Коранические истории

Камал ас-Сайид, 2013

В книгу вошли избранные рассказы о жизни великих пророков. Каждая глава – это отдельная интересная и поучительная история борьбы добра со злом, полная приключений, испытаний и интриг, но все они связаны между собой идеей постепенного перехода древних людей от язычества к истинной вере в единого Бога.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коранические истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Куратор проекта А И. Архипова

Иллюстрации Анны Моргуновой

Тексты Корана цитируются по изданию: Коран. Перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова. — Третье издание, переработанное и дополненное. — СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2011. — 576 с.

© А. В. Моргунова, иллюстрации, 2013

© ООО «Садра», 2013

© Фонд исследований исламской культуры, 2013

© Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013

Глава первая

Наши прародители

История Адама и Хавы[1]

Миллионы лет назад Всевышний сотворил этот мир, звёзды, небеса и создал ангелов из света и джиннов[2] из огня…

Первоначально Земля не была такой, какой мы её знаем. Почти всю её поверхность покрывала вода, а суши было совсем немного. На Земле бушевали бури, дули штормовые ветра, происходили землетрясения, извергались вулканы и пылало пламя. Она часто подвергалась атакам метеоритов. И ни на суше, ни в воде не было никаких признаков жизни.

Но спустя какое-то время на Земле зазеленели растения, а в воде появились маленькие рыбки. Затем возникли земноводные, пресмыкающиеся, динозавры… Так постепенно наша планета стала обитаемой.

Позже Земля покрылась льдом, всё живое на ней вымерло. Но потом льды растаяли, и жизнь возникла вновь. Появились новые виды растений и животных.

В те далёкие времена, когда поверхность нашей планеты была охвачена бурями и пламенем, Всевышний взял землю высокогорий, плодородных равнин и солончаков, смешал её с водой и создал глину. Из этой глины Он слепил существо человеческого образа, имеющее голову два глаза, язык, губы, нос, уши, сердце, грудь, две руки и две ноги. Глина высохла, и сердце человека стало твёрдым, как камень. Это сердце молчало на протяжении долгого времени, о продолжительности которого ведает лишь Аллах.

Земля

Прошло немало времени, прежде чем Земля обрела спокойствие. Утихли волны на море, прекратились ураганы, уснули вулканы, погасли пожары.

Леса покрылись густой зеленью и наполнились животными и птицами. Ключи с чистой и прозрачной водой забили из-под земли, зажурчали ручьи. Северные ветры погнали облака в сторону безводных земель. Проливные дожди напоили безводную пустыню и подарили ей жизнь.

Если смотреть на нашу планету из космоса, то она предстаёт в виде шара, который вращается по своей орбите вокруг Солнца. И это движение объясняет смену времён года на Земле. Чем дальше уходит Земля от Солнца, тем на ней холоднее, и чем ближе она подходит к светилу, тем становится жарче. Лето сменяется осенью, осень — зимой, после зимы приходит весна, а потом снова наступает лето. Наша планета вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Это вращение приводит к чередованию дня и ночи.

Итак, теперь на Земле тёмная ночь сменялась светлым днём и с рассветом всё живое просыпалось. Птицы и звери отправлялись на поиски пищи. Газели паслись на лугах, горные козлы скакали по кручам, овцы щипали сочную травку в долинах, хищные звери рыскали в лесах, птицы порхали в садах, бабочки и пчёлы перелетали с цветка на цветок в поисках вкусного нектара. Всё, что создал Великий Бог, следовало по пути своего развития.

Земля стала очень красивой, разноцветной: синего цвета моря и реки, зелёные леса, холмы, словно покрытые изумрудным ковром, жёлтые песчаные пустыни, коричневые степи, сверкающие белые снега, сияющее солнце… Земля была наполнена жизнью: птицами, животными, насекомыми и растениями, но на ней не было ни одного человека.

Адам — первый человек

Бог по милости Своей оживил безжизненное тело, и человек сказал: «Преславен Господь!»

Адам был совершенным человеком. Он мог дышать и двигаться, видеть, слышать и говорить. Он размышлял и был внимателен, понимал красивое и плохое. Ему была известна истина. Адам знал, что значит счастье и несчастье, польза и вред, жестокость и милость.

Бог приказал ангелам поклониться человеку — созданию, которое Он сотворил своими руками, — и ангелы поклонились. Ангелы были послушны Богу, они постоянно восхваляли Господа своего и восхищались Его Божественной сутью. Бог поставил человека своим наместником на земле. Это означало, что Аллах сделал человека выше ангелов по положению.

Но существовало одно создание, которое не поклонилось человеку, — Иблис.[3] Он был из джиннов, которых Бог сотворил из огня за шесть тысяч лет до Адама. И никто, кроме Аллаха, не знал об этих годах исчисления на Земле и других планетах Вселенной. Иблис обладал почти такой же силой, как и ангелы, и был удостоен нахождения среди них. Вначале он был скромным и набожным. Но потом, когда ему велено было преклониться перед человеком, он возгордился, считая человека низшим существом по сравнению с ангелами и джиннами.

Шайтан Иблис не выполнил указание Бога, посмев ослушаться его. Он проявил надменность.

Всевышний спросил:

— Эй, Иблис, почему ты не поклонился человеку?

И тот ответил:

— Я лучше него. Меня ты создал из огня, а его из глины. Огонь лучше, чем глина!

Шайтан был высокомерным, злопамятным и самовлюблённым существом.

Тогда Бог прогнал от Себя Иблиса и изгнал его из числа Своих ангелов. И за это Шайтан возненавидел человека.

Лишив Шайтана Своей милости, Бог сказал:

— Прочь от Меня, ты изгнан, и до Судного дня Моё проклятие тебе!

Услыхав это, Иблис взмолился:

— Господь мой! Дай мне отсрочку до Судного дня.

Бог ответил:

— До Судного дня дана тебе отсрочка.

Тогда Шайтан воскликнул:

— Господь! Так же, как ты ввёл меня в заблуждение, я буду сбивать с праведного пути Твоих рабов!

Вот до какой степени проклятый Шайтан оказался лжив! Он обвинил Бога в своём заблуждении! Не посчитал себя справедливо наказанным за совершённый грех. Он не признался, что завидует человеку. Проявив высокомерие и отказавшись поклониться Адаму, злосчастный Иблис ослушался Бога.

Самовлюблённый Шайтан забыл о том, кто его создал, и о том, что должен всегда подчиняться приказам Господа своего.

Хава

Бог создал человека, а потом сотворил для него женщину, Хаву Адам, увидев её, очень обрадовался, и Хава обрадовалась, увидев его.

Всевышний поселил их в раю — прекраснейшем месте, где всегда царит весна, где не бывает жары и холода. Деревья там зелены, а ручьи прозрачны. В раю много красивых цветов и вкусных плодов, а воздух напоён таким ароматом, что одно лишь вдыхание его пробуждает радость.

Бог, обращаясь к Адаму, сказал:

— Тебе и твоей супруге уготовано жилище в раю. Можете пользоваться всем, чем пожелаете. Можете выбрать себе место в любом райском уголке и есть любую еду, которую захотите. В раю нет места усталости, голоду и наготе… Но никогда не подходите близко к этому дереву, что растёт в самой середине райского сада. И никогда не прислушивайтесь к речам Иблиса, ибо он ваш враг и хочет обмануть вас. Он завидует вам и сделает всё, чтобы навредить!

Адам и Хава поселились в раю. Они ели самые вкусные фрукты, отдыхали в прохладной тени деревьев, любовались восхитительно красивыми местами из рубина и агата. Адам и Хава радовались, видя медовые ручьи, молочные реки, прозрачные воды, дивных птиц и цветы. Они были счастливы, ведь Господь одарил их всеми благами. Ангелы любили Адама и Хаву, потому что их создал и возлюбил Всевышний.

Адам и Хава гуляли по раю и, конечно, видели то самое запретное дерево. Как и все деревья в раю, оно было прекрасно. Но они не подходили близко, ибо Всевышний запретил им приближаться к этому дереву и есть его плоды.

Шайтан замышляет подлость

Иблис сильно завидовал Адаму и Хаве и постоянно думал о том, как бы навредить им.

«Я знаю, как обмануть их! — сказал он себе однажды. — Они поддадутся моему соблазну. Я призову их испробовать плод запретного дерева, и Адам подобно мне станет несчастным. И Господь изгонит его из рая. И такая же участь постигнет Хаву!»

Запретное дерево

Шайтан пришёл к Адаму и Хаве, чтобы осуществить свой коварный план.

— Все ли деревья рая вы видели? — вкрадчиво спросил он.

— Да, мы видели все деревья и отведали их плодов.

— Разве?! — лукаво сощурился Шайтан. — Вы же ещё не пробовали плодов дерева вечной жизни. Какая польза была от тех фруктов, что вы ели? А вот если бы вы отведали плодов этого дерева, то узнали бы всё на свете и обрели вечную жизнь, став ангелами!

Хава с сомнением обратилась к Адаму:

— Может быть, попробуем плод этого вечного дерева?

— Нет, ведь Господь наш запретил нам даже приближаться к нему! — возразил Адам.

Однако Шайтан продолжал соблазнять их, говоря:

— Если бы плоды этого дерева не дарили вечной жизни, Господь не запретил бы вам их есть. Если бы он хотел, чтобы вы стали ангелами, он не приказал бы вам: «Не подходите к этому дереву!» Последуйте моему совету, и никогда не постигнет вас смерть. Вы будете вечно жить в раю и пользоваться всеми его благами!

Адам сказал супруге:

— Как я могу ослушаться своего Господа? Нет, нет…

— Спешите, — торопил лукавый искуситель.[4] — Я сам провожу вас к дереву Давайте хотя бы посмотрим на него…

И Шайтан направился к запретному дереву а Адам и Хава последовали за ним. Когда они подошли, Иблис принялся расхваливать дерево.

— Вот то самое дерево! — восклицал он. — Смотрите, как оно прекрасно и как красивы и ароматны его плоды! Ах, если бы вы только знали, как они вкусны!

Адам и Хава с восхищением смотрели на запретное растение. Оно и в самом деле было удивительным. На нём, похожем на колос пшеницы, росли самые разнообразные плоды, похожие на яблоки и виноград…

Шайтан сказал:

— Почему бы вам прямо сейчас не отведать этих сочных фруктов? Я клянусь, что желаю вам лишь добра! Вам предстоит насладиться дивным вкусом волшебных плодов и обрести вечную жизнь!

Искушая Адама и Хаву коварный и лживый Иблис много раз клялся, что желает им блага. И Адам, к несчастью, забыл о запрете Всевышнего! Он подумал, что сможет помнить о Господе и наслаждаясь вечной жизнью.

В эти наполненные волнением минуты Хава протянула руки к ветвям дерева и сорвала запретный плод. Воистину, он был очень сладок! Хава предложила и Адаму попробовать его. И он съел чудесный фрукт.

Исполнив свой подлый замысел, Иблис возликовал, ведь он одержал победу! Достигнув цели, коварный Шайтан трусливо сбежал, оставив Адама и Хаву одних.

Когда свершился грех, случилось невероятное: райские одеяния пали с плеч Адама и Хавы, обнажив их тела. Увидав свою наготу, они устыдились друг друга и попытались прикрыться листьями фигового дерева. Их одолели чувства страха и раскаяния, ведь они ослушались своего Создателя, поверив лживым словам Шайтана.

Внезапно Адам и Хава услышали голос Господа:

— Разве Я не запретил вам подходить близко к этому дереву? Разве не предупреждал о том, что Иблис — ваш заклятый враг?!

Адам и Хава разрыдались. О, если бы они не слушали сладких речей Шайтана!

Адам с самого начала знал о том, что раскаяние смывает грехи. И он искренне раскаялся, моля Бога о прощении, и Хава раскаялась вместе с ним. Они преклонили головы перед Всевышним и воззвали:

— О Господь! Мы виноваты пред Тобой, прими наши покаяния и прости нам наш грех! О Господь! Мы причинили себе вред, и если Ты не простишь нас и не помилуешь, мы окажемся в числе отвергнутых Тобой!

Всевышний милостив к созданиям Своим, и Он принял покаяния Адама и Хавы. Однако отведавшие запретного плода и ослушавшиеся Господа своего должны были покинуть рай и очиститься от греха.

Всевышний приказал им:

— Уходите из рая! Спуститесь на землю — вы и Шайтан. Вражда между вами будет продолжаться вечно. Он неустанно будет обманывать вас. Но тот, кто будет повиноваться Мне и следовать Моим наказам, будет возвращён в рай. Я ниспошлю вам своих посланников, которые укажут путь праведный, и тот, кто будет следовать Моему пути, не заблудится никогда и не будет злосчастен. А неверующих и лжецов ждёт та же участь, что и Шайтана. Тот, кто отвернётся от Меня, будет стиснут тягостью мирской жизни и в великий Судный день воскреснет слепцом! Спускайтесь! Ваше место отныне будет на земле — пока Я не призову вас!

Адам и Хава покинули рай. Адам, став наместником Аллаха на земле, должен был благоустроить её, жить на ней и не совершать злодеяний.

Ангелы полагали, что Адам, единожды совершив преступление и впав в разврат, совершит и кровопролитие. Но ему было известно то, чего не знали ангелы. А не знали они о свободе, воле и раскаянии. Не ведали о грехе и о том, что согрешивший знает, каким образом искупить вину. Бог сотворил Адама, чтобы тот стал наместником Его на земле. И ангелы преклонились перед ним.

Согласно Господнему повелению, Адам и Хава спустились на землю. Низвергся и Шайтан. Адам очутился на острове Сарандиб,[5] на вершине горы, а Хава — на горе Марве, что на территории Мекки. Шайтан же оказался в самой низменной точке суши, в солончаковой пустыне Басры, что вблизи Персидского залива.

Так началась жизнь людей на земле и их непримиримая вражда с Шайтаном.

Задолго до того, как наши предки Адам и Хава сошли на землю, на ней проживало множество разнообразных животных, таких как, например, мамонты, останки которых были позже обнаружены в Сибири, или как покрытые шерстью носороги, или огромные удивительные птицы. Все они не смогли противостоять тысячелетнему обледенению и вымерли.

По воле Всевышнего ледники растаяли и сильным холодам пришёл конец. Адам и Хава поселились на земле, чтобы заняться земледелием, выстроить себе жилище и благоустроить эту прекрасную планету.

Долгожданная встреча

После того как Адам ослушался своего Создателя, милосердный Господь простил его, сделав на земле наместником Своим. И земля стала местом испытаний для человека: будет ли он преклоняться пред Всевышним или станет подчиняться проклятому Шайтану?

Ангелы любили Адама, ибо сотворил его Аллах и возвеличил над ними. Они желали ему счастья и добра и хотели, чтобы он вновь вернулся в рай. Однако непримиримый Иблис, питая вражду, неприязнь и зависть к человеку, таил в чёрном сердце своём вражду и жаждал увидеть его в огненной геенне.

Адам, спустившись на землю, неустанно поклонялся Аллаху и искренне каялся о совершённом грехе. Господь принял его покаяния, и Адам был очищен от греха. Он вспомнил о Хаве. Ведь Адам очень любил её и был счастлив с ней в раю. Но сейчас он не знал, где она находится, и принялся искать Хаву Он бродил по земле в поисках своей потери.

И вот однажды к нему снизошёл ангел и сообщил, что Хава находится в далёких краях и пребывает в страхе, ждёт его и неустанно ищет. И если Адам направится в эту сторону, то непременно найдёт её.

Преисполненный надежды, Адам направился по указанной дороге. Босой, он проделал далёкий путь, утоляя голод растениями. Когда на землю опускалась ночь, он испытывал непреодолимый страх, слыша рёв хищных животных, и останавливался на ночлег, выбирая места поукромнее. Долгие дни и ночи Адам провёл в пути, пока не добрался до земель Мекки. Он предчувствовал, что именно здесь найдёт свою супругу. Без устали Адам преодолевал высокие горы — одну за другой.

Тем временем Хава тоже искала его. Поднимаясь с одной горы на другую, она пристально всматривалась в горизонт, но не видела того, кого так ждала.

В тот благословенный день Хава, как обычно, обходила окрестности и вдруг увидела вдалеке силуэт существа, похожего на неё. Этот человек направлялся в её сторону, и она узнала в нём Адама! Хава поспешила навстречу своему счастью, торопливо спускаясь со склона горы. Адам тоже заметил Хаву издалека и помчался к ней со всех ног.

У подножия горы Арафат[6] состоялась долгожданная встреча. Слёзы радости брызнули из глаз Адама и Хавы, и они, устремив взоры в чистое небо, вознесли хвалу и благодарность Всевышнему, даровавшему им возможность встретиться вновь.

Жизнь и труд

Существование Адама и Хавы на земле не было таким лёгким и приятным, как в Божественном раю.

В раю царила вечная весна, на земле же происходила смена времён года. Холодной зимой пушистое снежное покрывало окутывало равнины и подножия гор; летом жарко палило солнце; осенью, когда наступало время сбора плодов, ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья; весной шли дожди, а земля покрывалась свежей зеленью.

Адам вспоминал о своей прежней беспечной жизни и плакал. Как же ему хотелось снова вернуться в рай!

Они с Хавой поселились в благодатном краю, где было много прекрасной зелени и плодовых деревьев. Казалось, вернулись те счастливые дни, когда они наслаждались райскими благами. Сейчас здесь не было ни изнуряющей жары, ни лютого мороза, и наши прародители не знали ни голода, ни усталости…

Но теперь Адам и Хава должны были много трудиться, готовясь к грядущей зиме с её беспощадными морозами. Они жили в пещере, пока не закончили строительство своего жилища.

Адам не покладая рук работал все дни напролёт. Чтобы спастись от голода, они должны были заняться земледелием: сажать и собирать урожай, молоть муку и печь хлеб. Адам и Хава постоянно вспоминали счастливые и безмятежные дни в раю, вспоминали совершённый грех, каялись и проливали немало горьких слёз. Теперь их жизнь проходила в поклонении Аллаху, работе и мыслях о будущем своих потомков.

Дни шли один за другим. Хава родила двойню: мальчика и девочку. Спустя некоторое время она родила ещё двоих, тоже мальчика и девочку. И теперь людей на земле стало шестеро.

Адам и Хава были рады рождению детей. С каждым днём дети взрослели и выросли красивыми молодыми людьми.

Сыновья Кабил и Хабил[7] уходили с отцом и учились у него земледелию и пастушеству. А дочери Иклима[8] и Лабуд помогали матери в домашних делах: уборке, стирке, шитье. Жизнь каждый день требовала от них немало труда, и дни их протекали в постоянных заботах.

Кабил и Хабил

Кабил, старший сын Адама и Хавы, был человеком жестокосердным и грубым. А его младший брат Хабил — добрым, вежливым и милосердным.

Кабил постоянно огорчал Хабила. Он унижал и мучил его, заставляя служить себе с утра до вечера. Требовал от брата, чтобы тот не только пас своих овец, но и пахал за Кабила землю. А сам Кабил во все дни только и делал, что лентяйничал. Жестокосердный старший брат не раз избивал младшего.

Однако Хабил стойко переносил всё это, поскольку любил брата. Он молил Аллаха наставить нерадивого Кабила на истинный путь, чтобы тот стал достойным человеком.

Адам очень переживал из-за такого поведения своего старшего сына и не раз призывал его к благоразумию. С горечью взывал он к нему:

— Кабил, прекрати свои злодеяния! Господь не любит угнетателей и преступников!

Однако Кабил был глух к наставлениям отца. Он ставил себя выше Хабила, поскольку был намного сильнее и крупнее него.

— Превыше тот, кто благочестив, Кабил! Всевышний видит всё, что таится в наших сердцах, — старался вразумить своего сына Адам.

— Нет-нет! — не соглашался надменный Кабил. — Я превыше тебя, потому что я сильнее и могущественнее.

Однажды Кабил дал Хабилу сильную пощёчину но добросердечный младший брат простил его. Хабил почитал Господа и не хотел быть подобным Кабилу. Но после этого случая Адам решил положить конец злодеяниям своего заблудшего первенца и доказать ему что Господь любит благочестивых и благонравных людей, а не злых и жестоких. Он обратился к своим сыновьям со словами:

— Вы должны принести Всевышнему свои жертвы. Тот из вас, чьё жертвоприношение будет принято Им, — лучше другого, ибо Господь принимает жертвы только у благочестивых!

Кабил направился к пшеничному полю и нарвал колосьев ещё несозревшей пшеницы. Хабил же выбрал из своего стада самого большого, красивого и жирного барана, чтобы пожертвовать его Господу.

— Поднимитесь на этот холм! — повелел Адам сыновьям.

Кабил, сгребя колосья в охапку, забрался на холм и бросил пшеницу на землю. Хабил пригнал туда же своего барана, затем поклонился Всевышнему и, устремив взор к чистому небу, зарыдал пред Его величием, моля Господа принять его жертву.

Кабил был сильно взволнован и то и дело озирался, словно ища чего-то. Он хотел увидеть Господа своими глазами.

Шли долгие часы, но ничего не происходило. Горизонт постепенно затягивали хмурые тучи. Хабил был спокоен. Он неустанно взывал к Господу и молился, обращая к небу ясный взор. А Кабил тем временем бросал в пропасть камни, и они ударялись о скалы и раскалывались на тысячи кусков. Гнев одолел его разум, и он не сдерживал себя, не ведая, что творит.

Неожиданно в небе сверкнула молния. И тут же молнии заблистали снова и снова, и послышались ужасные раскаты грома. Это испугало Кабила, ему стало очень страшно. Хабил же тем временем продолжал непрерывно молиться Богу.

Внезапно одна из молний поразила жертвенного барана, отбросив его на огромное расстояние! Хабил был безмерно счастлив. Его глаза наполнились слезами радости, ведь Господь принял его жертву! Поистине, Аллах любил его, и Хабил всей душой любил Господа своего!

А одержимый завистью и враждой Кабил не мог смотреть на колосья своей пшеницы, размётанные ветром по холму. Взяв в руки камень, он закричал брату:

— Я убью тебя!

— Кабил, брат мой, — спокойно ответил ему Хабил. — Поистине, Аллах принимает лишь жертвоприношения благочестивых!

Но разгневанный Кабил не отступался, грозя Хабилу кулаком:

— Я убью тебя! Убью! Я ненавижу тебя!

Хабила опечалили слова брата. За что же тот так ненавидит его? Что сделал он Кабилу, чтобы разжечь в его сердце такую непримиримую вражду?

— Если ты поднимешь свою руку на меня, то знай, что я не сделаю того же, — с горечью сказал Хабил брату — Ибо страшусь я кары Господа нашего, Владыки миров! Эй, Кабил! Ты уже причинил мне столько зла и если теперь ещё и убьёшь меня, то точно не миновать тебе адского пламени!

Но в голове Кабила роились тысячи низменных мыслей: ведь он так силён, а значит, за ним право, и он может заставить брата служить себе так же, как заставляет покоряться мула.

Тем временем Хабил погнал своих овец на выпас. Он постарался забыть об угрозах Кабила. Хабил пас овец, перегоняя их с одного пастбища на другое, и наблюдал за ними, любуясь творениями Господними и размышляя над Его могуществом. До самого горизонта простиралась безмятежная синь небес, а тишину нарушало лишь журчание ручейка. Мир был прекрасен! Укреплённое искренней верой сердце Хабила переполняло счастье.

А озлобленный Кабил направлялся к своему пшеничному полю. Разгневанный, он ничего не видел перед собой. К тому же он был голоден, и это лишь усиливало его злость. Вдруг Кабил заметил вдалеке зайца и погнался за ним. Расстояние между ними всё увеличивалось, но Кабил, подобрав с земли камень, швырнул в зайца и попал. Голодный и разгневанный Кабил съел заячье мясо, а то, что осталось, бросил на землю.

Стая стервятников, заметив это, накинулась на заячьи останки. Наблюдая за хищными птицами, Кабил подумал: «Если бы я был слаб, то стервятники непременно разорвали бы и меня. Но они не делают этого, потому что я могуществен, силён! Значит, лишь сильный имеет право на жизнь, слабый же — нет».

И вновь в его возбуждённый мозг закрались низменные, подлые мысли. Он уже не мог отличить истину от лжи. Не думал о том, что благочестивый и добрый человек выше того, кто использует злую силу для достижения своих целей. Преисполненный зависти и злобы, Кабил направился туда, где пас овец его брат. Стоя на вершине холма, он наблюдал, как мирно пасутся овцы, а Хабил, убаюканный тихими звуками природы, спит на зелёной траве. Эта безмятежная картина ещё больше разожгла пламя ненависти в душе Кабила. Его терпению пришёл конец, и он почувствовал, что хочет убить Хабила прямо сейчас. Наконец-то ему представилась возможность навсегда избавиться от ненавистного братца! Подняв с земли камень, он направился к мирно спящему Хабилу С ловкостью хищника Кабил крался к нему, и глаза его горели решимостью совершить преступление. Младший брат спал крепко: его утомил долгий путь. Он улыбался во сне. Хабил знал, что может спокойно отдохнуть, оставив без присмотра овец, ибо в этих местах не водятся волки. Но он не мог и подумать, что на него нападёт существо, которое опаснее настоящих волков, — его собственный брат!

Кабил приблизился к брату и встал над ним. Его тень упала на лицо спящего. Хабил открыл глаза и, увидев Кабила, дружелюбно улыбнулся ему. Но это не смягчило жестокосердного Кабила. В тот момент он был подобен дикому зверю. Он напал на брата и ударил его камнем по голове. Кровь хлынула из раны Хабила и потекла по его лицу. Он потерял сознание, а безумный Кабил всё бил его и бил, пока не изнемог. Хабил был неподвижен; он уже не мог ни открыть глаза, ни говорить, ни улыбаться. Он не мог вернуться к своим овцам: они остались без пастуха. Скоро они разбредутся по разным холмам, и их разорвут на части злые волки. Кабил смотрел на брата, кровь которого всё ещё струилась из страшной раны. Но вот она перестала течь, а в небе появились стервятники, кружа над Кабилом и распростёртым на земле Хабилом. Кабил растерялся, не зная, что делать дальше. Взвалив на себя бездыханное тело брата, он зашагал по холмам, не зная, где спрятать свою ношу от голодных птиц, неотступно следующих за ними. Кабил шёл очень долго и сильно устал. Солнце клонилось к закату. Кабил опустил тело брата на землю и присел, чтобы немного передохнуть. Вдруг неподалёку появился ворон. В клюве он нёс добычу. Опустившись на землю, ворон принялся рыть землю лапами и выкопал небольшую ямку. Потом бросил в неё свою добычу и присыпал землёй.

Наблюдая за ним, Кабил сделал важное открытие. Он понял, как можно спрятать тело брата, чтобы спасти от коршунов и волков. Подобрав валявшуюся на земле большую кость какого-то животного — осла или коня, — он принялся рыть яму. Когда она стала достаточно глубокой, Кабил опустил в неё тело брата и засыпал землёй; теперь хищники не могли добраться до него.

Но что-то не давало Кабилу покоя, и он невольно начал плакать. Горькие слёзы душили его, а из груди рвались рыдания. Кабил понял, что он натворил, осознал, что убил своего родного брата, и теперь уже ничего нельзя поправить, и пути назад нет. Он ничего, ничего не может предпринять! Он — негодяй и ничтожество, неспособное понять самых простых вещей и дойти до чего-то своим умом! Даже тому, как схоронить тело брата, научил его ворон.

Кабил смотрел на свои руки, перепачканные землёй, и думал про себя: «Ох, Кабил! Что же ты наделал? Как могло случиться, что ненависть одолела тебя и ты убил родного брата? И что же получил ты взамен? Только боль, страдание и раскаяние!»

Солнце исчезло за горизонтом. Ночь укрыла землю бархатным покрывалом. Кабил возвращался в своё жилище. Издали увидел он пылающий костёр. Он сильно испугался. После того как Бог принял жертву брата, Кабил стал бояться огня. Ведь именно огонь Божественной молнии указал на желанность жертвы Хабила.

Несчастный убийца хотел было бежать, но куда? Отец ждал их с братом, ждал возвращения своих сыновей.

Но Кабил вернулся один…

Адам обеспокоенно спросил старшего сына:

— Кабил, а где же твой брат?

— Разве я сторож брату моему? — раздражённо ответил Кабил.

Но Адам сразу понял, что что-то случилось, и спросил:

— Где ты оставил его?

— Там, на холмах, — буркнул Кабил.

— Веди меня туда, — велел Адам.

И Кабил повёл отца к пастбищу. Вскоре послышалось блеяние овец. Адам увидел стадо.

— Хабил! Хабил! — начал звать отец. — Хабил, где ты, сын?

Но ответа не последовало. Тут луна вышла из-за туч и осветила холмы. И Адам увидел на одном из них странно блестевшее тёмное пятно и почувствовал запах крови. И понял тогда Адам, что случилась страшная беда: что один из его сыновей убил другого.

— Проклятие тебе, о Кабил! — вскричал убитый горем отец. — Зачем ты погубил родного брата? Ведь Господь создал тебя не для того, чтобы ты творил на земле зло и проливал невинную кровь! Проклятие тебе!

Кабил бросился бежать, не разбирая дороги. Одинокий, скитался он по земле. Обезумев, бежал то в одну сторону то в другую. Спал в пещерах, поклонялся огню и преклонялся перед ним, ибо боялся его. Жизнь превратилась для него в сплошное мучение.

Адам же вернулся в дом и оплакивал свою невосполнимую утрату — благочестивого, праведного и многотерпеливого Хабила.

Безутешные родители оплакивали своего безвременно погибшего сына сорок дней. Но Всевышний ниспослал Адаму Откровение: скоро у него родится сын, подобный Хабилу столь же благочестивый и добрый.

Прошло девять месяцев, и Хава родила прекрасного благословенного младенца.

Радости и счастью Адама не было предела, ибо Аллах действительно наделил его сыном, подобным Хабилу. По прошествии семи дней Адам решил дать сыну имя.

— Мы наречём его Шисом,[9] — сказал он супруге. — Воистину, это подарок Всевышнего!

Прошли годы, и Шис вырос, а Адам и Хава состарились. Адам был счастлив, что его дети выросли и у них уже есть внуки и правнуки. Все они много трудились, занимались земледелием, строили дома и поклонялись Господу.

А проклятый отцом Каин жил в других краях, и у него тоже появились дети и внуки.

В один из дней Адам обратился к Шису:

— Сын, я хочу винограда.

Шис отправился в виноградник, сорвал несколько сочных гроздей и вернулся к отцу. Но тем временем Адам скончался и покинул этот мир. Прожив на земле тысячу лет, он вернулся в Божественный рай.

Из Корана

Вспомни, как сказал ангелам твой Господь: «Поставлю Я на земле наместника». Спросили они: «Неужели поставишь Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Ответил Всевышний: «Воистину, ведаю Я о том, что неведомо вам».

Научил Бог Адама всем именам, а затем представил их (т. е. существа и вещи, наречённые именами этими] ангелам и велел им: «Перечислите Мне по именам [существа и вещи] эти, если вы правы».

Ответили ангелы: «Хвала Тебе! Знаем мы только то, чему научил Ты нас [, и потому не сможем ответить на вопрос Твой]. Воистину, Всеведующий Ты, Премудрый!»

Повелел Создатель: «[Тогда ты, о] Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, спросил Аллах: «Разве не говорил Я вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, знаю, что делаете вы явно и что утаиваете?»

И тогда повелели Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все пали, кроме Иблиса, [который] отказался [от поклонения], возгордился и отрёкся [от Бога].

Тогда сказали Мы: «О Адам! Поселись с супругой своей в саду райском, ешьте там вволю повсюду, где бы ни захотелось вам, но не приближайтесь к дереву этому [и не вкушайте плодов его], а не то окажетесь в числе нечестивцев».

Но совратил их [т. е. Адама и супругу его] Шайтан [и внушил им вкусить плоды того дерева] и лишил их [состояния блаженного], в коем пребывали они. И тогда повелели Мы: «Изыдите [из рая], и да будет вражда меж вами. Пусть станет вам земля местопребыванием, и будете получать вы от неё средства к существованию какое-то время».

Покорился Адам словам Господа своего, и простил Он ему, ибо Прощающий Он, Всемилосердный!

Затем повелели Мы: «Изыдите из рая все. А если поступит к вам указание от Меня на путь прямой, то тем, кто будет следовать ему, и страшиться нечего, и горя они не изведают».[10]

* * *

Поведай им истинно [, Мухаммад, ] рассказ о двух сыновьях Адама, о том, как принесли они оба жертву [Богу] и как у одного она была принята, а у другого — нет. И второй из них (т. е. Кабил] сказал [первому] (т. е. Хабилу]: «Раз так, убью я тебя». Ответил [Хабил]: «Воистину, приемлет Всевышний [жертву] только от мужей благочестивых.

Если поднимешь ты руку, чтобы убить меня, [всё равно] не подниму я руки в защиту свою, чтобы убить тебя. Ибо боюсь я Аллаха, Господа [обитателей] миров.

Воистину, хочу я, чтобы был ты в ответе за мой грех и грех свой и оказался в аду. Таково ведь наказание злодеям».

Властный зов души внушил Кабилу [желание] убить брата, и он убил его, и оказался в числе урон потерпевших.

Послал тогда Бог Единый ворона и [велел ему] разгребать землю, чтобы показать [Кабилу], как схоронить тело бренное брата. Воскликнул он (т. е. Кабил): «Горе мне, что не смог я уподобиться ворону этому и схоронить тело брата моего». И оказался он (т. е. Кабил) в [числе] раскаивающихся.[11]

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коранические истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Хава (др. — евр. «дарующая жизнь») — библейская Ева.

2

В исламской традиции джинны — создания из «пламени бездымного» (Сура Ар-Рахман («Милостивый») — 55:15). Они существуют параллельно с людьми: рождаются, женятся, умирают; будут воскрешены в Судный день; среди них есть как верующие в Бога, так и неверующие.

3

Иблис — в исламской традиции одно из имён библейского Сатаны (дьявола). Его также называют Шайтаном.

4

Т. е. Шайтан.

5

Сарандиб — остров Цейлон на территории нынешней Шри-Ланки.

6

Арафат — гора в 20 км от города Мекки.

7

Кабил и Хабил — библейские Каин и Авель.

8

Иклима — известна также как Иклимия, или Каламна. См.: Лбу ал-Фазл Аллами. Акбар-наме. Гл. 14.

9

Шис — библейский Сиф.

10

Сура Ал-Бакара («Корова»] — 2:30–38.

11

Сура Ал-Маида («Трапеза»] — 5:27–31.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я