Азбука спасения. Том 43

Инок Никодим

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий наши души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 43 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЖЕЗЛ КРЕСТА

Сей жезл креста обратил землю и море и наполнил их великою силою. С сим жезлом изшедши Апостолы во всю вселенную, все сие произвели. С ним совершили все, начав от Иерусалима. Святитель Иоанн Златоуст

Пророк (Царь) Давид

Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной, Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня (Пс.22:1—4).

Святитель Иоанн Златоуст

Сей жезл креста обратил землю и море, и наполнил их великою силою. С сим жезлом изшедши Апостолы во всю вселенную, все сие произвели. С ним совершили все, начав от Иерусалима.

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

Возьмем жезл креста, силою коего утверждаются хромые, восстают мертвые

Бог, Который сказал: не отступлю от тебя и не оставлю тебя (Нав.1:5), никого не предает; предает же нас неверие наше. Впрочем, и те, которые имеют совершенное упование на Бога, подвергаются иногда, по попущению Божию, искушениям для испытания веры. Разве нападавшие на тебя разбойники были многочисленное колесниц и сил фараона? А известно, что они внезапно были потоплены одним словом и мановением Господним. Ужели не помнишь, как ослепли напавшие на Елисея? Кто ослепил их? И для чего соделал и соделывает это Тот, Кто знает, как избавлять благочестивых от искушения (2Пет.2:9)? Как мы забыли Писание, которое говорит: Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою (Пс.120:7)? Как мы предали забвению слова Христовы: у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф.10:30), и: птица не упадет на землю без воли Отца вашего (Мф. 10:29), человек же лучше многих малых птиц! О боязнь — дщерь неверия! Куда низвела она нас?! Боязнь эта весьма вредна: она ослепляет ум, ослабляет сердце, отторгает людей от Бога, она — сестра отчаяния, ибо удаляет людей от страха Божия и низводит в страну погибели.

Брат! Убежим от нее и возбудим спящего в нас Иисуса, воскликнув: Наставник! погибаем (Мф.8:25; Лк.8:24). И Он, восставши, запретит ветрам, и они утихнут, а нам скажет: это Я; не бойтесь (Ин.6:20). Оставим тростяной жезл (Ис. 36:6) и возьмем жезл креста, силою коего утверждаются хромые, восстают мертвые, которым хвалился Апостол (Гал.6:14), коим мы освободились от предательства, предоставив себя Распявшемуся за нас. Он Сам упасет сим жезлом нас — овец Своих — и отгонит от нас кровожадных волков. Тому слава вовеки, аминь.

Евфимий Зигабен

Толковая Псалтирь. Псалом 109

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона.

Жезл иногда принимается за знак наказания, как в сем месте: чего вы хотите? с палкою ли придти к вам, или с любовью и в духе кротости (1Кор.4:21)? а иногда за знамение пастырства, как здесь: упасешь их жезлом железным (Пс.2:9); иногда за знак царства, как в след. словах: выйдет жезл из корня Иессеева (Ис.11:1), и иногда за знак силы, как в настоящих словах. Пошлет, говорит, Господь Христу, как человеку, силу с Сиона небесного, или с Сиона иерусалимского; так как с Сиона началась сила вышних дел Христовых и проповеди евангелия Его. Можно также под жезлом силы разуметь и крест, как разумел и Златоуст, ибо что может быть сильнее креста, который столь легко побеждает и прогоняет чувственных и мысленных врагов. *)

*) Феодорита: Жезлом силы означает силу спасительного креста, ибо чрез него покорил все полчище противников, и на Сионе он был водружен. Прибавление из Златоуста: Сей жезл креста обратил землю и море и наполнил их великою силою. С сим жезлом изшедши Апостолы во всю вселенную, все сие произвели. С ним совершили все, начав от Иерусалима. Афанасий с Евсевием под жезлом разумел посланное евангельское слово, которое и овладело всеми народами. Исихий: поелику жезл оный имеет двоякую силу и наказывать, и руководствовать, то посему и крест руководствует нас и мучит демонов. Итак, прилично он назван и жезлом силы, как имеющий такую силу. Откуда же Он послал его? с Cиона, говорит, ибо там Единородный принес Себя в жертву.

И господствуй посреде врагов Твоих. Господствуй, говорит, Господи Иисусе Христе, среди врагов Твоих, покоряя их и подавляя и игом евангельских Твоих законов привлекая их к покорности Тебе. Ибо то было удивительно, что божественные Апостолы Господа, не смотря на то, что окруженные были со всех сторон врагами, однако же, по словам Феодорита, побеждали их, и не просто побеждали, но и покоряли их, с особенною силою и успехом.*)

*) Слова Златословесного: Смотри, какое пророчество: оно светлее солнца. Ибо что значит: господствуй посреди врагов Твоих? Тоже, что среди эллинов и иудеев. Ибо как церкви насаждены — среди городов, так они одерживали верх и победу. Это знак светлой победы, поставить жертвенники среди врагов, овец среди зверей, агнцев между волками. Притом не сказал: побеждай, а господствуй, дабы показать, что торжество совершалось без ополчения, но владычество зависело от повеления. Так овладевали апостолы, имея Христа в себе!

Святитель Димитрий Ростовский

(Празднование в память перенесения Мальтийских святынь)

Тамо жезл: зде же крест Христов вселенныя хранитель

Когда остров Мальта взят был Наполеоном, и корона магистра ордена перешла к Русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решились передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались со времени получения каждого из них.

Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12-го октября были перевезены в Гатчину вместе с нею и остальные две святыни: частицы Креста Господня и икона Филермской Божией Матери.

С большим торжеством встречал царский Двор подносимые ему в дар святыни. В 10 часов утра в этот день из Гатчинского дворца по направлению к Ингебургу, где должна была произойти встреча святынь, выехал целый поезд с Императором во главе, с членами царского семейства и с многочисленной свитой. Встреча произошла у так называемых Спасских ворот, откуда и началось шествие торжественной процессии обратно к дворцу. Впереди крестным ходом шло духовенство. За ним в придворной золотой карете везли в золотом ковчеге на пунцовой бархатной подушке десницу святого Иоанна Крестителя. Далее таким же образом везли икону Божией Матери и частицу Животворящего Креста Господня. Сам Император в полном облачении великого магистра Мальтийского ордена шел за первою каретою. Когда процессия приблизилась ко дворцу, Император сам взял десницу Крестителя и, при пении положенного ему тропаря, внес ее в придворную, заново украшенную церковь, где и положил на приготовленном месте.

Здесь же положены были икона Богоматери и частица Животворящего древа. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Святейшего Синода на день 12-го октября. В ней «Давиду кроткому и благочестивому уподобляется богоизбранный царь, радостно переносящий в дом свой, якоже древле в Сион, новый кивот древняго пречестнейший. Тамо бо стамна манну носящая: зде же образ во чреве носившия Христа. Тамо скрижаль Ветхаго Завета: зде же рука, предначертающая Новый Завет, возвещающая миру спасение и велию милость. Тамо жезл: зде же крест Христов вселенныя хранитель»

Преподобный Амвросий Оптинский

Жезл крест, скорбь, а палица молитва Иисусова

Вопрос: Что означает: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс.22:4)?

Ответ: Жезл крест, скорбь, а палица молитва Иисусова. Жезл деятельная часть добродетели, а палица умная молитва.

Три апостола: Петр, Иоанн и Иаков изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь был ближе всех к Спасителю и на Тайной Вечери возлежал на груди Спасителя. Петр хотя и был за дверьми со служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово, он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его совсем даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию, он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 43 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я