Предпринимательство нового времени: от бессилия и хаоса к влиянию. Как предпринимателю обрести мощную опору внутри себя и уверенно идти к большим результатам во времена глобальных перемен

Ирина Викторовна Гаврилова

Эта книга – ответ на вопрос, как предпринимателям можно эффективно справляться с задачами, управлять изменениями, реализовывать открывшиеся возможности, находить точку опоры и быть успешным в условиях полной неопределенности.Книга содержит примеры из жизни владельцев бизнеса, которые выросли кратно в период глобальных перемен.А собранная коллекция «золотых практик» позволит вам буквально за одну-три минуты менять состояние, настрой и уверенно идти к большим результатам в бизнесе и в жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство нового времени: от бессилия и хаоса к влиянию. Как предпринимателю обрести мощную опору внутри себя и уверенно идти к большим результатам во времена глобальных перемен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Как правильно ставить цели?

Дорога возникает под ногами идущего.

Долларовый миллионер, коуч долларовых мультимиллиардеров, мой учитель, Дэн Салливан говорил: «Ваше будущее всегда должно быть больше вашего настоящего и прошлого!» И, действительно, только от нас зависит, каким будет наше будущее.

Сначала нужно выбрать цель. Это и будет путеводная звезда, ориентир, к которому важно стремиться. Цель должна быть значимой для вас, при этом выполнимой, такой, которую вы сможете реализовать за два-три-пять лет. Ее необходимо визуализировать на уровне «возможно все» и «у меня есть все необходимые ресурсы», вне зависимости от того, что сейчас происходит в вашей жизни.

2.1. Почему так важно ставить цели?

Потому что, по статистике, 95 процентов людей никогда не ставят цели!

Может быть, именно это ответ на вопрос «почему большинство так и не достигают ничего в жизни?».

Так как же ставить цели, чтобы они реализовывались?

Есть множество способов. Я как бизнес-коуч (а это более 5000 часов сопровождения в росте и масштабировании бизнесов) использую только те, которые доказали свою эффективность в работе с моими клиентами. И, соответственно, ни одна коуч-сессия не начинается без постановки цели и не заканчивается без сверки того, как мой клиент продвинулся в ее направлении.

Предлагаю начать с небольшого шага и выписать все цели — большие и маленькие — которые только приходят вам на ум. Пятьдесят, лучше сто, еще лучше — двести… или, может, триста? В сложной политической ситуации, когда кажется, что у нас забрали будущее, этот список разблокирует способность мечтать!

Важно! Пишем на бумаге от руки. В момент написания вручную включается мелкая моторика, формирующая новые нейронные связи в голове. Помните: что написано пером, того не вырубишь топором! А если говорить научным языком, то наша ретикулярная активирующая система мозга позволяет из огромного потока информации выделять важное и отбрасывать все ненужное. Например, когда вы хотите купить Audi красного цвета, то вокруг вы будете замечать сначала все красные машины, потом все Audi красного цвета. Вам будет казаться, что вокруг только красные машины и большинство из них — Audi.

Хотите эксперимент?

Вы сейчас находитесь в комнате? Оглядитесь вокруг и посчитайте, сколько в ней предметов синего цвета? Справились? Хорошо!

А теперь закройте глаза и скажите, сколько было предметов зеленого цвета? Не удивлюсь, если вы не назовете ни одного. Зеленый цвет не был в фокусе вашего внимания. Так работает мозг. Наша ретикулярная активирующая система фокусируется на самом главном и работает как навигатор в машине. Поэтому список целей очень важен для того, чтобы мозг работал на вас. Убедила?

Итак, возвращаемся к целям. «Выгружаем» на бумагу все мечты, планы, задачи. Начинаем с простых повседневных дел (например, сходить к стоматологу), заканчиваем «покорением мира»: пойти в кино с ребенком, масштабировать бизнес, починить кран, написать бестселлер. По количеству пунктов вы поймете, насколько легко и свободно вы мечтаете. Или вы уже попали в ловушку «обрезанного будущего» и запретили себе мечтать?

Ну что, список готов?

Считайте, что вы внесли в навигатор все координаты, которые хотите посетить во время движения по жизненному пути. На чем мы фокусируемся, туда и направлена наша энергия. Если мы акцентируем внимание на негативе и плохих новостях (сегодня это актуально как никогда), то тревога и состояние стресса будут нарастать.

Если же вы знаете «кто вы?», «куда идете?» и «зачем?», вы легко справитесь с любой кризисной ситуацией! Все просто: либо человек играет в свою Игру и в любом случае выигрывает, либо становится игроком в чужой Игре и проигрывает!

2.2. Как уровень счастья влияет на уровень доходов предпринимателя

В последние годы в таких крупных компаниях, как IKEA, Microsoft, Volvo, Shell, Lego, Airbnb и Zappos, появилась особая позиция — СНО (Chief happiness officer) или «директор по счастью». Задача СНО — повысить индекс счастья компании. Зачем это нужно?

Например, по данным Сильвии Гарсиа (СЕО и фаундер Happiest Places To Work), работа над ростом индекса счастья обеспечивает от 10% до 37% прироста к продажам, от 10% к удовлетворенности клиентов и вдвое сокращает текучку кадров в компании. Счастливый предприниматель делает своих сотрудников счастливее. Сотрудники, в свою очередь, делают счастливыми клиентов, а они, соответственно, становятся более лояльными к компании.

В то же время в исследовании Даниэля Канемана и Ангуса Дитона, которое они провели еще в 2010 году, говорится, что оценка уровня благополучия и счастья людей растет с ростом их дохода. Любопытно, но такой эффект наблюдается до достижения годового дохода примерно в 75 тысяч долларов. А вот после преодоления этой планки, по мнению экспертов, нет прямой корреляции между ростом доходов и ростом уровня счастья.

Счастливый человек более открытый!

Есть еще одно интересное наблюдение: «Судя по всему, открытые люди более гибки в своем восприятии и воспринимают больше информации, чем среднестатистический человек», — утверждает ученая Анна Антинори.

Совместно с коллегами из австралийского Мельбурнского университета она провела масштабное психологическое исследование, в котором доказала, что люди, максимально открытые новому опыту, отличаются более гибким восприятием визуальной информации. То есть счастливый предприниматель более открыт новым возможностям, поэтому у него значительно больше шансов стать успешным в бизнесе и жизни. Особенно это актуально в BANI-мире: хрупком, тревожном, нелинейном и непостижимом!

Способность быть более открытым приводит к тому, что предприниматель, видя больше новых возможностей, может с большей легкостью доверять другим и рисковать. Именно доверие повышает скорость всех бизнес-процессов в компании и напрямую влияет на рост прибыли. Пока другие бизнесмены сомневаются, испытывают стресс, ждут лучших времен и не видят дальше своего носа, вы реализуете лучшие возможности и выигрываете!

Кстати, одна из целей моей книги — повысить ваш внутренний уровень счастья. Как эта информация относится к целеполаганию? Давайте по порядку. Помните «Быть — Делать — Иметь»? Предлагаю вам свою интерпретацию, свое прочтение. По сути, это формат 3D-планирования. Реализация на каждом из уровней повышает ощущение счастья. Важно, чтобы она была на всех трех уровнях. Иначе вам всегда будет чего-то не хватать.

Первый уровень: Иметь

Что я хочу иметь?

Это про проживание счастья, которое зависит от результата — можно сказать, счастье «достигатора». Когда мы реализовываем желаемое, когда достигаем наших целей, а наши мечты сбываются — уровень счастья резко возрастает. Правда, лишь на время. Это как наркотик — постоянно нужна новая доза достижений…

Что конкретно вы хотите иметь здесь и сейчас в бизнесе и жизни?

Второй уровень: Делать

Что я хочу пережить (прожить)?

Мы можем быть счастливыми, не только когда достигаем целей и реализовываем мечты, но и когда переживаем какой-то интересный новый опыт. Например, рождение ребенка, его первую улыбку, шикарный вид из окна, прыжок с парашютом, восторг от новых прекрасных мест в путешествиях, восхождение на Эльбрус и т. д.

Что я хочу испытать в этой жизни, благодаря бизнесу в том числе?

Третий уровень: Быть

Я делю этот уровень на две части:

1) Кем я хочу Быть?

«Масштаб бизнеса равен масштабу личности предпринимателя», — считает Дэн Салливан. Когда мы проживаем личностный рост, наш уровень счастья тоже постоянно повышается. В BANI-мире предпринимателю, лидеру важно постоянно расти, развиваться, прокачивать себя в своем мастерстве.

Личностный рост — это фундамент!

Покажите мне ваш фундамент, и я вам скажу, что вы на нем сможете построить. Фундамент — это личность предпринимателя. На одном можно возвести небоскрёб, а на другом… В общем, понимаете, что я хочу сказать.

Именно личность бизнесмена — главный ограничивающий фактор в росте компании. Помните фразу: «Рыба гниет с головы»? Масштабность, умение создавать видение, уверенность в себе, внутренняя сила и энергия, самодостаточность, продвигающие стратегии мышления, преодоление страхов, осознанность, соединение с миссией (смыслами) — вот основа фундамента «на миллион».

Важно ответить себе на вопросы:

• Какой личностью я хочу Быть?

Это процесс длиною в жизнь, ваш путь. Есть начало и нет конца. Это про ваш личностный рост.

• Какой мой масштаб?

• Кем мне важно стать, чтобы реализовать этот масштаб?

• Что я хочу, чтобы говорили обо мне?

2) В чем мой вклад? Каким он должен Быть?

Это про наследие.

• Что я оставлю после себя?

• Какой след я оставляю в истории?

• Какой вклад я создаю в процессе своей деятельности?

• Что благодаря мне меняется в этом мире?

Когда предприниматель-лидер отвечает на эти вопросы, уровень его счастья повышается. Мои любимые вопросы:

Представьте, ваша жизнь уже подошла к концу, и вы, оглядываясь на свой путь, свою прекрасно прожитую жизнь, описываете, чем вы гордитесь…

— Каких результатов вы достигли и что оставили после себя?

— Какое наследие вы создали?

— Чем вы особенно гордитесь и про что можно сказать: «Да, я прожил жизнь не зря!»?

— Какие эмоции, какой опыт, какой личностный рост вы пережили?

— Какой вклад вы привнесли в мир благодаря своему бизнесу и не только?

Захотелось что-то добавить в список желаний и целей? Если да — срочно добавляйте!

В начале главы я привела в пример данные исследований о том, как более высокий уровень счастья влияет на вашу эффективность и результативность. Как доверие миру, открытость помогают видеть новые лучшие возможности и реализовывать их. Соответственно, все это коррелирует с нашим уровнем дохода. Ну и не секрет, что со счастливым человеком всегда приятнее иметь дело, да и просто общаться.

Подведем итог. Возьмите список из ваших целей и разделите его на 3 части:

1. Иметь (Что я хочу иметь?).

2. Делать (Что я хочу пережить?).

3. Быть (Чем я хочу Быть? Какой вклад я вношу?).

— Какие интересные наблюдения вы сделали?

— Как вы чувствуете себя, когда записали все на бумагу и систематизировали?

— Какие появились ощущения в теле?

2.3. Список целей. Практика

Следующим шагом ранжируем все цели по степени срочности и важности. Разделим их на группы и промаркируем — А, В, С, где:

Группа А — самые срочные и важные. Их необходимо выполнить в первую очередь. Например, починить протекающий кран, найти сотрудника взамен уволившегося.

Группа В — важные, но не срочные: купить участок для строительства частного дома, увеличить оборот компании в три раза, стать инвестором и купить недвижимость для получения пассивного дохода. Необходимо держать эти пункты в фокусе внимания, чтобы ваш мозг «внес координаты в навигатор» и начал выстраивать оптимальный путь к ним. Горизонт планирования — ближайшие полгода, год-три.

Группа С — цели из разряда «было бы не хило». Это цели, которые на данный момент кажутся недостижимыми. Есть ощущение, что даже приблизиться к ним нереально, но в глубине души все-таки теплится надежда, что когда-нибудь эти мечты сбудутся!

Вы спросите: а если есть задачи не срочные и не важные? Как быть с ними? В таком случае нужно понять: это точно ваши цели или вы спокойно, без ущерба для себя можете вычеркнуть их из списка?

Таким образом, все цели разделены на А, В и С.

Теперь напротив каждого пункта из группы А ставим конкретную дату — срок завершения. Теперь это не цель — это просто текущая задача. А задачи нужно решать, чтобы потом с огромным удовольствием написать напротив каждой из них «сделано!». Например, починить кран можно в ближайшие выходные. И сегодня же отдать распоряжение менеджерам по персоналу заняться поисками нового сотрудника.

К каждой цели из списка В задаем по четыре вопроса, чтобы проверить их достоверность. Зачем? Я уверена, что вы умеете ценить свое время, силы и деньги, поэтому необходимо вычеркнуть все лишнее и оставить только по-настоящему значимое. Рисунок 2.1.

Рисунок 2.1. Матрица планирования

1. Чего вы хотите на самом деле?

Например, «хочу масштабировать бизнес». Действительно хотите? Прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Ваша ли это цель или все-таки навязанная мысль? Вы говорите себе, что должны зарабатывать миллион долларов и поэтому необходимо масштабировать бизнес? Или это влияние окружения знакомых из бизнес-клуба, а вам достаточно того оборота, который уже есть? Или все-таки у вас есть заветная мечта: построить большой дом для своей семьи, в который на праздники будут съезжаться близкие, родные люди. И этот дом потом наследуют ваши дети. Возможно, вам хочется пережить такой опыт: я зарабатываю 1 000 000 долларов! Я — Могу! И только при одной этой мысли вы ощущаете восторг и масштаб своей личности.

Чувствуете разницу?

2. Как вы поймете, что уже достигли желаемого?

Чтобы ответить на вопрос, необходимо создать видение. Мысленно нарисуйте картину или снимите цветное кино о своей жизни, в котором цель уже достигнута. Полностью погрузитесь в ощущения и ответьте на вопросы:

— Где вы? С кем вы? Какой сейчас год? Месяц?

— Что вы видите, слышите, чувствуете?

— Что вы там делаете?

— Какие стратегии вы используете? Какими навыками и компетенциями вы обладаете? В чем вы сильны?

— Что для вас там важно?

— Кто вы там? Кем вы являетесь для себя и других в этой картине?

— Когда эта цель реализована, какие новые возможности открываются для вас?

— Как реализация этой цели позитивно повлияет на другие системы: семья, друзья, компания, клиенты, отрасль, целый мир?

Важно, чтобы эта картина вас вдохновляла, а вы каждой клеточкой вашего тела чувствовали: «Да! Я этого хочу! Это мое!» И не забывайте главный постулат в коучинге: если вы можете что-то представить, значит, вы точно сможете это реализовать, потому что у вас УЖЕ ЕСТЬ ВСЕ РЕСУРСЫ! А вот если картинка не появляется, то, скорее всего, цель ложная.

Мой любимый пример в тему: один мой знакомый когда-то давно мечтал ездить на «крутых тачках». В итоге да, он ездит на дорогих, шикарных автомобилях. Но это не его собственность. Он всего лишь водитель, которого нанимают богатые люди для транспортировки машин, допустим, из аэропорта в гараж… Хотел ли он именно этого? Вряд ли! Итак:

— Вы хотите масштабировать бизнес?

— Что это для вас значит?

— По каким критериям вы поймете, что бизнес уже масштабирован: обороты, прибыль, рентабельность, количество филиалов, количество сотрудников, рынки?

Чем точнее вы все представите, тем больше шансов прибыть в точку назначения!

3. Почему это для вас важно?

Если это на самом деле ваша цель, тогда вы легко сформулируете ответ.

4. Как вы будете реализовывать цель?

Это может быть подробный план действий или «укрупненный план». Если пока нет понимания, то подумайте: какие самые маленькие шаги вы готовы сделать по направлению к цели уже сейчас? Телефонный звонок, сбор информации в интернете или договоренность о встрече… Забегая вперед, хочу сказать, что стратегия маленьких шагов в BANI-мире, когда «будущее обрезано» — одна из самых выигрышных!

Этапы цели

Сначала есть мечта — «путеводная звезда», она настолько далекая, что иногда кажется заоблачно нереальной. Как ваши цели из списка С. Но внутренний голос говорит: «Мне туда нужно». Может, не сейчас, может, позже… Но точно туда! Появляется желание. И это уже второй этап достижения цели. Их всего шесть:

1. Мечта.

2. Желание.

3. Намерение.

4. Цель.

5. Реализация.

6. Результат.

Желание

Вы уже допускаете, что желаемое осуществимо, и начинаете анализировать информацию, искать ресурсы, обсуждать тему с другими людьми и понимаете, что, в принципе, ничего невозможного нет. Мечта начинает понемногу «заземляться».

Намерение

Намерение — твердое решение идти к цели. Я иду к цели, и точка! Все сомнения отброшены. Трудности на пути — всего лишь нюансы. Вы словно держите в руках лук со стрелами. Тетива натянута. Проходит всего лишь мгновение — и вот стрела уже летит к цели! Первый шаг сделан, и перед вами открывается дорога — «дорога появляется под ногами идущего»! Есть план, намечены сроки реализации, и, как говорится, «результат неизбежен»!

Но почему цели не всегда достигаются?

Здесь все просто: если ваши мечты не реализуются, значит, вы их не «заземлили» до уровня намерения. Получается ситуация совсем как в анекдоте: «У тебя есть мечта? — Да, хочу похудеть. — А чего не худеешь? — А как жить тогда без мечты?»

2.4. Путеводная звезда

Для того чтобы книга для вас была максимально эффективной, возьмите из списка В одну цель по бизнесу, на которой вы будете держать фокус до конца прочтения.

Так как же все-таки достигнуть цель путем визуализации? Представьте такую картину: прошло три года. Мы с вами случайно встречаемся на какой-нибудь конференции или на бизнес-завтраке. И вы говорите мне при встрече:

— Ирина, вот прошло три года с момента нашего знакомства, и у меня в жизни очень круто все изменилось. Все сложилось так, как я и мечтал. Даже лучше!

Мы разговариваем с вами, и вы делитесь со мной, что же такого замечательного у вас произошло за эти три года. Подумайте, как если бы это уже случилось — результат достигнут, о чем бы могла идти речь для вас?

— Может быть, речь идет о размере дохода от бизнеса, количестве сотрудников, рынках сбыта?

— Что это значит для вас?

— Что вы чувствуете, видите, слышите, ощущаете?

— Что делает вас живым?

— Что заставляет ваши глаза сиять?

— Что заставляет ваше сердце биться с радостью?

— Как вы узнаете, что стали ближе к себе?

— Что придает вам смелости и что является ее источником?

— Кто с вами рядом?

— Кто те люди, благодаря которым вы пришли к желаемому результату?

— Как вам удалось достичь желаемых результатов? Благодаря каким вашим уникальным способностям и сильным сторонам?

— Что было наиболее ценным для вас на этом пути?

Отвечая на вопросы, прочувствуйте, как вам круто находиться внутри этой картины, как вам там кайфово. И это именно то, о чем вы мечтали, и даже больше того — о чем вы мечтали! Вы можете ясно представить день из будущего, когда все это у вас уже есть, когда ваши результаты ощутимо выше ожидаемых. Подумайте:

— Что вы там делаете?

— Что вы создаете?

— Какие продукты производятся?

— Какие бизнес-процессы у вас работают как часы?

— Какие стратегии вы используете, что все так замечательно складывается?

— Какие навыки и умения вы за эти три года приобрели, благодаря чему значительно выросли как личность и профессионал по сравнению с тем, кем вы были?

— Сколько часов вы уделяете управлению в день, неделю, месяц?

— Благодаря чему уровень удовлетворенности и удовольствия от бизнеса и жизни стал намного выше?

— Кем вы стали для самого себя? А для своей семьи и близких? Для своего бизнеса, сотрудников, партнеров и клиентов?

— Как вы можете метафорично назвать себя?

— Ради какой еще большей цели так все сложилось для вас?

— Ради чего вы все это делали, проходили этот путь и оказались в этой точке через три года?

— Что такое вы создаете, от чего у вас самого «мурашки по телу», и вы понимаете, что это всего лишь ступенька к чему-то еще большему?

— Что еще нового открывается для вас впереди?

Возможно, новые перспективы вы пока представляете недостаточно ясно. Это нормально, ведь мы пока рисуем нашу картину крупными мазками. Но есть ли предчувствие чего-то? Что-то такое невообразимо головокружительное, что зажигает свет в ваших глазах и добавляет жизненной энергии?

Когда вы все это увидите, посмотрите, трансформировалась ли ваша цель? Может быть, в этом путешествии в будущее вы открыли что-то новое для себя?

Запишите (лучше на бумаге), какие стратегии, навыки, качества, компетенции необходимо вам еще приобрести, развить?

Какие действия, где и когда нужно предпринять «уже здесь и сейчас» (в ближайшие день-два, неделю), чтобы это стало для вас реальностью уже через 3 года?

Очень важно, чтобы вы зафиксировали шаги, пусть даже самые простые: звонок кому-то, поиск информации в интернете, поручение сотруднику. Шаги могут быть и более ощутимыми: составить план ключевых этапов реализации проекта, найти ведущих сотрудников, договориться о встрече с инвестором и т. д. Начинайте действовать в ближайшие день-два — неделю, иначе мотивация пропадет!

Важно постоянно развиваться по расширяющейся спирали. Иначе — деградация, нисходящая спираль, которая сжимает, сокращает вас.

Мы как бы нарисовали картину крупными мазками, создали некую метафоричную «путеводную звезду» на ближайшие три года, и именно она будет давать вам достаточно энергии и мотивации для движения вперед. Она будет светить вам и согревать своим светом в начале пути!

Но не цепляйтесь за видение, отпустите его. И идите шаг за шагом к своей цели!

Периодически вы будете возвращаться к этой картинке по ходу освоения компетенций. Важно понимать, что между вами сегодня и тем, кем вы станете через три года, может быть достаточно существенный разрыв в реальности. Ваш мозг может говорить, что это неосуществимо и невозможно… Но возможно все!

Моя книга как раз о том, как, прокачивая все 8 компетенций, легко и играючи прийти к желаемым целям. Мы будем практиковать подход «съесть слона по кусочкам». У нас уже появилась «путеводная звезда». Есть первые шаги. Отпускаем видение, не держимся судорожно за него. Но именно оно будет давать необходимую энергию. А сейчас сфокусируйтесь на отрезках времени «сегодня-завтра». То есть если вам ясно, что делать «сегодня-завтра», этого уже более чем достаточно. И помните: дорогу осилит идущий!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство нового времени: от бессилия и хаоса к влиянию. Как предпринимателю обрести мощную опору внутри себя и уверенно идти к большим результатам во времена глобальных перемен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я