Продолжение книги об экспедиции, возглавляемой двумя германскими офицерами, через дикие территории Африки в конце XIX века.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Операция «Эмин-паша». Том II. Германский конкистадор в Восточной Африке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА X. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ УНЬОРО И ПОВОРОТ В УГАНДУ НА ПОМОЩЬ ХРИСТИАНАМ
Мы очень комфортно расположились на английской станции. Молодой султан территории, на которой англичане построили свою станцию, принял нас, пожертвовав трех волов, хотя он, конечно же, добавил к подарку охладившую наше благостное настроение фразу — мы побили мангати в окрестностях Ква Саквы, и поэтому он просил, чтобы завтра мы победили мансати в окрестностях Ква Суду. Сюда пришли, кроме того, вожди масаев из Кавирондо с подарками и просьбой заключить договор со мной о дружбе. Они заявили, что все они были готовы признать меня своим хозяином, вождем и начальником. Я отложил решение этого вопроса до моего возвращения из Экваториальной провинции. Я сказал, что, когда я доберусь до своего немецкого брата, я вернусь с усиленным отрядом, а затем мы проведем совещания с вождями об их вступлении под мою защиту.
Из писем, предоставленных мне Али Сомалем, я впервые получил следующую достоверную информацию от мистера Маккея из Усумбиро, датированную 25-м августа 1889 года. Я даю выдержку из этого письма:
«Мванга, сын и преемник Мутесы, короля Уганды, в 1887 году все больше и больше становился злодеем и тираном. В сентябре или октябре 1888 года, после того, как он попытался убить своих охранников, большинство из которых были либо христианами либо магометанами, эти стражники внезапно восстали и свергли его с трона. Изгнанный король сбежал в каноэ к южному берегу озера Виктория.
Брат Мванги по имени Кивева, был возведен на трон и, в первую очередь, провозгласил свободу для всех верований, но вскоре после этого начал кампанию против христиан и после избиения многих из них, выгнал их всех. Они нашли убежище в Бурагалле (Усагаре), которую также называют Анкором, чей король Антари принял их, как колонистов. Только несколько человек сбежали в каноэ на южную сторону озера и были приняты некоторыми из католических священников в Укумби, а некоторые англичанами в Усумбиро. Господин Гордон и мистер Уокер, а также католические миссионеры в Уганде, содержались в плену в течение недели, а обе миссии были разграблены и уничтожены, и поэтому всем миссионерам было разрешено покинуть Уганду на христианской лодке. Естественно, арабы были главными зачинщиками и главными агентами в свержении христианских миссий, но они делали это не своими руками. Однако, арабы не долго пользовались благосклонностью Кивева. Он счел их слишком усердными в стремлении опекать его, и однажды он объявил всех магометан вне закона и своими руками убил трех своих вождей-мусульман. Так или иначе, мусульмане в стране подняли восстание, и теперь уже Кивеве пришлось бежать, спасая свою жизнь.
Тогда другой брат, по имени Калема, был выбран королем, и его войскам удалось уничтожить армию, собранную Кивевой, воины которой были пленены и перебиты. Мванга сначала укрылся у арабов Нуйе, но потом оставил их из-за плохого обращения к себе. Он отправился к французам в Укумби, где проживал до апреля 1888 года. Между тем мистер Стоукс, бывший член английской экспедиции, а теперь торговец, прибыл с побережья. Мванга убедил его отвезти себя обратно в Уганду и попытался вернуть потерянный трон. Лодка высадилась в районе устья Кагеры, где Мванга поднял знамя восстания и вскоре получил большую поддержку, особенно, среди братства изгнанных христиан в Бусагале или Анкоре. Калема послал сильную армию против Мванги и разбил его войско.
Мванга бежал на острова Сесе *, где он был признан островитянами султаном. Он снова оказался во главе большого войска, посаженного на каноэ. Мванга отправился в Мерчисон-Бей и высадился на маленький остров напротив селения Муньюоньо, ранее бывшего резиденцией короля.
Калема отправил армию под руководством араба по имени Хэмис Белуль, чтобы не допустить высадки Мванги, но вскоре это войско отступило. Войска Мванги высадились и сожгли Муньюоньо. В Кьягоре произошла битва, в которой была армия Калемы была разгромлена».
* Сесе — острова на северо-западе озера Виктория — примечание переводчика
Далее мистер Маккей говорит, что вскоре г-н Стокс вернулся в Укумби, и в августе 1889 года был намерен вернуться с новым предложением оружия и боеприпасов для помощи Мванге. Мванга направил приглашение французам и англичанам обосноваться на островах Сесе. Несколько французов уже это сделали, и на следующий день г-н Гордон и мистер Уокер отправились на каноэ к Сесе.
Мистер Маккей добавляет свои собственные соображения:
«Конечно, миссионеры не могут помочь Мванге в борьбе, но их присутствие может добавить престиж его имени,. Протестанты и католики вместе насчитывают около полутора тысяч человек. У них, я считаю, одна тысяча старых дульнозарядных ружей, но очень мало пороха. Помимо этого, Мванга имеет несколько тысяч приверженцев среди язычников, вооруженных копьями и щитами, в то время как у Калемы более двух тысяч ружей, а все арабы и их рабы обеспечивают его тыл. Но Калема, как я считаю, не склонен к исламу, и использует партию магометан только в качестве своего главного средства защиты. Некоторое время назад он убил всех принцев и принцесс среди своих родственников, до которых мог дотянуть свои руки, опасаясь, что тот или иной из них выступит как соперник в борьбе за трон.
Это не повысило его популярности, и я слышал, что некоторые из его главных приверженцев готовят заговор, но они боятся присоединяться к Мванге, поскольку он жесток со всеми, кто принял ислам. Я считаю, что Мванга в настоящее время должен спокойно оставаться в своем владении на островах Сесе и с помощью многочисленных каноэ, которыми он обладает (в то время как у Калемы их нет) блокировать побережье Уганды и помешать арабам получить подкрепления, таким образом, он постепенно наберет много приверженцев. На самом деле большинство вождей, оскорбленных Калемой, уже присоединяются к Мванге, хотя, конечно, с небольшим количеством последователей».
Далее мистер Маккейн делает письменное предложение Эмин-паше напасть с имеющимися у того силами на Калему и помочь Мванге занять трон. Мванга расценивается англичанами, как послушный в дальнейшем инструмент для установления фактического протектората в Уганде.
Письмо действительно дает очень четкую картину положения дел в Уганде и особенно английских замыслов на этих землях.
Из других документов, имеющихся в Ква Сунду, я также узнал, что при содействии мистера Стокса Мванга, по сути, истреблял последователей Калемы и 4 октября 1889 года вернулся на трон. Первое, что он сделал — отправил два посольства к начальнику английской станции в Кавирондо с просьбой к мистеру Джексону оказать ему помощь, заявив, что он готов, в этом случае, не только предоставить Британской Восточно-африканской компании монополию на торговлю в Уганде и во всех его землях, но и на подчинить себя британскому протекторату.
Подлинность просьб и предложений Мванги была заверена английскими миссионерами, а также французским миссионером Перу Лурделем. Из серии писем я смог убедиться, что мистер Джексон поначалу тянул с ответом, а затем в письменной форме вообще отказался от каких-либо действий. Он с его пятью сотнями «ремингтонов» не считал себя достаточно сильным, чтобы идти на Уганду, где, по всему, что он знал, враждующие стороны были довольно равносильными. Вместо того, чтобы своим мощным отрядом создать несомненный перевес в пользу Мванги и, не приложив больших усилий, подарить Уганду британской короне, мистер Джексон предпочел отправиться на охоту на север, где он был в настоящее время. Из последнего письма, подписанного Перу Лурделем, датированного 1 декабря с острова Булингогве, выясняется, что армия Мванги снова была разбита 22 ноября, что христиане снова укрылись на островах озера Виктория, и оттуда посылали более настоятельную, чем когда-либо, мольбу в английскую станцию за помощью. Этот документ я воспроизвожу:
«Дорогой сэр, мы с болью услышали, что Вы не смогли прийти, по крайней мере, сейчас, чтобы оказать помощь Мванге и христианам Уганды, как мы надеялись.
Король Мванга поручил мне написать Вам от его имени письмо, которое я отправил Вам, когда он ЕЩЕ НЕ ПОЛУЧИЛ НОВОСТИ О ПОРАЖЕНИИ ЕГО АРМИИ.
Будучи вынужденным укрыться на острове Булингогве, он более чем когда-либо настоятельно просит о Вашей помощи. Взамен, помимо монополии на торговлю в Уганде, он предлагает вам в подарок сто пасилей слоновой кости (3500 фунтов), которые Вы получите, когда он будет восстановлен на троне. Он также берет на себя обеспечение Ваших людей и принимает Ваш флаг. Со своей стороны, мы, католические миссионеры, будем очень рады и очень благодарны.
Окажите помощь и защиту, которые Вы, я надеюсь, можете предоставить миссионерам и христианам этой страны, если Вам удастся изгнать мусульман. Я молю Бога и продолжаю благословлять и поддерживать Ваше предприятие. Соизвольте принять мое глубокое уважение, с которым я имею честь быть Вашим скромным слугой,
Симеон Лурдель, глава католических миссий в Уганде».
Я привел здесь эти факты, признавая возможность осуждения за нарушение секретности писем в Кавирондо; но я надеюсь, что такой упрек будет считаться необоснованным. Во-первых, речь идет не об открытии писем с моей стороны, а о документах, которые были переданы мне действующим официальным начальником английской станции. Во-вторых, должна быть учтена степень той ответственности, которую я нес за экспедицию и моих людей, что сделало моим долгом получить все сведения о землях, которые лежали перед нами.
После того, как я ознакомился с имевшейся информацией, появился васога, который принес последнюю угандийскую почту в английский лагерь, и положил ее передо мной.
«Ты — васога. Кто послал тебя сюда?»
«Ваганда заставили показать им путь в английский лагерь в Кавирондо».
«Какие у вас новости из Уганды? Кто там хозяин?»
«В Уганде идет война. Несколько лет назад Мванга перебил арабов, но Калема снова стал королем, а Мванга и его люди бежали на острова».
«Что за страна Усога? Вы принадлежите Уганде, или у вас есть собственные вожди?»
«У нас есть наши вожди, но все они подчиняются кабаке (королю) Уганды».
«Иноземцам разрешено путешествовать через Усогу без разрешения кабаки Уганды?»
«Если чужеземец приходит в Усогу, наши вожди должны сообщать об этом кабаке Уганды».
«Есть еда в Усоге?»
«Пищи, как песка у моря»
«Какая еда?»
«Бананы, зерно и мясо всех видов».
«Васога любят белых, или они нападают на них?»
«Васога любят белых, но они должны выполнять то, что им говорят ваганда (основной народ Уганды)».
«Ваганда есть в Усоге?»
«Да, они приходят каждый год, чтобы взять дань оттуда, а теперь многие из них бежали из-за войны в Уганде».
«Неужели васога принадлежат партии Мванги, или они вместе с Калемой?»
«Мванга — это кабака Уганды, а Калема — всего лишь злой человек, который нападает на него».
Затем я послал за султаном и его свитой и спросил его: «Ты знаешь страну под названием Уньоро?»
Он указал в северо-западном направлении.
«Эти ваньоро твои друзья или твои враги?»
«Ваньоро — наши друзья, ваганда — наши враги».
«Если вы хотите отправиться в Уньоро, вы должны пройти через Усого или Уганду?»
«Нет, если мы хотим отправиться в Уньоро, нам нужно идти через Ква Тельесу. Оттуда мы отправляемся в Акор или Аколу, а уже оттуда идем в Уньоро. Для достижения Акора требуется четыре дня, а еще четыре дня до Нила в Уньоро, и после этого мы переходим через Нил. Так что, от этого места до Уньоро — девятидневный марш».
«Много ли вы общаетесь с ваньоро?»
«Да, ваньоро приходят в Ква Телесса и приносят нам порох и боеприпасы. Мы отдаем скот и кукурузу, и получаем порох в обмен».
«Ква Телесса большое селение?»
«Ква Телесса — большой город, и там вы услышите новости о всех странах Запада».
«Можете ли вы дать мне проводника до Телессы?»
«Конечно, я твой друг, и ты можешь командовать здесь. Если тебе нужны проводники, я дам тебе их».
«Сколько дней проходит марш отсюда до Ква Телессы?»
«Мы спим первый день в Ква Тинди, второй в Ква Сургу, а на третий день мы добираемся до Ква Телессы»
«Какие люди живут в этих странах?»
«Там живут валукума»
«Вы дружите с ними, или вы живете с ними в войне».
«Валукума — наши друзья, а рядом с ними живут валунда. Они очень плохие люди, и с ними мы воюем».
«Тогда, когда я пойду в Ква Телессу, а оттуда в Уньоро, мне не следует идти ни через Усогу, ни через Уганду?»
«Нет. Ты оставляешь эти страны слева и направляешься прямо в Уньоро».
«Тогда приведи мне несколько проводников в Ква Телессу. Завтра я останусь здесь, а на следующий день я пойду отсюда в Уньоро. Когда я вернусь, я побью для тебя ваших врагов мансати».
На следующий день переговоры были продолжены, и окончательный результат их состоял в том, что я получил трех проводников (Гассию, Амокваджу и Ващитобу), чтобы провести нас к Ква Телессе.
3 февраля был одним из самых трагичных дней во всей экспедиции. Мне, конечно, было приятно видеть г-на фон Тидеманна полностью восстановившего свое здоровье; но в этот день произошел инцидент, который угрожал расстроить все мои планы на будущее и заставил меня, к моему ужасу, убедиться, что мне не стоило быть настолько уверенным в своих собственных людях. Утром Али Сомаль пришел ко мне с Хуссейном, пытаясь убедить меня не совершать марш к западу.
«Доктор очень увлеченный человек, это всеобщее мнение, — сказал Али Сомаль — он не боится, но он приведет вас всех к гибели. Молитесь и ждите, пока мистер Джексон и его три джентльмена не вернутся с нашими людьми. Тогда вы можете все вместе посоветоваться, и я уверен, что мистер Джексон будет очень рад выполнить ваш план вместе с вами».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Операция «Эмин-паша». Том II. Германский конкистадор в Восточной Африке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других