Иран и исламские страны

Сборник статей, 2009

Данный сборник составлен на основе докладов, представленных на конференции «Иран и исламские страны», которая была проведена 19.11. 2007 г. Институтом востоковедения РАН. На ней присутствовало более 40 представителей научных кругов Москвы, Тегерана, Казани, Ельца, а также сотрудники Посольства ИРИ в РФ и Культурного представительства ИРИ в России, студенты и аспиранты московских вузов. Участники конференции авторы сборника попытались определить место Ирана в группе мусульманских стран, основные проблемы отношений Ирана с этими странами на современном этапе развития. Одной из тем, поднятых в статьях сборника, стала проблема участия Ирана в ОИК, работу в которой Иран использует для укрепления доверия с мусульманскими странами. В своей деятельности в ОИК Иран особое внимание уделяет теме исламского единства, определения роли мусульманской цивилизации в современном мире, поднимает вопросы активного возрождения исламской культуры до такого уровня, чтобы она соответствовала потребностям современного развития и других мировых цивилизаций. Исламские страны обладают достаточными людскими, экономическими и культурными ресурсами, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями развития. Статьи публикуются в авторской редакции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иран и исламские страны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вклад иранцев в мировую культуру и цивилизацию

Абузар Эбрахими Торкаман

История свидетельствует, что иранская цивилизация после принятия ислама и в доисламский период всегда опиралась на науку, знания и технологии. Эта уникальная цивилизация распространила свое влияние не только на соседние страны, но и на уголки мира. Эта цивилизация исторически ассоциируется с Персией, т. к история Ирана в его современных границах-это, прежде всего, история и цивилизация Персии. Следовательно, иранская цивилизация не ограничивается территорией современного Ирана, носит созидательный и последовательный характер со времен античности, с учетом всех существовавших взлетов и падении. Уникальность иранской цивилизации заключается в ее связи с иранской идентичностью, эта связь существовала всегда, продолжает существовать до сих пор. Именно эта связь является причиной того, что наследие предков всегда оставалось реальностью.

Уникальное географическое положение Ирана, психологические и социально-общественные особенности его народа оказали влияние на многие национальные культуры и идеи, например, такие как гносеологические и философские идеи Индии и древней Греции, которые в свою очередь, оказали влияние на культуру Ирана. Но самое сильное влияние оказали на Иран ислам и его культура. Иран, будучи восточной страной, тем не менее, всегда имел постоянные и довольно широкие связи с цивилизованными частями мира, такими как Европа и Египет. Исламскую культуру и цивилизацию обычно ассоциируют с арабским миром, так как языком ранней исламской культуры являлся арабский язык, но иранцы уже с первых веков ислама играли огромную роль в деле процветания и развития исламской культуры. Иранская культура и цивилизация, находясь в постоянном развитии, способствовало их самоидентификации и целостности понятия. Если мы посмотрим с научной точки зрения на процесс формирования иранской культуры, то его отличием от других является преобладание господствующей научной традиции. Аль-Фараби и Хорезми признаны как иранские ученые не по месту их рождения, а из-за присущих им и иранской культуре особенностей гносеологических идей. Так же Мохаммад ибн Закария Рази считают персидским ученым не только потому, что он родился в Иране. Рази писал многие свои труды на арабском языке, как и другие мыслители того времени. Рази, будучи одним из иранских ученых, принадлежит к динамично развивающейся традиции формирования иранского самосознания. Такие ученые и мыслители как Салман Фарси, Мохаммад ибн Закария Рази, Ибн Бобувайх, Шейх Садук, Абурейхан Бируни, Фараби, Хорезми, Ибн Москувие, Абусеид Абульхейр, Ходжа Абдулла Ансари, Авиценна, Мохаммад ибн Джарир Табари, Абухамид аль-Газали, Шахаб ад-Дин Сохраварди, Ходжа Насир Туей, Имам Фахр ар — Рази, Садрае Ширази, Хайям, Хафиз, Саади, Руми и Фирдоуси, — оказали огромное влияние на жизнь и интеллект всего человечества. Салман Фарси, являясь ярким представителем иранской научной мысли, не смог терпеть деспотизм и несправедливость мидийских правителей, искажение зороастризма свешеннослужителями, которые использовали религию против простого народа и в пользу высших слоев общества. Поэтому он разделяет идеи маздакизма, но после убийство Маздака, он вынужден покинуть свою родину и провести долгие годы в скитаниях. Он отправляется в сторону Междуречья, Сирии и Палестины, оттуда в сторону Мекки, где знакомится с пророком Мохаммадом. Пророк Мохаммад, когда говорил о личностных качествах Салмане Фарси, отмечал его набожность, благочестивость, стремление к поиску истины, его знания и интеллект, и именно к нему были отнесены слова Пророка, что если ключ к знаниям будет спрятан на звездах, то персы достигнут его.

Мохаммад ибн Закария Рази, известный иранский химик, врач и исследователь, жил в третьем веке по хиджре, его книга «Алхави — великий свод» является энциклопедией халаби. Абурейхан Бируни является величайшем иранским астрономом и математиком. Он выучил греческий и ассирийский языки с целью изучения старинных книг, а находясь в Индии изучил санскрит. Его труды такие как: «альбакия — памятник минувших поколений», «мал-уль-хенд» и «Канун масуди» широко известны научному миру. Хорезми являлся еще одним из величайших иранских ученых в области математики, основоположником основ алгебры. Европейцы назвали его именем алгоритм. Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами. Авиценна с именем которого в Иране и в мире наука о медицине достигает своего апогея, можно по праву назвать величайшим восточным философом и медиком. Его труды — «книга исцеления» и «канон врачебной науки» являются двумя сверкающими жемчужинами в мировой цивилизации. Шахабуддин Сохреварди был величайшим представителем исламской культуры, который излагал философские и мистические истины на языке символов и образов. Он обладал высокой эрудицией во всех областях философии. Его научное и мировоззренческое наследие сохранились в виде книг и трактатов, которые до нынешнего времени используются исследователями философии.

Саади Абумохаммад Мослех ибн Абдулла, известный как Саади Ширази (родился по некоторым данным в 585 или 606, а умер в 681 или 691 году по хиджре), является величайшим иранским поэтом, которого называют мастером словесности. «Бустан», или Саадинаме, является первым произведением поэта, он создал его, когда странствовал, и по возвращении в Шираз представил его своим друзьям. «Бустан» написан в эпической форме и в нем рассматриваются нравственные, воспитательные, общественные и политические аспекты жизни. Это произведения делится на десять частей, каждая из которых представляет один из этих аспектов: справедливость, благодеяние, любовь, покорность, удовлетворенность, воспитание, восхваление (бога), покаяние и моление. «Гулистан» еще один из величайших произведений Саади, который был создан год спустя после «Бустана» и состоит из семи частей. Он рассказывает о «поведении падишахов», «о нравах дервишей», «о преимуществе удовлетворенности», «о пользе молчания», «о любви и молодости», «о слабости и старости», «о воздействии образования», «о правилах беседы (общения)». Саади в этих двух книгах «Бустан» и «Гулистан» раскрывает разнообразные стороны действительности, моральный кодекс самого автора, воспевает душевную красоту человека. Притчи, рассказы, афоризмы Саади и сегодня являются актуальными не только для иранцев, но и для всего человечества.

Хаджи Шамсаддин Мохаммад ибн Мохаммад Хафиз Ширази родился в 1320 году в Ширазе. Он является известным иранским поэтом и величайшим поэтом мира. Поэтическое наследие Хафиза состоит из более пятиста газелей, 5 крупных касыд, 29 кита, 41 рубаи и 3 небольших месневи. Его труды более четыреста раз были изданы в разных формах и разных языках — на языке оригинала, т. е. персидском, а так же на других языках мира. Количество рукописных и переплетных изданий произведений (диване) Хафиза в библиотеках Ирана, Афганистана, Индии, Пакистана, Турции, и даже западных стран превосходит количество других стихотворных сборников на персидском языке. Хафиз с арабского переводится как человек, знающий Коран наизусть. Хафиз в своей поэзии тесно связывает человека с духовностью. И вызывает сожаление то, что невозможно адекватно язык стихов Хафиза перевести на другие языки, ибо они утрачивает свою красоту. Если можно было бы полностью передать содержание и красоту его стихов, человечество поняло бы всю ценность морально нравственного учения Хафиза.

Джалал ад-дин Мухаммад Руми (1207–1273), известный как Моулана («наш господин»), — знаменитый персидский суфий и поэт. Моулана в красивой форме отражал сложные философские и суфийские мысли, и поэтому сегодня на западе его произведения «Маснави-йе маанави», является самой продаваемой книгой на западе. Поэзия Руми не ограничивается его временем, и сегодня его творчество пользуется колоссальной популярности во всем мире. Моулана, который до сорока лет не писал стихов, создал свой диван после того, как судьба свела его со странствующим «свободным» мистиком Шамс ад-дином Мухаммадом Табризи. Руми излогал свои философские и морально-нравственные идеи с помощью амсал алхекам и с использованием знания психологии и языка простого народа.

Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси, известный как Фирдоуси, родился в 940 году в г. Тусе провинции Хорасан и там же умер и похоронен. Он величайший персидский поэт и автор «Шахнаме» (книга царей) — самой большой и известной эпической поэмы на персидском языке и в мировой литературе. Фирдоуси около пятнадцати лет работал над «Шахнаме». Известный чешский ученный относительно «Шахнаме» говорит, что нет ни одного народа в мире, который имел бы такую великую эпическую поэму, отражающую все стороны исторической традиции со времен античности и вплоть до седьмого века.[2] «Шахнаме» представляет собою один из шедевров мировой цивилизации, которая написана на языке народа своей эпохи. В ней отражается и высоко оценивается национальное самосознание иранцев. Значимость «Шахнаме» заключается не только в ее поэтичности и историчности эпических сказаний. Каждый бейт и слово отражают потаенные надежды и мечты древнего народа, который на протяжении всей истории восхвалял благодеяние и истину, и боролся против зла и деспотизма. Поэма состоит из шестидесяти тысяч бейтов (двустиший). «Шахнаме» распадается на три части: в первая посвящена мифологии древнего Ирана, вторая — богатырская и третья — историческая.

Хаким Гияс-аддин Абуль-Фатх-Умар ибн Ибрахим Хайям Нишапури — это всемирно известный Омар Хайям — классик персидской поэзии, ученый, математик, астроном, поэт и философ. Родился в 1048 году в Нишапуре. Научное наследие Хайяма не уступает его поэтическому наследию, но он известен миру своей поэзией, прежде всего рубайями. Рубаи Омара Хайяма переведены на разные языки мира. Фицджеральд перевел на английский язык его рубаи, и это приумножило популярность Хайяма на Западе. Хайям много раз был переведен на русский язык. Одним из его достижением является работа над книгой «комментарий к трудным постулатам книги Эвклида». Во время визиря ходжи Низам-оль-Мулька (в период правления династии Сельджукидов) по его инициативе в 1079 году был введен в действие новый календарь Ирана. Хайям был величайшим знатоком математики, литературы, религии а так же истории. Авторы некоторых антологических произведений считают, что Омар Хайям был учеником Авиценны, другие полагают, что он был учеником Имама Мовафага Нишапури. Все выше упомянутые личности являются выдающимися иранскими учеными, которые внесли огромный вклад в развитие исламской цивилизации, а также в развитие общемировой культуры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иран и исламские страны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Ян Рипка. История литературы. Перевод Иса Шахаби. Тегеран. Издательство «нашре китаб». С. 256.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я