Настоящая книга – попытка автора показать внутреннюю суть демократии: форму и глубину участия ней народа, власти и оппозиции в идеале. То есть описать это участие в таком виде, в каком оно должно быть или каким его видит сам автор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Триада, или Демократия в идеале предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Исмаил Гасанбейли, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Понятия «оппозиция», «власть», «народ», все вместе и каждое в отдельности, составляют основу теории демократии. От их места в обществе, формы и содержания их взаимоотношений, взаимосвязи и взаимодействия зачастую зависит вектор движения демократического государства. Это — краеугольные камни демократии, образующие некое геометрическое тело, плоскости которого, с одной стороны, все время меняют свои параметры, масштабы и форму, а с другой — находятся в постоянном соприкосновении между собой. Оппозиция, власть и народ — организмы живые, соответственно, фигуры, создаваемые ими, — разные в зависимости от огромного множества факторов. Кроме того, приписываемые каждому из них качества, как и ожидания от них, сильно различаются, как различаются между собой люди, национальности, страны, земли, историко-географические, климатические условия и многое другое. Мир разнообразен, разнообразно и восприятие одних и тех же понятий в разных обществах.
Все же в любом демократическом обществе безотносительно к каким-либо факторам реальные оппозиция, власть и народ отличаются (где незначительно, где сильно, а где и очень сильно) от своего сложившегося образа под воздействием тех или иных обстоятельств (исторические предпосылки, национальный характер, глубоко укоренившиеся социальные, этнические и иные стереотипы и т.д.). Этот образ в разных обществах разный, но есть некий общий идеал каждой из этих категорий, стремление к которому не то что устраивало бы всех, скорее всего, могло бы придать принципиально новое, значительно более высокое качество как оппозиции и власти, так и народу, а в итоге — улучшить мир.
Связующая роль в демократической триаде принадлежит ее наиболее гибкой и свободной части — оппозиции. Она одинаково близка к народу и к власти и может говорить с ними на понятном им языке — с народом как оппонент власти, с властью как представитель народа. Через нее народ, если так можно выразиться, перетекает во власть, и через нее власть заряжается энергией народа. Она — воплощение качества общества, наглядная форма его высоких идеалов, перспективных ожиданий и элементарных требований. Вот почему первое слово — о ней.
Размышление первое.
Ода оппозиции
Суть оппозиции — в наличии твердой позиции, без которой ее не существует. Оппозиция может разделять какие-то взгляды власти, может с ней долго и мирно сосуществовать. Может и, наоборот, отвергать все ее предложения, не находя ни в чем согласия. Может помогать власти, даже сотрудничать с ней. А может и на каждом шагу палки ей в колеса вставлять. Может каждую ее ошибку использовать для нанесения удара, но может и подсказать когда надо, а то и поддержать действием. Как бы ей ни приходилось поступать, она не перестает быть оппозицией, если у нее есть позиция, которой ее действия продиктованы.
В смысле выбора позиции оппозиция ограничена. Она может быть только с народом. Более того, в отличие от власти, которая по своей сути отдельна от народа, она — часть народа. Соответственно, ее позиция должна отражать интересы всего народа. Если оппозиция ограничивается выражением интересов какой-либо отдельной группы, страты, класса, слоя населения, то она — всего лишь лоббистская группировка, независимо от направленности действий, революционности взглядов, силы убеждений, вектора движения и цели. Оппозиция формулирует интересы народа, делает их внятными и понятными как для власти, так и для самих граждан.
Власть вертикальна, прямолинейна и негибка, оппозиция горизонтальна, имеет множество точек соприкосновения с народом и, соответственно, опоры. Борьба — ее стихия, от нее она только крепнет, становится сильнее, мудрее, опытнее и чище. Но не борьба ради борьбы. И не борьба для привлечения публики, то есть некий вид популизма. Оппозиция в большей степени борется с собой, чем с властью: ей не нужно ослаблять власть, ей нужно самой стать сильнее. Сила оппозиции — в уме, чистоте помыслов и целеустремленности. У оппозиции есть неистощимый источник энергии — народ.
Оппозиция не ждет милости от власти, у них совершенно разные задачи: одна хочет удержать власть, другая — получить. Любовь между ними исключена. Но это не означает, что они — антагонистки. Та и другая представляют общество. В служении народу, защите его интересов оппозиция и власть — союзницы, конструктивное взаимопонимание между ними по тем или иным вопросам возможно и даже необходимо. Их разделяет ракурс видения, точка отсчета, критерии понимания этих служения и защиты. Но детали, в которых они расходятся, значительны, могут быть и векторными.
Оппозиция может одобрять и не одобрять те или иные действия или решения власти, но не может быть к ней лояльной. Она может быть только над властью и не может наблюдать за ней со стороны или задрав голову вверх. Если уровень интеллекта ей не позволяет быть выше власти или, на худой конец, равной ей, то тот же уровень не позволяет ей называться, тем более быть оппозицией (может зваться оппонирующей стороной, например). Оппозиционности в чистом виде для этого недостаточно.
Оппозиция должна быть конструктивной. Она не мешает власти в ее лучших начинаниях, более того — может и помогать: не позволяет ей самодурствовать, забывать, откуда она родом, для чего и кем призвана. У власти короткая память. Она склонна забыть элементарное, вроде того, что она не вещь в себе и кроме бескрайних прав, которыми время от времени и под различными предлогами себя наделяет, имеет четкие обязательства перед теми, кто ее нанял, назначил, выбрал. Обязанность оппозиции — не дать власти быть забывчивой.
Убеждения у оппозиции глубоки, идеи масштабны, главная ее цель — стать своей для всего народа, промежуточная — власть (как средство). Но не власть как самоцель и не власть ради власти, а власть, способная править лучше, чем та, что есть. Иначе нет развития. Оппозиция делает все от нее зависящее, чтобы каждая следующая власть была лучше предыдущей. Более того, она делает качественнее и существующую власть, контролируя и шлифуя ее решения и действия. Для нее очевидно, что у власти никакой другой цели, кроме улучшения благосостояния (во всех смыслах) людей, не может быть.
Для оппозиции основа основ, высшая ценность — человек. Без него нет ничего — настоящего, будущего, достижений, политики, экономики. Чтобы государство стало самодостаточным, нужно, чтобы его граждане стали самодостаточными. Государство не может быть богатым, если люди, которых оно объединяет, бедны. Сильное государство слабых и безынициативных граждан — иллюзия, разрушение которой — вопрос времени. Для власти человек — проблема, а люди, граждане — множество проблем. Она их просто терпит, потому что иначе нельзя. Люди имеют обыкновение постоянно в чем-то нуждаться, что-то хотеть, и, самое главное, их не отключишь, как, например, телефон. Они как обременительное приложение к столь приятному бремени власти. Имей возможность, власть бы обращалась со своими гражданами исключительно по электронной почте.
Оппозиция делает все от нее зависящее, чтобы граждане как можно больше знали, как можно больше интересовались политическими процессами, разбирались в сути происходящего. Власти совершенно не нужен политически грамотный народ, ему нужно знать столько, сколько полагается, а еще лучше — не знать ничего и принимать на веру все сказанное властью. Люди для нее — объект манипуляций, средство для удержания власти, при этом, к сожалению, мыслящие существа. Вот было бы здорово, если бы вместо них были биороботы. Власть не умеет смотреть на себя со стороны, свои неудачи она может объяснять чем угодно, расположением звезд, глобальным потеплением, тем, что ей досталось плохое наследство, недостаточно высоким интеллектуальным, культурным, политическим уровнем и неудобным национальным характером собственного народа, слишком жарким или, наоборот, слишком холодным климатом, хорошим или плохим урожаем, нехваткой или изобилием природных ресурсов, неудобными соседями. Важно, что во все эти причины она и сама почти что искренне верит. Еще и убеждена, что при других условиях, например при другом народе, она бы правила лучше.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Триада, или Демократия в идеале предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других