Логика. Шпаргалка

Камил Азимов, 2009

Цель учебного пособия – научить учащихся основам логики, привить навыки самостоятельного, творческого, последовательного и определенного мышления, познакомить с основными логическими понятиями, законами и методами. В издании большое внимание уделяется таким вопросам, как культура мышления, классическая и неклассическая логика, суждение и норма и т. д. Издание адресовано студентам высших учебных заведений гуманитарных специальностей, а также учащимся средних учебных заведений.

Оглавление

6. Роль логики в формировании логической культуры человека

Культура отдельного человека — это средства, способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определенные связи и отношения с другими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т. д.

Логическую культуру не следует рассматривать как еще один из элементов такого ряда, поскольку она точно пронизывает каждый из этих элементов, являясь в них неотъемлемой составной частью.

Логическая культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи, включает:

1) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах;

2) умение использовать эти знания в практике мышления — оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;

3) навыки анализа мыслей, как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их.

И значение логики здесь, несомненно, велико. Говоря об этом значении, важно избегать двух крайностей — как переоценки логики, так и ее недооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы большим преувеличением. Логика не учит нас мыслить, так же как физиология не учит переваривать пищу. Само использование логики предполагает наличие двух необходимых условий: во-первых, определенной способности к мышлению, а во-вторых известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили более или менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как обобщение практики мышления, причем правильного мышления. И в настоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.

Значение логики обусловлено тем, что логические ошибки допускаются весьма часто — гораздо чаще, чем думают некоторые, полагая, будто культура мышления является прирожденным качеством каждого человека. Но, как и всякой культурой, ею нужно упорно овладевать.

Главное значение логики для нас состоит в том, что она усиливает наши мыслительные способности и делает мышление более рациональным, подобно тому как знание физиологии помогает нам правильно, рационально питаться.

Особенно необходима она в современную эпоху. Объясняется это в решающей степени тем, что чем выше уровень развития общества, тем большие требования предъявляются к самому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальной культуре, тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все более настоятельной необходимостью для него становятся умение масштабно мыслить и рассуждать, способность глубоко разбираться в происходящих процессах общественной жизни. В соответствии с этим усиливаются роль и значение логики как науки о мышлении. Ее основное направление — все большее перемещение центра тяжести с узкопрофессиональной в сторону широкой фундаментальной подготовки специалиста, способного лучше ориентироваться в достижениях науки и техники, полнее отвечать быстроменяющимся потребностям общества, переходящего к рыночной экономике.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я