Система процветания. Размышления о вариантах развития постсоветской реcпублики

Искендер Шеримбекович Шаршеев

В книге описывается взгляд молодого экономиста и специалиста по инвестициям о вариантах хозяйственного, политического и экономического развития страны. В книге рассматриваются инновационные и подчас невероятные идеи, которые однако могут сработать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система процветания. Размышления о вариантах развития постсоветской реcпублики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. 10 тезисов либертарианца

Тезис 1. Сокращение государственного штата

Государство должно жить по средствам. Сегодня численность госслужащих в Кыргызстане — основной источник дефицита бюджета. В свое время Вато Лежава в Грузии, сократил персонал Тбилисской мэрии с 2500 до 800 человек (Л. Буракова «Почему у Грузии получилось», стр.61). Много госслужащих — это роскошь, тем более часто у них дублируются функции. Тем более — многие родственники или протеже начальников на ключевых должностях. Если на каждое министерство, вместе с его подкомитетами, агенствами и управлениями приходится 5000 человек, надо ужать его до 500. Это можно назвать «Концепция — 500».

1.1. При сокращении госслужащих, выдать сокращаемым транш в виде годовой зарплаты, и льготные условия для инициации собственного бизнеса

Тут может возникнуть социальная напряжѐнность. Чтобы еѐ преодолеть потребуется механизм «отвода агрессии». Этот механизм может выглядеть, грант на компенсации при сокращении. Компенсация в виде годовой зарплаты — (по сегодняшней минимальной зарплате, это около 72 000 сом), может быть выдана по формулировке — «на организацию малого бизнеса, для обеспечения самозанятости». После получения экс-госслужащим такой компенсации, у него снижается протестное настроение. Если он пустит эти деньги в дело, и у него пойдѐт в гору бизнес, он будет в выигрыше. Если же он просто проест эти деньги, то виноват будет он сам. Самое лучшее испытание эффективности каждого человека — это инициация им самим на свой страх и риск коммерческого предприятия, при наличии скромного капитала.

1.2. Из отобранных специалистов, оставшихся на госслужбе, сформировать высокопрофессиональную команду и повысить из заработную плату до 1,5 тыс. $.

Сейчас госслужащий в среднем фактически получает в среднем около 6000 сом, при этом фактический минимум для жизни, в среднем — 15 000 сом. Как он выживает? Да, берѐт взятки, или выражаясь нашим сленгом «мутит». А не лучше ли сократить 5000 человек, проведя аттестацию набрать 500 высококлассных специалистов? Тогда при сохранении общих цифр министерства, можно повысить в нѐм минимальную зарплату до 15 000 сом, хотя для Кыргызстана, по сегодняшним ценам, чтобы качественно мотивировать госслужащего, нужна зарплата от 500$ до 1500$. Эффективность госслужащего при этом повысится в 9 раз. Работа станет по настоящему престижной. Можно будет привлечь действительно высококлассных молодых специалистов от 1980 до 1990 годов рождения. Госслужащего тогда можно будет воспитать как человека, осуществляющего сервис населению.

Тезис 2. Вывести здравоохранение и образование полностью на коммерческую основу

2.1. Сделать школы, университеты и институты, а также больницы полностью частными и коммерческими

В мировой экономике есть явление, которое присуще только свободному рынку с активной конкурентной средой. Выражается оно в том, что при ведении государственного бизнеса, при сохранении низких цен на товары и услуги государственного предприятия, сохраняется самое низкое качество этих товаров и услуг. И наоборот, когда государственные, считавшиеся социально-значимыми, предприятия передаются в частные руки, и при этом на рынок допускается максимальное количество игроков, то вначале растѐт цена, вместе с ценой растѐт качество, но с постепенным увеличением конкурентов, цена либо фиксируется, в дальнейшем незначительно колеблясь, либо снижается.

По словам постоянного представителя ПРООН в Кыргызстане — Нила Волкера (1), наша система образования предоставляет такое качество образования, которое не отвечает элементарным требованиям рынка труда. И в то же время расходы государства на сферу образования по-прежнему высоки. Выдержка из отчѐта Минэкономразвития по исполнению Государственного бюджета за 2010 год приводимой ниже фотографии.

12646,7 млн. сом, или 281 млн. $ потрачено на систему образования, а качество не вырастает. В среднем около 935 тысяч молодых людей не получают ни качественного базового школьного образования, ни качественного высшего. Из 100 обучающихся в столичном университете студентов, учатся 15, не посещают занятия 30 человек, тянут на красный диплом 4 человека, и в целом почти 60 человек — «разводят» или «списывают». Из них после окончания ВУЗа работу по специальности находят 17 человек, остальные работают в сферах не связанных с указанной в дипломе специализацией.

Ещѐ свеж на памяти бунт учителей в регионах, с требованиями повысить заработную плату (2). Учитель получает в регионах от 300 сом (6,6 $) до 5000 сом, (111,2$). При том, что в регионах для выживания требуется не менее 6700 сом (148,9$), такая зарплата считается средней в школах столицы, а для того чтобы жить — 15000 сом (334$). Как живут наши учителя в регионах? Как живут наши учителя в Бишкеке? Да очень просто, они делают «сборы», точнее поборы, во время проведения родительских собраний, на которых они жалуются родителям на протекающие крыши, и отсутствие ремонта. В ВУЗах поборы осуществляются во время поступлений студентов, во время сессий (500 сом в зачѐтке), во время Госэкзаменов и защиты дипломных работ. Как так можно тратить 281 миллион долларов США на систему образования, и при этом платить учителю около 6 тысяч сом? Тут либо деньги разворовываются, либо штат преподавателей на гособеспечении слишком раздут. Лично мое мнение, здесь имеет место и первое, и второе, и неизвестное мне третье, что в общем можно назвать — созданием условия для коррупционных схем. Ещѐ работая в ЖК в 2000-м году, я удивлялся, читая законопроекты. Тогда я подумал — «дырки» в законах делаются либо случайно, либо это гениальный план по созданию «кормушки» какой-либо группы чиновников.

Что касается здравоохранения, то на него тратилось в 2010 году — 6669,8 млн. сом, или 148,2 млн. $. Недавно был в Национальном госпитале. Условия предоставления услуг на самом низком уровне. Мой низкий поклон врачам, ставящим на ноги людей даже в таких условиях. Мой низкий поклон кыргызам, способным переработать любую микрофауну и микрофлору, которая размножается в покрытых трещинами и выделениями солей больничных стенах. По словам Дамиры Ниязалиевой (3), в Кыргызстане финансирование здравоохранения в 6 раз меньше потребностей населения. Да, оно так. Потому что финансирует государство. А то, что делает государство, на много порядков проигрывает тому, что делает частное лицо — бизнесмен. В Бишкеке есть частные лаборатории, диагностические центры, клиники. Ярким примером могут служить детская частная клиника «Малыш», лаборатория «Бонецкого» ДЦ «Неомед» в Бишкеке. Чистота, уют, высокое качество оказываемых услуг, дорогое оборудование. Прямо противоположенные яркие контрасты между государственными и частными клиниками уже сами по себе рекламируют, пиарят лицам, принимающим государственные решения идею о том, как надо решать данную проблему.

Выход из ситуации в обоих случаях видится совершенно либертарианский: продать все госуниверситеты, госбольницы и прочие объекты образовательного и медицинского характера, находящиеся на иждивении государства в частные руки.

Да конечно, стоимость медицинских и образовательных услуг в первые 3 года возрастѐт в 6—7 раз. Но мы — граждане, итак несѐм от 250 до 500 $ акушерам, с благодарностью в сердце, за рождение наших детей здоровыми. Мы итак идѐм, накопив денег, к стоматологу с просьбой поставить фотопломбу. Мы тратим тысячи долларов для оплаты операций кардиологам, нейрохирургам. Так давайте же узаконим коррупцию и начнѐм брать с неѐ налоги. Легализуем высокую стоимость высококлассных врачей, консультантов-учителей. Самое замечательное в этой идее то, что попав в частные руки, бывшие государственные учреждения станут ухоженными, качество услуг и эстетический вид учреждений получат тенденцию к улучшению. А чтобы не установился диктат цен, со стороны бизнесменов, взявших в частные руки эти учреждения, надо умно и продумано разработать систему максимального увеличения числа конкурентов в этих сферах. Тогда и цены будут разные, и качество будет разнообразным, но однозначно лучшим, чем сегодня.

2.2. Осуществить программу приватизации госпредприятий, и избавиться от неприбыльных активов

Государство должно жить по средствам. То есть иметь активы — в понимании Роберта Кийосаки — «точки доходности». То что приносит хоть в час по капле — прибыль. Государство не должно содержать пассивы, тоже в понимании автора «Богатого папы», — точки убыточности, то, что уносит в час по капле — деньги. Государство не обязано кормить иждивенцев, недокорм которых порождает систему бюрократизированной и многоуровневой коррупции. В Мингосимущество нужен такой же человек, какой был у Кахи Автандиловича Бендукидзе в Грузии — Шалва Кочладзе (Л. Буракова, — «Почему у Грузии получилось» стр.81). А главный «decision maker» Кыргызстана, мог бы сам стать «бульдозером» в проведении реформ, и принять главный принцип всех либертарианцев: «Продаѐтся всѐ, кроме совести». Главным активом государства не являются стратегические госпредприятия. Главным активом государства являются — налоговые поступления, которые идут от частных бизнесменов. Так нашему государству надо плодить частных бизнесменов, также как частный бизнесмен плодит купюры на своѐм расчѐтном счѐте. Страны спасает бизнес. А страны, в которых нет нефти, спасает — малый и средний бизнес. А бизнес плодится там, где его не притесняют, не душат налогами и создают все условия для бытия. Главным другом бизнесмена должно быть государство, а главным честным врагом — такой же конкурент-бизнесменi.

Тезис 3. Реформировать МВД

3.1. Сократить штат МВД, передать функции охраны порядка муниципалитетам

Штат МВД требует серьѐзного и аккуратного подхода в реформировании. Деморализованный двумя революциями личный состав МВД фактически столкнулся со странным и самоубийственным общественно-политическим поведением. Во всѐ мире, в доктрине военной науки, представителей МВД и прочих силовых структур судят за невыполнение приказа, а у нас судят за выполнение. При наборе и обучении сотрудников полиции в США учат работе с технологиями получения и обработки информации, через технические спецсредства, у нас же — учат в основном процессу дознания. В штате МВД только 27% личного состава являются людьми, отлично выполняющими функции охраны общественного правопорядка, из них только 4% — принципиальные люди, служащие закону.

За 2010 год, по отчѐтам Минэкономрегулирования и НацБанка на МВД было израсходовано: 6 108 млн. сом. При этом общее количество штата МВД составило, по словам начальника научно-исследовательского центра МВД КР Шамшибека Мамырова (1) — чуть более 7 тысяч сотрудников (на деле же около 17 тыс. по предварительному анализ расходов). По его же словам, бюджетных средств было выделено МВД всего 43% от всех затрат, остальную же часть профинансировали ОБСЕ и прочие международные организации. То есть, говоря словами бизнеса, на МВД было выделено из Госбюджета — 135,3 млн. $. Что представляет собой — 19 391 $ на 1 сотрудника МВД в год, или 1616 $ в месяц на 1 милиционера (или 800 на 1, в случае если численность 17 000 чел.). При этом месячную зарплату милиционеры получают от 4000 сом в регионах, около — 87 $, до 12 000 в Бишкеке, или около 267 $, при минимальной потребности 1 здорового человека в 15 000 сом, или — 333 $, по сегодняшним ценам. Куда девается 1349 $ на 1 сотрудника МВД, если мы допустим, что все милиционеры получат по 267 $ зарплаты ежемесячно за 2010 год? Чѐткой структуры расходов нет в публичном доступе.

А что у нас со статистикой преступлений (см. ниже данные Нацстаткома КР (2))?

Статистика Преступлений в КР

На 2010 год статистика раскрываемости преступлений упала в 1,6 раза, в сравнении с 2000 годом. Это при том, что в 2000 году, финансирование МВД было на 2 порядка ниже. Что касается коррупционных схем в МВД, здесь этот вопрос оставим на совести Прокурора. Ведь уже из анализа цифр видно, что зарплата нашего милиционера уже может быть на уровне 1000 $, а по факту она на уровне — 267 $.

Страны, которые находились в худшем, чем у нас положении, сделали всѐ по — другому, нежели у нас. Для реализации их рецепта успеха, нам нужен главный «decision maker» с критической массой единомышленников, и сильной политической волей. Это именно грузинский рецепт успеха. Большая заслуга в реформировании МВД принадлежит Вано Мерабишвилли, нынешнему министру МВД Грузии. Был эпизод, когда Правительство Грузии уволило в 1 день 15 тысяч сотрудников (Лариса Буракова «Почему у Грузии получилось» стр.71). Позже на протяжении 4-х месяцев, введя стандарты работы полиции США, проведя претендентов на службу в органы через масштабную аттестацию, Вано Мерабишвилли смог таки создать нормально-работающую структуру МВД, благодаря чему грузинские полицейские стали считаться одними из лучших в мире. И уже к 2006 году из зарплаты в среднем стали на уровне 700 $. Деньги это эквивалент ресурса, дающего жизнь. И чем выше оплата сотрудника МВД, тем лучше он будет работать. Почему бы и нам не поразмыслить, что мы можем сделать?

Мы можем сократить количество сотрудников МВД на 20%. Можем оставить при МВД подразделения Внутренних войск. Функции охраны правопорядка на местах необходимо передать муниципалитетам. Аттестацию нужно усилить, и добиться прохождения в органы обучаемых сотрудников. Как показывает та же американская практика, сотрудник МВД вооружѐнный новыми информационными технологиями, способен заменить до 17 сотрудников без оных.

3.2. Компьютеризировать систему МВД, оснастить цифровыми технологиями охраны правопорядка

Говорит ли Вам что-нибудь следующие словосочетания: беспилотные летающие видео-регистраторы, система видеонаблюдения кругового обзора, программное обеспечение, фиксирующее конкретные лица, GPS-карта города, пульт отражения ситуации по правопорядку в городе в режиме онлайн?

Если да, то Вы прекрасно понимаете, чего не хватает нашему МВД. Как-то поехал на семинар в Эстонию, в 2003-м году. Когда уезжал, работник полиции в аэропорту взял с меня штраф в 630 крон. В него входило следующее: 1. Лов рыбы в Финском заливе без лицензии; 2.Оправление естественных нужд в лесу (лес оказался «общественным местом»), 3.Касание руками памятника архитектуры (Башня «Старая Этель»). Самое главное, что во время правонарушений, ко мне не подошѐл ни один полицейский, дабы выломать мне руки и увезти в «обезьянник». Потому что у них всѐ фиксировала видеокамера. Специальное программное обеспечение запомнило моѐ лицо, сделала фотографии, отослала в единую электронную информационную базу данных. Видео-регистратор увидел меня в аэропорту, полицейский в аэропорту получил на свой компьютер сообщение о моих правонарушениях, моѐ фото и инструкции, что делать. Он подошѐл ко мне, вежливо представился, задал всего три вопроса, протянул мне квитанцию, получил с меня штраф и вежливо попрощавшись, ушѐл.

В Грузии, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Гермес 400», до 08.08.2008 года вели авиапатрулирование городов Тбилиси и Поти. Их видео-регистраторы помогали в режиме реального времени следить за порядком в городе, с высоты птичьего полѐта. Изображение с их видеокамер в режиме онлайн, поступало оператору БПЛА, сидящего в здании МВД.

Илбит Гермес 450 Израиль В Сингапуре в главном управлении полиции стоит пульт, на котором отражается GPS-карта города с отображением ситуации с правопорядком в режиме реального времени. Где происходит какая-нибудь неприятность, на карте участок загорается красным флажком, туда выезжает полицейский патруль или группа быстрого реагирования, по-нашему — ГБР, по ихнему S.W.A.T.

Полицейский уже наступающего будущего, это умный, образованный, технически подкованный человек, сидящий за пультом управления системой охраны правопорядка, перед большим монитором с картинками и индикаторами.

Как говорят в Госдепартаменте США, — «всѐ, что можно сделать технически — возможно». А благодаря близости производственных мощностей Китая и интеллектуальных ресурсов России и Индии, кибернетическую полицию в Кыргызстане можно сделать ещѐ и дешевле, чем в тех же США. ii

Мы можем это сделать.

Тезис 4. Сократить таможенную службу

4.1. Ввести принципы Carnet TIR

В Кыргызстане есть система, которая ему, как стране хартленда по Хэлфорду Дж. Маккиндеру (1) не нужна абсолютно. Потому-что у Кыргызстана нет выхода к морю. И чтобы получить возможность реактивного развития экономики, Кыргызстан должен стать транзитной и сервисной страной, открытой для туристического и товарного потока. Система сдерживания транзитного потока через Кыргызстан называется таможней.

В 1998 году в Кыргызстане был расхожий анекдот, двое таможенников стоят на посту, на мосту им. Дунларова и советуются о том, чтобы подарить их другу:

— «Слушай, может Мерседес ему 600тый?», — «не-ет, стыдно наверное, у него уже есть!» — «тогда может виллу ему двухэтажную?» — «не-ет, у него уже есть трѐхэтажная, банально!» — «может дать ему наш пост на 2 часа?» — «НЕ-Е-ЕТ ЖИРНО ЕМУ БУДЕТ!»…

Анкедот, как и язык арго, может дать понимание об общественном явлении. Данный же анкедот даѐт понимание о системе коррупции, которая имела самый пышный расцвет в период с 1997 по 2000 годы. Сейчас, судя по стиханию народного творчества на тему таможни, коррупция там определѐнно снизилась.

Хотя контент-анализ отчѐтов таможенной службы заставляет задуматься. Государственная таможенная служба — ГТС, даѐт такой отчѐт: На декабрь 2010 года прогноз поступления таможенных платежей в республиканский бюджет установлен в размере 1 425,1 млн. сом, фактически обеспечено поступление в сумме порядка 1 841,2 млн. сом, что составляет 129,2% к прогнозным показателям. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года поступление увеличилось на 403,7 млн. сом или темп роста составил 128,1%. То есть от таможни поступило порядка 1,8 млрд. сом, или 39 млн. $.

Теперь посмотрим отчѐт ГТС по импорт-экспортным операциям (2):

То есть получается, что ГТС от импорт-экспортных операций собрала всего 0,02%. В то время как средняя таможенная ставка в Кыргызстане составляет 5,1%. Мы можем суммировать импорт-экспортные операции и вывести из них 5,1%, тогда получается, что сбор от них в среднем должен составлять — 226,6 млн. $.

Если использовать грубую арифметику, то получается, что не хватает в среднем — 187,6 млн. $.

В этом случае, обострѐнное внимание СМИ к тому, что статистика показывает, что в 2010 году импорт из Китая составил $623,6 млн, в то время как китайская сторона показывает свыше $5 млрд. вполне оправдано (3).

Как всегда, чтобы провести более конкретный анализ первичных данных, не хватает электронной системы учѐта таможенных операций и доступа гражданского общества к еѐ отчѐтам. Естественно, такая ситуация никуда не годится. Нужно менять принципы работы. Есть предложение как: развить принципы Carnet TIR, в концепции «электронного государства», в целях обеспечения прозрачности таможенных операций и организации более эффективного функционирования ГТС.

Carnet TIR (книжка МДП) — документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. Документ покрывает автомобильные и мультимодальные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959 г. и 1975 г. Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование. Выдаѐтся национальным гарантийным объединением (ассоциацией), авторизованной в свою очередь компетентными органами страны. Список национальных ассоциаций — на сайте ЕЭК ООН: http://www.unece.org/tir/system/tir-system — countries.htm

Представляет собой книжку с отрывными листами, отрываемыми при прохождении грузом очередной таможни. Может состоять из максимум 20 отрывных страниц, что позволяет осуществлять перевозку через максимум 10 стран (включая страну отправления и назначения) (4).

Кыргызстан входит в систему Carnet TIR (5).

4.2. Отменить таможенный контроль на границах

Суть предлагаемых изменений состоит в том, что в Кыргызстане надо создать такую систему, которая больше не будет требовать от предпринимателей, везущих в Кыргызстан осуществления таможенного досмотра на границах. Вместо этого таможенный досмотр груза будет осуществлять организация или ассоциация Carnet TIR в стране отправки груза. При этом владелец груза получает книжку МДП, получает электронный сертификат, подтверждающий произведѐнную проверку груза. Потом через интернет он отправляет электронный пакет документов и сертификат на сайт ГТС, имеющий опцию web — расширения и оплачивает таможенный сбор электронным платежом, получая взамен по защищѐнному VPN-каналу электронный файл со специальным штрих-кодом. Доезжая до границы Кыргызстана, владелец груза, либо логистическая компания, перевозящая груз, предъявляет пограничной службе Кыргызстана лист со штрих-кодом и книжку МДП. Пограничная служба Кыргызстана проводит штрих-код через сканер POS-терминала. Если горит зеленый свет, груз без проверки пропускают на территорию Кыргызстана, отрывая талон из книжки МДП.

Если таким образом в Кыргызстан провезут наркотики, оружие, или даже вооружѐнные бандформирования, то это будет на конкретной и адресной совести организации или ассоциации Carnet TIR в стране отправки груза. Появится конкретная адресная ответственность, а следовательно и юридическая. Естественно ни одна из ассоциаций Carnet TIR не пожелает отвечать за последствия такого форс-мажора, и поэтому будет аккуратно и щепетильно относиться к вопросу о проверке благонадѐжности грузоотправителя. А в случае малейших сомнений, просто не станет оформлять грузоперевозку.

4.3. Объявить Кыргызстан свободной транзитной зоной

Кыргызстан расположен в самом центре Евразии. Можно сказать, что Кыргызстан это — пуп Евразии. Если бы это утверждение не было справедливым, то как иначе было бы объяснить интересы США и России к этому маленькому клочку суши, площадью в 198 500 км2, что сама по себе 86-я в мире территория из свыше чем 190 государств. Кыргызстан граничит с Таджикистаном, Узбекистаном, Китаем и Казахстаном. Само расположение его на границах четырѐх государств говорит в пользу превращения страны в транзитный центр. Это возможно именно в той форме, которая описана в пункте 4.2. Тезиса 4.

В случае внедрения описанной выше реформы Государственной таможенной службы и принципов таможенного досмотра Carnet TIR, транзитная емкость контрольно — пропускных пунктов, увеличится на 70%. Вести торговые операции через Кыргызстан станет чрезвычайно выгодно для бизнесменов четырѐх приграничных стран. Усилится туристический и импорт-экспортный товарный поток на 60%. Динамика развития экономики Кыргызстана увеличится на 9%. Позиция Кыргызстана в рейтинге Всемирного Банка Doing Business может переместиться, по предварительным прогнозам на 27 пунктов вверх.

Общая динамика развития экономики в последующих годах после внедрения такой системы вырастет до 14%. Прогнозы даны на основе сравнительного анализа таможенных систем по странам, проведѐнным Шаршеевым И., также на основе опыта работы системы Carnet TIR в Евросоюзе.

Самое важное достижение, которое может быть при внедрении данной реформы, это — снижение уровня коррупции, в результате мгновенного электронного учѐта таможенных операций через интернет. На сайте ГТС, которую можно будет позже, как в Грузии, включить в состав Пограничной службы или МВД, любой грузоотправитель может видеть свою совершѐнную таможенную операцию. Там же будет в единой информационной базе отмечаться момент прохождения груза через границу, с указанием точного времени и даты. Счѐтная палата КР, Госказначейство, Правительство, Жогорку Кенеш могут в режиме онлайн получать данные о состоянии и динамике таможенных операций. Защищѐнная VPN-сеть, без права доступа на воздействие, может быть предоставлена и представителям гражданского общества, что позволит предоставить возможность бизнес-аналитикам делать более обоснованные выводы. В свою очередь доверие бизнес-сообщества к таможенному имиджу Кыргызстана возрастет, и в реальный сектор страны потекут инвестиции, как внутренние, так и иностранные. А следствием будет — рост благосостояния всех граждан любимого нами Кыргызстана

Тезис 5. Сократить армию

5.1. Отменить призывную систему

В Кыргызстане самой несовременной и довольно-таки порочной является призывная система, с помощью которой государство рекрутирует и пополняет ряды военнослужащих, которых планирует использовать для охраны собственных границ. Но эффективна ли эта система?

Можно уверенно говорить, что такая система неэффективна. Потому-как призыв, казѐнное обеспечение и программа обучения призывников не достигает размеров, необходимых для создания действительно боеспособной и эффективной армии. По свидетельству военнослужащих из числа моей семьи, паѐк солдата-призывника в среднем составляет 270 сом, или 5,7 $ в месяц. По словам эксперта Токтогула Какчекеева, количество военнослужащих в Кыргызстане насчитывает около 15 тысяч человек. В то же время согласно отчѐту Минэкономразвития за 2010-й год, расходы на оборону нашего любимого государства составили: 3 105,4 млн. сом:

Говоря языком аналитики, согласно заявлению моего родственника, расходы на содержание солдат должны в год равняться: 48,6 млн. сом, то есть — 1,042 млн. $. Фактически, если верить отчѐту МЭР, расходы Госбюджета показывают, что на 1 солдата приходится (если не брать в расчѐт вопросы об поставках патронов и обеспечения работоспособности военной техники) — 207 тысяч сом или 4442 $ в год. То есть по 370 $ в месяц. То есть из этих 370 $ на 1 солдата уходит 5,7 $, а остальные 364,3 $ — на военную технику и т. д. Как тут докопаться до истины? Ну разве что вынудить МВД разглашать фактические расходы на оборону страны, что приравнивается к государственной измене.

Поэтому нам аналитикам остаѐтся только использовать аналоговое сравнение. Вооружѐнные силы Эстонии, например, имеют постоянный штат в 4500 военнослужащих и 5 млрд. $ в год оборонных расходов. То есть в месяц на 1 военнослужащего приходится — 92,5 тысячи долларовv. Паѐк военного в Эстонии достигает 630 евро, или 821,5 $. То есть фактические расходы на живую силу в Эстонии достигают — 3,6 млн. $. Остальные 4,99 млрд. $ расходуются на инфраструктуру и военную технику. Это при том, что в Эстонии населения меньше, чем в Кыргызстане.

При этом вдобавок, военная подготовка солдат в Кыргызстане оставляет желать лучшего. По словам Токтогула Какчекеева, в КР боеспособных солдат не более 600 человек. Остальные — мясо. Так кыргызская армия показала свою слабость в мае 2006 года, когда группа боевиков совершила нападение на пограничный пост, расположенный в кишлаке Ляккан, Исфаринского района Республики Таджикистан и захватила 19 автоматов, один пулемет, около 4 тысяч патронов, отправившись на двух автомашинах в Баткенскую область (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1173128700). Также во время Баткенских событий, как говорит Леонид Бондарец: «В 1999 году мы потеряли более 30 человек убитыми и около 50 ранеными». «В 2000 году примерно семитысячная группировка войск с трудом уничтожила малочисленную группу боевиков, потеряв при этом 27 человек» (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1190790120).

А как готовят призывников к обороне Родины могут рассказать матери солдат: В этом году центр защиты прав человека «Кылым шамы» с участием адвоката и врача провели осмотр 11 сбежавших солдат, у всех были обнаружены следы жестоких побоев. Ушибы, синяки, разрывы уголков рта, боли в почках, боли в области груди, головные боли — вот как учат отцы-командиры защищать родину. Гибель курсантов, воровство, коррупция, массовые избиения — обычные явления для кыргызской армии (http://www.paruskg.info/2011/12/13/54043). Как могут защищать Родину избитые, покалеченные, недокормленные, недообученные солдаты, на неработающей военной технике с пайком в 5,7 $ в месяц?

Вывод: В условиях недостатка финансирования Вооружѐнных сил Кыргызской Республики, призывную систему надо отменить и перейти на другой формат организации обороны КР.

5.2. Создать профессиональную армию

Как реформировать Вооружѐнные силы Кыргызстана? Ответ напрашивается сам собой. В условиях перманентного экономического кризиса, когда для финансирования Вооружѐнных сил континентального государства имеется лишь, ну например за 2010-й год, всего — 66,6 млн. $, необходимо разумное расходование средств. Как можно организовать разумную оптимизацию военных расходов в Кыргызстане? Вот ответ на этот вопрос: Необходимо сделать ставку на контрактную форму несения военной службы, привлекая в армию профессионалов по боевым действиям. Но истинный профессионал никогда за копейки работать не пойдѐт. Поэтому Кыргызстан может себе позволить только 30% от выделяемого военного бюджета, в качестве платы контрактнику. В среднем, если зарплату контрактнику установить в пределах 1500 $, то на сумму в 19,9 млн. $ (30% от 66,6 млн. $) можно нанять — 13 327 человек, способных вести серьѐзные боевые действия. На обучение и оснащение контрактников можно вкладывать ежегодно не более 20 млн. $. Государственный заказ на профессиональных военных не должен превышать 13 тысяч человек в год. Срок одного контракта на военного не должен превышать 1 года. Тогда есть шанс получить профессионального военного, способного выживать в сложных горных условиях и, упорядочив свой быт — полностью сконцентрироваться на боевой подготовке. Что касается обеспечения их боевой техникой, то возникает резонный вопрос: какой боевой техникой можно оснастить наших профессиональных военных, если у нас, предположим, остаѐтся только около 19 млн. $ в кошельке военного бюджета?

Попробуем ответить на этот вопрос.

5.3. Создать условия для формирования кибернетической армии

Армии крупных государств тратят десятки миллиардов долларов на новую военную технику, содержание которой требует от государства наличия мощной научно-технической базы, стоимостью в сотни миллиардов долларов. Один танк Т — 90 может достигать в стоимости от 900 000 $ до 6 млн. $. О самолѐтах можно и помолчать. Один F 22 стоит более 1 млрд. $. Так почему бы нашей маленькой стране, окружѐнной мощными армиями КНР и РФ, не доверить почѐтную обязанность — охранять нашу страну от внешней полномасштабной агрессии силой своих развитых военных организаций, в рамках союзнических обязательств. В конце концов проблемами Кыргызстана были и остаются небольшие бандформирования террористов типа ИДУ. Почему бы не сконцентрировать военный гений Кыргызстана вокруг решения задач по нейтрализации мелких по масштабу локальных конфликтов?

Расходы на закуп военной техники Кыргызстана составляют в среднем — 19,2 млн. $ в год.

Почему бы нам не поступить так же, как и, например, Финляндия? Министерство обороны Финляндии объявило финальную стадию тендера на поставку вооруженным силам страны разведывательных беспилотников. Из пяти оставшихся претендентов четыре — израильские фирмы. В дополнение к этому три израильских модели были опробованы в боевых условиях в Газе и в Южном Ливанеvii. Речь идет о Spylite производства BlueBird, Skylark производства Elbit Systems, Bird-Eye 650 производства Israel Aerospace Industries и Orbiter производства Aeronautics Defense Systems. Фаворитом является Orbiter, который был опробован и в Газе, и в Южном Ливане. Финны намерены купить 120—175 беспилотников на сумму 25 миллионов долларов. То есть стоимость 1-го беспилотника израильского производства может равняться от 142,8 до 208,3 тысяч $ за 1 экземпляр. При этом средние показатели функционала беспилотников позволяют решать такие боевые задачи: ВВС Израиля сформировали и поставили на боевое дежурство первую эскадрилью разведывательных беспилотных летательных аппаратов IAI Eitan, говорится в пресс-релизе министерства обороны страны. Церемония основания эскадрильи состоялась 20 декабря 2010 года на базе ВВС Тель-Ноф. Сколько именно беспилотников вошло в состав эскадрильи, не уточняется. Обычно в одну эскадрилью могут входить 16—20 летательных аппаратов.

Первые беспилотники Eitan ВВС Израиля приняли на вооружение в феврале 2010 года. Благодаря высокой продолжительности полета — до 36 часов — аппарат может быть использован для наблюдения за объектами на территории Ирана. Eitan оснащен системами спутниковой навигации, аппаратурой слежения и обнаружения целей в оптическом, инфракрасном и радиодиапазонах. Eitan был разработан компанией Israel Aerospace Industries на базе беспилотника Heron и также известен как Heron TP. Новый БПЛА отличается от предшественника своими размерами, сопоставимыми с лайнером Boeing 737. Грузоподъемность Eitan составляет около двух тонн. Беспилотник может быть оснащен ракетами и бомбами для нанесения ударов по объектам противника.

Для управления беспилотником нужен эмиттер радиосигнала и пульт. Внешне интерфейс управления беспилотником не отличается ничем от компьютерных игр, в которые играют почти все современные дети в интернет-клубах практически в каждом квартале Бишкека. Это означает, что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы управлять таким аппаратом. А такой аппарат очень полезен в горных условиях. Расчѐт операторов БПЛА, может уничтожать боевиков в любой географической точке, с рельефом любой сложности не выходя из здания Минобороны в Бишкеке. При этом самому БПЛА не могут повредить пули или РПГ. Бандформированиям надо будет сильно разориться на покупку ЗРК «Игла» или «Стингер», чтобы сбивать беспилотники. А если и будут сбивать их, то гибнуть будут механизмы БПЛА, но не люди, не наши кыргызские воины, чья жизнь для нас — кыргызов, бесценна.

А для проведения наземных операций, вместо закупки дорогостоящих танков или бронемашин, можно будет закупить автономные беспилотные стрелковые системы, типа SGR-1, которые являются дистанционно управляемый часовыми роботами, которые работают в тандеме с камерами и радиолокационными системами. Они могут обнаружить злоумышленников с помощью датчиков температуры и движения, с возможность связаться с ними с помощью аудио — и видеосвязи. Роботы — пулеметы могут вести огонь по цели с 5,5-мм пулеметов и 40-мм автоматических гранатометов. Стоимость SGR-1 будет в пределах $ 200000 за комплекс. Есть также аналогичные американские разработки в данной сфере, например: CaMEL. Вооруженный робот вездеход получил название CaMEL (Carry-all Mechanized Equipment Landrover). Он способен перемещать «боевой груз» до 550 килограмм и двигается со скоростью 11 км/ч. Ну а что касается груза — то прежде всего это вооружение. Это может быть пулемет M2, пулемет M249, гранатомет MK19 или небольшая 30-миллиметровая пушка. Управление дистанционное. К сожалению, пока нет доступной информации о прицельности стрельбы, запасам боекомплекта и подробного описания, насколько эффективно эта «игрушка» ведет себя в реальном бою. Но если судить по тому, что 60 таких установок уже были проданы израильским вооруженным силам, спрос на передвижные автоматизированные оружия убийств есть.

Ориентировочная стоимость такой системы составляет около 160 тыс. $.

Вывод: Уже сегодня на сумму в 19,2 млн. $ Кыргызские вооружѐнные силы могут приобрести — 67 беспилотных летательных аппарата Skylark производства израильской фирмы Elbit Systems, и 60 самоходных кибернетических пулемѐта CaMEL, американской фирмы Northrop Grumman. А в перспективе наладить собственное сервисное обслуживание и производство подобных кибернетических систем вооружений.

Можете считать меня оракулом, провозвестником перемен, или фантазѐром типа Жюля Верна, но лично моѐ видение реформы Вооружѐнных сил Кыргызстана именно такое: Будущее Кыргызской Армии — это — кибернетические военные системы.

Тезис 6. Сократить налоги

Давайте посчитаем, сколько денег в Кыргызстане крутятся в тени? Для этого мы не будем касаться специальных налоговых режимов, акцизов и прочих «особых» налогов на виды деятельности, к которым у государства может быть пиетет. Возьмѐм обычное торговое предприятие, скажем так — минимаркет, и рассчитаем его финансы без утомительных и сложных статей бухгалтерского баланса, ОПУ и прочих отчѐтов, вызывающих у обычного человека тошноту и головокружение, при первом же прочтении. Подойдѐм к делу чисто с позиции кассовых операций, чисто арифметически, то есть по самой сути.

Для этого, мы сначала покажем реальную финансовую картину попадающую от минимаркета в районную ГНС. Измерим сколько денег осталось в тени, потом мы покажем, что будет, если предприятие начнѐт жить полностью по закону, исключив чѐрную и серую кассы. Итак, приступим:

Входные данные:

Минимаркет расположен в центре города Бишкек, на пешеходном протоке со средней проходимостью. В него инвестировано 120 тысяч долларов или 5,64 млн. сом. В сутки Минимаркет посещают в среднем, 980 человек. Средний чек покупки — 300 сом. Розничная торговая наценка на товарную массу — 5%. Стоимость товарной массы, 1,2 млн. сом. Следовательно, в месяц Минимаркет продаѐт товаров на 8,8 млн. сом. От проданного товара только 5%, то есть 60 тысяч сом — являются доходом за счѐт наценки. Остальные же 8,76 млн. сом — это оборот. То есть постоянные закупки товара у поставщиков. Кроме того, около 6 тыс. сом идут на оплату коммунальных услуг, 23 000 на оплату аренды. 16 тысяч сом на зарплату 2-х продавщиц. Им начисляют по 8 тысяч сом, но из них 1200 сом забирают для оплаты в Соц. Фонд. Владелец — забирает чистую прибыль себе. Итак:

▪ 8,82 млн. сом — это оборот;

▪ 420 000 сом — это доход от наценки в 5%;

▪ 45 000 это расходы на аренду и персонал. Как предприятие оплачивает налоги и какова чистая прибыль?

1 Вариант «Тройная касса» (как обычно происходит): Вот налоги, которые падают на это предприятие:

▪ · подоходный налог — 10%

▪ · налог на прибыль — 10%

▪ · налог на добавленную стоимость — 12%

▪ · налог с продаж — 1,5—3,5%

▪ · Отчисление в соцфонд от предприятия 21% (17% СФ, 2%ПС, 2%ФОМС)

▪ · Отчисление в Соцфонд от сотрудника 10% Чтобы выжить, предприятия показывает данные вот так:

Зарплата работника равна 3870,96 сом, таким образом, 812 сомов оплачивает предприятие это и есть 21%, и 387 сом оплачивает работник, это и есть те самые 10% для отчисления в СоцФонд. Так решается проблема с СоцФондом.

Не всѐ так просто с налогом с продаж. Он начисляется на продажи, в общем, и тогда его сумма в нашем случае составит — 132 300 сом. Тут часто бухгалтера стараются подвести под налогооблагаемую базу доход от торговой наценки, тогда сумма налога составит: 6300 сом. Это удаѐтся редко и становится предметом налогового спора, а иногда и приводит к обвинению в уклонении от уплаты налогов.

НДС составил бы сумму в — 1 587 600 сом, что превышает в 3,7 раза реальную прибыль с наценки. Поэтому бухгалтер старается показать доход с торговой наценки как объект обложения НДС. Тогда эта сумма становится равной в 50 400 сом.

После вычета первых трѐх налогов и расходов Минимаркета, остаѐтся чистая прибыль в размере:

318 300 тысяч сом.

Теперь приходит время и подоходного налога, сумма которого составит — 31 830, и тогда месячная чистая прибыль владельца составит 286 470 сом. А это значит, что он вернѐт вложенные в Минимаркет средства через 19 месяцев, если конечно, он использовал собственные деньги. А если он взял кредит в Кыргызсстанском банке под 14% годовых, то срок окупаемости всего бизнеса увеличится на срок до 23-х месяцев. Это конечно, если мы допустим, что его продажи не будут испытывать колебания сезонности, изменения спроса покупателей, появления рядом сильного конкруента, и инфляции, которую госорганы любят показывать на уровне от 8 до 12%, в то время как она составляет от 19 до 24%. Ну ладно, допустим что всѐ идеально. Тогда можно сделать вывод: 420 000 сом это чистый доход предпринимателя до налогообложения. Сумма совокупных налогов — 133 530 сом. Получается, что совокупное налогообложение на данное предприятие составила — 32%. И это происходит именно при ведении серой и чѐрной касс, то есть 31% налогов, позволяет предпринимателю выживать. Это то, что происходит сегодня в Кыргызстане.

А теперь давайте только представим, что вдруг, владелец Минимаркета решил стать законопослушным гражданином, и платить все налоги честно и официально, так как толкуют Налоговый Кодекс в ГНС. Что при этом произойдѐт?

2 Вариант «Всѐ по закону» (как должно происходить, если соблюдать НК):

Валовой торговый доход равен тем же 420 000 сом;

Выплаты по СоцФонду: Скажем, бухгалтер отразил, что продавщицы получают по 8000 сом, а вместе — 16 000 сом. Тогда Компания должна выплатить за них в СоцФонд — 3360 за обеих, а сами они заплатят — 1 600 сом;

Расходы также и останутся — 45 000 сом;

Налог с продаж начислим на все продажи, то есть даже на сумму оборота, тогда сумма налога составит — 132 300 сом;

НДС — пусть останется не том же уровне — 50 400 сом.

Тогда чистая прибыль Минимаректа в месяц составит — 188 940 сом.

Подоходный же налог составит — 18 894 сом.

Итого, наш предприниматель получит очищенную от всех налогов прибыль в — 170 046 сом. Это значит, что он окупит вложенные в Минимаркет деньги за 33 месяца, а в случае если эти деньги — банковский кредит в 14% годовых то, срок окупаемости инвестиций составит — 38 месяцев. В этом, втором законном варианте, даже без учѐта работы конкурентов, колебания спроса и инфляции, сумма совокупных налогов составит — 249 954 сом, или 59,5% от чистого валового дохода. В мировой практике доказано, что сумма совокупного налога государства на малого и среднего предпринимателя свыше 55% демотивирует население на занятие деловой активностью, люди не хотят делать бизнес, понимая что государство отнимет у них более половины их доходов, при этом, никак не разделяя его рисков.

Как часто нам приходится слышать от этатистов из госслужбы фразу: «ну и что, что он банкрот, а мы то тут причѐм, он знал на что шѐл, когда инвестировал, это предпринимательский риск, и государство не обязано…»

После этого, все заявления правительств и госаппаратов о приоритете развития и содействия МСБ — выглядят как крайняя безграмотность, или того хуже — лицемерное безразличие к бизнесмену, который кормит свой персонал, себя, и, в нагрузку, — государство. Кстати, стоит вспомнить, что ни один банк не кредитует торговлю под залог товаров, — слишком высоки риски. А микрокредитные компании выдают кредит под 36%, 48% и даже 72% годовых, что никак не поможет бизнесу с такой доходностью самоокупиться.

Что же надо делать, чтобы реально запустить механизм увеличения собираемости налогов и действительного содействия со стороны государства развитию малого и среднего предпринимательства?

6.1. Отменить НДС и НСП

Как гласит Википедия: Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что еѐ идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учѐного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система процветания. Размышления о вариантах развития постсоветской реcпублики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я