ИИ-2041. Десять образов нашего будущего

Кай-фу Ли, 2021

Искусственный интеллект станет определяющим событием XXI века. В течение двух десятилетий все аспекты повседневной жизни станут неузнаваемыми. ИИ приведет к беспрецедентному богатству, симбиоз человека и машины приведет к революции в медицине и образовании и создаст совершенно новые формы общения и развлечений. Однако, освобождая нас от рутинной работы, ИИ также бросит вызов организационным принципам нашего экономического и социального порядка. ИИ принесет новые риски в виде автономного оружия и неоднозначных интеллектуальных технологий. ИИ находится в переломном моменте, и людям необходимо узнать как его положительные черты ИИ, так и экзистенциальные опасности, которые он может принести. В этой провокационной, совершенно оригинальной работе Кай-Фу Ли, бывший президент Google China и автор книги «Сверхдержавы искусственного интеллекта», объединяется со знаменитым романистом Чэнь Цюфанем, чтобы представить наш мир в 2041 году и то, как он будет формироваться с помощью ИИ. В десяти захватывающих рассказах они познакомят читателей с возможными новыми реалиями 2041 года: • В Сан-Франциско появляется индустрия «перераспределения рабочих мест», поскольку ИИ с глубоким обучением вызывает массовое перемещение рабочих мест; • В Токио меломан погружается в захватывающую форму поклонения знаменитостям, основанную на виртуальной и смешанной реальности; • В Мумбаи девочка-подросток бунтует, когда сжатие больших данных ИИ мешает романтике; • В Сеуле виртуальные компаньоны с совершенными навыками обработки естественного языка (НЛП) предлагают близнецам-сиротам новые способы общения; • В Мюнхене ученый-мошенник использует квантовые вычисления, компьютерное зрение и другие технологии искусственного интеллекта в заговоре мести, который ставит под угрозу весь мир Глядя на не столь отдаленный горизонт, AI 2041 предлагает срочное понимание нашего коллективного будущего, напоминая читателям, что, в конечном счете, человечество остается автором своей судьбы. Для кого эта книга Для новаторов, руководителей и предпринимателей, которые изучают тему искусственного интеллекта и его развития, чтобы быть первыми в своей сфере. Для всех, кто интересуется будущим человечества. На русском языке публикуется впервые.

Оглавление

Из серии: МИФ Бизнес

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ИИ-2041. Десять образов нашего будущего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вступление Чэня Цюфаня. Как нам перестать тревожиться и научиться смотреть в будущее с фантазией?

В лондонском центре искусств «Барбикан» в августе 2019 года я наткнулся на выставку «ИИ: больше чем человек» — и, конечно же, зашел. Увиденное подействовало на меня как освежающая летняя гроза — будто бы даже облегчила дыхание, прочистила чувства и развеяла множество предубеждений и заблуждений в отношении искусственного интеллекта.

Незамысловатое название выставки приятно обмануло — оно и близко не дало представления о реальном разнообразии и богатстве экспозиции. В каждом следующем зале меня поджидали новые чудеса — они охватывали идеи кураторов о том, что же такое ИИ.

В залах посетителей встречали Голем, мифическое существо из еврейского фольклора; миляга Дораэмон, герой японских аниме; инсталляции, посвященные экспериментам Чарльза Бэббиджа, праотца информатики; AlphaGo, компьютерная программа, бросившая вызов фундаментальному человеческому интеллекту; подборка экспонатов, посвященная анализу гендерной предвзятости в компьютерных программах для распознавания лиц, на которое обратила внимание Джой Буоламвини; масштабные произведения интерактивного цифрового искусства TeamLab[8], проникнутые синтоистской философией и эстетикой. Выставка оказалась великолепным, расширяющим сознание напоминанием о великой силе междисциплинарного мышления.

Закон Амары гласит: «Люди склонны переоценивать эффект технологии в краткосрочной перспективе и недооценивать — в долгосрочной». Большинство и правда представляет себе ИИ максимально узко: робот-убийца из «Терминатора»; недоделанные алгоритмы, которым никогда не сравниться в творческом остроумии с человеком, но которые угрожают его существованию; многочисленные бездушные технологии обмениваются эмоциями и исследуют возможности жизни, не имея ни малейшего понятия о том, как их воспринимают люди.

Как показывают разнообразные легенды и мифы (от древнекитайского ремесленника Янь Ши, создавшего гуманоидных роботов, до бронзового витязя, человекообразного великана-робота Талоса из греческой мифологии), тема искусственного интеллекта занимает людей на протяжении всей мировой истории. Началось это задолго до того, как возникла информатика как область знаний, а в наш лексикон вошла аббревиатура ИИ.

С течением времени непреодолимая сила ИИ произвела революцию во всех измерениях человеческой цивилизации, и это, поверьте, только начало.

Надо сказать, научная фантастика, дело моей жизни, играет в исследовании парадигмы «человек-машина» довольно деликатную роль. Роман «Франкенштейн»[9] (его часто называют первым современным научно-фантастическим произведением) посвящен до сих пор актуальным вопросам: способен ли человек с помощью технологий создавать разумную жизнь, отличную от существующих на текущий момент форм? И если да, то как выглядят взаимоотношения между создателем и его творением? А ведь архетип безумного ученого, навязывающего миру страшный плод своих трудов, был представлен в шедевре Мэри Шелли два века назад!

Научную фантастику зачастую обвиняют в том, что она формирует у читателей узкий негативный взгляд, но это лишь часть реальной истории. Фантастика и вправду может оказаться предостережением, однако умозрительное, гипотетическое повествование обладает уникальной способностью преодолевать пространственно-временные ограничения, соединять технологии с гуманитарными науками, стирать границы между вымыслом и реальностью, пробуждать в читателе сочувствие и стимулировать более глубокие раздумья. Историк и автор бестселлеров Юваль Ной Харари назвал научную фантастику «важнейшим художественным жанром» нашего времени — это очень высокая планка, и ей нужно соответствовать.

Мы, писатели-фантасты, должны создавать истории, проявляющие неочевидную правду о нашей сегодняшней реальности. Но нам также важно обозначать еще более смелые и даже фантастические перспективы и возможности. Такова наша главная задача.

Когда бывший коллега из Google Кай-Фу Ли предложил мне присоединиться к его работе над уникальным книжным проектом, сочетающим научную фантастику с анализом перспективных концептуальных идей в области технологий, я пришел в восторг. Я знаю Кай-Фу как проницательного пионера, мирового лидера и инвестора, создателя трендов. Но он, кроме того, еще и творческий и непредубежденный пророк технологий грядущего. Его идеи о карьерном росте повлияли на целое поколение, а теперь он нацелился на будущее.

Вооружившись глубочайшим пониманием сути передовых исследований и способов их применения, Кай-Фу предложил описать, как в ближайшие двадцать лет ИИ может изменить человеческое общество в самых разных областях: от медицины и образования до индустрии развлечений, сферы занятости и финансов. Идея показалась мне интересной и амбициозной. Но тут следует упомянуть и некое магическое совпадение.

Несколько лет назад я предложил и развил в своих произведениях концепцию научно-фантастического реализма. Научная фантастика формирует творческое пространство, где эскапист может скрыться от унылой повседневной жизни, примерить на себя роль супергероя и исследовать далекие-предалекие галактики.

Но для меня главная ценность и увлекательность фантастики состоит еще и в драгоценной возможности отступить на время от повседневности, критически ее осмыслить. Более того, вглядываясь в будущее через призму научной фантастики, мы получаем шанс вмешаться, внести изменения в развитие событий и активно повлиять на реальность.

Чтобы создать будущее, нужно сначала представить его себе — живо и в деталях.

Главным движителем моего воображения в детстве стала классика научной фантастики — «Звездные войны», «Звездный путь» и «Космическая одиссея 2001 года»[10], с десяти лет они были моим порталом в неизведанные миры. Я убежден: прежде чем начинать писать, чрезвычайно важно определиться с жанром истории и с ее более широким социальным контекстом.

Как человек, глубоко увлеченный и даже одержимый научной фантастикой, я испытываю священный трепет перед шириной спектра этого жанра. В нем есть место практически любой теме или литературному стилю.

До того как начать зарабатывать на жизнь писательством, я трудился в сфере высоких технологий. Многие считают, что инженеры и компьютерщики мало интересуются беллетристикой — их мозг будто бы изначально заточен под науку, а не под художественную литературу. Однако за более чем десять лет в этой сфере я встретил множество технарей — великих поклонников научной фантастики, которые этого совершенно не стеснялись.

Их увлечение иногда проявлялось в названиях конференц-залов или переговорных вроде «Энтерпрайз» (отсылка к «Звездному пути») или «Нейромант»[11], но породить такие проекты, как Google X или Hyperloop[12], способны только могучие и незашоренные умы. Современные подводные лодки и лазерные пушки, мобильные телефоны и продукт генной инженерии — локусы бактерий CRISPR… Ученые честно признают, что на создание всего этого их вдохновила художественная литература. Так что наш мир действительно формируют фантазия и воображение.

Я сразу решил, что эта книга должна бросить вызов стереотипам пессимизма и антиутопичности литературы об ИИ, в которой технологическое будущее изображают на редкость безрадостным и мрачным. Мы с Кай-Фу постарались, не игнорируя недостатков и негативных нюансов ИИ, описать будущее, в котором основанные на искусственном интеллекте технологии позитивно влияют на людей и общество в целом.

Мы попытались представить будущее, в котором нам самим хотелось бы жить, и помочь его сформировать. Мы описали будущее, в котором последующие поколения смогут пользоваться великими преимуществами технического прогресса, будут привносить в этот мир еще большие достижения и смысл, станут жить долго и счастливо.

Создавать воображаемую картину будущего, нашей мечты, не всегда было легко. Мы стремились погрузиться в новейшие исследования ИИ, а затем с помощью науки и логики максимально реалистично спрогнозировать, каким будет ИИ через двадцать лет.

Кай-Фу и наша команда часами изучали свежие отчеты по исследованиям, беседовали с экспертами и мыслителями, связанными с ИИ-индустрией; мы приняли участие в семинаре по ИИ, организованном Всемирным экономическим форумом, посещали ведущие технологические компании, специализирующиеся на ИИ. Словом, мы хотели убедиться, что всесторонне и досконально понимаем технологические и философские основы искусственного интеллекта.

Перед нами был и еще один сложный вызов — представить себе будущее человечества. Ведь мы вознамерились рассказать, как люди из разных культур и отраслей, с разными идентичностями отреагируют на шок от развития ИИ. Психологические нюансы требуют большего, чем логика и рационализация. Чтобы создать как можно более полный эмоциональный портрет персонажей, мы обратились к истории и стали черпать вдохновение из радикально изменивших мир событий прошлого.

Мы понимали: надо максимально полно донести до читателей свое видение и свои чувства, стимулировать их воображение и способность осмысливать альтернативные условия человеческого существования. Поэтому наши истории должны вызывать эмоции, прежде всего сострадание. Для этого в каждую главу включен комментарий-анализ от Кай-Фу — он скрепляет парящего в эмпиреях воздушного змея фантазии с четкой и постижимой реальностью.

После месяцев интенсивной работы и многочисленных правок мы отобрали десять порталов, которые перенесут вас во время и пространство 2041 года. Мы надеемся, что вы отправитесь в это путешествие с любопытством, непредвзятостью и — непременно — с открытым сердцем.

И наконец, последнее: величайшая ценность научной фантастики не в том, чтобы давать ответы, а в том, чтобы задавать вопросы. Мы искренне надеемся: вы перевернете последнюю страницу, и в вашей голове продолжит крутиться множество вопросов.

Поможет ли ИИ людям предотвратить следующую пандемию, не позволив ей развиться? Как нам справиться с неминуемыми проблемами в сфере занятости населения? Как поддерживать культурное разнообразие в мире, если в нем доминируют машины? Как научить детей жить в обществе, где люди сосуществуют с роботами?

Мы рассчитываем, что ваши вопросы помогут нам всем продвинуться по пути построения более счастливого и светлого будущего.

Добро пожаловать в 2041 год!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ИИ-2041. Десять образов нашего будущего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Междисциплинарная группа «ультратехнологов». Создана в Токио в 2001 году. Состоит из художников, программистов, инженеров, компьютерных аниматоров, математиков и архитекторов, создает произведения искусства с использованием цифровых технологий. Прим. ред.

9

Роман М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Прим. ред.

10

«Звездные войны» (с 1979 года по настоящее время), «Звездный путь» (с 1966 года по настоящее время) — медиафраншизы; «Космическая одиссея 2001 года» — культовый научно-фантастический фильм (режиссер С. Кубрик, 1968). Прим. ред.

11

«Нейромант» (1984) — каноническое произведение У. Гибсона в жанре киберпанк. Первый роман трилогии «Киберпространство». Прим. ред.

12

X Development LLC. (ранее — Google X) — американская компания в составе холдинга Alphabet, основана в 2010 году. С 2015 года — независимая компания X в составе холдинга Alphabet. Hyperloop — проект вакуумного поезда Илона Маска (2013), до конца не реализован. Прим. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я