Размышления о жизни Христа

Иоанн де Каулибус (Псевдо-Бонавентура)

«Размышления о жизни Христа» (Meditaciones vite Christi), сочинение XIV века, которое во многих рукописях приписывается святому Бонавентуре, вероятно, написано францисканцем Иоанном де Каулибусом. Это первая всеобъемлющая биография Христа, содержащая регулярные и обширные вставки неевангельского повествовательного материала. «Размышления» позволяют читателю проникнуть в новый мир радости и любви, пробуждая в них интерес ко всему скромному, смиренному и прекрасному; они говорят о несказанном таинстве любви, которое открылось в простой, но возвышенной жизни Иисуса и Марии. Критический текст опубликован на латинском языке издательством Brepols в серии «Corpus Christianorum» в 1997 году. На русский язык книга переведена впервые.

Оглавление

Из серии: Христианская мысль. Тексты и исследования. Библиотека журнала «Символ»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о жизни Христа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава IV. Размышления о жизни Господа Иисуса, начиная от Его воплощения (Лк 1)

Когда пришла полнота времени (Гал 4, 4), то есть когда всевышняя Троица решила, как исправить судьбу человеческого рода через воплощение Слова, по Своей великой любви (Еф 2, 4), которою возлюбила род человеческий, движимая Своим милосердием, а также настойчиво побуждаемая вышними духами; и когда блаженная Дева Мария возвратилась в Назарет, призвал всемогущий Бог Гавриила Архангела и сказал: «Иди к возлюбленнейшей дочери Нашей Марии, обрученной Иосифу, которая Нам дороже всякой твари; и скажи ей, что Сын Мой полюбил лицо ее и избрал ее Себе в матери. И спроси ее, примет ли она Его с радостью. Потому что Я решил через нее спасти весь род человеческий и хочу забыть нанесенную Мне обиду».

Здесь остановись и будь повнимательнее; припомни, что я говорил тебе с самого начала: ты должна учиться представлять себе все, что говорится и делается, так, словно ты сама при этом присутствуешь. Например, вот здесь вообрази себе Бога, постарайся увидеть Его, насколько сможешь, хоть Он и бестелесен. Представь Его себе великим государем, сидящим на высоком престоле, с лицом добрым, благочестивым и отеческим, и говорит Он так, словно хочет простить детей и помириться, или только что помирился; а рядом представь Гавриила: лицо у него приятное и веселое, он стоит на коленях, почтительно склонив голову, внимательно и благоговейно принимая поручение Господа своего.

Итак, Гавриил в радостном ликовании поднялся с колен, слетел с небес и в тот же миг в человеческом облике предстал перед Девой Марией, которая сидела в горнице своего домика. Но хоть он слетел мгновенно, однако же не так быстро, чтобы обогнать Святую Троицу: он застал Ее уже там, Она опередила Своего гонца.

А надо тебе знать, что в вышних воплощение было делом всей Троицы, хотя воплощалась одна только ипостась Сына. Как, например, если кто надевает тунику, а двое стоят по бокам и ему помогают, держат рукава. Ну так вот, здесь тоже постарайся хорошенько представить себе все, что происходит и говорится, увидеть все так, словно ты сама при этом присутствуешь.

О, что это был за маленький домишко — и сейчас есть в твоем воображении, — где пребывали столь Великие и столь великие дела вершились! Конечно, святая Троица повсюду, но там она в тот миг пребывала совершенно особенным образом ради небывалого дела — вот она сейчас здесь в комнате, в твоем размышлении.

Итак, входит Гавриил, верный дружка невесты, к Деве Марии и говорит: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах» (Лк 1, 28). Она смутилась и не отвечает. Не оттого смутилась, что в чем-то виновата; и не от вида ангела, потому что она часто видела ангела и привыкла; но, по слову Евангелия, она смущена была его речью: она никогда не слышала подобного приветствия и задумалась, что оно означает; она еще не привыкла, чтобы ее так приветствовали. В этом приветствии она услышала три лестных о себе отзыва, и, конечно, смиренная Госпожа не могла не смутиться. Ее хвалили за то, что полна благодати; за то, что с нею Господь; и ей говорили, что она благословенна превыше всех жен; но смиренный человек не может слышать похвалы себе не краснея и без смущения. Вот и она была смущена по причине своей достойной и добродетельной богобоязненности. Более того, она начала бояться, что это неправда; не оттого, чтобы она сомневалась в правдивости ангела, но от того, что свойственно всем смиренным людям: они не обращают особого внимания на свои добродетели, а свои недостатки, напротив, выявляют самым дотошным образом. Потому-то они и способны непрерывно преуспевать: великую добродетель в себе они почитают малой, а малый недостаток — огромным.

Итак, как девушка благоразумная и осторожная, робкая и стыдливая, она ничего не ответила. Да и что бы она могла ответить?

Учись и ты на ее примере хранить молчание и любить безмолвие, ибо сия добродетель велика и весьма полезна. Сама она имела привычку дважды выслушать, прежде чем раз ответить. А болтливая девица — это отвратительно.

Тем временем ангел, догадавшись о причине ее замешательства, сказал: «Не бойся, Мария, и не стесняйся похвал, которые я тебе высказал, ибо это так и есть: ты не только сама полна благодати, но и всему роду человеческому помогла вернуть утраченную Божью благодать. Ибо вот, ты примешь во чреве и родишь Сына Высочайшему (Лк 1, 31). Он избрал тебя Себе в матери, и Он спасет всех на Него уповающих».

Тогда она ответила ему, но не принимая высказанные ей похвалы и не отвергая их; она хотела убедиться в другом, ее волновало, каким образом это свершится и не потеряет ли она при этом свою девственность. Поэтому она спросила у ангела, каким образом произойдет это зачатие, и сказала: «Как это произойдет? (Лк 1, 34). Ведь я твердо обещала мою девственность Господу моему, чтобы мне вовеки не знать мужа».

А ангел сказал: «Это сделает Дух Святой, который наполнит тебя особым образом. Его силой ты зачнешь, и девство твое сохранится в целости, и потому Сын твой наречется Сыном Божиим (Лк 1, 35). Ибо для Бога нет ничего невозможного. Вот Елизавета, родственница твоя — хоть она и старуха, и всегда была бесплодна — вот уже шесть месяцев, как понесла сына силой Божией» (Лк 1, 37, 36)[16].

Здесь ты обрати внимание на Бога, присмотрись к Нему. Размышляй о том, как вся Троица в горнице ждет ответа от этой Своей единственной дочери, с любовью и радостью наблюдая ее скромность, ее нрав и ее речи. Затем посмотри, как ангел ее уговаривает — старательно и мудро, как он строит свою речь, как стоит, почтительно склонившись перед своей Госпожой, с лицом мирным и ясным, верно исполняя свое посольство и внимательно следя за словами Госпожи, чтобы отвечать ей сообразно и исполнить Господню волю об этом чудном деле. Наконец, посмотри, как стоит Госпожа: робко и смиренно, с краской стыда на лице; как отвечает на приветствие ангела, не превозносясь и не самоутверждаясь. Слыша себе величания, какие никогда и никому не говорились, она все приписывала Божьей благодати. Так учись же на ее примере быть стыдливой и смиренной, ибо без этого девство мало чего стоит.

Радуется мудрейшая Дева и соглашается с услышанными словами ангела. И, как сказано в повествовании о ней, в знак глубокой преданности преклонила она колени и, соединив руки, сказала: «Вот я, раба Господа, да сделается мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Тогда Сын Божий тотчас, весь и без промедления вошел в чрево Девы, и принял от нее плоть, и при том весь остался в лоне Отца. Ты можешь благочестиво вообразить, как сам Сын, словно исполняя послушание и трудное посольство, поклонился Отцу и поручил Себя Ему, и в тот же миг была сотворена душа и влита в тело: совершенный человек по всем чертам тела, только очень-очень маленький, — с тем, чтобы потом естественно расти во чреве, как все прочие люди. Только вливание души в плоть и формирование отдельных членов тела не было постепенным, как у прочих. Он сразу был совершенный Бог и совершенный человек, такой же мудрый и могучий, как есть всегда.

Гавриил же в этот миг преклонил колена рядом со своей Госпожой, а немного погодя поднялся вместе с ней, вновь поклонился до земли и, попрощавшись, исчез. Вернувшись на родину, он все рассказал, и была там новая радость, и новый праздник, и величайшее ликование. А Госпожа, вся охвачена пламенем, более обычного пылая любовью к Богу, чувствовала, что понесла, и на коленях благодарила за столь великий дар. Смиренно и преданно она молила Бога, да удостоит ее наставления, чтобы она могла исполнить без упущений все, что потребуется для ее Сына.

Сообрази же, какое великое сегодня торжество. Сегодня ты должна ликовать; пусть это будет день радости и веселья. Ибо свершилось неслыханное от века, никогда еще не бывалое.

Сегодня праздник Бога Отца: он справляет свадьбу Своего Сына, обручает Его человеческой природе; с нею Сын сегодня соединился неразлучно.

Сегодня праздник и у Сына: и свадебное торжество, и день рождения Его во чреве; день рождения из чрева будет после.

Сегодня праздник у Святого Духа: Ему принадлежит чудесное и единственное в своем роде дело воплощения; сегодня Он начал выказывать особую благосклонность человеческому роду.

Сегодня славный праздник нашей Госпожи: Отец взял ее в дочери, Сын в матери, Святой Дух в жены.

Сегодня праздник всей небесной курии: началось ее вос становление.

Но самый большой праздник сегодня у природы человеческой: началось ее спасение и искупление, и со всем миром примирение, сегодня ее возвысили и обожили. Сегодня Сын принял от Отца новое послушание — дело нашего спасения. Сегодня, сходя с высоты небес, Он «возрадовался, как исполин, пробежать поприще» (Пс 18, 6) и заключил Себя в саду девичьего чрева. Сегодня Он сделался одним из нас, братом нашим, и начал вместе с нами скитаться по чужбине. Сегодня сошел с небес Свет истины, чтобы разогнать и уничтожить нашу тьму. Сегодня живой хлеб, дающий жизнь миру, выпекается в печи девичьего чрева. Сегодня Слово стало плотию, чтобы обитать среди нас (Ин 1, 14). Сегодня услышаны вопли патриархов и пророков, и мольбы их исполнены. Они вопили в невыразимой тоске: «Ниспошли агнца, Господи» (Ис 16, 1); и: «Кропите, небеса, свыше» (Ис 45, 8); и: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис 64, 1); и: «Господи! Приклони небеса твои, и сойди» (Пс 143, 5); и: «Боже! Восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!» (Пс 79, 4). И таких молений много, ими полно все Писание. Как ждали сегодняшнего дня, с какой силой призывали его!

Сегодня положено основание всем праздникам, сегодня начало всякого нашего блага. До сего дня негодовал Господь против рода человеческого за преступление прародителей; отныне, видя, как Сын сделался человеком, Бог не будет более гневаться. Сегодня пришла полнота времени (Гал 4, 4). Ты видишь дело дивное; оно совершилось как величайшее торжество: все радует, все приятно, все желанно. Этот дар надо принять с благодарной радостью. Этот праздник надо провести в веселье, пляске, ликовании. Какой день более достоин благоговейного преклонения? Об этих событиях надо размышлять, им надо радоваться — и будет тебе сладостно, и, может быть, Господь покажет тебе больше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о жизни Христа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

Синодальный перевод: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я