При дворе Медичи

Ирина Терпугова

Это книга в стиле фантастики о приключениях русских туристов в Италии. Супруги Карина и Ярослав решили совершить путешествие в Рим и Тоскану и во время поездки они периодически попадают в прошлое, где знакомятся с представителями династии Медичи. В Риме они попадают на банкет папы Льва X, во Флоренции гостят во дворце Медичи и знакомятся с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Рафаэлем Санти, Галилеем. Сюжет основан на реальных событиях, которые происходили во Флоренции в XV – XVI веках.

Оглавление

Глава 2. Рим

Разница во времени с Томском и Римом была 6 часов, на родине было уже 18 вечера. Пока прошли паспортный контроль, таможню, взяли автобус из аэропорта до станции Рома Термини и разместились а апартаментах — наступило время ужина. Карина с Ярославом пошли в ближайшую тратторию рядом с площадью Народа. Такой вкусной пасты они ещё никогда не пробовали! Она называлась: bucatini all’amatriciana, это были толстые макароны с дырочкой в центре, которые просто сбегали с тарелки. Поэтому приходилось нарезать их ножом. Соус состоял из томатной пасты с кусочками копчёной ветчины и красным луком, к нему принесли тертый овечий сыр и подчеркнули, что это именно римский пекорино. Другой нельзя, иначе получится совсем не тот вкус.

«Какие же итальянцы привередливые в еде», — подумала Карина.

Они решили взять у Нелли обзорную экскурсию и тур по музеям Ватикана. Без экскурсовода в Риме не обойтись, город очень большой, и слишком много достопримечательностей. А времени у Ярослава не было, чтобы самому продумать маршрут, слишком много было работы перед отъездом. Обзорная экскурсия состоялась на следующий день утром, гид оказалась веселой женщиной среднего возраста, маленького роста, с кудрявыми рыжими волосами и темно-карими глазами, которые поблескивали через очки. Нелли сказала, что она родом из Москвы, закончила там университет МГУ, факультет истории искусств. В Риме она живет уже больше 20 лет и постоянно учится. Ей пришлось сдавать очень трудный экзамен, письменный и устный, чтобы получить лицензию на работу экскурсоводом.

Во время экскурсии Нелли сначала показала церковь Санта Мария делла Виктория с шедевром работы Джан Лоренцо Бернини: «Экстаз Святой Терезы» в капелле Корнаро. Эта статуя из белоснежного мрамора изображала ангела, который метил стрелой прямо в сердце Святой Терезы. Святая лежала у его ног с полузакрытыми глазами, сверху на ангела падали золотые лучи солнца, а сама часовня была похожа на театр. Справа и слева в верхней части капеллы было два балкончика, в каждом из которых сидело по четверо мужчин из мрамора, которые смотрели на эту сцену.

— Это заказчики, хозяева часовни, члены семьи Корнаро, — объяснила гид. Оказывается, в каждой церкви какая-либо богатая итальянская семья покупала пространство, где они строили свою капеллу и украшали по своему вкусу фресками, статуями или иконами. Джан Лоренцо Бернини жил и работал в XVII веке, в эпоху барокко. Тогда была очень популярна отделка помещений разноцветным мрамором и позолоченная лепнина. Если, конечно, позволял кошелёк. Но в данном случае было видно, что позволял. Немного смущало выражение лица Терезы: оно выглядело так, как будто она достигла пика оргазма.

Потом они зашли все вместе в совершенно незаметную церковь Сан Пьетро ин Винколи, и тут Карина увидела один из лучших шедевров Микеланджело — статую Моисея. Тот сидел в центральной нише настенного памятника римскому папе Юлию II, как объяснила Нелли. Она долго рассказывала историю создания этого памятника, которая длилась почти 45 лет. Как Микеланджело задумал огромный похоронный монумент понтифика с тремя ярусами и 40 статуями в натуральную величину. Но он не подумал о том, что на каждую статую у него уходило не меньше года работы и таким образом великий скульптор запланировал себе работу на 40 с лишним лет. Потом, после смерти Юлия II, его наследники шесть раз просили Микеланджело поменять проект, и каждый раз уменьшать количество статуй. В конце концов их осталось всего шесть, и то только три из них работы самого Микеланджело: Моисей, Лия и Ракель. А остальные выполнили его ученики.

— Сначала Микеланджело изваял Моисея сидящим прямо и смотрящим вперед. Но потом ему вдруг пришло в голову, что пророк слишком статичен, и надо бы добавить движения. Поэтому скульптор развернул его голову налево, и левая нога немного отставлена назад. Посмотрите, как он рукой перебирает волосы бороды! — восхищалась гид. — Говорят, племянник понтифика сказал, что уже одного только Моисея достаточно, чтобы воздать честь папе Юлию II.

Моисей, Микеланджело Буонарроти, Рим

— А почему у Моисея рога? Ему что, изменила жена? — спросил Ярослав.

— Нет, они олицетворяют лучи солнца, которые расходились от головы Моисея, когда он спустился с горы Синай, — пояснила гид. — Просто сначала неправильно перевели с еврейского слово «karan», что означает «лучи». Его приняли за слово «keren», это переводится «рога».

— Он выглядит, как живой, — восхищённо заметила Карина. — Кажется, вот-вот встанет и пойдет.

— Есть такой анекдот, что когда Микеланджело закончил Моисея, он был сам настолько восхищён его реализмом, что сказал:

«Говори! Почему ты не говоришь?» — и ударил пророка молотком по колену, — радостно рассказывала Нелли, и все рассмеялись.

«Хорошо, что мы взяли гида, — думала Карина, выходя на улицу. — Мы бы сами на за что не нашли эту церковь, она в какой-то подворотне находится. И не узнали бы столько интересного про Микеланджело и папу Юлия II».

— А ещё, говорят, под губой Моисея в бороде спрятан медальон, на котором Микеланджело изобразил портрет папы Юлия II. Но мы не можем подойти близко и посмотреть, чтобы убедиться в этом, — продолжала гид, не умолкая ни на минуту.

Потом они посмотрели Колизей и восхитились его размерами. Римский амфитеатр, оказывается, был построен на месте большого озера, которое когда-то находилось в саду Нерона. Император Веспасиан приказал разрушить дворец Нерона и осушить это озеро. А когда на его месте император Адриан из династии Флавиев построил амфитеатр — туда перенесли колоссальную статую Нерона высотой 36 метров. Поэтому амфитеатр назвали: «Колизей» от слова: «колосс». Лицо Нерона, правда, заменили на облик римского божества.

«Вот как странно появляются названия», — удивлялась Карина. Сколько ни учись, всего знать невозможно. Они ещё долго бродили по городу, посмотрели остатки Римского форума, место, на котором был убит Юлий Цезарь, площадь Венеции, фонтан Треви, площадь Испании с фонтаном «Лодочка», площадь Четырех фонтанов. Все это, кроме форума, были творения Бернини. Как же он успел все это построить?

— Ничего удивительного, — объяснила Нелли, — у него было много помощников, которые работали по его проектам. Один, без помощников, ваял свои шедевры только Микеланджело. Поэтому он и был гением.

Под конец они успели попасть в Пантеон и посмотреть могилу Рафаэля Санти.

— Надпись на могиле художника переводится: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть», — пояснила Нелли. После этого они распрощались с гидом и договорились встретиться через два дня, когда они должны были вместе идти в музеи Ватикана. Завтра было воскресенье, музеи Ватикана были закрыты, и они хотели послушать мессу, которую читал папа Франческо I.

Вечером Карина и Ярослав пошли на ужин в ресторан на берегу реки Тибр, который им понравился своим видом на замок Святого Ангела. Римский барашек с артишоком тоже оказался очень вкусным, а тирамису на десерт было просто божественным. Ночью оба спали, как убитые, после такой насыщенной пешеходной экскурсии. А утром проснулись рано из-за разницы во времени и заспешили на площадь к собору. Нужно было ехать на метро, народу было много, но все же они добрались нормально. Понтифика удалось увидеть только издалека, но и этого было уже достаточно, чтобы Карина почувствовала себя счастливой. Ведь не каждый ведь день встретишь папу Римского, пусть даже на расстоянии.

Потом они гуляли по городу, посмотрели мост и замок Святого Ангела с огромной статуей Архангела Михаила с мечом, который он вкладывал в ножны. После обильного обеда Карина с Ярославом захотели отдохнуть, а потом сходить в две церкви, где находятся полотна Караваджо. Их просто завораживала живопись этого художника: черный фон и выхваченная лучом света основная сцена. В ней было что-то зловещее, как будто затягивало в преисподнюю.

Венера, Антонио Канова, галерея Боргезе, Рим

Следующие два дня пролетели незаметно. На третий день пребывания в Риме они посетили галерею Боргезе, куда им заказала билеты Нелли. Там оказалось много статуй работы самого Бернини и прелестная «Венера с яблоком» работы Антонио Канова. Гид во время обзорной экскурсии рассказала, что скульптору позировала полуобнаженной сама сестра Наполеона Паолина Бонапарт. Это вызвало большой скандал в обществе, все женщины её спрашивали:

«Как же вы на это решились? Неужели вам не было неудобно?» На что Паолина отвечала:

«Ну почему же неудобно? Мастерская Кановы очень удобная и хорошо отапливается».

«Смелая женщина, — думал Ярослав, глядя на скульптуру, — и очень остроумная. А судя по статуе ещё и красавица».

На следующий день у них была запланирована экскурсия с Нелли в собор Святого Петра и в музеи Ватикана. Собор поразил своей монументальностью и великолепием внутри.

— Когда Микеланджело проектировал купол собора Святого Петра в Риме, — рассказывала гид, — он взял за основу флорентийский. Но он не повторил купол Брунеллески, а создал что-то своё. Говорят, перед отъездом из Флоренции он сказал:

«Я еду в Рим строить его сестру. Она будет больше, но никогда не будет лучше». Жалко, что при переводе теряется рифма, по-итальянски будет: «Vado a Roma a fare la sua sorella. Sara piu grande, ma mai piu bella».

Купол и собор были грандиозными, в центре площади стоял египетский обелиск, а вокруг была мощная колоннада со статуями святых и апостолов наверху. Нелли рассказывала, что все 284 колонны были построены по заказу Римского папы Александра VII в середине XVII века, автором проекта был Джан Лоренцо Бернини. Он спроектировал 2 полукольца колонн из травертина, которые, как щипцами, охватывают площадь окружностью 196 метров. Напротив входа на площадь находится другой проход, он которого колонны ведут прямо ко входу в собор Святого Петра. Поход между колоннами не прямой, он расширяется по мере приближения к фасаду храма, что зрительно увеличивает сам проход и размеры колонн. Если смотреть на площадь сверху, поднявшись на купол собора, то по форме она напоминает огромный ключ. То есть символизирует ключ от Рая, который Иисус передал апостолу Петру. Ещё одна интересная особенность в том, что площадь с обелиском находится ниже по уровню, а проход с колоннадами постепенно повышается при приближении к храму, и как будто втягивает посетителя внутрь собора.

Гид рассказала также, что обелиск высотой 25,5 метров и весом 350 тонн был привезён из египетского города Гелиополя во времена правления императора Калигулы в 37 году нашей эры. Изначально он находился в центре цирка Нерона и оставался там после его запустения, но лежал уже горизонтально. Согласно преданию, именно на этом месте был подвергнут мучениям и распят за веру апостол Петр, а потом уже построены собор Святого Петра и Ватиканский дворец. В конце XVI века архитектор Доменико Фонтана по заказу Римского папы Сикста V поднимал обелиск на пьедестал высотой 15,5 метров с помощью огромной пирамиды из дубовых лесов. На это понадобилось 800 рабочих, 75 лошадей и 44 лебедки. Таким образом была проделана грандиозная работа. Наверху обелиска сначала был большой шар, где, по легенде, хранился прах Юлия Цезаря. Но когда его смонтировали, то внутри нашли только пыль. Шар убрали в музеи Капитолия, а наверху обелиска разместили бронзовый крест с лучами, в который вмонтирована реликвия — кусочек животворящего креста.

Внутри храма справа Нелли показала за стеклом первую статую на тему: «Оплакивание» работы молодого Микеланджело Буонарроти. Она рассказала, что он работал над этим изваянием в возрасте всего 24 лет по заказу французского кардинала Жана Билер де Лагрола. Эта статуя предназначалась для капеллы королей Франции, которая находилась рядом со старой базиликой Святого Петра. В начале XVI века, по мере того, как собор расширяли, капелла была разрушена, и шедевр Микеланджело перенесли в храм.

— Какая тонкая работа, — восхищалась Карина, — кожа как бархат, каждая мелкая деталь видна, даже завитки на бороде Христа. И какое печальное лицо у Богородицы, прямо расплакаться хочется.

— А почему Мадонна так молодо выглядит? — спросил Ярослав. — Даже моложе сына. Ведь если она родила его лет в 17, а он был распят в 33 года, Богородице должно быть 50 лет на тот момент.

— Вот то же самое спрашивали и у Микеланджело, — ответила Нелли. — Он сказал, что Святая Дева никогда не стареет, а остается вечно юной. Кстати, это не единственная работа Микеланджело на эту тему. Второе его «Оплакивание» находится во Флоренции в музее собора Санта Мария дель Фьоре, вы можете там её посмотреть. А третье в Милане, он ваял его уже перед самой смертью в возрасте почти 89 лет и не успел закончить, умер.

Балдахин работы Бернини над могилой Апостола Петра тоже впечатлил своими размерами и красотой. Нелли рассказала, что он был построен для обозначения места, где был похоронен апостол Петр, и находится прямо над склепом базилики. Сейчас это место называется: «Пещеры Ватикана», там находятся захоронения почти всех Римских пап, сменявших друг друга на Святом престоле. Сам балдахин состоял из 4-х витых бронзовых колонн, над капителями которых были высокие каменные основания, а на них через выражения женских лиц изображены фазы родов. Все это было невероятно интересно, жалко только, что снизу не было возможности разглядеть.

Колонны были соединены горизонтальным антаблементом, над которым от углов шли 4 другие, изогнутые в виде запятой, колонны. Они украшены лавровыми ветвями, которые символизируют страсть заказчика папы Урбана VIII к поэзии, ящерицами, символизирующими новое рождение и поиск Бога, и пчелами, которые есть на гербе папской семьи Барберини. Эти колонны были соединены наверху изогнутым антаблементом, украшенным позолоченным шаром с крестом. Как и все другие творения Бернини, этот балдахин является шедевром архитектуры барокко. Карина и Ярослав глаз не могли отвести от восхищения, все остальное в соборе тоже заслуживало внимания. Но времени оставалось мало, им предстоял долгожданный визит в музеи Ватикана.

Билеты были заказаны заранее, поэтому не пришлось стоять в огромной очереди, которая даже в феврале, как змея, опоясывала соседние здания. Внутри была толпа туристов, но они с помощью гида ловко обходили всех людей и останавливались только перед самыми ценными шедеврами. А их было много: алтарные образа, античные римские и греческие статуи, огромные географические карты, древние манускрипты, драгоценности. В маленьком дворике они увидели знаменитого «Аполлона Бельведерского» и «Лаокоона с сыновьями» — две античные римские статуи I века нашей эры. «Лаокоон» был копией греческой бронзовой скульптуры, но оригинал утерян. Потом были апартаменты, которые украшал фресками молодой Рафаэль Санти.

— Посмотрите на эту сцену: «Папа Лев III коронует Карла Великого, — говорила Нелли. — Видите этого хорошенького ребенка, который смотрит на зрителя? Это, предположительно, изображен Ипполито Медичи, внебрачный сын Джулиано Медичи, младшего брата папы Льва X. Но о династии Медичи вам расскажет больше Ирина во Флоренции, они оттуда родом.

— Я читала в самолёте книгу о Медичи, но не успела закончить, — сказала Карина, — дошла только до Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. А папа Лев X кем ему приходился?

— Средним сыном, а младший был как раз Джулиано, отец Ипполито.

— Про него я ещё не читала, — ответила Карина.

— А про убийство Джулиано Медичи, брата Лоренцо, уже прочитала?

— Нет, только про то, как Лоренцо спас своего отца, и про его свадьбу на Клариче Орсини.

— Ну тогда еще все самое интересное впереди! — засмеялась Нелли. — Все услышите во Флоренции, и собор увидите, где убийство произошло.

Потом они посмотрели портреты Леонардо да Винчи, Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти и автопортрет самого Рафаэля Санти на фреске: «Афинская школа», и после этого прошли в Сикстинскую капеллу. Вот тут они застыли с открытыми ртами. Фрески Микеланджело произвели на них эффект удара током, такая была энергетика. Нелли пыталась сначала показать им росписи на стенах, который писали Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Пинтуриккьо и еще кто-то. Но это были просто красивые, правильно написанные сцены. От фресок работы Микеланджело веяло силой, магнетизмом, энергией и каким-то, действительно, ужасом. Особенно «Страшный суд» на алтарной стене — огромное количество мускулистых полуобнаженных тел на фоне ярко-синей ляпис-лазури, так называлась эта дорогая краска. И работал Микеланджело один, без помощников! Просто невероятно, как он смог прожить 89 лет, если так много и тяжело работал.

— Микеланджело все фигуры написал обнаженными, — рассказывала гид. — Но потом вселенский собор католической церкви, который проходил в городе Тренто, запретил обнажённые тела в искусстве. Тогда художнику передали от папы, чтобы он навёл порядок на фреске. На что Буонарроти ответил:

«На фреске навести порядок не сложно, пусть лучше папа наведёт порядок в мире». И отказался исправлять сцены.

— Почему же они все равно прикрытые? — спросил Ярослав.

— Потому что за него нарисовал штанишки его последователь Даниэле да Вольтерра, за это его даже прозвали «штанописец», — весело ответила Нелли.

— А это кто такой страшный? — спросил Ярослав, показывая на фигуру с уродливым лицом и длинными ушами.

— Это Минос принимает души умерших грешников в Аду. На самом деле Микеланджело изобразил папского церемониймейстера Бьяджо да Чезена, который раскритиковал его работу. Так мастер ему отомстил. Смотрите, как змея обвивает тело Миноса и кусает его орган.

— А как церемониймейстер потом на это отреагировал? — спросила Карина.

— Устроил скандал и попросил папу убрать его из Ада. На что папа Павел III с притворным ужасом ответил:

«Что ты, даже я не уполномочен убрать тебя из Ада!».

— А вот тот, с бородой наверху, который держит нож и какую-то шкуру? — спросил Ярослав.

— Это Святой Варфоломей апостол, с которого сняли кожу живем, когда мучали за веру. В лице Святого Варфоломея Микеланджело изобразил писателя, критика и памфлетиста Пьетро Аретино, который постоянно слал ему письма с советами, как писать «Страшный суд». Буонарроти не выдержал и написал в ответ: «Господь Бог в день Страшного суда, несомненно, прислушается к вашим советам. Мне же позвольте писать по-моему». А снятая кожа у него в руке это автопортрет самого Микеланджело.

Экскурсия в музеи Ватикана заканчивалась визитом в Сикстинскую капеллу, после чего они уже двигались по направлению к выходу. Вдруг Карина увидела неприметную дверь в стене, которая была слегка приоткрыта.

— А что за этой дверью? — спросила она гида.

— Туда никого не пускают, даже гидов и студентов, — ответила Нелли. — И вообще она всегда закрыта, впервые вижу её открытой. Но я нашла одну старинную книгу в библиотеке, там говорится о секретных кухнях Ватикана, вход в которые был разрешен только доверенным поварам и слугам. Там готовили еду для пап, а потом по тайным коридорам официанты доставляли блюда прямо в столовые или банкетные залы. Это было сделано с целью предотвратить отравление. Подозреваю, что эта дверь ведет как раз в одну такую кухню.

— А туда можно войти? — спросил Ярослав.

— Вообще-то нет, нельзя, — Нелли оглянулась в поисках служащего и увидела, что тот сидел в углу на стуле, уткнувшись лицом в телефон. — Но пока смотритель играет с телефоном, он ничего не видит, и не слышит. Так что можем попробовать, мне самой любопытно.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я