Когда я был эмбрионом. Внутриутробные путешествия с психологом

Ирина Вернигорова

Возможности человеческой психики позволяют нам добраться до самой тайной части нашей жизни – жизни в животике мамы.Что и как мы чувствуем, что видим вместе с мамой? Влияет ли на нас мамино или папино желание сделать аборт, и как именно? Что слышит ребенок, когда он в животике?На все эти вопросы вы найдете ответы на страницах моей книги.Я, практикующий психолог, преподаватель-исследователь, работаю с глубинными психотравмами.Это первая моя попытка осветить таинство внутриутробной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда я был эмбрионом. Внутриутробные путешествия с психологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Немного о внутриутробных путешествиях

В 2007 году в г. Москве проходил Всемирный конгресс «Внутриутробный ребенок и общество. Роль пренатальной психологии в акушерстве, неонатологии, психотерапии, психологии и социологии»

В материалах конгресса были опубликованы значимые не только для пренатальной психологии, но всей психологической науки в целом исследования к. б. н., доктора психологических наук, профессора, директора НИИ психотерапии и клинической психологии при НП «Психотерапии и пренатальной психологии», г. Санкт-Петербург Шамиля Семеновича Ташаева «Воздействие пре — и перинатальных импринтов на постнатальную жизнь человека»1.

Эти исследования явились отправной точкой моего интереса к пренатальному развитию человека.

_______________________________________________________________

Импринтинг — это фиксация в памяти значимой информации, которая возникает в определённое время, когда организм оказывается чувствительным и восприимчивым к чему-то новому.

_______________________________________________________________

В данном исследовании Ш. С. Ташаев рассматривал индивидуальное бессознательное как психологическую составляющую генетической памяти клетки, которая включала знакомство родителей, зачатие, внутриутробный период и рождение. Основной метод который использовали ученые в своем исследовании — возрастная регрессия.

«Одним из основных постулатов перинатальной психологии является то, что плод (в дальнейшем пренейт) задолго до полного созревания головного мозга и появления на свет из утробы матери обладает собственной психикой».2

_______________________________________________________________

Пренатальный период — внутриутробный период жизни человека.

Постнатальный период жизни человека — период жизни с момента рождения до конца жизни (до момента смерти).

_______________________________________________________________

Результаты исследования «Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов» показали, что у пренейта имеется психическая деятельность задолго до созревания головного мозга. За счет собственной психической деятельности он чутко реагирует на физическое, психологическое и эмоциональное состояние мамы. Кроме того, в его памяти в пренатальный период развития откладываются любые события, которые тем или иным образом затрагивали психику и эмоции мамы.

По результатам своих исследований Ш. С. Ташаев делает следующие выводы:

1. Пренейт (плод) обладает памятью с самых ранних сроков нахождения в утробе мамы вне зависимости от степени созревания головного мозга.

2. Негативная информация, хранящаяся в памяти пренейта после его появления на свет, может вытесняться в подсознание и в качестве импринта оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.

3. Импринты могут образовываться из негативных событий послеродовой жизни, вытесняться в подсознание и оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.

4. Практически любое вытесненное в подсознание событие из пренатального и постнатального периода жизни человека может быть выведено в сознание и переосмыслено с точки зрения накопленного к моменту раскрытия памяти жизненного опыта.

5. Раскрытие и осознание первоначальной информации о событиях, приведших к образованию импринта снимает или сильно ослабляет неосознаваемую власть импринта над качеством жизни и поведением человека.

6. Во время возрастной регрессии имеется возможность виртуального изменения негативного содержания импринта на положительное, что может иметь огромное значение для лечения тяжелых случаев невротических состояний, не поддающихся лечению стандартными способами фармакотерапии и психотерапии.3

О том, как отражаются события в пренатальном периоде человека на его сегодняшней жизни, проводились исследования, об этом писали многие психотерапевты, психиатры. Так, в описании немецкого психоаналитика Wolfgang Hollweg о лечении им 9-летней девочки, которая страдала от необъяснимого «ревматического заболевания ног» и страха, появлявшегося в туалете, в виде идеи, что какая-то рука могла откуда-то появиться, захватить ее ягодицы и потянуть вниз. В процессе психоаналитической регрессивной терапии девочка обнаружила и пережила свое рождение в тазовом предлежании (ТП): в состоянии транса девочка сообщила, что слышала скрежет тормозов и ее как будто отбросило назад. С помощью матери выяснилось, что ТП могло произойти при следующих обстоятельствах. Мать брала уроки вождения во время беременности и даже на девятом месяце. Однажды, когда она нажала на тормоза слишком резко (вероятно, из-за опасности наезда), младенец перевернулся. В состоянии транса девочка сообщила, что пыталась исправить свое неправильное предлежание, но не могла это сделать, потому что матка становилась все более тесной4.

Клинические исследования и теоретическую интерпретацию пренатальной и перинатальной стадии жизни, которые сделали психиатры Станислав Гроф (Stanislav Graf), Франк Лэйк (Frank Lake) и Атанассиос Кафкалидес (Alhanassios Kafkalides) используя психоделические лекарства как вспомогательные психотерапевтические средства, пришли приблизительно к одним и тем же теоретическим заключениям, основанным на опыте и осознании огромного количества клиентов, переживших вновь внутриутробную жизнь и рождение. Гроф, Лэйк и Кафкалидес представляют целое поколение психиатров и психологов, использовавших психоделические средства в психотерапии. Их работы объединяют психоделические исследования и пренатальную психологию.5

Если вернуться к исследованиям Грофа, то в его работе долгие месяцы внутриутробной жизни в основном представляются как состояние «спокойной и счастливой ситуации» для плода. Хотя в некоторых случаях его пациенты пережили и описали эпизоды внутриутробных волнений, или «плохую матку».

Лэйк в своих работах писал, что «…здесь в матке в первые три месяца или более мы столкнулись с источниками главных разрушений личности и состояниями психосоматического стресса». Внутриутробное отвержение могло спровоцировать такую боль, что «плод стремится не к жизни, а к смерти… отверженный плод обращает против себя самого жажду собственного разрушения и смерти» (LakeinMaret, 1997)

Сильные впечатления от мамы и ее внутреннего и внешнего миров доходят до плода, определяя его отношение к внутриутробной реальности способами, остающимися и во взрослой жизни. Он утверждает, что все известные, реально существующие в психиатрической практике состояния, такие как: истерические, депрессивные, фобические, обсессивные, шизоидные, параноидные, — имеют свои четко различимые корни в первом триместре внутриутробной жизни.

«Пренатальный стресс может быть причиной тяжелых психических заболеваний типа неврозов и психозов. Они могут проявляться в виде навязчивых состояний, фобий, страхов, обнаруживаемых в детстве в виде боязни темноты, пауков, змей, иногда очень необычные и экзотические фобии типа боязни звонков, текущих кранов. Наши наблюдения поддерживают мнение о том, что эмоциональные переживания матерей во время беременности могут быть одним из факторов риска возникновения шизофрении и биполярных аффективных расстройств. Пренатальный стресс может стать причиной психосоматических расстройств таких, как астма, мигрень, нейродермит, расстройство речи, заикание, пилоростеноз, энурез, др.»

(LakeinMaret, 1997)

В 2010 году вышла статья «Пренатальный стресс как фактор риска возникновения шизофрении и биполярного расстройства6» (Брехман Г. И., Ягав P., Гонопольский М.Х, Цибулевская М. Ю.), где на основании анализа клинических данных, включающих подробный анамнез, собранный у матерей лиц, больных шизофренией и биполярным аффективным расстройством, а также проведенных ранее исследований, ученые пришли к выводу: «Анализ литературных данных и собственных клинических наблюдений показывает, что факторами риска возникновения шизофрении и БАР последовательно могут быть: семейная история психотических расстройств — пренатальный стресс женщины (эмоциональный и/или инфекционный) с самого начала беременности — генетические мутации — эмоциональный стресс ребенка в пубертатном периоде как разрешающий фактор.»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда я был эмбрионом. Внутриутробные путешествия с психологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ташаев Ш. С. Воздействие пре — и перинатальных импринтов на постнатальную жизнь человека. Всемирный конгресс «Внутренний ребенок и общество. Роль пренатальной психологии в акушерстве, неонатологии, психотерапии, психологии и социологии. Москва, 20—24 мая 2007 года. С. 130—141.

2

Шамиль Ташаев. «Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов» Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008 ISBN 978-5-93682-478-4

3

Шамиль Ташаев. «Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов» Перинатальная Психология и Психотерапия» (материалы III Международного конгресса), Санкт-Петербург, 30 мая — 2 июня 2008

4

«Тазовое предлежание плода как генетико-психологический феномен» Г. И. Брехман. Междисциплинарный клинический центр университета, Хайфа, Израиль

5

ЗЕФИРОС КАФКАЛИДЕС (ZEPHYROS KAFKALIDES) «ПРЕНАТАЛЬНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ПОСТНАТАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В РАБОТАХ С. ГРОФА, Ф. ЛЕЙКА И А. КАФКАЛИДЕСА.» 14-ый Международный конгресс по пренатальной и перинатальной психологии и медицине, Сидней, Австралия, 1—4 ноября 2001

6

Вестник Ивановской медицинской академии. Т. 15, №1,2010

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я