Сохранить и Приумножить. Как процветать на финансовых рынках, не завися от толщины бумажника

Ираклий Патарая (младший), 2021

В наши дни банки, понижая проценты по вкладам и раздувая рекламу своих инвестиционных проектов, активно втягивают в эти проекты вкладчиков, «простых смертных», как правило, не имеющих понятия об «инвестиционной химии». Книга Ираклия Патарая (младшего) в этом плане крайне актуальна. Не предлагая формул «легких денег», часто обещаемых всякими «курсами для вкладчиков», она вводит читателя именно в основы этой «химии», побуждая его к разумным шагам. По словам самого автора, «если у вас накопятся сбережения, всегда будет актуальным вопрос: как сохранить и приумножить их. Поверьте мне на слово: для сохранения и умножения денег нужно делать очень простые вещи… Вещи, понять которые по силам даже среднему школьнику. Но не обольщайтесь – преуспеть в этом вопросе гораздо труднее, чем может показаться с первого взгляда. И первого и самого могущественного врага на этом пути вы сможете увидеть, взглянув в зеркало. Но усилия стоят того. Целью моей очередной книги является попытка помочь вам прояснить некоторые аспекты этой необъятной темы. Советы, изложенные в ней, ни в коем случае не должны восприниматься читателем как «готовый рецепт», а лишь как «начало собственного исследования». В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Дивидендная политика

Дивидендная политика часто представляется акционерам, но редко поясняется. Компания может сказать что-то вроде: «Наша цель выплачивать от 40 до 50 % от прибыли и повышать дивиденды, по крайней мере, в соответствии с индексом корзины потребительских товаров». И это все — никакого анализа не дается, почему данная политика лучше всех подходит для владельцев бизнеса. И еще, развертывание капитала жизненно важно для бизнеса и инвестиционного менеджмента. По этой причине менеджеры и владельцы должны хорошенько обдумать обстоятельства, когда прибыли должны быть удержаны и когда должны распределены между акционерами.

Во-первых, надо понять, что не все прибыли созданы одинаковыми способами. Во многих бизнесах, особенно тех, которые имеют высокие показатели соотношения активы/пробыли, инфляция влияет на некоторую часть прибылей, которые нужны, чтобы произвести замену материальных активов. Часть для замены — давайте назовем эти прибыли «повязанными» — не могут быть распределены как дивиденды, если бизнес хочет удержать свою экономическую позицию. Если эти прибыли будут распределены, бизнес потеряет почву в одном или более следующих сфер: поддержать свой объем продаж, долгосрочную конкурентную позицию компании, его финансовую мощь. Не имеет значения, насколько консервативен показатель соотношения дивидендов от прибылей. Компания, которая постоянно распределяет «повязанную» прибыль, обречена на забвение, если только необходимый капитал не вливается из других источников.

Повязанные прибыли редко ничего не значат для владельца, но они часто должны быть основательно учтены. Фактически, они призваны бизнесом, вне зависимости от того, насколько слаб его экономический потенциал. (Ситуация удержание-независимо-от-того-какими-непривлекателными-бы-ни-были-прибыли существовала десятилетие назад. Тогда карательная регулирующая политика была главным фактором, заставляющим продавать акции некоторых компаний ценой в одну четверть от балансовой стоимости, т. е. каждый удержанный от прибыли и вновь реинвестированный в бизнес доллар превращался в 25 центов рыночной стоимости. Несмотря на процесс утекания золота, большинство прибылей были скорее реинвестированы в бизнес, чем выплачены владельцам).

Повязанные прибыли не должны нас интересовать при принятии решения на счет размера дивидендных выплат. Давайте обратимся к более ценной, неповязанной прибыли. Эти прибыли могут быть как удержаны, так и распределены. По нашему мнению, менеджмент должен решить, таким образом, чтобы владельцы бизнеса извлекли наибольшую выгоду.

Принцип не везде одинаков. По ряду причин менеджерам нравится удерживать прибыли, чтобы расширять империю своих владений и тем самым оперировать в исключительно финансово комфортных условиях и т. д. По нашему мнению, это лишь одна действительная причина для удержания прибылей. Неповязанные прибыли должны быть удержаны только в том случае, если есть разумная перспектива — желательно, подтвержденная историческими достижениями, или с помощью тщательного анализа выявлена возможность что, что каждый удержанный корпорацией доллар трансформируется в доллар рыночной стоимости для владельцев. Это случится лишь тогда, когда удержанный капитал произведет в худшем случае эквивалентные, а желательно, большие прибыли, нежели доступные в то время для инвесторов где-то в других местах.

Баффет считает: компания должна удерживать все свои прибыли, если имеет возможность выгодно использовать их с уровнем рентабельности, превышающим ту отдачу, которую получил бы инвестор от прибыли, выплаченной в форме дивидендов. Он также полагает, что поскольку дивиденды облагаются налогом как личный доход, то компания имеет налоговый стимул реинвестировать всю прибыль, а не распределять ее среди акционеров.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я