Быть женщиной. Книга-практикум от поведенческого аналитика

Катерина Есакова

Катерина Есакова, поведенческий аналитик, автор книги, предлагает мамам осознанный подход к воспитанию детей. Она утверждает, что эффективность воспитания измерима самостоятельностью детей и состоянием матери.В книге представлены конкретные техники, которые помогут улучшить в семье и укрепить связь с детьми. Эти техники основаны на принципах уважения, эмпатии и сотрудничества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быть женщиной. Книга-практикум от поведенческого аналитика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Уровни EQ

Когнитивные способности — это понимание познавательных сфер. Но понимание этих сфер без понимания психологии людей и самого себя — знания бесполезные. Талантливый ученый, не умеющий жить в социуме и продвигать свои идеи, обречен на забвение. Поэтому у многих одаренных и известных людей есть продюсеры / менеджеры — они обладают развитым эмоциональным интеллектом и позволяют звезде обрести те социальные связи, которые она не может обеспечить себе сама.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» употребили ученые Джон Майер и Петер Саловей. ЭИ — это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать и регулировать собственные чувства и эмоции. Поэтому у ЭИ есть несколько уровней. Он формируется до 10-ти лет, и многие люди останавливаются в своем развитии. Поэтому всегда обращайте внимание на эмоции и чувства своих детей!

1-й уровень

Способность выражать свои эмоции. «Мне больно / радостно / горько / страшно / я устала». Расспрашивайте ребенка о его эмоциях: что тебя насмешило, почему ты грустный, что ты чувствуешь после просмотра этого мультика?

2-й уровень

Оценка эмоций. «Я знаю, от чего мне радостно, а от чего мне грустно». У людей с пищевой зависимостью здесь возникают сложности. «Мне горько от проблем с мужем, поэтому я съем шоколадку» — застревание в первой стадии, когда вам хочется комфорта здесь и сейчас, а не решения ситуаций. Вы отрицаете эмоцию. И здесь не поможет никакая диета, вам нужно начать работу со своими эмоциями и причинно-следственными связями.

«Мне обидно, коллега сделала мне замечание». Почему вам обидно, что это сделала именно она? Проведите оценку эмоций: она глупая, у нее выше должность, или же вы сами не обозначили свои границы.

Нельзя обвинять камень, о который вы запнулись, и при этом продолжать жить рядом с камнем. Смешная ситуация, когда мамочка наказывает стул, о который ударился ребенок, — не стоит рушить причинно-следственные связи! Не приучайте ребенка с детства перекладывать ответственность.

3-й уровень

Рассуждения об эмоциях, период понимания.

«Я расстраиваюсь из-за страха неудач» — вы способны рассуждать глубоко и за счет этого принимаете определенные решения. Завал на работе приводит к раздражению и излишнему весу: «Я чувствую усталость и не ощущаю удовлетворения от общения с семьей, я рада лишь еде. Но я все равно уставшая и раздраженная, значит, мне пора решать вопросы со своим рабочим графиком». Всегда ставьте свои ресурсы на первое место и учитесь находиться в потоке.

4-й уровень

Управление эмоциями. «Я знаю, как мне убрать свой гнев». «Я знаю, что мне нужно для ощущения счастья, радости». Вы уже поняли причину и говорите: «Я постоянно ем, потому что много работаю, значит, мне нужно пересмотреть свой график, сменить рацион, начать худеть. Для этого я сделаю это, это и это». ⠀

Развить EQ у ребенка

Как родители могут развить эмоциональный интеллект у малыша?

Родители имеют право на эмоции.

Часто дети считают своих родителей «бездушными машинами», не способными на чувства. Дети удивляются, когда видят подавленных родителей, и сами не всегда способны сопереживать им. Ко мне обратилась клиентка, ее шестнадцатилетняя дочь потеряла контакт с семьей: она не общается с матерью, не проявляет интерес к жизни родных, а мать недоумевает, почему так произошло. Оказалось, жизнь супругов строилась вокруг интересов дочки. Мама ее — успешная женщина, владеющая своим бизнесом, но дочь всегда была в приоритете, несмотря на занятость, ребенок никогда не видел маму больной и слабой, мама всегда была на коне. В определенный момент на фоне постоянных стрессовых ситуаций у женщины развилась сердечная недостаточность, но ее ребенок этого искренне не понимает. Как вы думаете, почему?

⠀⠀

Научите ребенка различать свои чувства и эмоции.

Малыш, еще не умеющий говорить, не способен вербально выразить свое отношение к ситуации, а мы не всегда можем понять своего ребенка. Простой вопрос «Что ты чувствуешь?» может обескуражить не только ребенка, но и взрослого человека. Читайте с малышом книги, стихи, поясняйте ему на конкретных ситуациях, произошедших с ним в реальной жизни, проводите аналогии. Придумайте игру «Угадай эмоции», учите ребенка мимикой и жестами выражать свои чувства, разговаривайте с ним при просмотре мультфильмов и сказок, спрашивайте о чувствах героев, почему они поступают так или иначе. В жизни нам проще скрыть свои чувства и эмоции, нежели поделиться переживаниями с другими, страшно быть неправильно понятым. Если малыш будет знать, как точно называется та или иная эмоция и что при этом человек может испытывать, кроха сможет научиться разбираться в своем эмоциональном состоянии и проецировать его на других людей.

Учите ребенка распознавать эмоции окружающих людей.

Родители уже пошли по данному пути, начиная работать с эмоциями самого малыша. В более старшем возрасте ребенок начнет рассказывать о поведении других детей, важно выяснить отношение малыша к этим проявлениям и как он оценивает ситуации. Ребенок научится воспринимать и оценивать эмоциональные проявления окружающих, способствуя наиболее быстрой адаптации самого малыша, также он сможет проявлять эмпатию и, что немаловажно, сформирует свое отношение к поступкам окружающих. На кроху не смогут воздействовать при помощи агрессивных проявлений, критики, провокации, ребенок будет знать свои чувства и как с ними совладать. Некоторые люди намеренно провоцируют на агрессию и негатив с целью воспользоваться данными проявлениями как слабостью, развитый эмоциональный интеллект у ребенка позволит ему избежать таких ситуаций.

Обратите внимание, в реальной жизни нам порою сложно реагировать на эмоции других людей. Представьте, вы видите плачущего человека — сможете ли подойти, спросить, в чем дело, или предложить помощь? Подойти под силу не каждому.

Формируйте доверительную атмосферу в семье.

В советские времена многих детей воспитывали по принципу «хорошо» и «плохо», любимая фраза многих бабушек и дедушек: «Что скажут люди?» Как оказалось, не все поступки укладываются в данные рамки, дети, все делающие «хорошо», вырастают неврастениками с кучей комплексов. Когда ребенок испытывает негативные чувства, это естественно, он живой человек: злость, обида, разочарование ему не чужды. С крохой необходимо говорить, не просто устранять причину, давая игрушку или сладость, а понять суть поведения, почему ребенок поступает именно так, чем он руководствуется. Реализуется принцип партнерства с малышом, родитель, желающий понять свое дитя, может ожидать аналогичного поведения от ребенка.

Если чувствуете, что ваша эмоциональная сфера развита недостаточно: вы не можете осознать чувства, а если это происходит, то похоже на извержение вулкана, с криками, слезами и истерикой, — развивайте свой эмоциональный интеллект, начать это делать никогда не поздно.

Что мешает развить EQ у взрослого?

Что же мешает нам развивать свой эмоциональный интеллект?

1. Неспособность воспринимать невербальные сигналы и обозначать свое личное пространство. На вас смотрит человек, и вы начинаете судорожно думать, что с вами что-то не так. А он просто смотрел на вашего соседа в очереди. Это говорит о глубокой неуверенности в себе и своих силах. Или же вы подпускаете человека слишком близко к себе, а потом страдаете от того, что ваша энергия уходит — появляется устойчивое раздражение ввиду отсутствия ваших личных границ.

2. Уход от конфликтных ситуаций. Вы хотите сбежать, скрыться и не выражать свои позиции. Вы боитесь, что не сможете выдержать эмоционального накала.

3. Излишняя агрессия. Невозможно уйти от конфликта, не разрешив его. Все нарастает как снежный ком и выливается в агрессию. Чем вы глушите ее? Едой в том числе.

Все вместе мешает вам наладить свою пищевую культуру, и формируется порочный круг поедания и сожаления. Но все в наших руках — и мы можем развить свой эмоциональный интеллект!

• Осознавайте свои эмоции и отказывайтесь от самообмана.

Вы ждете свою подругу в гости, но она внезапно пропадает, и выясняется — она сделала выбор в пользу нового молодого человека. Вы делаете вид, что все хорошо… Попробуйте метод обратных чувств, расскажите человеку о своих эмоциях: «Я настраивалась на приятный вечер в твоей компании, и меня очень расстроило, что этого не произошло». Безоценочно, без обвинений, говоря только о своих чувствах.

• Расширяйте свой словарный запас эмоций и чувств.

Способны ли вы отличать эмоции от чувств? Мало людей способны это сделать — создайте свой словарик! Каждый день пишите по 2—3 новых эмоций, чувств, применяйте на практике.

• Анализируйте ощущения других людей.

Кого-то впечатляет похвала, кто-то любит конструктивные замечания, а с кем-то лучше быть прямолинейным. Все люди разные, и со всеми действует индивидуальный подход — потренируйтесь подбирать к людям ключики!

• Определите, какие чувства вам сложно выражать.

Любовь? Сочувствие? Просьба о помощи? Одиночество? Это мешает нам строить продуктивные отношения, понимать, что с нами происходит.

ПРАКТИКУМ. Напишите 10 ситуаций, которые вызывают у вас раздражение. Всегда ли вы, испытывая раздражение, говорите об этом или раздражение приводит к выбросу эмоций в виде крика? Проанализируйте каждую ситуацию.

Развиваем EQ у взрослого

В настоящее время множество взрослых людей выражают свои эмоции при помощи слова «нормально». Спрашиваешь у человека, как ему фильм, на который он ходил прошлым вечером, а в ответ слышишь — «нормально». Что здесь такого, ну нормально и нормально, но абсолютно непонятны чувства человека, его эмоциональное состояние. После подобной оценки не возникает желания бежать в кинотеатр, да и вообще само продолжение разговора не имеет смысла.

Кроме этого, на помощь современному человеку пришли смайлики — очень удобная штука, как ни крути, помогает придать эмоциональную окраску написанному: не нужно писать, какая смешная картинка или какое трогательное видео, достаточно поставить нужный смайлик. Только есть одно весомое «но» — когда человек подробно описывает свое эмоциональное состояние, сам процесс позволяет прочувствовать произошедшее, осознать значимость события. Поэтому чем яснее и подробнее вы излагаете свои мысли, тем проще принять ситуацию в целом!

Существует довольно много способов измерить свой EQ — от профессиональных тестовых методик до методов самопознания. Воспользуемся вторым вариантом.

Прямо сейчас возьмите ручку и бумагу — в течение пяти минут вам нужно будет записывать названия всех эмоций, которые придут в голову. После того как пройдет обозначенное время, дифференцируйте эмоции на негативные, позитивные и нейтральные. Насколько легко вам было выполнять данное задание?

Если вы смотрели знаменитый фильм «Красотка» — героиня, роль которой исполняла Джулия Робертс, на вопрос одной дамы о том, понравилась ли ей опера, вытирая слезы с глаз, ответила: «Я чуть не описалась!» Именно так она описала захлестнувший ее восторг, вызвавший слезы, вероятно, она просто не смогла найти других слов для описания эмоций, их не было в ее лексиконе.

Поэтому для более четкого описания чувств можно для себя завести своеобразную «карту эмоций», записывая в нее новые или редко используемые обозначения эмоции. Развитие эмоционального интеллекта неразрывно с восприятием нами окружающей нас действительности, людей, с которыми мы контактируем, событий, с нами происходящих.

При восприятии действительности целесообразно использовать диссоциированный и ассоциированный подходы. Часто, прокручивая в своей голове события своей жизни, ситуации негативного характера нас тревожат, не отпускают, пытаясь их прогонять, — мы лишь усугубляем свои переживания. В таком случае на помощь придет диссоциированный подход, суть его проста и понятна каждому.

Представьте, вы наблюдаете за событиями своей жизни со стороны, как будто смотрите фильм, главную роль в котором играете вы сами, поэтому решаете, на каком моменте следует остановиться или перемотать. Для оценки ситуации необходимо отделить себя от происходившего, выйти за рамки своего состояния и прожить ее, как приглашенному гостю, наблюдая со стороны, не погружаясь вновь и вновь в негативные мысли. Такой метод следует активно использовать именно в работе с отрицательными эмоциями, делая их менее острыми для своего восприятия.

Ассоциированный подход, напротив, поможет вам сохранять в памяти приятные моменты, связанные с положительными эмоциями, способными дать дополнительную энергию в сложных жизненных ситуациях. Кроме этого, способности видеть стакан наполовину полным необходимо учиться, данное умение не приходит само по себе и не передается воздушно-капельным путем.

Выработайте у себя привычку каждый вечер вспоминать приятные события сегодняшнего дня, какие эмоции они у вас вызвали, рассказывайте близким о счастливых моментах или заведите блокнот для такого рода записей, возвращение к которым станет своего рода якорем. Умение видеть позитив в ежедневных заботах позволяет развивать свой эмоциональный интеллект, что в свою очередь делает вас мобильнее, целеустремленнее, а значит, успешнее как в делах семейных, так и в профессиональной деятельности!

Личность с развитым EQ

Какими же качествами обладает личность с развитым ЭИ.

1. Вам интересны люди. Часто женщины разговаривают для того, чтобы рассказать о себе, совершенно не слушают собеседника. И если вы из раза в раз выполняете для своей подружки роль помойного ведра, дружбой такое сотрудничество нельзя назвать. Если человек вам не интересен — вы честно ограничиваете свое общение с ним.

2. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, знаете, над чем вам нужно работать (свои векторы развития). К примеру, я не умею лепить, но чтобы поддержать интерес Таси, приобрела самоучитель по лепке из пластилина, и теперь мы можем вместе заниматься творчеством. Для кого-то это мелочи, а для меня — глобальное достижение!

3. Когда вы испытываете негативные эмоции, вы понимаете, почему. Вы можете отследить причину их появления.

4. Вы ищете способы прийти в себя после неудач — вы знаете, как заново быть в ресурсном состоянии. Да, вы не смогли остановиться на одном кусочке тортика, вы устали, у вас нет сил, и вы ищете в еде поддержку и спокойствие. Но вы можете остановить себя — работайте с доводами, а не заедайте ситуацию.

5. Умение говорить НЕТ.

6. Вы нейтрализуете энергетических вампиров. Надоедливая подруга, некорректный коллега, вечно советующие бабушки и дедушки — вы тактично и нейтрально дистанцируетесь в той ситуации, когда вас хотят раскачать на эмоцию.

7. Стремление к гармонии, а не к совершенству. Совершенство — это полностью социальный феномен, который отличается в зависимости от групп социума.

8. Вы умеете слушать и слышать. «Мама, я хочу компьютер именно сейчас!» — «Дорогой, это отличное желание, и ты обязательно накопишь на него или заработаешь, а сейчас я могу купить тебе интересную книгу, а чуть позже помочь найти работу!»

9. Высокие адаптивные качества. Вы быстро приспосабливаетесь к новым условиям жизни, труда — от месяца до полугода.

10. Развитая интуиция. Для женщины это понятие прикладного интеллекта, мудрости.

ПРАКТИКУМ. Поделитесь, какие из пунктов вы можете присвоить себе, а над чем еще нужно поработать?

Ребенок взрослеет.

Как родителям помочь чаду?

Обучение дошкольника

Как организовать обучение ребенка

и не сойти с ума?

Чтобы знания качественно усваивались ребенком, а не ради бессмысленного красного диплома, важно учитывать индивидуальные особенности своего малыша. К сожалению, дистанционная система обучения на это не способна. И наша задача как осознанных родителей — помочь школьнику (или дошкольнику) освоить нужный материал.

Начнем с особенностей дошкольного возраста!

Это период от 3-х до 6-ти лет — почему именно так? До 3-х лет малыш способен все отлично усвоить через вашу деятельность и бытовые предметы. Далее малыш развивается сам, он может систематизировать и воспроизводить информацию, поэтому так важна ее форма и содержание. К 7-ми годам появляются совершенно другие поведенческие реакции.

В дошкольном возрасте невозможно разделить процесс воспитания и процесс обучения. Образ учителя или образ воспитателя четко связываются с качествами, и далее, со знаниями, возникает цепная реакция. Если взрослый представляет собой отличный пример, к примеру, по лепке из пластилина, то ребенок начинает с радостью в это погружаться. Поэтому когда вы отдаете ребенка в секцию или интересуетесь его хобби, погружайтесь в процесс и не зацикливайтесь на результате, не убивайте в нем жажду знаний. И наоборот, если вы не понимаете математику, а малыш хорошо считает и интересуется цифрами, не нужно это обесценивать.

Особенности мышления ребенка-дошкольника.

Эгоцентризм — все происходящее воспринимается через призму личной точки зрения. Чужое мнение не воспринимается. Здесь важно дать вектор развития, направить мысль на размышление. Сравните: «Ты промокнешь!» — «Нет, я не промокну» или «На улице дождик, что нужно сделать?» — «Взять зонт, надеть сапоги!» Ребенок учится понимать свои эмоции и причинно-следственные связи.

Синкретизм — ребенок путает причину и следствие. Промок и заплакал — «потому что дождь пошел, он мне все испортил». Может возникнуть отрицание и негатив к учебе — «у меня не получается, мешает сосед по парте». Нам важно задать правильный вопрос и научить системному мышлению, самостоятельности и ответственности. Именно это будет гарантировать успешность в школе, а не быстрое чтение или умение считать в уме.

Анимизм — ребенок наделяет неживые предметы свойствами живых.

Если связать все три особенности — то мы получим инструкцию по обучению и воспитанию. Мы даем знания о мире, и ребенок начинает желать научно познавать мир.

Принципы воспитания и обучения дошкольника.

Система мотивации — какая система мотивации будет у ребенка на каждом его кружке и дополнительном занятии? Игра после выполнения заданий, смешные наклейки и прочее. И если педагог сам не предлагает этого, введите свою домашнюю систему поощрения.

Система последствий — «А что будет, если я не сделаю этого?» Это система мотивации наоборот: не будет игр, не будет встреч с друзьями. Так рождаются обязательства и ответственность.

Живость получения информации — если ребенок наделяет всех существ живыми качествами, то очень хорошо включить игру в процесс обучения. Любое действие может быть увлекательным, и это рождает эксперименты! Дети их просто обожают: вулкан из соли, яйцо и вода, замерзшие раскрашенные снежинки. Такие эксперименты могут стать формой мотивации. Сюда можно отнести и доверительные беседы — обсуждайте сказки, поступки главных героев.

Трехлетка может удерживать внимание в течение 9-ти минут. 6-летний малыш — 25—28 минут. Это тот максимум, в течение которого ребенок может концентрироваться на одном виде деятельности. Не нужно требовать от своего чада невозможного! Активный маленький человек не будет сидеть час тихо и спокойно и заниматься одним уроком. Ваша задача — обеспечить комфортное обучение, в игровой форме. Не делайте для ребенка закрепление «обучение = трудность, сложность».

Психологические и поведенческие особенности дошкольника.

Не забывайте о любознательности — да, ваш ребенок почемучка, но хочу сказать, что на каждый вопрос вы должны дать ответ. Развивайте воображение малыша, при этом наблюдайте, не уходит ли он в воображаемый мир, пытаясь тем самым уйти от проблем в семье?

В возрасте 3—6 лет уже происходит становление воли и произвольных действий. Дети осознанно рисуют, лепят, играют сами. Воля же проявляется в том, что ребенок способен подождать, сконцентрироваться на занятии. Трехлетки — 15 минут, четырехлетки — 20 минут, пятилетки — 30 минут, и дошкольники уже могут высидеть целый урок. Подготовка к школе важна, но она носит скорее психологический характер — можно поиграть в школу и при этом уже понять структуру занятий.

Обучение младшего школьника

Детский сад позади, и малыш радостно шагает в школу!

Ведущий вид деятельности, игра, переходит в учебу, и здесь важна психологическая готовность к школе. Наблюдайте за малышом — я рекомендую отдавать ребенка в первый класс не раньше 7-ми лет, иначе учеба будет пыткой, когда ему будет хотеться только играть.

Особенности младших школьников.

• Восприятие через практическую деятельность. Все нужно потрогать, пощупать и понять. К примеру, обучать счету лучше всего на деньгах, так будет наглядно и понятно. Поэтому в начальной школе вам нужно будет очень много показывать ребенку! Нужно не дать много информации, а много показать. Также советую не делать уроки с ребенком, а контролировать процесс обучения. Не сделана задача — спросите, с какими сложностями столкнулся ученик.

• Ярко выраженное эмоциональное восприятие. Все увиденное младшие школьники воспринимают через эмоции, поэтому важно, чтобы учеба носила развлекательный характер. Первые полгода ученик только адаптируется, не нужно ждать хороших результатов и гнаться за оценками. Не выражайте негативизм, это отвернет ребенка от учебного процесса. Он будет часто болеть, станет плаксивым и неуправляемым. То, что вам кажется ерундой, для ребенка носит глобальный характер. К 10-ти годам восприятие уже становится целенаправленным и управляемым. Формируются свои личные вкусы, ребенок сам может организовывать эксперименты и процесс обучения.

• Внимание младшего школьника непроизвольно. Могут запомнить случайно услышанную песенку, название вывески на улице. Если вы хотите развить у ребенка внимание, формируйте ассоциативные связи с любимыми героями. Произвольным внимание становится уже ближе к 10—11-ти годам.

• Переход от познания внешней стороны к познанию сущности, формирование научных понятий. К примеру, раньше ребенок понимал, что летом деревья с листочками, а зимой — без. Младший школьник уже начинает разбираться, почему так происходит и каким образом. В это время многие дети перестают верить в волшебство.

• Учение — формируется новый вид деятельности, игра уходит на второй план.

Поэтому самое важное — правильный выбор педагога, ориентируйтесь на личность человека. Первая учительница будет направлять ребенка, прививать любовь к учебе. Ведь очень важно не подавить волю малыша, а развить любознательность.

Обучение должно формировать у ребенка критическое мышление — это самостоятельное решение сложных задач. Родитель лишь направляет!

Очень важно понимать, что оценки НЕ ГЛАВНОЕ. Главное — комфорт ребенка в обучении. Должно формироваться позитивное восприятие и собственная самооценка. Без этого будет не полноценный ученик, уверенный в себе, а затюканный отличник. Я знаю детей школьного и дошкольного возраста с депрессивными наклонностями, потому что их родители вступили в гонку «стань самым лучшим на свете». Прекратите делать с детьми уроки, позвольте им самим совершать свои ошибки и исправлять свои двойки самостоятельно! Если у ребенка нет внутренней мотивации, то он никогда эти знания на практике не применит.

Как же мотивировать ребенка к обучению? 10 полезных приемов.

Любовь. Представьте, что вы начали новый вид деятельности. Чего вам хочется? Похвалы и понимания того, что вы на правильном пути! Любовь родителя проявляется в том, что вы даете ребенку самостоятельность: сбор рюкзака, выбор канцелярии, формы и одежды. Уже в начальной школе ребенок должен самостоятельно решать свои проблемы, вот в чем смысл обучения. Если он забыл тетрадку, купить клей, сделать задание — не нужно ругать его, при этом пытаться решить ситуацию. Предложите ребенку исправить это.

Дом не школа. Дайте детям возможность расслабиться! Представьте, что ваш муж каждый день будет говорить вам: «Так, сначала ты подмети, потом помой посуду, потом разрешу тебе сходить в душ». Так недолго сойти с ума! Позвольте ребенку решить, когда он будет делать уроки, когда он поиграет и отдохнет. Самостоятельность и личная ответственность — важный этап обучения. Составьте комфортный график и придерживайтесь его, соблюдайте баланс между занятиями и отдыхом.

Не учите уроки, а проверяйте! На часах 23, а уроки не сделаны? Это выбор самого ученика, он должен понимать естественные последствия. Позвоните учителю и сообщите об этом, это будет хороший урок. В средней школе достаточно будет проверять задания раз в неделю, функция контроля будет носить эпизодический характер. Если ребенок сталкивается с проблемами — он обратится к вам, вы поможете решить задачу, но в целом он должен справляться самостоятельно.

Не сравнивайте детей! Ваш ребенок уникальный, со своим темпом, со своими особенностями. Черепаха никогда не станет гепардом, направляйте своих детей в зависимости от их характера. Есть дети «бегуны» — они моментально усваивают информацию и нуждаются в сверхзадачах, удержать их интерес очень сложно. «Ходуны» идут просто и поэтапно, очень размеренно. Ставьте правильную задачу, и она будет решена. Дети-«прыгуны» могут делать резкие скачки — таким детям важен качественный педагог, репетиторы, чтобы понимать личные особенности детей. Бесполезно сравнивать эти три типа деток, они усваивают информацию совершенно по-разному.

Отсутствие материальных поощрений. Не нужно «покупать» ребенка, это путь в никуда. Награда не должна быть материальной, дарите детям эмоции, походы в кино, совместные игры и радость семейного общения. Дети с «оплаченной» учебой не смогут потом чувствовать просто так, не смогут работать в коллективе, и вы окажете им медвежью услугу.

ДА играм! Играйте со своими детьми, так вы сможете восполнить абсолютно любой пробел.

Не запугивайте детей. «Если ты не будешь учиться, то ты будешь дворником». А что в этом страшного? Дети в младших классах не способны это понять. Это вы хотите крутую машину и много денег, ребенку нравится кататься на троллейбусе. Вводите качественную систему мотивации. Никто не хочет быть должным и обязанным, вас сразу эта ситуация будет тяготить. Пугание не мотивирует никого, даже студентов.

Самоопределение. Это цель обучения. Ребенок определяет свою нишу, то, что ему интересно. Остальные предметы будут нести фоновый характер. Это нормально иметь 5 по любимому предмету и 3 по нелюбимому. При этом если вы не любите свое дело, в будущем вы ничего не достигнете!

Поддерживайте интерес к знаниям. Вы просто говорите «учись» ребенку, а сами не получаете никаких новых знаний. Нельзя обучить ребенка чему-то, если сами не являетесь примером. К примеру, начните изучать иностранный язык и занимайтесь одновременно с ребенком, пока он делает уроки. Вы поймете, как это трудно — осваивать совершенно новое. Процесс обучения должен быть четким, регламентированным, но при этом позитивным!

Свяжите учебу и практику. Объясните пользу знаний с точки зрения выгоды для ребенка. Что ему дают практические навыки? Не забывайте про практику и метод эксперимента.

Обучение подростка

Подростковый возраст — возраст бунта, самый интересный и противоречивый период в жизни наших детей. Родители считают, что отдаляются от детей. Но дети становятся очень похожи на вас, вы беситесь и раздражаетесь, потому что видите прямое свое отражение. И в положительных, и в негативных качествах они нас зеркалят.

Я люблю этот возраст — нам много чему можно научиться у детей, получать заряд жизненной энергии. Как же взаимодействовать с подростками?

Вопрос самоопределения ребенка встает очень остро — часто родители пытаются прожить жизнь за своего ребенка и навязать свои нереализованные мечты и желания.

Одна моя клиентка хотела, чтобы ее сын стал врачом. А сын проводил все время с папой в гараже и кайфовал от ремонта машин. Назрел конфликт, и сын все-таки пошел в медицинский. По окончании института он не проработал ни дня по профессии, открыл свое СТО и начал зарабатывать. А мог бы стать отличным инженером и конструктором и пойти на шаг выше. Мальчик боялся вида крови, падал в обморок от любого пореза, но родители сломали его волю.

Дети не средство удовлетворения ваших личных амбиций! Они имеют право на свое жизненное пространство и свой жизненный выбор.

Особенности психики подростков — это полярность. Дети в этом возрасте амбивалентны. Они целеустремленны, настойчивы и импульсивны. Нет преград для того, чтобы получить все желаемое здесь и сейчас! И если вы видите, что у ребенка есть цель — не ставьте палки в колеса. «Я хочу заработать миллион!» — не смейтесь над такими громкими фразами, одной насмешкой вы можете загубить всю инициативу. Просто спросите, как он планирует всего достичь, и помогите ему в этом. Это будет лучшей мотивацией!

• Психика подростка неустойчива. Может появляться склонность к апатии, отсутствие стремлений и желаний. Да, и такие периоды могут быть в жизни подростка. И здесь важно, чтобы вы были рядом, без лишних напоминаний. Дети ищут одобрения и если не получают поддержки, они уходят в апатию. Родители начинают запрещать ребенку грустить и сами придумывают ему лишние занятия. Дайте подростку прожить свои эмоции! Здесь пригодится прием «коробка достижений» — в течение года складывайте туда записки даже с небольшими успехами. Билеты в любимый театр, фото, памятные вещи — и в момент грусти можно обратиться к такому позитивному тайнику, черпать вдохновение и осознание своей личной значимости. «У тебя уже много пройдено, ты уже большой молодец!»

• Повышенная самоуверенность. Если правильно построить воспитательный процесс, то ребенок будет уверен, что все достижения — его личные достижения и он всего сможет добиться в этой жизни. Самоуверенность не равняется наглости! Похвалите ребенка: «Классно, что ты так в себе уверен!»

• Амбивалентность проявляется и в общении с друзьями. Подростки в один момент хотят находиться в компании, а через какое-то время резко стремятся к уединению. Дайте ему побыть одному! Часто общение приводит к потере энергии, и в уединении он черпает свой внутренний ресурс. Интроверт или экстраверт одинаково хотят общения, потому что ведущий вид деятельности в этом возрасте — это коммуникация. Если ваш ребенок-подросток приходит в плохом настроении, это не значит, что вы плохой родитель! Он так же испытывает эмоции, не наседайте, а общайтесь дружески и давайте возможность уединиться.

• Развязность сменяется застенчивостью. В 14 лет ваша дочь стесняется говорить с мальчиками, а уже через год она зажигает на дискотеках. Говорите с подростком о нравственности и своем опыте отношений, вспомните себя и свои желания. Подросток ищет себя и пока что не находит четкий баланс между своим поведением и раскрепощенностью. Он не чувствует принадлежности к определенной группе.

• Романтизм и цинизм. Все мечтают о любви, но могут одну любовь променять на другую. Это и романтика, и желание быть с успешным партнером. Развивайте духовность ваших детей. Как вы сами оцениваете своего мужа и что вы транслируете детям? Смотрите важные фильмы, читайте развивающую литературу. Моральные ценности можно проследить и скорректировать.

• Нежность и жестокость. Ваш ребенок может сказать вам очень страшные вещи, но одновременно быть очень нежным по отношению к своим сверстникам. Происходят гормональные перестройки — и это является основной причиной полярности детей. И сам подросток не понимает, он ребенок или взрослый?

Как мотивировать детей на учебу и как помочь им самоопределиться?

Право на свою позицию. Мы часто хотим подавить своих детей, мол, жизни-то они не видели. Ребенок имеет право на свою позицию абсолютно в любом вопросе. К примеру, многие девочки считают, что они нетрадиционной ориентации и влюбляются в девочек. Это идет от неуверенности в своей внешности, проще найти себе партнера-девочку и позиционировать себя нетрадиционно. Это становится одним из способом привлечения внимания. Здесь мы сталкиваемся с проблемами сексуального воспитания — нам стыдно посвящать детей в такие вопросы. Послушайте свою дочку и поговорите с ней доверительно, начните работать с ее самооценкой. Достаточно ли ей внимания отца? Как вы общаетесь с мужем? Ребенок приходит к пониманию, что нужно постоянно эпатировать, чтобы быть в центре семьи. Или, к примеру, ваш сын сказал, что он атеист, националист. Разберитесь, что он вкладывает в эти понятия, задавайте наводящие вопросы. И когда ребенок поймет, что вы не выступаете против, то тогда он перестанет сопротивляться и начнет просто рассказывать о своей жизни.

Отношение как к равным. Подростки очень хотят чувствовать себя равными взрослым. Но только в удобных моментах: когда приходить домой, что надевать, куда поехать в отпуск. Но когда дело касается бытовой рутины: выгула собаки, зарабатывания денег, помощи по хозяйству, то вдруг подросток становится в позицию маленького ребенка. Это говорит о том, что вы недоработали. Если дочь или сын хотят быть равными, пусть будут равны во всем. И эту позицию нужно четко объяснить. Вы мотивируете ребенка к учебе отношением к нему как к равному, и это становится основой для выполнения обязательств. В подростковом возрасте вы можете эпизодически проверять домашние задания, для того чтобы показать ребенку принцип ответственности. Вы уже даете подростку деньги на месяц, он учится распоряжаться своим бюджетом.

Самостоятельность. Если начинается бунт и отказ от учебы — дайте ему эту возможность. Обсудите с подростком варианты работы, не пугайте его словами! К нему придет понимание, что заработок теми знаниями, которые есть у него сейчас, даст ему лишь низкоквалифицированную работу. Пару дней разгрузки вагонов, и возвращение в школу обеспечено! Или дочь хочет начать жить с молодым человеком и не поступать в институт. Дайте ей эту возможность — месяц у плиты сильно замотивирует ее получить высшее образование, начать путешествовать и строить свою карьеру!

Принадлежность к группе. Либо к группе сверстников, либо к уважаемой группе — это мощный инструмент самоидентификации. Общение по интересам тоже очень важная вещь — покажите ребенку интересные фильмы про успешных в своей области людей, подкидывайте информацию, интересную для него, будьте на одной волне. Уважайте потребность ребенка в его самоопределении в будущей жизни.

Задача родителя — стоять рядом и вовремя транслировать стимулы! Неуважение желаний ребенка приведет к тому, что он станет инертным и вы всю жизнь будете нести ответственность за своих детей, а потом и обеспечивать их семью. Если вы хотите понимать своих детей — коммуницируйте с ними, общайтесь, принимайте их образ жизни и образ мышления! Самый главный стимул для подростка — ваш образ жизни! Если вы лежите на диване, живете в рутине, ваш брак — это ор, в руках у вас сигарета и бокал вина и вы ни разу не путешествовали за пределы квартиры и дачи… Чему может научиться ребенок? Покажите свой успешный пример! Это классно иметь дружную семью, знать иностранный язык, иметь много верных друзей — будьте личным примером, это лучшая мотивация!

Неуправляемые дети

«Наши дети — проблемные, неуправляемые!» — жалуются родители. Они ведут себя ужасно, не слышат взрослых и постоянно саботируют все ваши просьбы. Но давайте задумаемся, почему ребенок решил, что он может себя так вести? Ответственности и самодисциплине дети могут научиться только у своих родителей. Если ваши отношения с супругом складываются по отношению «ты виноват / — а» — значит, у проблемных детей проблемные и неуправляемые родители, которые ничего не могут сделать со своими эмоциями. Подход можно найти к абсолютно любому ребенку. Если вы хотите, чтобы ваши дети развивались, простраивайте его зоны ответственности и формируйте самодисциплину ребенка. Дети берут пример с вас. Насколько вы ответственны? Насколько у вас развита самодисциплина?

Хроническое непонимание своих детей — «что им от меня нужно?» На чем строится непонимание своего ребенка? «Я не люблю своего брата», — говорит старший сын. «Как ты можешь НЕ ЛЮБИТЬ?» — начинаете давить вы. Чтобы избежать давления и агрессии, дети начинают врать.

Критика.

Я не раз говорила, что это самый верный убийца самостоятельности, и формирования личного мнения, и главное — веры в себя. Если вы хотите искалечить будущее своих детей, обеспечить им тиранов супругов, то продолжайте в том же духе. Да, ваши дети могут ругаться, драться, делить игрушки, но давайте не будем забывать хвалить их за минуты единства, дружбы и счастливого времени всей семьей? Не делайте акцент на негативе, ищите совместные позитивные точки.

Подавление.

Не нужно решать за своих детей. Часто подавляют старшего ребенка — секции, кружки, друзья, при этом младшего ребенка вы воспитываете в абсолютно расслабленном режиме.

Неврозы родителей.

Это основная причина проблем с детьми. Развод, проблемы в семье и отсутствие личностного развития. «Я не реализовалась, потому что у меня дети!» Вываливая свои проблемы на детей, вы упускаете тот момент, что у них не будет продуктивных отношений с внешним миром, пока вы не разберетесь сами с собой.

Эмоциональный голод.

Невозможность выражать чувства к своему ребенку — как обнять подростка? Трудная задача! Но все дети хотят разговоров, поддержки и интересного родителя. Бывает, что и родителям трудно принять любовь своих детей, — помните, что в разном возрасте они по-разному проявляют свою любовь!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быть женщиной. Книга-практикум от поведенческого аналитика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я