Ислам. Концепция обновления. Религия

Кайркелды Руспаев

За четырнадцать веков существования ислама улемы и имамы превратили религию в систему догм и запретов, извратив идею, заключенную в откровениях Аллаха. На основе критического анализа Корана и хадисов пророка Мухаммада с. а. с. автор показал, что ислам не совсем является тем, что проповедовал пророк. Предлагаемая вниманию читателя концепция призвана обновить религию, возродив ее таким образом, чтобы привести ее как в соответствие с истоками ислама, так и в соответствие с нынешними реалиями.

Оглавление

Введение

Со времени возникновения религии ислам прошло четырнадцать веков, и современный уклад жизни разительно отличается от уклада патриархального рабовладельческого общества, в котором жил и проповедовал пророк Мухаммад с. а. с. (три буквы после имени пророка означают: «Да благословит его Аллах и приветствует»). Поэтому современный человек не может соблюдать абсолютно все из того, что заповедал пророк своей общине.

Имамы (священнослужители, предводители мусульманских общин) говорят, что мусульманин обязан приспосабливать свой уклад, образ жизни к религии. Но ни один человек не в силах изменить современный мир; ему приходится в нем жить, трудиться и реализовывать себя. В той реальности, в которую он помещен с самого рождения, в тех условиях, в которых его сызмальства воспитывали в семье, в детском саду, в школе и в вузе. В которых он трудится на производстве, реализует себя в науке и искусстве, и ни один род деятельности не учитывает канонов ислама. Да что говорить о видах деятельности, когда принятый почти во всех странах григорианский календарь, по которому выходной день — это воскресенье, не соответствует канонам ислама, основатель которого жил по лунному календарю, и выходной день, в котором мусульманин должен отдыхать, посещать мечеть, родственников и друзей, — это пятница.

И если мусульманин, находясь в этой среде, в этих условиях, обязан приспособить свою жизнь к строгим правилам ислама, то ему придется отказаться от всего, чем жив современный человек, отказаться от карьеры, от работы и деятельности в выбранной профессии, от общественной деятельности, от обязанностей перед обществом и семьей в той степени, в какой подразумевают господствующие догмы религии ислам.

Но мы уже не желаем слепо следовать этим догмам! Мы, современные мусульмане, хотим жить так же, как и все наши современники и при этом сохранять верность тем нравственным ценностям, которые заложены в основу нашей религии. Мы хотим разобраться и понять, что в нашей религии важно, принципиально, что лежит в ее основе, а что второстепенно и было привнесено богословами, догматизировано до неузнаваемости теми, кто старался превзойти самого основоположника ислама.

В исламе есть такое понятие «бидгат» — нововведение. Отношение к нему у разных течений разное. Представители ортодоксальных течений отрицательно относятся к нововведениям, считают, что мы должны сохранить свою религию в первозданном виде.

Но еще при втором халифе Умаре р. а. (две буквы после имен сподвижников пророка Мухаммада с. а. с. означают: «Да будет доволен им/ею Аллах) был совершен бидгат — введен обычай совершать намаз таравих (молитва, которая совершается только во время уразы, поста месяца Рамадан) в мечети. При жизни пророка Мухаммада с. а. с. этот намаз не был закреплен как всеобщий, и сам пророк не всегда совершал его в мечети.

Значит, не всякое нововведение нужно отвергать с порога. Если оно служит для улучшения, совершенствования религии, если оно способно привести религию в соответствие с реалиями эпохи, то нужно смело обновлять ее. На стене одной мечети висит плакат, на котором написано: «Соверши намаз — и пусть весь мир подождет!» Мир вокруг стремительно движется вперед, меняется ежедневно, ежечасно, и он не будет ждать никого. Если мы не будем успевать за ним, если мы будем крепко держаться за прошлое, то мы безнадежно отстанем от мира, от мирового прогресса.

В этом труде автор руководствуется двумя принципами:

— Отвергнуть слепую веру в догматы, которые возвели имамы и улемы (ученые богословы) после смерти пророка Мухаммада с. а. с.

— Критически проанализировать все наследие ислама, включая Коран и сунну пророка Мухаммада с. а. с., руководствуясь разумом и логикой, чтобы оставить то, что является истинными повелениями Всевышнего Аллаха, и отвергнуть то, что привнесено людьми и что вызывает сомнения и неприятие у современного, цивилизованного человека.

Имамы говорят, что ислам не застывшее учение, что религия наша гибка. А задача данной концепции — сделать ее еще гибче; концепция эта призвана убрать все препоны и преграды, которые стоят между мусульманами и всем остальным миром, чтобы мы могли в современных условиях жизни и производства исполнять обязанности, которые нам предписаны Аллахом и при этом не противопоставить себя остальному человечеству.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ислам. Концепция обновления. Религия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я