Есть Я – Я Есть. Беседы

Карл Ренц, 2012

Книга представляет собой собрание выдержек из бесед Карла Ренца – одного из самых необычных учителей недвойственности. Карл называет свои беседы «живыми словами» – они без говорящего, не имеют направления, не учат тебя, не дают советов, ничего не навязывают, разрушают привычные умопредставления и… освобождают.

Оглавление

Ты бьешься против самого Себя

В: Все, что человек знает, — на самом деле тень, потому что ты всегда играешь в тени. Ты не можешь не играть в них или…

К: Нет, Ты переживаешь Себя как тень.

В: В переживании тени все постоянно появляется и исчезает. Ты не можешь не играть ее.

К: Но даже тень приходит и уходит.

В: Конечно, но тень думает, что она есть «То», которое…

К: Нет, Ты влюбляешься в эту тень, а потом отождествляешься с ней и веришь, что Ты — тень за пределами теней. Но этого никогда не происходило, Ты никогда не покидал То, что ты есть. Ты влюбляешься в эту первую идею «Я» — уже ложную. Затем начинается бой с тенью: ты боксируешь с самим собой — одна тень против другой. Даже осознавание — тень Того, что ты есть. Тени, тени! За пределами, предшествующее, с и без! Куда бы Ты ни приземлился, это ложное приземление. Все это ложь! Ложь! Ложь!

В: Но все-таки приземление будет происходить…

К: Естественно. Каждое утро Ты пробуждаешься приземленным в это тело. И тогда становится слишком поздно. А каждую ночь Ты снова улетаешь.

В: Как следует из предыдущей беседы о «двайте», тени, все, что случается с нами, и все, что бы мы ни предприняли, чтобы избежать боли и страдания, — все происходит в тени-«двайте».

К: Тень чувствует недомогание, и тени нужно быть здоровой. Такова болезнь тени. Так это работает. Находясь между здоровьем и болезнью, ты всегда пытаешься быть здоровым. Тебе больше нравится испытывать комфорт, чем дискомфорт. Твое намерение всегда комфорт, всегда благо. Но из-за того, что хочешь испытывать комфорт, причиняешь себе дискомфорт. Одно приходит вместе с другим — чем больше комфорта, тем больше дискомфорта. Тебе никогда не будет достаточно комфортно. Для Того, что ты есть, нет места или даже осознавания, комфортного в достаточной степени. Но То, что ты есть, никогда не нуждается в комфорте — вот что прекрасно. То, что ты есть, не нуждается ни в каком месте, не имеет места. Нет «между чем-то», Оно даже не знает Себя.

В: Значит, То, что ты есть, играет с самим Собой?

К: Оно переживает Себя как игрока, игру и то, с чем играют. Но Оно ни игрок, ни игра. Оно — То, что реализовывает Себя как игрок, играющий с тем, во что можно играть. Оно не может играть с самим Собой и поэтому играет с идеями.

В: Получается, любые поиски в мире, все разнообразные пути это…?

К: Игра.

В: Она не что-то необходимое, но все же происходит?

К: Это реализация Реальности. Тут не стоит вопрос, нужно это или не нужно. Именно так Реальность реализовывает Себя: как «реализующий», «реализовывание» и «то, что может быть реализовано». Но только «реализующий» — ложь.[2]

В: Но тень реализует ложь во время поисков.

К: Распознающий ложь — сам ложь. Только ложь распознает другую ложь и понимает, что все ложь. Поэтому ее называют лай-ла.[3] Все Твое «бла, бла, бла», все, что бы Ты ни вообразил, — это способ реализации самого Себя. Ты уже То, что ты есть, и это Твоя реализация, и все это — То, что ты есть. Ты не можешь избежать Того, что ты есть, вот и все. Выхода нет. Ты есть То!

В: Для тени поиск часто приносит большое облегчение, но иногда приводит к сильной клаустрофобии. Временами тень, ложь, отступает, и ты чувствуешь, что ей позволили отступить, ничего никогда не происходило, а потом наступает…

К: Следующее. Нет безопасного места. Ты всегда предполагаешь, что есть безопасное место в понимании, в реализации или в осознавании. Ты всегда ищешь комфортное место, в котором можно отдохнуть, но такого места вообще не существует. То, что в нем нуждается, — уже тень, призрак, поскольку То, что ты есть, никогда не нуждается в отдыхе. От чего отдыхать?

В: Можно ли сказать, что Рамана пребывает в совершенном покое, потому что не искал комфорта?

К: Нет. Никогда не было никакого «Раманы». Рамана говорит, что никогда не было никакого «Раманы». Будда сказал, что не было «Будды». Это всегда то же самое. Они повторяют это. И Махарадж сказал, что никогда не было никакого «Махараджа». Этот парадокс — живой парадокс! Живое слово само по себе парадокс, оно указывает на То, что никогда не нуждается в указании.

В: Мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, — позволить жизни течь…

К: Ты не можешь ничего делать [смех]. Жизнь течет сама по себе и не нуждается в «твоем» позволении. Разве она спрашивает тебя: «Могу ли я сегодня течь?» [смех]. Хотя звучит всегда хорошо — «Я позволяю жизни течь».

В: [Смеется] Что делать, тут нечего сказать!

К: Просто слушай шутку, которая произносится. Какая комедия — кто-то думает: «Я позволяю жизни течь». Представляешь! Бедняжка жизнь! Сначала ты заблокировал ее, а потом освободил.

Примечания

2

Игра слов. Realizer (реализующий) — real-lie-zer (настоящий лжец). — Пер.

3

Обыгрывает индуистское понятие «лила» (игра) как «lie-la», где английское lie — ложь. — Ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я