Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!

Йенс Вайднер, 2014

Любому человеку изо дня в день приходится принимать неудобные решения, участвовать в конфликтах и отстаивать свои интересы. Чтобы успешно справляться с этими задачами, нужно запастись не только терпением и решительностью, но и немалой долей агрессивности. В правильной дозировке она, как и острый перец в блюде, способна придать жизни новый вкус и измерение. Cтратегия пеперони исцелит от наивного заблуждения тех, кто считает, будто успех основан исключительно на прилежании, коллективизме и лояльности. Йенс Вайднер поможет современному карьеристу оценить степень своей остроты и научит, как добавить перчинку в свою профессиональную жизнь. Позитивная агрессивность при ее разумном использовании раскроет ваш потенциал, повысит уверенность в себе и добавит куража. Человек, способный сказать «нет» и непоколебимо следовать поставленным целям, гораздо быстрее добьется успеха и всеобщего уважения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия пеперони. Добавь перца в работу! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Идти к цели — но не шагать по головам!

Наступили сложные времена для бизнеса: на повестке дня структурные перестройки, слияния компаний, контроль эффективности синергетических моделей… Увольняют сотрудников, закрывают целые отделы, иногда под сокращение попадают даже иерархические уровни в полном составе. Если раньше эти драконовские меры не затрагивали высококлассных специалистов и руководителей, то сейчас ситуация изменилась. Ужесточается не только соперничество между компаниями — обостряется борьба за выживание и внутри самих фирм, в ход идут все средства. Сделать успешную карьеру сегодня значительно сложнее, чем буквально пару лет назад: противодействие, с которым приходится сталкиваться, стало гораздо сильнее.

Предлагая новые идеи, чего бы они ни касались, — продукции, организационной структуры, технологии, — вы должны быть готовы к тому, что вас воспримут в штыки. Дело в том, что любые перемены вызывают неуверенность в ваших коллегах и руководителях. Во-первых, изменения могут прибавить им работы, а во-вторых, они показывают, что кто-то мыслит эффективнее.

Хотите вы того или нет, вам придется продвигать свои идеи силой. А это значит, что обстановка на рабочем месте будет накаляться, и агрессивное самоутверждение станет вынужденной необходимостью! В ситуации ежедневной борьбы за выживание даже самый приятный и благожелательный начальник, самый приветливый и дружелюбный коллега отлично понимают, что на одной лишь вежливости далеко не уедешь и своих целей не добьешься. Как гласит немецкая пословица, хорошие люди попадают на небо быстрее, чем им хотелось бы! «Их просто списывают в утиль», — метко заметил один менеджер во время семинара.

Вы вносите новые идеи, стремитесь что-то изменить? Тогда вам постоянно приходится слышать следующее:

• «Ничего у вас не выйдет!»

• «У нас так всегда было принято!»

• «Вы не уважаете традиции нашей компании!»

• «Вы здесь без году неделя. Сначала пообвыкнитесь, присмотритесь…!»

• «Когда вы проработаете здесь 15 лет, как я, вы поймете, что я прав!»

Конечно, во избежание конфликтов можно отказаться от продвижения своих новаторских идей, можно уступить, даже если речь идет о вашем повышении: ведь всегда найдется какой-нибудь коллега Майер, которому новая должность и прибавка к зарплате гораздо нужнее (у него трое детей и жена постоянно хворает). Однако благодарности, а тем более уважения за столь благородный поступок, вы не дождетесь: все дружно посчитают вас мягкотелым неудачником, в том числе и сам коллега Майер.

Отказываясь от защиты своих интересов, только чтобы избежать столкновений или неприятных ситуаций, не умея сказать «нет», вы в конечном итоге становитесь крайним — и вас будут обходить все кому не лень. Стоит позволить — и на вас просто начнут ездить.

Если вы не можете отказать, то быстро пополните ряды «терпил», которым можно подсунуть большой кусок работы после обеда в пятницу, так как коллега Шмидт не успевает (вообще-то он спешит на теннис, но об этом вам, конечно же, не скажут!). А чтобы подсластить пилюлю, коллега Шмидт, а, возможно, и ваш начальник, будут взывать к вашей совести, ведь на вас держится вся компания!

Фразы типа «что бы мы без вас делали!», «у вас это получается гораздо лучше, чем у остальных!», «без вашего опыта здесь не обойтись» или любая другая сладкозвучная лесть должны завлечь вас в ловушку. Если вы, поверив, просидите над работой всю пятницу до глубокой ночи, то в понедельник вас сначала слегка похвалят, а потом раскритикуют за то, что вы совершенно не умеете организовать свое рабочее время!

Лаконичное «нет», произнесенное в нужный момент, избавило бы от необходимости все это выслушивать. Однако многие не решаются ответить отказом, боясь, что тогда от них могут потребовать объяснений и они могут не устоять под бесконечным шквалом пустых аргументов. А ведь умение отказывать — очень важное качество, особенно когда на вас начинают давить или когда коллеги, сотрудники, начальство пытаются вставлять вам палки в колеса.

Манипуляторы (кстати, как и преступники, склонные к насилию) выбирают те жертвы, которые оказывают наименьшее сопротивление. Активно защищаясь, вы сможете избежать уготованной вам участи!

Грань между самоотречением и эгоцентризмом тонка

В пьесе-параболе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани» главная героиня Шен Те не может отказать никому, кто просит ее о помощи. Став жертвой «синдрома помощника», она доходит до самоотречения. Находясь под угрозой полного финансового краха, Шен Те придумывает бессердечного и бессовестного кузена Шуи Та, под маской которого встречается с просителями и защищает свои интересы. Только раздвоение личности помогает ей спастись. Экстремальная стратегия — но отнюдь не оптимальное решение. Недаром в финале пьесы звучит известная фраза:

Опущен занавес, а мы стоим в смущенье — не обрели вопросы разрешенья[2].

Шен Те символизирует безграничную доброту, Шуи Та олицетворяет бездушный эгоизм, а где-то между этими двумя крайностями находится та разумная грань, которая позволяет человеку как избежать участи жертвы, так и не оказаться в роли притеснителя.

Мефистофель из драмы «Фауст» Иоганна Вольфганга Гете — еще один знаменитый литературный персонаж, который формулирует необходимость трудного выбора между самоотречением и крайним эгоцентризмом. С поистине дьявольской изощренностью он рассматривает проблему несовершенства человеческих поступков, когда «только спесь людская ваша с самомненьем смелым себя считает вместо части целым»[3]. Ведь наши пути не всегда праведны, и многое, что мы делаем с самыми благими намерениями, приводит к большим несчастьям. Этот парадокс — основная идея Мефистофеля. Он преподносит себя как «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Мефистофелевский принцип подхватил современный немецкий философ и теоретик средств массовой информации Норберт Больц. Доводя до крайности мысль о необходимости структурных изменений в обществе, Больц провокационно говорит о стратегиях зла и о творческом разрушении как о подлинной задаче творца. Именно то, что неожиданно и непредсказуемо, таит в себе ростки нового и перспективного. Мефистофелевский принцип направлен против тех хранителей корпоративных традиций, которые тормозят прогресс.

Если вы умеете быть жестким, отвечать отказом и не выражать всем своим видом постоянную готовность броситься на помощь (так называемый «синдром помощника»), то не станете жертвой несправедливости и эксплуатации. И уважать вас будут больше.

Можно развить в себе способность говорить «нет» и настаивать на своем. А можно сделать еще один шаг и научиться получать удовольствие, защищая собственные интересы. Вы уже готовы к этому? Или все еще находитесь под влиянием этических принципов, которые, как утверждает психолог Лоренц Кольберг, лежат в основе наших действий на посттрадиционном уровне? Кольберг подчеркивает, что мы должны ориентироваться на универсальные права человека и категорический императив Канта, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». Или, говоря проще, не делай другим того, чего не желаешь себе!

Отличный принцип, при условии, что его придерживаются все без исключения, и при этом у всех без исключения ангельский характер. Однако, «если верить в доброту человека как в его единственный потенциал, то обязательно будешь видеть факты в искаженном розовом свете и в конце концов жестоко разочаруешься», — предупреждает социальный философ Эрих Фромм, вошедший в историю как великий поборник добра. Наивная вера в безусловную любовь к ближнему способствует развитию самоотречения и «синдрома помощника». Как было сказано выше, это приводит к полному фиаско.

Выход из дилеммы (самоотречение или эгоизм) можно найти в том направлении этики, которое называют этикой справедливости. Если этика правил, она же деонтологическая этика, предписывает нам порядок действий и вооружает нас непреложными правилами и ценностями, то этика справедливости выполняет скорее консультационную роль, особенно в ситуациях, в которых мы вынуждены действовать под собственную ответственность. Этика справедливости призвана помочь нам поверить в свои силы и научиться жизни. Например, уметь вовремя прервать игру в одни ворота в рамках межличностных отношений, т. е. не допускать, чтобы нас эксплуатировали. Этика справедливости учит нас говорить «нет» и не допускать манипуляций, основанных на похвале и лести.

С одной стороны, наряду с ответственностью за себя мы все несем ответственность и за общее благо. Поэтому наша книга не пропагандирует защиту собственных интересов любой ценой. С другой стороны, еще в Библии было сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — то есть любовь к себе имеет полное право на существование. Вопрос лишь в том, как объединить наше личное благополучие с общим благом. Ответ предлагает социальный философ Иеремия Бентам (1748–1832), основоположник учения об утилитаризме: стремление к личной пользе он оценивает с точки зрения его полезности для всеобщего блага. Даже Адам Смит, которого столь любят последователи экономического либерализма, выступал не за агрессивную тягу к наживе любой ценой, а за «необходимый уровень тактичности». Быстрая победа соблазнительна, но не стабильна! Более интересным представляется разумный эгоизм, основанный на утилитаризме, коммунитаризме, кооперативной этике и других течениях философской мысли: он объединяет заботу о собственных интересах со стремлением к стабильности результатов. Учитывая всеобщие интересы, разумный эгоизм приближается к альтруизму.

Итак, я не собираюсь учить вас беззастенчиво работать локтями, прокладывая путь на карьерный Олимп. Мне хотелось бы подержать вас при реализации благих целей, то есть таких целей, которые пойдут на пользу вашей компании, всем сотрудникам, а также

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия пеперони. Добавь перца в работу! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Брехт Б. Добрый человек из Сычуани / Пер. Е. Ионовой и Ю. Юзовского. Стихи в переводе Б. Слуцкого. — Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В 5 т. — Т. 3. — М.: Искусство, 1964.

3

Гете И. Фауст. / Пер. Б. Пастернака. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я