и 2019 году я писала рецензии для библиотеки. Боги, как давно это было, как недавно это было.Тогда все эти тексты были для меня важными. Они мне нравились или не нравились, восхищали или злили, но в любом случае оказывали на меня влияние, заставляли думать о себе.

Оглавление

Джон Фаулз. Коллекционер

14 апреля 2018 года

Так получилось, что мы начали знакомство с книги, где персонажи, в том числе и главная героиня, не являются образчиками добродетели. Теперь позвольте представить вам роман «Коллекционер». Кстати, именно с этим романом дебютировал в 1963 году английский писатель Джон Фаулз. Снова перед нами проба пера. И снова удачная — «Коллекционер» моментально нашел своего читателя, был обласкан критиками и обеспечил Фаулзу долгую писательскую карьеру в звании одного из виднейших представителей постмодернизма.

Перед тем, как приступить к более тесному контакту с текстом, давайте вспомним такое любимое в русской литературе словосочетание, как «маленький человек». Но не спешите на этом месте предаваться унынию. «Маленькие люди» бывают очень разными и увлекательными. Нам не помешает перечислить некоторых из них — самых известных, — чтобы проверить это утверждение. Станционный смотритель Самсон Вырин пытался добиться справедливости и был вынужден отступить перед «значительными лицами». Крошечный серый Акакий Акакиевич Башмачкин, с трудом упокоившийся после смерти. Чеховский чиновник, кажущийся оскорбительной пародией на Башмачкина. Бедный-бедный Макар Девушкин с богатым внутренним миром.

Теперь среди этих благообразных фигур возникает Фредерик Клегг. Клерк. Сирота. Посредственность. Он коллекционирует бабочек, иногда фотографирует и вроде бы влюблен в девушку по имени Миранда, студентку художественного колледжа. Завязка романа приходится на момент, когда Клегг похищает Миранду. Он запирает ее в подвале своего дома, обставленном, кстати, весьма шикарно, в надежде, что девушка узнает его поближе и влюбится.

На этом месте хочется задать неловкий вопрос: случалось ли вам представлять, как вы проводите с объектом своих безответных воздыханий день за днем наедине, являете свои превосходные внутренние качества, а затем живете долго, счастливо и никогда не умираете? Приходили в голову такие мысли? Ну же, признайтесь. Ваш ответ все равно никто не услышит.

Что ж, как видите, Фредерик Клегг недолго предавался праздным мечтам — он перешел к активным действиям.

В итоге — перед нами злодей, скудный морально, духовно и физически, и его жертва, невинная девушка из тонких миров. Но постойте! Так ли она невинна?

«Коллекционер» — это роман не о злодее и его жертве, не о жестоком мире, даже не о добре и зле. Со страниц книги на нас смотрит бездна — местами явная, местами тщательно прикрытая фасадом с резными колоннами и розовыми кустами под окнами. Фаулз выбрал неоднозначную, сложную, жестокую форму для того, чтобы сказать: «Порой то, каким мы видим предмет, и то, каким предмет является на самом деле, — не одно и то же». Зато герои раскрываются друг перед другом и перед нами фатально — им уже нечего скрывать, некуда отступать. Может быть, это не совсем то, о чем мечтал Фредерик Клегг, — но как часто наши мечты совпадают с реальностью? В любом случае, «злодей» и «жертва» узнали друг друга достаточно, чтобы мы смогли сделать определенные выводы.

«Я разговаривала с ним так, будто он вполне нормальный».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я