Приграничная полоса времени. Избранное из цикла «Мои современники»

Ирина Соловьёва

В книгу «Приграничная полоса времени» вошли избранные авторские статьи, посвященные исследованию творчества современных поэтов и писателей, очерки и заметки из цикла «Мои современники».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приграничная полоса времени. Избранное из цикла «Мои современники» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Слово о детской поэзии

Детская тема занимает особое место в поэтическом наследии Терентия Травника. Мир детства — неповторимый мир, раскрашенный детскими фантазиями и помогающий ребенку создавать собственные миры, удобные для проживания. Стихотворения для детей поэта написаны простым и понятным для ребенка языком. Его стихи интересны и увлекательны для детей — это и мир игрушек «Мои игрушки», и мир домашних любимцев: «Про кота Мурлыку», «Баламут», «Ну и кошки», и мир предметов быта, одухотворенного детским воображением: «Чайник и самовар» и многие другие.

Образы, созданные поэтом в стихотворениях, написанных для детей, увлекают ребенка, расширяют его

знание об окружающем мире, тем самым обучая, развивая и обогащая его душу. Так, в стихотворении «Листики», автор, давая детям своеобразный урок природоведения и рассказывая детям о разнообразии листочков у разных пород деревьев, учит ребенка наблюдательности, предлагает ему самому увидеть и придумать слова, которые отличают листик березки от листьев других деревьев. Известно, что в детстве Терентий любил собирать разные листья и травы, составляя из них гербарий. Это увлечение, позже ставшее хорошим знанием о растительном мире, поэт сохраняет всю свою жизнь. Еще в студенческие годы, его называли Травником сокурсники и друзья. Это и послужило появлению, теперь небезызвестного псевдонима в литературном мире.

В стихотворении «Считалочка» поэт рассказывает ребятам не только о том, как называются детеныши у разных животных, но и показывает особенности детского языка и детской логики: раз «бельчонок — у беличихи», значит «лисенок — у лисихи»! А автор с любовью поправляет: «Не лисихи, а — лисицы! Будешь — первым ты учиться». В стихотворении «Мишка» умиляют две первые строки, написанные им детским языком с глубоким пониманием детской логики: «Мишка шлепает по лужам, потому что неуклюжий…» — истинно, только ребенок так может рассуждать, и в конце истории про мишку, который простудился и пьет горькую микстуру, автор завершает:

Он лежит в своей кроватке,

Под подушку спрятал лапки,

Знает Мишка: ко всему

Мёд достанется ему

Терентий Травник. 2005 год.

Стихотворение «Юный художник» — просто кладезь детских умозаключений и рассуждений, оно буквально «пересыпано» ими:

Я слепил из пластилина

Королевского пингвина,

Чтобы тот не вешал нос —

В холодильник жить отнес,

Вынул масло и творог

И поставил в уголок.

Читая детские стихи поэта не перестаешь удивляться исключительной способности мастера, почти с гениальной легкостью, воспроизводить ход рассуждений ребенка, да еще и в поэтической форме!

Детство — самая важная пора в жизни каждого человека, именно в эту «золотую пору» в психике ребенка формируется не только базовое доверие к миру, но и здоровое представление о нем, где фундаментом для гармоничного развития ребенка становится родительская любовь. Наполняя ребенка любовью, мы, таким образом, творим свободную и уверенную личность, хорошо адаптированную к преодолению непростых жизненных ситуаций. Мир детской поэзии Терентия Травника наполнен яркими красками и образами детства, которые поэт сохранил в своей душе, и великодушно дарит всем детям, наполняя их сердца любовью, которую с избытком получил от своих родителей.

Природа очень мудро распорядилась, создав в жизненном цикле человека период детства. Все мы «родом из детства», детства, наполненного радостью каждого дня, беззаботностью и возможностью отдаваться любимому занятию — Игре. Её Величество Игра влияет на формирование произвольности психических процессов у ребенка: произвольного внимания и произвольной памяти, ведь в процессе игры ребенок произвольно сосредотачивает свое внимание на предметах, включенных в игровую ситуацию и ему необходимо запоминать условия игры. Именно в игре формируется особое свойство мышления, позволяющего встать ребенку на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Игра имеет определяющее значение для развития воображения. В процессе игры приобретаются навыки общения, а необходимость подчиняться правилам игры, способствует развитию чувств и воли. Вот как важно, чтобы в период детства наши дети вволю наигрались, набегались и нагулялись. В стихотворениях «Весеннее. Детское», «Плющихинское», «Такой случай», «За жужалицами» и др., Травнiкъ рассказывает о своем детстве, и в этих историях каждый ребенок с легкостью может узнать и себя, и своих друзей. Эти стихотворения органично вписываются в детское сознание и становятся неотделимыми от самих детей. А еще эти стихи… очень добрые.

Игра является для ребенка и способом познания мира, и развитием его психических процессов, и особой формой социальной адаптации. В общении с детьми сам поэт постоянно импровизирует, придумывая разные игры для них, загадки, скороговорки (скороговорилки, скороговорушки, как он сам их называет), «жужжалки» и считалки. Например, придуманная Травником поэтическая «Детская игра Пумпурум», прекрасно помогает развитию памяти ребенка, ведь победителем в игре становится тот, кто сможет без ошибки повторить стихотворение и остаться до конца в игре:

Т. Травник с детьми в мастерской в Ясенево. Москва. 1992 г.

Пумпурум сидел на стуле,

Пумпурум качал ногой,

Пумпурума ветром сдуло,

Он упал вниз головой.

Ловко отскочил от пола

И на стул уселся снова.

Пумпу раз и два, и три

Ты (показать кто) за мною повтори.

Стихотворение, стержнем которого является «детское» слово «пумпурум», легко запоминается и воспроизводится детьми. Дети — талантливые и непревзойденные создатели выразительных слов в период развития речи. Они с азартом играют в эту игру. Принимать участие в этой игре может любое количество детей, а правила игры — просты и увлекательны. Детских поэтических игр, сочиненных им, немало. Среди них особо выделяется игра-загадка «Летняя игра в огурцы», своеобразием которой являются загадки на различные явления природы. В разные годы поэтом созданы такие игры, объединенные им в единый цикл детских стихов «Стихи-загадки».

Созданные персонажи помогают в игровой форме овладеть маленькому человечку миром окружающих его вещей и предметов, миром людей, с которыми ребенок взаимодействует в процессе общения и игры. Все это создает условия развития ребенка, его познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, речи, воображения и высшего познавательного процесса — мышления.

Детская поэзия автора — это не только удивительные стихотворения, передающие особенности детского мышления в отображении юного познания мира, но это еще и умение автора передавать поэтическим словом нюансы детского рассуждения и размышления. В забавном стихотворении «Про ёжика» наглядно представлен процесс начального формирования логического мышления у ребенка, стремления ребенка проникнуть в суть увиденного им явления:

По траве мешок ползет —

Кто-то хвою в дом несет.

И торчат от ёлки

Из мешка иголки.

Надо ёжика спросить:

Кто же это может быть?

Понимание автором своеобразия детских рассуждений и умозаключений, подмеченных им в общении с детьми, позволило ему создать детские произведения, близкие и понятные деткам. Они с интересом слушают их, быстро запоминают и, конечно, с удовольствием рассказывают. Эти произведения дети узнают и любят, потому что они написаны их «детским языком», который знает поэт и владеет им в совершенстве. Это знание позволяет ему в своих стихах разговаривать на одном языке с детьми. Нетрудно заметить, что поэт в своем творчестве для детей активно пользуется их же словами: «каляка малякин», «пумпурум», «поклал», «папову книжку», наделяет героев своих стихов несуществующими «детскими именами», называя и передавая тем самым суть, главное свойство персонажа, например, «Неуклюж», «Худомал», «Нетужиль и Нетужиля» и т. д. Зная эту особенность детского словотворчества и удивительную способность детей создавать новые слова и фразы, которыми они объясняют по-своему знакомые им явления, поэт смело использует ее в создании своих стихов для детей, которая и придает неповторимую самобытность его детским произведениям, как в стихотворении «Три брата»:

Я спросил у Колобка:

«Ты чего надул бока?»

Колобок мне отвечал:

«Я бока не надувал.

Это брат мой — Надулбок —

У того бока надуты,

А еще есть — Раздулбок.

У него они — раздуты».

«Гениальным лингвистом» назвал Корней Чуковский ребенка в период начала познания мира и развития речи у него. Ведь еще Лев Николаевич Толстой, обращаясь ко взрослым, заметил: «Ребенок сознает законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети». Вот и автор, понимая это, вводит в свое стихотворение «Три брата» совершенно «детские слова» — Надулбок и Раздулбок. Посмотрите, как поэт показывает рождение новых слов, играя этими самыми словами в стихотворении «Песенка о сэре Фло́боке»:

Бросил заниматься боксом —

Посадил на даче флоксы.

Был боксёром — стал флоксёром,

А точнее — флобоксёром…

Флобоксёром, Флобоксэром,

Ну а позже, просто сэром…

Фло́боком.

Особых слов заслуживают колыбельные, названные «по-травнiковски» — «баиньками». Это, придуманное поэтом слово, стало ныне уже известным. «Баинька для Серафимы», «Баинька для Сони», «Баинька для Жужжи»… вот неполный список нежных баинек-песен, «пахнущих грудным молочком». Плавный ритм этих стихов успокаивающе действует на малыша, как будто раскачивается люлька: «ба-а-й — бай…», «ба-ю — бай»… Почувствуйте этот ритм в удивительном стихотворении — колыбельной, написанной поэтом к первой ночи на Земле «Для девочки Таи», оно наполнено бесконечным теплом, нежностью и мелодичностью:

Маленькая Тая,

Нежная такая,

Словно льдинка, тая,

Излучает свет…

И таится в Тае

Тайна непростая,

Знает эту тайну

Дедушка Тэтэ…

Он придет к Таисии

С травами и листьями,

Спать уложит Таиньку

И споет ей «баиньку».

Таю-таю, таю-тай,

Спи, Таисья, засыпай.

«Дедушка Тэтэ» в этом стихотворении и есть детский поэт Терентий Травник. Он и приходит «с травами и листьями» к каждому малышу на Земле и поёт для него свои добрые и волшебные колыбельные «баиньки». Наделенный композиторским даром, Терентий написал детскую колыбельную песенку «Папина баинька». В авторском исполнении (поэт хорошо играет на фортепиано и гитаре) она производит неизгладимое впечатление, и не только на детей: его тембр голоса — от природы мягкий и бархатистый, исполняющий детскую баиньку, а в конце песни, переходящий в шепот, успокаивает и уносит малыша в волшебную страну Детских Сновидений.

Он настоящий детский волшебник. Всем детям свойственно верить в чудеса, сказочные персонажи, например, в Деда Мороза. Они любят слушать, читать сказки и… сочинять их сами. Опираясь на эту детскую особенность, поэт поддерживает в них эту веру, и своими стихами показывает, что волшебные существа есть и в нашем мире, и они открываются всем, кто в них верит. Например, все дети знают, что есть гномы. В своем стихотворении «Мой друг гном» поэт серьезно рассказывает:

Ко мне пришёл сегодня гном,

Уселся тихо под столом,

Сидел и слушал не дыша:

Что он там делает шурша?..

А я писал статью про то,

Что гномы в сказках и в кино…

Автор не заигрывает с детьми, понимая, что гномы могут жить только в детских фантазиях и сказках, но открывая свой секрет волшебника, предлагает сделать гномов своими руками: «У меня живут два гнома, я их сделал из картона».

Поэт дружит не только с гномами, он лично знаком и с волшебным героем по имени Ушка. Он рассказывает об Ушке, который кладет деткам под подушку, под ушко ребенка — игрушки. Отсюда и имя у него такое — Ушка. Ушку знают, любят и ждут все маленькие дети, когда засыпают в своих кроватках, потому что верят, что Ушка обязательно придет к ним и положит под подушку игрушку, которая увлечет малыша в волшебный мир снов:

Есть смешной проказник Ушка:

Он в мешочке за спиной

Носит детские игрушки

И с фонариком-луной

К нам приходит в час ночной.

Достаёт свои игрушки,

Если тихо и все спят,

И кладёт их под подушки

Только маленьких ребят…

Т. Травником создан большой цикл детских сказок «Сказки собирателя трав», и, конечно же, его знаменитая волшебная страна, реально существующая — «Гугушатия». Его сказки обладают уникальными свойствами и статусом — они, действительно, волшебные! Волшебные сказки занимают особое место в детском творчестве автора. Им свойственна таинственность, необычность имен героев, волшебных ситуаций, в которые попадают герои, и, конечно же, эти сказки пропитаны любовью к детям и, осваивая сказочный мир взаимоотношений сказочных героев, дети научаются из них добру, искренности, любви, заботе друг о друге. «Таинственная страна», «Песни великана Лума», «Эльгур», «Утро мага» — эти названия волшебных стихов притягивают внимание маленького читателя и вводят его в сказочный мир. Удивительная страна Гугушатия — страна света и добра, созданная поэтом, полюбилась и детям, и их родителям. Они подружились с жителями этой страны — гугушатами, маленькими желудиными человечками, которым неведомы ни жадность, ни зависть. Автор много лет работает над проектом Гугушатия. Кроме поэтической поэмы «Гугушатия» автор написал в 2006 году фантастическую симфонию «Simphostory «Ghugushatiah». И этот проект еще не закончен. Сейчас вместе с поэтом над этой темой работают талантливая писательница Елена Дапирка и молодая художница Алена Ромадина. Маленьких читателей, а также их мам и пап ждет феерический сюрприз от Травника и его друзей.

Искрометная, написанная с тонким юмором поэтическая история «Ёжки-Пажки» предназначена для совместного прочтения детей и взрослых. Это история из жизни… ежей. Невозможно без улыбки читать о жизни сначала одинокого, а потом семейного ежа со всеми атрибутами обустройства «ежиной семейной жизни». Что за прелесть эти «Ёжки-Пажки»! Читая их, ребенок постигает по-доброму науку взросления, а взрослый — получает массу удовольствия от забавной истории про ежей, у которых все как у людей. Эта книга объединяет семью, создавая психологическое благополучие и для детей, и для взрослых, заряжая всю семью хорошим настроением и здоровьем.

Детская поэзия Терентия Травника является не только познавательным и образовательным средством для детской души, но и оказывает верное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка, закладывая в его душу высокие духовные и нравственные идеалы дружбы, чести, достоинства и благородства. Великолепные образы, созданные в детских стихотворениях, учат ребенка любить свою Родину, беречь природу, заботиться о «братьях наших меньших» и являются своеобразными векторами дальнейшего развития будущего полноправного гражданина своей Родины. Велико влияние поэзии автора и на эмоциональную сферу ребенка, наполняя его радостью от того, что светит солнце, что на небе радуга, и что каждый день мир дарит ребенку свои новые тайны. Своими стихами он открывает сердце ребенка для восприятия красоты окружающей природы, научает любить, ведь, как пишет сам поэт в одном из своих стихотворений, но теперь уже для взрослых «Всё, что исполнено любовью, любовью и защищено»!

4 марта 2013

В гостях на даче у Травника. На фотографии победители конкурса рисунка лета 2013 года. Алиса, Сашенька, Катерина и Анюта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приграничная полоса времени. Избранное из цикла «Мои современники» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я