Главная история проста, она о любви проститутки и эксгибициониста. Она об очищении смыслов затёртых, ставших избитыми – понятий. О потере своего времени, о непонимании истинного принципа счастья. О том, как важны в жизни любящие друзья. О том, как хорошо иметь Учителя. И о том, как бывает, когда хочешь подарить любимой небо в алмазах, а тебе мешает сама эта женщина. Её внутренние противоречия не позволяют мужчине сделать её счастливой до неба. А ещё она позволяет открыть главную тайну Любви. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Доброта в красивом платье, она придёт и… Комедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
она придёт и…
Комедия. Пьеса для чтения.
Посвящается Ета'а.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ХУДОЖНИК, ЯН, 50—60 лет, в хорошей спортивной форме. Философ, интеллектуал.
МИЛЛИОНЕР или…БОГАЧ 40—50 лет, в дорогом костюме, очень умный.
БОРИС В плаще на голое тело, и сандалиях.
ЛАРИСА Голос у неё — мягкий, женственный, чистый. И фигура женственная.
ЛЕНАРА Возлюбленная Яна. На сцене не появляется.
Акт 1
Сцена 1
Ян стоит на табуретке, поставленной на стол, и примеряет на себя петлю, спущенную с высокого потолка.
ХУДОЖНИК Когда ты со мной ссоришься, я просто схожу с ума. Своей яростью в споре ты меня толкаешь к безумию. Я не хочу с тобой спорить, я люблю тебя, пожалуйста, не конфликтуй со мной, а просто люби!!! Ты не можешь… Тебе важно быть правой. Ты всё время меня приучаешь, что таким, какой есть — я тебе не нужен… Что таким — я не имею право существовать! И, действительно, мне этот мир без тебя не нужен…
…Без тепла твоей любви я исчезаю из этого мира. У меня нет других привязок к нему. А у тебя их много, и я не на первом месте… Вот и получается, если я выйду из мира живых, это выльется лишь в правду!.. Ты мне доказываешь…эту правду. Равновесие! Та грань, за которую художник пытается подняться в своих творениях! Тщеславие художника должно быть именно этой несоизмеримой высоты!.. А жить, чтобы просто оттягивать момент встречи с ней?! Неет, не хочу доживать!.. А посему пусть свершится высшая справедливость. Вселенная сотри с доски ненужный элемент, и я, наконец, перестану чувствовать себя…мёртвым. Нет большего омерзения, чем чувствовать себя не нужным, пока дышишь! Необходимо восстановить математическую справедливость!.. А высшую справедливость живых, как простейшую теорему, я доказать оказался не в силах. Проявились новые вводные: если каждый человек создан для счастья, то всегда есть и исключения в виде тех, кто очень хочет счастье, но… И это «НО» — они считают главнее счастья! И таких, сцуко, большинство!.. Когда приходит счастье: ТЫ ЦЕНИ ЕГО БОЛЬШЕ всего! Какие тут могут быть — НО?! Охраняй счастье от этого остального! И всё! Люди олицетворяют себя со всеми делами — кроме тех, что ведут к счастью! Почему на весах судьбы — счастье — для них ничего не весит?! Если я уйду, я просто уберу ложь из этого мира — и этим добавлю микрон в твоё совершенство, Вселенная… Если я никому не могу помочь достичь гармонии в жизни, то уж тебе, Вселенная, за то, что устроила нам встречу, я отомщу совершенством!.. Как тебе твоё математическое счастье, а, Вселенная?! (пауза). Многоуважаемая смерть, не молчите, пожалуйста, как-нибудь донесите до меня, что я очень умный идиот… (Вглядывается вверх…)
Сцена 2
Бесшумно входит сосед. Мужчина 37 лет, Борис, в сандалиях на босые ноги, в плаще. Проходит, разворачивается к герою и распахивает перед ним плащ. Тот не сразу видит…открывшуюся картину, но, увидев, вскидывает голову вверх:
ХУДОЖНИК О, спасибо Вселенная… Так откровенно и понятно! А ты ко мне неравнодушна, раз столько сарказма в твоём ответе! Я рад!.. (К соседу.) Скажи мне, Боря, почему ты считаешь, что раз моя дверь никогда не запирается, то это для того, чтобы ты заходил и светил передо мною своё…чудо натурального хозяйства?! И ведь второй раз уже!.. Я же просил тебя, больше не делай так! После первого — мы распили бутылку самогона, я тебе всё объяснил, а?!.. Я гетеросексуален, я не женщина… зачем мне это видеть?!…Вселенная, я принимаю твой вызов!…Борис, ты доигрался! Видишь петля и моя голова в ней. Сейчас я сдерну табурет насчёт — раз-два-три!..
Он качнул табурет и теперь стоит, балансируя на двух его ножках, руками держась за саму петлю. Сосед резко запахнул плащ, замер.
БОРИС Э… это… извини, я сильно задумался… И…перепутал.
ХУДОЖНИК Уважаешь смерть, молодец! Ты чуешь, как она требует своего дрескода! Спрятал! Да! Ей — окажи уважение! Мы ж все идиоты, жизни такого уважения — не оказываем! А я другой!
Хочешь фокус, — смотри, смерть есть, вот она (показывает на петлю), а я пока — больше, чем есть, я — жив! Чуешь разницу?.. Классная игра?!…тут главное, не заиграться — проиграешь! Стопроцентно!
БОРИС Ты что, повеситься хочешь?! Ради игры? Какой игры?
ХУДОЖНИК Ты, смертный, какой жизнью живёшь?! Оглянись назад, Борис! (Тот разворачивается в зал, вглядывается в него). Твоя жизнь должна быть такой же уважаемой, как и твоя смерть! Жизнь без смерти — ничто! (Спускается к нему и нашёптывает, как дьявол — в разные уши.) Ну же, почувствуй дыхание смерти, она у тебя за спиной! Слева! Замри! Оглядывайся не на прошлое, а на свою…смерть! Да, Жизнь и Смерть в тесной связке, как вдох и выдох!! За жизнь тебе не стыдно, а, если — перед смертью?! Смерть всё видит, тебе не стыдно перед ней? Ужаснись, Борис! Ну познакомь себя со смертью! Остановись: Вдох — это жизнь, Выдох — смерть. Чуешь, вдыхаешь жизнь, а с последним выдохом — уйдёт душа. (Борис хочет развернуться, но команда художника останавливает его). Дыши! (Сосед подчиняется) Ещё раз. Ещё. Жизнь — ты её вдыхаешь, а выдох — всегда смерть!. Это вечная игра, а в игре недызя быть так по-идиотски серьёзным! Улыбнись! Ты существуешь на вечной грани бытия, почему ты переживаешь какую-то…фигню, — она достойна этой грани?!…Что твои переживания сейчас?.. Чем они будут для тебя через пять лет?! Да, ничем, придут другие проблемы, и даже может быть — настоящие! Где цена жизни — равна смерти! Вот это — единственная правильная ставка в игре! Убери из жизни лишнее, а то проглядишь! Будь в этом моменте, осознавай, — вдыхаешь жизнь, — выдыхаешь смерть. Это игра, не более, — орёл — решка! Ты не можешь знать, что тебе выпадет завтра! Поэтому наслаждайся самим процессом игры, — дыши глубже… Той обобщённой смерти, о которой думают все, её нет. Люди её придумали, чтобы не замечать свою! Ту, что всегда рядом, слева. Они ослепли, а ты — сейчас?.. Прозрел?! Видишь её?! Я повесил образ смерти сюда, чтобы видеть её каждое утро. А теперь представь, что и она — так же смотрит на тебя, А?!! Представь её вечную ухмылку, с ней она постоянно смотрит на твою жизнь! А вот ласково или угрюмо, зависит от того, достойный ли ты игрок! Она не то, чего нужно бояться, какая же это опасность, если она всю твою жизнь — рядом?! Не бойся смерти! Она — друг она всегда рядом, чтобы оттенять главное в жизни!.. Ох, как эта её близость помогает иногда! Услышь, наконец, как от её близости — в тебе вырастает жизнь до понятия — чуда! Жизнь — великий дар… Ты забыл, вспомни!…Когда теряешь смысл существования, и нет силы поднять голову — чего только не придумаешь, чтобы опять дышать с удовольствием!.. (опять забирается на табурет.)
Дышать!.. Теперь стало легче дышать, теперь ты знаешь, что живёшь с изначальной своей мерой. С-МЕРой — это и есть с-мерть и мы — повязаны. Её не обманешь, но обыграть можно!. Выдох — познакомься ближе, — это и есть твоя с-мерть, и она, это тоже — ты!! Вот теперь ты цельный! Почувствуй это, расправь плечи! И только теперь ты понинаешь, что значит любить жизнь! Познакомься, и вглядись, наконец, — в неё!
БОРИС К-куда?!
ХУДОЖНИК Вот она — глаза в глаза, не боись, в упор всматривайся! Вдыхай её глубже!
БОРИС Да, где?!
ХУДОЖНИК В чём смысл ЖИЗНИ и СМЕРТИ, если они нераздельны!? Восприми эту их целостность, знай, чтобы жить подлинно, — уважь смерть! Они две достойные половинки одного твоего бытия! Понимаешь?
Борис разворачивается к художнику.
БОРИС Так ты не будешь вешаться?!
Наш герой снова начинает балансировать на двух ножках. Сосед взмахивает руками.
Ты это… Ну, не надо так, а…
ХУДОЖНИК Если ты не бросишь своих выкрутасов с демонстрацией…чресел перед женщинами, или передо мной… Я повешусь! Ты меня понял?!
БОРИС Так сейчас ты не повесишься!.. Ну, слава Богу, тогда я пошёл… (разворачивается и быстро уходит)
Сцена 3
ХУДОЖНИК Да, ты опять… Как же тебя прозреть?! Слепоту лечат верой в свет!.. Ну, да… Тебе нужна богиня, которая увидела и полюбила бы тебя, как бога! (он замер, задумался и вдруг вскрикнул) Эврика! Ну, да! Не актриса же! Мужчину убеждает только любовь телесная, только в постели он может… удо-сто — вериться, что он Бог! Удо — мужской член! Ух, ты! И поэтому поэт — тот на вечной ступеньке ниже!.. Да, точно! Ему нужна проститутка! Что скажешь Вселенная, правда я гений!?
И, забыв, что он в петле, делает шаг вперёд, в пустое пространство. Табурет из-под него вываливается! Он повисает в петле. И лишь через несколько секунд в зале начинают понимать, что он висит на специальном приспособлении. Герой от неожиданности пугается сам.
Чёрт! Как я мог забыть?! А хорошая… практика! Бодрит, однако! Спасибо, Вселенная! Ты, как обычно, играешь круче! Это поразительно, как ты не устаёшь…
Болтаясь на верёвке, он пытается нащупать механизм, чтобы спустить себя вниз. Ему не удаётся.
ХУДОЖНИК Хотелось бы выразить своё почтение в поклоне тебе, а Вселенная?!! Может отпустишь мою шею?.. Нет? Знаю. Всё сам… всё сам… Ладно, играем дальше по твоим правилам! А мне некуда деваться! И я знаю, что твои правила совершенны!
Заливисто смеётся. Из кармана вынимает телефон, ищет номер.
ХУДОЖНИК Лариса, ты поможешь мне найти правильную проститутку… Можно ли в проститутку верить, как в святую женщину?! (Пауза.) Вопрос не правильный!.. Вера и Любовь — чего только не творят с Мужчиной! Если Женщина… подчиняется мужской режиссуре добра!
Нажимает кнопку вызова. Все разговоры по телефону идут в динамики. Левее петли, на подиуме, освещается роскошный альков, с женщиной на нём, натягивающей на ногу чулок. Центральная огромная картина, которая чуть выше спальни, — прикрыта простынёй. На ней, как на экране, возникает видео телефона в его руке с иконкой — портретом Ларисы.
Сцена 4
Портрет оживает.
Привет, Ларис… Чем занимаешься?.
ЛАРИСА (35лет. В красивом белье, ярко накрашенная, она одевается после работы. Приводит себя в порядок)
Ничем! Салют, Ян!
ХУДОЖНИК Так, дай-ка подсчитаю, сколько мы с тобой не встречались… Да, лет шесть, наверно… А, точно, точно-точно… Но, зато общались совершенно недавно… Скажи, ты, правда же, хороший друг?! Хоть мы и не встречаемся, а только видимся вот так, по телефону… Я ж могу положиться на тебя?!
ЛАРИСА Конечно!
ХУДОЖНИК Так вот… Представь, Вселенная приговорила меня к повешению! Но не к смерти! А к комической жизни!
Отдаляет от лица телефон, чтобы визави видела его голову в петле… На второй половине экрана мы видим, как он скашивает глаза и вываливает язык! И слышим её смех. Пауза… Она устанавливает телефон на подставку, берёт гребень, расчёсывается. Теперь она видна почти вся, она знает, что красива, и не позволяет себе скукоженной позы.
Фииии… Я думал ты мне посочувствуешь, а ты начала ржать. Я
так не играю. (Тоже начинает смеяться. Пауза. Смотрит восхищённо). Красотка!…А расскажи-ка мне, мил-друг, не поменялся ли твой взгляд на мужчин?! В связи с моими трагикомическими событиями!
ЛАРИСА Ян, ну сколько можно, мужчины никогда не меняются! Хоть их всех повесь и оживи!
ХУДОЖНИК Я б поспорил… Я прям чувствую, как меняюсь!.. А тогда скажи мне, только честно, хотела бы ты увидеть настоящего мужчину? Ну без этой грязи, которую ты на нас навесила…
ЛАРИСА А ты — чистый! (Она отходит от экрана за какой-то мелкой надобностью, красуясь перед ним своей гибкостью, и точёными формами.)
ХУДОЖНИК Ну какой я… какой я чистый?..
ЛАРИСА Единственный чистый!
ХУДОЖНИК Ладно, не будем меня хвалить… Поверь мне: самый чистый — не тот, к кому грязь не пристаёт, а тот, кто этой грязи в человеке не видит, но ведает о ней!..
ЛАРИСА Святые?!
ХУДОЖНИК..Правильно, вот теперь ты ближе к истине, — это почти тот, кто по воде проходил, аки посуху.…Хочешь такого?! (Улыбается в предвкушении…)
ЛАРИСА Это ты…
ХУДОЖНИК (Его улыбка резко сползает с лица)… Стоп, стоп! Почему опять я?!…
ЛАРИСА Ты в болото заходил по самую макушку и выходил абсолютно сухим… И чистым. Я знаю. Наблюдала.
ХУДОЖНИК (С полным отрешением на лице) — . Это я?! Когда?… Откуда ты это взяла?! (Ждёт с максимально серьёзным лицом, слегка раскачиваясь на петле. Или в — петле… Она молчит. Он резко прерывает паузу). Ты знаешь, я тут подумал, и понял… А ты ведь из всех моих подруг, ну, знакомых женщин, ты будешь самая… ну, какая-то… чистая…
ЛАРИСА Что?! Погоди, погоди, ты о чём?!
ХУДОЖНИК Да, согласен… Твоя профессия… и понятие чистоты! — как-то несовместимы, ага!…Но… Ты знаешь, только сейчас дошло, почему я тогда захотел познакомиться с тобой, и как с интереснейшим человеком до сих пор поддерживаю отношения…
ЛАРИСА И что это?! (Снова подсаживается к телефону.)
ХУДОЖНИК Макияж… Тебя выдаёт вульгарный макияж… Глядя на тебя, они все верят, что ты проститутка, гениально играющая девственницу… А я, глядя на тебя, увидел только загадку… Самая нелепая и паршивая актёрская игра, и, при этом, так тотально — убедительна и убийственно притягательна!.. Как любая…чистота!… Эврика!… Слушай, Это потрясающе…
Набирает в грудь воздуха, но вдруг слышит её рыдания…
Эй, я тебя чем-то обидел?!
Слышны громкие эмоциональные всхлипы,
Ларисы, и слова: Нет, нет, что ты… Не надо… Дальше слова
неразборчивы. Он опять прерывает её.
Да, прекращай реветь, я уверен, что дружу с тобой, потому что
ты абсолютно чистый человек…
ЛАРИСА Нееет…
ХУДОЖНИК Да, я искренне говорю.…Послушай меня
внимательно Когда ты тогда знакомилась с моими приятелями
на той вечеринке, я сразу обратил внимание на то, как ты… проживаешь, а не играешь…свой внутренний женский свет! Его не возможно сыграть… Или с чем-то перепутать! Все мои приятели купились именно на него!… Как этих самцов влекла твоя ранимая женственность в нелепом прикиде… Я бы даже сказал, жертвенность! Заплати и бери — эту безумно притягательную женщину, с ней не надо церемониться, потому что она и предназначена для алтаря телесной любви… Вот в чём разгадка, только сейчас понял… Ты настоящая жрица Богини Женской Чистоты… Вот я идиот, — так долго!
(Она отключила звук у телефона. И кричит ему:)
ЛАРИСА Ты дурак, дурак! Замолчи!.. Что ты творишь?… (потом вновь его включает.)
ХУДОЖНИК (Он не глядя на экран телефона) это немыслимо, но… Ты, будучи по профессии проституткой, — приваживаешь к себе…девственностью! Да, ты — прикрываешься своей профессией, как щитом, чтобы… они не тронули твоей чистоты своими нечистыми пальцами… Ты всё время…играешь проститутку, а не живёшь ею!.. Ты феномен… Умеешь прятать чистоту — за толстым слоем штукатурки из нелепого макияжа…
ЛАРИСА (плачет] Я люблю тебя…
ХУДОЖНИК Дурная, я тебя тоже люблю… Ну, не плачь… Не плачь. Ты мой настоящий бриллиант, который, как не пытается спрятаться в человеческом навозе, а не может, подлинное сияние выдает его… (Отключив микрофон на дисплее телефона, мрачно произносит вслух). Я знаю, милая, не только ему, но и для тебя ваша встреча тоже будет настоящим подарком… Точно. Борис предназначен только для тебя, стоит только увидеть его чистоту!.. Поэтому, пожалуйста, не откажи мне в моей просьбе, помоги и себе и ему. (Кричит) Вселенная, я хочу быть творцом подлинного счастья! Заметь, не для себя прошу! Чёрт, хоть раз сыграй по моим правилам! Помоги мне!… Договорились?!. (Смотрит вверх)
ЛАРИСА О чём ты говоришь, Ян? Я не слышу… (Так же отключает звук.) Как хорошо, что мы не слышим друг друга… Ян, я люблю тебя с того самого момента, когда ты поцеловал мне руку, зная кто я…
ХУДОЖНИК (Отжимает кнопку выключенного микрофона, и продолжает сухо, делово, но легко). И так, слушай, к чёрту — весь макияж. А также — обтягивающие брюки. Только платье, фасона… как до войны. Лёгкое, цветастое… девичье. Найдёшь такое?!.
ЛАРИСА (Отжимает кнопку.) Да… (Встаёт с кровати в предвкушении.)
ХУДОЖНИК Ты срываешь с себя все маски, остаёшься голенькой… Мне тоже интересно, а кто ты — без игры…
ЛАРИСА Что?! Ян… Я… Я… наверное, не смогу… Боже, какая я дура… Дура! Ян, теперь я не смогу… О, боже! Что я натворила!?.
ХУДОЖНИК О чём ты?
Из телефона слышится почти истеричное:
ЛАРИСА Нееет!..
ХУДОЖНИК Я знаю тебя. Ты сможешь!.. Ты сильная… и ты сама уже знаешь, что тебе именно это и требуется!..
ЛАРИСА Для чего?!!
ХУДОЖНИК Действительно, дура! Для жизни дальнейшей! Ты должна знать, что есть другие мужчины!
ЛАРИСА Что?!
ХУДОЖНИК Ты работаешь, как будто до сих пор мстишь тому, своему первому! Хватит! Для чего ты живёшь?! Не будь дурой, у тебя жизнь, а не черновик! Как ты живёшь без любви?! Вспомни, тебе уже никогда не будет 29!! Но тебе ещё далеко до 40! Жизнь продолжается! В мире есть ещё и светлая радость! И ты почувствуешь её от общения с таким же чистым человеком!..
ЛАРИСА Да, я знаю, ты хороший. Я люблю тебя…
ХУДОЖНИК Я тоже тебя люблю… Соглашайся… Я верю в тебя. Ты, как никто другой из всех моих знакомых, просто рождена для счастья!.. Лариса, верь мне! Веришь?!
ЛАРИСА Да… (Она расцветает в улыбке.)
ХУДОЖНИК Вот и умничка! Тебе нужен этот человек, тот который не знает о твоей профессии!
ЛАРИСА Что?!! Как…
ХУДОЖНИК Да, хочу предложить работу… двойной тариф!
ЛАРИСА Заткнись!.. (отключает микрофон на телефоне, кричит) Что ты со мной творишь?! Ян, не убивай меня! (Вновь включает микрофон.) Говори…
ХУДОЖНИК (Говорит очень убежденно!) Не злись, поверь, ты очень нужна! Ты! И никто другой из твоих коллег. С этим клиентом по-другому нельзя… с ним играть нельзя, он всё принимает за чистую монету…
ЛАРИСА (С мрачным цинизмом торговки) Подать ему чистоту без обёртки? Хочешь, чтобы я ангела сыграла?
ХУДОЖНИК Нет. Чтобы стала собой… Понимаешь, у него чистое сознание и глубокая девственность… Представь, — ещё не были в использовании…
ЛАРИСА Что?! Таких не бывает! (вульгарно смеётся.)
ХУДОЖНИК Да!.. И это не цинизм!.. Это безликая правда!
ЛАРИСА А мне зачем? Быть голенькой, открыть душу…
ХУДОЖНИК Помогая ему — поможешь и себе! Знаешь, я думаю… С этим мужчиной тебе самой впервые захочется быть естественной, самой собой… Тебе стоит узнать себя в естественной среде для… Женщины.
ЛАРИСА В постели?! (смеётся.)
ХУДОЖНИК Нет! Рядом с Мужчиной, видящем в тебе только Женщину! Богиню! Он сильный, как настоящий мужчина, и чист и слаб, как малый ребёнок. Без твоей помощи в постели он может даже и не сможет… Твоя чистота защитит его внутреннего ребенка… и в благодарность за это — он вырастет до небес, чтобы защитить тебя! Родится настоящим Мужчиной! Вот что надо. И ты почувствуешь, какое это счастье быть — не только жертвой, но — Женщиной-царицей… Рядом с таким, каким ты его сотворишь!
ЛАРИСА Я и так — самодовольная сучка, и всё могу. А ты не думаешь, что…
ХУДОЖНИК Да, никто перед тобой не устоит, знамо дело! Но, я хочу, чтобы ты почувствовала свою власть — не в игре инстинктов, а властвовала бы — на правах своей силы, — выраженной в слабости, из-за своей чистоты… Лишь она — истинная властительница мужских дум. — Скромность и достоинство, — благодетель — которая и называется природной женственностью… Где-то в глубине души, ты знаешь, что ничего лучше не может быть!.. Ты мне веришь?
ЛАРИСА (мрачно) Да!
ХУДОЖНИК Вот и верь до конца… Никакой игры! По форме выражения себя — я помогу… Да, слушай внимательно… Я тебя уверяю, как только ты услышишь его голос, его манеру говорить, как только ты придёшь к нему — ты увидишь нечто настоящее. Уверяю тебя, чистейший человек. И… наивный. Поэтому, пожалуйста, будь ему, как мама!.. Я… знаешь, мне кажется, что ему можно помочь тем, что какая-то женщина поверит в него, как в Мужчину. Даст ему веру, что его видят Мужчиной! Никто его в нём не видит, а ты увидишь, — ты ценишь в нас другое. Да, один сеанс терапии!.. Один! Роль — королевы сердца! Сможешь?!
ЛАРИСА (Пауза.) Ладно. Но только один.
ХУДОЖНИК Хорошо, тогда для закрепления эффекта тебе придётся красиво…попрощаться… Сыграть так, чтобы оставить ему веру, что его любят просто за то, что он, вот такой — есть. Что его любят, и что, если бы не препятствие огромной силы, ты бы осталась с ним навсегда… Осилишь роль…марсианской принцессы?..
ЛАРИСА (Мрачно ухмыляясь) Чего я только не могу!..
ХУДОЖНИК Ты вся — какая есть… Да, ты должна быть абсолютно лёгкой, честной и открытой, ну… А потом ты исчезнешь… Как в сказке. Да, так правильно… (Отключает звук). Тебе хватит, чтобы очиститься его взглядом на тебя — поверить в себя настоящую и возродиться! Ты поверишь в себя, а он превратится в настоящего мужчину. С тобой он поверит, что он лучший, я научу тебя — как это сделать… а дальше он сам… А ты…
ЛАРИСА (с улыбкой протягивая к экрану руку.) Ян… О чём ты говоришь, я не слышу, ты отключил звук?..
ХУДОЖНИК Ему нужна эта помощь! Как и тебе.. (Вновь включает микрофон)… Двойной тариф, и я тебе показываю все свои картины, которые скрывал от всех… Договорились?! План и детали сообщу позже… Пока?
ЛАРИСА Ладно… Пока…
ХУДОЖНИК Обнимаю тебя, мой хороший человечище…
ЛАРИСА Обнимаю… Отключает телефон, бросает его на постель, сама ныряет туда же. Мы видим её вздрагивающие плечи, но не слышим её рыданий. Свет на ней гаснет.
Ян, наконец, опускается на пол, и на сцене вспыхивает свет. Освещает мастерскую. В центре её стол, над ним петля.
Да, не зря я боялся встречи с тобой, и не рисовал твой портрет… Прости меня… Я бы не смог… Лариса, тебя может очистить только слепая вера в твою чистоту… И такая огромная любовь, которой у меня нет… (Пауза.) Ладно, плацкарта уже занята, и поезд ушёл… А что у нас впереди? (набирает другой номер, и по изменившейся тональности голоса мы понимаем, что он говорит с другой женщиной)
Любимая! Привет, Ленара… Спешишь… Я коротко. Ты сегодня будешь возвращаться из своего офиса домой, — по той же дороге?…да?..
Ну, а, я в это время как раз там и буду на уличном вернисаже по-твоему пути!.. В какое время ты сможешь там быть?.. Вот, в это время, и я там буду!.. Подойдёшь ведь ко мне?!. Я сразу соберусь и мы поедем домой ко мне… Помню-помню, целоваться на людях не будем, поедем на такси… Договорились!..
Сцена 5
Он проходит вправо, там такой же завал из картин, как везде, и стоит стул. На который он и садится. И мы уже понимаем, что он сидит на улице. По нему проходят тени от прохожих. Звук гула проходящих, беседующих людей, шум проезжающих машин, нарастают. Транслируется видео улиц города. Наш герой что-то тихо рисует. Вдруг в монотонность человеческих голосов врезается звук клаксона, топот от нескольких пар ног тяжеловесных тел. Гул несколько смолкает, видео затухает, и на сцену выходит Мужчина. МИЛЛИОНЕР Одет изысканно и дорого. Сначала он рассматривает картины, но, на самом деле приглядывается к художнику. Затем решается заговорить с ним.
МИЛЛИОНЕР Здравствуйте. Можно с вами поговорить?!.. мне вас рекомендовали как художника с большой буквы и…мудрого человека…
Опять врывается гул голосов. Они коротко о чём-то беседуют. Богач протягивает ему фотографию. Тот некоторое время рассматривает её.
ХУДОЖНИК Красивая женщина! (возвращает ему фото)
МИЛЛИОНЕР Да, она одна из десятки вышедших в финал на конкурсе красоты мира.
ХУДОЖНИК И что от меня хочешь?
МИЛЛИОНЕР Нарисуй нас вдвоём в шалаше, так чтоб мы светились от счастья. По стилю твоих картин я вижу ты настоящий романтик. Сможешь?
ХУДОЖНИК Конечно. Это моя работа. Но… Что ты хочешь по — настоящему, ведь моя картина не подарит вам счастья!?
МИЛЛИОНЕР Я визуализирую! Проникнусь…
ХУДОЖНИК Ты можешь пригласить хорошего фотографа, найти шалаш и сделать фотосессию. Зачем тебе художественное полотно?
МИЛЛИОНЕР Ты правильно догадался, я хочу счастья… Давно, в старину, говорили, что с милым рай и в шалаше. Я не понимаю, почему так. Хочу понять, помоги.
ХУДОЖНИК Продолжай.
МИЛЛИОНЕР Я в юности услышал анекдот-притчу, о том, как наикрасивейшая молодая женщина в шикарных одеждах и украшениях проходит анфилады комнат огромного особняка. Их много, она проходит каждую из них, и на каждом шагу срывает с себя какую-то часть гардероба или золотых погремушек, и уже совсем обнаженной появляется в спальне, где на великолепном алькове уже готовый к совокуплению ждёт мужчина её мечты. И она бросается к нему в объятья! И закадровый голос с непередаваемым сарказмом произносит: «Вот это — любовь! А всё остальное — бля… Понимаешь, романтик, я привел свою жизнь к этой картине, дворец, молодая красотка, а любви… не вижу. Столько всего достиг, не скажу через что прошёл, и что, все зря?!! Помоги, я хорошо заплачу. Я догадываюсь, что чего-то вижу не так, или не вижу главного, оно ускользает. В твоих картинах, кажется, оно есть. Нарисуй, дай увидеть. У фотографий нет духа внутренней гармонии, там правда момента, честность без глубины образа. Скальпель хирурга вскрывает кишки, чтобы вернуть жизнь, художник обнажает красоту образа главного мгновения, и дарит ему истинную жизнь… И картина твоя, думаю поможет постичь мудрость предков, ты ведь Художник и сможешь проникнуть в глубину мудрости так, чтоб и я её увидел?!.
ХУДОЖНИК (Пауза) Есть тут один секрет, есть. Могу раскрыть, но он дорого стоит… У тебя есть в твоей машине односолодовый виски десятилетней выдержки?
МИЛЛИОНЕР Д-да.. 20-летней..
ХУДОЖНИК Сойдёт. И оплатишь ночь с элитной проституткой… Нет, не статусной и известной, а с такой, какими считались гетеры в древности, талантливой, образованной, женственной, изысканно сексуальной… Не всем доступной! Ты хочешь сказку сделать былью, а мне нужна сказка, чтобы избавиться от неё в жизни!
МИЛЛИОНЕР, (говорит в переговорник). Бутылку виски из машины сюда… И записную книжку из бардачка… Есть такая. Найду. Я…
ХУДОЖНИК А теперь помолчи. Да, всё это стоит денег, а значит для тебя — не трудно. Мне необходима ночь с этим созданием для возвращения веры, что любовь достижима силой…внутренней режиссуры!. Это будет твоим «спасибо», достойным…тебя. Но, а вот то, что я скажу тебе, настоящая цена — будет действительно для тебя… трудной. Когда переваришь урок, сможешь усвоить… присвоить, тогда и почувствуешь истинную цену. Ты заплатишь… своим покоем, и тогда поверишь. Истина, она достаётся очень дорого. Иначе не сможешь ею жить. Лёгкие деньги легко уходят по ветру! Увидеть не-банальность — в избитой истине, значит приобрести новую веру, за которую можешь стать…изгоем среди своих. Готов ли ты к этому, готов ли зайти за изученную грань?
МИЛЛИОНЕР Думаю, да.
ХУДОЖНИК А я вижу, что — нет.
МИЛЛИОНЕР Я покупаю у тебя все картины, что у тебя есть. Этого достаточно? Сколько они стоят?
ХУДОЖНИК Не там ищешь. Я тебе их не продам.
МИЛЛИОНЕР (Пауза) чем ты можешь мне помочь?
ХУДОЖНИК Я могу дать тебе путь! Но, если ты не сможешь воспользоваться им три ближайших дня, и ошибёшься хоть раз… Значит, не готов к собственному счастью… Если не выстоишь под этим ударом, тогда тебе предстоит — писать… дневник собственных сомнений и ошибок, и вот с ним придёшь ко мне, найдёшь меня уже через год. Ну, если всё ещё будешь хотеть счастья! Выбор всегда за тобой. Согласен?
МИЛЛИОНЕР Да.
ХУДОЖНИК Тогда слушай меня внимательно. Три дня ты тщательно следишь за своим образом мыслей и всё, что нужно измерять в категории денег, излагаешь в других категориях и ценностях. Даже в уме, — в любых, кроме денежных. Записывай, чтоб не запутаться. Придумывай, выкручивайся, как хочешь! Не бойся определений из нематериального мира. И через три дня найдёшь меня здесь. Или через год — где-нибудь… Или когда-нибудь, если не поздно будет… Если действительно захочешь, найдешь. Сможешь так думать?
МИЛЛИОНЕР Я попы таюсь!
ХУДОЖНИК Нет, добрый человек. Именно пытай себя — до дрожи, до пота, до боли, если надо. Но не прощай любой мысли — предателя. Жесточайший контроль. Ты сейчас карлик, смотрящий себе под ноги! А я предлагаю тебе взобраться на плечи гиганта. Встать над миром…материальных ценностей и денег. Выйти за пределы! собственной обыденности. И мой совет — лишь путь туда, чтоб глянув с новой вы соты, самому не только ощутить, но и стать освобожденным от рабства…гигантом.
МИЛЛИОНЕР Кажется, смогу.
ХУДОЖНИК Ты молодец, ты честен. Но, видишь ли какая штука, даже три дня — это много — без радости «Скупого рыцаря». Ты же наверняка дни собственной жизни меряешь прибылью, дивидендами. И тут вдруг бац, как удар по голове — мысль, что времена, когда полагал эту радость счастьем, давно прошли! Ты прожил жизнь и вдруг она продолжается, но… параллельно тебе! Ты в ней отсутствуешь, потому что раскрыт великий обман, и сюда тебя погнал депрессивный страх избитой истины, что счастье не купишь ни за какие деньги. Так?
МИЛЛИОНЕР Я понял, я смогу. А могу я прийти раньше?
ХУДОЖНИК Тебе нравится суетиться?!
МИЛЛИОНЕР Нет… Понял.
ХУДОЖНИК И скажи охране, чтоб не пугала посетителей. Да, и сам в следующий раз не одевайся так, будто идёшь на прием в Букингемский дворец. Однако, мне кажется, ты уже уяснил, что стены между людьми строятся из огранённых осколков чужого, кем-то разбитого… счастья. Их плавят, раздувают в кирпичи, гранят и строят из них дворцы… Эти стены — оберег от.«настоящего живого счастья, — все богатства таковы. Твой костюм от Версаче — из этих кирпичей. Он изгоняет счастье, но даёт его статус. Для меня он пустышка. Выказывай его — таким же людям! Не мне. Тем, кто доверяет форме, и всё. А для меня главное, что я могу и даю живое содержание — любой форме… Ты же уловил главное?!
МИЛЛИОНЕР Да. Извини… Вот… (Ему передают, что он просил, он, подписав чек, отдаёт всё художнику)
ХУДОЖНИК Так, визитка гетеры… Да, это одна из элитных, слышал о ней… Чек за ночь, виски — ты молодец! И охрана вышколена. Если выдержишь три испытательных дня без единой ошибки тогда, милости прошу, буду ждать, скажу главный секрет… Но если, хотя бы одна оплошность, то только через год!.. Будь честен, сейчас это единственная твоя выгода. На выходе — Настоящая жизнь. Если проиграешь — не умрёшь. Но будешь ли жив?!!
МИЛЛИОНЕР Я, я найду тебя… через три дня.
ХУДОЖНИК А я буду ждать.
Человек в шикарном костюме долго смотрит в глаза художнику, и, казалось, состарился в несколько секунд, так заострились его морщинки. Потом тяжело поднялся, и ссутулившись пошел к своей машине, на автомате подав сигнал охране сниматься и следовать за ним… Исчезает. Наш герой оглядывается, но своей женщины не видит.
Сцена 6
ХУДОЖНИК Я художник, одинокий поэт, и мужик, — я знаю, что могу помочь человеку… если он готов. А вот мне — может помочь только моя идеальная Женщина. И где Она?.. А — тю-тю!.. Только ты одна можешь увидеть, каким меня создал Бог?!! Где ты, каррамба?!! (Достает телефон, набирает её номер, и, выдохнул, очень спокойно, с детской полуулыбкой). Ты где?.. Ещё не выехала!?.. Эй, эй, остановись… Я просто спросил… Да не наезжал я, это просто вопрос, не претензии… Да… Не упрёк!.. Успокоилась?.. Тогда послушай меня внимательно! Ты уже который раз что-то обещаешь, и не выполняешь, а потом выставляешь меня виноватым в том, что происходит после этого… Нет, дослушай, я скажу один раз! Тебе достаточно было позвонить и сказать: милый, я не приеду, другие дела зовут. (Повышая голос, перебивая её оправдания) А если заработалась, и забыла, и я тебе в этот момент позвонил, то достаточно искреннего извинения, что забыла обо мне!.. Хватит… Я прошу тебя, впредь не оправдывайся, и тем более не наезжай на меня, а просто поступай так, как я только что сказал!.. это называется иметь совесть… (Пауза) Хватит меня обвинять, меня обвинять не в чем… Да, что ж, такое — то. (Срывается) Хватит!. Ладно, у тебя нет совести, и культуры общения, но откуда у тебе эта наглость — повесить на меня вину за то, что мы сейчас ссоримся! Мы не ссоримся, не нагнетай!…Да, мне всё равно, что сейчас ты будешь говорить, мне лень слушать!.. Я устал от всего этого!.. Доказывай свою правоту своему деловому партнеру — мужу!.. То, что ты забыла про меня, и то, что позволяешь себе раздражаться на меня, мне говорит о том, что ты не хочешь меня видеть, что меня слишком много… Да, я знаю, что ты любишь меня, но раз такое себе позволяешь, значит я…перелюбил тебя, то есть, разрешил быть сучкой… Виноват, каюсь!.. Слушай, не перебивай… Внимательно слушай. Теперь, чтобы замолить свои грехи — я блокирую тебя на ближайшие три дня во всех соцсетях, во всех мессенджерах и телефоны тоже… И уезжаю из города… куда-нибудь. Отдохни от меня… Пока! (Он разорвал связь) И в минуты покоя вспомни обо мне настоящем, том, кого любишь… Сними корону, и вместе с головой положи в холодильник. Отдохни, милая… пока! Тебе надо остыть… Как и мне…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Доброта в красивом платье, она придёт и… Комедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других