Казанский альманах 2016. Алмаз

Коллектив авторов, 2016

«Казанский альманах» – сборник, включающий стихи, прозу, очерки, художественные переводы русскоязычных авторов Казани и Татарской республики.

Оглавление

Время собирать камни

Агат, алмаз…

Читателям «Казанского альманаха» уже известно, что он теперь выходит в несколько изменённом виде: мы сейчас вместо эмоционально нейтрального порядкового номера выбираем свой знак, свой символ для каждого выпуска — тот или иной камень-самоцвет.

Почему именно камни? Во-первых, потому что они, от агата и горного хрусталя до чароита и яшмы, издавна играют особую, а по мнению значительной части человечества — даже мистическую роль в жизни людей. С древних эпох из камней строили жилища, делали утварь и украшения, с их помощью проводили обряды. Народы слагали о них мифы. На берегах Ганга почитали красные камни — «кровь богов», в арабских странах — чёрные, египтяне полагали, что характер влияния камней зависит от астрологической соотнесённости камня и конкретного человека. Драгоценные минералы так прочно вошли в нашу жизнь, что люди стали давать своим детям имена самоцветов: Агата, Алмаз, Порфирий, Рубин… Татарское «Энже» значит «жемчуг», «Гаухар» в переводе с каракалпакского — «бриллиант». Русское имя «Пётр» означает «камень» или «скала» — так же, как испанское «Педро», итальянское «Пьеро» или английское «Стэнли»…

Но всё же определяющей для нас стала другая традиция. «КА» — издание прежде всего литературное. А литераторы, поэты и прозаики, всегда охотно использовали тот или иной камень если не в качестве предмета вдохновения, то уж точно как опору для сюжета или основную метафору. Камни нередко фигурируют уже в названиях произведений: «Гранатовый браслет» Куприна, «Лунный камень» Коллинза, «Алмазный мой венец» Катаева, «Алмазная гора» Фицджеральда, «Жемчужина» Стейнбека, «Волшебник Изумрудного Города» Волкова и многое другое. Первый поэтический сборник Осипа Мандельштама так и назывался — «Камень», о драгоценных камнях писали Гёте и Бодлер, Державин и Бунин, Гиппиус и Соллогуб… Камни присутствуют в массе народных сказок и в не меньшем числе стихов, песен, романсов. И неважно, верили авторы в мистический смысл аметиста и изумруда или просто принимали правила старинной романтической игры. Неважно, потому что сами поэты так или иначе одушевляли, преображали представление людей о камне, придавая ему новые психологические оттенки, новую «магию».

Символом предыдущего «КА» был агат. Что выглядит неслучайным: название его — которое, по преданию, дал греческий философ и натуралист Теофраст — в переводе означает «счастливый», «камень удачи» (агатом, заметим, в те времена называли любой полосатый камень). Он очень разнообразен по видам и цветам: сапфирин (голубой), моховой (серо-голубой), пейзажный (узорчатый), бразильский (серо-бело-коричневый), огненный, морозный (белый узорчатый), Ботсвана (розовый), африканский, или «вены дракона» (красный с трещинами) и так далее, не говоря уж о самом распространённом сером.

Приписываемые этому камню магические свойства привели людей к мысли использовать его для изготовления амулетов и талисманов. Египетские скульпторы вставляли его в глазницы статуй как оберег от злых сил, а рыцари эпохи крестовых походов заказывали мастерам вырезать на агате портрет дамы сердца и всюду носили камею с собой.

Косвенным подтверждением и продолжением давней традиции можно считать детское стихотворение — а стихов с упоминанием агата написано множество — известного английского поэта прошлого века Уолтера де ла Мэра. Герой этого повествования не просто так путешествует по миру: самая ценная его находка — это прекрасный магический камень…

Агат

Мой дядюшка Билл,

Который жил

В джунглях пять лет подряд,

Попал под град,

Упал в водопад,

Но всё же вернулся домой, назад,

Побывав по дороге у озера Чад,

Посетив Ассуан, Арарат, Ашхабад,

Гонолулу и Хайдарабад.

Он вернулся коричневый, как шоколад,

И стройный, как акробат,

И мне рассказал, как ужаснейший скат,

Страшнее льва и тигра стократ,

Напал на него у острова Бат,

Где растёт виноград

Размером с гранат,

Где в тёмной пещере нашёл он клад…

А потом подарил мне маленький камень,

Волшебный камень — АГАТ.

— Возьми его, Невви, — сказал мне дядя, —

С АГАТОМ ты будешь богат.

Может любое твоё желанье

Исполнить этот АГАТ.

Я спрятал АГАТ подальше от глаз,

Я в землю его зарыл.

Потом уснул. И во сне, к несчастью,

Где спрятал его — забыл.

С тех пор у меня лишь одно желанье.

О как же я буду рад,

Когда отыщу мой маленький камень,

Волшебный камень АГАТ!

(Перевод Виктора Лунина)

А сейчас вы держите в руках выпуск «Казанского альманаха», знаком которого стал алмаз. И если с упоминанием агата существует множество литературных произведений, то таких, где важную роль играет алмаз, — великое множество. Этот камень не только самый дорогой, твёрдый и прочный (название его произошло от греческого слова «адамос» — неодолимый, несокрушимый; в Индии его называют «осколок вечности»), но и самый известный.

Что до магической стороны дела, то алмаз считается целительной силой для человеческого тела и духа. Это символ чистоты, твёрдости и храбрости, совершенства, придающий владельцу силы и мужества, приносящий счастье и удачу, способствующий раскрытию лучших сторон хозяина.

Впрочем, время всё же влияло на толкование «образа алмаза». Вот два небольших стихотворения, в первом из которых легко прослеживается традиционный подход, а во втором (особенно если вспомнить биографию автора) — полемическое, хотя и шуточное, опровержение устоявшегося взгляда.

Алмаз

Не украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло, —

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! За прозрачность отраженья,

За непреклонность до конца,

Ты призван — разрушать сомненья

И с высоты сиять венца.

(Афанасий Фет)

Басня про алмаз

Простой блистающий алмаз

Был мерой твёрдости для нас.

Ведь нет кислот и щелочей,

Какие гасят блеск лучей.

Но может измениться он,

Когда он будет накалён.

И в безвоздушной духоте,

В мильонолетней темноте

Алмаз изменит внешний вид,

Алмаз расплющится в графит.

И вот алмазная душа

Горда судьбой карандаша.

И записать готов алмаз

Стихотворенье и рассказ.

(Варлам Шаламов)

«Время собирать камни» — так озаглавлен наш материал, таким, не лишённым глубокого смысла будет эпиграф к каждому выпуску нашего издания.

Дорогие авторы! Присылайте нам ваши стихи, рассказы, миниатюры, произведения в любом жанре, связанные с темой Камня, — как в самом обычном, так и в переносном смысле, прямо и косвенно, сюжетно и метафорически. А мы обещаем отнестись к ним с особым вниманием, и лучшие из них непременно найдут своё место на страницах «Казанского альманаха».

Адрес по данной теме: bgorin@mail.ru

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я