В потоке творчества: творческие проекты. Книга пятая

Ирина Михайловна Соловьёва

Новая пятая книга известного российского писателя-публициста Ирины Михайловны Соловьёвой продолжает серию о жизни и творчестве Терентия Травника «В потоке творчества» и знакомит читателей с основными творческими проектами нашего современника. Сегодня большинство из замыслов Терентия в разных направлениях искусства оформились в продуманное авторское кредо и приобрели необходимую для этого значимость.

Оглавление

Издательское дело

Терентий всегда что-то сочинял. Это могли быть сказочные истории, песни, стихи и даже пьесы. Если не считать его попыток стихосложения для детей, то первые сочинения у него появились в 12-летнем возрасте и, как правило, это были рассказы приключенческого жанра или пьесы для его домашнего театра, была и поэма, написанная им специально в подарок дедушке и бабушке.

Ещё в школе Травник начал оформлять свои рассказы в нечто подобное книгам: писал вступительные статьи, краткое содержание и делал иллюстрации. Обычно все умещалось в школьную тетрадь в 12—16 листов, и многие рукописи до сих пор хранятся в его домашнем музее — архиве «Vano». Случается, что провидение настолько сильно в жизни человека, что удивлению от этого нет границ, что в полной мере относится и к жизни моего героя.

На письменном столе Терентия Травника в его московском кабинете. Чернильница прадеда Алексея Алексеева. XIX век.

В советском обществе было неприличным уходить, точнее бросать институт, хотя бы потому, что само поступление в вуз было уже крайне непростым делом. Успешно сдав вступительные экзамены, Терентий был зачислен в технический вуз, причём на очень сложный факультет. Проучившись три года, он неожиданно принимает решение уйти из института, в надежде более основательно подготовиться для поступления в Строгановку. Времени предостаточно и он, чтобы оно ещё больше было заполнено, поступает в полиграфическое училище №144, на улице Петровка в Москве в группу редактуры и корректуры.

«В то время я даже не мог догадаться, насколько всё серьёзно, и то, что связано с книгой и с литературой, станет непросто делом, а основным делом моей жизни, — напишет он в дневнике, — учёба в ПТУ, именно на этом факультете была в какой-то степени, интеллигентным выбором, причём сама учёба не требовала от меня абсолютно никаких усилий, потому я и учился. Тем не менее, все моё внимание было по-прежнему направлено только на живопись. Я и не думал работать по специальности, не хотел совершенствоваться в полиграфии дальше, а просто, как мне казалось, с пользой проводил время, ожидая момента для поступления в «художку». И все-таки, после окончания училища Травник работает в ТАССе, причём не только корректором, но и мл. редактором. Именно там в мире журналистики и словесности он написал и даже выпустил свою первую книгу стихов «Крик в никуда». Тогда его друг и крестный отец Михаил Курганов, прочитав её, твёрдо сказал, что тот должен писать, и писать, как можно больше.

11 апреля 1987 года Терентий женится на Оксане Серебряковой. Молодая и энергичная супруга поддерживает все увлечения и начинания мужа, среди которых есть и желание писать и издавать собственные книги.

Тогда это было больше домашним, самиздатовским, да ещё и с нэповским названием издательство «Товарищество „Линнельман и К“». Под этим брендом вышло около десяти книг Травника общим тиражом не более пятидесяти штук. Переплёт книгам, пусть и с кривоватым, но зато золотым теснением, делал отец Оксаны, Валерий Серафимович. Книги дарились друзьям на день рождения и родственникам. Некоторые экземпляры сохранились в архиве, последний датирован 1989 годом.

Писать о творческих проектах Травника и не цитировать его просто невозможно. Терентий и сам часто и много пишет о творчестве, о роли личности в этом удивительном деле и каждая его новая книга — это настоящий кладезь интересных, в меру мудрых знаний.

Иногда Травник называл себя самым обычным пастухом, приглядывающим за необузданным вдохновением. В своей книге «Письма и дневники» он пишет о таких людях, как о странных и непонятных, но решающих в конечном счёте почти все в жизни: «Их называют чудаками, а они миру дарят корабли, самолёты, автомобили и поезда…. Их называют выдумщиками, а они миру дарят литературу, живопись, театр и кино… Их называют очкариками, а они миру дарят лекарства от тысячи болезней… Их называют ботаниками, а они миру дарят телевидение, радио, сотовую связь, компьютеры и интернет… Их никогда не воспринимают всерьёз, над ними смеются в школе, а девушки не спешат связать с ними свою судьбу. И этот парадокс будет существовать до тех, пока в нашу жизнь Господь будет посылать гениев».

«Светец» появился не сразу, поскольку книгоиздательское дело не простое, Травник не торопился и надеялся на официальное издание собственных книг. «Всякая работа Травника, — утверждает литературный критик Таисия Азовцева, есть подлинная исповедь, есть мгновенный слепок с души поэта. А душа у него щедрая, открытая! Поэт делится своими знаниями, даёт житейские советы, но ни в коем случае не наставления. Будучи тонким психологом, он виртуозно передаёт внутренний мир детей, оставаясь сам большим ребёнком: любознательным, наблюдательным, неравнодушным к бедам и горестям окружающих. Его стихотворения — это абсолютно достоверная объяснительная поэта перед друзьями, обществом и, в конце концов перед Богом. Терентий Травник пропагандирует благородство, рыцарство, романтику».

Все это требует немалых денег, которых, как известно, чаще всего не хватает, поэтому Терентий принял решение самостоятельно освоить основные профессии издательской деятельности: вёрстку, переплёт и брошюровку, за полгода изучив все тонкости этого благородного искусства.

Настоящей революцией в жизни Травника стал компьютер, который появился в его пользовании в 1996 году и сразу настроил гения-самоучку на работу с ним.

Сначала появляются обложки к кассетам, позже к дискам, изучаются программы и к концу века на базе домашней студии Травника появляется что-то вроде издательского бюро «Светец», переименованного в 2000 году в арт-бюро «Светец», директором которого Травник предлагает стать Владимиру Блинову. С 2007 г. коллектив возглавляет Ирина Соловьёва, главным редактором становится Вадим Николаев, а литературным — Лариса Чернышева. Помимо этого, в состав издательской группы входят художник Ирина Сурина, консультант Маргарита Завьялова, технический консультант Максим Желтов, корректоры Иулия Фадеева и Ольга Стрелова, техническую поддержку оказывают Данила Поляков, Денис Сычёв, Артём Уваров, Антон Мишин и другие. К издательству подтягиваются переводчики, фотографы, брошюровщики и печатники. Наибольшую трудность в книжном деле вызывает именно книгопечатание. Терентий долго ищет партнёров, общается, пробует издаваться, но везде что-то его не устраивает, а тот, кто вроде бы неплохо справляется со своим делом, нередко прекращают деятельность (такое было время) из-за нехватки финансовых ресурсов.

Ранние книги Травника печатает Союз писателей России, издательство «Карпов Е. В.», «Слово», «Переделкино-Издат», «Нестор», «Палея», «Белый город», «Астро», «Принтбук» и другие.

В 2010 году Терентий знакомится с Валентиной Егоровой, прекрасным специалистом, полиграфистом высшей категории, типографии издательства «Белый ветер». С этого же года книгами «Светец» занимается только эта студия. Многие отмечают качество этих книг. В «Светеце», помимо самого Травника печатаются Елена Башмакова, Александр Хасминский, Валерий Киселевский, Елена Ханина, Ирина Соловьёва, Лейли Забавина, Виктор Миронов, Анастасия Перегудова и другие. Работают художники Наталья Чёрная, Аля Ромадина, Алена Моисеева, Наталья Артемова, Виктор Новиков, Моисей и Александр Хасминские, Дарья Ханеданьян, Книги выходят тиражами до 10 тысяч и некоторые переводятся на иностранные языки. Сегодня издательское бюро «Светец» — это небольшая, но хорошо зарекомендовавшая себя и достаточно известная творческая группа с конкурентоспособной продукцией. Его книги участвуют на Международных выставках. Помимо этого, бюро выпускает плакаты, буклеты, открытки и календари, принимает активное участие в жизни ряда храмов Русской Православной церкви.

Сегодня проект «Светец» перешёл и в интернет, освоив такие площадки, как «Issu» и «Calameo», наладив плодотворное сотрудничество с альманахами, журналами, газетами, библиотеками и отдельными сайтами, интернет издательствами, такими, как «Ридеро», «Тихий свет», «Московия», «День литературы».

Широка литературная палитра изданий писателя-публициста. Силами издательского бюро «Светец» появилась книга Терентия Травника «Tabulas», в которой собраны короткие, но ёмкие и запоминающиеся философские размышления Травника, касающиеся разных сторон жизни человека — внешних и внутренних: детства, старости, смерти, зависти, патриотизма и многого другого, с чем соприкасается каждый человек. Авторские табулы располагают читателя задуматься над своей жизнью, её смыслом, попытаться заглянуть в себя и, правильно расставив жизненные приоритеты, постараться изменить себя, образ мыслей и свою жизнь к лучшему. В арсенале Травника-публициста статьи и эссе, рассказы, заметки и очерки, но особый читательский интерес всегда вызывают его табулы — короткие заметки на философскую тему.

Так Виктор Ковылев в статье «Движение литературной мысли ХХ-го столетия» пишет: «Несмотря на то, что и читатели, и ряд критиков причисляют табулы Травника к поэзии, сам автор в своих интервью неоднократно подчёркивал, что для него это скорее музыкальная проза, своеобразная форма для выражения ощущений, близкая к поэзии, но все-таки в полной мере ей не соответствующая. Первые табулы появились в его творчестве в начале 80-х гг. прошлого столетия. В основном они описывали травы и растения, позже явления природы и взаимоотношения людей. Ряд издательств неоднократно публиковали табулы Травника, но на данный момент их количество точно неизвестно. Поскольку книги с ними подчинены определённой символике, достаточно трудно судить о том, сколько в действительности было создано табул. Сам автор называет более ста, но есть мнение, что их гораздо больше. Терентий не уточняет эти расхождения, считая необходимым оставить вольное отношение, как к их написанию, так и к их распространению».

«А для чего дано нам слово, как не для святости души» — этот афоризм Терентия проходит красной нитью через всё его творчество — обширное, разностороннее, богатейшее: через слово, музыку, живопись. Терентий знакомит нас со своими открытиями, новшествами, щедро делится познавательной информацией, вводит в мир прекрасного. Учит, как нужно использовать время во благо, соблюдая условия: когда «труд — по призванию, семья — по любви, жизнь — по благодати, помощь — по разумению…». И тогда человек почувствует себя абсолютно счастливым! Хотя в цитате и звучит горькая правда: «наш ум полностью изуродовал нас, призвав к знаниям и образованию, к рассуждению и оторвал от детскости сердца», но Травнику это не грозит ни в коем случае. Он не утратил детской наивности, непосредственности, способности удивляться и радоваться. Он, по мнению многих, сказочно богатый человек, владеет несметными сокровищами: «небом-сапфиром», «звёздами-брильянтами», «прудом, заросшим малахитом», «плодами-янтарями», «искрами-рубинами», «туманами серебряными» и «свечами золотыми». Его тайники и клады неиссякаемы.

Активное участие «Светец» принимает и в организации выставок галереи «Делонь», обеспечивая печатной продукцией каждое мероприятие. Занимается артбюро подготовкой и проведением авторских встреч с читателем.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я