Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе

Ирина Никулина, 2023

Перед вами новая редакция учебника, по которому училось целое поколение студентов в КубГУ. Эта книга проведет вас через все этапы полиграфического процесса, начиная с создания эскиза дизайна и заканчивая постпечатной подготовкой дизайнерских макетов. В учебнике рассмотрены следующие вопросы: понятие о полиграфическом процессе, способы печати, верстка публикаций, создание макета, технические особенности допечатной подготовки. Изучив материал учебника, вы научитесь: грамотно создавать макеты, делать логотип, визитку, буклет, верстать газеты, журналы и книги, готовить макеты к печати, исправлять ошибки допечатной подготовки, работать со шрифтами, создавать правильные композиции макетов, делать запись PS-файла, цветоделение и пдф-файлы для печати, создавать иллюстрации для макетов, ставить метки реза, узнаете, как делается растрирование макета, вывод плёнок и печатных форм.Книга рассчитана на начинающих дизайнеров, верстальщиков, специалистов допечатной подготовки. 2-е издание.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Этапы полиграфического процесса и виды печати

Термины, используемые специалистами верстки и дизайна

Чем больше вы будете погружаться в мир вёрстки и дизайна, тем больше новых слов и терминов войдёт в ваш лексикон. Человеку, далёкому от мира полиграфии, разговор двух допечатников кажется совершенно непонятным, звучащим вроде бы и по-русски, а вроде бы и нет. Так сложилось, что многие знакомые нам вещи называются у полиграфистов другими словами: страница журнала — «полоса», размер шрифта — «кегль», размер листа — «формат» и т.д. Поэтому, прежде чем говорить о полиграфическом процессе, его этапах и способах печати, необходимо познакомиться со специальными терминами.

Основные понятия

Полиграфия — отрасль техники, а также совокупность технических средств и приёмов, которые используют для получения большого количества одинаковых копий оригинала, предварительно прошедшего редакцию и допечатную подготовку.

Верстка — монтаж текста и иллюстраций на листе, процесс расположения заданного материала в заданном объёме полосы.

Сверстать статью — значит расположить название статьи, её лид, графические материалы и все текстовые блоки в пределах выделенного места на полосе.

Макет (от фр. maquette — масштабная модель) — модель будущего полиграфической продукции в электронном виде. Оригинал-макет — оригинал, полностью совпадающий с будущим печатным изданием.

Полоса — запечатанная площадь страницы издания, на которой размещают текст и иллюстрации, т.е. страница издания.

Спуск полос — процесс размещения полос издания на монтажном листе и печатной форме, который обеспечивает после фальцевания оттисков нужный порядок чередования страниц в тетрадях.

Графический материал — рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и таблицы, иллюстрирующие текст статьи, книги или буклета.

Издание — 1) документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. (ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения); 2) процесс выпуска книги, газеты, журнала и прочих произведений печати.

Газета — периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Журнал — периодическое сброшюрованное печатное издание, которое имеет постоянную рубрикацию и содержит статьи, иллюстративный и другой материал.

Брошюра — непериодическое издание объемом от 5 до 48 страниц, как правило, в мягкой обложке, в виде сфальцованных и скрепленных листов печатного материала.

Буклет — печатное издание рекламного или информационного характера, напечатанное на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

Шрифт — графическая форма знаков определенной системы письма; комплект литер, предназначенный для воспроизведения какой-либо информации посредством цифр и знаков. Шрифты различают по характеру рисунка, наклону, насыщенности, размеру и т.д.

Шрифт, начертание — вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта классифицируются по плотности, по насыщенности, по наклону.

Шрифта, гарнитура — комплект шрифтов разных начертаний, различных по насыщенности, размеру кегля и плотности, которые объединены общностью рисунка гарнитуры и имеют собственные названия.

Специальные термины

Абрис — контур границ отдельных красок или оттенков в цветном изображении.

Антиква — типографский латинский шрифт с округленными контурами.

Баннер (от англ. banner — знамя, флаг) — 1) прямоугольник или треугольник с рекламным текстом или картинкой, выполненными на ткани, пластике, используется для транспаранта — перетяжки; 2) изображение или текстовый блок на веб-сайте, которые являются гиперссылкой на сайт рекламодателя.

Брэнд (от англ. brand — марка, качество) — торговая марка или товар, имеющий широкую известность.

Биг — прямолинейное углубление на картоне или обложечной бумаге.

Вкладка в тетрадь — присоединение дробной части печатного листа к тетради вставкой в её середину.

Вкладыш — отдельно напечатанное и сброшюрованное небольшое приложение к изданию, вложенное в него.

Вклейка — отдельный оттиск иллюстративного материала или текста, вклеиваемый между определенными страницами издания.

Воблер — подвешенный на тонкой ножке рекламный указатель, который предназначен для выделения товара в местах продаж.

Диапозитив — позитивное чёрно-белое или цветное изображение, созданное на прозрачной основе.

Издания объём — число печатных, учетно-издательских или авторских листов, содержащихся в издании.

Интерлиньяж — междустрочный интервал в тексте.

Календарная сетка — числовая таблица, содержащая дни недели в году и месяце.

Календарь — печатное издание с календарной сеткой.

Кант — напуск края крышки или обложки переплетённой книги, выступающие за обрез книжного блока.

Кегль — размер шрифта, измеряется в пунктах.

Клише — печатная форма высокой печати, изготовленная фотомеханическим способом или гравированием.

Колонтитул — элемент издания, содержащий справочные данные об издании.

Колонцифра — цифра, обозначающая порядковый номер страницы печатного издания.

Контртитул — дополнительный титул на левой стороне разворота книги; обычно помещается в многотомных изданиях и содержит сведения, относящихся ко всему изданию.

Лид — вступительный абзац, текст, который предваряет статью.

Матрица — в печати углубленная форма для отливки наборных литер, применяется для изготовления набора в наборных машинах; матрица представляет собой картонную, винипластовую или свинцовую пластину с углубленным оттиском, нанесенным печатной формой.

Набор текста — создание из текста отдельных текстовых форм при обработке на компьютере, посредством фотонабора, а также металлического машинного или ручного набора.

Накат краски — процесс нанесения краски специальными накатными валиками на печатную форму.

Натиск — 1) усилие, которое оказывают на запечатываемый материал в процессе печати для его прижима к печатной форме высокой печати; 2) дефект оттиска при слишком сильном давлении при высокой печати.

Начертание шрифта — варианты написания шрифта одной гарнитуры по плотности, насыщенности, наклону.

Негатив — изображение, обратное по тонопередаче.

Обложка — бумажное верхнее покрытие издания с текстом или изображением, которое предохраняет страницы издания от механических разрушений и загрязнения, является неотъемлемым элементом внешнего оформления изделий.

Оригинал — текстовой и иллюстрационный материал, прошедший редакционно-издательскую предварительную обработку и предназначенный для воспроизведения в полиграфии. Авторский оригинал представляет собой текстовый и иллюстрационный материал, который подготовлен автором к сдаче в издательство для дальнейшей подготовки его к изданию.

Оттиск — изображение на запечатываемом материале, которое получено посредством полиграфии.

Оттиски пробные — полиграфические оттиски, взятые с иллюстрационных печатных форм, которые изготовлены на пробопечатных станках и предназначены для контроля результатов цветоделения, а также градационной передачи изображения и других параметров технологического процесса печати.

Печатная форма — поверхность предмета, который изготовлен из металла или пластмассы, бумаги или дерева, а также литографского камня и др. Печатная форма служит для образования и дальнейшего сохранения изображения в виде отдельных участков, которые воспринимают печатную краску. Печатающие элементы формы воспринимают краску и передают её на запечатываемый материал.

Плакат — красочное рекламное листовое издание большого формата.

Плашка — сплошное покрытие печатной краской поверхности запечатываемого материала.

Плоттер (режущий) — устройство для резки самоклеющихся пленок, широко использующихся в производстве рекламы.

Постер — разновидность красочного плаката большого размера, напечатанного на высококачественной бумаге.

Проспект — многостраничное сброшюрованное издание, имеющее иллюстрации.

Пункт — основная единица типографской системы мер. 1 пункт равняется 0,3759 мм (например, размер шрифта — 12 пунктов).

Репринт — повторный тираж.

Репродукция — оттиск, который выполнен полиграфическими средствами и отражает изобразительный оригинал.

Ретушь электронная — коррекция растрового изображения, проводимая посредством графических редакторов.

Слайд — цветной диапозитив малого формата.

Суперобложка — бумажная дополнительная обертка поверх переплета или обложки, закрепленная на нём только загнутыми краями.

Тетрадь — сложенный в результате фальцовки в несколько раз запечатанный или ещё чистый лист бумаги.

Тираж — суммарное количество экземпляров печатного издания одного названия.

Типометрия — типографская система мер для шрифтов и наборных материалов.

Триада печатных красок — комплект цветных печатных красок из трех цветов (пурпурная или маджента, голубая или циан, желтая), предназначенных для печати цветных изображений.

Флаер — вид рекламной продукции, небольшая рекламная листовка, дающая право на скидку.

Форзац — лист бумаги, который сфальцован в один сгиб и соединяет книжный блок непосредственно с переплетной крышкой.

Формат — размер листа полиграфического материала, размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и других элементов печатного издания (например, А4).

Фотоформа — иллюстрационный или текстовой диапозитив или негатив обязательно на прозрачной основе, который подготовлен для дальнейшего копирования на формный материал в процессе изготовления печатной формы.

Фронтиспис — иллюстрация в книге, которая располагается на левой стороне разворота титульного листа; представляет собой портрет автора или рисунок главной идеи издания.

Цветопроба — получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране устройства. Различают аналоговую или растровую, цифровую или полутоновую, и экранную цветопробы.

Цветопроба аналоговая — цветопроба, изготовленная непосредственно с цветоделенных растрированных фотоформ, которые предназначены к печати. Это эталонный оттиск при дальнейшем печати и приёмке тиража.

Цветопроба экранная — получение пробного изображения непосредственно на экране монитора издательской системы для визуальной оценки цветовых характеристик цветного изображения после его ввода, обработки или коррекции цвета.

Знакомство с этими терминами поможет вам лучше представить полиграфический процесс, этапы которого подробно описаны в следующем параграфе.

Основные этапы полиграфического процесса

Полиграфический процесс можно разделить на три основных этапа:

допечатная подготовка;

печатные процессы;

послепечатные процессы.

Однако в рамках каждого этапа есть отдельные операции, выполняемые разными людьми. Рассмотрим допечатную подготовку на примере вёрстки небольшой полиграфической продукции — четырехполосного буклета. Для того чтобы сделать макет буклета, необходимо подготовить текст и фотографии. На этом этапе не нужен дизайнер, такие материалы готовит заказчик. Текст буклета и графическое оформление должно быть готово в электронном виде к выводу на любой носитель информации (компакт-диск, флешка и т.д.). Этот первый этап называют домедийной подготовкой (premedio).

На втором этапе — вёрстке (в данном случае уместнее сказать — макетировании) в главной роли выступает дизайнер-верстальщик, создающий в графическом редакторе или программе вёрстки концепцию дизайна и заверстывающий текст и фотографии в электронный файл. На этом этапе делаются пробные оттиски, цветоделение и, если есть возможность, цветопробы. Все эти меры необходимы, чтобы до печати скорректировать цвет и проверить, нет ли ошибок в цветокоррекции. Заказчик подписывает цветопробу, и печатнику передается макет буклета, который служит для него эталоном.

На третьем этапе допечатной подготовки происходит учёт потенциальных проблем при печати (обеспечение воспроизведения насыщенных цветов, профилактика растровых разрывов и т.д.), запись PS-файла, растрирование, вывод плёнок и печатных форм.

Все эти тонкие и сложные операции делает специалист — инженер допечатной подготовки (pre-press), и от его действий напрямую зависит результат — будет ли печать удачной или нет, сможет ли заказчик с гордостью распространять свой буклет потенциальным клиентам или спрячет его подальше от чужих глаз.

Немаловажен и процесс изготовления печатных форм, начинающийся с производства фотоформ — прозрачных пленок, несущих информацию, которую необходимо передать на печатном оттиске посредством соответствующей краски. Фотоформы используются также для выполнения однокрасочных печатных работ при воспроизведении черно-белых оригиналов.

Фотовывод — это процесс изготовления цветоделенных фотоформ, а также компоновки и монтажа всех элементов полосы или печатного листа, используемых для изготовления печатных форм. Именно при фотовыводе обнаруживаются ошибки, которые проявляются во время печати.

На этом этап допечатной подготовки закончен, и начинается непосредственно печать. Печатные формы попадают в руки печатнику, который тиражирует буклет. О видах и способах печати мы поговорим далее.

После печати на выходе получается печатный лист, который надо еще разрезать, сделать фальцовку, брошюровку и т.д. Это и есть процесс послепечатной подготовки, краткое знакомство с ним необходимо дизайнеру и верстальщику, хотя бы для того, чтобы рассчитать примерную стоимость буклета и внести все нужные элементы в макет (например, сделать метки бига).

По окончании послепечатных процессов буклет готов — это завершенная полиграфическая продукция, которая попадает из типографии к заказчику и оттуда в мир рекламы — выполнять свое прямое предназначение: рекламировать товары, услуги и т.д.

Способы печати полиграфической продукции

Из истории печати

Первую печатную пресс-машину создал немецкий ученый Иоганн Гутенберг (Johann Gutenberg) в 1440 г., потом она была усовершенствована двумя немецкими учеными, которые создали машину подвижного типа и с подачей чернил. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Развитие печатающей пресс-машины стало революционным шагом для всего человечества.

В России первым печатником был Иван Федоров. В 1553 г. Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии, но сама типография была открыта только в 1563 г., именно тогда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 г. Это первая точно датированная русская книга.

Сейчас в печати произошло много изменений, кроме традиционных способов печати появились цифровые технологии. Способы печати совершенствуются, а заказчики предъявляют всё больше требований к качеству полиграфической продукции, к скорости печати и разнообразным украшениям полиграфической продукции.

Печатный станок Ивана Федорова и современный печатный станок

Рассмотрим основные способы традиционной печати. Несмотря на переход к цифровым технологиям, эти способы сохраняют свою актуальность и часто используются в типографиях.

К традиционным видам печати относятся:

— офсетная печать;

— глубокая печать;

— высокая печать (её разновидности — флексография, термография);

— трафаретная печать;

— специальные виды печати (тампонография).

От чего зависит способ печати? Как правильно сделать выбор? Технология печати основана на воспроизведении цветных графических изображений и текста методом нанесения краски на определенный материал. Следовательно, на этапе приема заказа на изготовление макета нужно знать, на каком материале будет напечатана полиграфическая продукция (бумага, картон, ткань, пластмасса, металл и т.д.), с какой декорацией (например, на визитке будет термоподъём или выборочный лак). Следовательно, выбор способа печати — это задача дизайнера.

Существуют следующие способы печати:

— технология печати с появлением готового фрагмента в красках — гектография или туркинотипия;

— технология печати с появлением готового фрагмента на промежуточной форме (обычный метод печати);

— технология печати с появлением готового фрагмента на воспринимающей форме, основанная на использовании электростатического и электромагнитного переноса красочного слоя.

Начинающему дизайнеру или верстальщику бывает трудно разобраться в таком обилии информации, поэтому приведем краткое описание видов печати и рекомендации по их наилучшему применению.

Офсетная печать

Из истории

В начале ХХ в. американский печатник Айра В. Рюбель случайно открыл способ офсетной печати. В процессе печати он обнаружил, что изображение, оказавшееся на резиновом полотне печатного цилиндра по качеству превосходит оттиски на бумаге и годится для печати. На основе этого принципа Рюбель сконструировали свою первую трехцилиндровую печатную машину, положив начало офсетной печати.

Офсетная печать — способ плоской печати, который в своё время вытеснил высокую печать и сейчас лидирует в полиграфии. Технология офсетной печати основана на методе нанесения изображения на пластину, а затем посредством вспомогательного офсетного цилиндра — на необходимую форму. Оттиск готов за один поворот. При этом используют четыре главных цвета модели CMYK: черный, голубой, розовый и желтый. Этому виду печати свойственны яркость и точность воспроизводимых цветов и мелких деталей, отличная передача полутонов изображения.

Офсетная печать стала популярной именно благодаря своей экономичности, отличному качеству полиграфической продукции и кратким срокам печати. Девизом офсетной печати можно считать фразу: большой тираж за непродолжительный срок. Причём, чем больше тираж, тем меньше стоимость одного экземпляра.

Печатный станок для офсетной печати (четырехкрасочный).

Способом офсетной печати обычно печатают:

— глянцевые журналы;

— полноцветные газеты;

— рекламную продукцию;

— представительскую продукцию: буклеты, плакаты, брошюры, каталоги, календари, открытки, блокноты и т.д.

Глубокая печать

Этот способ печати появился в начале XV в. В то время использовались оттиски с гравированных медных пластин. Сегодня глубокая печать занимает около 10–15% рынка печатной продукции.

Принцип глубокой печати состоит в следующем: печатный оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Краска попадает в углубления и переносится на поверхность. От глубины печатающих элементов зависит тон краски, что позволяет создать мягкие переходы цвета и насыщенные изображения. Однако у глубокой печати есть существенный недостаток, сдерживающий её широкое распространение, — изготовление формных цилиндров для глубокой печати слишком дорого и трудоёмко, поэтому к этой технологии обращаются лишь для печати больших тиражей (более 1 миллиона экземпляров).

Глубокую печать применяют для печати журналов, газет, каталогов, буклетов, ценных бумаг (краска получается рельефной на ощупь), при изготовлении упаковочных материалов.

Высокая печать. Флексография

Высокая печать — один из самых старых способов печати. На данный момент её заменила офсетная печать, и в основном её применяют к нетребовательной по качеству продукции. Форма высокой печати имеет выпуклые печатающие элементы (в глубокой печати, наоборот, вырезанные), которые смачиваются краской и с формы попадают на запечатываемый материал.

Традиционная высокая печать практически нигде не применяется, хотя раньше её использовали для печати книг, газет и т.д. Однако один из недавно возникших методов высокой печати — флексография — получил широкое развитие в печати упаковки — полиэтилен, ПВХ. По качеству такой способ печати приближается к офсетному, и его рост популярности прогнозируется в дальнейшем.

Машина высокой печати.

Флексография

В процессе печати применяются жидкие краски и гибкая (эластичная) печатная форма — клише, что позволяет наносить изображение на неровные поверхности, особенно упаковочные материалы. Отсюда и название (латинское flexus означает «гибкий»), которое характеризует флексографию как способ печати, использующий гибкие полимерные формы.

Достоинства флексографии:

1) большой выбор типов носителей для печати. Флексография является единственным способом печати, которым могут запечатываться очень тонкая, гибкая и жёсткая фольга, почти все виды бумаги, картон, упаковочные материалы с шероховатой поверхностью и ткани;

2) возможность печати на очень толстых материалах;

3) применение водных красок;

4) экономичность в довольно широком диапазоне тиражей.

Применение

Флексография обеспечивает высококачественную печать на пленке, ткани, а также при изготовлении этикеточной и упаковочной продукции:

— самоклеющихся этикеток;

— гибкой упаковки;

— картонных коробок, ярлыков, «сухих» этикеток;

— листовой продукции.

Термография

Есть еще один вид печати, который можно отнести к высокой. Речь идет о термографии (термоподъёме). Такой способ печати в сочетании с офсетным позволяет сделать рекламную продукцию с объёемным выпуклым изображением. Обычно при помощи термоподъёма изготавливают престижные визитные карточки (вип-визитки), открытки, приглашения, обложки и другую продукцию, защищенную таким образом от подделки.

Термографию традиционно применяют при изготовлении бланков, а также любой продукции, где требуется нанесение рельефных надписей.

В термографии используются специальные эффекты:

Металлизированный эффект — при печати применяется порошок с металлизированными пигментами (золото или серебро), который придает оттиску металлизированный блеск.

Перламутровый эффект — рельефное изображение цвета заказанной краски, но с перламутровым отливом выбранного цвета (красный, синий, зеленый).

Светящийся эффект — прозрачный порошок со светящимся эффектом, нанесенный на краску, он светится в темноте.

Термоподъём с блёстками — глиттеры (мелкие блёстки) смешиваются с порошком и наносятся на прозрачную или цветную краску, в результате чего получается выпуклое изображение с искрящимся изображением.

Флуоресцентный эффект достигается применением непрозрачного порошка с яркими флюор-цветами (ярко-белый, салатовый, оранжевый, пурпурный, ярко-синий).

Трафаретная печать

Трафаретная печать представляет собой метод печати при помощи печатной формы (трафарета), через которую краска проникает на печатный материал.

Это способ печати с форм, печатающие элементы которых пропускают через себя краску, а пробельные её задерживают. Таким образом, краска наносится с одной стороны формы, а на материал попадает с другой. Получаются сочные и рельефные краски, которые могут наноситься практически на любой материал. Трафаретную печать иногда называют шелкографией.

Карусельная установка для трафаретной печати.

Данный способ печати охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений; от самых малых форматов до самых крупных плакатов размером 3×6 м. Простые трафареты обычно вырезают вручную, сложные приходится изготавливать с фотошаблонов. В основном они применяются для небольших тиражей в том случае, когда нет другой возможности запечатать материал. Особенность шелкографии состоит в том, что стоимость печати не зависит от тиража, как, например, в офсетной печати, где работает правило — чем больше тираж, тем меньше цена.

Применение

Печать соответствующими красками может наноситься практически на любые материалы: бумагу, пластик, ПВХ, стекло, керамику, металл, ткань, кожу и т.д. При этом используются краски, различающиеся по типу связующего: водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурной фиксации).

Способом шелкографии печатают деколи (переводные картинки) с последующем обжигом, нестандартные приглашения на пластике и открытки, наносят стираемый слой для лотерейных билетов и карточек оплаты, изготавливают бумажные, пластиковые и полиэтиленовые пакеты. Чаще всего шелкография применяется для печати на сувенирной продукции (кружки, майки, кепки, ручки, брелоки), а также элитной полиграфической продукции.

Нанесение изображения на трафаретную печатную форму.

К сожалению, у шелкографии есть и свои минусы:

— высокая цена;

— сложный многоступенчатый процесс производства, зависящий от мастерства печатника;

— большие затраты времени при ручной шелкографии и большом тираже;

— меньшая скорость и производительность по сравнению с офсетом.

Специальные виды печати (тампонография)

Тампонография (тампопечать) — способ печати, основанный на переносе изображения с плоской формы, предварительно насыщенной краской, на специальный выпуклый эластичный промежуточный элемент («тампон» или «роллер»), которым производится оттиск на изделие. Ограничения тампопечати — небольшой размер наносимого изображения и невозможность печати на сильно искривлённых поверхностях.

Из истории

Тампопечать возникла в Швейцарии. Здесь с помощью данного метода наносили изображение на циферблаты всем нам хорошо известных швейцарских часов. Тогда еще эта процедура происходила посредством тампона из желатина, с помощью которого переносили изображение.

В ХХ в. была разработана и запущена первая электрическая машина для тампопечати. В середине 1960-х гг. была создана первая машина тампонной печати с электрическим приводом. Вскоре появились тампоны из вулканизированного холодным способом силикона, они повлекли за собой всплеск популярности и востребованности тампонной печати, наблюдающийся и по сей день. В настоящее время применяются тампоны из полиэфируретанов и силиконовых каучуков.

Применение

Тампопечать позволяет наносить изображение на ручки, значки, зажигалки, пепельницы, теннисные мячи, брелоки, бутылочные пробки, крышки банок, одноразовую посуду, парфюмерную упаковку, компакт-диски, кружки и другие сувенирные изделия, имеющие разнообразные формы. Это быстрый и экономичный способ печати. Большинство твердых поверхностей подвластны тампопечати — пластик, стекло, металл, дерево.

Станок для тампонографии.

Итак, мы рассмотрели наиболее популярные способы печати. Их выбор зависит от материала, на который будет наноситься печать, замысла дизайнера, а также дополнительного декорирования продукции.

Иногда нужно учитывать фактор стоимости и времени, и ещё до создания концепции дизайна оговорить эти особенности с заказчиком, который рассчитывает на определенную сумму печати и срок.

Но печать не является окончательным этапом в производстве полиграфической и рекламной продукции. Практически все печатные продукты подвергаются послепечатной обработке, особенности которой тоже надо учитывать дизайнеру и верстальщику при создании макета. О видах постпечатной (послепечатной) обработки речь пойдет в следующем параграфе.

Послепечатные процессы (

finishing

)

Для того чтобы отпечатанный тираж стал полностью готовым, проводится ряд операций, называемых послепечатными процессами.

К ним относятся:

— резка;

— биговка;

— фальцовка;

— брошюровка;

— высечка;

— лакирование;

— тиснение;

— каширование.

Рассмотрим подробнее эти процессы.

Резка — это процесс формирования конечного размера печатного листа. Резка используется при выполнении практически любого полиграфического заказа. Отпечатанные листы обрезают в стопе со всех четырёх сторон для того, чтобы убрать незапечатываемую площадь (белые поля по краю) листа и, получив две взаимно перпендикулярные"верные"стороны, придать листам точные форму и размеры.

Биговка — процесс, при котором происходит продавливание листа по месту будущего фальца (складывания) на обложках и фальцуемых открытках с помощью прямоугольных дисковых ножей или прямоугольных пластин на биговальной машине. Благодаря этой операции стороны легко и ровно отгибаются. Биговка применяется при изготовлении открыток, папок, буклетов, брошюр, и т.д.

Фальцовка (от нем. falzen — складывать, сгибать) — операция сгибания, складывания листа с отпечатанным на нём текстом в тетрадь. Из нескольких тетрадей формируются брошюры, журналы, книги и другие полиграфические издания.

Варианты фальцевания разнообразны. Они зависят от количества страниц и назначения продукции. По числу сгибов фальцовка бывает одно-, двух-, трех — и четырехсгибной (соответственно образуются тетради в 4, 8, 16 и 32 страницы); по взаимному расположению последовательных сгибов — параллельной (каждый последующий сгиб параллелен предыдущему), перпендикулярной (каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему) и комбинированной (частично параллельные сгибы, частично перпендикулярные).

Для примера привеем буклет формата А4, состоящий из 4 полос. Он напечатан на листе А3 и имеет один сгиб. Без фальцовки он бы не имел презентабельного вида. Фальцовка может осуществляться вручную или машинным способом. При малых тиражах на небольших предприятиях она выполняется вручную, если же оттиски большого тиража отпечатаны на листовых печатных машинах, то фальцовку выполняют на фальцевальных машинах. Фальцовка применяется на тонкой и средней по плотности бумаге. Фальцовка необходима при изготовлении рекламных буклетов, журналов и каталогов. Чем меньше плотность бумаги, тем меньше трещин и ломкости на месте сгиба.

В дальнейшем в месте фальцовки производится сгиб полиграфической продукции. Фальцовка обычно является процессом, предшествующим брошюрованию или брошюровке печатной продукции.

Брошюрование, брошюровка (от фр. brocher — сшивать, скреплять) — скрепление и обработка отпечатанных листов при изготовлении печатной продукции: журналов, брошюр, многостраничных буклетов и блоков книг в переплёте.

Брошюровка и переплет.

Сам процесс выглядит следующим образом: к сфальцованным тетрадям присоединяют отдельно отпечатанные иллюстрации, вклейки, таблицы и т.д., после чего комплектуют блок — подбирают тетради в порядке правильной последовательности; эта операция выполняется вручную или на листоподборочных и вкладочно-швейных машинах.

От правильности выполнения брошюровки зависит весь вид издания, если же в процессе допущена ошибка, тираж будет испорчен. Скомплектованные в блок тетради сшивают на ниткошвейных или проволокошвейных машинах или склеивают (бесшвейный способ скрепления), после чего приклеивают обложку и обрезают блок с трёх сторон. Если листы подготавливают к переплёту, то брошюрование заканчивается после скрепления тетрадей, проклеивания корешка и обрезки блока с трёх сторон.

Различают несколько способов брошюровки: клеевое бесшвейное скрепление, брошюровка скобой (при таком способе на заранее подготовленную линию сгиба собранного блока устанавливаются металлические скобы, подобные тем, которыми скрепляются школьные тетради), постраничное брошюрование, брошюрование в разворот (или седлообразное).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я