1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Ирина Алефова

Яд для Моцарта

Ирина Алефова (2013)
Обложка книги

Автор совершенно честно предупреждает читателя, чей пресыщенный литературными деликатесами взгляд выхватил интригующее название этой книги из бесконечного ряда ему подобных в предвкушении проглотить еще одну щедро приперченную порцию детективного чтива, что на сей раз чутье его подвело: это не детектив.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Яд для Моцарта» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Диалог с паузами

Быть может, всемирная история — это история различной интонации при произнесении нескольких метафор

Х. Л. Борхес. («Сфера Паскаля»)

— Нет ничего лучше, чем сидеть у огня на исходе дня и слушать треск и говор сгорающих сухих веток, и видеть живую игру угольев, завораживающе красивую…

— В надвигающихся сумерках бескрайность полей кажется пугающей…

–… завораживающе, завораживающе красивую…

— Меня охватывает неведомый страх. Разве ты не чувствуешь, что сегодня что-то должно случиться?

–…завораживающе, безумно красивую…

— Брат не слышит меня. Нас всегда было двое, но я был одинок, глубоко одинок.

— Ты что-то говоришь мне?

— Нет, нет. Я просто беседую сам с собой.

— О чем же?

— О беспредельности пространств.

— Да, ты прав, совершенно прав. Беспредельность полей потрясает необыкновенно. А эти звезды — ?! Взгляни на небо: вон там, в сгущающейся синеве, виднеется маленькая, едва различимая планета…

— Одинокая…

— А? Ты что-то сказал? Так вот, планета… Посмотри повнимательнее: неопытному глазу может показаться, что вокруг сияющей звезды нет ничего, кроме беспредельного разреженного пространства или, напротив, сгущенной туманности. Но на самом деле это не так, вовсе нет…

— Неужели?

— На самом-то деле ее окружают бесчисленные миллиарды таких же планет!

— Почему же их тогда не видно?

— Они не видимы потому, что не наделены божественным сиянием. Они не звучат, они мертвы. Звезда затмевает их своим свечением, звуковым потоком.

— Ты хочешь сказать, что эта маленькая звезда может излучать не только свет, но и звучание? Разве это возможно?

— О, это не подлежит сомнениям! Дорогой мой брат, это непреложная истина!

— Почему же мы ничего не слышим?

— Тс-с-с! Замри, притаись, закрой глаза, забудь о дыхании… Слушай!.. Ну, как? Слышишь?

— Слышу… как трещат поленья в огне. Сгорают, превращаются в уголья.

— Да нет же! Ты слышишь совсем не то! В твоих ушах звучат лишь знакомые звуки, земные. Попробуй еще раз: там, вдали, в бескрайних просторах космоса, в лабиринтах времен — звучит мелодия! Она пронзает всю ткань Вселенной. Ритм музыки сфер подчиняет себе все живое, заставляет сердца пульсировать в такт… Ну же, прислушайся! Она звучит достаточно отчетливо, чтобы расслышать ее за треском поленьев и танцем язычков пламени, чтобы услышать ее отзвук в бликах огня.

— Я ничего не слышу, ничего не слышу.

— Мелодия — удивительно красивая, безумно, завораживающе красивая! Звучит, наполняет вселенской гармонией все сущее… Раз-два-три, раз-два-три…

— Ничего не слышу… Все это самый обыкновенный бред! Ты сам выдумал эту сказку, как обычно, с одной лишь целью: чтобы построить между нами непреодолимую преграду, непроницаемую стену! Чтобы еще раз подчеркнуть, насколько мы разные, что ты одарен привилегией — называй это как хочешь, пусть даже и божественным сиянием, как эта звезда, а я — нет! Я — лишь твое множественное, безликое, мертвое, холодное, чуждое окружение!!! Ты хочешь, чтобы я поверил в это. Так вот, — слышишь? — вот что я тебе на это отвечу: планета звучит только у тебя в мозгу, а на самом деле никакой мелодии, никакого звучания и нет!

— Нет?.. Как же нет, если она звучит? Музыка не может смолкнуть лишь оттого, что кто-то не может ее понять… Имеющий уши — да услышит.

–…

–???

–…Прости, это я сгоряча. Словно что-то оборвалось у меня внутри, где-то вот здесь, под сердцем… Что это на меня нашло? Наверняка виной всему темнота. Эта беспредельность пространств — и на небе, и на земле — меня пугает, повергает в ужас, в леденящий ужас.

— Что с тобой, брат мой? Я никогда не видел тебя таким. Ты начинаешь всерьез тревожить меня. Что тебя так пугает? Я слышу в твоем голосе напряженность, натянутость до предела всех струн твоей души.

— Это ничего, это пройдет. Подбрось поленьев в огонь, холодает… Вот, так лучше, светлее.

— Ты весь дрожишь! Сядь ближе к огню, я обниму тебя, быстрее согреешься.

— Не нужно. Мне вполне достаточно греться на расстоянии. Нет, не приближайся ко мне: я боюсь!

— Чего? Я не понимаю — чего ты боишься?

— Обжечься…

— Не беспокойся, искры от костра не долетят до тебя.

— От костра… Знаешь, брат, я должен тебе что-то сказать. Объяснить кое-что, чего я и сам еще не совсем понимаю. Так или иначе, выслушай меня, и тебе станет все понятно. Если ты, конечно, хочешь меня понять.

— Конечно, я буду рад выслушать тебя. Я весь внимание.

— Тогда посмотри, как дышит огонь в угольях. Ты увидишь, как это будет всегда…

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Яд для Моцарта» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я