От зачатия до взросления. Для настоящих и будущих родителей

Ирина Василакий

Каждый из нас прошел путь от зачатия до взросления. У каждого он был особенным, отличным, но мы уже знаем, как быть детьми.Став родителями, пройдите по этому пути вместе с детьми, а не за детей. Книга о материнстве и отцовстве поможет вам сохранить себя на этом пути и быть счастливыми родителями. Жизненные истории, доступные упражнения, развивающие и творческие игры, рекомендации для вас, родители!Вы справитесь, у вас все получится. Вы самые лучшие папа и мама для своих детей!

Оглавление

Глава 3. Нарушение привязанности

Удобный ребёнок: послушный, умный, воспитанный, доброжелательный, неконфликтный, спокойный, здоровый, уверенный в себе, самостоятельный.

Неудобный ребёнок: непослушный, капризный, плаксивый, агрессивный, с протестным поведением, привлекающий к себе внимание, неуверенный в себе, не признающий авторитета родителей и взрослых. Почему ребёнок неудобный?

О причинах и последствиях в этой главе.

Про последствия для ребёнка «эмоциональных качелей» мамы

С момента зачатия ребёнку необходимо чувствовать тепло и нежность мамы, её ласку, прикосновение, дыхание и доброту. Эти чувства необходимы ребёнку на протяжении всей жизни. Он опирается на них в момент опасности, принятия серьёзного решения.

От качественных взаимоотношений между малышом и родителями с момента зачатия зависит формирование надёжной привязанности и эмоциональной близости ребёнка к родителям, а особенно к маме. Это главное условие для того, чтобы ребёнок нормально развивался. Это фундамент успешности ребёнка и взрослой счастливой жизни.

Мама говорит:

— Мой ребёнок необщительный, замкнутый.

Ребёнок становится взрослым и говорит про себя:

— Я некоммуникабельный, не умею быстро сходиться с другими людьми.

Причина: нарушение эмоционального контакта с мамой в раннем возрасте. Холодность мамы закрепляет в ребёнке понимание того, что этот мир враждебный для него, что надеяться можно только на себя самого. Нельзя доверять этому миру и тем, кто населяет его. Безопаснее доверять только себе. Если мама близка с младенцем, понимает его потребности и откликается на них, то формируется надёжная привязанность. Если относится отчуждённо и холодно, то привязанность нарушается. Происходит «расщепление» образа мамы.

С одной стороны она хорошая, с другой — плохая.

Поведение ребёнка становится двойственным. Перед вами послушный ребёнок, а через некоторое время он становится «невыносимым». Если ребёнку многое запрещать, часто критиковать или слишком опекать, то он не приучится к самостоятельности, а по привычке будет опираться на других. Став взрослым, он останется беспомощным как ребёнок, обижаясь на то, что ему не помогают, не любят его, не интересуются его проблемами.

Эмоциональная привязанность ребёнка к родителям нарушается в тот момент, когда родители говорят:

— Потом, завтра! Что ты такой настырный? Мне сейчас некогда! Иди к папе, бабушке, дедушке, поиграй сам и не приставай ко мне. Но в удобное для себя время хотят, эмоциональной близости с ребёнком.

Родители то отвергают ребёнка, то приближают к себе. Это происходит из-за родительского нежелания выйти из зоны комфорта, из-за эмоциональных переживаний мамы.

А что ребёнок?

Он принимает решение дистанцироваться от родителей

— Меня не любят. Я не нужен родителям. Буду выживать сам, как смогу.

Требовательность к ребёнку как следствие нарушения привязанности

Здоровая привязанность к маме необходима для гармоничного развития и взросления ребёнка и оказывает благосклонное влияние на его психическое здоровье.

Мягкая, ласковая, теплая и эмоциональная мама формирует у ребёнка более адаптивные действия, стрессоустойчивость и эмоциональную стабильность, разумное послушание и доверие как к родителям, так и к социуму.

А если мама не знает, не умеет и не понимает «язык ребёнка», не распознаёт его потребности, не чувствует его эмоциональное состояние, то происходит нарушение привязанности или формируется нездоровый тип привязанности. Мама становится слишком требовательной к скорейшему взрослению, самообслуживанию, самостоятельному поведению ребенка. Это своего рода спасение для мамы, так как нет эмоционального контакта с ребёнком, понимания его потребностей и умения удовлетворять их.

Почему мама так взаимодействует с ребёнком?

Причины здесь различные и могут вытекать из детской депривации и травмы самой мамы.

Травмы раннего детства могут возникнуть, если мама, будучи ребёнком, не получила эмоционального тепла от собственной мамы, если её растила «холодная» мама, была ранняя разлука с мамой, было жестокое отношение в семье к детям или насилие не только физическое, но и эмоциональное.

Когда мама очень требовательна, игнорирует потребности ребёнка, дистанцируется от него из-за того, что не умеет реагировать на действия и сигналы ребёнка, то ребёнок начинает контролировать свои эмоции и подстраиваться под поведение мамы:

— Мне надо улыбаться и не плакать, чтобы мама была со мной. Мне надо угодить её требованиям и настроению, подыграть её желаниям. Я должен быть хорошим для своей мамы, так я могу получить её любовь.

В этом случае происходит запрет на свои собственные чувства. Став взрослым, он говорит:

— Нельзя много радоваться и улыбаться. Я ничего не чувствую к ребёнку, партнёру. Надо скрывать свои чувства, чтобы не обидели и не предали.

Опасна ли такая требовательная и контролирующая мама для ребёнка? Да!

Почему? Не всегда ребёнок сможет подстроиться под маму, распознать её желание и эмоции. Формируется привычка избегать контакта с мамой, справляться со всем самому. А может ли ребёнок или подросток всегда распознать полезное для него поведение? Нет!

— В детстве я никак не могла угадать мамино настроение. Шла домой и думала, что вот за этот проступок мама меня поругает, и я готовилась смиренно снести мамин гнев. А мама не ругалась. В следующий раз я шла домой спокойная, думая, что в прошлый раз пронесло, так и в этот тоже, потому что проступок был совсем незначительным. Но, к моему ужасу, мама гневалась и ругалась, наказывала меня. У меня было чувство, что я никогда не смогу угодить маме. Это было страшно и непонятно, и я рано ушла из дома, — рассказала взрослая женщина, у которой не складываются отношения с мужчинами, с коллегами и начальниками на работе и уже плохое здоровье.

— Я боюсь и ненавижу свою маму. Она лезет в мою семейную жизнь сейчас без моего разрешения, что-то требует, настаивает. Почему? Я был в детстве всегда самостоятельным. Мог уехать с друзьями в другой город, просто сказав ей, что мне надо. Она рано разрешила мне быть самостоятельным. А сейчас требует от меня и жены каждодневного отчёта. Я не могу с ней спокойно разговаривать. Я кричу, хочется оттолкнуть её сейчас, — делится своими проблемами мужчина 38 лет.

Признаки таких последствий в раннем детстве:

· Ребёнок 1,5 — 2,5 лет лучше мамы справляется с заданием.

· Ребёнок не просит о помощи и сочувствии.

· Ребёнок избегает эмоциональной близости с мамой.

· Легко адаптируется в яслях и д/с.

· Спокойно остаётся с незнакомыми людьми без мамы.

Нарушение привязанности у таких детей проявляется через кусание, щипание, желание ударить взрослого и сверстников, агрессивное поведение. Возможно ли изменить ситуацию сейчас? Да.

Для этого научиться любить и полюбить своего ребёнка!

Представьте себе, что он только родился. Начните любить его иначе. Дайте ему эмоциональный и телесный контакт, тот, которого не было в его раннем возрасте. Если вы уже не сможете его качать на руках и прижимать к груди, то вы сможете дать ему словесное поглаживание. Говорите ему о том, как вы его любите и верите в него!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я