Эрготерапия – современное направление помощи детям с особыми потребностями. Цель эрготерапии – адаптировать окружающую среду под специальные нужды конкретного человека и помочь ему стать как можно более самостоятельным в повседневной жизни. Кара Косински, американский эрготерапевт и мама двоих сыновей с аутизмом, разработала системный подход, который успешно практикует в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Данное пособие представляет компактный, емкий базовый курс о самых важных составляющих эрготерапии. Издание адресовано родителям, специалистам дошкольных и школьных учреждений, психологам, консультирующим семьи детей с РАС и другими особыми потребностями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эрготерапия для детей с аутизмом. Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Книга выходит при информационной поддержке Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход»
Cara Koscinski
The Parent’s Guide to Occupational Therapy for Autism and Other Special Needs
© by Cara Koscinski, 2013, 2016
© Jessica Kingsley Publishers, 2016
© ООО «Рама Паблишинг», 2017
Предисловие к русскому изданию
Книга «Эрготерапия для детей с аутизмом» знакомит российских читателей, и прежде всего родителей детей с аутизмом и РАС, с понятием эрготерапии. Во многих странах эрготерапевт — едва ли не первый специалист, к которому направляют родителей после того, как ребенку поставлен диагноз «аутизм», ДЦП и др. Задача эрготерапевта — понять, как оптимально адаптировать окружающую среду и методы обучения к насущным потребностям ребенка, чтобы помочь ему стать самостоятельным.
Эрготерапевт — профессия, широко распространенная за рубежом, но пока еще редкая для российской действительности. Тем не менее, родители детей с аутизмом и другими особенностями развития активно изучают информацию об эрготерапии, чтобы адаптировать обычную домашнюю среду в пространство для формирования и развития у ребенка жизненно важных навыков. Комплексному ответу на этот вопрос и посвящена книга Кары Косински.
Навыки, необходимые для повседневной жизни, не являются врожденными и не формируются сами собой. Дети начинают самостоятельно есть и пить, умываться и одеваться, пользоваться туалетом, вести себя социально приемлемым образом — одни раньше, другие позже. Все дети могут освоить эти навыки, но если большинство обычных детей учится в естественной среде, наблюдая за другими людьми и подражая им, то детям с особыми потребностями нужно больше времени, специальное обучение и индивидуальные условия. И здесь имеет значение не только правильно организованная предметная среда, но и способность родителей наблюдать за ребенком и понимать его возможности — как физические, так и психологические.
Известно, что дети быстрее осваивают то, что им по силам, что их увлекает и что у них получается. Однако если перед ребенком поставлена непосильная, неинтересная задача, справиться с которой ему не удается, либо если ему (из-за отсутствия информации об индивидуальных особенностях восприятия) предлагают предметы или действия, которые вызывают неприятные ощущения или даже боль, ребенок отвечает отказом или начинает избегать задания и взаимодействия с взрослым. А если взрослый при этом нервничает, тревожится или отчаивается из-за того, что предлагаемые им способы обучения не работают, рассчитывать на успех практически невозможно.
Трудности родителей хорошо знакомы Каре Косински — опытному американскому эрготерапевту и маме двух сыновей с аутизмом. Помогая в течение двух десятилетий семьям, в которых растут дети с аутизмом, Кара Косински разработала собственный подход для преодоления проблемных ситуаций, которым поделилась с читателями этой книги. Многочисленные примеры приведены автором не только как иллюстрация к предлагаемым советам, но и для того, чтобы привлечь внимание родителей к особенностям поведения детей. Нередко те действия ребенка, которые кажутся родителям необычными, случайными или непонятными (а окружающие в ряде случаев описывают такое поведение как «капризы», «страх», «лень» или «избалованность»), могут оказаться ключом к поиску оптимальных способов помочь ему справиться с трудностями в освоении навыков самостоятельности.
Кара Косински создала эту книгу, чтобы помочь родителям найти лучшие способы адаптировать окружающее пространство под особые нужды детей с аутизмом и РАС. Мы надеемся, что рекомендации авторитетного эрготерапевта теперь помогут и вашему ребенку.
Светлана Анисимова,
поведенческий аналитик,
научный редактор издания
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эрготерапия для детей с аутизмом. Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других