История Табасарана

Иса Исаев, 2020

Историческая книга про народ Табасаран в Республике Дагестан с древнейших времен до наших дней. Автор по древним историческим источникам воссоздает хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней.

Оглавление

Промывальны золота и рудники самоцветов Табасарана

Не пером написана история моего народа — она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками.

«Почти ни один завоеватель не миновал Табасаран. Гунны, сасаниды, хазары, русы, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы — все эти… побывали здесь…». Но, ни один из них долго не оставался в Табасаране.

Топонимика почти каждого аула по сегодняшний день сохранила следы пребывания этих варваров:

Разрушенные села (стертые с лица земли населенные пункты) во времена захватнических войн варварских держав против табасаранского народа.

АРЧУГ (АРЧУГЪ)

Разрушенные села: ЧIуру гъул — на северо-запад, 0,8 км.

АСККАН ЯРАКК

Разрушенные села: Беграндик гъул — на север. Ч1валк-карин — на восток. Гъюбрягъ — на восток. АйитIгъул — на юг. ЧIучIгъарин — на юг. Амнарин — на запад. Инжинарин — на север.

БУХНАГ (БУХЬНАГЪ)

Разрушенные села: ДерчIвгъярин гьул — на северо-восток. Хццулар — на восток, 1 км.

ВЕРТИЛ (ВЕРТIИЛ)

Разрушенные села: ЧIихтIил — на северо-восток, 0,5 км. ЧIиларин гъул — на восток, 1 км.

ГЯРИГ (ГЬЯРИГЪ)

Разрушенные села: Кьява, селение — на юг, 1 км.

ГУРХУН

Разрушенные села: Гирхьни — село всосавшееся в землю — на восток, 0,7 км.

ГАРИХ (ГЬАРИХЪ)

Разрушенные села: Рякъюлар — на восток, 1,5 км. Кюшкъяр.

КУШТИЛ (ГЪУШТIИЛ)

Разрушенные села: Гьювариъ — на юг, 1,5 км. ГъямпIлин гъулахъ — на восток, 2 км. Жвурдагъ — на восток, 2,5 км. Гьяригъ — на восток, Зкм. Гъаз’ярин хутIларихъ — на северо-восток, 0,8 км. Мяхълар — на запад, Зкм.

КОНДИК (ГЪВАНЖИКК)

Разрушенные села: Рягъччккарин гъул — на север 1 км. Кьулхъарин гъул, Чиар, Гъимгьар, Хьанар, Илжгьяр, Вакъйир, ТIитIивар, Журсар…

ГАСИК (ГЬЕСИХЪ)

Разрушенные села: Мешермар — на восток, 1,5 км. Кючгьяр — на юг, 2 км.

ГУМИ

Разрушенные села: ЧIири гъул — на юг. Гьюжриярин йишв.

ГЕПИЛ (ГЬЕПIИЛ)

Разрушенные села: Сина — на север, 2 км.

ГУЛЛИ (ГЪУЛЛИ)

Разрушенные села: Урситъ (Юрсигъ). Чириндихъ.

ДУМУРХИЛ (ДУМУРХЬИЛ)

Разрушенные села: ЦIунтIарин гьюлягъишв — на юг, 1 км.

ТАТТИЛ

Разрушенные села: Мизран — на север, 1 км. Синик — на восток, 1 км.

ЗААН ЯРАКК

Разрушенные села: ГьарчIвла — на востоке. Афна — на востоке.

ЗЮРДЯГ (ЗЮРДЯГЪ)

Разрушенные села: Гъурхлар — на юг, 1,5 км. Афна — на запад, 2,5 км.

ЗИЛДИКК

Разрушенные села: РаццачIитаб — на восток. ШантIа-рин гъул — на север. Бачи жардрягъ — на запад.

ККУВИГ (ККУВИГЪ)

Разрушенные села: Аьхъмюкъ — на севере, 0,5 км. «Кьул’ин» — на востоке, 1 км. Жандукарин Гъюлягъишв — на востоке, 2 км.

КУЛИКК (КЬУЛИКК)

Разрушенные села: Хираригъ — на севере, 0,7 км.

ККУВЛИГ (ККУВЛИГЪ)

Разрушенные села: Гагьран гъул.

КУЖНИК (КЪУЖНИК)

Разрушенные села: Уьрхлигъ. Жяргъяр. Кьилдик. Жякъиникьар. Ханбижар. Хинаъ. К1елдик. Мазайин хяр.

ЛЯХЛА

Разрушенные села: Уркъин — на север, 2 км. Хьаржакъ — на юг, 3 км. НитIарикк — на юго-восток, 6 км.

ЛИКА

Журас — на север, 2 км.

МАЖГУЛ (МАЖВГУЛ)

Разрушенные села: Гьюржиригъ — на запад. Афачрин — на юг. Гуршар — на юг. Гьюржиригъ — на юг. Шимигъишв — на запад.

НИЧРАС (НИЧIРАС)

Разрушенные села: ЭбелтIин — на север, 3 км. Инжинарин гъул — на север, 2 км. КьяппартIин. Гъуярик. ЧIуру гъюлягъ. Унжларин гъул.

ПИЛИГ (ПИЛИГЪ)

Разрушенные села: Жиж’варин гъул — на восток. Кьялягъ — на север, 2 км. ГижетI — на север, 2 км. Балбнарин гъул — на север, 0,3 км.

РУГУЖ

Разрушенные села: Кьюлягъ — на север, 6 км. Гьяжигъ-ярин гьюрдар — около села.

СУЛАНТИЛ (СУЛАНТIИЛ)

Разрушенные села: АхьнитI — на восток, 2 км. Суннар — на восток, 1 км.

СЕРТИЛ (СЕРТИIЛ)

Разрушенные села: Къухрар — на западе. Къярпткъар — на западе. ЦIумакь.

СИКУХ (СИКIУХЪ)

Разрушенные села: Къярихъ. Зерт ил. Хякъ — все эти села находились на севере, на одной территории.

ТЮРЯГ (Т1ЮРЯГЪ)

Разрушенные села: Инжла — на юг, 2 км. Хурцак — на юг, 1,5 км. АрчIитI — на восток 1,5 км. Хяняригъ — на север, 1,5 км. Хяракишв — на запад, 1 км. ХулартIин — на юго-запад, 1 км. Дакьраъ — на север, 1,5 км.

УРТИЛ (УРТIИЛ)

Разрушенные села: Бечер — на север, 0,5 км.

УЛЦЦИГ (УЛЦЦИГЪ)

Разрушенные села: Ккимирин къяр.

УЛУЗ

Разрушенные села: Къурма — на восток. Бижниин — на северо-восток, 1 км.

ХЮРИКК

Разрушенные села: Турагъ — на северо-восток, 3 км. Хинаъ — на север, 4 км.

ХИВ

Разрушенные села: Гасул — на север, 2 км. Гамагь на север 2 км. Ккалай — на юг, 2 км. Ккилар — на север 2,5 к Кьялччвяр — на север, 3 км. КIелжикк — на восток, 3,5 км. ЧIуру на запад, 3 км. Дерчва (Дукъларикк) — на север, 3 км. Фкъарик — на север, Зкм, и город Гардашан (Гардаман).

ХОРЕДЖ (ХРИЖВ)

Разрушенные села: Жвугьудрин дагрихъ — на запад, 7 км. Кют, Хина, Арарик.

ХАЛАГ (ХАЛАГЪ)

Разрушенные села: Гьери — на юг.

ХЮЧНА

Разрушенные села: Укъури — на восток, 3 км. РухьатI — на юг, 2 км. Жемягъ — на восток, 3 км. Башмагъ тепе — на юг, 1 км.

ХАРАГ (ХЬАРГЪ)

Разрушенные села: Никьардаригъ — на запад. Ягълугь.

ЦУРИТИЛ (ЦIУРИТIИЛ)

Разрушенные села: Зиккар — на восток, 2 км. Гиндигъар — на северо-восток, 1 км. Марццулар — на северо-восток, 0,2 км. Эбнер — на юго-восток, 0,3 км. АхьнитI — на юг, Зкм.

ЦУДУК (Ц IУДИХЪ)

Разрушенные села: Дирчва — на юг, 2 км. ЧIуру гъул — на юго-восток, 1 км. Кьалариъ — на северо-восток, 1 км.

ЦАНИТИЛ (ЦIАНИТИIЛ)

Разрушенные села: Гьяварихъ — на запад. ЦIюлгьярин гъул — на юг.

ЦАЛАК

Разрушенные села: Бачан — на восток, 3 км.

ЧЮВЕКК

Разрушенные села: Жагран — на севере, 0,2 км. ЧIири гъул — на восток, 0,5 км. Сенгриъ — на северо-запад, 0,5 км.

ЧИРИ (ЧЬИРИ)

Разрушенные села: Ванихъ — на север, 3 км. Вахьдихъ — на юг, 1 км. Гурдаригъ — на восток, 1,5 км. Гурдаригъ — на запад, 2 км. ГьидиртГин йишв.

ЧУРДАФ (ЧIВУРДАФ)

Разрушенные села: Бертгъярин гьул. Севлихъ.

ШИЛЛА

Разрушенные села: ЦIумакъ — на юго-восток. Гъюр-дартIил — на северо-восток,

ЯРАГ (ЯРАГЪ)

Разрушенные села: Ярагъ — на восток, 0,5 км.

ЯРГИЛ (ЯРГЪИЛ)

Разрушенные села: ЧIуру — на горе латахъ — на запад, I км. ЧIуру — на восток, I км. Вачи жердряуъ — на север, I км.

Более того, по всему Табасарану раскиданы безымянные кладбища с наспех поставленными необтесанными плитами над могилами непрошеных «чужеземных гостей»:

По верхней дороге в с. Кондик справа от верхнего поворота имеется старинное кладбище (Нукьарин к1ул). На надгробном камне с лицевой стороны в центральном поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеется изящная надпись высеченная очень красиво, буквами — она нанесена непонятным шрифтом. На обратной стороне на надгробном камне высечены доспехи воина; меч, шпага, револьвер, кувшин и другие вещи. По изящной надписи и рисунку можно сразу предположить, что здесь похоронен великий воин. Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что находится напротив ущелья Джеваншира (Джевенжин гъяр), а чуть выше — озера Ирана (Иран даграр). А разве не здесь похоронен великий албанский принц Джеваншир?

В нескольких метрах от описанной могилы расположена другая могила. На надгробном камне в глубоко врезанном рамочном обрамлении изображен равноконечный крест с расширяющимися крыльями. Он имеет четырехугольную форму с тройными лепестками на концах.

Возникает вопрос. А какой католикос похоронен здесь? Официальной датой правления католикоса Елиазара принято считать период с 683 по 689 годы. Возможно, что в 681 году к хазарам Елиазар был направлен в епископском достоинстве. Но более уместно предположить, что начало правления Елиазара приходится на 680/681 год. После католикоса Захария Албанскую Церковь поочередно возглавляли католикосы Иоанн (644–671), Ухтанес (671–683) и Елиазар (683–689).

Табасаран — удивительно красивый уголок Дагестана. Природа наделила его живописными ущельями с журчащими серебристыми речками, вереницей хребтов, покрытых густыми лесами, беспорядочно перемешанными с альпийскими лугами, богатым животным миром и гостеприимным народом.

Этот неповторимый край Южного Дагестана с незапамятных времен населялись «албанами», «каспиями», «таваспарами», «таваспаранами», «табарсаланами», «табасаранами». Так их называли в разные времена в разных исторических источниках. Путешественник 12 века Абу-Хамид аль Гарната, совершивший путешествие по Северному Кавказу и проживший у них около трех лет говорит, что при посещении им Кавказа жил у эмира Абу-л-Касима и этот эмир говорил на разных языках, такие как: лакзанский, табаланский (табасаранский), фи-лакский и закаланский, тюркский, и арабский, и персидский.

Естественное стремление маленького народа к свободе и независимости отразилось в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.

Такая палитра несказочной прозы тысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. В каждом ауле бытуют легенды о борьбе табасаранского народа с полчищами. Краткое содержание легенд таково, что варвары поголовно истребляли все трудоспособное население, а женщин с грудными младенцами собирали на ток-площадки для молотьбы и устраивали по ним скачки и молотили копытами коней. Около с. Куштиль Хивского района до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар, означающее «Кровавые ток-площадки», в память о «молотьбе шаха», особом виде казни, производившимся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все не погибали.

Кюраг (Кюрягъ)

В горной части Табасаранского района, на хребте, на левом берегу речки Афнанир. Святые места: НикьартIил — место где, 1700 годы под конями варваров молотили детей, на восток, 0,2 км.

Цудук (Ц IУДИХЪ)

Кровавые камни (Ифдин гъарзар) — в новолуние рисунки на этих скалах, нарисованные кровью, узнаются на расстоянии — на западе, 2,5 км.

Кувиг (КУВИГЪ)

Свыше 1,5 км над уровнем моря расположена высокая гора «Каркул» (Кьаркъул дагъ), площадка на которой называется «Эреллер». По преданию на этой площадке иранские полчища молотили жителей близлежащих аулов, и образовалось озеро из крови, известное как «Озеро крови» («Ифдин дагар»). По другим преданиям на местностях «Сенгирик» и «Кай-куйди» (Къай-къуйдиъ) шахские войска также молотили табасаранских детей и стариков.

Вертиль

Одной из достопримечательностей села является местечко ЧЫхтЫл, где во время праздников проходят встречи молодежи Хивского и Табасаранского районов. На одной части этой поляны находится старинное кладбище, где имеются крупнейшие надгробные камни трех братьев — Ананы, Мананы, Мусананы.

Кондик (ГЪВАНЖИКК)

В верхней стороне с. Кондик местность называется «Иран даграр» (Озера Ирана), а ущелье — «Джевенжин гъяр» (ущелье Джеваншира). При попытке в обход села Кондик (Гъванжикк) пройти в с. Журас (село не существует — уничтожено в те годы), албанский принц Джеваншир во главе албан встретил персов, где произошло кровавое побоище. Кровь текла рекою, свертывая в равнинной местности, создавая озера. Остатки персов были загнаны в это ущелье. Эта местность и по сегодняшний день называется «Иран даграр» — (Озера Ирана)), а ущелье — «Джевенжин гъяр» — (ущелье Джеваншира). События датируются 639 годом. (Албанский принц Джеваншир 616–669).

Хив

Памятник, высеченный из очень твердой породы камня — доломита, наклонен лицевой стороной вперед: вот почему надпись более чем тысячелетнего возраста так хорошо сохранилась — она нанесена куфическим шрифтом со значительными элементами насха и занимает 7 строк. Перевод гласит: «Это могила Хаджи, сына Халифа и мать его М.Р.Х.К. Умер он в чуму в триста двадцатом (году)» (320 г.х. = 13.1.932-1.1.933 г.).

В нескольких метрах от описанной стелы обнаружены обломки памятника, палеографические особенности которого позволяют отнести его к X веку.

Центральное поле в глубоко врезанном рамочном обрамлении имеет надпись в 10 строк хорошей сохранности, которая гласит: «Милостивый, милосердный. Это могила Баиша, дочери Л.ш.х.н.р. Да осветит Аллах их могилу. Я верю в Аллаха… с опорой Аллаха. Пусть Аллах… спасет его». Памятник, кроме прочего, примечателен тем, что принадлежит он женщине.

Селение Хив — единственное в Южном Дагестане село, на которое в 1942 году была сброшена вражеская бомба.

Гюхряг

На территории села (участок Чвараг) имеется священное место Пир, где на камне высечена надпись 210 год по Хиджре.

Недалеко от Джума-мечети в Дербенте была расположена баня, где можно было совершить полное омовение (гусль). Перед входом в мечеть врыт каменный столб — молчаливое напоминание о прошлом. По преданию, здесь иранский Надир-Шах, напавший в 1741 году на Кайтаг и Табасаран, велел насыпать холм из человеческих глаз. Этой экзекуции подверглись жители непокоренных аулов Кайтага и Табасарана.

Чрезвычайная сложность исторических, этнических и лингвистических проблем, связанных с “горой наречий”, очень затрудняет отождествление названий, приводимых в арабских источниках; еще больше осложнений вносит в дело арабский алфавит, совершенно неподходящий для передачи необычных иностранных имен (Так в арабском тексте Ибн А’сама (см. А. Н. Курат, — “Ankara Universitesi, dil ve tarih dergisi”, 1949, VII/2, стр. 268) и у Ибн Асира (V, стр. 45) название реки Алран (текущей на расстоянии шести фарсахов от ал-Баба) должно читаться *ал-Вак. Другая форма того же имени Дарвак (Дарбах) у Гарнати (изд. Феррана, стр. 83) передана как вместо правильного ад-Дарвак).

Любопытным является и проклятие, бытующее в Табасаране, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: «Двадцать тысяч проклятий тебе!». Такая его гиперболическая форма, скорее всего, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана.

И еще одно поверье бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз — и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен весь смысл истории Табасарана. К слову сказать, проклятья — это целый жанр табасаранского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса. И каждый из этих варваров оставил свой отпечаток в истории моего маленького гордого народа.

В экспозиции азербайджанского Государственного музея искусств имени Рустама Мустафаева представлены редкие образцы средневековых металлических изделий с художественной рельефной обработкой.

Своей формой и орнаментальным богатством отличается «Şərbət qabı» («Шербетница»). На ней высечена надпись религиозного содержания: «Без воды сыны и дочери пророка иссохли от жажды. Каменное сердце и то бы растаяло. Реу, государство Табасаран. Реу — город, по заказу правителя Табасарана» — это приветствие последователям пророка. Чуть ниже, внутри, — 15 орнаментированных бута, в которых шрифтом «несх» на арабском языке написаны имена пророков. Далее следует изречение, типичное для шиитов: «Будь проклят Йезид» Сахиб Абдулали». Помимо изящных изображений, которыми разукрашен сосуд, удивительна его форма, напоминающая цветочный венчик, посаженный на высокую ножку. Надпись на шербетнице относится к 680 году.

Поселение Гамах-гул находится на приречной террасе у реки Рапакчай. От него остались лишь развалины, сохранилось небольшое кладбище с 40 надмогильными плитами и надмогильное сооружение — «гюмбет», названный в народе как Гамах наквар. На кладбище проводились раскопки. Их вела группа, возглавляемая сотрудниками ИИЯЛ ДНЦ АН СССР антропологом Ю. М. Гаджиевым. Было установлено, что здесь захоронено 25 детей в возрасте от 10 до 15 лет и 15 взрослых. Четыре черепа пробиты ударами кинжала или топора. Могильные ямы сделаны в виде вытянутого четырехугольника глубиной 1,5–1,8 метра. Детские захоронения расположены на глубине не более 1 метра. Погребальная камера устроена не по мусульманскому обряду — сбоку могилы, а внизу на правой стороне. Это место обмазывалось специальным глиняным раствором. В детских захоронениях обнаружены бусы, ожерелья, кольца, бронзовые браслеты. Это также нетипично для мусульманских захоронений, так как ислам запрещает класть в могилу какие-либо предметы, помимо покойника, облаченного в саван. На кладбище есть надмогильные плиты с куфическими и полу-куфическими арабскими надписями. Большинство из них пострадало от времени и трудноразличимы. Хотя кладбище и заброшено, местные жители все же ходят сюда на поклонение. Объектами поклонения служат «гюмбет» над могилой какого-то святого, также дерево Гамах-пир Достопримечательности кладбища, относящегося к переходному этапу от язычества к мусульманству, на этом не исчерпываются. Есть здесь и «священный» камень — известняк-ракушечник, большая часть которого находится в земле. Этот камень («лизи-гван» — белый камень) служит объектом почитания, в особенности в период засухи. Чтобы вызвать дождь, жители окрестных сел проводили особый обряд. Группа взрослых и детей во главе с муллой направлялась к этому камню. С него топориком откалывали крошки, которые бережно собирались муллой в платок. Затем процессия отправлялась на речку, где мулла, встав на камень посреди реки, ссыпал каменные крошки в воду, читая при этом молитвы из Корана. Находящиеся на берегу дети бросали камешки реку, стараясь обрызгать находящихся на берегу и муллу. Участники обряда расходились по домам, веря, что дождь пойдет тотчас как только крошки «священного» камня достигнут моря.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я