Эта книга об очень важном элементе бизнеса и делового сотрудничества – о партнерстве в бизнесе и в деловой жизни. Её цель – дать предпринимателям основы навыков работы с партнерами. Партнерство в бизнесе – один из самых сложных и малоизученных вопросов. Вопросов, очень слабо освещенных в деловой литературе. Я надеюсь, что советы и рекомендации, приведенные в книге, помогут предпринимателям достигать максимальных результатов в партнерском бизнесе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Партнерство в малом бизнесе. Основные правила партнерских отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Преимущества и недостатки партнерского бизнеса
Как и любой другой вид бизнес-деятельности, деловое партнёрство имеет свои достоинства и недостатки. Причем внешнее партнерство имеет практически только плюсы. Трудно найти в таком партнерстве недостатки. Я имею в виду настоящее партнерство, а не желание отдельных бизнесов любым путем обмануть своего партнера. Но это не партнерские отношения, а жульничество.
Ну а внутреннее партнерство, безусловно, обладает как существенными достоинствами, так и серьезными недостатками. И не нужно думать, что чётко продуманное партнерство, подкрепленное идеально составленным и подписанным договором, не имеет своих минусов. И будет навеки крепким и плодотворным.
Рано или поздно, совместное ведение бизнеса приводит к возникновению разногласий, споров, отстаиваний своих мнений каждым из партнеров. И хорошо, если партнеры понимают, что это рабочий процесс и могут предотвратить негативные последствия разногласий. Но результат разногласий может быть довольно печальным. И решаясь на партнерство в бизнесе, партнеры должны хорошо знать и плюсы и минусы, которые ждут их.
Преимущества партнерского бизнеса
Каковы же преимущества партнерского бизнеса. Их довольно много. И в большинстве своем преимущества вытекают из вышеперечисленных причин партнерства. Каковы же эти преимущества?
— Возможность каждого из компаньонов сосредоточиться на решении более узкого спектра проблем, специализироваться именно на тех вопросах, в которых он более компетентен. Естественно, это повышает отдачу каждого в общее дело, повышает эффективность деятельности партнеров. Как правило, специализация позволяет более качественно выполнять свои функциональные обязанности. Все это повышает эффективность и прибыльность всего бизнеса. Но это возможно только при грамотно выстроенных отношениях, когда партнеры дополняют друг друга. И это, на мой взгляд, одно из главных условий партнерства.
— Возможность совмещать работу с отдыхом. Сколько мне приходилось слышать от владельцев малого бизнеса жалоб на то, что даже на неделю они не могут оставить свой бизнес и уехать отдыхать. И так продолжается годами. Получается, что владелец становится рабом своего бизнеса. Любому человеку, особенно интенсивно работающему, требуется отдых. И партнерство позволяет каждому из компаньонов получить время для отдыха, не оставляя свой бизнес бесхозным.
— Возможность оказания помощи друг другу в периоды высокой загруженности кого-либо из партнеров. Например, при переизбытке работы на производстве, оба компаньона занимаются решением вопросов именно в этой сфере. А при подготовке каких-то отчетов, оба занимаются этим процессом. И постоянно оба дополняют друг друга в продажах.
— Возможности одного человека в бизнесе, да и в других сферах деятельности, не безграничны. Поэтому, если бизнес создает не один человек, а два или три, то это иногда повышает шансы для его успешного старта и дальнейшего развития.
— Работая один, бизнесмен должен ранжировать выполнение различных дел по важности. Иногда даже срочные вопросы откладываются в долгий ящик. А иногда некоторые вопросы, особенно касающиеся развития малого бизнеса откладываются на потом. И постепенно забываются. Поэтому разделив вопросы, требующие решения с партнером, проще и оперативнее можно их решать. И вопросы развития не утонут будут отложены в долгий ящик. Ведь партнеры несут равную ответственность за развитие бизнеса и достижение поставленных целей.
— Распределение ответственности перед бизнесом, перед контролирующими органами, перед инвесторами, перед поставщиками. В большинстве случаев в малом бизнесе ответственность за действия и результаты ложится поровну на партнеров, а не на одного человека.
— Постоянная поддержка партнерами друг друга. Это может быть финансовая, консультационная, организационная, эмоциональная, моральная поддержка. Многие проблемы решаются коллегиально быстрее, с меньшей нагрузкой на каждого из партнеров.
— Никто лучше партнеров не знает бизнес, которым они владеют. Никто больше партнеров не заинтересован в процветании собственного бизнеса. Конечно, если партнеры не полные идиоты. Поэтому удачно подобранного партнера не сможет заменить даже очень хороший менеджер.
— Возможность каждого из партнеров быть совладельцем в нескольких бизнесах. Партнерство позволяет проводить успешные инвестиции в малый бизнес. Когда партнеров двое, или более, нагрузка на каждого из них существенно уменьшается. Поэтому появляется возможность быть партнером и в других бизнесах.
— Ну и, конечно, если один из партнеров инвестор, не принимающий непосредственного участия в управлении бизнесом, он может быть инвестором и в других бизнесах.
— Партнерство дает возможность генерации большего числа идей для развития своего бизнеса. Помните высказывание Бернарда Шоу. Да и обсуждение идей и принятие решения по их продвижению легче принимать коллегиально.
— Возможность объединения финансовых средств партнеров. Особенно это проявляется при открытии малого бизнеса. У каждого из партнеров средств недостаточно для открытия бизнеса. А совокупных средств партнеров вполне достаточно. А если при этом партнеры еще и совместимы, да еще и дополняют друг друга — лучшую комбинацию для открытия бизнеса сложно придумать.
— Партнерство дает возможность творческим личностям продвигать свои идеи и изобретения. Это очень распространенное явление — изобретатель, или носитель «гениальной идеи» без наличия средств, позволяющих открыть свой бизнес и эти изобретения или идеи реализовать. Вот тут партнерство с владельцем необходимых средств позволяет решить проблему.
— Партнерство дает возможность не имеющему средств потенциальному бизнесмену открыть свой бизнес, став партнером действующего бизнесмена. А действующему бизнесмену расширить свой бизнес, взяв в партнеры такого бизнесмена. О таком виде партнерства я расскажу детальнее в дальнейшем повествовании.
— Партнерство дает возможность развивать бизнес по принципу франшиз. Но об этом подробнее напишу в другой главе.
— Многие бизнесмены считают, что наличие партнеров в бизнесе подымает авторитет этого бизнеса в глазах других бизнесов, поставщиков, банков. Я лично так не считаю. Авторитет малого бизнеса не в количестве партнеров. А в авторитете самого бизнеса и его владельца, даже если этот владелец один. Но мнение такое существует, поэтому я его и привел.
Недостатки партнерского бизнеса
Как уже было сказано выше, партнерский бизнес обладает и существенными недостатками. Их тоже довольно много. И в большинстве своем недостатки вытекают из тех же причин для партнерства, из которых вытекают и преимущества. Каковы же эти недостатки.
— Возможная психологическая несовместимость партнеров. Она может проявиться не сразу, постепенно. Трудно подсчитать, сколько бизнесов компаньоны начинают как друзья, а вскоре становятся злейшими врагами. Совместимость партнеров — это очень серьезный вопрос и об этом поговорим в следующих главах.
— Сложности в управлении бизнесом. Один владелец сам себе хозяин, сам себе друг и товарищ. Он сам принимает решения, сам несет ответственность за все решения, сам несет ответственность за все, что происходит в бизнесе. В партнерстве многие решения необходимо согласовывать друг с другом. Это затягивает принятия решений, приводит к сбоям в работе бизнеса, приводит к спорам между совладельцами. Это часто приводит и к развалу бизнеса.
— Недостаточная прибыльность малого бизнеса. Доходы малого бизнеса обычно не очень велики, и могут быть вполне достаточны для одного человека. Но если их делить на 2-3-х совладельцев, они явно недостаточны. И таких малых бизнесов большинство.
— Разные цели и различное видение бизнеса у совладельцев. Например, один из компаньонов планирует развивать бизнес и предлагает все свободные средства вкладывать в развитие. А другой предпочитает получать побольше наличных, и все свободные деньги предпочитает вытаскивать из бизнеса. Естественно, это рано или поздно приведет к разрыву.
— При совершении ошибки одним из партнеров, которая привела к нежелательным для бизнеса результатам, отвечать придется не только перед собой, но и перед партнерами. А это может привести к конфликтной ситуации, разбродом между партнерами и, как следствие, к развалу бизнеса.
— Возможность у оного из партнеров скрывать от другого партнера те или иные обстоятельства в жизни бизнеса, чтобы не показать свою некомпетентность. Возможность в корыстных и личных целях одним из партнеров совершать обман другого партнера.
— Возможность возникновения непреодолимых разногласий между партнерами, приводящих к развалу бизнеса.
— Выход из партнерства кого-либо из партнеров приводит, как правило, к серьезным финансовым потерям каждого из партнеров.
Выводы из этой главы
Теперь, взвесив все плюсы и минусы, вернемся к вопросу из предыдущей главы — нужно ли партнерство в малом бизнесе? Я думаю нужно, но только в том случае, когда без партнера невозможно обойтись. И если без партнера можно обойтись, не ищите причин и доводов для привлечения в бизнес компаньона. Я всегда придерживался этого правила. И практически всегда успешно обходился без компаньонов.
Если посмотреть все вышеприведенные плюсы и минусы партнерского бизнеса, то можно сделать вывод, что партнерский бизнес просто необходим. Ведь плюсов у него гораздо больше, чем минусов. Но следует знать, что любой минус может мгновенно разрушить все плюсы, да и сам бизнес.
И, конечно, перед принятием решения о необходимости вести бизнес с партнером, необходимо подумать, взвесить все «за» и «против». Что получу я при партнерстве и что я могу дать партнеру? На этот вопрос необходимо дать исчерпывающий ответ. И только после этих размышлений принимать решение.
Ну и следует заметить, что некоторые недостатки можно, если не полностью ликвидировать, то существенно снизить их негатив, при правильном составлении договора о партнерстве. Но об этом будет написано подробно в другой главе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Партнерство в малом бизнесе. Основные правила партнерских отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других