Путешествие начинается сейчас! Заметки путешественника по России

Ирина Владимировна Власова, 2022

Во мне никогда не было тяги к ПУТЕШЕСТВИЯМ. Да-да, именно с большой буквы. Когда все вокруг стремились в Европу, Америку, хочу-хочу-хочу, я лишь пожимала плечами и искренне улыбалась тому, что могу создать ПУТЕШЕСТВИЕ даже из поездки в близлежащий город. Я начала активно ПУТЕШЕСТВОВАТЬ по городам России. Санкт-Петербург. Москва. Казань. Калининград. Волгоград. Геленджик. Краснодар. Пермь. Тобольск. Сочи. Предлагаю вместе со мной отправиться по этим прекрасным городам. Начнём наше ПУТЕШЕСТВИЕ!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие начинается сейчас! Заметки путешественника по России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тобольск

Тобольск. День первый

Мы выбирали"что-то недалеко", но"чтобы было, что посмотреть". Выбор пал на Тобольск. Городу 435 лет, и он сохранил старую архитектуру и атмосферу прошлых времен.

Ехать из Екатеринбурга на поезде всего 10 часов — ночью сели, легли спать, утром уже на месте. Остановились в отеле"Гостиный Двор"с доброжелательным персоналом и завтраком (гречка с сосиской и блинчики с творогом/мясом на выбор). Внутри вполне себе уютно, есть место для флэшки в телевизоре, так что мы с собой на вечер ещё подборку фильмов приготовили.

Мы решили прогуляться до центра, потому что именно там скопление многих достопримечательностей, а по пути обошли арт-объекты, отмеченные в Дубль Гисе. Прикольно, что там даже мини-справки есть (можно прочитать какого года здания и как оно использовалось).

Очень красивый ЗАГС с фонтанами (забавно, что на одном есть табличка"купаться нельзя", а на втором нет. Угадайте, где мы увидели весёлых детишек?). Сквер Менделеева с периодической таблицей под ногами. Скверов, кстати, много, и они повсюду, это огромный плюс. Видели по пути скульптуры из топиария: жар-птицу, пианино, сердечко, танцующую парочку. Сквер Ершова вообще чуть ли не напротив обычного офисного здания (банк там вроде был). Выходишь — а тут такая красота. Впечатляющий фонтан и скульптуры по мотивам"Конька-Горбунка".

По поводу арт-объектов встречаются неожиданные экземпляры. Дубль Гис сообщил, что во дворе"декоративная скамейка". Мы посмеялись, представляя, как стоит одинокая обычная скамейка, а в памяти сразу всплыли флешбэки с Оленьих Ручьев с их импровизированными креативными арт-объектами (типа обычного камня, но на котором написана ИСТОРИЯ). Ан нет, оказалось, что там целая сказка. Каждая скамейка оформлена с использованием сказочных персонажей, а помимо этого, от подъезда к подъезду очень много деревянных скульптур. Просто во дворе дома. Очень душевное место! Оказывается, земляк захотел создать для детей такой вот уголок волшебства и доброты, и у него однозначно получилось! Всем рекомендую зайти!

Кушали мы в кафе"Парнас", и опять же тот момент, когда внешнее не сочетается с внутренним содержанием. Внешне очень сомнительное место времен СССР. Кстати, не только мы такие вредные, когда выходили из кафе, нам навстречу шли люди и спрашивали:"Там хоть нормально?". А внутри более чем нормально, там шикарно. Люстры, удобные диваны, сервировка, качество блюд, разнообразие меню. В общем, стильно, современно и вкусно.

В Калининграде мы собирали хомлинов (маленькие скульптуры, расположенные у ключевых достопримечательностей города), а в Тобольске — ангелов. Ангел музыкальный, театральный, созидающий, литературный и т.д. Такие милые! Искать их стоит на скамейках, перилах.

В Аптекарском саду обнаружили памятник"Первенец"(он не обозначен на карте). Интересной особенностью города является то, что по городу находятся вольеры для птиц. То есть прямо в самом-самом центре можно смело понаблюдать за павлинами.

Вообще сейчас чем больше рассказываю, тем больше теплом и светом наполняется моё сердце.

Рекомендую смотреть на здания и стены, очень много красивого стрит-арта (и сразу как-то с теплом вспомнился Новосибирск). По пути нам попалась величественная Стелла"Тобольск — Жемчужина Сибири", а вот"Глас Божий"(я так понимаю, храм), к которому нас вёл по пути Дубль Гис — мы не видели. Кстати, недалеко от топиария, про который писала ранее, памятник жёнам Декабристов (собственно, и аллея жён декабристов рядом).

Однажды была смешная ситуация. Мы идем, думаем:"Ого, это какой-то оооочень старый и красивый дом!". Оказалось, что это ресторан Ладейный. Впрочем, рядом можно поиграть в крестики-нолики.

Ну и конечно же, центр. Фонтаны, площадь, водонапорная башня и Тобольский Кремль. По атмосфере похоже на Казань с той лишь разницей, что людей здесь не было вообще! Мы свободно фотографировались, снимали видео, не боясь, что кто-то что-то жующий попадёт к нам в кадр. Есть где погулять и на что посмотреть, тем более что панорамные виды открываются просто потрясающие!

Понравились миниатюры старинных зданий (особенно на фоне с оригинальными великанами, например, один из старейших храмов Сибири — Софийско-Успенский Собор).

В понедельник ничего не работало, так что мы просто ходили и смотрели всё"с улицы". И это прекрасно, потому что в другой день нам не повезло с погодой и таких красивых фотографий мы бы уже не получили! Если зайти со стороны Гостиного Двора, можно эффектно сфотографироваться на деревянных ступеньках, да и вообще двор уютный и спас нас от палящего солнца.

И хоть ноги не сказали нам за это спасибо, в первый же день мы решили закрыть гештальт — дойти до памятника Ермака. Оказалось всё не так уж и сложно, и долго, к тому же в приятном сквере нашли Созерцающего Ангела и посмотрели на нижнюю часть города с другого ракурса.

Тобольск. День 2

На следующий день погода испортилась, так что весь день мы провели в музеях. Сначала посмотрели панорамные виды и Странствующего Ангела (до конца не прогулялись, но там ещё есть красивая беседка).

Первым делом отправились в Дом Наместника, укутанный в пленяющие звуки классической музыки. Это как мини-эрмитаж. Тут и предметы интерьера, и костюмы, и картины, и скульптуры из кости (вообще различные поделки из кости — это фишка города). В одном из залов можно посмотреть на ожившие полотна (правда, мы там захотели спать), в другом — поучаствовать в интерактивной соколиной охоте (поднимаете руку вверх, и на экране к вам прилетает и садится сокол). А ещё теперь я знаю, что такое ушекопки! Это старинные приспособления для гигиены ушных раковин, смотрятся очень изящно!

Насытившись эстетическими удовольствиями, мы зашли в Пряничную, но она нам совершенно не понравилась из-за хмурой недоброжелательной женщины на кассе (пожалуй, это единственный хмурый человек, который нам попался в Тобольске за 3 дня!).

Следующим пунктом программы был Тюремный замок. Если честно, даже ни одной фотографии не осталось. К слову, это не первая тюрьма в нашей жизни, поэтому какого-то вау-эффекта точно не было. Грустно. Тяжело. Давит. Очень двоякие эмоции от посещения этого места. Мы ещё посмотрели фильм, основанный на письмах одного из заключённых, которые нашли при реставрации здания. Весьма эмоционально! Кстати, здесь в своё время собралась весьма внушительная знаменитая компания: Достоевский, Чернышевский, Короленко и другие. Кстати, тут даже организовали хостел, где, конечно, без жесткача, но созданы условия, приближенные к тюремному заключению, так что любители экстрима могут остановиться на ночлег.

Недалеко находится музей редких книг и изданий, в который мы как издатели/редакторы просто не могли не сходить. Стоимость посещения всего 100 рублей. Здесь же располагается научная библиотека. Нам даже провели мини-экскурсию, из которой мы узнали, что шкафы делали заключённые (и есть двусторонний шкаф, это шик тех времен!) с особыми стёклами. Интересно, что сам создатель библиотеки, очень активный во всех отношениях мужчина (путешественник, в спектаклях играл, на музыкальных инструментах играл), потом куда-то подевался, и никто не знает, что с ним (запомните это, подобная история с потерявшимся создателем будет и в 3-й день, видимо, аура в Тобольске такая). Ну и книги. Книги ооооочень старые, красивые, датируемые 1700-х гг. Мой внутренний эстет просто ликовал!

После многочисленных противоречивых эмоций мы решили покушать где-то поблизости, тем более что начинался мелкий дождь. Выбор пал на ресторан"Дворцовая", прямо в центре, рядом со всеми достопримечательностями и музеями. Ценник выше среднего, однозначно, но зато атмосфера, обстановка, красивые столовые приборы, вид на Дом Наместника и разнообразное меню со всякими изысками. Мы навыбирали и… выключился свет! Вообще везде в округе из-за погоды, так как ещё и ливень в гости нахально заглянул. Выбор блюд, которые могла приготовить кухня, резко сократился, но мы всё равно выбрали и вкусно покушали. На столы поставили свечи. Музыку включили с телефона на колонку. Когда я отправила фотки Косте, он сказал:"Ммм, какой оригинальный ресторан, ужин при свечах!". А это всего лишь вынужденная мера, но получилось прикольно.

Народ с площади как будто слизало, так что мы пофоткались на пустынных улицах с рюкзаками на голове (авторские фото, надо запатентовать!).

Последним пунктом насыщенной программы стал Губернский музей. Охранник на входе деловито спросил:"Вы сюда погреться пришли?". Посетителей очень мало, а зря! В центральном зале стоит мамонт, причём он очень хорошо сохранился, и скелет практически полный, и окаменелости.

Повсюду предметы быта, национальные костюмы, чучела животных, причём совы классные, а у лисичек и волков проблемы с глазами. Здесь несколько этажей, так что не спишите уходить, увидев мамонта. Эдакий Краеведческий музей, мы такое любим! Рядом с Губернским музеем можно сфотографироваться на величественной колеснице (правда, во время дождя даже внутрь будет проблематично забраться).

Вру, мы ещё посетили рядом стоящий Дом мастеров. Он идеально подойдёт для помещения с детьми, обязательно берите экскурсию! Мы-то, конечно, всё сами (как всегда), но видели и слышали, как экскурсовод интересно рассказывает про различные ремесла и даже даёт попробовать свои силы в некоторых.

На первом этаже уютный магазинчик, именно здесь я купила сувенирную монетку с именем (жаль,"Ирины"не было, себе бы я тоже с удовольствием купила бы!) и Хантыйскую игрушку"Головоломку"(необычный подарок, который можно привезти из Тобольска, там даже целая легенда есть!).

В этом же здании на втором этаже Музей кости. Стоимость символическая. Я сначала внутри возмутилась, потому что там снова магазин, и я подумала, что за посещение магазина уже деньги берут! Но нет, есть несколько залов с аккуратно расставленными фигурками из кости. Если честно, всё самое-самое всё-таки в Дом Наместника забрали, но есть несколько любопытных скульптур. А самое важное — мы вышли на балкон этого старинного здания и сделали несколько удачных фото с видом на Губернский музей и Кремль.

Фишка дня — мы фоткались во всех зеркалах (маленьких, больших, декоративных). Было весело!

Тобольск. День 3. Музыка и храм

Мне нравится последний день путешествий, куда бы мы не поехали. Ты уже успокаиваешься, что всё тебе не успеть и припасаешь мысленно места, куда можно сходить"потом"(в следующий раз). Уходит суета. Приходит внутреннее ощущение гармонии и сонастройки с городом, причём не важно Тобольск это, или Барселона (если что Тобольск здесь не в качестве какого-то"плохого"города, город прекрасен!).

С первого дня мы хотели дойти до памятника Достоевскому и храма Петра и Павла. Сочетание какое-то космическое, место атмосферное и очень сильное, вы почувствуйте!

Я сразу увидела на карте"Поганый прудок", но времени дойти до него не было, хоть любопытство и распирало, так что мы взяли место на карандаш и побежали в запланированную экскурсию в Рентерею. Это тоже на территории Кремля, без экскурсии посещения нет, да и на экскурсию лучше записаться заранее, если их вообще проводят, и Рентерея открыта для посещения.

Казённая палата (другое название) служила для хранения губернской казны. Судя по экспонатам, сюда собирали всё! Всё, что потом с любовью отправляют по музеям и выставкам. Здесь даже челюсть маленького мамонтенка есть! (пожалуйста, не напивайте про себя"пусть мама услышит, пусть мама придёт", и так грустно!).

Экскурсовод выстроила свою лекцию от древности к современности, дав сфотографироваться и в первобытных одеждах, и в треугольной шляпе, подписывая важные государственные документы (надеюсь, что я так не взяла случайно кредит?). Обращайте внимание на всё! На старинные шахматы, двери, на саму атмосферу фондохранилища, которое, кстати, находится под землёй.

Затем мы отправились в нижнюю часть города (оценить вблизи всё то, что мы фотографировали со смотровых площадок Кремля). Услышала от прохожего, что там 154 ступеньки и, конечно, начала считать. У меня получилось 200 (хорошо, что я в итоге пошла учиться на гуманитария!). Какие-то смутные ассоциации с китайскими городками, драконами… И физическая активность опять же.

Внизу оказался полуразрушенный город. Я не до конца поняла, толи не выделяется бюджет на реконструкцию, толи никто не хочет этим заниматься, толи специально решили всё так оставить для атмосферности… Жилые дома вперемешку со зданиями-призраками, от которых осталась одна стена. При этом везде доносится музыка, что добавляет антуража. Сайлент-Хилл, ей богу. Хотя от Бога здесь тоже много всего. Мы, собственно, и пошли сюда ради многочисленных храмов.

Опять же оцените сочетание. Музыка, полуразрушенные и разрушенные здания (есть, например, старый магазин"Мясо-рыба", конец XIX — начало XX века), храм Захария и Елизаветы и тут же топиарий"Музыканты"с установленной концертной площадкой в сквере А.А. Алябьева. Если копнуть глубже, многое станет понятно. Просто музыкант, композитор и автор романса"Соловей"отбывал здесь церковное покаяние во время ссылки. Жутенько. Интересно. И грустно.

Опять же Дубль Гис в помощь, он показывает, какого года постройка и что тут на самом деле было. До вечера такую прогулку рекомендую не оставлять, впрочем, если у вас крепкие нервы или плохое воображение, то вы в безопасности!