История Табасарана

Иса Исаев, 2020

Историческая книга про народ Табасаран в Республике Дагестан с древнейших времен до наших дней. Автор по древним историческим источникам воссоздает хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней.

Оглавление

Дербент

На западном побережье Каспийского моря, там, где горы Кавказа почти подходят к морскому побережью, оставляя узкую трехкилометровую полоску равнины, раскинулся древний Дербент — второй по величине и значению город Республики Дагестан и самый южный город Российской Федерации. Дербент — один из древнейший городов Кавказа. Его история насчитывает два тысячелетия. Возникнув в глубокой древности, он из маленького надела превратился в один из крупнейших средневековых городов Востока. Он пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды расцвета и упадка, служил ареной кровопролитной борьбы и «яблоком раздора». На него претендовали Римская империя и Парфия, Сасанидский Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, государство Сельджукидов и Золотая Орда, сефевидские шахи и турецкие султаны, российские императоры. И в эту резню между межконтинентальными варварскими державами-… были втянуты малые народы Кайтаг, Табасаран, по одной причине за то, что они проживали на побережье Каспийского моря.

Здесь побывали многие «известные полководцы» и завоеватели средневекового Востока — арабские военачальники Маслама ибн Абдалмалик и Марван ибн Мухаммад, сельджукские полководцы Сау-Тегин и Йагма, прославленные соратники Чингиз-хана — Джебэ и Субудай, «Властелин Мира» Тимур и правитель Золотой Орды Тохтамыш, турецкий султан Селим и основатель государства Сефевидов шах Исмаил. В Дербенте пребывали знаменитый правитель Ирана шах Аббас и «Гроза Вселенной» Надир-шах. Здесь «прорубил окно» на Восток император Петр Великий.

Но Дербент привлекал внимание не только видных государственных деятелей. О нем сообщают греческие и римские писатели, средневековые византийские, сирийские, арабские, персидские, кавказские, турецкие, европейские авторы. Посетить Дербент и увидеть его достопримечательности стремились многие средневековые путешественники, которые в своих сочинениях оставили важные сообщения об этом древнем городе. Это арабы Ахмед ибн Фадлан (X в.) и Абу Хамид ал-Гарнати (XII в.), венецианцы Марко Поло (XIII в.) и Иосафат Барбаро (XV в.), русские Афанасий Никитин (XV в.) и Федот Котов (XV в.), англичане Христофер Бэрроу (XVI в.) и Антон Дженкинсон (XVI в.), немцы Адам Олеарий (нач. XVII в.) и Георг Тектандер (XVII в.), голландцы Ян Стрейс (XVII в.) и Корнелий де Брейн (кон. XVII — нач. XVIII в.), турок Эвлия Челеби (XVII в.) и многие другие.

Своей богатой историей и необычной судьбой Дербент в огромной мере обязан своему географическому местоположению. Он возник в одном из самых стратегически значимых мест знаменитого международного Прикаспийского пути — важной военной и торговой трассе с древнейших времен связывавшей народы и страны Закавказья и Переднего Востока с Юго-Восточной Европой. Отсюда и немаловажная роль Дербента в истории многих племен и народов древности и средневековья. Отсюда и многочисленные (свыше 20) наименования этого города, данные ему теми или иными народами и подчеркивающие его географическое положение и стратегическое значение.

Историография вопроса

В суфийском сочинении рубежа XI/XII Райхан ал-хака’ик Абу Бакра ад-Дарбанди «пограничьем ал-Баба» (ﺐﺎﺑﻠﺍﺮﻐﺜ сагр ал-Баб) именуются лишь укрепления Дарпуша; соответственно, обозначение «жители пограничья» (ﺮﻮﻐﺜﻠﺍ ﻞﻫﺍ ахл ас-сугур) относится только к обитателям этих укреплений.

Дарпуш (от среднеперс. dar-pušt «крепость», «твердыня») — название мощного пограничного военно-оборонительного комплекса Сасанидов, включавшего в себя мощную 45-кило-метровую укрепленную стену (перс. Даг-бара «Крутая, обрывистая стена». Уважаемый читатель! Читаем интерпретацию слова Даг-бара в научной литературе; тюрк. — перс. Даг-бара «Горная стена») — эта неправда и ложь — это слово табасаранского языка (дагъларилан бару (забор) илч1иб-к1на), разветвленную сеть крепостей и укреплений, а также системы раннего оповещения и предупреждения.

Горная стена Дагбары — Дагъдилан илч1ибк1найи бару

С. О. Ханмагомедов. Дербентская крепость и Даг-Бары.

Существовала ли южнее Дербента третья линия укреплений Рубасская?

И. И.Лерх, проезжавший по Каспийскому проходу в сере-дине18 века, сообщает о существование южнее Дербента третьей древней (античной) оборонительной линии (ее восточный конец севернее р. Самур у выхода на равнину реки Рубас, где горы близко подходят к морю) в виде высокого вала от моря до гор и показывает ее на помещенной в его книге (опубликовано в 1791 году) на карте Ширвана и Дагестана, снятой в 1747 году. На карте она в 2 раза короче Горной стены и отличается от нее по начертанию. Если в Горной стене, прямоугольные форты чередуются с прямолинейными участками стены, то Рубасская линия изображена в виде единой стены с треугольными выступами в сторону севера.

И. И. Лерх, описывает свой путь на юг из Дербента, называет конкретные селения и реки, где он наблюдал Рубасскую стену. Перейдя Рубас, И. И.Лерх миновал селение Араблар (где живут арабы), проехал 15 верст и еще 5 верст до леса, где и достиг высокой древней стены, которая начинается у моря в 6 верстах ниже, а затем поднимается высоко в горы. Местами стена достигает 20 саженей…

Существовала ли пятая линия укреплений в Прикаспийском проходе Дарвагская?

Об одной из-них сообщает Е. И. Пахомов. «Дербент — пишет он, — не заканчивается ряд «длинных стен»: севернее в километрах 6–7 за ст. Огни, от предгорий отделяется вал, идущий по направлению к морю. Проезжаю в 1928 году мимо его начала у предгорий, я не имел возможности проследить его дальше, но видимая с дороги его часть вполне походила на описанные выше глинистые валы в которые превращаются при своем разрушении «длинные стены» из сырцового кирпича…

Отвечаю: Да! Существовали и Рубасская и Дарвагская линии укреплений. Возникает вопрос: Для чего?

Ведь растерзанная многочисленными войнами древняя Кавказская Албания пала не на полях сражений, а заселением или переселением сасанидами многочисленных племен и народов из Персии на Прикаспийскую низменность т. е. в древнюю Кавказскую Албанию. А образованная провинция Кавказской Албании при появлении гуннов Табар-сар-аран вела ожесточенные войны с сасанидами. Вот поэтому были построены Рубасская и Дарвагская линии укреплений.

Центральным звеном этого комплекса был Дарбанд (от перс. дарбанд «Закрытые ворота»; араб. Баб ал-абваб «Главные врата», букв.; «Врата ворот»).

Арабы сохранили название комплекса, которое дали ему Сасаниды, хотя и на свой лад — Дарбуш. В Румянцевском списке Дарбанд-нама это название зафиксировано в форме Дарпуш. Дарбанд и Дарпуш представляли собой единую систему обороны, причем такое положение вещей сохранялось вплоть до монгольского нашествия; созданный на персидском языке в 20-х гг. XIII в. ‘Аджа’иб ад-дунйа сообщает, что «когда правитель Дарбанда собирает войско (лашкар), вся знать и ремесленники города и [пограничной] области (ас-сагр) надевают оружие и седлают коней».

В других источниках термин Дарпуш заменен на садд, которое обычно переводится как «стена», хотя прямое лексическое значение слова — «заграждение», «преграда», «барьер». Хамза ал-Исфахани поясняет, что Хосров I Ануширван (531–579 гг.) достроил заграждение (садд) Дарбанда, и «тянется это заграждение от моря до гор на расстояние двадцати фарсахов». В рукописи Рисале-йе Бабийе, составленной в 989/1581 г. на староосманском языке с персидскими и арабскими включениями, оборонительный комплекс Дарбанда вместе с Горной стеной называется «Великим заграждением» (ас-садд ал-а‘зам).

Преемниками Рима и Парфии в борьбе за Кавказ в раннем средневековье стали Византия и Сасанидский Иран. В V–VI вв. иранские «цари царей» (шахиншахи) развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство — возведение укрепленных городов, крепостей, так называемых «длинных стен», которые должны были защищать северные рубежи их державы от новой волны кочевников — на этот раз от нахлынувших племен гуннов, савир, тюрок, хазар.

В V–VII вв. Дербент являлся важнейшим военно-стратегическим и административно-политическим пунктом Сасанидов на Кавказе, центром ремесла и торговли. Сасанидский наместник Дербента занимал столь высокое место в иерархической лестнице, что ему была предоставлена привилегия восседать на золотом троне. Это был и важный религиозный центр.

О зороастризме в Дербенте мы пока знаем еще мало; многие знаки, вырезанные на оборонительных стенах города его строителями, представляют собой зороастрийские символы. В 2000 г. рядом с городом был открыт и исследован единственный в своем роде на Кавказе зороастрийский погребальный комплекс.

Третьей составной частью Дербентской оборонительной системы являлась стена Даг бары (перевод с табасаранского Дагъ-гора, Бару-стена — «Горная стена») — грандиозное фортификационное сооружение, которое по праву именуют Великой Кавказской стеной. Она отходила от цитадели Дербента в горы на расстояние более 40 км (в какие горы!!!) и была укреплена башнями и фортами, («Узел ворот»), получает свое название, сохранившееся до наших дней.

Первые отряды арабских воинов появляются в Дербенте — Баб ал-абвабе — в 22 г. хиджры (642–643 г.). Комендант Дербента Шахрбараз заключил с арабами мир, а полководец Сурака ибн Амр от имени халифа Омара пожаловал горожанам грамоту, по которой они соглашались нести военную повинность. Но укрепиться арабам здесь сразу не удалось. Только с 22 г. по 31 г. хиджры по приказу халифов Омара и Османа было организовано не менее пяти крупных походов на Восточный Кавказ. И одной из главных стратегических целей арабских полководцев было овладение Дербентом — воротами в Восточную Европу.

Во время первых походов у стен Дербента погибли в битве с хазарами полководцы-братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа и их соратники. С ними народная традиция связывает самую почитаемую мусульманскую святыню Дербента — кладбище «Сороковник» (тюрк. Кырхляр, перс. Чэхэл танан). Оно расположено близ ворот Кырхляр-капы, которые арабы называли Баб ал-джихад («Ворота Священной войны»).

В результате длительных войн Дербент неоднократно переходил то к хазарам, то к арабам. Окончательно закрепились арабы в Дербенте — Баб ал-абвабе — после походов ал-Джарраха и Масламы (брата халифа Хашима) в начале VIII в. В наместничество на Кавказе Масламы, а с 732 г. Марвана (будущего халифа) Баб ал-абваб превращается в главный опорный пункт Халифата на Кавказе, в важнейший административно-политический и религиозно-идеологический центр. При Масламе в Дербенте проводятся большие строительные работы, сюда было переселено 24 тысячи воинов с семьями. Город был разделен на кварталы, в каждом из которых были возведены мечети: Хазарская, Палестинская, Дамасская, Химсская, Кайсарская, Джазирская, Мосульская. Кроме них была построена еще центральная мечеть Масджид Джами.

В 869 г. в Баб ал-абваб наместником был назначен Хашим ибн Сурака. Вскоре он воспользовался политическими распрями в Багдаде, особым положением и удаленностью Дербента и добился фактической независимости города и его округи. Заручившись поддержкой влиятельных представителей местного общества, Хашим был объявлен амиром Баб ал-Абваба. С этого времени и на протяжении 200 лет Дербентом правила династия Хашимидов.

В XI веке в Дербенте теолог и мистик Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди завершил свой уникальный труд под названием «Базилик истин и сад тонкостей», который был обнаружен недавно и стал предметом пристального изучения ученых. Этот капитальный религиозный трактат, представляющий собой суфийскую энциклопедию, является важнейшим источником по истории ислама на Кавказе, в Иране, Ираке, Аравии и других областях Халифата. С этого времени Дербент становится одним из центров исламского мистицизма. Письменные источники донесли до нас имена многих шейхов, нескольких десятков ученых — выходцев из Дербента, которые постигали науки в ведущих научных центрах Халифата, в т. ч. в знаменитом медресе ан-Низамийа в Багдаде, и получили признание и известность в образованных кругах исламского мира.

Начало XIII в. — трагическая страница в истории многих народов Азии и Европы: объединенные под властью Чингиз-хана монголы начали огнем и мечом покорять одну страну за другой, превращать в руины цветущие города. «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества и не будет ничего подобного до окончания веков и до Страшного суда», — писал современник этих событий. В 1222 г. отборные монгольские войска во главе с лучшими полководцами Чингиз-хана — Джебэ и Субудаем, разорив многие области и города Средней Азии, Ирана, Закавказья, появились у стен Дербента. Они не стали штурмовать мощные укрепления Дербента, а обошли город, предприняв труднейший переход через Табасаран в горы Дагестана. В 1239 г. Дербент был занят ими. Хотя город не был разрушен, тем не менее его экономика была подорвана, торговые связи с центрами Закавказья, Переднего Востока, Восточной Европы нарушены. О последствиях монгольского завоевания Дербента сообщает Вильгельм Рубрук — посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану Мепгу, посетивший город в 1253 г. и записавший в своем дневнике: «…земля этого города считалась прежде за настоящий рай земной».

Вскоре город стал «яблоком раздора» между преемниками государства Чингиз-хана и, будучи важным стратегическим центром, десятки раз переходил из рук в руки.

Драгоценным алмазом в сокровищнице дербентского наследия является архитектурный ансамбль — цитадель «Нарын-кала».

Горная стена Даг-бары, которую по праву называют Великой кавказской стеной, наряду с Дербентской крепостью и городскими стенами составляет грандиозную оборонительную систему. Начинается она у юго-западного угла цитадели Нарын-кала и тянется в Табасаран на расстояние более 40 км. На всем своем протяжении она была укреплена системой фортов и полуфортов. Конструкция Горной стены идентична конструкции городских стен Дербента.

Мас’уди говорит: гора Кабх (Кавказ) — великая гора, занимающая огромную площадь. Она вмещает много царств и народов. На ней живут семьдесят два народа, каждый из которых имеет своего царя и язык, отличный от других. Эта гора имеет много отрогов (ши’аб) и долин. Город ал-Баб вал-Абваб (‘Врата (горных] проходов’) стоит на одном из отрогов (ши’аб) и построил его Кисра Ануширван между горой и Хазарским морем (как Кисра Ануширван построил эту стену, когда эта стена имеет табасаранское название?). Он воздвиг ту [известную] стену из самого моря, в которое она вдается на одну милю (3 мили = 1 фарсаху = 12 тыс. дзира (локтей)); затем она тянется вдоль горы Кабх, по ее вершинам, ущельям и долинам на расстояние сорока фарсахов, прежде чем достигнет крепости, называемой Табарсара, каждые три мили, или больше или меньше, в зависимости от дороги, для которой служили ворота, Ануширван построил железные ворота. С внутренней стороны у каждых ворот он поселил отдельные племена, чтобы охранять ворота и примыкающую часть стены; все это для отражения опасности со стороны народов, живущих по соседству с этой горой. И ТАК УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! ВСЕ ЭТИ КОММЕНТАРИИ (ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ) ПО городу Дербенту ЕСТЬ МАЛЕНЬКИЕ ФАНТАЗИИ “ВЕЛИКОГО СКАЗОЧНИКА ФАЛЬСИФИКАТОРА ИСТОРИИ Александра Кудрявцева”

Маленькая истина великого сотворения

Материалы убедительно доказали более древнее и аборигенное происхождение крепостных стен, чем период персидских завоевателей — Сасанидов (где прятались персидские и арабские завоеватели от местных племен). Исследование фундаментов стен и древнейших зданий крепости позволило сделать вывод, что крепость перестраивалась и восстанавливалась многократно. Он являлся непреодолимой преградой для стремившихся к богатому югу северных кочевых народов. Строительство оборонительного комплекса относится к глубокой древности. В сочинении Мирза Хандара Везирова отмечается, что крепость Нарын-кала (во всех источниках пишется Нарин-кала) была сооружена в середине VIII в. до н. э. Археологические раскопки последних лет показали, что под слоями средневекового города погребен большой опорный пункт, появившийся здесь более чем за тысячу лет до проникновения сюда сасанидов. Кроме того археологические изыскания в Дербенде развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказали, что мощный опорный пункт, возникший здесь в VIIIVI вв. до н. э., был основан местными племенами. Найденные в результате археологических раскопок древние укрепления со следами пожаров и разрушений, а также бронзовые наконечники скифских стрел, подтверждают, что, когда скифы в VIIIVII вв. до н. э. совершали свой поход на Ближний Восток, им уже приходилось штурмовать хорошо укрепленную крепость Дербента (археологические раскопки 1971 года). В середине III в. н. э. Дербент был захвачен персидским царем Шапуром I, который «разрушения и пожарища учинил». Специалисты различают до десяти резко отличающихся типов их кладки, относящихся к различным периодам и связанных с различными строительными школами. Сохранившаяся древнейшая кладка представляет собой огромные нестандартные притесанные друг к другу на месте блоки. Кладка поздних периодов отличается более строгой геометричностью блоков, стандартностью высоты рядов, горизонтальностью швов, размерами и обработкой блоков. Появляются архитектурные детали, резные вставки и т. д. В более поздней кладке замечаются и многочисленные попытки имитировать древнейшую кладку.

Главная часть системы укреплений — цитадель Нарин-кал а (один из вариантов перевода этого названия на русский язык — «Солнечная крепость», а другой вариант перевода с табасаранского на русский язык — «Нарин хал» — «Гранатовый дом», подтверждением тому является сады с гранатовыми деревьями, которые росли только в районе Дербента), построенная на высоком отроге табасаранских гор является восточной оконечностью хребта под названием «БЕНД или БЕНТ», который простирается к востоку от главного хребта табасаранских гор — «Рапак». Здесь горы также близко придвигаются к берегу моря, узкий проход вдоль берега тоже перегорожен двумя параллельными стенами, между которыми находится город. Проход между горами и береговой линией Каспия здесь очень узкий — менее 4 км. Согласно описаниям Дербента у арабских авторов, концы этих стен вдавались в море, образуя искусственную гавань, вход в которую был загражден цепью. С противоположной стороны стены примыкали к цитадели (Нарин-Кал а), возвышающейся на вершине горы, господствующей над городом. Стены были сложены из камня на извести и облицованы крупными тесаными блоками, уложенными «плитами на образок и кордоном на ребро». Вдоль стен располагалось множество башен различной формы и величины. Сначала она идет непрерывной линией, а затем появляется только в местах, доступных для передвижения воинских отрядов. Еще дальше в горы стена заменяется цепью отдельных фортов с башнями по углам. По словам Масуди, стена была доведена до укрепления Табасаран и «все это служило для защиты от нападений народов, примыкающих к горам Кабх (Кавказу)». В юго-западном углу крепостной стены цитадели расположен прямоугольный проем, ведущий в угловую башню, через которую когда-то был вход на Горную стену (Даг-бары), начинавшуюся как раз от этой башни. В настоящее время сохранились лишь небольшие участки этой стены, но их изучение показало, что это было грандиозное сооружение толщиной 3 и высотой 10 метров, с многочисленными укрепленными фортами, полуфортами и прямоугольными башнями. Эта мощная линия обороны, извиваясь по сплошному горному рельефу, уходила вглубь Табасарана более чем на 40 километров.

Хорошее описание “Горной стены” — дагъларилан бару ил-ч1ибк1на дается бывшим русским генералом Эркертом (R. von Erckert, Der Kaukasus, Leipzig, 1888, стр. 216 — 24).

Близ моря ширина города — около 500 шагов, но около замка Нарин-кал’а (т. е. цитадели) она суживается до 140 шагов (См. выше, более точные указания Спасского). Выше цитадели горы поднимаются так круто, что стены не существует вплоть до укрепления Прамашки, расположенного на 2 км западнее от Нарин-Кал’а: на юг Прамашки лежит Кёр-Оглы. Оба укрепления стоят на высоких вершинах двух параллельных хребтов, а стена запирает разделяющее их глубокое ущелье. Оттуда стена идет прямо на запад; она усеяна зубчатыми квадратными башнями (длиной 40–80 шагов) с помещениями для провианта и лестницами, ведущими к наблюдательным пунктам. Около стены можно видеть следы колодцев и кладбищ с камнями, исписанными по-арабски. Стены построены из каменных глыб, скрепленных известковым раствором, и облицованы большими плитами тесаного камня, уложенными весьма искусно. Далее стена идет по хребту вниз до селений Кечили и Камах; последнее лежит на крутом склоне, откуда открывается широкая панорама на северо-восток. Следующие селения — Задийан и Билгади. Отсюда, пересекши короткую реку, на которой дальше по течению можно разглядеть остатки стана, где войско Надира было уничтожено горцами (в 1743 г.), стена идет к замку Шилкан, а затем на запад к Сешур-Кал’а и Дарваг, где стена становится двойной. Следуя по течению реки, стена проходит мимо Зила, Эрси, Дюбека и Апила вплоть до Чухун (Джухуд?) — Кал’а, которая преграждает подступ к реке Рубас, текущей на юг. Этот крепкий замок (80х40 шагов со стенами в 2 м в толщину и 14 м в высоту) стоит на возвышенности, откуда открывается панорама назад до Прамашки. Здесь конец стены, ибо далее на северо-запад и юго-восток горы недоступны, а на юго-западе труднодоступны. Эркерт добавляет, что вид этой стены, тянущейся по лесистым склонам гор, вызывает “восхищение и удивление”, особенно своей западной частью от Эрси и дальше] (К описанию Эркерта можно добавить, что, как говорит Йа’куби (II, стр. 446), по распоряжению халифа Мансура были построены “города” К.м.х. (Эркерт: Камах), ал-Мухаммадийа (ср. наш § 45) и Баб-Вак (Эркерт: Дар-Вах). Селение Эрси упоминается в § 19).

Фортификации Дербента сложены из крупных блоков местного ракушечника. Два ряда каменных плит образуют наружную облицовку стены, пространство между которыми заполнено забутовкой на известковом растворе. Наружные облицовочные блоки очень хорошо подогнаны друг к другу и сложены без раствора. Это придает им не только нарядность и монументальность, но и воздействует на психику созерцателя своей незыблемостью и неприступностью. Для прочного соединения облицовочных блоков с телом стены в кладке чередуются плиты, уложенные ложком (широкой стеной наружу) и тычком (наружу узкой стороной — торцом), внутренняя плоскость которых оставлена необработанной, в то время как наружная поверхность хорошо отесана. Размер блоков достаточно стандартен и в среднем составляет до 1 метра в длину, 0,7–0,8 м в ширину и 0,25-0,3 м толщиной и никак не соответствует несколько преувеличенным сообщениям некоторых арабских авторов.

Крепость у с. Хучни очень напоминает по размеру и планировке форты Дербентского оборонительного комплекса. В горах немало крепостных сооружений, башен и т. п., но крепость с. Хучни выгодно отличается от них. Прежде всего, в горах оборонительные сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа сочетаются) без применения цементного или известкового раствора. А кладка стен хучнинской крепости сделана на связующем растворе. Камень местный — это не вызывает сомнений — подобран один к одному. Кладка сделана правильными рядами. Длина стены крепости, обращенная в сторону Хучни, примерно 50 м, ширина обеих боковых ее стен около 25 м, толщина около 2–2,5 м.

По четырем углам крепости выстроены угловые башни. Они сплошь заполнены землей. В северной стене находится единственный вход в крепость. Проход в рост человека. Интересно, что по сторонам его — массивные вертикальные выступы четырехугольного сечения. В стенах прохода сохранились вертикальные пазы, по-видимому, для подъемной двери, некогда скользившей по ним вверх и вниз. Хучнинская крепость — двухэтажная, но нижний ярус заполнен землей наполовину, поэтому высота и изнутри несколько меньше, снаружи она достает в среднем 7 м. Стены до сих пор в хорошей сохранности, крепки, имеют бойницы. В общем, хучнинская крепость походит скорее на феодальный средневековый замок, нежели на укрепленный населенный пункт типа средневекового городища. Крепость расположена на выступе горы, у самого ущелья. Со стороны Хучни крутой обрыв, здесь доступа к крепости нет. Подойти к ней можно только с севера, но эта сторона хорошо просматривалась и простреливалась. Впрочем, из крепости во все стороны хороший, далекий обзор. Расположена она так, что контролирует пути в Верхний Табасаран, в Кайтаг и стратегически связана с конечным отрезком Дербентского оборонительного комплекса. По склонам ниже крепости, по-видимому, когда-то было расположено поселение: до сих пор там сохраняются следы кладбища и строений. Скорее всего, оно было связано хронологически с функционированием крепости.

Значительная часть мусульманского населения, в том числе арабские эмигранты, проживала в районе, близком к Дербенту, в частности в Табасаране. Именно по его территории проходила знаменитая Горная стена (Даг-бары), составлявшая часть Дербентского оборонительного комплекса. В этой стене на определенном расстоянии друг от друга стояли сильно укрепленные форты, где обычно прятались арабские воины и их семьи. В мирное время арабы обосновывались и в соседних селениях, становясь частью местной сельской общины (джамаата).

Строительство мечетей было здесь делом обычным. Но древние постройки, как правило, не сохранились — это судьба многих ранних мечетей не только в Дагестане. В Табасаране дожили до наших дней лишь единицы культовых сооружений. Среди них мечеть в табасаранском селении Зиль, что находится в 15 км к северо-западу от Дербента.

Недавно в Табасаране обнаружен еще один из ранних памятников культовой архитектуры Дагестана. Это старинное сооружение в центре селения Хели-Пенджик Табасаранского района — остатки древнего минарета — имело круглую в плане форму, было сложено из крупных, хорошо обработанных каменных блоков размером 80x45x56, 116x53x43 см и т. д. и построено то «на образок», то «тычком». Высота сохранившейся части здания около 2 м, а диаметр — Зм. Сохранился вход — несколько ступенек винтовой лестницы, идущих против часовой стрелки, как это бывает в минаретах. Последнее обстоятельство и расположение сооружения в северо-западном углу мечети дают право наверное утверждать, что это минарет, причем один из самых старинных, сохранившихся на территории Дагестана. Датировать памятник очень трудно. Дело в том, что подобная кладка из крупных блоков, возможно, была сделана по аналогии с находящимся неподалеку крупным сооружением — фортом при Горной стене — святое место: Гушккар — 30-я башня от Дербентской крепости — на север, 1 км. Строения из крупных блоков встречались также и в соседнем поселении, прекратившем свое существование в XIII–XIV вв., поэтому вопрос о датировке минарета остается открытым.

Cтранное на первый взгляд значение известного топонима и этнонима приобретает особый смысл в свете данных Абу Хамида ал-Гарнати, который лично посетил Дарбанд и Табарсаран в первой половине XII в. В частности, он сообщал о том, что «Табарсаран» состоит из 24 рустаков, каждый из которых «управляется сар-хангом наподобие амира» (на табасаранском языке; сар-один, ханг-хан). Число рустаков Табарсарана совпадает с численностью военных крепостей Дарпушта, большая часть которых легко идентифицируется: Мита’и — с Митаги, Камах и Дарвак (араб. Баб Вак) — с одноименными поселениеми, Мадина (или Мадина ал-‘араб) — с Арабляр, ал-Хумайдийа — с Гимейди, Малый Ухайл (Арджил) и Большой Ухайл (Арджил) — с Хели и Пенджи, Мукатир — с Мугарты, Махрака — с Марагой. Все эти населенные пункты расположены в так называемом Верхнем Табасаране, расположенном в районе Горной стены. Кроме того, именно с этими крепостями источники связывают деятельность «предводителей» — сар-хангов и сар-лашкаров.

С. М. БРОНЕВСКИЙ. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне

Ханство дербентское, важное по положению города Дербента, весьма маловажно своим пространством и населением, длина его по берегу Каспийского моря от реки Дарбаха до реки Самура 45 верст, а ширина от моря до гор, где начинается табасаранское владение, заключает в себе не более 15 и в самой большой ширине 20 верст. Граничит с владениями: каракайдацким, табасаранским, казыкумыцким и кубанским. Между Дарбахом и Дербентом земли низкия и болотистыя от множества ручьев, тут разливающихся, между коими однако же находятся земли удоб-ныя к хлебопашеству. По ту сторону Дербента до реки Рубаса и даже до Самура простираются прекрасныя долины, заключающий в себе луга, пахату и по берегам рек небольшия леса. У самого Дербента одна отрасль гор, высунувшаяся к морю на расстояние от онаго в двух с половиною до трех верст, унизана торчащими скалами между густым лесом, покрывшим верх ея и крутизны. Сей промежуток, занятый строением города Дербента, известен был древним именем pilloe caspive и pilloe albanive. то есть каспийския или албанския ворота, но г-н Данвиль и после него академик С. Кроа ясно доказал, что Дербенту принадлежит название албанских ворот, ибо каспийския ворота по точнейшим изследовании должны находиться под 35° северной широты и приличествуют другой стены и другому ущелию, лежащему в Мазендаранской (Табаристанской) провинции близь Астрабата, известному у восточных писателей под именем ка-вар или дешти-кавар. у персиян под именем фируз-куг. Стена сия продолжалась от персидскаго города Бекдза до Самарканда на 240 миль. Эта фортификационная линия, стоящая в одном ряду с такими шедеврами оборонительной архитектуры, как Великая Китайская стена, Стена Александра, Стена Адриана и др., представляла собой мощную, труднопреодолимую преграду, позволявшую надежно перекрывать и контролировать Прикаспийский коридор, обходные горные дороги.

Конструкция всех выше перечисленных сооружений идентичны между собой и все они функционировали, как единое целое. Все эти сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа сочетаются) правильными рядами на связующем растворе — известковый раствор с яичным желтком для крепкости сооружений. Применялся в Табасаране до 30 годов 20 столетия. И по сегодняшний день в верхнем Табасаране в с. Кондик встречаются 2-х этажные дома такой конструкции (конструкция строения стены идентична Дербентской крепостной стены). 20–30 человек обрабатывали камни, и столько же, разбивая куриные яйца между рогами, запрягали по 3–4 пары быков и на санях возили обтесанные камни.

Дербент (аварское и табасаранское Дербенд, лакское Дарбант, азербайджанское Dərbənd город в Дагестане на узком проходе между Каспийским морем и предгорьями Кавказа.

Географические координаты Дербента (42°06’ с.ш., 48°13’ в.д.), прибрежная часть города находится ниже уровня моря (до — 18 м). 5. Дербент находится на западном берегу Каспийского моря, недалеко от устья реки Самур, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа; город замыкает собой узкий 3-киломе-тровый проход между Кавказскими горами и морем, известный под названием Дербентский проход или Каспийские ворота.

Описание Южного Дагестана, владений: Дербентского, сделанное во время снятия земли на карту Кавказского гренадерского полка секунд-майором Федором Симоновичем в 1796 году, под распоряжением оберквартир-мейстра подполковника Федора Лена:

«Принадлежит Кубинскому хану. К северу окружается уцмия владением, к западу граничат с Табасараном, к полдню с провинциею Кура, принадлежащею Хамутаю казыкумыцкому, и с Кубинским владением, а к востоку омывается Каспийским морем. В нем реки суть: Рубас, Гургели и Самур, Касая, но оная только по пятой полосе. Разделено ж на два округа: на Дербентский и Улусский.

1-й, Дербентский, лежит в 4 полосе и управляется наибом Хадир Беком. В нем главного владения город Дербент, крепость и пребывание ханов оной, лежит у предгорья Табасаранского хребта — «Бенд». Простирается с крутой горы к Каспийскому морю на две версты и три четверти в длину, а в ширину на 180 сажен и, запирая сим своим крепким положением и проведенною от его оборонительною линиею по Табасаранскому хребту Южной от Северного Дагестана, прозван Темир Капи, то есть железными вратами. Город разделяется на замок, Нарин Кала, настоящий город просто Кала именуется. На пустом месте к морю Дубары, из которых к морскому берегу тет-де-пон Урус Кала именуется, который построен государем императором Петром Первым. Дербентское владение изобилует хлебопашеством, состоящим в пшенице, ячмене, сарачинском пшене и прочем, равно и плодами древесными и огородными, как-то: виноградом, гранатами, миндалями, смоквами, сливами, яблоками, грушами, дынями, арбузами, орехами, шелковицею и шафраном».

Чора (врата гуннов) и рассказ Моисея Каланкатуиского, на который ссылаются как на доказательство. В нем говорится, что албанское посольство на пути к гуннам «достигло ворот Чора недалеко от Дербента», где и было радушно принято жителями города. Из этого сообщения якобы следует, что город Чора находился не в Дербенте, а возле него.

Название Чора несомненно означало не только защищенный стеной проход вдоль Каспийского побережья, но и самую стену и страну, в которой он находился; оно могло, конечно, означать и главный город этой страны. По «Армянской географии», Дербент — это ворота города Чорского прохода. По данным Моисея Каланкатуйского, на которого ссылаются сторонники раздельного существования Чора и Дербента, престол албанского католикоса в 552 г. был перенесен из города Чора в Партав.

Существует несколько мнений о локализации Чора, Чолы: его отождествляют с Дербентом, «проход Чора» — это Дербентский проход… В «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци говорится в описании маршрута христианского посольства в 681 г. под руководством Исраэла к «гуннскому» (хонскому) князю Алп-Илитверу посольство достигает «ворот Чора, недалеко от Дербента» В исторической литературе Дербентский проход называют и «пограничной крепостью Чула», и «воротами Чула», и «воротами гуннов», и границей «владений албан и хонов».

Таким образом, названия Чора, Чор, неправильно, даваемые Дербенту (Дере Бент) в исторической литературе, есть искажения названия Чор (Ч1ур), Чол (Чюл). Имеют корневую основу табасаранского языка; ч1ур «пастбище, луг, выпас», чюл «неосвоенные земли, территории. Получается, что территорию крепости Нарын кала (Нарин хал) в древности называли Чор (Ч1ур), Чол (Чюл).

В описании нашествия хазар в 627 г. у того же автора «великий город Чора» связывается с «дивными стенами», «между горой Кавказом и великим морем восточным», «для построения которых цари персидские изнурили» Албанию. Смело можно предположить, что Дербент и Чора не одно и то же.

Дербент расположен на берегу Каспийского моря, на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Из научной литературы мы знаем, что «Дербент расположен между табасаранским хребтом и морем» или «Дербент расположен на отрогах табасаранских гор». Этот табасаранский хребет является восточной оконечностью хребта под названием «БЕНД или БЕНТ», который простирается к востоку от главного хребта табасаранских гор — «Рапак».

Вот что пишет историк П.Г.Бутков, который участвовал в походе царских войск в 1796 году во главе с генерал-майором Гуляковым через Табасаран.

Он писал, что «Тот хребет (БЕНД) проходит от запада на восток, и там, где табасаранская земля оканчивается утесистыми крутизнами близ берегов Каспийского моря, стоит Дербент. Положением своим тот хребет запирает проходы через Табассаран с севера на юг, и в глубокой древности, к сугубому защищению, укрепленны каменною стеною с башнями, которая начавшись от Дербента, проведена была по табасаранскому хребту от востока к западу».

В народе бытовал и другой вариант повествования. В 1987 г. Рамаза-нова Г. записала новую версию предания, «Между Каспийским морем и горами находится равнина с названием Арран. В сторону гор от моря протянулись хребты, где проживало племя под названием «табасараны» (от слова «таб» — хребет, то есть «живущие на хребтах»). Во многих местах на берегу Каспия горели огни. Тогда никто еще не знал, почему там горят огни. Люди считали своим богом огня, они поклонялись ему и плясали вокруг него. Так табасараны создали себе различные «огненные обряды». Люди сперва построили себе землянки, затем, когда на них нападали разные кочевые племена, построили большой город. Огородили его крепким высоким забором. Но враги все равно не давали им покоя…..

В древних византийских (греческих) источниках Дербент именуется «укрепление Тзор (Тзур, Цур)». Также известны искаженные варианты названий Тзор-Тзур-Цур в древнеармянских источниках — Дзор-Джор-Чора-Чор-Чур. Древные авторы и переводчики их сочинений зачастую, не разбираясь в местных названиях и их транскрипциях, искажали оригинальные названия поселений. Таким образом, табасаранское название поселения Цур (ЦIур) в древнеармянских сочинениях (в «Ашхарацуйи» и др.) превратился в Дзор-Джор.

На табасаранском языке слово «Ц1ур» имеет два значения:

1) дверной затвор

2) засов.

Успешное развитие Дербента в албанский (античный) период было прервано в середине III века нашей эры походом персидского царя Шапура I. В одном из наиболее значительных древних храмов Ирана была обнаружена сасанидская надпись, в которой сообщается, что «кони и люди Шапура» дошли «до Албанских ворот, там где Шапур, царь царей, с конями и людьми, сам… разрушения и пожарища… учинил…»». Варварские последствия этого похода персидского царя Шапура I оставил следы в памяти моего маленького табасаранского народа. При упоминании города Дербента и по сегодняшний день мой народ вспоминает имя этого варвара и город называют «Шагьур» — «Шапур».

Слово Дербент состоит из двух частей: дере и бент. В переводе с табасаранского слово «дере» означает плоскостная земля, долина находящийся между горами, хребтами или расположенная за или под хребтом долина, равнинная земля. В нашем варианте «дере», это долина, которая расположенная под хребтом БЕНД (Бентгьар). Древние предки табасаран возможно местность где сейчас расположен город Дербент называли ДЕРЕ-БЕНД и название первого поселения табасаранов наверное тоже носило название данной местности «Деребент». Со временем слово, название Деребент превратилось в современное название Дербент.

А, кто сомневается в этом, достаточно еще раз взглянуть на древние источники: Убейда Джеррах встретился с правителем Табасарана, который состоял в мазхабе мусульман, и сказал им: «Я прибыл из вилайета Арабистан, намерен сражаться с хазарским племенем. Вы помогите мне»…

Пройдя через городские ворота Дербенда и, выйдя через ворота Кырхлар, дошел до сада (багъ) Авайин». Абу Убейда выделил из [своего] войска для нападения и грабежей две тысячи конных воинов — всадников — на Йерси, Дивак, Зил, Дарвак, Химейди…

Это слово табасаранского языка и означает «багъ Авайин»-«сад Дедушки» И сегодня эта местность ниже северного поста ГАИ г. Дербента называют «АВАИН».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я