Электронная торговля в Китае. ECC

Карло Д'Андреа

Данное руководство, представляет собой практическое руководство для знакомства иностранных инвесторов с индустрией электронной торговли. В данном руководстве излагаются договорные вопросы, процедуры для трансграничных продаж, защита прав интеллектуальной собственности, а также возможные проблемы и пути решения этих проблем. Данное руководство призвано предоставить иностранным инвесторам практические рекомендации, как эффективно торговать на китайском рынке через платформы электронной торговли.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Электронная торговля в Китае. ECC предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ СЕКТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В КИТАЕ

Определение и классификация электронной торговли

Электронная торговля — это коммерческая деятельность, связанная с покупкой/продажей товаров или оказанием услуг через Интернет, Интранет и сеть с дополнительными возможностями или средствами. Можно выделить несколько типов электронной торговли в зависимости от ее участников.

Электронная торговля между предприятиями (B2B)

Под электронной торговлей B2B понимается обмен продуктами, услугами и информацией между различными предприятиями через Интернет. Сторонами взаимодействия в данном случае выступают юридические лица, которые работают не на конечного рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес, используя современные интернет-технологии или различные онлайн-платформы для ведения своего бизнеса15.

Электронная торговля между предприятием и потребителем (B2C)

Электронная торговля B2C — это форма электронной торговли, которая подразумевает взаимоотношения между организацией и частными лицами, так называемыми конечными потребителями, целью которых являются прямые продажи для потребителя (физического лица) через Интернет16.

Электронная торговля от потребителя к покупателю (C2C E-Commerce)

C2C E-commerce — электронная торговля конечного потребителя с конечным потребителем, при которой покупатель и продавец не являются предпринимателями в юридическом смысле этого слова. Суть электронной торговли C2C заключается в следующем: продавец (физическое лицо) размещает свой продукт/услугу на каком-либо онлайн-сервисе для C2C, а покупатель выбирает и приобретает этот продукт/услугу через указанную платформу17.

Историческое развитие электронной торговли в Китае

Можно считать, что развитие рынка электронной торговли в Китае началось 9 мая 199518 года, когда Джек Ма («马云») основал «Желтые страницы Китая» — первую интернет-компанию, предлагающую предприятиям услуги по размещению в электронном справочнике. В следующем году, с созданием Руководящей группы по информационной работе Государственного совета19, официально начался путь электронной торговли в Китае. С тех пор развитие электронной торговли в Китае длилось более 20 лет, при этом можно выделить следующие четыре этапа:

Младенческий период с 1995 г. по 1999 г.

Это начальный период развития электронной торговли между предприятиями в Китае, когда приобретался первый опыт работы в этой сфере.

В 1999 году один за другим был создан ряд веб-сайтов для электронной торговли, таких как 8848, Ctrip, Ebay, Alibaba, Dangdang. Таким образом, 1999 год может быть отмечен как первый год онлайн-торговли в Китае, который был полон неизведанного и открывал массу возможностей в будущем.

Стадия пузыря с 2000 г. по 2002 г.

К 2000 году количество интернет-пользователей или так называемых киберграждан значительно увеличилось, что привело к росту рынка электронной торговли. Однако из-за разрыва «интернет-пузыря» в период с 1995 г. по 200120 г. рост интернет-компаний в Китае замедлился.

Стадия нормализации с 2003 г. по 2008 г.

В этот период на рынок электронной торговли Китая, помимо предприятий, выходят и частные лица. Сфера онлайн-торговли в эти годы пережила ряд крупных событий. Например, в мае 2003 года группа Alibaba создала Taobao, чтобы выйти на рынок C2C. В декабре 2003 года сайт www.hc366.com был зарегистрирован на GEM21 в Гонконге, став первой компанией электронной торговли B2B в Китае, а в январе 2004 года к интернет-продажам присоединилась компания JD. В ноябре 2007 года сайт www.alibaba.com был успешно внесен в листинг основной площадки Гонконгской фондовой биржи.

На законодательном уровне в Китае было издано ряд нормативных актов, которые сильно повлияли на развитие электронной торговли. В марте 2004 года Исполнительное заседание Госсовета рассмотрело и приняло законопроект Китайской Народной Республики «Об электронной подписи». В январе 2005 года главный офис Государственного совета опубликовал несколько заключений Главного управления Государственного совета по ускорению развития электронной торговли (Guo Ban Fa [2005] No. 2). В июне 2007 года Национальная комиссия по развитию и реформам совместно с Рабочей группой по информационным технологиям Государственного совета выпустил первый в Китае план развития электронной торговли «Одиннадцатый пятилетний план развития электронной торговли», в котором была обозначена стратегическая задача по развитию индустрии услуг электронной торговли. В 2007 году Министерство торговли опубликовало заключение относительно развития онлайн-торговли (для предварительной реализации) и оказания регулярного содействия электронному бизнесу. Данные заключения задали новый политический и экономический вектор в сторону развития интернет-торговли.

Таким образом, с быстрым ростом числа пользователей Интернета и транзакций в сфере электронной торговли сфера онлайн-торговли стала новым деловым каналом для многих предприятий и частных лиц. Все больше и больше компаний в этот период начинают свои онлайн-продажи наряду с офлайн-магазинами. В 2007 году объем розничных онлайн-транзакций в Китае достиг 56,1 млрд юаней (7,15 млрд евро). С ростом онлайн-бизнеса электронная торговля постепенно стала способствовать росту вспомогательных и сопутствующих услуг, таких как логистика, экспресс-доставка и онлайн-платежи.

Развитие инфраструктуры с 2009 г. по 2013 г.

К июлю 2008 года в Китае было самое большое «интернет-население» в мире. Согласно статистике Китайского сетевого информационного центра Интернета (CNNIC), к концу июня 2008 года количество пользователей сети Интернет в Китае достигло 253 млн, а количество пользователей этой глобальной сети впервые превысило количество пользователей в Соединенных Штатах. Китай, таким образом, занял первое место в мире по этому показателю. В 2010 году премьер Китая Вэнь Цзябао в Отчете о работе правительства впервые представил политику поддержки электронной торговли. Согласно документу, предлагалось укрепить инфраструктуру электронной торговли и активно стимулировать ее развитие.

В октябре 2010 года компания Mecox Lane22 была зарегистрирована на американской бирже NASDAQ23, а в декабре того же года компания Dangdang24 зарегистрировалась на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 2012 году интернет-площадка Taobao сменила название на Tmall и начала работать самостоятельно. Дисконтный сайт бренда Vipshop был зарегистрирован на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 2012 году объем транзакций Taobao и Tmall превысил 1 трлн юаней (0,13 трлн евро). В 2013 году группа Alibaba, Yintai, Fosun, Fuchun, SF Express и другие логистические предприятия создали Cainiao Logistics — интеллектуальную логистическую магистральную сеть, способную в течение 8—10 лет поддерживать ежедневные розничные продажи в размере 30 млрд юаней (на сумму 3,82 млрд евро), с возможностью доставки в течение 24 часов в любой регион Китая.

Движение вперед: последние тенденции в электронной торговле Китая (с 2013 г.)

С 2013 года сфера электронной торговли в КНР стала более диверсифицированной и достигла прорыва с точки зрения транзакций и масштабов пользователей.

В 2020 году объем транзакций товаров и услуг электронной торговли в Китае составил 36,03 трлн юаней (4,68 трлн евро), что на 4,3% больше, чем в предыдущем году25. Транзакции в электронной торговле также активны, как и раньше, несмотря на пандемию, при этом их количество продолжает расти.

Между тем основные китайские платформы электронной торговли, такие как Tmall и JD, также стимулируют пользователей к совершению покупок, организуя один за другим различные фестивали.

Объем торговли Double Eleven на Tmall 11 ноября

Знаменитый торговый карнавал Double Eleven/Double 1126 возник в результате онлайн-акции, проведенной Tmall 11 ноября 2009 года с целью увеличения онлайн-продаж. Теперь Double Eleven проводится ежегодно. Со временем мероприятие превратилось в полномасштабный фестиваль, который оказывает влияние на международную индустрию электронной торговли. В 2019 году всего за 1 минуту и 36 секунд онлайн-оборот превысил 10 млрд юаней (1,27 млрд евро), а по состоянию на 0:00:00 12 ноября 2019 года общий оборот достиг 268,4 млрд юаней (34,2 млрд евро).). В 0:00:00 12 ноября 2020 года общий оборот продолжил расти, достигнув 372,3 млрд юаней (47,45 млрд евро).

Объем торговли JD 618 с 1 по 18 июня

В Китае интернет-площадка JD ежегодно 18 июня организует фестиваль онлайн-покупок, который известен как JD 618. В период с 0:00 1 июня до 0:00 18 июня 2019 года совокупная сумма заказов в этом интерне-магазине достигла 201,5 млрд юаней (25,68 млрд евро), охватив 750 млн потребителей по всему миру. В 2020 году эта цифра еще больше выросла, так как совокупная сумма заказов превысила 228,49 млрд юаней (что составляет 29,12 млрд евро) с 0:00 1 июня до 00:00 18 июня 2020 года.

В международном масштабе, согласно данным мониторинга Исследовательского центра электронной торговли, транзакции трансграничной электронной торговли Китая достигли 12,9 трлн юаней (1,68 трлн евро) в 2020 году, увеличившись на 19,4% по сравнению с показателями предыдущего года. С расширением сотрудничества компаний по «шелковому пути» трансграничная онлайн-торговля, похоже, приближается к новому этапу в своем развитии.

Новая форма электронной торговли — прямая трансляция

Электронная торговля в режиме реального времени

Непрерывное развитие электронной торговли изменило весь бизнес-ландшафт, что в свою очередь привело к возникновению новых способов совершения покупок в Интернете. Все большую роль в стимулировании розничных онлайн-продаж и развитии электронной торговли играют блогеры, известные личности и создатели контента (которых также называют «лидерами общественного мнения» — ЛОМ).

Прямые трансляции стали для многих предприятий важным средством преодоления спада продаж в связи с пандемией. С 2020 года торговля в режиме реального времени стала ключевым маркетинговым инструментом для крупных компаний и различных брендов в Китае.

Согласно 45-му статистическому отчету о развитии Интернета в Китае, опубликованному Китайским информационным центром сети Интернет, по состоянию на март 2020 года количество участников прямых трансляций электронной торговли в Китае достигло 265 млн, что составляет 37,2% пользователей онлайн-покупок.

Самые популярные платформы для прямых трансляций

Будущие перспективы электронной торговли в Китае

Развитие электронной торговли в Китае глубоко изменило потребительские привычки и образ жизни людей, особенно после вспышки пандемии. Онлайн-покупки стали важной составляющей жизни китайцев. В 2020 году розничные интернет-продажи составили почти четверть от общего объема продаж. Во время Весеннего фестиваля 2021 года Министерство торговли КНР и соответствующие ведомства руководили запуском Новогоднего онлайн-фестиваля 2021 года, в результате чего национальные розничные интернет-продажи достигли более 900 млрд юаней (на сумму 114,67 млрд евро). 24 февраля 2021 года Информационное бюро Госсовета КНР в ходе пресс-конференции отметило, что Министерство торговли начинает подготовку к следующему 14-му пятилетнему плану27 развития электронной торговли с целью оптимизации окружающей среды для ее нужд. Совершенно очевидно, что электронная торговля — это фундаментальный сектор, который необходимо осваивать, чтобы добиться успеха на всем китайском рынке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Электронная торговля в Китае. ECC предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Например, Alibaba применяет модель электронной торговли B2B.

16

Например, JD и Tmall применяют модель электронной торговли B2C.

17

Например, Taobao, Ebay применяют модель электронной торговли C2C.

18

www.wiki.mbalib.com/wiki/首页

19

Эта группа взяла на себя задачу информационного строительства Китая с 1996 по 1998 год, а позднее она была объединена с Национальным информационным бюро Китая.

20

www.investopedia.com

21

GEM — это рынок для малых и средних компаний, управляемый Hong Kong Exchanges and Clearing Limited.

22

Mecox Lane — компания с иностранными инвестициями по доставке товаров почтой, базирующаяся в Китае.

23

NASDAQ — Национальная (Американская) ассоциация автоматических котировок, сделок с ценными бумагами.

24

Dangdang — пекинская онлайн-платформа для продажи книг, ее часто сравнивают с www.Amazon.com

25

Информационные новости Китая www.zgxxb.com.cn

26

Карнавал является стимулированием онлайн-продаж, проводится 11 ноября каждого года; он возник в результате промоакции онлайн-продаж, проводимой Taobao Mall (Tmall) 11 ноября 2009 года.

27

Чтобы узнать больше о политике пятилетнего плана развития, обратитесь к практическому руководству «Прямые иностранные инвестиции в Китай», которое можно приобрести на сайте https://www.litres.ru/karlo-diego-d-andrea/pryamye-inostrannye-investicii-v-kitae/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я