Энциклопедия наших жизней. Два друга и «Москвич 408». Том 1

Ираида Владимировна Дудко, 2016

Книга выделена из серии «Энциклопедия…» в самостоятельную из трёх томов. В первом томе – детство, юность и зрелость Н.А. Макаровца, кончая переездом в Бийск. Затем —история покупки нами «Москвича 408» в условиях отсутствия денег. 1967–1971 гг. Все отпуска на Москвиче: Крым по старой дороге, Гора волшебная Димерджи, Легенды Крыма, Симеиз, Скалы Дива и Монах, Ай-Петри, фонтан слёз во дворце Бахчисарая, Никитский сад, Поляна сказок. В пустыню через горы: Москва –Воронеж – Астраханская пустыня – Орджоникидзе – Военно-грузинская дорога – вдоль Терека – Дарьяльское ущелье – Казбеги – гора Казбек – Крестовый перевал – Тбилиси – Гори Музей Сталина. Пещерный город Уплисцихе. Ереван. Севан. Легенда о царице Тамаре и полуострове Ахтамар. Пушкинский перевал. На море в Лесилидзе – и домой. Коктебель. Гора Кара-Даг. Скалы Кара-Дага. И всё это мы видели, путешествуя на красненьком маленьком «Москвиче 408».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия наших жизней. Два друга и «Москвич 408». Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

История «Москвича 408»

Часть 1

История покупки Москвича 408

История нашего москвича 408 началась за несколько лет до его покупки и называли мы желание иметьсвою автомашину — голубой мечтой. Почему — голубой? Наверное от слов — «на тарелочке с голубой коёмочкой».

Прежде чем мы перейдём к рассказу об отпуске, я хочу вспомнить длинную историю нашей «голубой мечты» о покупке автомашины.

Для этого опять мне придётся позаимствовать наши воспоминания по этому поводу у книг, в которых эти события уже опубликованы. Но мы — же с вами договорились…

Как быстро — даже не верится, что уже пятый год женаты, и что у нас уже почти — двое детей. Многое было за это время достигнуто, и исполнено из того, что мы планировали.

Когда наша семья была ещё совсем молодой, как и у всех наших сверстников, у нас было множество желаний и целей. Ну, конечно, любимая работа и карьера. Затем — детки — мальчик и девочка. Конечно, квартира. В квартиру — красивая мебель.

Сына ещё в этом году должна успеть родить…

Не удалось только одно — купить машину. Очень мечтали о машине… Всего этого нужно было добиваться, иногда, на протяжении многих лет.

Машины свободно в наше время не продавались. В Люберцах была контора, которая вела запись на Москвичи. Записавшиеся ездили туда и периодически отмечались. Когда очередь подходила к концу, объявляли набор на новую запись. Сведения об этом моменте облетала наш поселок Дзержинский за несколько часов. В этот раз Витя записался тоже.

ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР

Мы ещё не успели «опериться» в своей семейной жизни, а уже стали мечтать о собственной машине. По крайней мере, очень хотелось получить права, для чего мы с Сашей Смирновым поступили на курсы вождения, которые окончили в 1960 году, и получили права. Практику вождения мы проходили на грузовой машине ГАЗ-51.

Права были получены, но машины не было и поэтому, чтобы получить навыки езды на машине, я и Ратмир решили взять машину на прокат.

Поехали в Люберцы и по ходатайству предприятия получили абонементные карточки, по которым хотели получить легковую машину в прокат на несколько дней.

Мы с Ратмиром пришли на пункт проката, где нам предложили машину «Москвич».

Дежурный диспетчер — подвёла нас к машине, сама открыла капот, и сказала, чтобы мы щупом замерили уровень масла, чтобы потом не говорили, что его не было. Сначала Ратмир, а потом я безуспешно искали, где же находится этот самый щуп.

(К легковой машине мы с ним подошли в первый раз в жизни!)

Диспетчер, видя наши безуспешные попытки, резко сказала: «Идите-ка вы…!!!», и пошли мы солнцем гонимые…

Впоследствии Ратмир не раз брал машину в прокат, а я так и не решился это делать до приобретения собственной машины.

1963 год

Новый 1964 год, невзирая на чьи-то заботы и радости пополам с трудностями, приближался. Виктор периодически ездил в Люберцы, проверял — как продвигается наша очередь. Она двигалась почему-то медленно. Мы думали, что ждать придётся ещё весь следующий год.

Но вот, как ушат холодной воды на голову зимой, неожиданно, в первых числах декабря нам пришла открытка…

ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА

МОСКВА ЛЮБЕРЦЫ пос. ДЗЕРЖИНСКОГО Ул. СОВЕТСКАЯ 4 кв. 24

ДУДКО ВИКТОРУ АНАТОЛЬЕВИЧУ

«МОСКВИЧ»

ЯВКА НА ПРЕДМЕТ УПЛАТЫ ЗА МАШИНУ 3411 руб.76 коп.

1–3 ДЕКАБРЯ 1963 г. к 11–17

№ 9 0 6 8

Иметь при себе ПАСПОРТ

Военнослужащим — справку с места жительства.

Когда пришла эта вожделенная открытка на получение машины, оказалось, что денег на покупку у нас — ноль.

Стали перебирать — у кого бы занять? Мы развили бурную деятельность. Составили списки, одолжили кучу денег. Но поскольку собственных накоплений не было вообще, нам не доставало очень большой суммы.

У моих родителей были друзья — Долговы. Раньше сам Долгов был директором школы, а его жена — Валентина Ивановна — фельдшер по специальности, работала массажистом. Говорят, мужчинам нравилось, когда она им массировала некоторые ослабевшие части тела. Так вот, Долговы уезжали на работу в Германию и только что вернулись.

Помню, мы попросили родителей, чтобы они перезаняли в долг для нас у Долговых, с которыми папа продолжал «дружить». Родители сами делать это не стали, пригласили Долговых в гости на обед, и нас тоже, с тем, чтобы мы попросили у них денег в долг сами.

Мы по наивности обратились к ним с просьбой одолжить денег на покупку машины… Естественно, они нам отказали. А уже позже, когда мы ушли домой, мама рассказывала, как Долгова Валентина Ивановна возмущалась. Они «потом и кровью» зарабатывали свои деньги за границей, а, приехав обратно в Россию, так и не смогли купить машину, а привезли только из Германии дорогое пианино дочке.

— «Мы, пожившие, заработавшие деньги своим трудом, привезли из Германии только пианино для дочки. Правда, деньги есть… А они! Не оперившаяся голая молодёжь! Ничего в жизни не успевшие повидать, поработать! Ничего не имея… И подай им машину! Мы её не имеем, А…"

В общем, открытку на «Москвича» мы получили, но выкупить его не смогли.

Все деньги, которые нам прислали Витина мама, Рита, тётя Зоя и кто-то ещё, сейчас уже не помню, мы вернули немедленно.

Записи на «Москвичей» продолжались. Мы опять записались. Но на этот раз мы стали откладывать регулярно на книжку деньги, на целевую покупку…

В основном нам это удавалось делать только из квартальных премий.

Я не помню — обращались ли мы к Макаровцам с просьбой одолжить некоторую сумму. Наверное — нет. Почему — не знаю.

В этом 1963-м году кроме родственников, практически ни с кем не переписывались кроме Макаровцев. Они тоже писали нам изредка письма.

Чаще — Коля Макаровец заезжал к нам — направляясь в командировки, или — возвращаясь из них…

Письмо в Москву из Томска.

3.10.1963 г.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИРА И ВИКТОР!

Поздравляю Вас с 46-ой годовщиной Великого Октября! Желаю Вам всего наилучшего.

Сообщу кратко о некоторых приятных и неприятных событиях.

Экзамены сдал, зачислен в аспирантуру. Иностранный язык поехал сдавать в Томск (университет). Там же, ещё до сдачи экзаменов, свалился и пролежал в клинике. Подвело сердце, нервы, сказалась работа без отпуска, не очень приятные командировки.

Кое-как подремонтировавшись, сдал экзамен. Сейчас сижу на больничном.

После праздника уеду в отпуск (возможно, в два, я уже могу брать и второй). Вот кратко и всё. Буду ехать домой через Москву. Если всё будет нормально, заеду к Вам.

Привет вашим. До свидания.

НИКОЛАЙ.

1967 год

ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА

В этом году мы купили машину — "МОСКВИЧ — 408".

Наконец, подошла наша очередь на машину.

Чтобы купить машину, нам пришлось занять большую сумму денег. И, хотя мы откладывали на книжку все Витины премии

(у меня, во времена работы в НИХТИ, они были мизерными, как у техника), нам для покупки машины не хватало приличной суммы. На этот раз мы решили купить машину, чего бы нам это не стоило.

У нас своих денег было 3200 рублей.

Машина стоила 4661 рубль и гараж за 800 рублей. Нам нужно было занять 2280 рублей.

Для начала мы составили список знакомых, подходящих для того, чтобы просить у них денег в долг. Около каждой фамилии мы проставили реальную сумму, которую по всей вероятности, эти люди могли бы нам одолжить. Хотя, около некоторых фамилий мы для себя помечали, какой могла бы быть эта сумма на самом деле, и помечали — в какие сроки мы с ними можем расплатиться. Естественно, мы понимали, что не все пойдут нам на встречу. Поэтому список составлялся"с запасом".

Вот этот список.

1. Иванова Н. А……..200р.

2. Иванькова…………100р.

3. Андреева………….100р.

4. Николаева…………200р.

5 Фёдоров……………100р……..(150–200 р.) на 6 месяцев

6. Венгерский………..100р.

7. Ульянов…………..100р.

8. Соркин……………100р.

9. Фоменко…………..200р.

10. Липанов…………..200р…….. (200–500 р.) до конца года и 1 квартал 1968 года.

11. Быкова…………..300р………(200–500 р.)

12. Никитин………….100р……..(100–500 р.) до конца года и 1 квартал 1968 года

13. Аксельрод………..100р.

14. Гамий……………100р.

15. Гайнанов………….50р.

16. Ильюшенко………..100р………(100–700 р.) на 6 месяцев.

17. Ваваев…………..100р.

18. Круглов………….100р.

19. Петракевич……….100р.

20. Сафронов…………100р.

21. Гелашвили………..100р.

22. Сологян………… 100р.

23. Юрьев……………200р.

24. Феклисов…………100р.

25. Морозов В. О………100р.

26. Макаров………….100р.

27. Малов……………100р.

28. Савков…………..100р.

29. Русин……………100р.

30 Медведева………….?

31 Устинова…………..?

32 Эпштейн……………?

33. Бастрыгина………..100р. Моя подружка.

34. Филины……………100р. Сокурсник и друг Виктора.

35. Слабковский……… 100р. Родственник.

36. Гера и Аня………..100р. Наши знакомые.

Ну, и, конечно — все наши родители и другие родственники…

Вторым этапом был сам заём…

К Витиным сотрудникам, с которыми мы поддерживали дружеские отношения, такие, как например, с Иваньковыми, которые жили этажом ниже нас, обращаться было легче.

Морально было труднее просить денег у тех, кто мог одолжить, но состоял в числе (не знаю, как правильно выразиться) — людей высшего уровня. Ну, не то, чтобы морально, а мы как-то стеснялись обращаться к людям, с кем не были знакомы близко, например — Ильюшенко, Фёдоров, Кубанцева. Виктор знал их, так же, как их знали все в институте. Они тоже знали Виктора…Но…

Но у нас не было выхода, поэтому, мы звонили тем, к кому мы считали возможным обратиться, просили разрешения зайти к ним домой для личной беседы, потом приходили, чинно и вежливо обращались со своей просьбой. Мы не называли необходимой нам суммы, они называли сами — сколько могут одолжить и на какой срок.

В результате нам удалось набрать в долг необходимую сумму.

У нас сохранился список, кому мы должны были отдать деньги и когда… Это был график отдачи долгов за машину.

Поскольку в текстах книг печатание таблиц не очень предусмотрены и удобны для печати, мы ограничимся только списком тех, кто нам одолжил деньги. Сам график сроков отдачи долга теперь уже значения не имеет. Нужно только сказать, что согласно обязательствам, которые мы на себя взвалили, мы расплачивались с июля 1967 года по май 1968-го включительно. А нашим папам и мамам мы отдавали ещё позже.

СПИСОК ТЕХ, У КОГО МЫ ЗАНЯЛИ ДЕНЬГИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ:

1. Смирнов……….100

2. Норд…………..50

3. Соркин…………70

4. Кубанцева………250

5. Иванькова………150

6. Гамий………….100

7. Быкова…………100

8. Иванова………..400

9. Фёдоров………..200

10. Иванова……….200

11. Фёдоров………..80

12. Ильюшенко……..500

— — — — — — —

ИТОГО:…………2 200

Следующий список означает, что мы перезанимали у этих людей деньги, чтобы вернуть первоначальный долг, — в оговоренные сроки всем, у кого заняли в первую очередь.

1. Никитин………500

2. Липанов………500

3. Папа Вити…….300

4. Папа Иры……..200

5. Хохол………..450

6. Мама Вити…….500

7. Мама Иры……..100

8. Соловьёв……..200

9. Папа Иры……..100

Конец таблицы отсутствует. Поэтому, когда мы отдали последние долги — ПАПЕ (БАТЕ), МАМЕ (В.Н.) и папе Иры (В.В.) не известно. Но, конечно, все долги отдали во время, как и обещали — всем.

В конце у Ириных родителей мы занимали деньги повторно, с тем, чтобы отдать кому-то во-время.

Когда мы внесли деньги за машину, наступил торжественный момент — её получения.

ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА

Выбирать машину мы поехали с хохлом (муж сестры Володи Суховерова — Кати). Хохол — Володя, работал таксистом. Поэтому, мы рассчитывали на его опыт и умение. Но мы наивно думали, что нам дадут выбирать. Машины, предназначенные для продажи, стояли на какой-то площадке у завода. Все, получившие открытки и оплатившие машину, приезжали к этой площадке за своей долгожданной покупкой.

Мы приехали и увидели очередь, состоявшую из таких же, как мы. Москвичи на площадке были все красного цвета. Периодически выкрикивались номера, под которыми значились покупатели (номера очереди, в которой все были зарегистрированы в списках). Запускались на площадку по два — три человека. Я туда не ходила. Володя с Виктором побегали между машинами и какую-то выбрали наугад. Володя сел за руль и они выехали с площадки. Конечно, вся эта процедура была волнительной. Я села к ним в машину и мы поехали домой.

Володя несколько раз нас приводил в ужас. Он включал большую скорость, и машина резко срывалась вперёд. Володя смеялся над нашим «страхами». Конечно, он был опытным таксистом, а нам он объяснил, что машину пробует на разных скоростях. Мы уже прилично отъехали от площадки, когда я, посмотрев направо, обнаружила, что на правой дверке не хватает узкой длинной панели (сразу же под стеклом). Пришлось ехать обратно. Нам её отдали беспрекословно.

Одновременно с машиной, мы купили гараж. Случайно кто-то продавал свой гараж за 800 рублей. Нам просто повезло. Предлагали ещё один — за 1200 рублей, в середине первого ряда гаражей (утеплённый, хорошо оборудованный, с ямой). Но мы почему-то купили за 800 р. (естественно — почему, дешевле всё-таки на 400 рублей). Гараж наш был в том же ряду под № 1, крайний слева.

Всё время, пока мы владели гаражом, Витя за ним ухаживал. Почти каждый год заливал крышу гудроном, чистил всё внутри гаража. Молодец…

Иногда, зная, что Витя «работает» в гараже, (чаще, готовит её к какой-нибудь очередной поездке), я приходила к нему, к гаражу. Помню однажды, когда я ждала Витю на площадке перед гаражами, я увидела наших знакомых ребят из гаражей другого ряда. Я посмотрела на них, поздоровалась, и с удивлением заметила, что они вдруг замерли, и в свою очередь уставились на меня. А потом, вдруг, они дружно «заржали», а я в это мгновенье почувствовала, как по ноге течёт что-то горячее. Оказалось, к моим ногам подбежал щенок, принял мою ногу за столбик, и, задрав заднюю лапу, помочился…

Когда мы в 1976 году переезжали в Москву, перед тем, как продали гараж, его задел кран, проезжавший мимо. Гараж был крайним и кран, разворачиваясь, задел внешнюю стенку. Трещина прошла по стене и крыше.

Мы продали, практически, уже не гараж, а место под него. Хотя при желании можно было починить его. Причём, продали мы его не сразу. Мы уже жили в Москве, и нашу «Волгу», естественно, забрали с собой. Таким образом, в Дзержинском уже не было машины, когда провалилась крыша. Она раздавила кресло и ещё какую-то старую мебель, которую мы не взяли с собой при переезде. Нам потом рассказывали, что налетели «мародёры», я просто не знаю, как их ещё назвать. Они растащили всё, что только можно было унести. А там был и инструмент, и канистры, и много другой нужной всячины, даже со щитка срезали элетросчётчик и забрали пробки.

Но, когда мы пригнали «Москвич», мы сразу же поставили его в новенький гараж.

Машину нашу новую, конечно, мы обмыли…

Машину зарегистрировали. Номер её начинался с букв — Ю А Ф.

Мы шутили — ЮАФ означает, что машина — из Южной Африки…

Первой нашей поездкой было — «кольцо», то есть, окружная дорога.

В выходной день мы взяли с собой детей, и после завтрака, поехали «опробовать» машину, и водителя. А как водитель, Виктор пока ещё был начинающим. Но я как-то сразу поверила ему и до самой первой аварии в 1971-ом году, когда мы перегоняли «Москвич» в Бийск, ездить с Виктором я не боялась.

В общем, в эту первую поездку, мы проехали по всему кругу окружной дороги. В какой-то момент мы обратили внимание, что водители многих машин, обгонявшие нас, оборачивались, и старались что-то рассмотреть внутри нашей машины. Оказалось, что нашим деткам надоело просто ехать и смотреть в окошки машины. Они изобрели новый вид развлечения. Легли на заднем сидении, где они находились и подняли свои ножки вверх. Они мотали ножками, делали какие-то фигуры. Тот, кто нас обгонял, сразу не мог врубиться — что происходит в нашей машине. Я несколько раз оглядывалась назад, но дети, уловив это мгновение, замирали, присмирев, и подобрав ноги под себя. И только тогда, когда я резко повернулась назад, я застала их за"милыми шуточками"…

Проехав по кольцу, мы вернулись в посёлок, и решили сразу же помыть машину. Для этого мы проехали к Москва-реке. Мыли первый раз машину все дружно. Но это было только в первый раз… А потом попробуй-ка заставь кого-нибудь из детей помочь помыть машину. Да мы, в основном, их и не заставляли это делать.

Купив машину, мы были бесконечно счастливы. Этой покупкой мы завершили список приобретений, о которых мы мечтали сразу же после свадьбы, не имея тогда, как говорится — ни кола, ни двора…

Сразу же хотел отметить, что в первую самостоятельную поездку по кольцевой дороге я, как молодой и начинающий автолюбитель допустил обычную ошибку: когда я останавливался на обочине, то обязательно включал, как нас учили, стояночный тормоз, а, начиная двигаться, — забывал его отключать. И как только я не сжёг тормозные колодки! Ведь, я проехал несколько километров с зажатыми колодками. Это ещё не раз повторялось. Так при поездке в Коломну на переправе я остановился и включил ручник, а когда поехал дальше — забыл его выключить (ручку на себя и ручку от себя). И, когда тормоза задымили и обгоняющие меня шофёры махали мне руками, я остановился и заметил свою ошибку. Мы некоторое время постояли на обочине, пока не остыли колодки, и только тогда двинулись дальше.

Часть 2

Верные друзья

Москвичом мы пользовались всего три года. У нас медленно, но всё-таки — двигалась и приближалась очередь на 24-ю волгу. Деньги собирали заранее, поэтому решили продать нашу первую любимицу, чтобы вложить вырученную сумму в стоимость волги.

Но за три года мы поездили на москвиче всласть.

Нашу радость, вызванную покупкой Москвича, разделяли с нами наши друзья.

У Виктора, кроме Коли Макаровца было ещё два друга: Саша Смирнов и Борис Филин. Это не просто — слова. Если я написала слово дружба, я могу утверждать, что оно оправдано всей жизнью этих друзей. Это — Маёвцы.

ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР

С Сашей Смирновым мы учились в разных группах, но после окончания института попали на работу в одну организацию — НИХТИ в подмосковном посёлке Дзержинском. И долгие годы работали в одном направлении: я занимался программированием, а он — техническим обслуживанием ЭВМ. Дружили семьями.

Виктор, проработав в НИХТИ 18 лет перешел на работу в Москву. А Саша работал в этом институте — 53 года — до выхода на пенсию.

У Виктора и Саши не только была работа «плечом к плечу», у них и увлечения были одни на двоих. Они вместе ходили вечерами играть с ребятами в преферанс, мечтали купить автомашину.

Вместе ходили на курсы водителей и получили права.

Поскольку денег не хватало на такую дорогую «игрушку», они, как и мы влезли в долги.

МОСКВИЧ 403

Вот как об этом вспоминает сам Саша.

В начале 60-х годов наша молодая семья начала проявлять амбиции и замахнулась на приобретение автомобиля, хотя свободных денег у нас было совсем мало. По примеру многих москвичей в 1963 году мы встали на очередь на автомобиль «Москвич-407» стоимостью 2500 рублей и стали регулярно отмечаться в этой очереди в магазине на Спартаковской площади в районе Курского вокзала. Очередь двигалась медленно, мы ожидали приобрести машину года через два. Мы начали копить деньги, записались на курсы водителей, успешно сдали теорию и вождение.

Неожиданно было принято решение прекратить выпуск машины «Москвич-407», заменив её на «Москвич-403». Новая машина мало отличалась от предыдущей модели, но зато цена поднялась на 30 %, с 2500 до 3200 рублей. Очередь стала быстро таять, многие стали отказываться от покупки автомобиля. Но мы не могли отказаться от своей мечты. У нас не было еще гаража и денег имелось в наличии всего одна тысяча рублей, но мы приобрели свою игрушку, заняв у родных и знакомых необходимую сумму. Затем в течение двух с половиной лет, ограничивая себя во многом, расплатились-таки с долгами.

На следующий год состоялась наша первая поездка на автомобиле в Крым всей нашей тогдашней семьёй: я. Валя, Вова, Саша и дальний родственник Миша Щербаков. Для первого нашего путешествия на автомобиле мы выбрали пляж на берегу Чёрного моря в районе Саки — Евпатория. На дорогу протяжённостью 1350 километров ушло полтора дня. Установили машину, на расстоянии нескольких метров от неё — палатку, между палаткой и машиной натянули большой тент из брезента, получилось отличное продуваемое жильё как для сна и отдыха, так и для приготовления пищи. Продукты закупали на рынке, в основном дешёвые фрукты и овощи. Горячую еду: супы, второе и каши готовили на особом устройстве на основе паяльной лампы. Впечатление от такого отпуска незабываемые: постоянный шум моря, восход и заход солнца, плаванье в морских волнах, загорание на солнце. Однако, через 3 недели такая экзотическая жизнь на лоне природы, в некомфортных условиях обычно начинала утомлять. Запомнились купания с попытками забраться и сесть на надутую автомобильную камеру. Это почти никогда не удавалось, при этом камера вылетала из-под пловца, а он отлетал в кульбите в другую сторону. Особенное удовольствие от этого получали наши мальчишки.

На следующий год съездили всей семьёй на этот раз в Феодосию к своим родственникам Сизовым, они, в свою очередь, часть своего отпуска провели в Москве, в нашей квартире. Жили мы в этот раз всей семьёй по-царски, в трёхкомнатной квартире, на берегу моря. Поездки на море не вносили дисбаланса в наш бюджет, наоборот, за счёт дешёвой еды и благодаря тому, что мы после отпуска привозили с собой фруктов и овощей на две-три недели, у нас получалась некоторая экономия. Однажды, на обратной дороге с юга, когда машина была нагружена под завязку, нас обогнала иномарка. Сразу взыграли мои патриотические чувства: не позволим обгонять нас каким-то иномаркам! Я нажал до пола педаль газа, и мой «Москвич», натужно гудя и трясясь всем своим существом, стал набирать скорость, и мы обогнали-таки иностранца, к огромной радости наших пацанов, которые стали показывать отставшему водителю «нос». В течение ряда лет мы регулярно всей семьёй ездили на море в Крым, обычно в Евпаторию или Феодосию.

Продолжаю я (Ираида)…

Несмотря на то, что Саша и Виктор стали работать в разных предприятиях и жить в разных концах от Москвы: он — Дзержинке, а мы в Москве, а в 2001-м перебрались на постоянное жительство на дачу к дочке, мы часто встречались и дружба наших семей не ослабла ни от быстро пролетавших лет, ни от расстояний нас разделявших…

Мы встречались с Сашей и Валей в Дзержинске (посёлок стал городом), когда приезжали навестить могилки наши близких. А они каждое лето навещали нас на даче у дочки Стэллы. Мы жили в отдельноммаленьком, но очень уютном и удобном домике.

В нашем маленьком домике на даче у Стэллы 2004 год

2007 год

2010 год

2010 год

2010 год

2010 год

2011 год

У нас сохранились снимки о нашем приезде в Дзержинск.

Посетив старое кладбище, мы все обязательно посещали монастырь, в восстановленный храм. Потом, уставшие и проголодавшиеся заходили в трапезную, где всегда можно было вкусно покушать, а заодно и отдохнуть, так как после прогулки по монастырю ножки уставали.

Монастырь был уже восстановлен весь, и нам было интересно посмотреть — каким он стал. Мы приезжаем редко, поэтому каждый раз мы видели что-то новое. Когда мы жили в посёлке Дзержинском, монастырь был весь в развалинах.

В трапезную к нам присоединялись Саша с Валей Смирновы, так как мы заранее предупреждали их о нашем приезде.

Я приведу здесь несколько снимков монастырского подворья и красивого пруда.

СТАРОЕ ФОТО НИКОЛО-УГРЕШСКОГО МОНАСТЫРЬ

Ставропигиальные монастыри

sobory.ru

Так выглядел знаменитый Угрешский монастырь в посёлке Дзержинском (ныне — город Дзержинск), когда два молодых специалиста, окончившие с отличием МАИ — Саша Смирнов и Виктор Дудко были приняты на работу в НИХТИ (Научно-исследовательский химико-технологический институт), ныне — НПО «СОЮЗ».

На фотографии — Спасо-Преображенский собор. 1959 год.

galince.blogspot.ru

А вот таким стал СПАСО-ПРИОБРАЖЕНСКИЙ собор после его восстановления.

УГРЕША СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

pinterest.ru

И ещё приведу здесь несколько снимков, которые сделал Виктор во время нашего приезда в Дзержинск в 2013 году.

Дорога ведёт к входу в монастырь, Видна дверь в трапезную.

Слева видны окна бывших монастырских келий. Когда мы жили в посёлке, в старых кельях была больница и роддом. В нём я рожала своих деточек: в 1960 — дочку Стэллу, и в 1963-м Сына Олега.

Колокольня

За Колокольней виден Собор Спаса Преображения

Наш правнук смотрит, как голуби клюют — насыпаное для них на краю дороги пшено.

Наш внук — Илья

Монастырский пруд

По центру снимка виден кирпичный красный дом. В нём жила наша семья:

Мои родители: мама, папа, бабуся и сестрёнка — однокомнатной квартире, и мы с Виктором и детьми в комнате (в коммуналке) в трёхкомнатной квартире, пока не получили отдельную двухкомнатную квартиру.

Трапезная. 2013 год

Витрина буфета в трапезной 2013 год

2013 год. Наше посещение Дзержинска подошло к концу. Саша с Валей Смирновы нас провожают.

2013 год

2013 год

2013 год. В машине — моя сестрёнка Милочка

Александр Васильевич Смирнов

О дружбе С Борей Филиным тоже расскажет Виктор сам…

Я окончил МАИ. Поступил туда — без предоставления общежития. Сначала снимал койку у знакомых. А потом меня приютил в общежитии мой сокурсник — Борис Филин. Мы долгое время спали на его кровати валетом. А, когда он на 3-м курсе женился и перешел жить к жене, место в общежитии уже на законном основании перешло от него по наследству — мне.

С тех пор прошло уже почти 60 лет. И все эти года нас связывает дружба, проверенная годами…

Мы работали в разных организациях. Моя работа была связана с разработкой и внедрением вычислительной техники в процессы проектирования и разработки ракетостроения. А Борис все эти годы был непосредственно связан с обслуживанием и запуском ракет в космос.

Мы дружили семьями. Встречаясь, почему-то Борис почти ничего не рассказывал о своей работе.

Если то, чем занимался я стояло под грифом — «С», то у него этих «СС» было ещё больше.

Поэтому некоторые подробности из его рабочей биографии мне пришлось со временем выуживать из других печатных источников.

Один из документов, с которым мы ознакомились, и в котором упоминается имя Б. Н. Филина — это запись репортажа по электронной почте о запуске первого человека в космос — от автора А. Н. Солодухина.

А. Н. Солодухин создал уникальную космическую летопись за время своей деятельности на Байконуре. Его называют — «техническим дублёром» Юрия Гагарина.

Этот репортаж имеется в ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОСМОНАВТИКИ.

Автор — А. Железняков.

ОН СКАЗАЛ"ПО-Е-ХА-ЛИ!"

Мы здесь приведём только маленький отрывок, касающийся работы Бориса Филина.

«9 апреля — воскресенье.

На стартовой площадке и в МИКе происходит напряженная работа по подготовке стартового комплекса, ракеты-носителя и космического аппарата. Поздно вечером закончились заключительные операции по подготовке космического аппарата стыковке с ракетой.

10 апреля — понедельник.

«…….. 10 апреля — понедельник.

Вспоминаю случай накануне вывоза ракеты и космического аппарата на стартовую позицию. Утром, войдя на испытательную площадку, где находился подготовленный космический аппарат для стыковки с ракетой-носителем, видим, что у стены МИКа в большой красной заглушки от камеры сгорания двигателя первой ступени ракеты-носителя, находится груда различных разъемов и электрических проводов массой около 6–8 кг.

Нас охватил ужас. Откуда все это? Оказывается, О. Г. Ивановский ночью самолично принял решение уменьшить массу спускаемого аппарата путем удаления части электрических жгутов с разъемами, не задействованных на пилотируемом варианте.

Все это произошло на космическом аппарате, прошедшем полный цикл электрических испытаний и подготовленном для стыковки с ракетой.

Операция взвешивания КА показала небольшое превышение веса над расчетным, допустимым исходя из энерговооруженности ракеты-носителя, перед сборкой головного блока. На борту КА имелось некоторое количество электрических жгутов, которые в беспилотном, манекетном варианте обеспечивали функционирование системы аварийного объекта (АПО).

Он составил технологическое указание (ТУ) об обрезке кабелей с тяжелыми штепсельными разъемами. В результате такой операции произошло уменьшение веса спускаемого аппарата (отрезали согласно ТУ по принципу гребенки, с резкой длины каждой отдельной отрезаемой жилы).

Обрезание бортовых жгутов в спускаемом аппарате проводил номер боевого расчета из 5-ой группы рядовой Б. Я. Данилов. И все это произошло на космическом аппарате, прошедшем полный цикл электрических испытаний и подготовленном для стыковки с ракетой.

Было много волнений и «горячих» разговоров между руководством. Несколько раз звучало:"Отправлю в Москву по шпалам!". В конце концов, все обошлось, но пришлось каждую жилу в отдельности изолировать, провести дополнительные электрические испытания при заправленной ТДУ и установленных пиропатронах.

Вечером состоялось торжественное заседание Государственной комиссии по запуску «Восток», на котором было принято решение об осуществлении первого в мире полета ракеты с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Утвердили первым летчиком-космонавтом Ю. А. Гагарина, дублером — Г. С. Титова.

А в это время проводилась стыковка космического аппарата с ракетой-носителем, шли заключительные операции.

Мы с руководителем электрических испытаний — Б. Н. ФИЛИНЫМ прозваниваем электрические цепи соединений ракеты и космического аппарата.

После проделанной работы, наблюдаем за виртуозной работой монтажников и крановщиков под руководством ветерана космодрома Н. П. Синеколодецкого.

Крановщики медленно и осторожно подводят КА к ракете, устанавливаются крепежные — и стыковка закончена. Надевается головной обтекатель на космический аппарат.11 апреля — вторник.

Под утро провели предстартовые горизонтальные испытания — проверочные электрические включения. В 5 часов 40 минут — все готово к вывозу на стартовую позицию.

К этому времени прибыли С. П. Королев, его заместитель по испытаниям Л. А. Воскресенский и руководитель стартовой группы А. С. Кириллов. Подается команда, раздвигаются ворота МИКа и ракета-носитель с космическим аппаратом медленно начинает путь по казахской земле на стартовый комплекс. Тепловоз двигается настолько медленно, что идущие рядом с ней, не отрывают свои взгляды от величественной картины»…

Борис Николаевич Филин находился на работе на Байконуре ещё задолго до запуска в космос Ю. А. ГАГАРИНА.

Борис был не только свидетелем всех событий, происходивших на Байконуре за долгие годы космических побед и поражений, но и непосредственным их участником, выполняя свою конкретную работу, как например, в период подготовки лунного комплекса ЛЗ.

Приведу ещё одну короткую выдержку из другого документа —

Необычный 2010 RSS

www.unnatural.ru.

N 1 Liftoff 1972 Особенности подготовки лунного комплекса ЛЗ на Байконуре. Часть III.

Мы люди дисциплинированные, и ссылку на авторство — сохранили…

«…………… Когда все пять запусков ракеты — носителя Н1 окончились неудачей, нужно было срочно определять основные причины этих неудач, а затем решать проблему доработки изделия.

…………..Управление всеми работами осуществляли трое: ведущий конструктор, руководитель испытаний и руководитель филиала завода. Персонально это БУГРОВ, ФИЛИН и ЛЫГИН.

В случае отсутствия, нас кто-то замещал. Единоначалия не было, и не было случаев, чтобы мы не решили сообща какой-нибудь вопрос. При возникновении существенных замечаний всегда старались разобраться в них до конца, и сами принимали все необходимые решения по их устранению. Исходили при этом из того, что нам на месте виднее, а также стараясь максимально разгрузить руководителей в Москве от наших проблем.

После проведенных работ мы сообщали на фирму, что произошло и что нами сделано для устранения замечания, заканчивая обычно доклад словами:"Просим подтвердить правильность нашего решения". Постоянство этой формулировки часто становилось поводом для шуток.

Принятый нами порядок оказался устойчивым, не требовал никаких изменений и просуществовал до закрытия программы в 1974 году.

…………..Мы втроем стали друзьями на долгие годы, ездили в горы кататься на лыжах, выезжали на Куандарью, где великолепные условия для подводной охоты. За эти годы у нас сформировался дружный творческий коллектив.

За шесть лет для многих наших сотрудников работа по ЛЗ стала высшей ракетно-космической школой, а «двойка» на Байконуре — вторым домом.

Умели не только трудиться, но и отдыхать. Летом играли по вечерам в футбол, а зимой — в хоккей на освещенной площадке, которую построил между гостиницами Лыгин.

После возвращения с рыбалок, не прекращавшихся и зимой, гостиницы наполнялись запахом жареной рыбы и лука, а по коридорам деловито перемещались люди с графинами".……..

Вот так жил и работал Борис Николаевич Филин.

К счастью, его труд, как и труд всех его соратников и сослуживцев по справедливости отмечен государственными наградами.

Борис Николаевич Филин награжден:

Орденом"ЗНАКА ПОЧЁТА"

Орденом"ДРУЖБЫ НАРОДОВ"

Юбилейной медалью"к 100-летию ЛЕНИНА"

Юбилейной медалью"850-летие Москвы"

Федерацией космонавтов Б. Н. Филин отмечен, как

"ЗАСЛУЖЕННЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ"

"ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВЕТЕРАН КОСМОНАВТИКИ"

Борис Николаевич имеет свидетельство участника ПЕРВОГО ПУСКА, подписанное — командиром боевого расчёта подготовки и пуска В. ГУДИЛИНЫМ и техническим руководителем подготовки и пуска Б. ГУБАНОВЫМ.

Борис Николаевич Филин был участником пуска «Восход-2», командиром корабля тогда был полковник Беляев П. И., а вторым пилотом — Леонов А. А. 1965 год.

Также был участником запуска космического корабля"Союз-40 — Салют-6".

Борис был в группе подготовки лунного корабля Л 1. 1967 год.

Борис Филин за большой вклад в развитие космонавтики был награжден юбилейной медалью"50 лет космической эры".

За высокие результаты в труде, большой вклад в создание изделий космической техники, Боря Филин был награжден юбилейной медалью — "50 лет РКК «Энергия» имени С. П. Королева".

Медаль выдана Ракетно-космической корпорацией «ЭНЕРГИЯ» имени С. П. КОРОЛЕВА. 23 августа 1996 года.

Вот такой была работа и жизнь нашего друга Бориса Филина.

А нам удалось отразить здесь лишь малую часть его такой богатой интересными событиями жизни — на Байконуре и в городе Королеве.

Борис Филин

Студенты МАИ: Филин Борис и Виктор Дудко

На даче у Бориса Филина.

Борис Филин

Боря Филин на встрече с группой в МАИ

На встрече бывших Маёвцев: Боря Филин, Саша Смирнов и Виктор Дудко

Последняя встреча Виктора и Бориса в 2017 году на сборе группы.

От группы в живых осталось всего 6 человек.

Часть 3

Золотое Кольцо

В том далёком 1968 году, в первую дальнюю поездку на автомашине мы пригласили Борю Филина.

Это была поездка по Золотому Кольцу. Мы посетили все древние города, расположенные на нём.

Основное, что я помню, и что нас возмущало — дороговизна осмотров исторических памятников. Нет, билеты были дешевыми. Но их нужно было покупать за каждый просмотр какой-нибудь башенки, или светёлки. Можно было и не осматривать их, но тогда какого же чёрта мы туда припёрлись? И мы смотрели, и платили, как и тысячи других туристов…

1968 год

ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА…

ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ САМОЛЁТЫ, ПОЕЗДА

ЕДЕМ НА МАШИНЕ, НО КУДА, КУДА, КУДА?

Все воспоминания о наших «безлошадных» поездках на Украину — в принципе не разнятся друг от друга: встречи с моей роднёй, которая жила в Каменец-Подольском, походы на рынок, на привоз, купанье в речке Смотрич, прогулки по Старому Городу, походы в Старую Крепость и т. д. и т. п.

В этом году мы съездили на Украину на своей машине. Благодаря машине, начиная с этого года, мы, ухитрялись, кроме основного отпуска, ездить почти ежегодно — весной на Украину, а осенью — в Брест.

Это возможно было у Виктора за счёт отгулов, и дежурств по предприятию, а у меня — праздничные дни, плюс дни экзаменационной сессии, когда ещё училась в институте… Нам (у кого не было хвостов), давали справки на освобождение от работы — где-то на 20 дней. Главное было — подойти к сессии без хвостов. Потом можно было в сессию — часть экзаменов сдать досрочно, часть просто завалить, а потом опять долго подчищать хвосты.

Но главное — я ухитрялась за счёт этих дней ещё и съездить с Витей в Полонное, или в Каменец — Подольский, или в Брест.

Эти поездки нам нравились очень. И не только потому, что мы навещали Витиных родственников.

К сказанному выше добавлю только, почему мы называли эти поездки — "Поездками в весну".

Обычно, выезжая из Москвы, мы проезжали по умытому, вычищенному к первомайским праздникам городу, но ещё с деревьями, не проснувшимися от зимней спячки. Их веточки казались тёмными, голыми и почему-то мокрыми. Проехав несколько сотен километров, по бокам дороги мы видели уже кусты и деревья с молодыми салатными и светло зелёными листочками. Ещё дальше уже стояли деревья, густо покрытые тёмно зелёной листвой. А когда мы въезжали в Полонное, а мы сначала заезжали туда, а потом уже ехали в Каменец, мы уже ехали по дорогам, усыпанным опавшими лепестками отцветающих садов. Воздух был пряным, тёплым. И это чудо происходило у нас на глазах на протяжении двух суток, которые мы тратили на дорогу.

Как всегда, мы приезжая в Полонное и в Каменец, загружали машину продуктами и московскими подарками. А с Украины привозили, в основном, дешёвую стеклянную посуду, которой там, в магазинах было изобилие…

В этом году мы побывали только в Полоном, так как в то время, когда мы приехали, Вера Николаевна гостила у Риты.

Вот так коротко мы вспомнили свои самые яркие поездки весной на Украину и осенью в Белоруссию.

В Белоруссии жил отец Виктора — БАТЯ. К нему мы приезжали осенью, чтобы не только повидаться, но загрузить машину до макушки вкуснейшей Белорусской бульбой. И ещё — не с Украины, а из Бреста мы каждый раз закупали и везли в Москву — шикарнейшее сало. Выбирать его с нами ходил Батя. Это был целый ритуал. Нужно было видеть, как он проверял огромные куски сала, сначала понюхав их — не кабанчик ли. А потом, переворачивая огромный шмоток срезанного с боков или с окорока сала, втыкал в кожуру обструганную спичку. Если она входила мягко, как масло, нам разрешалось покупать. Причём в самом сале обязательно была мясная прослоечка.

Принеся сало домой, мы разрезали его на длинные полосы. Шпиговали его дольками чеснока, нарезанными остроугольны кусочками. Не натирали или посыпали, а под каждый кусочек чеснока делали разрез узким ножичком. Потом уже полосы сала от души засыпали солью и заворачивали в несколько слоёв марли, чтобы соль не высыпалась, а сало дышало. Клали на деревянную доску и — на три дня на подоконник. Оно в тепле начинало таять и вбирать соли столько, сколько нужно. Лишнюю соль сало не возьмёт. Во и настал момент, чтобы его попробовать и убрать в холодильник.

Выбирали какой — ни будь кусок поменьше, разрезали его тоненькими кусочками и все дружно смаковали их, засунув рот и заводя глаза к потолку. Пробовали на вкус.

Сало таяло во рту…Недорезанный кусок съедали в ближайшие два дня с чёрным хлебом, закусывая БАТИН «КОНЬЯК», настоянный на эстрагоне. Но это уже другая история…

По возвращению домой сало заворачивали в полотняную ткань и — на зиму в морозильник. К какому-нибудь праздничному столу, среди множества домашних солений и приправ типа аджиги и хреновинки, доставали и стругали на тарелку замороженное сало. Гости удивлялись — как это нам удалось — не разрезая, в середину тонких кусочков сала засунуть кусочки чеснока? А секрет-то в том, что в первые три дня засолки сало сверху подтаивало и давало сок. А он потом в морозилке застывал, и глубоких разрезов в сале не оставалось.

Но, кроме обязательных поездок на Украину и Белоруссию, были ещё и основные отпуска, в которые мы отправлялись с детьми и собачками.

Мы изъездили на машине (сначала на Москвиче — 408, а потом на 24-й Волге) весь Крым и Кавказ, всё нижнее Поволжье, два раза ездили в Среднюю Азию, переправляясь с машиной на пароме через Каспий и было много других интересных путешествий.

О них расскажем подробно в книгах «СОЗИДАНИЕ…»

Мы считали себя авто альпинистами. И, действительно, мы не только проехали самые высокие, доступные для машины перевалы, но и по молодости, а, может быть, по глупости пускались в такие рискованные авантюры, что до сих пор даже вспоминать страшно. Но вспоминать есть что. И не только нам, но и нашим детям. Иногда кто-то из них обмолвиться или, может быть, подумает, что за всю жизнь мы не нажили никаких материальных ценностей, не оставляем после себя в наследство — ни нажитых фамильных драгоценностей или чего-то другого…

Но разве сегодня купишь за деньги те воспоминания и впечатления, которые они испытали, покоряя с нами горные перевалы, движущиеся пески в пустынях, бездорожье и т. д. Мы объездили почти все республики бывшего Советского Союза. Ночевали под кустами, в кемпингах, в палатках, у арыков…

А сейчас вы сможете так бесстрашно и беззаботно попутешествовать по стране? Не говоря уже про бывшие республики…

Мы, конечно, не сможем описать, и подробно вспомнить все наши путешествия. Но некоторые, особенно те, которые остались в записях походных дневников, мы приведём на страничках наших следующих книг… Читайте, завидуйте, мы были авто альпинистами, и покорителями дальних автопробегов по дорогам Советского Союза!!! Я не скажу за всю жизнь, как говорят в Одессе, но время отпусков нами прожито не зря…

В этой книге мы только коротко упоминаем о тех поездках, которые мы успели совершить на своём любимом красненьком Москвиче до того, как нам пришлось с ним расстаться.

Сейчас у меня мелькнула интересная мысль. Едешь на машине, выбрав короткую дорогу, вдруг указатель — «объезд». Потому что таких «умных», как мы — много.

И потому все короткие дороги заезжены «до дыр».

В результате километров добавляется прилично.

Так и у меня — планировала — коротко, но в каждой части вспоминается что-то ранее упущенное или просто — интересное, которое жалко «оставлять за бортом».

В результате получилось то, что получилось…

Часть 4

В Крым на Москвиче

Вениамин Максимовский
Дорога Ялта-Севастополь

Zen.yandex.ru

Старая Ялтинская дорога

МОЯ ПЛАНЕТА — КРЫМ

Крымские горные дороги и их тайны.

Многие гости Крыма знают трассу Ялта-Севастополь (Южнобережное шоссе), но не все догадываются, что параллельно этой трассе, ближе к горам, существует еще одна дорога, местные ее называют старой Севастопольской.

Начинается она в городе Алупка и доходит до поселка Форос. В этой точке параллельность двух дорог нарушается, так как старая дорога уходит вверх в горы, проходя мимо Форосского храма.

Форосский храм

Далее она проходит через Байдарские ворота и спускается в село Орлиное, и далее выходит на новое шоссе.

ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР

… В этом году мы решились на поездку на новой машине в Крым. Заранее разработали маршрут.

Наш маршрут: Москва — Белгород — Харьков — Мариупль — Джанкой — Симферополь — Алушта — Ялта — Алупка — Симеиз — Севастополь — Симеиз и обратно той же дорогой, какой приехали из Москвы.

Компания у нас подобралась весёлая: Витя, Ираида, Стэлла, Олег, соседка — Шура Дружина с детьми Андрюшкой, Леночкой и котёнком.

Мы решили ехать к морю, в Крым. Вообще-то это было легкомысленное решение. Опыта вождения у меня практически ещё не было (зато был огромный апломб). Мы взяли на себя ответственность за чужую семью. Беспечность?! (Да!)

Останавливаться на отдых на «диком» пляже мы не думали, решили, если это возможно, снять где-нибудь у моря комнату.

В свою первую поездку мы не писали дневника путешествий, поэтому сейчас остались только отрывки воспоминаний.

Сразу оговорюсь. Полностью все подробности об этой поездке в Крым будут включены в книгу — «СОЗИДАНИЕ — 1968 год». А здесь будут приведены короткие вырезки из этого путешествия. Не можем же мы, рассказав о том, что только что купили Мосвича, сразу перейти к тому, что уже продаём его…Итак мы поехали в Крым…

Я, как начинающий автомобилист и законопослушный гражданин, старался по дороге выполнять все дорожные правила. Поэтому весь путь до Крыма прошёл без происшествий.

А в Крыму запомнилась дорога от Симферополя до Ялты, когда мы медленно тащились за троллейбусом по горной дороге.

От Ялты мы проехали в направлении Севастополя. По пути смотрели на «дикие» пляжи и стоянки автомобилей. Нам они не нравились. Проехали мы и мимо Ласточкиного гнезда, оставшегося в стороне от дороги. Когда мы подъехали к Симеизу, нам показали спуск к морю и «дикую» автостоянку. Недалеко от пляжа, забитого людьми, на площадке стояла масса машин. Мы решили на ней не останавливаться и спросили, где можно снять жильё. Нам указали вверх на гору, где находились какие-то домики.

Мы подъехали к магазинчику. Остановились. Наша орава вывалилась из машины и поднялась на верхнюю площадку. Там они пошли узнать — можно ли здесь где-нибудь снять жильё на время отпуска.

Наконец, они просигналили мне, что можно ехать. До площадки нужно было подняться вверх метров на пять, по уклону примерно в 45 градусов.

Я решил не объезжать, а въехать вверх по дорожке, тем более, что она была накатана машинами. Все мои попытки подняться вверх окончились неудачно, пока кто-то не посоветовал проехать влево по объездной дороге.

И, действительно, по ней, хотя и длиннее, но намного проще въехать на площадку, где я и остановился, а впоследствии и спокойно оставлял свою машину. Там же оставлял свою машину"Скорой помощи"и сосед по дому, работавший на ней.

Далее Ираида сама напишет о нашем отпуске. Я же добавлю, что наш режим был следующим: После завтрака мы все спускались по тропинке вниз к «дикому» пляжу. Здесь купались и загорали, пока не подходило время обеда. В это время мы медленно, уставшие поднимались вверх — к своему жилью, проходя мимо огромной чаши дельфинария. Не знаю почему, но в сам дельфинарий мы почему-то не сходили.

Обедали мы либо дома, либо в кафе, расположенным у края обрыва почти на этой же площадке. Затем, иногда шли отдыхать на своих койках. Но иногда, вместо сна мы опять спускались вниз к морю, но не по тропиночке к дикому пляжу, а вправо в бок по давно кем-то вырубленным в горе ступенькам.

Ступеньки были крутыми, и тянулись где-то на протяжении ста метров. Если спускаться по ним было удобно, то обратно карабкаться по ним вверх надо было почти по вертикали. Ира не очень любила прогулки по этой лестнице, поэтому после обеда она с нами редко спускалась вниз, а чаще шла в нашу спальню досыпать.

В это же время обычно приезжал обедать сосед, так как на площадке стояла его машина. (Ираида спрашивает — а причём здесь сосед?). Вечером мы все отдыхали на свежем воздухе. Иногда попивали сухое вино.

Поужинав, все дружно укладывались спать.

ПРОДОЛЖАЕТ ИРАИДА…

Я хочу начать — с дорог, по которым мы ездили во время этого отпуска. Мы первый раз были в горах. Я влюбилась в них с первого взгляда и на всю жизнь. Они для меня были всегда — живыми и очень разными, со своим характером и многоцветной структурой. А главное — они платили мне ответной любовью. Будучи суровыми и строгими, они всегда защищали нас в наших дальнейших путешествиях автопробегам по горам. А ситуации порой были — на грани серьёзных опасностей…

Но в этот раз мы были неопытными авто альпинистами, и потому об опасностях, грозящим порой от рассердившихся гор — ничего не знали. А потому были спокойными и иногда — не осторожными.

Дороги от Москвы до Симфрополя ничем не отличались от привычных нам дорог советских времён.

Хотя — дорога от Харькова до Симферополя не очень широкая, всего по одной полосе в каждую сторону. Но Виктор всё время машину вёл аккуратно, особенно при обгонах.

А вот уже от Семфирополя начинались горные дороги.

Сначала всё-таки — копнём немножко истории старой дороги от Семфирополя до Ялты.

Дорогу от Симферополя до Алушты через хребет яйлы проложили батальоны Козловского и Нашебургского пехотных полков ещё в 1824–1826 годах.

«Почтовая дорога из Симферополя в Ялту существовала почти без изменений до 30-х годов XX века, тогда на ней были проведены некоторые работы. В 1860 году, в 1935–1940 гг. спрямлены несколько резких поворотов, устранены некоторые оползни, но дальнейшим работам помешала война. В 1928–1933 гг. по инициативе и под руководством инженера В. В. Зинюхина на дороге были проведены первые в Советском Союзе работы по гудронированию. К 1940 году пыльные горные дороги были обновлены и стали похожи на прообраз современных шоссе. Послевоенный Крым быстрыми темпами стал развиваться как всесоюзная здравница, и реалии жизни требовали более удобной дороги к морю для нужд советских курортников.

Поездка из Симферополя в Алушту в то время была испытанием не для слабонервных. Вчитайтесь в воспоминания из далекого 1955 года одной из москвичек, путешествующей по Крыму:

Петли шоссе все круче и теснее одна к другой. Горы с двух сторон стискивают его, и сжавшейся пружиной оно стремительно выбирается вверх, на простор. Ревет мотор автобуса, сосредоточено лицо водителя. С ловкостью, трудно предполагаемой в грузной машине, выписывает она на узкой асфальтовой ленте, извивающейся по обрыву, замысловатые спирали. Пассажиров отбрасывает центробежной силой то к одному борту, то к другому. Стремительно проносятся на поворотах, описывая чуть ли не полный круг, и горы, и деревья, и небо над нами. Путешествие становится похожим на морское плавание в штормовую погоду.

А вот как в стихотворной форме описывает поездку к морю крымская поэтесса Е. Серова в 1962 году:

Вверх и вниз по склонам гор

Нас везёт лихой шофёр.

Сумасшедшая дорога —

Так и кружит, егоза!

Сердце ёкает немного.

Разбегаются глаза.

Интересно всё, без спора:

Слева — пропасть,

справа — горы…

Вот акация в цвету —

Эх, сорвать бы на лету!

Любопытно мне —

а что там

Вот за этим поворотом?

Вверх помчимся или вниз?

Может, где-то ждёт сюрприз?..

И сюрприз открылся вскоре —

Кто-то крикнул:

— Братцы, море! —

Ослепила синева,

Закружилась голова.

Соблазнительно под нами

Море плещется волнами;

Вот бы в море как-нибудь

Из автобуса нырнуть!

27 октября 1958 года было принято постановление Совета министров УССР № 1340-Р «О строительстве троллейбусной линии Симферополь — Алушта — Ялта». В этом же году были начаты работы по строительству беспрецедентного в Европе эксперимента: горной троллейбусной трассы. Работа велась под личным контролем первого секретаря обкома Коммунистической партии Украины товарища Комякова. Тогда были проведены колоссальные горно-инженерные работы: срезаны десятки крутых поворотов, укреплены оползнеопасные участки, поставлены подпорные стенки, проложены мосты над горными речками. Разработала проект дороги большая группа работников киевского и грузинского филиалов Всесоюзного института проектирования дорожного строительства и Управления южных автомобильных дорог. Группой разработчиков руководили главные инженеры Виктор Денисенко, Петр Леонов, Николай Сотников, Григорий Стрельцес и начальник экспедиции группы рабочего проектирования Василий Артеменко. Работы по подготовке дороги к прокладке трассы выполнило Управление южных автомобильных дорог. Специализированное управление № 406 выполнило монтаж контактных сетей тяговых подстанций и прокладку кабельных осветительных линий. Строительное управление № 506 провело все сантехнические работы, а строй-управление № 601 — земляные работы.

Несколько цифр. На строительство ассигновали 118 миллионов советских рублей. За первую очередь трассы от Симферополя до Алушты было вынуто 1 миллион кубических метров грунта, установлено 6000 железобетонных опор. Ежесуточно строители выбирали не менее 9 000 кубометров грунта, устанавливали до 50 опор, подвешивали до полутора километров проводов. Некоторые бригады выполняли суточные нормы на 120–130 %.

Троллейбусная трасса от аэропорта «Центральный» Симферополя до Ялты протянулась на 95 километров. Первая очередь трассы Симферополь — Алушта была построена в рекордный срок — за 11 месяцев. Строители построили два депо — в Симферополе на 100 мест и в Алуште на 25 троллейбусов, установили более 3000 опор, смонтировали более 200 километров контактной сети, для которой по трассе было построено 12 тягловых подстанций с ручным управлением.

Стоимость проезда от Симферополя до Алушты составляла 65 копеек, а до Ялты — 1 р. 20 копеек. Ходил троллейбус с 4:30 утра до 2 часов ночи с интервалом 2–3 минуты. По данным 1990 года, на троллейбусной трассе Симферополь — Ялта перевозили до 10 млн. человек в год.

Источник: Статья — «Забытые факты о крымской «дороги к морю»Иван Коваленко, «Крымское Время»

Мы ехали по новой дороге от Семфирополя до Ялты. Причём нам и не повезло, а, может быть, — повезло? Мы попали «в хвост» троллейбуса, который еле тащился по горной дороге. Обогнать его было нельзя, и мы тащились за ним всю дорогу до Ялты. Зато Виктору, который первый раз вёл машину по горной дороге вслед за троллейбусом, было, конечно спокойнее в вопросе безопасности.

Не знаю — насколько изменилась новая дорога от старой, но мы пассажиры испытывали почти — те же ощущения, которые так ярко описала в своём стихотворении крымская поэтесса Е. Серова.

На маршруте № 12 Симферополь — Ялта.

Nevsedoma.com.ua

Снимок — бесплатный из интернета.

Справа от нас были горы. Встречные машины шли по краю пропасти, поэтому, хотя пропасть и была рядом, нам было не так страшно, как едущим во встречных машинах.

На нашем пути были: — Перевальное, Ангарский перевал, Верхняя и Нижняя Кутузовка, Алушта, Гурзуф, Никита, Массандра.

Сегодня подробности нашей первой в жизни горной дороги я уже не помню в подробностях. Но, как всегда, могу это уточнить — в интернете…

Выбрала сайт krym4you.com — с пометкой — ПОДЕЛИТЬСЯ…

Причём, пометка — ПОДЕЛИТЬСЯ стоит под каждой фотографией и текстом к ней. Я не буду их повторять

Это сайт туристического портала — КРЫМ.

В статье этого сайта рассказывается об экскурсии по маршруту — Семфирополь — Ялта на троллейбусе.

Но мы-то ехали за троллейбусом и проезжали все — те же города. Поэтому мы можем с помощью этого сайта частично восстановить наши воспоминания…

Симферополь — Ялта. Экскурсия на троллейбусе

Туристы, приехавшие в Симферополь с целью отправится на ЮБК, могут выбирать различные способы добраться туда. Однако многие из них предпочитают весьма необычный транспорт для междугороднего сообщения — троллейбус. Уже много лет существует троллейбусная экскурсия, отправной точкой которой является Симферополь, а конечной — Ялта.

Экскурсия начинается на Привокзальной площади. Здесь, возле башни часов (задекорированной водонапорной башни), расположены троллейбусные кассы. Появились они более пятидесяти лет назад, и по сей день троллейбус стал обычным видом транспорта для жителей Крыма.

Самыми первыми были машины из Чехословакии марки Шкода. Несколько лет назад троллейбусный парк был обновлён. На дороги вышли троллейбусы марки Богдан. Они более комфортабельные и, что немаловажно для знойного Крыма, оснащены кондиционерами. При этом, цена билет значительно ниже, чем на автобус.

Это памятный первый троллейбус, ездивший по трассе — Семфирополь — Ялта. Его сохранили и водрузили на постамент в начале трассы.

Симферополь

Симферополь. Все дороги, ветвящиеся на территории Крымского полуострова, непременно могут привести в самый центр Крыма — город Симферополь. Несмотря на то, что этот город не имеет выхода к морю и не является «любимым» местом для туристов, он является столицей полуострова. Площадь горда Симферополя — 107,41 кв. км, население — около 340 тысяч человек.

Каждую субботу и воскресенье от троллейбусной станции Симферополя в Ялту отправляется специальный рейс. Кроме водителя, в салоне присутствует гид, сопровождающий экскурсию. Самая ранняя экскурсия начинается в 9 утра, но есть и более позднее рейсы.

Маршрут проходит по единственной в Европе троллейбусной трассе, которая расположена у подножия Крымских гор. Её протяжённость составляет 86 км. Длительность экскурсии около двух с половиной часов.

Водитель троллейбуса старается не торопиться, чтобы туристы успели насладиться всеми красотами и достопримечательностями дороги, по которой проходит экскурсия. Ещё в городе троллейбус делает четыре остановки — на улице Киевской, площади им. Куйбышева, Марьино и автовокзале. Во время этих остановок туристы также могут приобрести билет.

Первая достопримечательность на пути — Симферопольское водохранилище. Когда-то это было любимое место отдыха гостей города и симферопольцев. Здесь были кафе, развлекательные заведения, а также лодочная станция.

Маршрут идёт вдоль реки Салгир по, так называемой, Салгирской долине. Экскурсия проходит возле села Лозовое, основной достопримечательностью которого является памятник Л. Н. Толстова.

Потом на пути появляется село Мраморное, за которым расположен горный массив Чатыр-Даг. Именно там находится известная Мраморная пещера, завораживающая посетителей своей первозданностью. Археологи стараются как можно меньше вмешиваться в её природную красоту. Также, там можно посетить пещеры Эмине-Баир-Хосар и Трёхглазка.

Дорога, по которой проходит экскурсия, также имеет свою историю. Она была очень извилистой и крутой. Ранее, чтобы преодолеть такое же расстояние на повозке с лошадьми, нужно было провести сутки в пути. Необходимо было постоянно менять лошадей на почтовых станциях. На месте одной из них сейчас возвышается памятник. Существует мнение, что это первый памятник, воздвигнутый на территории Крымского полуострова.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия наших жизней. Два друга и «Москвич 408». Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я