Казачество Тульского края

Группа авторов, 2010

Эта книга рассказывает о становлении и жизни КАЗАЧЕСТВА и других служилых людей Тульского края XVI – XVII веков, которые охраняли границы Русского государства и шаг за шагом отвоёвывали утраченные земли. В на основе архивных документов книге приведены пофамильные списки казаков и некоторых гарнизонов крепостей, а также описание некоторых крепостей и их вооружений Тульского края XVI – XVII вв. В отдельной статье описано современное состояние и дела Казачества Тульского края. В книге имеется именной и предметный указатели. Найди свою ФАМИЛИЮ, УЗНАЙ историю своего РОДА. Рассчитана на краеведов, историков, генеалогов и широкий круг читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казачество Тульского края предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Тульские казаки. Сразу ощущаю на себе недоуменные, а то и враждебные взгляды. Да, были такие, и Рязанские были, и Смоленские. Думаете, что все с донских началось? Может быть, но Дон свое начало в Тульском краю берет, и не гоже устью от истоков отказываться — нет ничего хорошего в том. Также как, когда дети от родителей отказываются и начинают всякие небылицы выдумывать, что они вроде как от непорочного зачатия начались. Конечно, шашкой проще махать, чем мозгами скрипеть, книжки читать и в архивах копаться. Причем, на поверку, многие из самых ретивых имеют корни из наших Тульских и Рязанских краев, только не знают об этом. Я уж не говорю о тех, кто вообще никаких корней не имеет, пустой кувшин громче всех гремит. Мы покопались в архивах, почитали книги, и вот, хотим всем показать наши и ваши корни, не заумными рассуждениями, а на примере конкретных исторических документов. Если их прочитать и понять то, что там написано, то многие вопросы отпадут сами собой, с фактами не поспоришь.

Вот списочный состав казачьих сотен Дедилова и Епифани XVI в., кто-нибудь может более старые документы представить? Вряд ли. Можно, конечно, настаивать на своих заблуждениях, но это не делает нам чести. И на поверку, наши мнения, подчас, сформировались на непроверенной, а иногда лживой и провокационной информации, направленной на наше разъединение и ослабление. Вот тогда придут враги наши и объяснят нам, что мы — никто и звать нас — никак. Помните в XIII в. татары нам объяснили, ещё хотим? Все знают — в единстве сила, но, на деле, не все этому правилу следуют. В Тульском крае с начала 1990-х гг. начало возрождаться Казачество. Поначалу одна казачья организация была, потом — две, потом начали они плодиться, как грибы после дождя, каждый казак — сам себе атаман. Но вовремя одумались и не стали настаивать на своей исключительности, а провели объединительный круг, выбрали атамана над атаманами, и все теперь решают сообща — советом атаманов. Доброе дело. Павший за дело казачества казачий полковник Владимир Владимирович Наумов прошел не одну войну, а погиб на пороге своего дома от подлых выстрелов из-за угла гнусных убийц. Так вот, он всегда бился за объединение казачьих организаций и старался разоблачить старую разработку германского Генштаба, на осуществление которой врагами нашими было затрачено много средств еще аж с XIX в. На эти деньги покупались и политики, и писатели, и ученые, и документы почти подлинные подсовывались и т.д.

ДОНСКОЙ КАЗАК 1774 г.

Цель одна — раздробить Россию и стравить эти части между собой, ЕДИНАЯ и НЕДЕЛИМАЯ она слишком ОПАСНА для Великого Рейха и других наших «друзей». Противостояние слишком дорого стоит и всегда заканчивалось разгромом, а так — пусть дерутся между собой, а потом мы придем и их «помирим», когда они совсем ослабнут и будут все германцами, как это произошло с западными славянами, которые 70% нынешнего народа германии составляют, многие из нас о них и не слышали, они были и в 12 веке тоже дробиться надумали, пришли немцы и их помирили, теперь все они на немецком разговаривают и о корнях своих и причинах своих раздоров не вспоминают, теперь других проблем много. И осталось от них на память город Росток, да измененные немцами на свой лад названия их городов: Липск — Лейпциг, Бранибор — Браденбург, Старгород — Олденбург, ну и.д. Но вернемся в сегодняшним проблемам. Наши «доброжелатели» всеми возможными и невозможными способами доказывают, что была, де, такая страна — Казакия и народ — казаки, и нужно им отделиться от России. Малороссы отделились и назвали себя очень интересно, Украинцы — т.е. народ Окраины. И что хорошего? Что у них получилось? Кроме как братьев своих поедом есть? Но я их все равно русскими считаю, а накипь сойдет, правда, наши забугорные «доброжелатели» постараются ее сохранить как можно дольше. Вот некоторые фамилии донских и яицких казаков, которые получали жалование за службу в 1635 г.: Алатарев, Белозеров, Володимерец, Волонженин, Вязметин, Гуселников, Епифанов, Казанец, Корсаков, Костромитин, Кулышевец, Курмышенин, Мещерский, Мордвин, Москвитин, Муромец, Нижегородец, Резан, Ржевитин, Саморенин, Саратовец, Свияженин, Сибиренин, Суздолец, Уржемец, Черкасов, Чернин, Шатченин, Ярославец (РГАДА ф. 210, оп.9, Документы Разрядного приказа. Столбцы разрядных столов. Приказного Ст.134.1 (1635г.) список Донских и яицких казаков которым дано жалованье в Туле.21-31 (козловцы) (весь док. см. далее). Они нам и рассказывают откуда этот казачий «народ» собрался на Дону и таких фамилий большинство и ни одной татарской, за исключением Казанец.

Документов о нашей истории сохранилось очень мало. Время, сырость, пожары, да и наплевательство чиновников, зачастую приводило к утрате огромного количества документов. Так, например, в Туле некоторые служители архива топили документами печки, чтобы сэкономить, а затем продать казенные дрова. Но что-то все-таки сохранилось. А еще, познать наше прошлое нам помогает археология и топонимика — наука по расшифровке географических названий. Например, происхождение названия главной тульской реки, Упа, почему-то отнесли к балтским народам, хотя те же Прусы и Литовцы — , по моему мнению, славяне, да и литовцы, когда их окликают отзываются «Аз», как раньше каждый славянин откликался, а не «Я», как ныне, — последней буквой алфавита. Балтийское море долгое время называлось Русским. И вот, начинаются околонаучные фантазии о том, как это слово сюда попало. И не видят, или не хотят видеть, очевидного: Упаслово западнославянское и пришло сюда это со славянским племенем Вятичей, которые, согласно летописям, в середине I тыс. н.э. пришли в эти места с запада, «от лях», т.е. со стороны Польши. Интересно и название Дедилов, с таким названием есть еще несколько населенных пунктов в Сербии, Чехии, на Карпатах, во Львовской области, да и на Оке, в землях Вятичей, есть село Дединово. Опять западнославянский след. Но это уже отдельная тема для разговора.

Во второй трети I тыс. н.э., как гласит Повесть временных лет, «от лях» пришли на Оку Вятичи. Воинственное и консервативное западнославянское племя. На занятых землях стояли накрепко, теснили угров и не пускали сюда князей Киевской Руси. Ну приходил князь с дружиной, вроде победил, вроде данью обложил, а ушел — и все по-старому: и дань не платят, и чужаков бьют. Вот князья из Киева во Владимир и ездили через Смоленск, а если он проезжал через земли Вятичей, то это считалось подвигом и отдельной строкой записывалось в летописи. Для примера: город в вятичских землях Рязань татары в XIII в. штурмовали неделю, Козельск и того больше — 7 недель, а столицу Руси того времени Владимир — 3 дня. Хотя вятичи между собой войн не вели, но не могли они жить одной семьей и постоянно делились на мелкие ватаги. Вождей избирали на общем сходе племени, последнее слово — за старейшинами. Если Деды не велят, то быть по сему. Вожди между собой на общий совет собирались и решали все вопросы, ни дать ни взять — Совет атаманов. Сами о себе Вятичи книг и летописей не оставили. Почему? А много казаки сами про себя пишут? Все про них и какие-то посторонние люди. Вот что пишет о Вятичах, монах из Киево-Печерской лавры в нач. XII в. в «Повести Временных лет». «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое, и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними, имели по две и по три жены. И если кто умирал, то делали по нем тризну, а затем делали большую колоду (костер) и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столпах при дорогах, как делают и теперь еще Вятичи». Столп — это небольшой сруб без окон на высоком пне, избушка на курьих ножках. И сейчас мы ставим на путях памятные кресты. И чего в жизни наших предков, даже в злопыхательском изложении, противоречит нашей душе? Не уму, душе.

Дедилово. Церковь Праскевы Пятницы, стоит на месте битвы 1552 г.

Вятичи жили в лесах, занимались земледелием, но с годами истощалась земля и нужны были новые участки. И вот, наиболее ретивые решились осваивать степь. Ученые не так давно провели археологические разведки на тему: время и глубина экспансии в Дикое поле. Они нанесли на карту границы лесов в Тульской области и циркулем прочертили линию на расстоянии 30 км. Почему 30 км, а это дневной путь обоза, а на ночь ему нужно где-то укрыться, вот городки и ставили. И точно, есть поселения вятичей, провели еще одну линию — ещё поселения, еще одну — тоже есть, а когда провели ещё и ещё, ничего не оказалось. Другими словами, Вятичи более чем на 100 км углубились в Дикое поле и занимались земледелием. Но в степи, в отличие от леса, жизнь и война совсем другие. И если ты не приспособишься, то не выживешь, а Вятичи выжили.

Лаврентьевская и Никоновская летопись рассказывают, что в 1146 г. вождей вятичей собрали на совет в Дедославле, прежде бывший славный город Дедилов, ныне с. Дедилово. Но вождей абы где не соберешь, мы знаем, что Вятичи традиции больше жизни хранили, об их упрямстве и воинственности легенды складывали. Дедославль, значит, должен быть местом традиционного их сбора. Как правило, они собирались на какой-нибудь религиозный праздник, а значит, здесь должно быть и святилище. Для этого Дедилов — идеальное место. Река в Дедилове — Шиворонь, а Живоронью в стародавние времена называли жаворонка и была это священная птица, которая души славян после смерти в райские кущи уносила. Здесь же в Шиворонь с юга, с Дикого поля впадает река Олень. Олень — тоже священное животное, и такими именами не разбрасывались.

Дедилово. Разоренная братская могила 1552 г. на вершине холма Покровка.

На слиянии рек есть холм, называют его Оленка, здесь до 1932 г. на церковные праздники народные гулянья были, а на другом берегу Олени в поле высокий курган был насыпан. А рядом ещё священное место — Ямские кусты, там на поверхность выход известняка, и в нем нашли скелет со связанными витым медным браслетом руками и тоже до 32 года по занными витым медным браслетом руками и тоже до 32 года по большим праздникам тут проходили народные гуляния. А рядом, в поле находится Святой ключ, Святым он был показан и на картах XVIII в. На северном берегу тоже есть высокий холм, сейчас он Покровкой называется. Когда летом 1552 г. наша кавалерия настигла тут войска крымских татар, которые от Тулы отступали, то два с половиной часа была тут битва. После этого своих погибших товарищей похоронили на вершине высокого холма и рядом поставили церковь Покрова Пресвятые Богородицы. И у того кургана кости наших воинов валяются. Находили там и анкалпионы — кресты нательные, которые казаки до XVI в. носили, и косы волос человеческих сантиметров по 30 — это браты наши Запорожские свои хохлы, т. е. чубы в косы заплетали, но потом мода изменилась.

Дедилово. Святой ключ на реке Троена

Археологические находки там датированы V в. до н.э. (попадаются греческие монеты III в. до н.э.), X-XII вв. н.э., ну и начиная с XVI в. Церковь Покрова Пресвятые Богородицы снесли еще в XVIII в., а название и разоренная могила остались. А на месте битвы была поставлена церковь во имя Св. Муч. Праскевы нарекомые Пятницы, она и сейчас стоит. И была та церковь приходской Луговой казачьей полуторасотни. Над братской могилой наших погибших воинов была поставлена церковь Покрова Пресвятые

Богородицы. 2 октября 1552 г., как раз на праздник Покрова, был решительный штурм Казани. Казаки первыми ворвались в город и бились отчаянно, город был взят, а Царь Иван Грозный за помощь и проявленный героизм пожаловал казакам в вечное владение Тихий Дон со всеми его притоками. Именно после этого Покров стал почитаться у казаков как особый казачий праздник, и после похода над братской могилой была поставлена именно казачья церковь. В поверженном городе Казани была поставлена церковь во имя Николы Тульского, в память подвига туляков при отражении набега Дивлет-Гирея, которая действует до сих пор. Место на Покровке, где курган, называется Старым городищем. И приезжали сюда на праздник и Совет вожди и атаманы тех времен. Гуляли, вопросы решали, а потом по своим племенам разъезжались. Так как Дедиславль стоял на краю леса, то и приезжали сюда вожди тех вятичей, которые в Диком поле обжились.

Но вернемся к Вятичам. Централизованная Русь укреплялась, чего не скажешь о разрозненных Вятичах. И в XII в. Вятичские земли поделили между собой Рязанское и Черниговское княжества, которые начали насильно водить свои порядки. Те Вятичи, которые жили в лесах, ушли еще дальше в лес и их только через 400 лет при Иване Грозном обнаружили на земле, которая называется Вятка. А те, которые жили в Диком поле, что, просто сдались? Не думаю. Они были еще более резкие и решительные люди и тоже ушли. Степь для них уже была, как дом родной. Чем не казаки? Уж не о них ли упоминают путешественники того времени, видевшие славян в татарских станах и землях. Через более чем 300 лет в 1444 г. есть в летописи упоминание о первом бое с участием казаков. И было это в Рязанском краю, в землях Вятичей, когда татары напали на рязанский городок, в тыл им ударили казаки на… лыжах. На происхождение казачества есть и другие точки зрения, но это уже другая тема.

Дедославль после XII в. исчез, но в 1552 г. после разгрома Девлет-Гирея и взятия Казани, в Диком поле, у реки Шивороны был поставлен новый город и назван Дедилов. Это был первый город, построенный в Степи, единственный сохранившийся оборонный комплекс XVI в. Там более 150 лет Передовой полк стоял. И ни разу Дедилов не был взят врагом, хотя каждый год пытались. Только в Великую Отечественную после жестоких боев, в которых, наряду с войсками, участвовала милиция и местное население, он со второго раза был взят фашистами, а при отступлении в декабре месяце почти весь сожжен. Но он не стал местом Воинской славы, зато другие места, которые без боя, что наши, что немцы сдали — стали. И вообще, Дедилов мне напоминает старого воина, который сделал всё, что мог, потомки и окружающие забыли про него, а ему совестно напоминать о своих заслугах и больно от забвения их, и он понимает, что это беда не его, а его потомков. Неблагодарность верно называется черною.

РАТНИК В КОЛОНТАРЕ С БАРМИЦЕЮ XVII в.

Этот комплекс и братская могила до сих пор не изучены археологами и профессиональными историками, но общими усилиями мы поднимаем и этот вопрос. Дедилов место благословенное не только подвигами наших предков, но и небесами, ведь именно здесь покровитель России Николай Угодник явился перед русскими людьми. Вот как это описано в Никоновской летописи. Полное Собрание Русских Летописей, Т.13.вторая половина СПб. 1906 г. Дополнения к Никоновской Летописи.

7067 (1559) г. 314 стр. «Месяца того же (январь) на Дедилове городе видел пономарь Николу Чудотворца. Стоял перед церковью до завтрени свет велик за городом, и ворота ся городовые сами отворили, замки целы, ворота с пробоев и с пят отворилися, и въехал человек светлообразен, и пономарь не мог взозрити, пал на землю. И приехал над ним он светлый муж, рек ему: «Встани, не бойся, гляди на меня»; и сие двожды молвил. И он от страха взрети не мог, токмо конь под ним видел. И рече ему светлообразен муж: «Аз есми Никола, его вы нарицаете Чудотворец: возъяряся, нечестивыи и многие погани басурмане пошли были на град ваш и на многиа места христианскиа, и вы не бойтеся, аз убо сам зде, и граду вашему и всему христианству погибель от нечестивых не будет». И в церковь въехав и в церквя явися свет велий». Вот так. Думаю, что и без перевода все понятно. Сам Николай Угодник в Дедилове вместе с казаками наши границы охраняет. А церковь, в которую он въехал, — это Никольский собор, который стоял в Дедиловском кремле. Кремль и храм, убежище Николая Угодника, были снесены в конце XVIII в. Величие, славу и мощь Дедилова чиновники по своим мелким выгодам раздергали, как в те далекие года, так и в ХХ в.

В Великую Отечественную войну Дедилов сожгли и районная администрация, вместо того чтобы быстро восстанавливать Дедилов, перебралась в сохранившуюся деревню Киреевку (Выселки Луговой казачьей слободы Дедилова), ныне гор. Киреевск, а район, ранее Дедиловский, стал Киреевским.

Но вернемся к Дедиловским казакам. В середине XVI в. Иван Грозный искал способ удешевить содержание армии. Выход был найден в наделении отрядов стрельцов, пушкарей, а затем, и казаков землей. Они свою зарплату получали, собирая урожай со своей земли, а потом еще платили налоги с нее и «стрелецкий хлеб» и «полоняничную копеечку» — для выкупа пленных. По сохранившимся документам, в 1588 г. в моем прежде бывшем славном городе Дедилове, что в Тульском крае, стояли две полуторосотни казачьи, Луговая и Дергилева, Они были поставлены здесь царем Иваном Грозным в 1554 г. и им были даны земли, а потом он еще придал, дал дополнительные, земли за Азовскую и Черкасскую послугу (см. док 1588 г.), и кормились они с той земли и границы государства Русского защищали.

Откуда она взялась черкасская и азовская послуга? Вот что по этому поводу сказано в Никоновской летописи за 7066 (1558) год. «О отпуске Вишневецкого на Крымские улусы. Того же месяца царь и великий князь отпустил на Крымскые улусы князя Дмитрея Ивановича Вишневецкого: да с ним Черькаского мурзу Кабартиньского Каньклыча Канукова, государь отпустил в Кабарту в Черкасы, а велел им, сбрався, ити всем ко князю Дмитрею же на пособ: а отпущен в Черкасы на Казань да на Азсторохань судном, а из Черкас им ити ратью мимо Азов. Да со князем Дмитреем же государь отпустил Игната Заболоцкого з жилцы, да Ширяа Кобякова з детми боярьскыми, да и Данила Чюлкова да Юрьи Булгакова и иных атаманов с казакы, да сотцких с стрелцы; а велел ему государь ити прямо, а во Псле (река Псел (сост.) велел суды поделати и з запасы ити на Днепр. И велел государь князю Дмитрею стояти на Днепре и беречи своего дела над Крымскым царем, сколко ему Бог поможет».

Теперь мы знаем, что среди «иных атаманов с казакы» были Луговая и Дергилева сотни из Дедилова, правда, имена атаманов история не сохранила. Но воевали они хорошо, так что царь как целиком сотни, так и отдельных казаков дополнительно землей наделил. Отсюда еще видно следующее: казаки в Московском государстве и в Тульском крае были еще до создания Сечи и прихода Вешневецкого на службу к Ивану Грозному, не ими начиналось Тульское казачество. Несомненно, что черкасами и запорожскими казаками наше казачество существенно пополнилось, но не началось.

А откуда на Руси появился глава Запорожских казаков, князь Вешневецкий, создавший на острове Хортице за порогами Запорожскую Сечь? Вот что читаем в той же летописи, за тот же 1558 год. «О приезде к государю Вешневецкого. Ноября, князь Дмитрей Иванович царю и великому князю приехал служити, и царь и государь его пожаловал великим своим жалованием и дал ему отчину город Белев со всеми волостми и селы, да в ыных городех села подклетными государь им подавал и великими жалованиями устроил. И князь Дмитрей государю целовал крест на том животворящий, что ему служить царю и великому князю во векы и добра в всем и его землям». Потом ему не понравилось у нас и в 1561 г. он сбежал со своими товарищами в Литву, но название слободы — Черкаская в Белеве осталось, да и в Туле Черкаская слобода упоминается. Черкасы поминаются в других гарнизонах городов Тульского края, правда в небольших количествах, это указано в приведенной ниже книге Белоцерковского.

А с чем казаки в бой ходили? Вот что пишет о казаках Юрий Крижанич в середине XVII века, в своей интереснейшей книге «Политика» «Конница может быть трех видов: 1. Гусары или оружейники. Они носят копьё, саблю у пояса, палаш у седла и то, что еще полагается для этого строя. 2. Казаки или преследователи. Носят лук со стрелами и саблю и (нет у них) никакого более тяжелого оружия, ни шишака, ни лат, ни железных стремян, ни железной узды. З.Огнестрельщики или пищальники. Носят побочницу или самопал и саблю, и шишак, если кто может. (Эта конница) легче гусарской и тяжелее казацкой, или, вернее, она подобна казацкой, разве что вместо (лука и) стрел вооружена пищалями. (68, стр. 100) Известно, что казаки того времени воевали как в конном, так и в пешем строю.

В 1565-66гг. Царь Иван Грозный поручил князю Мстиславскому и земскому боярину Воротынскому организацию обороны южного порубежья Московского государства. Они коренным образом изменили принципы обороны «Польской Украины»: на смену тактики нанесения превентивных ударов по кочевьям крымских татар, приходит стройная система дозорной службы.

«Лета 7079 (1571) Февраля в 16-й день по Государеву Цареву и В. Князя Ивана Васильевича всея Руси приказу Боярин Князь Михайло Иванович Воротынской приговорил с детьми боярскими с станичными головами и с станичники о Путивльских, и о Тульских, и о Рязанских, и о Мещерских станицах, и о всех украинных о дальних и о ближних о месячных соторожах и о сторожех, и с которого города к которому урочищу станичником податнее и прибыльнее ездить, и на которых сторожах и из которых городов, и поскольку человек сторожей на которой сторожи ставить: которые сторожи были бы усторожливы от Крымские и от Ногайские стороны, где б было Государеву делу прибыльнее и Государевым украинам бережнее, чтоб воинские люди на Государевы украины войною бесвестно не приходили.» (4, стр. 11 — 17). С этого момента и начиналась пограничная казачья служба.

«В 7079 (1571) году по Государеву указу и по приговору боярина Князя Михаила Ивановича Воротынского, велено ведати месячных сторожей конных казаков казачьим головам, у которой казачьей головы те сторожевые казаки с прибором выбраны; для того что у которых будет сторожей лошади будут худы, а воеводы о том на казачью голову к Государю отпишут, или которые сторожи к своим товарищем на обмену на сторожу не поспеют: и лошади добрые и за лишние дни стояния для мешкотного проезду доправити деньги по Государеву указу, на казачьих головах, у которых те сторожи в приказе.» (4, стр. 29). Здесь идет речь о казацком дворянстве — сторожевых казаках. Через шесть лет вышло уточнение и расширение льгот Сторожевым казакам, но и спрос усиливался.

В 1577 г. по челобитью служивых людей польских месячных сторожей «Бояре Князь Иван Федорович Мстиславской, да Князь Петр Данилович Пронской, да Никита Романович Юрьев, да диаки Андрей да Василей Щелкаловы приговорили: в украинных городах от польские украины в Шацком, в Рязском, в Донкове, в Епифани, на Дедилове, на Кропивне, в Новосили и на Орле, тех казаков, которые стерегут месячную сторожу на полских сторожах, поместьем и денежным жалованьем поверстати; придати к старому их поместью к 20 четвертям новые придачи по 30 чети человеку, и всего за ними учинити старого поместья с новою придачею по 50 чети за человеком. А денежного жалования приговорили им дати в третий год по три рубли человеку для стороживые службы, чтоб им без конным не быти; а быти у них по два коня добрых, или к коню мерин добр. А о поместьях о их приговорили послати память в Поместный приказ к диаком. А велели послати в те городы писцов детей боярских и подьячих добрых; и тех казаков месячных сторожей во всех городах все пересмотрити на лицо с коньми и со всею их полскою сторожевою службою; да которые казаки собою худы ил безконны и с сторожевую их службу не будет, и тех худых и безконных казаков от сторожевые службы отставити, и им служити казачья рядовая служба и поместные им придачи не придавати; а в тех худых место прибрати в сторожевую службу из рядовых казаков добрых и конных, которым мочно сторожевая служба служити, и тем поместная придача и денежное жалование давати.» (4. стр. 29-30). Вот так, не справился с обязанностями — вертай назад дворянский чин и снова в рядовые казаки. А там поместья уже нет, и живешь с земляного пая, но и на Государевой службе 3 месяца, а Сторожевой казак — полгода, и вот, чтобы ему с хозяйством легче было управляться, разрешалось иметь один крестьянский двор в помощь. Когда в XVIII в. с мелкопоместным дворянством покончили, то все служилые дворяне, и Сторожевые казаки, и Дети боярские потеряли много прав и стали однодворцами, хотя по старой памяти их в Гвардейские полки, где служили только дворяне, на службу брали.

МАЛОРОССИЙСКИЙ КАЗАК XVII век.

По писцовой книге Епифани 1572 г. мы видим что князю Мстиславскому было поручено важное Государево дело, сформировать 7 казачьих сотен, для них уже заранее была выделена земля. По документу видно, что сотни к 1572 г., большей частью, были уже сформированы. Кого же он верстал в казаки? Кто сам приходил, кого уговорили, того и верстал. Вольных людей было мало, а Государев приказ выполнять надо. Помню, перед отъездом в Эфиопию, меня инструктировали в ЦК КПСС, я был назначен Начальником службы безопасности нефтеперерабатывающего завода в зоне боевых действий, Эритрея, инструктор сказал просто:

— Завод должен работать.

— А если?

— Безо всяких если.

— На чью помощь я могу рассчитывать?

— Насчет помощи не знаю, но мешать тебе точно никто не будет.

Таким образом, наверное, и Царь своего князя инструктировал, только, наверно, еще добавил: «Если что — голова с плеч». Вот и старался выполнить задание верстал всех: и беглых, и приблудившихся. Придет помещик: «Отдай моего беглого холопа». А ему в ответ: «Это вчера он был твой холоп, а ныне он на Государевой службе. Свободен!». Вот так и начиналось «С Дону выдачи нет», ведь Епифань на Дону реке, у истоков стоит. А кто бежал от панов? Те славяне, которые не хотели быть рабами. Если их называли рабами — они брались за меч. В казачестве свободы было больше, чем в других службах, это очевидно, но и служба их была одна из самых тяжелых. Они первыми принимали на себя удар и последними выходили из боя. В наступлении — казак впереди, в отступлении — казак прикроет. Если внимательно прочитать историю подвигов Суворова, то можно увидеть, что это и большой кусок славной боевой истории казачества, да и при Суворове всегда казак находился.

Фамилии на Руси появились в 1552 г., благодаря мудрости того же Ивана Грозного. Фамилии, заканчивающиеся на — ин и — ых, имеют тульско-рязанско-калужское происхождение. Мой предок Анисим Иванов сын Лепёхин тогда ямским охотником был, нес государеву службу на почтовой станции того времени — Яме, ну ямщиком был, но в последующих документах Лепёхины уже только казаками упоминаются. А рядом, еще один город Тульского края — Епифань. Он чуть попозже Дедилова был поставлен. Там в 1571 г. 7 казачьих сотен жило, и опять — никакого тюркского намека. Затем, появились города с казачьими гарнизонами, которые тоже кормились с земли, Гремячий, Венев, Новосиль, Крапивна, в 16 веке в г. Веневе казаков не было. Аналогичные города по границе Дикого поля появились и в соседних городах Рязанского края: Шацк, Михайлов, Пронск, Скопин, Сапожок; и Калужского края: Козельск и Болохов. А в тех городах, которые не на границе были, казаков не наблюдалось. Их мы не нашли ни в Кашире, ни в Алексине. Там они, быстрее всего, были, но по мере отодвижения границы, казаков переводили вслед за ней. В последующие годы, такое положение мы видим и в Епифани, и в Гремячем, и в Сапожке, и в Шацке. В составе гарнизона города Одоева казаков не было, они были только среди людей наделенных поместьями в Уезде (см. документ). Это все зафиксировано в сохранившихся архивных документах, которые мы опубликовали в этой книге.

С XVI в. Дедилов появляется на всех картах. Из нашего Дедилова и из других городов ежегодно формировалась и уходила казачья сотня на заселение пустующих земель в Донских и Донецких степях. Многие тульские казаки получали дворянство — Сторожевого казака и выше. Об этом говорят названия населенных пунктов. Там где была граница — там и названия с нашими фамилиями. Был Можайск пограничным городом, и вокруг него много населенных пунктов с нашими фамилиями. Например, Бородино — место нашей воинской славы все знают, а Бородины — это Дедиловские казаки с XVI в., также как и Бурцевы, Дороховы, Прокофьевы, Лопатины, Логиновы, Шемякины и т. д. И это только Дедиловские казаки, но не ими одними Россия населялась.

Троицкая церковь, снесена в 1930-е годы.

Целые новые города Тульскими казаками и другими тульскими воинскими людьми заселялись, например: Верхнесосенск, Старый Оскол и многие другие по Белгородской черте. В Чугуеве (см. прилож.) художник Репин родился, а в XVI в. Репины — Дедиловские казаки. В Волгоградской области огромное количество населенных пунктов, носящих наши фамилии, одних Страховых — штук 5. Всех казаков из рязанского города Шацка переселили во вновь построенный Тамбов. В Астраханском казачьем полку много наших выходцев служило и Лепёхины в том числе. Среди Гребенских казаков, которые остались староверами и от раскола на Гребень ушли и которых потом Екатерина II под Благовещенск переселила, тоже Дедиловских казаков добре было, фамилии об этом говорят. Существует станица Тульская, что за городом Майкопом, правда там 23 Тульский полк стоял, но и их потом в казаки всех поверстали. Станица Змейская, что под Владикавказом, пол-станицы Лепёхиных. Лепёхины есть и на Дальнем Востоке, и в

Ростовских землях и в Волгоградской области. 4 селения носят имя Лепёхино и все на линии фронта тех времен. И это только один род, а их, в том же Дедилове и других Тульских городах, сотни. У меня только в ближайшей родне три казачьих рода: Лепехины, Юрищевы, Лазукины и один пушкарский — Чукаевы, чукай — слово тоже русское, в старину так щеголя называли. Дедиловские казаки были в сотне Петра Бекетова, о чем говорят фамилии якутов, ведь Бекетов их многих крестил и в казаки верстал. Наши казачие роды Росляковых, Шаховых, Гордеевых и т.д. и на той земле якутами закрепились.

И еще. На земле Луговой сотни, под Дедиловым, в XVI в. была обнаружена руда, вот ее начали копать и железо из неё варить. Дедиловские кузнецы из воинских людей, стали из того железа себе оружие делать, вплоть до самопалов. И в 1595 г. сын Ивана Грозного — царь Фёдор Иоанович переселил 30 семей тех Дедиловских самопальных кузнецов в Тулу и образовал там Кузнечную слободу, которая потом стала Оружейной. Вот так начиналось Тульское оружие. Если есть время м желание, то сравните сами фамилии Дедиловских воинских людей 16 века и Тульских мастеровых первой половины 17, я специально привел его полностью. И многие знатные тульские оружейники носят дедиловские казачьи фамилии: Мосоловы, Лялины, Крапивенцевы и т.д. А Смоленские казаки получали деньги на поселение и постройку дворов в Туле.

СТРЕЛЬЦЫ в 1618 г.

Думаете расказачивание началось в 1918 г.? Совсем нет. Первым расказачивание начал Петр I, по Тульской провинции он расказачил Белев, Епифань, Дедилов, Венев, Гремячий и указом от 1723 г. перевел всех казаков в пашенные солдаты с сохранением личной свободы и земельных наделов. Из казаков никогда не делали крепостных крестьян, а только пашенных солдат да приписных государственных крестьян. Второй этап — Екатерина II, после восстания Пугачева даже Яик реку в Урал переименовала, а также расказачила все губернии примыкавшие к Московской. В 1813 г. многие казачьи полки, громившие французов, из казачьих были превращены в Уланские, а также расказачены все губернии до Войска Донского и Кубани, в отдельных местах даже были казачьи восстания. Этот момент хорошо описан в книге И.Е.Репина «Далекое — Близкое». Но Тульское казачество не пропало, его семя проросло на новых местах, и во всех казачьих войсках есть много выходцев из Тульских казаков, просто они забыли об этом, но мы постараемся им напомнить. Приведенные ниже архивные документы и пофамильные списки Тульских казаков начиная с XVI в. напомнят многим: кто они, откуда они, как имя их и что на Тульской земле живут их сородичи и хранят их начальное место родовое, память ушедших поколений и их славу. Ведь только город Тула дважды за свою историю отбивал врага силой только своих жителей в 1552 г. и в 1941 г. Слава предков — потомкам пример. Я думаю, что многие прочитав документы в этой книге, а также в книге «Дедилов. Документы и исследования» увидят свои корни, еще больше возгордятся своим родом, не будут противопоставлять себя Великому Русскому народу, частью которого они являются, и забудут надуманные глупости подкинутые недругами нашими. В Отечественной войне 1812 г. туляки участвовали не только тем, что оружие выпускали сколько нужно. Они еще и воевали как в регулярных частях, так и в ополчении. Согласно Высочайшему Манифесту от 6 июля 1812 г. в России были сформированы полки народного ополчения: два конных казачьих, один егерский, четыре пеших казачьих и конно-артиллерийская рота. В Туле был сформирован 1-й конно-казачий полк, офицерами в нем были тульские дворяне. Именно этот полк первым вступил на французскую землю. Цари лично помогали обедневшим офицерам и их детям уже давно расформированного 1-го конноказачьего Тульского полка. А регулярный 72-й пехотный Тульский полк участвовал во всех походах Суворова, штурмовал Измаил и Чертов мост, в нем 4 года подполковником служил Кутузов М.И. В 1812 г. под командованием легендарного генерала Кульнева этот полк не пустил французов на Питер, в решающем бою Кульнев погиб, сражаясь бок о бок с Туляками. Герой той войны генерал Дорохов из Дедиловских казаков, генерал Дохтуров, тоже из туляков. 23-й Тульский полк, который стоял под Майкопом, был полностью поверстан в казаки, и место их стоянки стало станицей Тульской.

Что казачьего осталось на Тульской земле? Прежде всего, дух казачества. Ведь казак — это не бирочка, это — состояние души. Здесь живут потомки тех казачьих родов, которые были здесь поставлены границы защищать. Границы отодвинулись, но приказа позиции менять не было, а мы люди вольные, служивые, куда прикажут — туда и захотим, где поставили — там и стоим. Вот и стоим на тех рубежах, на которые нас Царь Иван Грозный поставил. На Тульской земле около 10 названий Казачья слобода и т.п. В Дедилове сохранились братская могила и Пятницкая церковь XVI в. на месте битвы 1552 г., а также приходская церковь Луговой казачьей полуторасотни. На другой стороне Шиворони, в Диком поле была Дедиловская слобода новоприборных Казаков и их церковь Михаила Архангела, которая как бы защищала вход в земли Русские.

Казак конных полков Тульского ополчения 1812 г.

Ведь именно с этой стороны на Дедилов, а потом на Тулу и Москву с Дикого поля все враги к нам приходили, и первыми их удар принимали на себя новоприборные казаки. Церковь стоит до сих пор, правда, сейчас в ней гараж. Была Троицкая церковь — приходская церковь Дергилевой казачьей сотни, в которой все мои предки служили, но её разобрали. Дедиловская средняя школа из того кирпича построена, а открылась та школа 1 сентября 1941 года. А школьный сад — это кладбище той церкви, где казаков Дергилевой сотни хоронили, начиная с XVI в. и до 1930 г. В самой Туле четко локализуется место Донской казачьей слободы, что была здесь в XVII в. — это 1-я Хомутовская улица, которая за речкой Хомутовкой проходит. А близ улицы Николозавальской (язык не поворачивается ее Войкова называть, и когда только с лица России исчезнут имена ее палачей), в районе церкви Николы, за валом была Стрелецкая слобода. А вот место казачьей слободы Тулы можно определить весьма приблизительно — в районе перекрестка Оборонной и Николозавальской улиц.

Но помнить мало. Нужно хранить что осталось и восстанавливать наши святыни, рассказывать нашим детям и всем окружающим о славных делах наших предков.

Есаул Лепёхин А.Н.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казачество Тульского края предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я