Балтийская роспись

Ирина Збарах (Каюкова)

Эта книга – признание в любви Калининградскому краю, Балтийскому морю, ветру, наполненному криками чаек, легендами о янтаре. Это работа художника и писателя в одном лице, методичка, которая будет полезна, всем, кто любит творческие занятия.

Оглавление

  • Балтийская роспись

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Балтийская роспись предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Ирина Збарах (Каюкова), 2022

ISBN 978-5-0056-5739-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Балтийская роспись

* Почему я решила написать эту книгу.

* Роспись по дереву. Истоки. Значение. Эстетическая ценность.

* Выбор мотивов и сюжетов Балтийской росписи.

* Графические элементы Балтийской росписи.

* Цветовая гамма Балтийской росписи.

* Пошаговое выполнение элементов. Методика.

* Примеры композиций Балтийской росписи (в круге, в квадрате, в полосе, орнамент)

* Примеры готовых изделий с мотивами Балтийской росписи.

* Сувенирная продукция, привлекательная для туристов,

отражающая своеобразие калининградской природы.

* Возможность обучения балтийской росписи в студиях развития, кружках ИЗО.

Привлечение интереса детей к природе родного края, привитие любви к нему, развитие патриотических чувств.

Почему я решила написать эту книгу

В 2018 году я защищала диплом художника росписи по дереву. И мне необходимо было получить рецензию на мою работу.

Желательно специалиста в области живописи и работающего в учреждении, связанном с искусством. В рецензии требовалась подпись специалиста, его регалии и печать учреждения.

Сразу на ум мне пришёл историко-художественный музей, в стенах которого неоднократно выставлялись мои картины. Заведующая выставочным отделом, заслуженный работник культуры России, рассмотрев мои работы, полистав диплом, обещала написать рецензию и поделилась планами музея. Она посетовала, что не сможет принять участия в конференции по народному творчеству в одном из городов России. Я спросила почему, ведь это так интересно? Участие предполагалось не в качестве гостя, ответила заведующая, а в качестве докладчика. И доклад должен быть на тему именно народных промыслов в Калининградском крае.

Богатая коллекция произведений декоративно-прикладного творчества, хранящаяся в запасниках музея, представляет Хохлому, Гжель, Федоскино, Холуй и другие исторически сложившиеся русские промыслы. А какие традиционно русские промыслы есть в Калининграде, который существует то чуть более семидесяти лет? Обработка янтаря? Так это и при немцах было. Да и не народ простой этим занимается, а комбинат да ювелиры-профессионалы. Мы посокрушались с искусствоведом и разошлись, договорившись о продолжении сотрудничества, которое у нас длится уже, кстати сказать, двадцать пять лет.

Ещё одну очень важную цель преследую я, создавая эту роспись и книгу: воспитание у наших детей, юных калининградцев, патриотических чувств, гордости и любви к своей малой Родине, к красоте и неповторимости балтийского края. Сердце сжимается от обиды и боли, когда я вижу мусор, оставленный отдыхающими на прекрасном пляже Янтарного, занесённого в мировую сокровищницу природы ЮНЕСКО!

Слова работника культуры и искусства долго ещё крутились в моей голове: «А какие у нас народные промыслы?»

Были ли в Кёнигсберге ремёсла? Изобразительному искусству обучали наверняка.

В Кёнигсберге, где бургомистром был Т. фон Гиппель (1741—1796), понимавший значимость ремесленно-художественной деятельности для зарождения и развития индустриальных предприятий и мануфактур, реформа нашла благодатную почву. Провинциальная школа искусств и рисования (Provinzial — Kunst-und Zeichenschule), называвшаяся с 1885 г. Школой искусств и ремёсел (Kunst-und Gewеrkschule), а в 1934 г. переименованная в школу мастеров немецких ремесел (Мeisterschule des deutschen Handwerks) была открыта 18 сентября 1790 г. и явилась первой возникшей в Кёнигсберге культурной институцией, существовавшей на протяжении 154 лет. Временное помещение на Трагхайме (Vordere Fliessgasse) новой школе предоставил в своём доме К. Г. Хаген, профессор физики, химии и минералогии Кёнигсбергского университета Альбертина. Это учебное заведение вместе с остальными, основанными позже на территории Пруссии: в Бреслау (Вроцлаве) — 1791 г., Магдебурге — 1793 г., Штеттине (Щецин) — 1803 г., Эрфурте — 1803 г., составило сеть художественного образования, где система обучения зависела от Академии художеств в Берлине.

Первая «академическая школа искусств и рисования», открытая в Кёнигсберге, рассматривала себя как дочернее учреждение Берлинской Академии художеств и была с ней тесно связана. Она стала местом обучения прикладным профессиям талантливых детей из восточно прусских провинций, заменив обучение художественным ремёслам непосредственно в мастерских, когда опыт передавался от мастера ученикам и подмастерьям, а обучение было связано с сугубо практической деятельностью. В школе с самого начала преподавалась теория искусства.

Роспись по дереву. Значение

Проходя обучение ремеслу в Калининградском Художественно-промышленном техникуме, я познакомилась с множеством народных русских промыслов. В частности, с многочисленными видами росписи по дереву: Городец, Хохлома, Мезень, Палех, северо-двинская, борецвая, урало-сибирская и другие. Их создали простые люди, желая привнести в свой быт радость и красоту, да и подзаработать для дома и семьи.

Роспись по дереву один из самых древних видов народного искусства. Жил наш народ среди лесов-дубрав. Избы рубил из дерева, мебель строгал, посуду, прялки, гребни, игрушки и прочую утварь. И все это любовно украшал резьбой да росписью. Книг о промыслах научно исследовательских и методических написано и без меня предостаточно. Я о другом. Я задумалась: когда и кто придумал расписать изделие таким или другом образом? Что он хотел выразить этим?

Человек придумал. А выразить хотел красоту родного места, где родился и жил, и передать своё восхищение природой, его окружающей. Всё просто. Рассмотрите изделия народных мастеров. Вы увидите цветы, травы, птиц обычных и диковинных, зверей, солнце и воду, древо счастья, да и самих людей за работой или на празднике. Всё, что подметил внимательный глаз народного художника, изображено на предметах его быта. Изображено ярко, декоративно, часто символически, стилизовано, по-детски примитивно, но очень искренне, нарядно.

Выбор элементов «Балтийской росписи»

Я тоже человек и художник. Что мешает мне создать свою роспись, которая отображала бы в простых образах своеобразие и красоту моего края? Любимого мной Калининградского балтийского края! Ничего. Назову эту роспись балтийской.

Что составляет своеобразие нашего места, которое можно отобразить в графических образах и цветовых пятнах?

В этой части книги я расскажу о выбранных мною элементах росписи, о том, чем они примечательны. Про каждый из них дам немного интересной информации. И добавлю свои стихи из книжки «Островок России», выпущенной в 2005 году издательством «Кладезь» к 750 летию нашего города.

1 Море

Оно притягивает нас в любую погоду и в любой сезон: электрички и автобусы увозят тысячи калининградцев и гостей города на балтийский берег надышаться, отдохнуть, загореть, поплавать, вдохновиться, расслабиться, подзарядиться. Можете сами продолжить бесконечно этот список благоприятного воздействия на нас Балтийского моря. У многих с морем связана профессиональная и творческая деятельность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Балтийская роспись

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Балтийская роспись предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я