От зачатия до взросления. Для настоящих и будущих родителей

Ирина Василакий

Каждый из нас прошел путь от зачатия до взросления. У каждого он был особенным, отличным, но мы уже знаем, как быть детьми.Став родителями, пройдите по этому пути вместе с детьми, а не за детей. Книга о материнстве и отцовстве поможет вам сохранить себя на этом пути и быть счастливыми родителями. Жизненные истории, доступные упражнения, развивающие и творческие игры, рекомендации для вас, родители!Вы справитесь, у вас все получится. Вы самые лучшие папа и мама для своих детей!

Оглавление

Привязанность. Полезно или вредно?

Потребность в привязанности ребёнка к маме рождается вместе с ним. Значит это для чего-то необходимо? Да, для физического и психического здоровья ребенка.

«Психическое здоровье детей от 0 до 3х лет — состояние, при котором ребёнок развивает способность формировать близкие и безопасные отношения, испытывать, выражать и регулировать эмоции, исследовать окружающий мир и учиться. Развитие этих способностей тесным образом связано с качеством заботы о нём, а также с семейным, культурным и более широким контекстом социального окружения». (Handbook of IMH, Zeanah. 2009)

Этот возрастной период очень важен в жизни ребёнка. С первых минут начинается эмоциональный контакт с мамой. Эмоциональный контакт в этот момент и далее, формирует привязанность ребёнка к маме. От того, какой тип привязанности сформировался, зависит психологическое здоровье ребёнка. Соответственно, если привязанность нарушена или не сформировалась, то последствия для ребёнка могут быть в различной степени негативными, так как происходят необратимые процессы в коре головного мозга.

У младенца есть способности формировать близкие, доверительные, безопасные отношения с мамой или замещающим его взрослым, чтобы выжить. Именно поэтому родителям ребёнка важно контролировать своё эмоциональное состояние с момента зачатия. У ребёнка от рождения есть способности распознавать эмоцию взрослого человека. Он рождается со способностью испытывать, регулировать и выражать эмоции, чтобы вступить в качественные отношения с родителями. Если ребёнок ощущает нежелание контактировать с ним доброжелательно, то принимает решение «замереть», что замедляет все важные для жизни процессы. Родители заблуждаются, думая, что ребёнок спокойный, покладистый и удобный, не капризничает. Последствия нарушения привязанности проявятся в дальнейшем: непослушание, игнорирование родительских распоряжений, протестное поведение, депрессия, самоповреждения.

Потребность и способность исследовать окружающий мир и учиться тоже заложена в ребёнке, но будет ли у него возможность воспользоваться этими способностями, развить их, зависит от качества заботы о нём с самого момента зачатия.

Мама или кто-то другой в вашей семье станет для ребёнка чувствительным взрослым, эмоционально отзывчивым, эмоционально доступным для ребенка взрослым, решать вам. Но важно учитывать последствия вашего выбора. С момента зачатия и до трёхлетнего возраста, условно, ребёнок составляет с мамой единый организм: так распорядилась природа. Нарушение законов природы влечёт за собой негативные последствия для ребёнка. Разлука с мамой «разрезает» единый живой организм на две части.

Задумайтесь, прежде чем разлучить маму с ребёнком, заменить её бабушкой или няней. Ребёнку важно чувствовать маму, ощущать её дыхание, её тепло.

Уважаемые мамы, не лишайте ребёнка своего тепла, учитесь этому. Не прячьтесь от него в гаджеты и в работу. Наступит момент, когда вам захочется тепла и внимания от ребёнка, но он спрячется от вас в гаджеты и в работу.

Исследования группы ученых С-Пб. государственного университета под руководством Мухамедрахимова Р. Ж. (профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии) говорят о том, что формирование привязанности больше всего зависит от качества заботы о ребёнке, а не от условий его проживания. В социально благополучных семьях наблюдается значимый процент детей с нарушенной привязанностью к маме при благополучных социально-бытовых условиях. На приём приходят родители из обеспеченных семей с серьёзными поведенческими проблемами подростков. Девиантное поведение, самоповреждения, депрессии из-за нарушенного или не установившегося эмоционального контакта с родителями в младенчестве.

Важно то, как мама понимает и принимает потребности ребёнка с рождения и в первые годы: как эмоционально реагирует на поведение своего ребёнка, что происходит вокруг ребёнка, как взаимодействуют с ребёнком близкие взрослые, вовлекают ли они ребёнка в естественные жизненные ситуации. На формирование привязанности ребёнка к маме влияет и её эмоциональное состояние.

Джон Боулби и Мэри Эйнсворт — признанные специалисты в области привязанности, говорят о том, что ребёнок не только от рождения способен взаимодействовать и формировать отношения с человеком, но и к концу первого года жизни впервые развивает некую относительно стабильную модель представлений о себе, о близком взрослом, а также модель поведения. Он ведёт себя на основании того опыта, который приобрёл в течение первого года жизни.

Спросите себя, если вы готовитесь стать мамой:

— А какой опыт приобретёт мой малыш?

Малыш не делает маму счастливее. Он обостряет в ней все те эмоции и чувства, которые она хранит в себе: обиды, вину, страх, сомнения, обречённость.

Как быть? Освободиться от болезненных эмоций и чувств до рождения ребёнка. В наше время достаточно много безопасных методов и приёмов для беременных: куклотерапия, арттерапия, сказкотерапия. Приглашаю вас заглянуть в раздел «Полезная информация».

Если ваши дети уже взрослые или вы, как взрослый человек, не удовлетворены своими отношениями с родителями, то спросите себя:

— Кто стал близким взрослым для моего ребёнка или был для меня?

Ответ на этот вопрос позволит вам правильно понять детско-родительские отношения в вашей семье.

Если стоит вопрос о желании мамы ребёнка выйти на работу, то задумайтесь о последствиях. Папа тоже может стать значимым взрослым для ребёнка, заботиться о нём, но мамой он стать не может!

Уважаемые родные и близкие, мужья будущей мамы, внимательнее отнеситесь к эмоциональному состоянию мамы. Если есть причины, которые ей мешают быть эмоционально тёплой со своим ребёнком, то следует устранить причины, а не саму маму.

Неудовлетворительный материнский опыт может меняться, корректироваться в лучшую сторону в дальнейшем и при участии подготовленных специалистов тоже.

Мама — значимый для ребёнка взрослый человек

Привязанность к матери формирует у ребёнка доверие к этому миру: «Мама обо мне заботится, и мир обо мне заботится! Я в безопасности!»

Мама — значимый для ребёнка взрослый человек с момента зачатия. С момента зачатия формируется привязанность ребёнка к маме. Этот механизм взаимоотношений с мамой заложен в нас природой и важен для дальнейшего развития и взросления малыша. Находясь в утробе мамы, малыш слышит её голос, интонацию. Он видит свет и различает мамины и папины прикосновения к животику. Если мама эмоционально стабильна, спокойна и не напряжена, то спокоен и малыш. Если тревожна мама, то тревожен и малыш, так как мама и ребёнок составляют единый организм.

Родителям важно в период беременности разговаривать с ребёнком, рассказывать ему о том, как его ждут и любят. Успокаивать его, если мама напряжена и тревожна.

Будущая мама учится интуитивно различать и понимать потребности ребёнка с момента зачатия. Родившись, младенец не плачет просто так. Младенец приспосабливается к общению со своей мамой, требуя удовлетворения своих потребностей плачем. Иначе он не умеет. Это его язык общения с мамой. Если малыш получает помощь и поддержку от мамы в тот момент, когда просит, то у него формируется доверие этому миру: «Когда я прошу помощи, то я её получаю. Я для мамы важен и значим. Мне спокойно и хорошо. Я радуюсь и расту». В дальнейшем, подрастая, он не будет чувствовать себя одиноким и будет обращаться за помощью и поддержкой.

Нарушение привязанности влияет на физическое, эмоциональное и умственное развитие ребёнка. С первыми признаками этого нарушения в большинстве случаев родители и специалисты встречаются в промежутке жизни ребёнка от 1,5 лет до двух лет, наблюдая отставание в физическом и речевом развитии, невротические проявления, плаксивость или агрессивность.

Если мама по каким-то причинам не может адекватно отреагировать на потребности ребёнка, младенец получает опыт нечувствительности со стороны матери. В этом случае он или пытается успокоиться самостоятельно, или ищет иной путь получить внимание и заботу мамы. В дальнейшем способами успокоения могут быть невротические реакции: мастурбация, навязчивые движения, сосание пальца, ковыряние в носу, недержание мочи и кала; ребёнок грызёт ногти, выдёргивает волосы, щиплет себя за нос.

Если мама отсутствует или не удовлетворяет потребности ребенка, то как можно доверять маме? Привязанность нарушается. Опыт взаимоотношений с мамой переносится на взаимоотношения со сверстниками и жизнь в социуме, на личные взаимоотношения.

Значимость мамы для ребёнка в раннем возрасте очень важна. В особых случаях маму может замещать другой взрослый, но, чтобы привязанность к маме не нарушилась, ребёнку важно осознавать, что она есть, она его любила и любит, а папа/бабушка/дедушка/няня сейчас вместо мамы. Для ребёнка правильно, если они культивируют любовь к маме. Мама на своём месте как была, так и есть.

Сейчас есть тенденция раннего выхода мамы на работу. Полезнее это сделать тогда, когда здоровая привязанность к маме сформировалась.

Нередки случаи, когда бабушки отодвигают мать ребёнка в сторону: «Ты работай, а я позабочусь. Я опытная, я лучше знаю, лучше умею!»

Важно понимать, что бабушка не может встать на место матери ребёнка. Она только бабушка! Она может замещать мать ребёнка в её отсутствие, но не более.

Женщина, выносив и родив ребёнка, навсегда становится его мамой, а он её ребёнком. Никто и никогда не может занять её место.

При нарушенной привязанности к маме у детей наблюдается отставание в речевом развитии, задержка психического и физического здоровья и, как предположение, признаки раннего детского аутизма.

Условия, в которых ребёнок находится в раннем возрасте, влияют на его дальнейшую взрослую жизнь. Если нет опыта здоровой привязанности к маме, то невозможно сформировать здоровые отношения с партнёром или партнёршей. Образца здоровой привязанности в собственном опыте нет, есть образец нарушенной привязанности. По подобию отношений с мамой выстраиваются отношения с противоположным полом.

Соглашусь с утверждением: «Если детство ребёнка было счастливым, то потом, что бы с ребёнком ни происходило в жизни, он будет психологически устойчив и успешно справится с возникающими трудностями».

Про телесный и эмоциональный контакт с мамой

Младенец рождается с двумя базовыми языками контакта. Это телесный и эмоциональный язык. Именно поэтому важно и необходимо брать ребёнка на руки и разговаривать с ним. Разговаривать так, чтобы он видел лицо и мимику взрослого. Брать на руки каждый раз, когда ему тревожно и он плачет. Быть значимым взрослым, кто всегда придёт на помощь, пожалеет, приласкает, а не делегировать эту миссию телефону, планшету, телевизору или игрушкам. Конечно, если вы готовы уступить своё родительское место в дальнейшем им, то не удивляйтесь, если подросший ребёнок будет игнорировать ваши просьбы и обращения к нему. Вы, как родители, будете для него на втором или третьем месте после мультфильмов, гаджетов и других предметов.

Лечебный массаж специалиста не заменит телесного контакта с мамой и папой. Игровой массаж, когда в него вовлечены и родители, и дети, положительно влияет на нервную систему ребёнка и развивает его способности. В народном творчестве достаточно примеров «игрового массажа»: «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», «сорока — белобока кашу варила» и другие.

Если мы посмотрим на гомункулуса Пенфилда, то увидим, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. Для интеллектуального и речевого развития у детей необходимо развивать моторику кистей.

Области мозга, отвечающие за речь, расположены на ладонях ребёнка. Массируя ладони и пальцы, вы стимулируете участки головного мозга, которые отвечают за речь. Телесный контакт с ребёнком в этот момент способствует формированию доверительных отношений, при условии взаимной радости и удовольствия. Хотите, чтобы ваш ребёнок заговорил в положенное время, массируйте ладони, пальчики, хлопайте в ладоши. Не забывайте и про ступни! Если ваш ребёнок уже подрос, а речевое развитие отстаёт, то начните систематически массировать ладони и пальцы сейчас. Вы увидите хорошие результаты.

«Рисуйте» малышу на спинке пальцем солнце, домик и другие простые предметы, называя их. Вы можете так «изучать» геометрические предметы, цифры, буквы. Детям очень нравится такая игра. Эта «гимнастика для ума» способствует интеллектуальному развитию ребёнка.

Не кричите на ребёнка. Вы становитесь для него опасным взрослым, от которого хочется скрыться и убежать. Хотите ли вы, чтобы в момент опасности, услышав ваш крик, ребёнок убежал от вас?

Если рядом с ребёнком безопасный и надёжный взрослый, то у ребёнка развиваются полезные для него потребности.

К 1 году у ребёнка начинает формироваться процесс восприятия через обогащение его сенсорного опыта. Развитие всех видов мыслительных процессов происходит через слух, зрение, движение, тактильные ощущения. Важно не исключать и не уменьшать этот опыт из жизни ребёнка. Именно поэтому маме важно быть эмоционально приветливой, ласковой, нежной и мягкой.

Будьте внимательны в этот период к ребёнку, позвольте ему познавать этот мир, но не опережайте ребёнка. Подождите, чтобы ребёнок попросил, попытался попросить, чтобы его интерес и мотив созрели. Он может кряхтеть, сопеть, тянуться, требовать. Не пытайтесь объяснить ребёнку, что он хочет и тут же за него это сделать:

— Малыш, ты посмотрел вот на эту игрушку, значит, ты её хочешь! Сейчас я тебе это принесу!

Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок во взрослой жизни сидел и ждал, что кто-то догадается, что он хочет, и сделает всё, как он хочет.

Для ребёнка полезнее, если мама поддерживающая, а не опережающая.

Терпеливо контактируйте с ребёнком, будьте чувствительными к ребёнку, обращайте внимание на этапы его взросления.

Наблюдайте, как ребёнок просит, объявляет о своих потребностях, пытается сам удовлетворить свои потребности. Это его первые успехи! Это его достижения! Порадуйтесь этим достижениям вместе с ребёнком. Хлопайте и топайте в своё удовольствие.

Телесный и эмоциональный контакт мамы с ребёнком в первые годы жизни формируют привязанность. Здоровая надежная привязанность позволит вашему ребёнку быть с активной познавательной позицией, самостоятельным, эмоционально открытым и радостным, не поддаваться стрессам.

Именно поэтому важен телесный и эмоциональный контакт ребёнка с мамой в первые три года жизни ребёнка. А ранняя разлука с мамой для ребёнка вредна. И если мама отдаёт ребёнка рано в ясли или замещающему её взрослому, то базовые потребности ребёнка в телесном и эмоциональном контакте не удовлетворяются, а это влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности ребёнка.

Как в каждом возрасте формируется привязанность ребёнка к родителям

У ребёнка в первый год жизни формируется привязанность через ощущения, прикосновение, телесный контакт, запах, через характер прикосновений. Важен доброжелательный физический контакт.

Заблуждение родителей: «К ребёнку не надо сразу подходить, пусть прокричится, поплачет, а то привыкнет к рукам, потом не отучишь». Данное заблуждение формирует у ребёнка недоверие к этому миру.

К двум годам формируется привязанность через сходство. Ребёнок начинает копировать действия взрослых, подражать. Закладывается стиль поведения и привычки, которые проявляются в более зрелом возрасте. Потребность во взаимодействии со взрослыми в данный период необходима.

Заблуждение родителей: «Он ещё ничего не понимает. При ребёнке можно всё». А далее, как следствие, в более зрелом возрасте родители недоумевают: «У кого ребёнок этому научился? Почему он себя так ведёт?»

И вот ребёнку уже три годика или около этого. Пришло время для таких фраз: «Я. Это моё. Ты моя мама. Я твой». Ребёнку необходимо принадлежать маме и папе. Ощущение принадлежности — это альтернатива одиночеству.

Заблуждение родителей: «Если ребёнок в этом возрасте не делится игрушками, то он вырастит жадиной».

Одна мама рассказывала мне, что когда на детской площадке ребёнок не давал игрушки другим детям, то она отбирала у него их и, ругая собственного сына, отдавала игрушки тем, кто их просил, приговаривая: «Не жадничай! Вырастишь жадиной, я тебя такого любить не буду». Ребёнок плакал и с сожалением смотрел на свои игрушки.

Почему так? Мама хотела выглядеть хорошей в глазах других мам.

Последствия. Ребёнок вырос замкнутым, молчаливым, отстаёт от сверстников в развитии. Не доверяет маме и взрослым.

Ребёнку необходимо ощущать свою значимость для родителей, а значит для этого мира. Это формирует здоровую и устойчивую привязанность. Для этого он исследует свои возможности, самостоятельность.

«Я сам,» — говорит он, отталкивая взрослых. Что делаем мы, если не ценим ребёнка, а для него это понимается как «не любят»? Мы всё делаем за него, так как сделаем это лучше и быстрее.

«Ты меня любишь?» — постоянно спрашивает ребёнок, проверяя свою значимость для родителей. Не сердитесь за этот бесконечный вопрос. Не шантажируйте ребёнка, добиваясь его послушания: «Не буду любить, если ты не сделаешь вот это или сделаешь не так, как я хочу». Этими словами вы отталкиваете ребёнка от себя, а не приближаете его к себе.

Про любовь и грязные штанишки

Мальчику 7 лет, поздний ребёнок.

Старшему брату 25 лет, сестре 18 лет и у них своя взрослая жизнь. Быт налажен, материальное положение в семье стабильное. У ребёнка всё есть, но он одинок.

Нарушение привязанности с родителями проявляется в том, что в школе он играет роль клоуна, чтобы «добрать» любви и внимания. Саботирует выполнение учебного задания дома, чтобы обратить внимание родителей на себя.

Не действует! Родители заняты. Они любят своего ребёнка, он желанный, но есть налаженный процесс «карьера — быт», в который не хочется вносить изменения. Как ещё ребёнок может достучаться до родителей? Как добрать любви, которой ребёнку не хватает?

В теле ребёнка есть опыт любви, когда мама меняла подгузник, обмывала после испражнений, вытирала, прикасалась, когда она принадлежала ему. Это была любовь. Как её получить сейчас? Воссоздать эти чувства и ощущения, чтобы получить любовь хотя бы таким образом. Вы уже догадались, что произошло дальше?

Да, ребёнок 7 лет стал неосознанно «пачкать штанишки» и не скрывать это, создавая ситуацию, чтобы мама сама почувствовала, обнаружила и подошла к нему, как раньше. Мама возмущена, она бросает все дела, долго ругает, воспитывает. Как это возможно в 7 лет? Ребёнок хулиганит? Нет! Ребёнок получает от мамы любовь и внимание, пусть таким изощрённым способом, но получает.

Разобрались с этой ситуацией. Мама нашла время для ребёнка. Она уделяет ему внимание. Они опять вместе.

Всё! Результат есть! Штанишки чистые! Потребность в любви и заботе удовлетворена.

Любовь нужна не только в душе матери, когда мы уверено, говорим и чувствуем:

— Я его люблю! Конечно, люблю! Как можно в этом сомневаться.

Любовь желательно выражать реально в прикосновении, в ласковых словах, находясь вместе с ребёнком. Хотя бы 15 минут в день (если больше не получается) принадлежать только ему, а не быть с ребёнком между прочими делами. Забыть на 15 минут все проблемы, обиды, страдания. И пусть весь мир в это время подождёт!

Найдите для каждого своего ребёнка время, чтобы побыть с ним наедине, принадлежать только ему!

Ребёнку нужна мама не только тогда, когда ему плохо и он болен, но и когда ему хорошо и он здоров!

Это самая лучшая профилактика подросткового сопротивления.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я