Азбука спасения. Том 60

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 60 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПОКАЯНИЕ И ВЕРА

Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Святитель Феофан Затворник

Иисус Христос (Спаситель)

Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15).

Святитель (Апостол) Ерм

Покаяние грешников имеет в себе жизнь, а нераскаянность — смерть.

Преподобный Исаак Сирин

Оно <покаяние> есть с исполненною сокрушения молитвою приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего, и болезнование о хранении будущего.

Покаяние есть вторая благодать, и рождается в сердце от веры и страха Божия…

Покаяние есть второе возрождение от Бога.

Святитель Василий Великий

В покаянии — спасение, а неразумие — смерть покаяния.

Преподобный Ефрем Сирин

Покаяние есть жертвенник Божий

Покаяние это — древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами.

Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешающие при посредстве его умилостивляют Бога. Даже безубыточно оно для приносящего покаяние, чтобы разумели мы, какое расстояние между Законом и Евангелием. Под Законом иные нередко отказывались объявлять грехи свои, по причине издержек, и скупость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос, пришедши, устранил и сие, даровав покаяние — сей безубыточный жертвенник.

Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое… покаяние есть чудный хлеб Божий: Бог вкушает в нем исповедание совести, Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханной вонею — искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога, как благоухающее вино. Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением, ибо сие благоугоднее Богу других жертв.

Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, сегодня живы они для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые.

Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние.

Поелику лукавый по зависти нападает на немощь нашу, то Господь наш против язвящих стрел его дал тебе спасительное врачевство — покаяние…

Покаяние есть зеркало, поэтому лукавый не оставляет его в нас, чтобы не увидели мы в нем себя и не смыли своих нечистот.

Святитель Иоанн Златоуст

Покаяние есть дар небесный

Покаяние есть врачевство, истребляющее грех, оно есть дар небесный, чудесная сила, благодатию побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех пременяет, потому что покаяние — горнило греха.

Покаяние, тягостное и страшное для грешника, есть врачевство грехов, средство, истребляющее беззаконие, иждивение слез, дерзновение к Богу, оружие на дьявола, меч, отсекающий его голову, надежда на спасение, устранение отчаяния…

Грех есть рана, покаяние — врачевство.

Что для тела раны и лекарства, то для души грехи и покаяние. Но грех сопровождается стыдом, а покаяние дает дерзновение.

Сатана, зная, что за грехом следует стыд, который легко может отвратить от него согрешающего, а покаяние сопровождается дерзновением, которое в силах привлечь кающегося, извратил естественный порядок, и стыд отдал покаянию, а дерзновение — греху.

Покаяние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, возвращающемуся на свою блевотину (2Петр.2:22), и тому, который, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом.

Покаяние — помощница наша к достижению Царства Небесного, вход в рай, наслаждение вечным веселием; покаяние — избавление от грехов, очищение бесчестия; покаяние — мать спасения, ниспровержение дьявола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаявшиеся души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние — отрада и утешение всех отчаянных; покаяние — целебное и спасительное средство для всякой душевной и телесной немощи.

Покаяние — прогнание дьявола и ниспровержение демонов.

Он <Давид> имел сокрушенное и смиренное сердце, и это-то особенно и очищало грехи его, потому что в этом и состоит исповедание, это и есть покаяние.

Во-первых, покаяние состоит из сознания своих грехов и исповедания их… Во-вторых, покаяние состоит из великого смиренномудрия, оно есть как бы золотая цепь, если взять ее за начало, следует вся…

Покаяние, тяжкое и страшное для грешника, есть исцеление прегрешений, источение слез, уничтожение неправды, дерзновение к Богу, оружие против дьявола, меч, отсекающий ему голову, надежда на спасение, отнятие отчаяния.

Преподобный Нил Синайский

Никто да не отрицает, что Божий дар есть покаяние…

Преподобный Марк Подвижник

Дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей, и все сие должно быть совершаемо не только наружным образом, но и в умном делании, так, чтобы долго потрудившиеся сделались чрез сие бесстрастными.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Что значит покаяться?

Значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои… и уже более не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники претворились в святых…

Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать крещению во Христа, а после крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа.

Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения.

Без покаяния невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе…

Покаяние есть подвиг, есть жительство, преподанные и заповеданные Богом всему человечеству, без исключений.

Святитель Феофан Затворник

Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения

Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: покайтесь — и веруйте в Евангелие (Мк.1:15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения.

Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.

Сущность Таинства покаяния состоит в разрешении <священником> сказанного греха.

Митрополит Иерофей (Влахос)

Покаяние — это возвращение ума к Богу

Как жизнь тела есть его единение с душой, так жизнь души — это ее единение с Богом. Жизнь души не относится только к душе, но также и к телу, поскольку человек состоит из души и тела. Смерть явилась следствием нарушения божественных заповедей, а жизнь — это результат соблюдения заповедей. Тело чувствует жизнь души, и оно освобождается от смерти и вечного ада у тех, кто живет по Христовым заповедям. Таким образом, и телу дается «вечная во Христе жизнь, беструдная, безболезненная и беспечальная, воистину бессмертная». Как у Адама смерть души предшествовала смерти тела, так и теперь жизнь души предваряет жизнь тела. Во Христе через Его крестную смерть душа отделилась от тела, но при этом ни Его душа, ни Его тело не отделились от отца, а затем последовало воскресение Его тела. То же происходит и с человеком. Даже если души праведников преждевременно отделяются от тела, тем не менее, поскольку они сами не отделены от Бога, их тела воскреснут и вознесутся. Воскреснут все — и праведники, и грешники, — однако только праведники будут вознесены на небеса. Приобщаться тому, что является источником бессмертия и истинной жизни, следует начинать в этой жизни.

С этой целью Бог даровал нам эту земную жизнь как «место для покаяния». Покаяние необходимо.

Не следует впадать в отчаяние, которое, по наущению диавола, может овладеть не только нерадивыми людьми, но и подвижниками. Покаяние тесно связано со свободной волей человека, т. е. с его свободой выбора. Бог из любви к человеку дает ему время для покаяния, но, если человек не желает покаяться и обратиться к Богу, «Он не отъемлет данной нам свободы возвратиться к Нему». Об этом ясно сказано в притче о винограднике. Наш Небесный Отец призывает нас через Своего Сына и примиряет нас с Собой, не обращая внимания на наши прегрешения. И Он не только призывает нас, но и обещает приложить награду, и «награду неизреченную». Сам Христос говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Избыток, о котором говорит Господь, означает не только жизнь со Христом, но и то, что мы стали Ему братьями и сонаследниками. Чтобы приобрести этот избыток, человек должен отвергнуть все, что стоит на его пути, т. е. богатство, утехи, славу суетную, все текучее и преходящее, всякую страсть душевную и телесную, — весь собранный нами из окружающего мира мусор, который может повредить душе. Поэтому покаяние — это возвращение ума к Богу.

Покаяться и отказаться от всего душевредного могут все люди, но в первую очередь монахи. И семейные люди могут соблюдать чистоту своей души, но для этого им приходится прилагать гораздо больше усилий. Поэтому те, кто стремится к спасению, кто чает жизни будущего века, избирают безбрачие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 60 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я