Настоящее пособие подготовлено на кафедре гражданского процесса Уральского государственного юридического университета при сотрудничестве со Школой права Университета Эмори (США) в течение 2014 – 2015 учебного года и освещает использование интерактивных методик обучения при преподавании гражданского процесса. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, факультетов, слушателей курсов повышения квалификации, а также для практикующих юристов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерактивные методики изучения гражданского процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Немного истории
Первые сведения о преподавании знаний о судоустройстве и судопроизводстве в России относятся к XVIII в.; они связаны с именем З.А. Горюшкина — известного юриста-практика, автора «Руководства к познанию российского законоискусства», преподававшего в Московском университете. Он вел со студентами практические занятия по русскому праву, знакомил их с действующим законодательством, формами и практикой судопроизводства. На этих занятиях большое место занимала «практика производства дел на разные задачи, где раздавались роли истцов, ответчиков, судей, секретарей, а в следственных делах роли допросов, свидетелей, очных ставок и проч. Сочиняемые бумаги он исправлял по порядку на общем чтении, а дела за окончанием представляемы были участниками в лицах драматически»2.
Известный профессор Казанского университета, преподаватель естественного права и декан нравственно-политического отделения (так назывались тогда юридические факультеты) Г.И. Солнцев в своей работе «Об упорядочении методы преподавания юридических наук» (1819 г.) выступал сторонником лекционной формы занятий как основной при подготовке юристов, специально оговорившись: «Преподавать должно, не читая по книге или тетради, но объясняя словесно… диктование уроков не может быть терпимо». Солнцев полагал, что необходимо оживлять сухой академический материал, для чего лучше всего задавать вопросы слушателям в ходе лекций, в том числе по уже пройденному материалу3.
В Московском университете в первой четверти XIX в. на нравственно-политическом отделении русское практическое законоискусство читал Н.Н. Сандунов. Он был известным юристом, знатоком русского законодательства, придавал большое значение практике. На занятиях Сандунов составлял из студентов какое-либо судебное учреждение (например, уездный суд); избирал судью, заседателей, истца, ответчика4. Таким образом, студенты знакомились с организацией суда и правилами ведения дел. Слушавший Сандунова в 1813–1815 гг. Д.Н. Свербеев оставил следующие свидетельства о его преподавании: «…Первые полчаса двухчасовой своей лекции начал для чтения… законов: студенты читали, он объяснял читанное; следующий час посвящался чтению подробной записки какого-нибудь дела из сената… Трудно представить себе теперь, с какой охотой, с каким возбуждением, скажу — с какой юной запальчивостью происходили в классах Сандунова наши судебные представления, в которых главные роли разыгрывались бойкими студентами и страстными поверенными тяжущихся сторон. Подумаешь, что каждый боялся проиграть в своем процессе целое состояние»5.
Особая страница в истории юридического образования России связана с преподавательской деятельностью и научным наследием Д.И. Мейера. Прочно вписанное в «классику русской цивилистики», его имя теперь известно широкой юридической общественности и в связи с проблемой юридической клиники. В своей работе «О значении практики в системе современного юридического образования» ученый рассуждал, что без практики самая стройная, чисто теоретическая система может обратиться в «великолепную фантасмагорию», и предложил устраивать практические занятия в том числе в виде юридической клиники. В работе был упомянут и опыт «законоискусника» Сандунова, дозволявшего студентам присутствовать при происходивших у него на дому юридических консультациях6. Будучи противником «театрализованной» юридической практики, Мейер воплотил идею юридической клиники на юридическом факультете Казанского университета и вместе со студентами консультировал население7.
Говоря о советском периоде юридического образования, можно в качестве примера привести опыт кафедры гражданского процесса Свердловского юридического института (сейчас — УрГЮУ). Так, например, заведующий кафедрой, профессор К.С. Юдельсон выдавал каждому студенту архивное гражданское дело, на примере которого происходило изучение гражданского процесса. Также активно применялась на кафедре и методика проведения «деловых игр» по курсам «Гражданский процесс», «Особенности судопроизводства по гражданским делам». В 1984 г. вышло первое в СССР учебно-практическое пособие по проведению деловых игр по гражданскому процессу, написанное преподавателями кафедры8.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерактивные методики изучения гражданского процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Залеский В.Ф. История преподавания философии права в Казанском императорском университете в связи с важнейшими данными внешней истории юридического факультета. Казань, 1903. С. 261.
5
Цит. по: История юридического факультета Московского университета (1755 — 2010). 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В.А. Томсинов. М., 2011. С. 69.
6
Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 11, 42–43.