Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы

Камилл Сфез, 2018

Распродажа! Все книги по одной цене из специальной подборки до 12 сентября. Камилл Сфез – психолог-клиницист и основательница тренингов «Женские круги». Она убеждена, что вопреки всему в каждой из нас живет Дикая Женщина. Цель ее книги – обнаружить в себе фундаментальную, доисторическую «дикую силу», которая выражается в полной уверенности в себе и контроле над своими мыслями и чувствами. Открыв этот замечательный путь трансформации, каждая сможет поменять старые негативные установки и предубеждения, связанные с сексом, женским циклом, деторождением, возрастными изменениями на положительные, увидеть в этом божественность женской природы, ее магию и красоту.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Священное женское

Слушайте историю тех, кто следует по пути глубокой женственности. Пробуждение женщин в их природе происходит через открытие тела и его богатств, через внимание к их ритмам и необходимости замедления, через жажду священного и осмысленного. Они ищут правильный способ сбалансировать жизнь и показать свою ценность, просто находясь в нужном месте. Эта история касается и мужчин, потому что женщины постепенно покидают территории, которые прежде хотели захватить, чтобы делать что-то по-своему. Амазонки устали от охоты на мужских землях, многие складывают оружие.

«Я больше не хочу бороться»

Лила, 32 года, колумбийского происхождения: «Я всегда была воинственной, сильной, как мужчина, но я не хочу быть битой. Все, что я создала в моей жизни, было ответом на то, чего у меня не было. Мать не любила меня, и у меня прекрасные отношения с дочерью. Отношения в моей паре сбалансированы и далеки от тех образцов, которые я видела в детстве. Даже профессия, которую я выбрала, придумала сама, — и действительно делаю то, что хочу. Но меня всегда заставлял действовать гнев, и я от этого устала. Хочется просто прожить свою жизнь в мире и спокойствии».

Дочери амазонок

Найдя способы быть разными, более уверенными, эти женщины занимают иное место в обществе, начинают ценить что-то другое. Они знают, как уйти от наследия патриархата на благо общества в целом, детей, природы и всего живого. Обнаружив этот баланс, они позволяют окружающим позиционировать себя по-разному и таким образом одна за другой изменяют мир.

Новый феминизм

Когда я говорю, что возглавляю женские круги, первое слово, которое звучит в ответ, — феминизм. Будто говоря о табу, полушепотом, мой собеседник хочет убедиться, что я не фурия, готовая размахивать знаменем конца тысячелетнего угнетения женщин мужчинами. Я кажусь спокойной и серьезной, как можно обсуждать это неравенство? Я за или против корпоративных квот? И действительно ли верю, что домашние хлопоты должны быть равномерно распределены в паре?

Мне не нравятся общие истины, я люблю жизненные истории, где раскрываются все наши противоречия, потому что в сердцевине лежит факт избегания стереотипов и нахождения свободы. Женщины сегодня ищут ее и каждый раз пишут, что прислушиваются к интуиции, чтобы сделать выбор, что осмеливаются поступать иначе, чем в предыдущем месяце или чем ожидает их окружение. Эта свобода интересует меня. Демонстрируя ее каждый день, женщины позволяют себе более полную и богатую жизнь, чем оставаясь в дихотомии[4]: либо нежная, либо амазонка; либо женщина, либо мать; либо любовь к профессии, либо к детям. К счастью, мы устроены сложнее.

Однажды мужчина открыл мне глаза, сказав: «Женщин заставили поверить, что идет борьба за равенство, тогда как мы не равны». Эта фраза заставила меня подпрыгнуть, прежде чем я дослушала ее до конца. Нет, равенство не является ни биологической, ни социальной истиной на сегодняшний день. Но, например, во Франции, благодаря борьбе нескольких поколений, женщины чаще всего претендуют на те же права, что и мужчины, но пока не на ту же зарплату и уважение. Еще предстоит поработать, чтобы достичь полной гендерной справедливости, и, как мне кажется, необходимо прекратить верить, что мы одинаковы.

Мы несем бремя 10 000 лет истории, которая загрузила коллективное бессознательное, систематически оценивая мужчин и ценности мужского начала. Даже если многие из этих ценностей на последнем издыхании, думать, что от них легко отделиться, — это заблуждение. Я скорее верю в силу погружения в это бессознательное, силу понимания нашей идентичности в связи с ее дихотомиями для восстановления равновесия всякий раз, когда в нашем семейном или коллективном наследии наблюдается избыток или недостаток. Это умиротворение необходимо, когда мы гармонизируем мужские и женские полярности внутри себя. Начните задавать себе следующие вопросы: «Какой свободой обладали женщины вашего рода, ваша мать, ваши бабушки? Как мужчины в вашей семье вели себя с ними? Что повторяется или воспроизводится с вами, а что происходит по-другому?» Ответы расскажут о вашем наследии, и нельзя связаться со своим женским началом, не подвергая сомнению и не понимая его. Позже придет время умиротворить и простить.

Женственность — это не женское

В этой книге говорится о женственности, наборе психологических, анатомических или физиологических характеристик, свойственных женщинам. Однако мы не говорим о принадлежностях, которые иногда связывают с женственностью, и еще меньше пытаемся ограничиться определенным типом поведения. Обретение нашей женской свободы происходит тем же способом, которым мы строим себя в обществе, а оно по-прежнему во многом управляется мужчинами. Вся наша жизненная среда, начиная с уличного плана и заканчивая учреждениями, в большей части экономического мира, является результатом созидания и выбора, сделанного половиной человечества. Разве не головокружительно воображать мир, в котором были бы приняты эти же решения на протяжении более 10 000 лет союзом мужчин и женщин?

Инь и ян

В отличие от женственности, женское является не принадлежностью пола, а полярностью внутри каждого человеческого существа. Мы состоим из мужской и женской части. Знаменитый символ тао иллюстрирует этот баланс инь и ян. Женское — это полярность инь, которую несем мы все. В даосской концепции это означает «теневую сторону горы» и приближается к холоду, воде, темноте и пассивности, в то время как ян означает «солнечную сторону горы» и говорит о горячем, об огне и о действии. Две полярности неразделимы и существуют только во взаимосвязи. Они присутствуют в каждый момент внутри нас, в равных пропорциях. В графическом представлении тао кончик ян входит в инь и наоборот, как будто каждая полярность несет в себе зародыш ее превращения.

Как и все живое, мужчины и женщины имеют инь, женскую сторону, и должны научиться выражать ее в дополнение к их ян, мужской стороне. Чтобы получить доступ к женскому аспекту, необходимо войти в состояние внутреннего спокойствия, медитативного и пассивного порядка, нужно прислушаться к самим себе. Как темная сторона горы, глубокое женское — это черная земля, полная тьма, из которой все возникает. Все, что проявляется, происходит от этой ночи, прежде чем свет отделяется от тьмы. Оба пола могут многому научиться в этой полярности, которую часто игнорируют в целях эффективности, скорости и движения, пронизывающих социальную сферу.

Мне очень нравится, как Анник де Сюзенель говорит о женской составляющей нашей сущности[5]. Это медсестра и терапевт, чей главный вклад — расшифровка Библии с текстов на иврите, напоминает нам о том, что Бог создал «мужчину и женщину»[6]. Конечно, здесь говорится о нашей биологической реальности, но слова на иврите приобретают другой смысл. «Мужчина» — тот, кто «помнит» другую сторону себя, эти два слова были одинаковыми на иврите, захор. А Ева — это не ребро Адама, это его другая сторона, цела (на иврите), пробуждающая теневую сторону. Нам как осознанным человеческим существам предлагается погрузиться в темноту этой другой стороны и напомнить себе, что в ней содержится секрет того, кто мы есть.

Объект этой книги — внутренняя земля, которую я буду время от времени называть «глубокой женственностью», но которая близка к определению женского. Чтобы найти ее, Анник де Сюзенель предлагает послушать, что в нас близко к источнику жизни. Идти навстречу ему означает проложить внутренний путь к нашим теням и установить контакт с другой стороной нашего существа, которая несет в себе зародыши самых прекрасных достижений.

Женское также касается мужчин

Поскольку мы все несем в себе женское начало, эта книга написана не только для тех, у кого есть матка. Женщины на этом пути стремятся утвердить свою власть и продемонстрировать, что они взаимодополняемы с мужчинами. Они любят их, видят сильные и слабые стороны, благословляют их и противостоят им. Конечно, осмеливаться быть тем, кем ты являешься, уважать себя, создавать связи — не предназначено для того или иного пола. У мужчин также есть свои обряды инициации, чтобы освятить сущность того, кем они являются, и я благодарю всех, кто работает в этом направлении.

Я видела, как женщины учатся прислушиваться к своим ограничениям и говорить «нет», защищать свою чувствительность и интуицию, развивать творческий потенциал с доверием. И мужчины вокруг них изменялись — они становились более внимательными, позволяли себе быть разными. Поскольку мы являемся зеркалами друг друга, когда женщина оживает с этой глубокой женственностью, мужчины вокруг тоже делают это. В моей истории именно мужчины заставили меня задуматься о данном предмете. Я встраивала себя в борьбу с тем, что для меня представляло женское, что я считала слабостью, зависимостью или унижением. И в то же время чувствовала себя запертой в ценностях конкуренции, элитарности и рациональности, которые меня окружали. Я нашла в этих мужчинах много доброты, сочувствия, честности и уважения. Они восстановили свое внутреннее женское, связанное с выровненным мужским началом. Именно они позволили мне открыть себя на этом пути.

«Еёстория», или История женщин до патриархата

Что вы знаете об истории тех, кто жил до вас, кто ходил по Земле 10 000 лет назад? Вы когда-нибудь слышали эхо древних времен, когда мужчины и женщины жили в гармонии, справедливости и связи со стихией? Пора обратить слух и внимание на эту историю, о которой многие забыли. Она дышит новым ветром и освещает настоящее по-другому.

У истоков человечества святое было женским

Задолго до письменности наши предки жили в гармонии с природой, часто в зависимости от нее. Они связывали ритмы времен года и плодородное изобилие Земли с женщиной и ее силой воспроизведения. Не осознавая своей роли в рождении детей, мужчины видели в спутницах воплощение тайны жизни. Они были в образе первого представления о божественном, Богини-Матери, найденной во всех известных археологических памятниках. Статуэтки и картины представляли ее с щедрыми формами, преувеличивая грудь, живот и вульву. Этот культ плодородия природы и женщины, вероятно, продолжался с 25 000 г. до н. э. до 6000 г. до н. э. Хотя я далека от веры в то, что эти времена были идиллическими, мне нравится представлять мир, где Бог был женщиной и матерью.

В моих мечтах это время не характеризовалось доминированием женщин над мужчинами. Женское начало объединяет, сплачивает и обязательно связывает тех, кто его уважает. Мне нравится думать, что женщины могли занимать свои роли целительниц, жриц и пророчиц в служении общине. Они должны были иметь свободную сексуальность и получать поддержку и защиту от мужчин племени. Это то, что я представляю, если только это не мое пожелание для будущих поколений.

«Еёстория», манифест о матриархате

С феминистской борьбой и колеблющимися ценностями патриархата возникает новое осознание: место женщины не всегда было доминирующим, покорным или искушающим, как говорит история. Священное женское начало — это та стадия нашей общей истории, где священное было женским и где женщины занимали другое место. Этот момент эволюции важно помнить, поскольку, как и в случае с любой историей, вы можете от нее освободиться после полного осознания. В противном случае ее бессознательный вес сказывается на нас и нашей свободе. Джейн Хардвик Коллинз, австралийская акушерка, представляет собственный манифест о матриархате[7]: «Егостория — это история, написанная победителями и поддерживающая их действия. Еёстория — это история, после прочтения которой у меня появились ответы на многие мои вопросы, даже те, которые я сама себе не задавала».

Вы знаете Венеру с рогом, также известную как Венера Лоссельская? Эта фигура, выгравированная на известняке, датируется 25 000 г. до н. э. и представляет собой женщину с рогом буйвола. На нем выгравированы тринадцать надрезов, представляющих тринадцать лунных циклов, содержащихся в году. Это произведение искусства показывает их использование в качестве единицы измерения времени в доисторическое время. Можем ли мы представить, что женщины были более осведомлены о том, что они несут эту единицу измерения? К какой мудрости они имели доступ в течение почти 20 000 лет? К силе своей циклической природы?

Время лун

Хранительницы жизни и, вероятно, хранительницы священного, женщины, знали о том, что связаны с циклами Луны. Их менструальный цикл длился в среднем 29,5 дня, как и у лунного тела, потому что овуляция вызывается выработкой гормона, связанного с количеством света, который получает наш мозг. Таким образом, ночью в полнолуние, когда в небе было больше света, у женщин происходила овуляция — это означает, что обычно у них были менструации во время новолуния, то есть две недели спустя. Их циклы были естественно выровнены с циклом луны. Слово «менструация» происходит от индоевропейского mehns, что означает «луна» и напоминает нам об индейском способе обозначения этого времени — время лун.

Великая Богиня и рождение богов

Богиня-Мать долгое время изображалась в разных доисторических культурах как солнечная, воплощающая солнечный огонь как источник жизни. Изиду в Египте называли «глазом солнца», который она носила как символ, а Озирис носил луну. Бог Син в Вавилоне был лунным богом, как и сегодня Шива в Индии, который носит полумесяц в волосах.

Около 6000 г. до н. э. в Месопотамии представления о луне и солнце поменялись местами, понемногу появлялись солнечные боги, часто доминирующие. Мужчины осознавали свое место в размножении, строили города и развязывали войны, становились писцами и начали вести историю человечества. Археологические свидетельства выявили массовое разрушение неолитической культуры в Европе в результате стихийных бедствий и появления воинственных захватчиков. Старая матрилинейная система, основанная на родстве по материнской линии, была заменена патриархальной властью. Баланс нарушился, когда передача убеждений и мифов перестала осуществляться устно. Таким образом, мы понимаем, как перешли от «еёстории», рассказанной женщинами, к «егостории», написанной мужчинами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дикая, свободная, настоящая. Могущество женской природы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Последовательное деление целого на две части (прим. ред.).

5

В книге «Le Féminin de l’être», цитированной выше.

6

Le Symbolisme du corps humain, Annick de Souzenelle, Albin Michel, 1991.

7

«Herstory», можно скачать на: www.moonsong.com.au.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я