Основы предпринимательской деятельности. Лекции

Ирина Викторовна Гетинкау

Пособие для желающих создать свое дело, но не знающих, с чего начать. Создано по материалам консультаций, оказанных автором за время работы в собственном бизнесе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы предпринимательской деятельности. Лекции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Особенности бизнес — планов для различных типов предприятий

Основные принципы бизнес — планирования

При написании бизнес-плана надо знать цель его написания: Для себя, чтобы разобраться, что делать, или для других, чтобы денег дали.

Если для себя, то структуризация и детализация идеи информацией требуются до достижения ясности в своей голове. Если бизнес-план пишется для других, то структуризация и детализация производится по шаблонам, понятным тем, для кого они пишутся. Если люди говорят: «Принесите мне какой-нибудь бизнес-план», то обычно они не хотят давать Вам денег. Они хотят понять, что Вы хотите делать, и может быть заняться Вашим проектом, а, может, и нет. После прочтения Вашего творчества в таких случаях обычно говорят: «Да Вы ничего не написали. Нужных показателей нет. Говорить не о чем!!!» Поэтому, если нет четких требований к бизнес-плану, не надо надеяться на лучшее. Обычно денег такое распространение бизнес-планов не приносит. Имеется простой сбор информации второй стороной. Правда, иногда после распространения бизнес-плана находится человек, который говорит: Представьте мне информацию по моей схеме бизнес-плана. Ваша схема мне неудобна. Поздравляю!! Вы нашли заинтересованную в Вашем проекте личность. Бизнес-план, правда, приходится переделывать и переписывать. Но этот процесс происходит быстрее и проще, чем написание «с нуля».

Поэтому Первый принцип бизнес-планирования: «Описание того, что я делаю, должно быть четким понятным». — При этом, понимание написанного происходит не только у Вас, изложенное понимают и другие люди. В научной литературе он носит название «Принцип необходимости».

Второй принцип: «Детализация должна отвечать на вопросы заинтересованных в проекте лиц, но не должна быть перегруженной».

— Если человек дает Вам денег в долг на 1 год, то ему надо знать не размер прибыли, а где Вы возьмете деньги на погашение долга. Этот принцип в научной литературе носит название «Принцип единства» или «Принцип системности».

Дополнительно выделяется еще 3 принципа, применяемых при планировании в микро-бизнесе:

3. Непрерывности — когда планирование ведется на длительный срок, и на смену одному плану приходит другой.

4. Точности — детализация идет только до определенного предела. Не имеет смысла контролировать каждую пачку бумаги для офиса — все равно не угадаешь.

5. Гибкости — план корректируется в соответствии с условиями в отрасли или на вашем сегменте рынка.

Еше 3 принципа обычно описываются в экономической литературе, но мало применимы в микро-бизнесе, особенно на начальном этапе:

6. Участия — планирование эффективно, когда оно учитывает всех членов организации. А у меня есть я и только я. Как мне себя дважды учесть? В своем бизнесе на первоначальном этапе: я — это все. Почти как Король-Солнце. И пока я что-то не сделаю, это не будет сделано. Но договаривание с самой собой приводит на первом этапе к ничегонеделанию, а оно смерти подобно.

7. Холизма — сочетания координации различных уровней планирования. Откуда на первоначальном этапе различные уровни и отделы, чтобы увязывать их интересы? Есть я и, возможно, несколько помощников. Они все на одном уровне. И каждый занят своей работой, а координирую их я. Я не могу координироваться сама с собой. Опять застыну на месте и буду сама с собой разговаривать.

8. Интеграции — различные планы одного уровня увязываются на высших уровнях управления. Высший уровень на первоначальном этапе это опять я. Если я опять что-то внутри себя увязываю, значит, я плохо обдумала технологический процесс на предыдущем этапе и опять свалюсь в ничегонеделание.

Бизнес — планы вновь создаваемых предприятий

Бизнес, как ребенок, растет постепенно. И также как и ребенку, есть вещи которые ему не по росту и не по возрасту. Если хотите иметь работоспособный бизнес на первоначальном этапе — вас интересует применение первых пяти принципов. Основная задача этого первоначального этапа: создать понимание стратегии и тактики развития бизнеса и откорректировать свое представление о бизнес — процессе в соответствии с реалиями сегодняшней макроэкономической ситуации. Второе обязательное действие — сопоставление плановых данных с фактическими на предмет выявления отклонений плана от факта и выявления влияния отклонений на процесс. Положительные отклонения, естественно, надо повторять, отрицательные искоренять. После 2—3 лет планирования и сопоставления данных обычно накапливается опыт для решения дополнительных задач и проектов. Статистическая база позволяет при этом опираться в принятии управленческих решений на Информацию и не заменять ее Интуицией.

Бизнес—план организации с крупным инвестиционным проектом

После того, как количество направлений деятельности предприятия увеличилось до трех и переросло его, очень хочется поучаствовать в чем-нибудь крупном и интересном. Особенно интересно сладкое определение «Целевое финансирование». Обычно оно сопровождается требованиями по составлению бизнес — плана. Обычно в этот момент люди, не знающие и не применяющие процесс бизнес-планирования начинают искать, кто напишет им бизнес-план и происходит следующий разговор

— Здравствуйте, Вы — Ирина Викторовна.

— Да, я — Ирина Викторовна.

— Нам сказали, что вы пишете бизнес-планы.

— Да.

— Нам нужен бизнес-план для получения финансирования (участия в конкурсе и т.п.).

— А чем вы занимаетесь?

— Я занимаюсь…. (называется вид бизнеса)

— Мне для написания бизнес-плана необходимо знать, как Вы видите себе технологический процесс, какое оборудование планируете использовать и…

Собеседник, перебивая, меня:

— Придумайте что нибудь сами. Вы-же бизнес-план пишете. Неужели я Вам что-то ещё сказать должен. И вообще это не сложно. Я бы сам написал.

— Пишите сами. Могу оказать консультативную помощь.

— Нет. Мне деньги нужны. И чтобы кто-нибудь написал.

— Для описания дайте хотя бы Вашу статистику по этой деятельности. Мне от Вашей бухгалтерии нужны: Оборотно-сальдовая ведомость по предприятию и по счетам…

— Нет. Это тайна.

В этом случае составить мало-мальски приемлемый бизнес-план для участия в финансировании невозможно. Предприятие, не заботящееся на начальном этапе о статистических данных, оформленных в нужном ключе не может развиться до серьезных инвестиционных бизнес-проектов. Так как бизнес-план становится бизнес-сказкой для продвинутых, и ничего для развития бизнеса не принесет, так как деньги все равно будут вложены неэффективно или разворованы.

Если же статистика все-таки была собрана, а сопоставление плана и факта проводилось, то после выращивания 3-х направлений, где в каждом минимум по 3 подразделения, можно и нужно применять дополнительные принципы бизнес-планирования. Участие, холизм и интеграция — помогут увязать и сбалансировать бизнес план и не сделать его бизнес-сказкой, которую можно осуществить только в Диснейленде.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы предпринимательской деятельности. Лекции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я