Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие

Ирина Прищепова, 2008

В учебно-методическом пособии раскрываются теоретико-методологические основы речевого развития первоклассников с общим недоразвитем речи (ОНР), а также этапы, направления и содержание логопедической работы. Конспекты уроков, содержание «Рабочей тетради» составлены с учетом современных программ коррекционно-образовательных учреждений и общеобразовательных школ. Пособие содержит разнообразные задания по речевому развитию первоклассников, развитию неречевых психических функций. Их цель – оптимизация коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с речевой патологией. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультетов коррекционной педагогики, учителей-логопедов речевых школ, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.

Оглавление

Из серии: Коррекционная педагогика (Каро)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Речевое развитие учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи (ОНР) — одно из центральных направлений коррекционно-развивающего обучения в специальных школах, в логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в других коррекционно-образовательных учреждениях. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы — неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка.

В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития и оптимизации логопедической работы. Актуальность данной работы обусловлена также огромной ролью языка и речи в психологическом развитии детей.

Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития детей. С одной стороны, логопедическая работа предполагает не только коррекцию имеющихся у первоклассников недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа. С этой целью в учебно-методическом пособии даются конспекты уроков по речевому развитию, их содержание, методы, организационные формы и методические условия коррекционно-развивающего обучения.

Планирование уроков развития речи предполагает определенные результаты развития познавательной и учебно-практической деятельности детей с ОНР. Поэтому сложность представленного в пособии речевого материала, выбор заданий обусловлены не только программными требованиями, но и определенным уровнем владения языком учениками данной категории. Это определяется и степенью готовности первоклассников с ОНР решать коммуникативные, грамматико-орфографические, лексико-стилистические задачи как в школе, так и в других условиях речевого общения.

Цель данного учебно-методического пособия состоит в повышении качества преподавания предмета «Развитие речи» в начальной школе, в обобщении имеющихся сведений в области методики обучения младших школьников родному языку, логопедии и коррекционной педагогики о структуре речевых нарушений и методах их коррекции, о профилактике вторичных речевых недостатков, оптимизации логопедической работы. У детей данной категории прежде всего необходимо развивать познавательную деятельность в сфере овладения языком и речью.

Основным результатом комплексной логопедической работы первого года обучения является восполнение пробелов фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи первоклассников с ОНР. Формирование связной речи направлено на построение высказывания (в устной и письменной форме) на заданную тему в определенном стиле и жанре: правильного, содержательного и выразительного.

Содержание и структура учебно-методического пособия основаны на традиционно сложившемся в психолого-педагогической, лингвистической методической литературе представлении о системе работы над речевым развитием младших школьников. С учетом взаимосвязи фонетической и лексико-грамматической сторон языка на всех уроках данные языковые подсистемы изучаются одновременно. Так, морфологические обобщения формируются во взаимосвязи с лексикой и элементами стилистики. Работа над фонетико-фонематической стороной речи первоклассников, морфемным составом слова позволяет им овладевать знаниями, умениями, навыками и в области орфографии.

Так как предметом наблюдений детей становятся связи, которые существуют в языке, то первоклассники на уроках получают возможность применить полученные знания в целях общения. Ученики усваивают существенные признаки (особенности) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий. На практическом уровне дети устанавливают связи между ними. На этой основе курс русского языка представляется целостно, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в речевом общении понятий и закономерностей. Таким образом, на уроках развития речи осуществляется не подготовка первоклассников с ОНР к систематическому изучению языка, а изучение самого языка на теоретическом уровне, доступном для детей 7–8 лет.

Учебно-методическое пособие содержит тот материал из области фонетики, графики, лексики, грамматики (морфологии и синтаксиса), орфографии, пунктуации, который чаще применяется (или может быть использован) первоклассниками данной категории. Такой принцип отбора программного материала был назван частично-речевым. На уроках дети усваивают речеведческие понятия всех компонентов языковой системы. К ним относятся термины, характеризующие фонетико-фонематичесую сторону речи: «звуки», «голос», «дыхание», «дикция», «интонация», «паузация», «темп», «ритм» и др. Первоклассники с ОНР знакомятся с такими лексическими понятиями, как «слово», «родственные» и «многозначные» слова, «синонимы», «антонимы», «тропы». Устранять недостатки при формировании связной речи и развивать соответствующие навыки помогает работа над такими синтаксическими и текстовыми понятиями, как «предложение», «порядок слов» в предложении, «текст», «средства связи предложений» в тексте.

Разработанные уроки направлены не только на усвоение лингвистических знаний, но и приобретение элементарных умений и навыков по развитию речи. Раскрывается понятие текста как единицы речи, его тема и основная мысль, заголовок. Изучаются структура дискурса (текста), типы речи по цели высказывания (повествование, рассуждение, описание), стили речи, изобразительно-выразительные ее средства. Речевой материал и система упражнений представлены с учетом их усложнения, а также коррекционного и программного содержания.

Важно также эмоциональное развитие первоклассников с ОНР, формирование у них научного мировоззрения на основе интереса к родному слову, стремления познавать окружающий мир. Выполнение задач коррекционно-развивающего обучения связано с воспитанием и таких качеств личности, как трудолюбие, любознательность, целеустремленность.

Предлагаемая модель уроков развития речи для первоклассников с ОНР содержит несколько блоков. Они отражают одно или несколько взаимосвязанных между собой направлений системы речевого развития.

Основным видом речевого материала являются тексты различных жанров: сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, скороговорки, научно-популярные статьи, рассказы, былины. Они отражают различные стили речи: художественный, разговорный, научный, публицистический, деловой. Образцовые произведения близки и жизненному опыту ребят.

Речевая практика детей на уроке осуществляется с помощью системы упражнений (по Л. Д. Мали). Они классифицируются с учетом характера формируемых умений (произносительные, лексические, стилистические, синтаксические, текстовые). По ведущему типу деятельности выделяют аналитические (структурные, смысловые, эмоционально-смысловые, языковой, стилистический анализ текста) и аналитико-синтетические упражнения (конструктивные, лингвистический эксперимент и др.). Степень сложности заданий и уровень познавательной активности учеников в ходе их выполнения позволяют выделить упражнения по образцу, по заданным элементам текста (теме, опорным словам, началу, элементам сюжета, плану и др.) и творческие (сочинение, словесное и графическое иллюстрирования, задания на переработку, дополнение, распространение, сокращение текста и т. п.). Поэтому уроки речевого развития должны стать для детей данной категории не только предметом изучения, но и средством образования по всему циклу предметов начальной школы. В ходе логопедической работы учащиеся с ОНР овладевают умениями и навыками, связанными с речевой и учебно-практической деятельностью. Школьники учатся анализировать текст (дискурс), устанавливать причинно-следственные связи, обобщать существенные признаки явлений, составлять план высказывания, отбирать материал для будущих выступлений, создавать текст в сжатой или развернутой форме.

Пособие разработано с учетом имеющихся программ[1] специальных общеобразовательных школ и учебно-методических комплектов и пособий по данной проблематике.

Учебно-методическое пособие может быть полезно в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно-коррекционных учреждений, учителей начальных классов, студентов факультетов коррекционной педагогики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Подготовительный, 1–5 классы, I отделение: Русский язык. М., 1987 г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Экспериментальные. Начальные классы: Русский язык, М. 1997 г.

Программа речевого развития младших школьников «Речь»/Л. Д. Мали, О.С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Петкова // Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1997 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я