Азбука спасения. Том 62

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 62 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СМЕРТЬ ГРЕШНИКОВ

Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится (Притч.10:24). Смерть грешников люта (Пс.33:22).

Смерть грешников люта (Пс.33:22).

Не хочу смерти грешника…

И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших, для чего умирать вам, дом Израилев? И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность.

Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду — то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему, он стал творить суд и правду, он будет жив (Иез.33:10—16).

Апостол Андрей Первозванный

Не боюсь смерти не по дерзости, но по вере, ибо честна смерть преподобных, для грешников же смерть люта.

Святитель (Апостол) Ерм

Покаяние грешников имеет в себе жизнь, а нераскаянность — смерть.

Святой Макарий Великий

Если повинна душа во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. Если душа в сей жизни… подчинялась и повиновалась демонам и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Какая вам польза защищать мир от смерти и временного рабства, самим же повседневно быть рабами страстей и бесов через дела (свои) и наследниками огня неугасимого.

Святитель Василий Великий

Беседа на псалом тридцать третий

Смерть грешников люта, потому что есть смерть праведных, но она не люта по природе своей, а добра. Умершие со Христом приобщались благой смерти, и умершие греху умерли смертью благою и спасительною. Между тем «смерть грешников люта». Ибо их по смерти постигает мучение, как и богатого, который облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло (Лк.16:19).

И ненавидящии праведнаго прегрешат. Они ненавидят праведника, потому что сами живут во грехах, а нравы праведника, как прямизна правила, обличают их при сличении с совершенным. И поскольку живут во грехах, то, страшась обличения, ненавистно обращаются с праведником. А поскольку ненавидят его, то обременяют себя новыми грехами. Но много предлогов, по которым может быть ненавидим праведный. И свобода в обличениях, потому что ненавидят у врат наказующаго, и словом праведным гнушаются (Ам.5:10), и желание первенства, и любоначалие подвигли многих ненавидеть достойнейших, а иногда то же производило и неведение: что такое праведник и кто праведен?

Смерть грешников люта

Может быть, и целую жизнь Пророк называет смертью, потому что Апостол назвал сию плоть смертью, сказав: Кто мя избавит от тела смерти сея (Рим.7:24)? А которые делают худое употребление из сего тела и обращают его на служение всякому греху, те приготавливают себе лютую смерть.

Хотя смерть от Бога попускается, однако же, без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть грешника, потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде.

Преподобный Ефрем Сирин

Душа грешника со страхом разлучается с телом

Велик страх, братия, в час смерти, когда душа со страхом и сетованием разлучается с телом, потому что в этот час разлучения предстают душе дела ее, добрые и худые, какие деланы ею днем и ночью. Ангелы со тщанием поспешают исторгнуть ее из тела, а душа, видя дела свои, боится выйти из тела. И душа грешника со страхом разлучается с телом и с трепетом идет предстать бессмертному судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, смотря на дела свои, говорит им со страхом: «Дайте на один час сроку мне, чтобы выйти». Дела же ее, собравшись все вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобою пойдем мы к Богу».

Если кто упование свое возлагает на мир сей, то суетно упование его, потому что, когда и не чает, постигнет его конец. Тогда, в час исшествия своего, вспомнит он о грехах своих, и содрогнутся вежди очей его, потому что приведет он себе на память срамные дела свои. Добрые в день отшествия не чувствуют ни страха, ни болезни, а злые трепещут смерти, зная, что ожидает их суд. Никакая смерть так не горька, как смерть нечестивого грешника. Нечестие его возжигает огонь и неугасимый пламень, отчаяние и утрату всякой надежды. Избави нас, Господи, от такой смерти и помилуй по благости Твоей.

Святитель Иоанн Златоуст

Перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною

Не умереть тяжко, но тяжко — разгневать Владыку. Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их. Не говори… мне о том, кого несут на позолоченном ложе, в сопровождении всего города, кого славословит народ, на кого набросаны в великом изобилии шелковые и золотые одежды: это значит не что иное, как только предлагать обильнейшую трапезу червям.

Тот, кто умер во грехах и корыстолюбии, если отойдет, оставив детей, то оставляет их наследниками вражды к нему и покидает среди неприятелей; если же окончит жизнь бездетным, то в зданиях и в прочих владениях, которые он приобрел хищением и любостяжанием, оставляет бессмертное себе осуждение.

Не смерть — зло, а худая смерть — зло

Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною.

Если умерший был грешник и много оскорбил Бога, в таком случае должно плакать или, лучше, — не плакать только, потому что отсюда для него нет никакой пользы, но и делать то, что может принести ему некоторое облегчение: милостыню и приношения. А впрочем, и в этом случае нужно радоваться, потому что у него отнята возможность грешить. Если же — праведник, то еще более должно радоваться, потому что он находится в безопасности и уже избавился от неизвестности будущего.

Будем совершать постоянные за него <умершего грешника> молитвы, будем давать милостыню, и хотя бы он был недостоин, Бог умилосердится через нас.

Священномученик Киприан Карфагенский

Смерть грешников и нераскаянных

От кого или когда мы ни претерпели бы смерть — это ничего не значит для нас, надеющихся за свою смерть и кровь получить от Господа награду. А вот чью кончину надо горько оплакивать — это тех, которых так ослепляет диавол, что они, не помышляя о вечных геенских муках, стараются предобразить пришествие антихриста, уже приближающегося.

Преподобный Феодор Студит

Смерть — час страшный и нестерпимый для одержимых грехами, для имеющих неочищенные покаянием падения, для живущих беспорядочно, бесчинствующих и своенравных, — но сладостный и многожеланный для боголюбивых, благочестивых и добродетельных, благопокорливых и смиренных.

Преподобный Феогност

С бранью и укорами, дерзко приступает враг к душе, исшедшей из тела, как горький и страшный обличитель падений ее.

Святитель Феофан Затворник

Все, уклоняющиеся от Господа, — в руках сатаны

Души праведных в руке Божией (Прем.3:1).

А грешников души, в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа — в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет. Оттого у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться, даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.

Умирающие вне веры и Церкви без покаяния, похожи на самоубийц.

Инок Никодим

Спаситель, когда исполнял Свою божественную миссию на земле, открывал людям цель Своего Пришествия следующими Словами: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13). Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).

Слова «Я пришел призвать не праведников» можно отнести к некоей божественной иронии, потому что праведников в падшем мире нет ни одного, потому как все согрешили. Как и возвещает нам апостол Павел:

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12).

Следовательно, люди, которых приходил спасать Христос, — это смирившие себя под крепкую Руку Божию грешники, за что Он же и превращает их в праведников «рождением свыше» — дарованием Духа Святаго, Который и препровождает их души в Царство Небесное. Те же, которые горды и самолюбивы, и не оказывают послушание Его святым заповедям, считая себя «праведниками», не будут иметь части с Богом и, как следствие, спасения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 62 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я